почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

В стране Z телеканал для подростков провёл опрос среди зрителей 11—13 лет об отношении к общению в социальных сетях. Подросткам был предложен вопрос: «Считаете ли Вы, что общение в социальных сетях эффективнее, чем общение в реальной жизни?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Одни подростки считают, что у общения в социальных сетях есть преимущества перед общением в реальной жизни; другие, наоборот, считают, что таких преимуществ нет. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Каким образом социальные сети могут быть использованы в образовательном процессе?

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

—ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что не всегда общение в социальных сетях эффективно в сравнении с общением в реальной жизни; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

—предположение, например: возможно, что большинство опрошенных ценят радость «живого» общения и совместного участия в событиях; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

2. Ответ на второй вопрос:

— преобладает мнение, что преимуществ нет;

— создание групповых бесед для координации проектной деятельности; изучение материалов образовательных групп или аккаунтов и т.п.

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Ответ на первый вопрос и предположение2
Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение2
Дан только правильный ответ на первый вопрос1
Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0
2. Ответ на второй вопрос с названием сфер деятельности волонтёров1
Дан ответ на второй вопрос, указаны названия сфер деятельности1
Дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Названы только сферы деятельности волонтёров.

Источник

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

При этом обучение интернет-безопасности у детей скорее происходит естественным путём. Например, подростки зачастую знакомы с историями про «сливы» личных переписок и приватных фотографий известных людей, а также последствий этих ситуаций: вред репутации, публичное унижение, нарушение границ частной жизни. На подобных кейсах дети учатся быть более бдительными, добавляя эти истории к своему опыту.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.

Что запомнить

Изображение на обложке: Defaced / Dribbble

Приближающий человека к свободе и независимости (прим. ред.)

Источник

Почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

В стране Z телеканал для подростков провёл опрос среди зрителей 11—13 лет об отношении к общению в социальных сетях. Подросткам был предложен вопрос: «Считаете ли Вы, что общение в социальных сетях эффективнее, чем общение в реальной жизни?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Хорошо или плохо, что у большинства Ваших опрошенных сверстников складывается такое отношение к общению в социальных сетях? Выскажете свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

— ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что не всегда общение в социальных сетях эффективно в сравнении с общением в реальной жизни; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

— предположение, например: возможно, что большинство опрошенных ценят радость «живого» общения и совместного участия в событиях; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

2. Ответ на второй вопрос с объяснением, например:

— хорошо, что наибольшая доля опрошенных считает общение в социальных сетях не всегда эффективным, так как такая форма не может полностью заменить общение в реальной жизни, где люди имеют возможность полностью наблюдать за эмоциями собеседника, лучше понять его чувства, вместе с ним переживать впечатления от участия в общих делах, событиях, учиться оценивать самих себя и т. д.;

— плохо, что наибольшая доля опрошенных считает общение в социальных сетях не всегда эффективным, так как у такой формы общения есть несомненные преимущества: социальные сети позволяют экономить время общения, не тратить его на реальные встречи, общаться с теми, кто находится далеко, чувствовать себя более уверенно и т. п.; (Могут быть приведены любые другие преимущества и, соответственно, недостатки общения в социальных сетях по сравнению с общением в реальной жизни.)

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Ответ на первый вопрос и предположение2
Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение2
Дан только правильный ответ на первый вопрос1
Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0
2. Ответ на второй вопрос с объяснением1
Даны ответ на второй вопрос и уместное объяснение1
Дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Техноэволюционные процессы в существенной степени определяют не только жизненную среду современного ребенка, но и социально-психологические особенности его развития. Важнейшую роль здесь играют ИКТ, не только влияя на трансляцию информации, но и порождая как новое содержание, так и формы социального взаимодействия. В этом отношении важнейшее место в информационном поле современного ребенка занимают различные виды сетевого взаимодействия.

Рассмотрению особенностей отношения подростков к общению в социальных сетях и посвящена настоящая статья. Она основана на материалах социологического опроса 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11-х классов, который был проведен в мае 2016 г. сотрудниками Центра социологии образования Института управления образованием РАО.

