почему проигрыватели винила такие дорогие
Отличие бюджетных виниловых проигрывателей от дорогих
В аудио мире считается, что наиболее приближенный к реальному звук можно получить при проигрывании виниловых дисков (грампластинок) при помощипроигрывателя виниловых дисков. Это происходит благодаря тому, что процесс получения звука в данном случае аналоговый и исключает возникновение потерь его качества и появление различных звуковых искажений при оцифровке. Однако в случае с виниловыми дисками появляется ряд других факторов, влияющих на качество звучания. К ним относится наиболее часто встречающийся фактор – механический.
Качество получаемого через виниловый проигрыватель звука зависит:
1. От качества и целостности самого винилового диска. Самые дешевые проигрыватели, помимо некачественного звучания, способны своим топорным механизмом звукоснимателя еще и испортить саму пластинку, оставив на ее поверхности царапины и сколы, которые исказят звучание и добавят в него множество посторонних шумов и звуков.
2. От материала изготовления основания и вращающегося опорного диска. Чем тяжелее и устойчивее основание винилового проигрывателя, тем меньше будет вибраций, оказывающих негативное воздействие на качество и чистоту полученного звука. Это же условие применимо и к опорному диску, непосредственно на который устанавливается проигрываемая пластинка.
В дорогих моделях виниловых проигрывателей, относящихся к элитному премиальному сегменту, в качестве материала для основания используется гранит, как прочный и тяжелый материал, имеющий отменные показатели виброустойчивости. В следующем ценовом ряду идут проигрыватели с основанием, выполненным из карбона или металла, которые тоже обладают большим весом и прочностью, губительными для вредных вибраций. В более дешевых вариантах очень часто для изготовления основания применяют ДВП, МДФ и определенные породы предварительно подготовленной и обработанной древесины. Самый бюджетный вариант – это пластик. Он имеет существенный минус – очень низкая устойчивость к воздействию вибрации, но его очень легко обрабатывать, придавая различные формы и цвета, что позволяет дизайнерам свободно экспериментировать. Производители нашли альтернативу и стали использовать акрил, который гораздо лучше справляется с подавлением вибраций, хоть и значительно дороже пластика. Применение акрила уже часто можно наблюдать в моделях виниловых проигрывателей из дорогого ценового сегмента.
Для изготовления опорных дисков тоже в качестве материала используют гранит, стекло, керамику, карбон, металл, акрил, пластик. Часто инженеры и дизайнеры используются комбинации из нескольких различных материалов, схожих по свойствам и придающих еще лучшие характеристики при совместном сочетании, а так же изысканность и стиль внешнему виду. Но и тут существует то же правило, чем качественнее и лучше по своим свойствам применяемый материал, тем дороже конечная стоимость проигрывателя.
3. От тонарма. Конструкция тонарма оказывает не меньшее влияние на качество получаемого звука. Материал, из которого он изготовлен, должен гасить негативные вибрации, но обладать малым весом. В проигрывателях начального и среднего ценового ряда часто используют алюминий. В моделях премиум-класса применяют карбон, который дороже алюминия, однако по своим антирезонансным показателям значительно его превосходит, а также имеет меньший вес, что снижает износ иглы и винилового диска.
По типу тонармы бывают:
— поворотные – наиболее часто используемые, простые в конструктивном исполнении, но имеющие негативный скейтинг-эффект, который искажает звук.
— тангенциальные – это более дорогие тонармы, которые не имеют минусов, присущих поворотным, но они помимо своей цены еще и требовательны к качеству поверхности проигрываемых пластинок и не приемлют наличия повреждений ее или искривлений.
| |
4. От картриджа. Звукосниматель (картридж) – исключительно важный модуль, непосредственно отвечающий за преобразование механических колебаний, снимаемых иглой с винилового диска, в электрические импульсы, передаваемые на фонокорректор. От качества этих действий зависит качество получаемого сигнала.
На бюджетных виниловых проигрывателях используются несъемные звукосниматели, которые затрудняют процесс их замены в случае выхода из строя или для модернизации.
На дорогие модели проигрывателей устанавливают съемные звукосниматели, что дает возможность их индивидуального подбора, в зависимости от вкуса, предпочтений и бюджета. Некоторые модели премиум-класса выпускаются неукомплектованными ни тонармом, ни звукоснимателем (картриджем). Например, Clearaudio Innovation или Clearaudio Master Innovation.
