почему наши политики так плохо говорят
8 причин, из-за которых Россия живёт хуже западных стран
Мы расскажем об истинных причинах, из-за которых наша страна во многих сферах безнадёжно отстаёт не то что от Запада, но даже от некоторых стран бывшего соцлагеря из Восточной Европы.
1. Непонимание людьми, что деньги государства — это их отчисления
Запомни: у государства нет своих денег. Чтобы тебе было проще понять, почему коррупция — это одна из самых главных причин бедности населения, представь, что вы с соседями по дому постоянно оплачиваете управляющей компании определённую сумму, которая в дальнейшем должна пойти на социальные нужды (например, на ремонт детской площадки, озеленение двора и другие необходимые жильцам вещи).
И вот в один из дней вы узнаёте, что директор управляющей компании был замечен на озере Комо в откуда-то появившемся у него на зарплату в 30 тысяч рублей в месяц гигантском особняке. Что последует далее? Вы будете выяснять, откуда у него этот особняк и где уже давно обещанная новая детская площадка. Не дождавшись ответа, вы попробуете привлечь вора к ответственности. Так поступит любая группа людей, которую обокрали.
Чем же отличаются налоговые поступления в казну от этого примера? И там, и там отчисления производятся принудительно; и там, и там средства не появились из воздуха — они были внесены народом. Но когда говорят о коррупции в государственных структурах, украденные из казны деньги магическим образом обезличиваются и становятся как бы ничейными. Люди не понимают, что каждый украденный из казны рубль, который был проигнорирован, — это будто к тебе подошёл вор, запустил руку в карман, вытащил кошелёк и спокойно ушёл, а ты при этом сказал что-то вроде: «Ну да, украл — и что?»
2. Отсутствие обратной связи с руководством
Ещё одна основополагающая составляющая любого здорового государства — это хорошо налаженная обратная связь с правительством. Любой чиновник, от мала до велика, должен слышать глас народа, понимать его настроения и отвечать на его запросы. Но когда обратная связь отсутствует, как в современной России, в высших эшелонах власти возникает чувство вседозволенности и оторванности.
Народ воспринимается как юниты в игре, которые существуют для единственной цели — выполнять приказы.
Что происходит, когда обратная связь существует? Представителям власти приходится следить за своими действиями и выполнять предвыборные обещания, иначе на следующих выборах народ выскажет своё мнение и выберет других кандидатов. А возможно, как это нередко происходит во Франции, предпримет меры воздействия до выборов, например устроит забастовки или другими мирными способами донесёт до власти, что её действия не соответствуют интересам нации.
В любом из этих случаев правительство и остальные граждане приходят к консенсусу, который либо устраивает обе стороны, либо направлен на защиту интересов масс. В нашей же стране, ввиду отсутствия обратной связи, устоялся «однополярный мир», где есть только воля власти. А она почти всегда не совпадает с желаниями граждан. Отсюда разрушительные для широких слоёв населения законы вроде пенсионной реформы.
3. Ориентация на оборону, а не на социальные нужды
Раньше Россия всегда была окружена множеством стран, которые хотели бы оторвать кусочек богатой земли. Однако те времена прошли, как бы сильно нас в обратном ни заверяли пропагандисты с экранов телевизоров, и теперь не нужно вводить армию на территорию государства. Ты можешь просто «купить» понравившуюся тебе страну, а точнее её производственные и логистические линии, и сделать, по сути, колонией.
Но в России зачем-то продолжают тратить миллиарды на новое вооружение, хотя в шахтах нашей страны «спят» тысячи межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, и никто в здравом уме не сунется ближе, чем на сотню километров к границе. Особняком стоят военные операции, которые наша страна ведёт в нескольких точках планеты. Туда вкачиваются миллиарды, вместо того чтобы пустить эти деньги на социальные нужды.
