почему мухинское училище так называется
Удивительное здание «Мухи». Несколько интересных фактов об Академии Штиглица.
Новости
Училище в 1876 году создали на деньги, которые пожертвовал банкир и меценат барон Александр Штиглиц. Отсюда выходили творческие промышленники и мастера прикладного искусства. Отделений в училище было много, студентов разных сословий обучали живописи, скульптуре и резьбе, чеканке, ткацкому делу, живописи по фарфору. Школьных учителей рисования и черчения тоже готовили здесь. Настолько обеспеченных учебных заведений в то время в стране не было. А тут классы освещались электрическими лампочками! Училище безбедно функционировало на проценты от капитала Штиглица, как он завещал. И называлось Центральным, потому в Нарве, Саратове и Ярославле были его филиалы. Преподавание здесь шло на уровне европейских учебных заведений.
В 1918 году училище переименовали в Государственные Художественно-промышленные мастерские. Потом его регулярно объединяли с другими учебными заведениями, а в 1948 году оно превратилось в ВУЗ. Ленинградскому Высшему Художественно-промышленному Училищу в 1953 году присвоили имя Народного художника Советского Союза Веры Мухиной. Отсюда и название, которое часто можно услышать от здешних студентов – «Муха».
Зимой 2006 года вспомнили имя барона-основателя. И теперь это Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица. Однако, в народе так и продолжают звать мухой.
Знаменито всегда было ни столько само училище, сколько его Музей, который открыли через несколько лет после основания учебного заведения. Тогда говорили, что это – лучшая в Петербурге художественная коллекция. Десятки тысяч экспонатов декоративно-прикладного искусства: текстиль, керамика, мебель, гобелены, бронза и т.д. Сюда привозили множество произведений мирового прикладного искусства. Экспонаты нужно было хранить в особых условиях. И в 1885 году начали строить для Музея отдельное здание. Проектировал его первый директор училища Максимилиан Месмахер. У архитектора получилось наглядное пособие в стиле историзм (направление эклектики), декор позаимствовали из итальянской архитектуры XVI века. Здесь, конечно же, стражи-грифоны, и мужчина с молотом, как покровитель ремёсел. Навстречу ему летит фигура Славы. У входа в музей два фонаря из бронзы, а на них статуи путти олицетворяют опять же различные ремёсла. У студентов Мухинского училища есть поверье, что эти пупсы сулят удачу на экзаменах. Поэтому к фигурам до сих пор приносят цветы.
Музей строили 10 лет! На торжестве по случаю открытия присутствовала императорская семья Николая II. Это было значимое событие в культурной жизни Петербурга. В этот момент в музейной коллекции было уже больше 12 тысяч экспонатов.
После революции Центральное училище технического рисования Штиглица, можно сказать, исчезло. Музей сделали филиалом Эрмитажа, экспонаты разлетелись по разным выставочным залам, многое растерялось. В годы Великой Отечественной в музейный корпус попали снаряды. Ремонт начали после войны, но экспертная комиссия решила, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ отличается крайним безвкусием и упадочностью». Уникальные росписи, пострадавшие больше всего, восстанавливать не стали. Из Эрмитажа музею вернули 800 экспонатов. Что-то передали в Русский музей и Академию художеств. К 125-летию Училища здание музея наконец-то отреставрировали, купол покрыли антикоррозийными покрытиями. Сегодня фонды музея опять выросли до 35 тысяч предметов прикладного искусства.
История
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
09.01.1876 по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А.А.Половцов, председатель археологического общества граф А.А. Бобринский, скульптор М.М. Антокольский.
Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.
Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии в.кн. Владимира Александровича.
В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
История Училища до революции – это интенсивное становление Школы. В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.
Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.
Со второго года обучения параллельно с посещением общих рисовальных классов начинали осваивать выбранную специальностью. В Училище было 12 специальных классов:
— ксилография и офорт;
— майолика;
— живопись на фарфоре;
— живопись на стекле;
— рисование по ткацкому и ситценабивному делу;
— художественная работа по коже;
— декоративная живопись;
— лепка;
— театральные декорации;
— художественная керамика.
Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.
Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.
Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачева, Овчинникова и т.д.
С Училищем связаны имена известных художников: А.Л.Остроумовой-Лебедевой, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Рылова, А.Г.Матвеева, С.В. Чехонина.