Звукосниматели различаются по типу головки:
— ММ с подвижным магнитом – наиболее распространенный тип головки. Дешевле, проще в обслуживании, выдает вполне качественный звук.
— МС с подвижной катушкой – более дорогая головка с более детальным и качественным звучанием. Из-за своей высокой стоимости используется реже и исключительно в моделях премиумного класса.
| |
| |
Звукосниматель оборудован иглой, которая непосредственно передает через себя все колебания с дорожек винилового диска. Качество и форма иглы напрямую отвечают за точность и полноту самой передачи, а также за сохранность поверхности винила.
— сферические – самая простая форма иглы, устанавливаются на бюджетных проигрывателях. Недостатки: низкое качество звука, быстрый износ пластинки.
— эллиптические – более дорогие иглы, но зато по всем своим свойствам и характеристикам они превосходят предшествующую сферическую. Приносят меньше вреда виниловому диску.
— гиперэллиптические – усовершенствованная версия эллиптических игл. Улучшены все показатели, еще меньше износ пластинки, но выше цена.
— линейные – иглы, вобравшие в себя все возможные плюсы, позволяющие получать наиболее совершенный звук, но и являющиеся самыми дорогими. Используются исключительно в элитных моделях виниловых проигрывателей.
Итог. Выбирая для себя модель проигрывателя виниловых дисков, необходимо хорошо проанализировать все плюсы и минусы его основных узлов. Естественно, что вы будете также учитывать свои финансовые возможности. Но в данном случае не старайтесь сильно экономить, так как Вы рискуете потерять смысл самой сути использования винилового проигрывателя, как источника непревзойденного живого и первозданного звука, который можно ощутить во всей его красе, используя лишь максимально сбалансированное оборудование, собранное из наиболее качественных и совершенных узлов.
Почему надо слушать винил и сколько денег на это придется потратить
22 ноября на «Октаве» пройдет лекция главного редактора журнала Stereo&Video, аудиофила, апологета хорошего звука Михаила Борзенкова.
В прошлом году в США зафиксирован большой рост продаж как винила, так и музыкальных дисков. Физические носители снова в моде? А в России?
Не только в прошлом году! Вот уже больше десяти лет продажи винила растут по всему мира, в иной сезон на 200% в год. Сейчас уже даже не обсуждается, что винил снова стал частью большого музыкального бизнеса, просто имейте в виду, что в 2000 году практически ни один крупный музыкальный релиз не удостаивался выпуска на виниле. Носитель считали благополучно похороненным.
Уже в 2015 поголовно все релизы студий-мейджоров снова печатались в том числе и на виниле. Сейчас уже разговоры идут о том, что в обозримой перспективе со сцены сойдет компакт-диск и винил останется единственным физическим носителем отныне и навсегда.
В России происходит ровно тоже самое, и это все еще не учитывает космического объема рынка старых пластинок. Вся статистика касается только «новодела» который составляет каплю в море пластинок, которые люди снова слушают, покупают и продают.
В продаже можно встретить совсем недорогие виниловые проигрыватели, от пяти тысяч рублей. Можно ли им доверить пластинку?
Нет, нельзя! Тут все просто: проигрыватель винила — на 90% механическая система. Поэтому залог качества воспроизведения — качество изготовления механической части и прежде всего механики работы тонарма. Очень дешево этого сделать просто невозможно. Поэтому копеечные проигрыватели сделаны плохо, криво и банальнейшим образом запиливают ваши пластинки — разрушают дорожки.
Просто подумайте — пластинка сейчас стоит примерно 2000 рублей. Ну как может быть нормальным проигрыватель, который стоит как две пластинки?!
Есть ли смысл искать старые советские проигрыватели в кладовке или на условном авито?
Советские проигрыватели, конечно, уступали и технологически и по качеству изготовления западным аналогам, с которых как правило были аккуратно или не очень скопированы. Однако, по большому счету, советские аппараты так называемого «высшего» класса вполне годятся для воспроизведения пластинок в аудиосистемах начального и среднего уровня. При условии, что вам удастся найти их в хорошем рабочем состоянии, а вот это уже гораздо сложнее.
Почему новый современный винил стоит так дорого?
Расскажите о дороговизне винила тем, кто помнит сколько стоили фирменные пластинки во времена позднего советского союза: месячной зарплаты инженера хватало на одну единственную. То есть сейчас пластинка могла бы стоить 30-50 тысяч рублей. Как тебе такое, Илон Маск?