4. Борьба за престиж на мировой арене
Это нормально, когда ты пытаешься произвести впечатление на ровесников своей новой игрушкой лет так в десять. Но когда твоя страна уже давно всем всё доказала, пытаться «понтоваться» перед мировым сообществом — это как минимум странно. Из-за этой борьбы за престиж тратятся десятки миллиардов на помощь «братским» народам, которые страдают под гнётом чего угодно.
Возьмём только одну Сирию. В 2016 году появилась информация, что первые шесть месяцев военной операции в Сирии обошлись бюджету в 33 миллиарда рублей. В день это где-то около 156 миллионов рублей. А это в среднем 100 спасённых детей в день, которые нуждаются в дорогостоящем лечении. Но вместо них будут спасать народы Венесуэлы, Кубы, Сирии и других — тех, кто, по мнению руководства нашей страны, нуждается в этих деньгах больше, чем россияне.
Работать на престиж — это необходимая вещь, но только когда в твоей стране большая часть граждан может отнести себя к среднему классу. И нет, не к тому, который получает 17 тысяч рублей в месяц.
5. Гибкость законов и избирательное правосудие
Любой юрист подтвердит, что российские законы написаны так размыто, что могут трактоваться в разных случаях по-разному. Возьмём в качестве примера не так давно нашумевший закон о валежнике. Вся суть закона была в том, чтобы внести слово «валежник» в 32 статью Лесного кодекса РФ. И вроде всё хорошо — теперь можно спокойно собирать валежник. Но как оказалось — нет. Не всё, что лежит на земле, валежник. Вместо этого ты можешь случайно захватить сухостой или ветровал, что будет грозить штрафом или уголовной ответственностью. При этом определения термину «валежник» депутаты не дали.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ говорит, что:
По сути, ты можешь собрать то, что повалено снегом, а вот то, что свалило ветром, — нельзя. Как понять, что стало причиной падения дерева, — не ясно, но если задержат — выпишут штраф. Ты даже не сможешь собрать то, что до тебя спилили (например, оставшиеся ветки). И при этом тебе нельзя пользоваться никакими инструментами как для распила, так и для транспортировки. Всё руками и на спине.
И такое практически в любом федеральном законе: неопределённость и свобода трактовки. Кто-то из высших эшелонов вывез весь лес в Китай? Он собрал валежник, помог природе. Ты собрал несколько веток и напоролся на патруль, у которого план по задержаниям? Готовься к поездке в места не столь отдалённые.
6. Отсутствие активной гражданской позиции
Около двадцати лет нам ежедневно доносят простую мысль: от вас ничего не зависит. Выборы? Сиди дома — там же за тебя уже давно решили. Забастовка на работе? Да никто не пойдёт, а тебя просто уволят.
Все эти идеи идут с самого верха, которому выгодно, чтобы ты и твоё окружение после очередной выходки чиновника тихонько сматерились и сказали: «Мда, как всегда» — а после в грустном настроении пошли домой, где на кухне можно безопасно обсудить эту наглую говорящую голову.
7. Излишний консерватизм
Большинство нынешней верхушки власти — та же номенклатура 70-х, которая быстро «переобулась» в 1991-м и стала демократами, либералами, монархистами (в общем, кем угодно). Но на деле все они так и остались консерваторами, боящимися каких-либо перемен, даже если они направлены на улучшение жизни народа.
Зачем что-то менять, если это хорошо работает, — здравая идея во многих ситуациях. Но когда ничего не работает, консерватизм подобен маргиналу, которому нормально жить на коробках за гаражами.
8. Оторванность силовых структур от народа
Силовики в нашей стране — это отдельная каста людей. Большинство из них живёт в своём мире, где есть благодетели в лице власти (их работодатели) и враги (все остальные). И когда полицейский в очередной раз подкидывает наркотики невиновному человеку, когда он бьёт дубинкой того, кто мирно отстаивает свои интересы, он не видит в этом ничего плохого. Для него ты просто цель приказа, не более.