Основное внимание в ней уделено вопросам, которые связаны с активностью пользования социальными сетями, мотивацией, побуждающей подростков обращаться к социальным сетям, особенностям содержания общения в социальных сетях, проявлениям агрессии в ситуации сетевого общения.

Помимо этого, охарактеризована значимость социальных сетей по сравнению с другими источниками информации в общем информационном пространстве подростка.

Анализ полученных материалов проведен относительно влияния различных социально- демографических факторов (пол, возраст, социальный статус семьи и др.). Мы попытались показать те содержательные тенденции, которые связаны с социализацией современного подростка и отчетливо проявляются в его сетевом общении.

Настоящая статья продолжает цикл наших исследований, которые были начаты еще в середине 1990-х гг. и были посвящены изучению особенностей отношения учащихся к ИКТ.

Полученные данные однозначно указывают, что сегодня виртуальное общение в социальных сетях занимает важное место в структуре досуга учащихся. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сравнении с другими формами досуга: чтение художественной литературы (25,7%), посещение кинотеатров (25,3%), факультативов и кружков (11,5%), музеев и выставок (8,0%), концертов (6,1%), театров (5,2%).

Проявляется и влияние материального статуса семьи: если среди учащихся из семей со средним достатком доля зарегистрированных пользователей составляет 90,6%, то среди школьников из низко обеспеченных семей таких 80,2%.

Следует также обратить внимание на стремительный рост приобщения к пользованию социальными сетями в более раннем возрасте, который произошел буквально в последние годы. Так, например, если среди нынешних девятиклассников 55,1%, указали, что они начали пользоваться социальными сетями на этапе обучения в начальной школе, то среди нынешних пятиклассников эта доля составляет уже 73,5%.

Сдвиг очевиден. Причем более раннее приобщение к пользованию социальными сетями (пять лет назад и более) характерно для тех школьников, которые занимают в классе лидерские позиции по сравнению с теми, кто чувствуют себя в классе одинокими (соответственно 47,3 и 26,4%).

Это позволяет сделать вывод о том, что более раннее приобщение к пользованию социальными сетями является сегодня важным фактором для занятия более высоких статусных позиций среди сверстников.

Оценивая собственную активность, около трети подростков (31,5%) отметили, что они являются «активными пользователями: постоянно следят за своим аккаунтом, обновляют его, участвуют в активной переписке, ищут новых друзей».

Около половины (47,2%) отнесли себя к «умеренным пользователям», указав, что они «время от времени обновляют свою страницу, общаются с друзьями».

Почти каждый десятый (13,2%) отметил, что пользуется социальными сетями от случая к случаю, редко обновляет свою страницу, «посещает ее по мере необходимости». И наконец, лишь немногие (3,9%) указали, что они крайне редко пользуются социальными сетями и ни разу не обновляли свою страницу.

В целом приведенные данные достаточно стабильны и не зависят от таких факторов, как тип населенного пункта и уровень образования родителей. В то же время следует отметить, что девочки чаще относят себя к «умеренным пользователям» (51,6%) по сравнению с мальчиками (42,6%).

Характерно, что доля «умеренных пользователей» заметно увеличивается с возрастом (с 7,1% в 5 классе до 53,3% в 11 классе).

Распределение учащихся относительно их ежедневных временных затрат на пользование социальными сетями выглядит следующим образом (см. табл.1)

Таблица 1. Среднее время ежедневного пользования социальными сетями (%)

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Из приведенных данных видно, что с возрастом последовательно увеличивается доля школьников, тратящих на общение в социальных сетях большое количество времени (от 3 до 5 и более часов). Если среди пятиклассников доля таких подростков составляет суммарно 13,7%, то в 9 классе их становится уже 36,5%.

Таким образом, мы видим, что виртуальное общение с возрастом становится все более продолжительным. Практически треть старшеклассников тратит на общение в социальных сетях столько же времени (и даже больше), сколько на учебные занятия в школе.

