почему образование так важно для экономического развития
О роли образования в экономическом развитии
Одной из ключевых научных проблем является изучение влияния уровня образования на темпы экономического роста. Современная экономика предлагает множество теорий и моделей, связывающих образование с экономическим ростом. Непосредственное влияние образования на экономический рост выражается в улучшении человеческого капитала. Однако косвенное влияние может выражаться в улучшении других показателей. Например, воздействие образования на микро и на макроуровне можно описать следующей схемой (рисунок 1).
Рисунок 1 – Микро- и макроуровень влияния образования на экономический рост
В неоклассической экономической теории образование рассматривается как инвестиция, способная генерировать поток будущих доходов. Таким образом, оценка эффективности инвестиций в образование производится на основе сравнения стоимости образования с доходом, который они впоследствии принесут. Важно понимать, что при оценке затрат на образование необходимо учитывать не только прямые расходы, но и «упущенные выгоды», которые выражаются в возможном заработке индивида, который он мог получить, если бы пошел на работу вместо учебы. Применительно к обучению стоимостью упущенных возможностей будет доход, который утрачивается в результате принятия решения о продолжении учебы [8].
Таким образом, подходящей мерой оценки экономического эффекта от образования является чистая приведенная стоимость (net present value, NPV). Однако при попытке практического исчисления данного показателя возникают сложности, например, с определением нормы дисконта.
Альтернативным инструментом оценки инвестиций в образование является норма доходности от инвестиций в образование (Rate of Return to Education (RORE)). По аналогии ее можно считать как внутреннюю норму доходности, то есть такая норма, при которой приведенная стоимость будущих доходов равна приведенной стоимости его издержек. Однако для образования такой подход трудно применим, поскольку расходы на образование не всегда поддаются прямому счету. Поэтому RORE можно оценить через регрессионные уравнения. Например, Я. Минцер предложил следующую модель зависимости уровня заработной платы от уровня образования [8]:
где ln Wi– натуральный логарифмом заработной платы i-го человека;
Si– количество лет обучения;
Xi– годы практической деятельности;
εi– случайное отклонение.
Поскольку пропорциональное увеличение дохода, вызываемого дополнительными годами обучения, является постоянным на протяжении всей жизни, то коэффициент β1может интерпретироваться как норма доходности от инвестиций в образование. Указанная модель также включает квадратный член (опыт работы) для того, чтобы учесть обучение без отрыва от работы.
Представленная модель широко исследовалась в различных работах [12, 13, 14]. В результате были вычислены нормы доходности образования для большинства стран мира. Данные подтверждают более низкое значение нормы доходности в более развитых странах и более высокое – в развивающихся. В среднем норма доходности составляет 7 со стандартным отклонением 2,2. Например, норма доходности для США была оценена в 12.
В приведенной модели в качестве фактора используется количество лет обучения. Таким образом, предполагается, что год обучения дает одинаковое количество знаний и навыков независимо от системы образования. Конечно это не так. Пренебрежение качественными характеристиками образования – недостаток приведенной модели.
Однако главный недостаток модели состоит в том, что она не в состоянии принять во внимание социальную окупаемость инвестиций в образование. Социальная или общественная окупаемость может быть выше, если увеличение показателей образования приводит к технологическому прогрессу или положительным социальным эффектам вроде сокращения преступления, безработицы и т.п. С другой стороны, общественная окупаемость инвестиций в образование может быть ниже, если образование является только статусным атрибутом или когда норма дохода на физический капитал выше номы дохода на человеческий капитал. В этом случае, увеличивающееся образование может привести к нерациональному использованию ресурсов и понизить социальные эффекты [6]. В доказательство этому рассмотрим следующий пример.