Средняя цена пластинки сейчас — 2000 и я никак не могу сказать, что это дорого. Компакт-диски стоят почти столько же. Понятно, что музыка по подписке стоит вообще копейки, но цена пластинок абсолютно адекватна затратам на их производство, я бы даже сказал, что они должны бы стоить подороже, но индустрия старается минимизировать цены, чтобы повысить продажи.
О чем пойдет речь в лекции на «Октаве»?
Я попытался не только проследить историю винила как носителя, но и показать, насколько сильно этот предмет повлиял на историю культуры и человечества вообще. Откуда у человека вообще взялась идея записывать музыку на вращающиеся диски? Как индустрия звукозаписи изменила наш мир, как виниловые пластинки повлияли на саму музыку и человеческую культуру?
Ну и завершим разговором и том, как, собственно, надо слушать пластинки, на чем, почему и сколько денег на это нужно потратить.
Встреча с Михаилом Борзенковым пройдет на третьем этаже кластера «Октава», начало в 19.00. Вход свободный, без предварительной регистрации!
Покупка первого винилового проигрывателя. Как найти лучший?
Всё… не выдержал. Сдали нервы. Я его купил. Рассказываю.
Значит где-то два года назад, поддавшись влиянию маркетинга и веянию моды, я решил купить себе виниловый проигрыватель. Но логично рассудил, что покупать проигрыватель преждевременно, когда нет пластинок. Те, что были когда-то, сгорели тридцать лет назад в родительском сарае вместе с проигрывателем (такой большой сундук с лампами внутри и радиой снаружи). В общем заказал себе несколько пластинок на Озоне и понеслось. По одной-две время от времени покупал. Параллельно смотрел видео, читал форум, изучал тему. В результате прочитанного пришёл к выводу, что звука в бюджетных проигрывателях, да ещё и с ММ головой нет и быть не может. Значит нужно копить не только на проигрыватель (130000 руб.), но и на голову (45000–90000 руб.), фонокабель (25000 руб.), мойку для пластинок (40000 руб.), первопрессы, весы, щёточку, опытного профессионала-настройщика и т.д. и т.п. Перфекционизм он такой, он не желает поддаваться на компромиссы. Но есть у него один враг и зовётся он жадность. В качестве первой цели – вертушки, был выбран Technics SL-1500C о котором так лестно отзываются в отзывах да к тому же местный форумчанин @fima1856 им тоже очень доволен. Но волею случая в очередной раз я оказался в pult.ru.
Придя домой, начал проверять инфу. Действительно проигрыватель продавался со скидкой. Отзывы на различных ресурсах были исключительно хвалебные. Но самым веским доводом было то, что оказывается у вышеупомянутого @fima1856 это был первый проигрыватель и он им был тоже очень доволен. Перфекционист пытался сопротивляться и говорил – зачем тебе эта дешёвка, накинь ещё сто тысяч и купи Техникс. Жадность предлагала сэкономить эти сто тысяч на покупку новой акустики и ограничиться проигрывателем за тридцатку.
Но в итоге я доверился логическим рассуждениям, о которых сейчас вам поведаю. Итак, как старый фотолюбитель я знаю, что не опытному фотографу не то, что не обязательно, а крайне нежелательно покупать дорогой и навороченный фотоаппарат. Человек, привыкший нажимать одну кнопку и получать готовое фото скорее всего не сможет сразу свыкнуться с необходимостью нажать 10 кнопок и потратить несколько секунд, а иногда и минут на то, чтобы сделать одно единственное фото. Нужно начинать с простой и не дорогой модели и постепенно идти от простого к сложному. А как же сделать хорошее фото на средненьком фотоаппарате спросите вы? А я отвечу – дорогим или очень дорогим сменным объективом. Он играет роль намного большую чем так называемая тушка. Догадываетесь куда я клоню? Правильно. Я могу взять не дорогой стол, не призывать на помощь для его настройки крутого и дорогого профессионала, а самостоятельно шаг за шагом постигать все премудрости настройки. Кроме того, при желании я могу взять хороший объектив – хедшелл, который останется со мной, когда я перейду на более продвинутый стол.
Решение это нахлынуло на меня, и я дрожащей рукой нажал кнопку купить.