Когда в стране силовые структуры служат не народу, ни о какой социальной справедливости и речи быть не может. Только когда представитель силовых структур понимает, что он отстаивает честь и достоинство своей нации, знает, что на него смотрит буквально весь мир, когда он является примером для подражания, он будет служить и защищать, а не исполнять бессмысленные и беспощадные приказы тех, кто давно оторвался от реальности. А когда полиция и армия служат в первую очередь народу, обличённые властью люди понимают, что не смогут уйти от ответственности за свои действия и спрятаться за спинами вооружённых людей, и работают прежде всего на благо нации.
Ковидная война проиграна, или Чего боится Кремль?
С таким глубинным народцем, что населяет сейчас просторы России, мы бы не смогли повторить подвиг наших отцов и дедов. Увы, народец нынче стал другой, способный лишь громыхать патриотизмом только на словах и за столом, а не встать плечом плечу и достать шашку, когда враг уже ворвался в наши дворы и дома.
Объявленные властями каникулы превратились в день непослушания и всеобщего веселья, в день массовой скупки путёвок заграницу, бронирования отелей и билетов.
В сторону юга полетели забитые под завязку ковидные колесницы, и плевать народец хотел на все эти странные призывы Президента прервать страшную ковидную цепь, проведя эти дни в кругу семьи, дома.
По данным аналитика Александра Драгана из компании Aviassales, только в первые сутки после объявления каникул количество запросов выросло на 53%, а за прошедшую неделю в 2,6 раза.
Сочи +116%, Краснодар +208%, Симферополь +161%, Калининград +111%, Минводы +163%. Зарубежные направления так же выросли в запросах более, чем в 2 раза. Турция +116%, Египет и ОАЭ +80%, Армения и Кипр +118%.
В тоже время коечный фонд во многих туристических регионах уже исчерпан, а только что привитые Спутником-Лайт получают практически сразу QRкод, но не выработку антител. Так что по мнению Александра Драгана ситуация просто катастрофическая, с чем полностью согласен и очень рекомендую прочитать его анализ в оригинале.
Фактически объявленные каникулы вместо того, чтобы выполнить роль замедлителя распространения коронавируса и спасения не только россиян, но и медицины от окончательного укладывания её в землю, стали/станут катализатором новых заболеваний.
Разве такого эффекта ожидали наши власти и можно ли было это просчитать заранее? Очевидно, что всё это было ожидаемо и предпринимаемые полумеры только усугубили ситуацию.
Но почему вместе с ожидаемым результатом от этих каникул Крым и Краснодарский край не усилили врачами, скорыми и мобильными крематориями? Местные морги и крематории просто не справляются с перегрузкой, смертность растёт, привиться очень сложно и я очень сомневаюсь в цифрах официальной статистики.
А что бизнес? А бизнес разный и, если одни проигрывают, то есть те, кто очевидно выигрывает. Туристический, похоронный, интернет торговля и доставка гребут прибыля лопатой, и не одной.
Бизнес ноет и требует помощи, Правительство обещает помочь, но всё это лишь латание дыр и деньги на ветер. Декларирование помощи — это хорошо, но бизнес это риски и никто не обещал собственникам, что они на своей теме будут вечно рубить бабло. Все прекрасно понимали, что коронавирус не уйдёт, это уже четвёртая волна и надо было готовиться.
Собственнику нужна прибыль, наемным работникам зарплата и, чтобы там не мычали про социально ориентированный и ответственный бизнес, только прибыль и ничего более не волнует людей.
Почему властям нельзя назвать реальные цифры ковидной статистики, почему нельзя сказать, что сами всё продули, избегая вакцинирования, что выкручивайтесь как хотите и ввести локдаун на 3-4 недели? Почему не подготовились заранее? Ответ простой – были выборы и Кремль не готов был говорить правду.