Предположим, человек, имеющий определенный уровень образования, решает получить дополнительное образование, чтобы претендовать на более высокий доход. В этом случае остальные участники рынка труда будут вынуждены делать то же самое, чтобы оставаться в относительно не худшем положении. В результате мы имеем игру с нулевой сумой, то есть, в долгосрочной перспективе при прочих равных условиях доходы этих участников рынка не изменятся, а требования к рабочей силе со стороны работодателей повысятся. Поскольку все работники вступают в своеобразную гонку за образованием, такое явление получило название «образовательной спирали». Однако общество от такой «гонки» получает выгоду, поскольку человеческий капитал становится качественнее, а производительность труда растет. В рассмотренном примере мы можем говорить об отсутствии окупаемости затрат в образование для отдельных индивидов и наличии общественной окупаемости.
Кроме того, возможна ситуация, когда спрос на образование создается не экономическими потребностями, а стремлением индивидов повысить свой социальный статус. В этом случае, результаты образования, как правило, не задействуются в экономике (и индифферентны по отношению к производительности труда). Такая ситуация ведет к неоправданному расходу ресурсов. При этом в результате отсутствует и индивидуальная и общественная окупаемость вложений в образование.
Показательно, что последний пример, несмотря на то, что он был описан в зарубежной литературе, очень похож на происходящее сегодня в России. Повальное «остепенение» для получения некоего статуса приводит к обесценению образования вплоть до высшей школы. При этом очевидно, что в долгосрочной перспективе «псевдокандидаты» и «псевдодоктора» не получат существенных преимуществ в обществе по сравнению с остальными гражданами, поскольку кроме статуса есть еще один важный фактор, который пока нельзя учесть в подобных моделях – личные способности индивида. И потому, пока стремление к статусности преобладает над стремлением реализовать свои способности, ситуация вряд ли изменится.
1. Barro, R.J., 1991, Economic growth in a cross section of countries, Quarterly Journal of Economics 106, 407-444.
2. Chu, Ke-young, and others. (1995). Unproductive Public Expenditures: A Pragmatic Approach to Policy Analysis, IMF Pamphlet Series, №48 (Washington: International Monetary Fund).
3. Flug, Karnit, Antonio Spilimbergo, and Erik Wachtenheim (1998). Investment in Education: Do Economic Volatility and Credit Constraints Matter? Journal of Development Economics, Vol. 55 (April), pp. 465-481.
4. Grier, K. and Tullock G., 1989, An empirical analysis of cross-national economic growth, 1951-1980, Journal of Monetary Economics 24, 259-276.
5. Kormendi, R.C. and P.G. Meguire, 1985, Macroeconomic determinants of growth: Cross-country evidence, Journal of Monetary Economics 16, 141-164.
6. Krueger, A. and M. Lindahl, 2001. Education for Growth: Why and For Whom? Journal of Economic Literature, 39: 1101-1136.
7. Landau, Daniel (1986). Government and Economic Growth in the Less Developed Countries: An Empirical Study for 1960-80. Economic Development and Cultural Change, Vol. 35, No. 1 (October), pp. 35-75.
8. Mincer, J. (1974): Schooling, Experience, and Earnings, New York: NBER Press.
9. Mingat, Alain, and Jee-Peng Tan (1992). Education in Asia: A Comparative Study of Cost and Financing (Washington: World Bank).
10. Mingat, Alain, and Jee-Peng Tan (1998). The Mechanics of Progress in Education: Evidence from Cross-Country Data. Policy Research Working Paper No. 2015 (Washington: World Bank).
11. Noss, Andrew (1991). Education and Adjustment: A Review of the Literature. PRE Working Paper WPS 701 (Washington: World Bank).
12. Psacharapoulos G. 1985. Returns to Education: A Further International Update and Implications. Journal of Human Resources, 20 (4).
13. Psacharapoulos G., and H.A. Patrinos, 2002. Returns to Investment in Education: A Further Update. World Bank Policy Research Working Paper, No. 2881.
14. Psacharapoulos, G. 1994. Returns to Investment in Education: A Global Update. World Development, 22(9) :1325-1343.
15. Summers, R. and A. Heston, 1988, A new set of international comparisons of real product and price levels: Estimates for 130 countries, Review of Income and Wealth 34, 1-25.