Мотивы пользования социальными сетями. Отвечая на вопрос о том, что в наибольшей степени побуждает использовать социальные сети, 63,6% учащихся отметили «возможность пообщаться». На втором месте по значимости стоит «стремление быть в курсе последних событий» (48,9%). «Желание развлечься» отметили 44,7% респондентов. Мотив, связанный с «получением необходимой информации», указали 41,4%.

К группе наиболее значимых мотивов можно отнести и такой ответ, как «скука» (36,4%). Содержательно этот ответ близок к варианту «желание развлечься», только взят он с обратным знаком.

Помимо этих, наиболее часто называемых причин обращения к социальным сетям, следует выделить группу мотивов, которые обусловливают удовлетворение непосредственно образовательных потребностей: «желание повысить свой образовательный уровень» (19,0%) и «стремление овладеть новыми навыками» (16,1%).

Кроме отмеченного выше доминирующего мотива, связанного с потребностью в общении, следует отметить также ряд специфических, направленных на удовлетворение потребности в социальном взаимодействии: «возможность познакомиться с новыми людьми» (30,4%), «возможность свободно выразить свою точку зрения» (15,2%) и «конфликты и сложности в реальной жизни» (7,7%).

И наконец, важно обратить внимание еще на две мотивировки. Одна из них касается позитивных возможностей реализации желаний и целей, которые недоступны в реальной жизни: «онлайн экскурсии», «флирт», «общение с иностранцами» и т.д. (суммарно 7,5%), другая связана «возможностью заработать деньги» (6,9%).

Сравнительный анализ гендерных различий показывает, что мальчики заметно чаще девочек отмечают такие мотивы, как «желание развлечься» (соответственно 51,9 и 38,1%), «стремление овладеть новыми навыками» (18,7 и 13,8%) и «возможность заработать деньги» (10,5 и 3,5%). Девочки же чаще указывают на«возможность общения» (соответственно 68,2 и 58,5%) и на «возможность быть в курсе событий» (53,1 и 44,3%).

С нашей точки зрения, эти изменения весьма показательны и отражают возрастные особенности социального самочувствия на этапе перехода от младшего к старшему подростковому возрасту. Здесь особым образом актуализируется «чувство взрослости» («стремление быть в курсе событий») и потребность в общении.

В то же время важно обратить внимание на то, что значительная часть подростков в этот период переживает чувство «пустоты и скуки», которое, по-видимому, связано с утерей жизненного смысла, что характеризует существенную психологическую грань подросткового кризиса, когда не сформирована система потребностей, соответствующих новому возрастному этапу развития. Для значительного числа подростков это оказывается связано с потерей жизненных целевых ориентиров и отсутствием реальных возможностей самореализации.

Кроме того, следует отметить нарастание значимости мотива «желание получить необходимую информацию», которое проявляется при сравнении ответов девяти- и одиннадцатиклассников (соответственно 42,5 и 53,2%). Это свидетельствует о том, что интернет и, в частности, социальные сети начинают использоваться как важный информационный ресурс.

Та же тенденция, хотя и не столь ярко выраженная, проявляется и относительно образовательных мотивов: «желание повысить свой образовательный уровень» (соответственно 17,9 и 21,3%) и «стремление овладеть новыми навыками» (13,4 и 17,1%).

В принципе, рост значимости этих мотивировок свидетельствует об актуализации потребности профессионального самоопределения на этапе окончания школы.

Весьма интересные тенденции проявляются при сравнении ответов городских и сельских школьников. Городские школьники существенно чаще отмечают следующие три мотива: «возможность пообщаться» (62,8 и 49,0%), «желание развлечься» (47,6 и 38,6%) и «возможность быть в курсе событий» (47,4 и 35,7%).

Эти результаты, с одной стороны, показывают, что сетевое общение выступает для городских школьников преимущественно как техническое средство, обслуживающее их реальное общение: сетевое общение является продолжением реального. С другой стороны, данные факты отражают разные стилевые особенности жизни подростков в городе и на селе, в частности различную «событийную интенсивность», которая характерна для ближайшего социального окружения подростка.

Следует также отметить результаты, которые получены при сравнении ответов учащихся из семей с разным уровнем дохода (см. табл. 2).