Но меня волнует не столько бизнес, сколько обычные люди, хотя, конечно, тут есть прямая связь. Нужна адресная помощь конкретным людям, а не абстрактному бизнесу. Нужна ли помощь тем, кто рванул на Юга? Однозначно нет, но и они будут выть про убытки.
Сколько продлятся вынужденные каникулы? Это ключевой вопрос, который беспокоит бизнес и рядовых граждан. Большинство экспертов сходится на 3-4 неделях, в зависимости от ситуации в том или ином регионе.
Севастополь закрыл не только въезд для не привитых, но и на выезд за границы города. Законно ли не знаю, но эффективно. В Хакасии вводится комендантский час и прекращает работать общественный транспорт. Жёстко? Да, но эффективно.
Пока одни будут отдыхать на югах, другие будут работать дистанционно или очно. Так что в таком формате каникул, которые нам предложены они не имеют никакого смысла. Надо либо закрывать всех на 2-3-4 недели и наращивая темпы вакцинации, либо оставлять всё, как есть и не играть в войнушку с короной.
Чего боится власть? Протестов? Нет. Аномальной смертности? Нет. Так чего-то она боится, если играет в полумеры. Для меня это главный вопрос и на него ответа нет.
Чего боится Кремль и почему опять полумеры? Есть ли у Вас ответ на этот вопрос? Как и где Вы проведёте эти ковидные каникулы? Пишите мне Здесь!
Почему наши политики не являются хорошими ораторами
— Почему наши политики и депутаты выступают так плохо.
Конечно же, есть среди политиков и хорошие ораторы. Не будем называть имена и переходить на личности. Но я согласен, что в большинстве своем, наши политики являются довольно-таки плохими ораторами.
Почему? Причин много. Вот некоторые.
Почему политики плохие ораторы?
Лень учиться риторике
Ораторским искусством не овладеешь за два-три дня (как хотелось бы). А заниматься этим много, как, например, спортом — лень. Из многих клиентов, лишь один учится у меня регулярно, занимаясь со мной, как с тренером уже около года. Выступает он уже — блестяще!
Возраст. Поздно учиться риторике
К зрелому возрасту у больших политиков появляется два мнения: «Мое» и «Неправильное». Обучать таких очень сложно. Они сами «знают», как «им лучше». Учатся со скрипом, обучаясь от положения «ужас» до состояния «ну, уже неплохо». На этом обучение прекращают.
Некогда обучаться ораторскому искусству
«Научите меня ораторскому искусству! Нет, больше двух дней я на это выделить не могу!» В результате обучаются у меня на Базовом курсе только основным техникам. И всё! Некогда. «Уже ведь неплохо!» Но, ладно, и два дня — уже достижение!
Большинство депутатов, да вы видели их по телевизору, и двух дней не обучались риторике. Им пишут речи. Они их выучивают. Потом читают или пересказывают. Сухим депутатским голосом.
Вот такая вот политическая риторика.
Не хуже других выступаю
Да, ведь вокруг все выступают посредственно. И никто не хуже других, как бы он не выступал. Лишь бы не выделялся! «Я хочу выступать, как, допустим, Иван Иванович. Мне этого достаточно.»
Стереотип публичного человека
Мне часто задают вот такой вопрос: «Зачем жесты, зачем жестикулировать? — Вы посмотрите. Ведь другие этого не делают! Я же не Якубович — а депутат!»
Лень репетировать
Хочется выступать сразу. А тренироваться, репетировать — лень. Отговорка: «Нет времени».
Причин много.
Не будем перечислять все причины. Их много.
Не будем дальше об этом. Потому как есть и здравомыслящие люди. И они учатся ораторскому искусству. И уже хорошо выступают. И скоро сменят стереотип, что «депутаты выступают посредственно». И я уверен, что скоро появится безусловное правило:
«Политик — это, прежде всего, отличный оратор!»
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Почему наши политики выступают плохо / Причины плохого выступления политиков / Политическая риторика / Риторика в политике / Политические выступления / Причины плохих выступлений политиков / Риторика Киев /
Почему россияне не доверяют вакцинам от ковида
Отказ от прививок — своего рода проявление неосознанного протеста и сопротивления системе, уверена психолог Алла Колосова.
Смертность от коронавируса в России продолжает бить рекорды — каждый день в стране продолжает погибать более тысячи человек. Между тем, несмотря на страшные цифры, многие не спешат вакцинироваться. О причинах массового неприятия прививок от коронавируса в подкасте «Росбалта» рассказала психолог Алла Колосова.
— Россия сегодня мировой лидер по потерям от ковида и по росту заболеваемости. При этом на 8 ноября в нашей стране было вакцинировано всего 33,8% населения. По этому показателю мы на 98 месте в мире. Нас опережают, например, Малайзия, Монголия и Марокко — страны явно не превосходящие Россию по уровню образования и культуры. С точки зрения психологии в чем главные причины столь массового неприятия вакцинации нашими соотечественниками?
— Да, вы правильно сказали, что люди у нас достаточно образованные и думающие. Если взять количество россиян, окончивших высшее учебное заведение, то их более 30%.
Что касается нежелания вакцинировать, то здесь дело в том, что с позиции психологии на любое принуждение всегда будет сопротивление.
— Но пока постоянно подчеркивается, что это дело добровольное. Людей призывают позаботиться о себе и близких…
— Вы знаете, иногда это смешно звучит. С одной стороны, нас не заставляют. И наш президент сказал, что не будет принуждения. С другой стороны, ко мне приходит клиенты, которым на работе выдвигают ультиматум: либо вы прививаетесь, либо до свидания. Как вы думаете: это принуждение или нет?
— Вот видите. У нас и так в обществе высокая степень недоверия к официальной информации. Я уже не буду вспоминать, как все начиналось. Сколько было вопросов у людей о ковиде, сколько разноплановых заявлений медиков, не говоря уже о каких-то медийных персонах. Что надо делать, что не надо, что полезно, что вредно…
Теперь глава государства говорит о том, что мы можем не прививаться, если не хотим, а работодатель вынуждает вакцинироваться. От этого и начинается сопротивление. Конечно, осуждать людей очень трудно, но я вижу, что в большинстве своем сейчас они смирились и собираются сделать прививку. Знаю также и тех, кто решил «обойти» систему. Наши русские люди, если не могут идти прямо, то «обогнут»…
— Не только русские люди так делают. Прекрасная история произошла в Греции, где врачи брали по 400 евро за псевдо—вакцину, а на самом деле все-таки делали прививку обратившимся с такой «просьбой».
— Да, везде присутствуют сомнения у людей. Стоит ведь и вопрос, какую лучше вакцину делать? Я знаю, что есть категория людей, которые не прививались из-за того, что наш «Спутник» не зарегистрирован в Европе, а у многих все-таки осталось желание путешествовать.
У меня, например, сын моряк. Он недавно вернулся из рейса, шесть месяцев был в море. У него тоже был ступор — там он мог сделать прививку, но она у нас «не котируется», а нашу прививку не признают во многих странах.
Если мы не можем добиться регистрации нашей вакцины на международном уровне, хотя, по собственным заявлениям, первыми в мире ее изобрели, то появляется какое-то недоверие.
— На примере вашего опыта: как коррелируется недоверие к вакцинации и возраст?
— Если судить по моим клиентам, больше, наверное, сопротивляется системе все-таки молоджь. Люди зрелого возраста боятся прививки, но идут и делают. СМИ очень много рассказывают о последствиях ковида для пожилых, и это их настораживает. Мне кажется, что антипрививочники — это в основном люди в возрасте от 25 до 45 лет. И эта позиция вытекает из недоверия.
— Вы употребили термин «сопротивление системе». Можно ли считать отказ от прививок проявлением неосознанного протеста у наших сограждан?