Прошло пять дней, я забрал посылку с почты. Дома под видеозапись распаковал (на случай недокомплекта или поломок). С настройкой пришлось повозиться. Вроде короткая бумажная инструкция, но ей я доверился не полностью и начал смотреть видео по настройке тонарма. Вроде всё делал, как люди на экране, но мой тонарм почему-то не желал стоять на месте, а норовил самостоятельно вернуться в своё гнёздышко-держатель. Ну вот… Обманули. Подумал я, пока на меня не снизошло озарение, о котором не говорили ни в одном из видео. Рычаг, опускающий голову на пластинку, был опущен! Как только я вернул его в верхнее положение, тонарм перестал ускользать и замер на одном месте. Дальше всё просто (спасибо Вячеславу из Dr.Head).
И вот он момент истины. Недорогая вертушка (30000–42000 руб.) с комплектным картриджем за 3000 руб. и бесплатным фонокабелем. Вместо первопресса новодельная пластинка из коллекции Deagostini Jazz на виниле – Getz / Gilberto и Девушка из Ипанемы. И да – произошло чудо. Волшебство свершилось. Я полностью доволен услышанным. Я чрезвычайно доволен получившейся экономией. Меня как меломана пока всё полностью устраивает. А дальше уже будем думать. Но думать будем после того, как поменяем акустику. Тем более, что теперь я ясно вижу свою цель. После демонстрации в пульте Wharfedale Elysian 2 я не спал полночи. Наконец-то я услышал, как может и как должна играть акустика моей мечты. Но это уже совсем другая история.
Говорим о виниле: Мифы, мнения и текущая ситуация
В 18-м выпуске подкаста «Звук» мы говорим о ситуации с виниловыми проигрывателями, комплектующими и обсуждаем различные мифы, связанные с темой винила.
Дмитрий Кабанов: Я думаю, что будет интересно поговорить о мифах, связанных с винилом. Понять, кто еще этим занимается, кому это интересно, где все это покупать.
Тимофей Шиколенков: Вокруг винила сейчас большое количество всяких мнений, основанных и на реальности, и на домыслах. Домыслы – это серьезная проблема нашего общества, а не только нашей аудиотемы. Кто-то где-то сказал, и это кажется правдой, берется за основу и дальше пошло и поехало. В сфере аудио это распространено, ибо не у всех есть возможность прикоснуться к прекрасному – услышать и увидеть, как все работает, действует, звучит.
Взять те же форумы – там у людей есть некие звания, присваиваемые автоматически: «академик», «эксперт». Звания даются на основании количества сообщений, которые человек написал. На самом деле, он нигде не учился, ничего не слышал, не видел, просто у него есть время сидеть и трындеть в сети.
Виниловая тема сейчас не просто жива, она переживает второй ренессанс, пусть и не в первый раз. Есть волны повышения интереса к винилу. За последние 4 месяца к нам приходило телевидение раз пять или шесть. Хотели сделать репортаж о хорошем звуке, о виниле.
Почему вдруг? СМИ к сфере аудио не проявляют интереса уже не одно десятилетие, а тут задавали много вопросов. Это говорит о том, что есть интерес людей, а СМИ просто удовлетворяют информационный голод.
В прошлом году мы начали продавать виниловые пластинки и не прогадали, сейчас их оборот миллионный – не по числу проданных копий, а по выручке. Спрос растет постоянно, не успеваем закупать пластинки.
Но вместе с тем, когда встречаешься с далекими от темы людьми, слышишь мнение, что винил – это для диджеев. Классика.
Хочу сказать, что большинство диджеев не играют на виниловых пластинках, на которых записана музыка. Как так? Есть проигрыватель, диджей что-то крутит, а крутит он пластинки с, так называемым, тайм-кодом, по которому специальная программа на компьютере может понять, на каком месте пластинки стоит иголка. Исходя из этого, она [программа] может понять, с какой скоростью вращается пластинка. Это нужно затем, чтобы можно было на виниле играть в клубе музыку, которая на виниле никогда не издавалась. Играет компьютер, а виниловый проигрыватель – лишь указатель скорости и места, где идет воспроизведение.
Д: Ты все это знаешь не понаслышке, ты же и сам играешь.
Т: Да, но я на виниле не играю, даже на «цифровом». Опыт был. Очень интересно, но тяжело, особенно, с собой носить. Если в клубе есть вертушки, два диска принести несложно. Проблемой является переподключение: надо что-то отключить, подключить, не везде на это нормально реагируют. Говорят: «У нас есть оборудование, приноси свои диски и играй».