Таблица 2. Мотивы пользования социальными сетями у учащихся из семей с разным материальным статусом (%)

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Приведенные данные показывают, что мотивы пользования социальными сетями учащихся из семей со средним и высоким уровнями дохода практически не отличаются. В то же время подростки из семей с низким достатком мотивированы существенно иначе.

Характер ответов малообеспеченных школьников позволяет сделать вывод о принципиально разном социальном самочувствии подростков из семей с разным уровнем дохода. Если дети из обеспеченных семей проявляют стремление использовать социальные сети для реализации позитивных жизненных установок (общение, развлечение, получение необходимой информации), то ответы детей из бедных семей свидетельствуют либо о несформированности позитивных жизненных устремлений, утере жизненного смысла («скука»), либо о стремлении «разрешить свои реальные конфликты» и сложности в виртуальном пространстве или удовлетворить те культурные потребности, которые невозможно реализовать в реальной жизни.

Особенности общения в социальных сетях. Отвечая на вопрос о том, чем отличается общение в социальной сети от общения в реальной жизни, наиболее часто подростки отмечали следующее: «можно быть наиболее искренними с собеседниками» (32,9%), «можно быть самим собой» (30,8%), «есть возможность в любой момент прекратить неприятное общение» (27,6%), «можно поговорить на темы, которые меня волнуют» (23,2%), «можно более откровенно выражать мнение о собеседнике» (16,8%), «можно скрыть свой реальный образ» (16,8%), «можно создать свой образ, отличный от реальной жизни» (15,2%), «можно быть более раскрепощенным» (14,1%), «можно поговорить на те темы, на которые нельзя поговорить с друзьями и взрослыми в реальной жизни» (12,4%), «можно остаться независимым и избежать наказания» (8,5%).

Приведенные данные показывают, что в целом наиболее важной характеристикой для подростков является психологическая безопасность сетевого общения, что позволяет быть искренним и обсуждать темы, которые табуированы в ситуации реального общения. Помимо этого, важной является возможность реализовать творческие установки, связанные с самопрезентацией в виртуальном общении.

В целом структура ответов мальчиков и девочек носит сходный характер. Можно лишь отметить, что девочки заметно чаще, чем мальчики, акцентируют внимание на «безопасности» сетевого общения (соответственно 32,2 и 22,6%). Мальчики же, напротив, чаще указывают на открывающиеся возможности ненормативного общения в сети: «можно остаться анонимным и избежать наказания» (соответственно 11,0 и 6,2%).

Анализ возрастной динамики ответов показывает, что с возрастом последовательно увеличивается доля подростков, отмечающих в качестве преимуществ сетевого общения «возможность быть более раскрепощенным» (8,3% в 5 классе, 12,9% в 7-м, 17,4% в 9-м и 21,3% в 11-м).

Помимо этого, обращает на себя внимание характерное изменение оценок сетевого общения, проявляющееся на рубеже 9 и 11 классов. На этом возрастном этапе резко снижается значимость таких параметров, как «возможность быть искренним с собеседником» (31,3% в 9 классе и 21,0% в 11-м), «возможность быть самим собой» (соответственно 27,5 и 14,4%), «возможность поговорить на темы, которые меня волнуют» (22,3 и 15,9%). В то же время в этот период возрастает значимость возможности «скрыть свой реальный образ» (соответственно 15,6 и 21,0%).

Таким образом, мы видим, что на этапе перехода от подросткового к юношескому возрасту сетевое общение явно теряет свою привлекательность как средство интимно-личностного общения.

Напомним, что, согласно концепции Э. Эриксона, это период кризиса идентичности [1], когда актуализируется потребность ответить на вопрос «Кто я?». Данная важнейшая возрастная особенность иреализуется в сетевом общении: оно оказывается для подростка той социальной средой, где он может опробовать реакцию окружающих на создаваемый им другой, «идеальный образ Я».

Следует подчеркнуть, что сетевое общение приобретает здесь выраженный «игровой характер», что предполагает поведение в воображаемой ситуации и не требует искренности, естественности («быть самим собой») и реальной ответственности перед собеседником.