Русские революции негативно отразились на достижениях Училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался период реформ. Меняется название ЦУТР.
В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году они были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Училище располагался Полиграфический факультет и мастерские, которые были закрыты в 1925 году.
В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры (Ленинградское художественно-промышленное училище). Таким образом, преподаватели, студенты и выпускники приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина, Петергофа.
В 1948 году Училище становится вузом, высшем учебным заведением (ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище), которое с 1953 года носило имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Годом ранее в состав училища вошел Московский институт прикладного искусства.
Большая заслуга в возрождении нашей Школы принадлежит профессору, архитектору Иосифу Александровичу Ваксу – первому ректору ЛВХПУ, по инициативе которого позднее был создан факультет промышленного искусства (ныне – факультет дизайна).
Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица. Позднее, в 2011 году, свое историческое место в Большом выставочном зале музейного здания Академии заняла мраморная статуя выдающегося скульптора XIX века Марка Антокольского, находившаяся долгие годы в Великом Новгороде.
Ежегодно в стенах Академии проводится международная конференция «Месмахеровские чтения», посвященная памяти первого директора училища Штиглица Максимилиана Егоровича Месмахера.
В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз. Подготовка специалистов осуществляется по программам бакалавриата (4 года), магистратуры (2 года), специалитета (6 лет) и аспирантуры (3 года).
В структуру вуза входят 2 факультета: факультет монументально-декоративного искусства и факультет дизайна, объединяющих 20 кафедр.
За свою историю Школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль – верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чем в полный голос заявляют дипломные работы выпускников Академии.
В 1917 г. Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица было преобразовано в Высшее училище декоративных искусств.
На основании приказа Наркомата Коммунального хозяйства РСФСР от 05.02.1936 г. № 38 при Ленинградском институте инженеров коммунального строительства была организована Школа мастеров отделочных работ, которой было передано здание бывшего Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
На основании приказа Управления Дворца Советов при СНК СССР от 22.12.1939 г. № 286 Школа мастеров отделочных работ переименована в Училище отделочных художественных работ и передана в ведение Управления Дворца Советов при СНК СССР.
На основании решения Исполкома Ленгорсовета от 14.10.1943г. № 101 п.33 Училище отделочных художественных работ реорганизовано в Художественное училище по архитектурной отделке зданий.
На основании Постановления СНК СССР от 05.02.1945 г. № 256 п.32 было воссоздано Ленинградское художественно-промышленное училище, в которое было влито Художественное училище по архитектурной отделке зданий. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. За долгую историю своего существования академия бережно сохраняет свой неповторимый стиль и замечательные традиции.
На основании приказа министра высшего образования СССР от 28.05.1948 г. № 746 Ленинградскому художественно-промышленному училищу присвоено наименование «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище».
На основании Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1952 г. № 3329 Московский институт прикладного и декоративного искусства был объединён с Ленинградским высшем художественно-промышленным училищем.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 09.11.1953 г. № 2775 Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя В.И. Мухиной.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.09.1986 г. № 5603-XI Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной награждено орденом Трудового Красного Знамени;
На основании постановления государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 11.02.1992 г. № 50 Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 23.06.1994 г. № 615 Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную академию декоративно-прикладного искусства и дизайна.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 28.07.1994 г. № 783 Санкт-Петербургская государственная академия декоративно-прикладного искусства и дизайна переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального агентства по образованию от 06.02.2007 г. № 264 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».
На основании указа Президента России от 04.03.2010 г. №271 Министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником упраздненного Федерального агентства по образованию с передачей ему функций Федерального агентства по образованию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 1710 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А. Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица».
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2015г. № 1483 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица»
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. № 1293-р федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге имеет статус высшего учебного заведения федерального значения. Оно является одним из старейших и известнейших в России, специализирующихся на подготовке кадров в области дизайна и монументально-декоративного искусства. Кроме основного образовательного процесса, преподаватели и студенты СПГХПА активно участвуют в городских мероприятиях, молодежных форумах и фестивалях, конкурсах, выставках, конференциях и семинарах.