16. Tanzi, Vito, and Ke-young Chu, eds. (1998). Income Distribution and High-Quality Growth (Cambridge: MIT Press).
Образование как приоритетная отрасль современной экономики часть 2
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНІЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
Экономическая функция образования.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума. Процесс профессионального обучения должен обеспечивать получение учащимися и студентами должного уровня теоретических и практических знаний для полного освоения основ получаемой профессии.
Сущность экономического образования.
Действенное влияние на развитие производительных сил государства, наращивание результативности общественного труда, подготовка людей к профессиональной деятельности в строгом соответствии с потребностью социума. Воспроизводство представляет собой постоянное повторение и непрерывающееся возобновление производства товаров и услуг, количество которых покрывает потребности общества. Всякая форма воспроизводства является единством следующих взаимосвязанных элементов: воспроизводство национального продукта как в материальной, так и в нематериальной форме; вызванных этим соответствующих экономических отношений; общей рабочей силы.
Рабочая сила или способность человека к труду – это сумма его физических и духовных навыков, использование которых способно обеспечить социуму появление требуемых для выживания товаров и услуг. Образование также можно отнести к этой стороне человеческой деятельности, где воспроизводятся навыки индивида к труду, приобретаются общие и специализированные знания, формируются должное и ответственное отношение к труду. Образование можно назвать “подготовительным цехом” экономики государства. Главная цель образования – удовлетворение потребности общества в образовательных услугах. Образование представляет собой довольно специфическую отрасль экономики, которая удовлетворяет нужду социума в образовательных услугах, занята подготовкой теоретических и практических кадров, насыщением их нужной информацией, формированием необходимых для них знаний, умений и навыков.
Стоит отметить, что вместе с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Среди структуры духовного производства можно отметить такие важные составляющие как:
наука, которая представляет собой процесс накопления знаний о природе, социуме, самом человеке и создании им ненатурального мира, нахождение общий тенденций строения и движения окружающего нас мира, способов использования этих закономерностей в интересах общества;
образование как система, которая обеспечивает передачу научных знаний, социального опыта и навыков будущим поколениям и всему населению. Система, удовлетворяющая их нужды в образовательных услугах, а также создающая соответствующие эстетические вкусы и нравственные правила поведения в социуме;
книги и СМИ, которые способствуют расширению охвата духовных ценностей;
культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), которые обеспечивают распространение информации и знаний о духовных и материальных ценностях;
идеология как основа для мировоззрения людей, их религиозных взглядов, отражающая мотивы деятельности человека
Отраслевой аспект образования.
В отношении к образованию термин отрасль неразлучно связан с научной областью. Под отраслью экономики подразумевается качественно однородный ряд предприятий, учреждений и прочих хозяйственных единиц, которые характеризуются общностью условий производства, состава кадров в разрезе профессиональной подготовки, взятых на себя функции в системе обеспечения общества, производимых товаров или услуг. Образование как отрасль является совокупностью учреждений образования, организаций и предприятий, которые осуществляют в первую очередь образовательную функцию, направленную на удовлетворение разнородных потребностей людей в такого рода услугах и подготовку квалифицированных кадров.
К подсистемам отрасли образования стоит отнести экономику дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехучилищ, высших школ и системы послевузовского образования.
Важнейшая роль образовательной отрасли народного хозяйства состоит в следующем:
Особое место образования в системе разделения труда. Это исключительная отрасль, удовлетворяющая запросы людей в услугах образования, которая специализируется на возобновлении основной производительной силы социума – квалифицированных работников всех сфер производства, а также для всех видов непроизводственной деятельности.
Уровень образования жителей страны выступает как главнейший индикатор благосостояния социума. Уровень образования выражается с помощью индекса развития человека, который можно охарактеризовать по следующим пунктам: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.
Каждый год обучения человека продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, разбирающиеся люди более здоровы, чем их неграмотные сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессивным состояниям, у них в большей степени наблюдаются следующие болезни: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешёвых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжёлыми физическими нагрузками.
Образование как отрасль экономики является замкнутой. В этом её отличительная особенность. Она сама для себя учит работников – преподавательский состав.
Работа в сфере образования стала одним из самых массовых сфер деятельности человека. По количеству занятых в ней отрасль образования опережает многие сферы экономики. В учреждениях образования нашей страны трудится порядка 6 млн. человек.
Особенности образовательных услуг.
Работники учреждений образования удовлетворяют нужды представителей социума в особых экономических услугах, получивших название образовательных. Они являются системой знаний и навыков, которые направлены на использование в целях удовлетворения различных потребностей личности в частности, так и общества в целом, Образовательные услуги обеспечивают удовлетворение познавательных интересов учащихся, удовлетворяют нужды индивида в духовном, умственном развитии, обеспечивают условия для самореализации личности.
Эти услуги выражаются в обучении будущих и нынешних сотрудников, формировании и развитии их предрасположенностей к определённым сферам труда, специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, услуги образования являются продукцией учреждений образования.
Образовательные услуги воплощаются в материальном виде: выпускаемые методические пособия, программы, учебники, учебные пособия и т.д. Правда тут они стали лишь материальным носителем этих услуг как духовных ценностей.
В условиях научно-технического прогресса и перехода общества в постиндустриальную эру на первое место выдвигаются не столько навыки и сноровка, сколько солидный багаж знаний, предрасположенность творчески мыслить. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих способностей человека.
Образовательные услуги несомненно отличаются от товаров материальной формы следующим: образовательные услуги – это не материальная, а скорее социальная (или даже духовная) ценность. От прочих нематериальных видов услуг они отличаются особым свойством – возможностью удовлетворять потребности человека в его духовном, умственном развитии и в освоении навыков и знаний выбранной специальности.
В сфере экономики образовательные услуги имеют ряд отличительных свойств:
1. создание образовательных услуг представляет собой продукт, не оставляющий вещественного осязаемого результата;
2. образовательные услуги неотделимы от преподавателя. Если продукт, имеющий вещественную форму, существует в независимости от его создателя, то образовательная услуга сопутствует человеку, её создающему;
3. с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и отсутствие возможности их хранения и транспортировки, и как следствие, рассредоточенность и локальность учреждений образования.
4. учитывая первые два пункта можно с уверенностью утверждать, что объективная оценка качества образовательных услуг крайне затруднена.
Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создаётся конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.
Под образованием понимают передачу посредством осуществляемого педагогического процесса части накопленных человечеством знаний и социального опыта, необходимых для того, чтобы обучаемый смог в полной мере освоить выбранную им профессию. Образование функционирует в рамках системы образования, под которой понимают комплекс учреждений, занимающихся непосредственно процессом обучения. Эти учреждения призваны реализовывать образовательные услуги. Образовательная услуга, как и прочие услуги, не имеет ярко выраженной материальной формы, и ознакомится с ней потребитель может лишь после её приобретения, что в свою очередь создаёт для него некоторые риски при выборе исполнителя. Таким образом, потребитель услуги в первую очередь ориентируется на имидж производителя и отзывы о его деятельности.
Также определённую сложность вызывает критерий оценки количественной стоимости образовательной услуги. Ввиду того, что процесс усвоения информации и передаваемых навыков зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от желания и возможности услышать, воспринять и запомнить учащегося и студента, относительно справедливым будет оценка потраченного усилия преподавателя во временном эквиваленте его педагогической деятельности.
Последние десятилетия ХХ века и начало века ХХI – время перехода общества от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Растёт потребность экономики в информации. В постиндустриальной эре спросом будут пользоваться специалисты, постоянно повышающие свой уровень знаний. Некогда окончивший высшее учебное заведение специалист, не пополняющий свой багаж знаний в эпоху удваивания объёмов информации каждые несколько лет, рискует потерять рабочее место. Именно поэтому в моду входит так называемый процесс непрерывного обучения, когда человек постоянно пополняет свой багаж знаний. В связи с нарастающей важность информации как таковой, учреждения, предоставляющие образовательные услуги как классического, так и последипломного образования в экономике будут отыгрывать всё более значимую роль.
Влияние образования на экономику России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 28.02.2021 2021-02-28
Статья просмотрена: 607 раз
Библиографическое описание:
Кариева, Э. М. Влияние образования на экономику России / Э. М. Кариева, Н. В. Калабин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78894/ (дата обращения: 11.11.2021).
В статье рассмотрена роль и влияние образования в стране на национальную экономику. Определены позиции России в мире по индексу образования и по уровню богатства, факторы, влияющие на снижение уровня образования. Выявлены необходимые меры, которые нужно предпринять для улучшения качества образования, также проанализированы статистические данные о количестве населения по уровню образования и его влияния на занятость трудовых ресурсов.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, индекс уровня образования, ВВП, валовой внутренний продукт, занятость населения, средняя заработная плата.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Также он является ключевой составляющей для развития экономики. Поэтому государство должно стимулировать обучение людей, дать качественное образование.
На основании анализа докладов Организации объединённых Наций (ООН), опубликованного в 2018 г. установлено, что Россия занимает в мире по качеству образования 33 место. По данным ООН индекс уровня образования является ключевым показателем благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни [1]. Следует отметить, что тройкой лидеров в 2018 г. по этому показателю являются Германия (0.946), Австралия (0.923) и Новая Зеландия (0.923), Россия же располагается на 33 месте с индексом 0.832. Данные показатели представлены в таблице 1.
Рейтинг стран мира по индексу образования [1]
Место
Страна
Индекс
Россия
0.832
К сожалению, наша страна не входит в десятку лидеров по этому показателю. Существует множество причин, влияющих на это.
Например, в нашей стране сегментированное образование, которое не даёт всем одинаково получать знания. Кто-то может позволить себе обучаться в хороших школах, нанимать репетиторов, посещать дополнительные курсы, следовательно, имеет больше шансов на успешную жизнь. Остальные же довольствуются тем, что есть.
Также существуют ещё несколько факторов, влияющих на снижение уровня образования и представленных на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на снижение уровня образования
Отсюда следует, что страна получает низкую долю квалифицированных рабочих. У кого была возможность получить качественное образование, те становятся более успешными в жизни, так как обладают большим набором знаний и навыков. Другие же вынуждены соглашаться на некачественные места работы, низкие зарплаты [2].
По последним данным микропереписи 2015 г., представленным в таблице 2, установлено, что большинство людей не желают получать высшее образование. В основном люди предпочитают среднее профессиональное образование.
Уровень образования взрослого населения России (в расчете на 1000 человек) [6]
Показатели
Население в возрасте 25–64 лет
Мужчины
Женщины
Неполное высшее профессиональное
По программам подготовки специалистов среднего звена
По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Не имеют начального общего образования
Конечно, каждый человек в праве сам решать, какое образование он получит, но от этого зависит уровень его зарплаты. Работодатели предпочтут более квалифицированного специалиста, поэтому чаще всего люди с высшим образованием и занимают должности, которые приносят внушительный доход. По данным Росстата [5] на 2019 г. средняя заработная плата людей с высшим образованием составляет 57,7 тысяч рублей, у людей со средним специальным образованием — 36,9 тысяч рублей, меньше всего у людей с основным общим образованием — 34,8 тысяч рублей. (рис. 2).
Рис. 2. Средняя заработная плата в месяц в зависимости от уровня образования, 2019 г. [5]
Но не только от самого населения зависит уровень образования в стране. Очень многое зависит от финансирования системы образования. Имея достаточное финансирование, образовательные учреждения могут обеспечить себя нужными учебными материалами, новыми технологиями, мотивировать самих сотрудников и другое. К сожалению, в нашей стране с этим дела обстоят недостаточно хорошо.