Д: Вернемся к аудитории, кто же эти покупатели? Зачастую кажется, что аудитория поклонников винила – это те самые люди, которые с давнишних времен слушают те же старые пластинки на старых проигрывателях. На самом деле, все не так.
Т: Есть и такие. Стоит понять, что те проигрыватели, которые стоят у бабушек и дедушек, отслужили свое. Технологии ушли далеко вперед, а те проигрыватели были даже не бытовые – они в основном были предназначены для того, чтобы хорошо воспроизводить сказки. Это не то, что сейчас идет мейнстримом – винил выпускают для тех, кто очень любит музыку.
«Очень любить музыку» на проигрывателе «Электроника 3.2.3» не получится, поскольку качество воспроизведения будет соответствующим. Это низший уровень бытового проигрывателя, он годится для музея. То же самое можно сказать про [старую] пластинку. Пластинки фирмы «Мелодия» делались для этих же проигрывателей и обладают соответствующим качеством.
Сейчас иногда говорят: «Мелодия» выпустила [новые] пластинки». Да, но выпускались они на заводе в Германии, и от «Мелодии» там только вывеска. Как говорят, есть лейбл – компания, которая обладает правами на материал, и завод, который кому-то принадлежит. Необязательно тому лейблу, который производит пластинки. От «Мелодии» остались только название и права.
Д: Можно сказать, что сейчас наметился слабый тренд на рост общего объема выпуска пластинок.
Т: Не слабый, а очень сильный. Почему речь идет о «Мелодии»? Она на заводе в Германии выпускает даже старые сказки: и «Бременские музыканты», и «Старик Хоттабыч», на которых выросли поколения детей, особенно в 80-е годы. Сейчас те, кто на них вырос, покупают пластинки своим детям, ставят на хорошую аппаратуру с хорошим качеством и открывают для самих себя много нового в тех записях потому, что они многого и не слышали.
Д: Интересно погрузиться в тему аппаратуры и понять, с какого уровня начинается стоимость этих систем, комплектов, комплектующих. Понятно, что есть различные категории, но с чего начать простому обывателю? Потом перейдем к вопросу о том, в чем заключается «ламповость» звука.
Т: Давайте «ламповость» обсудим в другом выпуске, поскольку эта тема к винилу отношения не имеет. Ламповый усилитель необязательно использовать для винила, и винил необязательно использовать с ламповым усилителем. Есть выражение: «теплый ламповый звук», и оно пошло не от тех троллей, которые об этом говорят, а от меломанов, от аудиофилов. Это выражение настолько укоренилось в народе, что теперь оно применяется ко всему.
Д: Что же с оборудованием?
Т: Существуют красивые проигрыватели ретро-дизайна со встроенными колоночками и т.д. Кажется, это то, что нужно, но это не так. Это проигрыватель, но он решает больше визуальную задачу, таких сейчас много.
Т: Нет, это домашняя вещь, но больше для интерьера. Как отличить виниловый проигрыватель для диджея от винилового проигрывателя для музыки? На виниловом проигрывателе для диджея есть длинный ползунковый регулятор на половину, а то и больше, глубины корпуса проигрывателя. Это – регулятор скорости, так можно две пластинки, два трека запустить одновременно с одинаковой скоростью, тем самым их свести, чтобы один трек перешел в другой бесшовно, аккуратно.
На проигрывателях, предназначенных для воспроизведения музыки, этих регуляторов нет. Если такой регулятор есть, это не значит, что проигрыватель плохой, хотя, как правило, его задачи уже другие – «Hi-Fi-темы» на диджейском проигрывателе не «решаются». Если задача не заключается в том, чтобы научиться скретчу или сводить пластинки в клубе, то такой проигрыватель можно не рассматривать. Не вариант.
Д: В этой нише есть задача визуального оформления устройства. Может, она важнее, чем в других нишах акустических систем, и люди прибегают к выглядящим в стиле ретро решениям. Насколько это оправдано?
Т: Если нравится, значит, оправдано. Когда мы выбираем что-то по внешнему виду, мы идем на компромисс с качеством. Редко бывает недорогое решение, которое одновременно хорошо выглядит и хорошо звучит. Поэтому есть очень хорошие, красивые проигрыватели, которые стоят очень и очень дорого.