— Конечно. Я могу сказать, что после начала эпидемии очень много людей стало страдать каким-то психологическими расстройствами: тревожность, фобии, панические атаки. Они стали превалировать.
Плюс системный прессинг в информационном поле, в надежде на то, что страх приведет людей к вакцинации. При этом люди постоянно читают или смотрят какие-то заявления антипрививочников. И что делать человеку, который слышит и одну сторону и другую сторону? Конечно, в какой-то момент нервная система дает сбой, когда хочется уже затопать ногами, закричать, что вообще «ничего не хочу в этой жизни» и сопротивляться системе — даже вопреки собственному разуму.
Особенности публичного выступления
Раздел 1.
Особенности публичного выступления
Публичное выступление — это выступление оратора (в основном — монолог) непосредственно перед присутствующими.
Официальное публичное выступлениеозначает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.
Публичное выступлениенепосредственно перед присутствующимиозначает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы. При этом слушательская аудитория может быть достаточно большой и организованной.
Организованная аудиторияозначает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.
Способы речевого воздействия на аудиторию
При публичном выступлении
Различают два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.
При вербальном(от лат. verbum– слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в «каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко с какой интонацией, что, когда и кому говорите. Для вербального речевого воздействия существенны выбор языковых средств и содержание речи — ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия. Вербальные сигналы — это слова.
Невербальноеречевое воздействие — это воздействие при помощи несло- весных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения). Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «речевое воздействие». Невербальные сигналы —это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения.
Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают, как те, так и другие:
1) передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);
2) воздействуют на собеседника (сознательно и несознательно);
3) воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).
Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.
Раздел 2.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИ
ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.
ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.
Существует много видов классификаций публичных выступлений. Наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.
Задания.
· Какие утверждения правильные?
1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.
2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.
3. Тост – это развлекательное выступление.
4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление.
5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление.
6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.
7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление.
8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление.
9. Доклад – всегда подготовленное выступление
10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.
11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.
12. Лекция строится по строгому плану.
13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.
14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).
15.В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора.
· Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).
Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.
· Определите, какая форма публичного выступления используется (лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа).
Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.
Ваше мнение.
1.Почему в 90-е гг. 20 века в России резко снизился уровень культуры речи?
2. Почему наши политики так плохо говорят?
3. Имидж – это коммуникативная необходимость или попытка обмануть окружающих?
4. Почему люди как бы стесняются говорить и принимать комплименты?
5. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения?
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВСТУПЛЕНИЮ
Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и протокольно-этикетные, и убеждающие, и развлекательные.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и пр.), требуют разных приемов подготовки. Но есть и общие правила подготовки публичного выступления- правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре:
1.Решительное начало выступления.
7.Установление и поддержание контакта с аудиторией.
8.Понятность главной мысли.
Драматизм.
Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким- либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
Сдержанная эмоциональность.
Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
Краткость.
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном высказывании: Коротко и ясно.
Диалогичность.
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.
Разговорность.
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.
Понятность главной мысли.
Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. Аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.
Решительный конец.
Как начало, так и конец выступления должен быть кратким, ясным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать, затем отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко, понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.
Задания.
Разговорность стиля.
Простота изложения.
Понимание речи на слух — действительно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Объяснение сложных слов через простые называется популяризацией.
В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления).
Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.
Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении:
1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
2. Цифры лучше округлять.
3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.(Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году.)
4.Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года.
5. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.
Конкретность лексики.
Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова (прием конкретизации).
Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров.
Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей. Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы — В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек.
Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне. лучше сказать так: На прошлой неделе, когда я ехал(а) на дачу, встретил(а) своего старого знакомого(ую), которого(ую) не видел(а) более 20 лет. Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он(а), представляете, рассказал(а) мне.
Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.
Риторические фигуры.
Риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?». Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи.
Есть и другие риторические фигуры.
Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить. нам надо установить. нам надо сказать. и т. д. Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов.
Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто.
Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет (М. Жванецкий).
Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех.
Гипербола — преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Литота — нарочитое преуменьшение значения.
Инверсия — изменение привычного порядка слов (обратный порядок слов): Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.
Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью.
6.Выразительность речи.
Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей,а маловажные проговаривать быстрее.
Для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
ЗАДАНИЯ.
Ваше мнение.
Почему наши красивые выступления вызывают раздражение аудитории?
Задания.
Ваше мнение.
Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?
Основная часть выступления.
Тезис и аргументы
Основная часть выступления содержит аргументацию тезиса, в ней приводятся аргументы и доказательства.
Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседниками.
Тезис —это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что. ».
Например: Телевизор смотреть полезно — тезис нашего выступления. Почему?
Аргументы — потому, что:
— по телевизору мы узнаем новости;
— по телевизору сообщают прогноз погоды;
— по телевизору можно посмотреть учебные передачи;
— по телевизору показывают интересные фильмы и т. д.
Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» (за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).
Аргументы «за» должны быть :
-правдивыми, опираться на авторитетные источники;
-доступными, простыми и понятными;
-максимально близкими установившимся в аудитории мнениям;
-отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны:
— убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.
Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких начать, а какими закончить.
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТОВ
Аргументы должны быть убедительными, т. е. сильными, с которыми все соглашаются.
Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Если аргументы убедительные, то с ними соглашаются, а если нет- не соглашаются и не признают наш тезис.
К сильным аргументам обычно относят:
-положения законов и официальные документы;
-законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
-ссылки на признанные авторитеты;
-цитаты из авторитетных источников;
ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ
1.Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. Например: Я хочу поговорить о …; Меня сегодня интересует вопрос о …; Существует такая проблема. и т. д.
2.Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. Например: Мне кажется, что … и вот почему.
Сделайте вывод.
СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ
Парадоксальная аргументация
Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Этот прием труден, но приводимые аргументы запоминаются надолго. Например: реклама отоларинголога: «Половина населения России носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10. до 14.00».
Персонификация аргументов
А. Сахаров. ». В логике такой аргумент называется «аргументом к человеку».
ЗАДАНИЯ.
Ваше мнение.
Обобщающий вывод
обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак. ; кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь; Таким образом, данные рекомендации можно использовать в повседневной жизни.
Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Обращение к слушателями
Можно завершить выступление пожеланием слушателям, призывом. Например: Уверен: то, что сегодня обсуждалось, обязательно пригодится в работе; Итак, сейчас самое время вновь проявить (нашей интеллигенции, …. )свои лучшие качества на благо России.
Подытоживающее повторение
Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих). Слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.
Иллюстрация.
Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.
Кульминация
Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, но помните, что такая концовка подходит не для всех типов публичных выступлений. Например: История яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!
Комплимент аудитории
Например: Выпускники Нижнетагильского машиностроительного техникума должны возглавить список специалистов, востребованных на предприятиях нашего города; Итак, будем работать — и все у нас получится.
Юмористическая концовка
Для концовки подойдут шутка, анекдот, смешная история. Например: А в заключение расскажу вам анекдот, который услышал недавно. ;
Благодарность за внимание
Это традиционная концовка. Можно ее немного расширить, сказав несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, её уровень, интересные вопросы, которые были заданы. Например: В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы так внимательно меня слушали. В вашей аудитории было приятно выступать; Хочу отдельно поблагодарить за вашу доброжелательность; Благодарю вас, приятно было выступать.
ЗАДАНИЯ
Раздел 1.
Особенности публичного выступления
Публичное выступление — это выступление оратора (в основном — монолог) непосредственно перед присутствующими.
Официальное публичное выступлениеозначает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.
Публичное выступлениенепосредственно перед присутствующимиозначает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы. При этом слушательская аудитория может быть достаточно большой и организованной.
Организованная аудиторияозначает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.