Академия Штиглица в Санкт-Петербурге: история
В 1876 г. император Александр II, чье царствование ознаменовалось Великими реформами 1861–74 гг., издал указ о создании Училища технического рисования, сделав акцент на том, чтобы обучение в нем соответствовало лучшим примерам аналогичных учебных заведений Западной Европы. Тогда в России наблюдалось бурное развитие промышленности, и появилась необходимость выхода на мировой рынок конкурентоспособной продукции. В этот переломный момент и возникла острая нехватка собственных специалистов в художественно-промышленной сфере.
Средства на основание профильного училища были пожертвованы Александром Людвиговичем Штиглицем — крупнейшим российским финансистом, промышленником и меценатом, сыном придворного банкира — барона Людвига фон Штиглица. После смерти благотворителя в 1884 г., учебное заведение существовало на проценты от завещанного им многомиллионного капитала.
Дореволюционная история училища характеризуется его интенсивным развитием, открытием классов с новыми художественными направлениями, пополнением библиотечного фонда и музейных экспозиций. Здесь организовывались выставки русских и иностранных художников. В 1890-х, после создания нескольких филиалов, Санкт-Петербургское отделение стало называться Центральным. На момент 1892 г. в стенах учебного заведения обучалось 200 человек.
После 1918 г. ЦУТР преобразовали в Государственные художественно-промышленные мастерские, в затем, в 1922 г., и вовсе включили в состав Петроградского ВХУТЕИНа. Потребность в самостоятельном многопрофильном училище появилась после ВОВ, когда возникла необходимость в восстановлении и реставрации культурно-исторических памятников. В 1948 г. оно получило статус «Высшего учебного заведения».
Мухинское училище
В период 1953–94 гг. Академия Штиглица была известна как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, носившее имя известного советского скульптора-монументалиста и народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной. Между собой студенты и выпускники «Мухинского училища» ласково называли его «Мухой», что быстро прижилось в кругах творческой интеллигенции.
Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной
Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица | |||||||
( СПГХПА им. А. Л. Штиглица ) | |||||||
Фото: Instagram / @aleksandrovna_elena
Пожертвовав на первоначальное устройство училища огромную сумму в один миллион рублей, барон продолжал субсидировать училище и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем и после смерти завещал ему около семи миллионов рублей, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие на проценты от этих денег.
Барон Александр Людвигович фон Штиглиц был крупнейшим российским финансистом, меценатом, благотворителем, банкиром и промышленником, а также управлял Государственным банком России. Благодаря этому гениальному финансисту в России появились первые железные дороги. Барон Штиглиц участвовал в постройке Балтийской железной дороги и сооружении Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Он занимался устройством дел Государственного банка, был председателем Биржевого комитета и много в чем еще поучаствовал. Но главным его достижением все же считается основание Училища художеств, названного сейчас в его честь.
Фото: Instagram / @aleksandrovna_elena
Не совсем обычный музей
Первым директором училища стал известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Он является автором таких архитектурных памятников, как великокняжеский дворец на Мойке, 122; архив Государственного совета на Миллионной, 36; великокняжеский дворец на Адмиралтейской набережной, 8, и многих других. Основное и старейшее здание академии по адресу Соляной переулок, 13, было построено именно под руководством Месмахера и по проекту архитекторов Кракау и Гедике в 1879-1881 годах.
Вскоре после открытия академии Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года, когда на одном из заседаний был поднят этот вопрос.
Фото: Instagram / @stieglitzmuseum
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего. Он создал не просто музей, а наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров музея.
Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века. Основательно переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определенном историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нем. И, само собой, с момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга.
От Штиглица к Штиглицу
В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович.
После революции, в 1922 году, Центральное училище технического рисования было реорганизовано, учебные занятия были прекращены, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его филиалом. И только в 1945 году училище было воссоздано как многопрофильное учебное заведение. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. В 1953 году училищу присвоено имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной.
Фото: Instagram / @vengerskayaa, @stieglitzmuseum
В 1979 году музейное здание было взято под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация. В 2000 году пришедший в плачевное состояние купол Большого зала был отреставрирован к 125-летнему юбилею училища. В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2007 году ей вернули имя создателя – Александра Людвиговича Штиглица.
Сегодня, в 2019 году, фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI-XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.
Сейчас в вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей. За годы своей истории академия подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
- почему мухи такие тупые
- почему мухомор назвали именно так