Кроме того, данный рейтинг Skyeng представил данные о долях государственного финансирования образования, в котором лидирует Норвегия, где на затраты в образовательной системе приходится 99 % бюджетных средств. В Финляндии данный показатель составляет 98 %, а в Люксембурге — 97 % [4].
Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к сокращению образовательных учреждений. Показатели, представленные на рис. 3 свидетельствуют о том, что количество школ с 2000 г. по 2019 г. сократилось на 40 % по данным официальной статистики, на 25 % сократилось количество учреждений среднего профессионального образования и на 23 % учреждений высшего образования [4].
Несмотря на сокращение учреждений высшего образования, современные реалии таковы, что растёт количество занятых с высшем образованием.
Рис. 3. Численность занятого населения в зависимости от уровня образования, тыс. чел.
При этом остальные группы людей остаются в большой степени без работы. Так ещё в 2000 г. 11777 тысяч человек с высшим образованием были занятыми, а в 2019 г. их число составило 24632 тысячи человек [6]. Увеличение составило более чем в два раза Работодатели в большей степени ищут высококвалифицированных рабочих, поэтому нужно больше времени уделить развитию системы среднего профессионального образования (СПО).
Следует отметить, что количество занятых людей, имеющих СПО увеличилось на 14,7 %. Занятых, имеющих среднее общее образование сократилось на 20 % за период 2000–2019 гг. А занятых в экономике людей с основным общим образованием сократилось на 66 %, они остаются без работы или вынуждены соглашаться на плохие условие труда. Так мы получаем высокий уровень бедности, также это влияет на то, что страна не может усложнить уровень экономики, тем самым не удаётся поднять уровень богатства страны. Поэтому в рейтинге богатых стран мира на 2020 год по ВВП, представленном в таблице 3 и рассчитанном по паритету покупательной способности, мы сможем увидеть Россию лишь на 55 месте с показателем 30.284$.
Список стран по ВВП (ППС) на 2020 г. [5]
Место
Страна
ВВП-ППС, $
Россия
30.284
С целью улучшения данного показателя Правительству РФ предстоит разработать план действий по улучшению образования в нашей стране. В мире же достаточно много исследований посвящается этой теме, и исследователи выделяют несколько путей решения этой проблемы. Прежде всего, нужно замотивировать педагогов, улучшить качество их места работы, постараться распределить высококвалифицированных рабочих по всей системе образования. Для учащихся же надо обеспечить их готовность к обучению, реализовывать программы по обучению в раннем возрасте, соблюсти их потребности. Также нужно составить учебные планы, соответствующие реалиям современности, обеспечить детей нужными учебными материалами, развить цифровую грамотность. Сами организации нужно оборудовать различными современными техническими средствами, обеспечить достаточным бюджетом. Также для достоверного анализа системы образования нужно, чтоб организации представляли правдивые отчёты и проводили мониторинги, так будет понятно, что и где надо улучшать.
Таким образом, влияние образования на экономику страны достаточно значимо, поскольку от этого зависит, какие кадры страна получит в дальнейшем. Сейчас в России с этим есть проблемы, количество не достаточно квалифицированных рабочих велик, также страдает качество предоставляемых рабочих мест. Всё это идёт от того, что когда-то люди получили низкие знания и небольшой объём навыков. Поэтому экономика страны не усложняется, люди ориентированы на простой труд. Следовательно, и в списке богатых стран Россия занимает невысокие позиции. Также люди не стремятся получить высшее образование, да и количество учебных заведений высшего образования сокращается, хотя по статистическим данным, таким работникам платят больше и их чаще нанимают, остальные слои населения вынуждены выполнять лёгкий труд, с которого имеют низкий доход, отсюда и бедность населения. Чтоб улучшить позиции в этих показателях, нужно улучшать систему образования, через мотивацию преподавателей, составление современных учебных планов, которые соответствовали бы новым реалиям и помогали удовлетворить потребности учащихся и в дальнейшем страны, также нужно обеспечивать организации всем необходимым, не жалеть бюджета на их развитие. Так Россия сможет улучшить своё положение в мире и выйти на лидирующие позиции.