Помимо гендерных и возрастных различий, также было выявлено влияние социально- стратификационных факторов. Так, сравнение ответов учащихся из низкообеспеченных и благополучных в материальном отношении семей (средне- и высокообеспеченных) показало, что для первых более значимым оказалась «возможность скрыть свой реальный образ» (26,5 против 16,2%). Школьники же из обеспеченных семей, напротив, чаще указывают на «возможность быть искренним» в социальной сети (34,1 против 25,6%).

Таким образом, учащиеся из низкообеспеченных семей более склонны рассматривать общение в социальных сетях как привлекательную «зону риска», где они могут реализовать ненормативные формы поведения.

Приведенные данные показывают, что различия в тематике общения в социальных сетях соответствуют традиционным гендерным особенностям жизненных предпочтений.

Как мы видим, на этапе переживания подросткового кризиса, который связан с возрастанием значимости межличностных отношений, происходит явная актуализация данной тематики и в социальных сетях.

Таким образом, возрастная динамика изменения содержания общения в социальных сетях соответствует классическим представлениям об особенностях подросткового возраста (в частности, об изменениях в пубертатный период) [2;3;4;5].

И наконец, анализируя влияние социально-стратификационных факторов на тематику общения учащихся в социальной сети, отметим два момента.

Во-первых, учащиеся из низкообеспеченных семей существенно реже по сравнению со своими сверстниками из благополучных в материальном отношении семей указывают на «обсуждение новостей» (соответственно 14,5 и 23,9%).

Эти данные свидетельствуют о большей значимости актуальной социальной тематики для представителей более сильных социальных страт уже на этапе подросткового возраста. Вместе с тем, характерно, что это не связано со специальным обсуждением политики и религии в социальных сетях.

Добавим, что и эффективность использования сетей для учебной деятельности (обмен заданиями, общение с учителем, подготовка учебных материалов и пр.) учащиеся из семей с высшим образованием родителей также отмечают гораздо чаще, чем школьники, чьи родители имеют среднее образование (соответственно 25,0 и 18,6%).

О рисках общения в сети. Наряду с отмеченными выше позитивными моментами общения в сети (в первую очередь связанными с удовлетворением ситуативных потребностей подростка) возникает комплекс проблем, касающихся негативных аспектов сетевого общения. В этой связи мы задавали учащимся ряд специальных вопросов, направленных на выявление угроз и рисков по поводу их самочувствия в ходе сетевого взаимодействия.

Так, отмечая потенциальные риски общения в сети («проблемы и опасности, с которыми можно столкнуться в социальной сети»), подавляющее большинство опрошенных (74,5%) отметили «мошенничество».

К группе весьма распространенных рисков относятся также (в порядке убывания): «оскорбления и давление со стороны других пользователей» (45,8%), «шантаж» (42,6%), «навязчивая реклама» (41,3%), «сексуальные домогательства» (36,4%), «оглашение личной информации» (33,3%), «зависимость» (29,9%), «преследование в реальной жизни со стороны виртуальных собеседников» (17,9%).

Как мы видим, с позиции самих подростков пространство социальных сетей оценивается как зона повышенного риска. Однако, несмотря на это (а возможно, и благодаря этому!), оно оказывается весьма привлекательным. К приведенным данным следует также добавить, что каждый десятый (10,8%) из опрошенных отмечает, что опасность социальных сетей «надумана и преувеличена взрослыми».

Поскольку среди негативных характеристик сетевого взаимодействия доминирующая роль отводится разным формам проявления агрессии, то в этой связи в ходе опроса мы задавали школьникам ряд уточняющих вопросов. И здесь картина оказывается весьма неблагополучной.

Сравнение ответов мальчиков и девочек показывает, что мальчики чаще отмечают, что были как жертвами агрессии (соответственно 34,0 и 28,2%), так и агрессорами (7,5 и 4,5%). Это позволяет сделать вывод о том, что характер взаимодействия в социальной сети у мальчиков носит более агрессивный характер.

В целом же подобный результат говорит о том, что особенности реального общения в субкультуре мальчиков (его маскулинный характер) переносятся и в виртуальное пространство сетевого общения.