Что такое недорого? Среднемедианный уровень бытового проигрывателя, который можно купить и потом не сильно расстроиться, – порядка двадцати пяти тысяч рублей. Это разумный минимум. Есть проигрыватели дешевле, но тут уже свои сложности.
Есть некоторые модели, у которых головка специфического размера и крепежа. Потом нужно будет купить только такую же. В основном, на всех современных проигрывателях крепеж головки одинаковый. Надо понимать, что головка у проигрывателя – это расходный материал, игла не вечная. Несмотря на то, из какого материала она сделана, со временем она приходит в негодность, и надо покупать новую.
Когда покупаете проигрыватель, надо уточнить, насколько у него стандартное крепление головки. У тех проигрывателей, цена которых начинается с 25 тысяч рублей, проблем со стандартным креплением нет.
Д: Главное не забывать, что нельзя просто купить проигрыватель, положить на него пластинку, и он начнет играть.
Как подобрать компоненты стереосистемы для дома: поможет наш интерфейс и консультанты
Т: Ну, если очень близко подвинуть ухо к иголке, то музыка будет слышна. Здесь надо рассказать, из чего состоит проигрыватель, и что к чему подключается, и почему.
Есть стол, есть диск, который вращается, на него кладем пластинку. Сейчас есть две технологии вращения этого диска, два способа.
Где стоит мотор и как? В профессиональных виниловых проигрывателях (это клубный диджейский вариант) прямой привод, то есть на мотор надет диск. Есть свои плюсы, например, раскрутить до нужной скорости пластинку можно практически моментально. Есть свои минусы, мотор может давать низкочаcтотные помехи. Это свойственно любому виниловому проигрывателю.
В Hi-Fi проигрывателях это пасик, ремешочек, и рядом отдельно стоящий мотор, но это очень дорогие проигрыватели. Смотрится очень хорошо. Или же это встроенный в корпус маленький моторчик – от него идет пасик, который крутит диск. Возникает вопрос о нестабильной, непостоянной скорости. У супердорогих Hi-End вариантов может быть два моторчика, два пасика, и они друг друга подстраховывают. Можно и десять моторчиков поставить. Но это уже наигранная проблема.
Д: Есть стол, есть диск. Идем дальше – снизу вверх.
Т: Есть тонарм – держатель головки, который двигается с ней, поворачивается, когда нужно, поднимается, опускается. Тонармы бывают разные, но на начальном этапе думать об этом не нужно, потому что те проигрыватели, которые стоят в разумных для обывателя пределах, имеют встроенный тонарм и от смены тонарма звук не зависит.
Важный элемент – головка звукоснимателя, где находится игла, извлекающая звук. Иглы бывают двух типов: MM или MC. Кратко о технологии. ММ – это Moving Magnet – двигающийся магнит. Магнит прикреплен непосредственно к игле и двигается относительно катушек индуктивности, которые находятся рядом. Как известно из курса физики, при движении магнита относительно катушек индуктивности возникает электрический ток. Таким образом, снимается звук с пластинки.
В головках MC все то же самое, только наоборот. Двигается катушка Moving Coil относительно магнита. Принцип тот же самый: одно движется относительно другого, просто применяются разные технологии. Есть свои плюсы и минусы. У MM-головок немного более высокая чувствительность, на выходе сигнал выдается громче, есть технологические особенности. МC-головки выигрывают по качеству, по характеристикам, по детальности. Но у них есть минус – очень и очень слабый выход, в среднем на порядок меньше, чем у головок MM.
Д: Интересно, насколько заменяемы головка и игла? Мы рассматриваем случай, когда про изменяемость тонарма мы сразу забываем. Интересно узнать еще и их ресурс.
Т: Ресурсы разные. Взаимозаменяемость высокая. Одну головку можно менять на другую, но возникает следующий элемент конструкции – фонокорректор или фоноэквалайзер. Для чего он? У него два предназначения. Во-первых, усилить тот самый слабый сигнал.
Любой современный усилитель на вход хочет получить сигнал как минимум 150 мВ. Поскольку MM-головки отдают в среднем 5 мВ – это очень большая разница. МC-головки и того меньше – десятые доли мВ. Получается очень слабый сигнал для усилителя. Поэтому необходимо промежуточное звено – фонокорректор, он же эквалайзер.
Возникает слово «корректор» или «эквалайзер». Почему усилитель называют корректором или эквалайзером? На виниловую пластинку записывают звук с неровной АЧХ – низкую частоту занижают по амплитуде, а высокие частоты завышают, чтобы снизить уровень помех, уровень высокочастотного шума. Низкие частоты занижают, чтобы не возникала слишком большая амплитуда. Иначе бугорки, которые считываются с пластинки, могут получиться очень большими, и головка будет прыгать.
Д: Это делается для того, чтобы снять звук в том виде, в котором задумывалось, исходя из свойств материала.
Т: Да, это технические особенности материала самой пластинки и технологии записи, необходимые чтобы получить широкий диапазон частот, к которому мы привыкли. Приходится таким образом выходить из положения. Фоноэквалайзер или фонокорректор приводит АЧХ к нормальной, ровной кривой, чтобы на выходе получить то, что нужно.
Д: Мы заканчиваем с коробочкой под названием «проигрыватель» и переходим к следующему элементу, который позволит вывести куда-то звук.
Т: Как я уже говорил, мы подключаемся к усилителю либо предварительному усилителю, который уже подключается к усилителю мощности – кому как нравится. Потом включается акустическая система.
Здесь нет ни одного цифрового устройства, если только в усилитель не встроен какой-то цифровой обработчик. За это любят винил. Его любят за то, что он полностью от начала до конца аналоговый. Но от того, какие используются компоненты, от технологии сборки зависит звук. Как мы говорили в одном из предыдущих подкастов, любая акустическая система искажает звук и искажает по-разному. Винил его тоже искажает.
Натурального звука от аппаратуры в принципе никогда не получить. Каждый комплект, сочетание головки, фонокорректора, стола, двигателя создает свои помехи в тракте. Даже движение рядом с аппаратурой будет оказывать помехи, поскольку головка – это очень чувствительный элемент. Иначе, как мы получим звук?
Проигрыватель рекомендуется ставить на антивибрационные подставки, вешать на кронштейны. Решений много. Раньше у меломанов проигрыватели были, как правило, подвешены на кронштейнах к стене, а вся остальная аппаратура стояла на стойке. Хороший вариант. Сейчас больше применяются антивибрационные подставки, которые развязываются, и проигрыватель как бы в воздухе висит. Все, что происходит вокруг, на него влияет, но в меньшей степени.
Д: Про диски. Насколько просто найти? И где их искать? Это дефицит?
Т: Да, дефицит есть. Скажу про два лагеря: старые и новые диски. Есть люди, которые считают, что диски можно покупать только типа «первопрессов». То есть те диски, которые первый раз издали, самые «правильные». Другие полагают, что есть какие-то конкретные издания, и они – лучшие. Все очень индивидуально и основано на чьем-то конкретном вкусе.
Д: Наверное. Старые издания – это обмены и перепродажи «из рук в руки», а новые диски более доступны, они издаются, переиздаются. Выходят коллекционные сборники, и все старые исполнители доступны в новых изданиях. Но насколько просто это можно купить, заказать в магазине?
Т: В сети этого много. Есть небольшие магазинчики, и они сконцентрированы вокруг одной из тем. Это может быть, винтаж, когда старая пластинка лежала на полке, на складе, и ее добыли. Если она не «слушанная» – это чудо, раритет. Вторая тема – новодел – это пластинки, произведенные недавно, их очень много.
Иногда бывает, что в качестве основы берется некачественный материал, и выпускается это на виниле просто потому, что винил привлекает определенную категорию людей. Но здесь риск меньше, чем если скачивать файлы высокого разрешения с какого-нибудь торрент-трекера.
Что можно проверить? Откуда взята запись. В случае торрент-трекера можно только поверить комментарию к этому файлу при скачивании. Если мы говорим про пластинки, то есть гарантия от завода о том, что запись хорошего качества, и ее источник соответствует необходимому уровню.
Д: Если я правильно понимаю, само производство – процесс дорогостоящий в плане оборудования, поэтому такая деятельность запускается в крупных объемах. Только тогда производитель сможет отбить те затраты, которые он вложил в оборудование для завода.
Т: Завод в современном понимании винила – как правило, небольшая комната. Те тиражи, которые делаются сейчас, по сравнению с тем, что делалось в 80-е годы, – это совершенно другие масштабы. Может быть так, что какая-то пластинка выходит тиражом в сто экземпляров. На сегодняшний день это норма.
Д: Я говорю о том, что завод заинтересован держать марку и выдерживать качество.
Т: Тут проблема. Не всегда понятно, какой завод изготавливал пластинку. Существует миф о том, что есть завод в Чехии, и он делает все плохо. На самом деле, в Чехии есть разные производители, и оттуда приходят пластинки очень разного качества. Надо понять, что сам по себе винил не гарантирует никакого результата, факт записи на виниле не значит, что она очень хороша.
Был случай, когда наши инсталляторы настраивали большой комплект для демонстрации клиенту. В нем был и проигрыватель винила, и СD-проигрыватель. Клиент принес диск и виниловую пластинку, ставил играть по очереди. Он хотел сравнить, насколько все получилось правильно. Получилось настолько правильно, что не всегда можно было определить, что играет. Можно добиться идеального звучания, когда есть хороший проигрыватель и хорошая запись.
Почему нравится винил? Винил нравится своими искажениями. Идеально чистый CD-звук людям, которые его слушают, кажется нереальным. Если, конечно, не слушать какой-нибудь «тынц-тынц», в котором нет мелодии, инструментов, голоса. Но если это все есть, то есть и желание получить живой звук, настоящий.
А что это значит? В реальности мы слышим огромное количество шумов вокруг себя. И когда мы слышим чистый, выверенный, вычищенный звук, из которого убрано все, что только можно убрать, кажется что это что-то ненатуральное и ненастоящее. Хочется же теплого и родного.
Д: Стоит сказать, что нет никакого соревнования, как многим кажется, между виниловым звуком и звуком CD. Нельзя понять, что лучше, потому что это разные вещи.
Т: Да, я согласен. Это все равно, что сравнивать концерт в маленьком клубе c концертом на стадионе. То и другое – концерт. Там и там люди. И даже может играть одна и та же группа. Но все будет по-разному. Впечатления будут разные, и зависят они не только от звучания, но и от обстановки.
В случае с винилом еще присутствуют некие тактильные ощущения. Одно дело скачать файл, нажать кнопочку и слушать его, другое – взять с полки конвертик, достать из него пластинку, протереть бережно пыль щеточкой, поставить ее на проигрыватель, включить, наслаждаясь самим процессом.
Есть люди, которые никогда этого не испытывали, и им не понятно, о чем я говорю. Стоит прийти к нам в шоурум и попробовать один раз. Может быть, понравится, а может и нет. Звук, который дает винил, необычный, особенный. Не нравиться он не может, он нравится всегда и практически всем.
Другой вопрос – это сопутствующие особенности: расходный материал в виде головки, невечные пластинки, недешевая обвязка. Это останавливает достаточно многих людей. Зачем? Когда можно бесплатно скачать и послушать в своих наушниках. Но в виниле есть определенные эмоциональные ощущения.
Кадр из сериала Suits на USANetwork – офис манхэттенской юридической фирмы Pearson Hardman
Д: Это особенно важно, когда понимаешь, что слушаешь музыку не очень часто, не каждый день. Просто сидеть перед какой-то акустической системой, пусть даже красивой, не так интересно – это все равно коробка. Она не движется, там нет этих всех элементов, и невозможно получить ту привлекательную эстетику.
В современных фильмах, сериалах мы видим, что у больших начальников, директоров компаний в красивых офисах стоят дорогие виниловые проигрыватели. И именно это нас и привлекает.
Т: Есть два способа слушать музыку. Пассивный, когда музыка играет фоном. Есть люди, которые очень любят фоновую музыку. А есть люди, которые любят тишину, как правило, это бухгалтеры. Не знаю, почему. В нашем офисе в каждой комнате играет музыка, в бухгалтерии же полная тишина. Слышно, как шуршат бумажки, нажимаются кнопочки, но музыка там не играет никогда.
Вернемся, можно слушать музыку фоном для удовольствия, а можно садиться и слушать для наслаждения. Есть, наверное, люди, которые не понимают, что это такое, может, ни разу не пробовали. Но есть и те, кто слушает музыку расслабленно, не просто для удовольствия – для наслаждения послушать звучание в деталях.
Вот таким людям дешевая бытовая аппаратура, продающаяся в сетевых магазинах, противопоказана. Для этого нужно один раз прийти в Аудиоманию, сесть в кресло в шоуруме и послушать, необязательно винил. Винил – это дополнительные эмоции, которые не извлекли из музыки, которые сохранились на диске, и их невозможно описать, невозможно понять, как мы их слышим, но можно ощутить телом и душой. Когда душа слушает музыку, это значит, все получилось.