Следует отметить и еще одно важное, с нашей точки зрения, обстоятельство. Так, весьма существенные различия проявились при сравнении ответов подростков с разным социальным статусом в классе: если среди тех учащихся, кто высоко оценивает свой социальный статус в коллективе класса («я являюсь лидером»), отмечают, что они были объектами агрессии со стороны пользователей сети, 28,1%, то среди тех, кто «чувствует себя одиноким», доля таких составляет 41,9%. Характерно, что «одинокие» чаще оказываются и свидетелями агрессии в сети (соответственно 19,0 и 13,7%).

В целом, приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что общение подростка в сети в социально-психологическом плане является продолжением его реального общения. В сеть переносятся как реальные конфликты его жизни, так и характер его социально-ролевого поведения и социального статуса среди сверстников.

Значимость сетевого общения в информационном пространстве. В ходе опроса учащимся был задан вопрос о том, из каких источников они получают наиболее важную, полезную и интересную для них информацию. При этом наряду с различными каналами распространения информации (журналы, газеты, ТВ, радио, книги) в качестве вариантов ответа были включены учебники, интернет и различные формы социального взаимодействия (общение с родителями, друзьями, учителями, а также общение в социальных сетях).

Вместе с тем, явно выражена возрастная динамика. Особенно это касается информации, связанной с учебной деятельностью (см. табл. 3).

Таблица 3. Возрастная динамика предпочтения различных источников информации, связанных с обучением в школе (%)

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Приведенные данные однозначно свидетельствуют, что на протяжении всего периода обучения в основной и старшей школе полезность получаемой в школе информации (из учебников, от учителей и на уроках) последовательно и достаточно резко снижается. Это свидетельствует не только о падении интереса к учебе, но и об «отчуждении» ученика от школы как источника полезной и интересной информации.

Особый интерес представляют те источники информации, значимость которых с возрастом увеличивается. К ним относятся: интернет, социальные сети и друзья. Возрастная динамика этих изменений приведена в табл. 4.

Таблица 4. Повышение значимости источников информации с возрастом (%)

почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Смотреть картинку почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Картинка про почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях. Фото почему можно положительно оценить такое отношение ваших сверстников к общению в социальных сетях

Помимо влияния гендерных и возрастных факторов, следует обратить внимание и на роль социально-стратификационных. Так, сравнение ответов учащихся, проживающих в городской и сельской местности, показывает, что в целом структура значимости тех или иных источников информации носит сходный характер.

В то же время у сельских школьников сама частота называния практически всех источников информации заметно ниже. Это позволяет сделать вывод о том, информационное поле у подростков на селе существенно беднее. Характерно, что это касается не только СМИ и интернета, но и общения с родителями.

Это позволяет сделать вывод о том, что в социализации подростков из слабых социальных страт большую значимость имеет ситуативное общение со сверстниками. Их взросление в большей степени ориентировано не на освоение культурно значимых образцов, транслируемых школой, а на функционирование в рамках подростковой субкультуры. При этом характерно, что образовательный статус семьи, по сравнению с ее материальной обеспеченностью, не оказывает значимого влияния на предпочтение тех или иных источников информации.

Это дает основание к выводу о том, что в современной социальной ситуации именно материальное неравенство оказывает существенное влияние на особенности социализации в школьном возрасте.

Завершая статью, отметим ряд наиболее существенных, с нашей точки зрения, моментов.

И наконец, важно обратить внимание на сложный и противоречивый характер самой педагогической проблематики сетевого общения.

С одной стороны, пользование социальными сетями позволяет реализовать творческую активность школьника, отвечая общей возрастной потребности в «расширении его социальной среды». Здесь, безусловно, важным моментом является и «безопасность сетевого общения», позволяющего апробировать в своеобразном «игровом пространстве» свое «идеальное Я».

С другой стороны, это и «зона риска», где можно оказаться жертвой мошенничества, не только индивидуальной, но и публичной агрессии, вплоть до реального преследования.

ЛИТЕРАТУРА

Об авторе

Владимир Самуилович Собкин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель, Центр социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО», Москва, Россия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *