почему море лаптевых так называется кратко
Море Лаптевых
В море Лаптевых насчитывается несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов.
Море Лаптевых — окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно расположено между северным побережьем Сибири, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке. На западе оно соединяется с Карским морем, на востоке — с Восточно-Сибирским морем. На севере море Лаптевых граничит с Арктическим бассейном Северного Ледовитого океана. По морю Лаптевых проходит Северный морской путь.
Море в разные периоды носило названия: Татарское, Ленское (на картах XVI—XVII вв.), Сибирское, Ледовитое (XVIII—XIX в.). В 1883 г. полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал море именем Норденшельда. В 1913 г. по предложению океанографа Ю. М. Шокальского Русское географическое общество утвердило нынешнее название в честь двоюродных братьев, полярных исследователей Дмитрия и Харитона Лаптевых, которые первыми нанесли на карту берега моря.
Навигация в море Лаптевых стала возможна благодаря работе (1821—1823) лейтенанта Петра Анжу, описавшего берег материка и всех Новосибирских островов, которые он объездил на нартах в поисках так и не найденной Земли Санникова. Анжу провел первые исследования господствующих ветров моря Лаптевых, его подвижных и паковых льдов. Он произвел промеры глубин, передвигаясь то по воде на лодке, то по льду на санях.
Первым, кто сумел совершить плавание через все море Лаптевых от мыса Челюскин на западе до мыса Святой Нос на востоке, стал шведский барон Адольф Эрик Норденшельд. Его парусно-паровое судно «Вега» в сопровождении парохода «Лена» 19 августа 1875 г. встало на якорь у мыса Челюскин, 27 августа достигло устья Лены.
В 1893 г. практически все море Лаптевых прошла норвежская исследовательская шхуна «Фрам» Фритьофа Нансена, которая вмерзла в лед у Новосибирских островов, откуда начался ее дрейф на север. В начале XX в. море несколько раз пересекали русские экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».
Площадь поверхности моря составляет 672 000 кв. км, в основном преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина моря — 3 385 м, средняя глубина — 540 м. Берега моря сильно изрезаны и образуют разной формы и величины заливы, бухты, полуострова и мысы.
В море Лаптевых насчитывается несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Большинство островов находится в западной части моря, причем местами они располагаются группами, местами — в одиночку. Наиболее значительные группы островов: Комсомольской Правды, Вилькицкого и Фаддея. Среди одиночных островов своими размерами выделяются острова Старокадомского, Малый Таймыр, Большой Бегичев, Песчаный, Столбовой и Бельковский. Частые штормы и течения вследствие таяния льда приводят к сильной эрозии островов, так, например, Семеновский и Васильевский острова, открытые в 1815 г., уже исчезли.
Крупнейшая река, впадающая в море Лаптевых, — Лена, в море также впадают реки Хатанга, Анабар, Оленек, Яна.
Климат моря Лаптевых — арктический континентальный, в связи с удаленностью от Атлантического и Тихого океанов является одним из самых суровых среди арктических морей. Полярная ночь и полярный день длятся здесь около трех месяцев в году на юге и пять месяцев на севере. Температура воздуха остается ниже 0 °C 11 месяцев в году на севере и 9 месяцев на юге. Сильные ветра, метели и снежные бури являются обычными в зимний период. Снег падает даже летом и чередуется с туманами.
Морозные зимы Арктики вызывают значительное развитие морского льда, который покрывает акваторию моря почти весь год. Развитию льда способствуют также мелководность моря и малая соленость его поверхностных вод. Поэтому море Лаптевых является крупнейшим источником арктического морского льда. На территории моря расположена так называемая Великая Сибирская полынья: своеобразная река среди ледяного океана не замерзает даже в самые сильные морозы.
Ледяной покров на море начинает образовываться в сентябре, тает в конце мая — начале июня.
Море Лаптевых
Море Лаптевых — одно из окраинных морей Северного Ледовитого океана расположенное между полуостровом Таймыр и Новосибирскими островами.
Площадь 672 000 квадратных километров, средняя глубина 540 метров, местами более 3-х тыс. м. судоходно для всех морских кораблей.
В море Лаптевых впадает самая большая река Сибири — Лена, по которой вывозится лес и другие богатства Сибири. Протяженность побережья 1300 км. много заливов, бухт, полуостровов и островов.
Если двигаться по Северному Морскому пути на восток, то преодолев Баренцево море, а после Карское море, то за островами Северная Земля вашему взгляду откроется чистая вода. После загроможденного торосами Карского моря это кажется невероятным, но тем не менее это так, перед вами Море Лаптевых.
Такое потепление за последние два десятилетия ученые объясняют глобальным потеплением и географически положением моря Лаптевых, отгороженного с запада полуостровом Таймыр, а с востока Новосибирскими островами. К тому же, большой приток втекающих рек Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена и Яна, так же способствуют формированию в Море Лаптевых относительно теплых прибрежных вод.
В холодные года это море тоже бывает покрыто сплошным ледяным панцирем, и морозы здесь стоят до — 35 градусов, бывали случаи, когда температура подала и до — 50. Не зря первооткрыватели этого моря, именами которых оно и названо, двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы добирались сюда по Лене из Якутска.
В те времена, когда сюда попали первые исследователи Русского Севера, это море называлось Сибирским или Окраинным морем. Начало Великой Северной экспедиции, самой грандиозной из всех известных, положил Пётр I в начале ХVIII века. Эту экспедицию возглавил командор Витус Беринг, один из лучших Петровских мореходов. Задачей этой экспедиции было изучение русских берегов от Югорского шара до Камчатки. В экспедиции работало несколько отрядов, общей численностью более 600 человек. Два отряда, которыми командовали лейтенанты Прончищев и Ласиниус, выйдя из Якутска по Лене в море, должны были обследовать побережье от устья Лены до Енисея, до Колымы и далее до Камчатки.
Однако ни один из отрядов поставленную перед ними задачу выполнить не смогли. Лейтенант Пётр Ласиниус с командой в пятьдесят человек на двухмачтовом палубном боте «Иркутск» вышел из Якутска, дошел до устья Лены, вышел в море и 20 августа 1735 взял курс на восток. Через несколько дней, из-за туманов и льдов, он остановился в устье реки Хараулах. Там бот «Иркутск» и остался замороженный во льдах. Судьба команды «Иркутска» пожалуй самая трагичная из все экспедиций. Во время зимовки началась цинга и 42 человека, в том числе и сам Ласиниус погибли. Только 9 членов команды уцелели после страшной зимовки. Для их спасения командор Беринг послал специально группу, во главе со штурманом Щербининым, которая и доставила оставшихся в живых в Якутск.
После такой неудачи отряда лейтенанта Ласиниуса, командор Беринг назначил командиром «Иркутска» лейтенанта Дмитрия Лаптева, своего лучшего помощника.
Дмитрий Лаптев и его двоюродный брат Харитон Лаптев начинали морскую службу в 1718 г. гардемаринами еще при Петре. К началу Великой Северной экспедиции Дмитрий был уже опытным мореходом, поэтому и попал в экспедицию. После приказа Беринга, готовясь к походу, он набрал в команду лучших матросов и с этой отважной командой, на небольших лодках, по Лене добрался до устья реки Хараулах, где находился брошенный «Иркутск». Восстановив бот, Лаптев привел его в дельту р. Лены. Там бот был загружен всем необходимым, и 22 августа 1736 г вышел в море и взял курс на восток. Но время было утеряно и через четверо суток «Иркутск» уперся в стену льда. Лаптев, что бы не погубить команду, вынужден был вернуться на Лену и встать на зимовку в районе Булуна.
Тяжелейшая зимовка чуть не погубила и эту экспедицию, но Дмитрий Лаптев, учтя печальный опыт Ласиниуса, предпринял все что бы сберечь экипаж «Иркутска». Снова была цинга, и что бы уберечь своих матросов от цинги, Лаптев заставлял всех пить отвар из кедровых шишек, они ели мороженую сырую рыбу и постоянно находились в работе. В этот раз даже цинга не погубила отважных моряков. Хотя все переболели, но умер только один человек. Сохранилась модель бота «Иркутск», построенного мастерами Рогачевым и Кузьминым в Охотске в 1733-1736 гг.
Летом 1737 г. Лаптев на «Иркутске», вернулся назад в Якутск, но Беринга в Якутске он уже не застал. В Якутске Лаптев узнал о трагической судьбе команды Прончищева.
Второй отряд лейтенанта Прончищева на двухмачтовом дубельшлюпе «Якутск» вышел из Якутска летом 1735 г. Спустившись по Лене «Якутск» вышел в море и взял курс на запад. Однако из-за ледовой обстановки отряду пришлось встать на зимовку в устье реки Оленек. И только в августе 1736, после того как льды отступили, Прончищев смог двинуться дальше. Продвигаться пришлось не столько под парусом, сколько на веслах или отталкиваясь баграми от льдин.
Его экспедиция обследовала все устье Лены, а так же восточное побережье Таймыра: берега, глубины вод, заливы. И все это было нанесено на карту. Но севернее 77°З1` им продвинуться не удалось, дальше простирались непроходимые льды.
Было принято решение вернуться, но на обратом пути сам Василий Прончищев и участвовавшая в походе его жена Татьяна умерли от цинги с разницей всего в несколько дней. Оставшиеся в живых члены отряда похоронили своего командира и его жену в поселке Усть Оленек. Там до наших дней сохранилась могила этих отважных супругов.
После еще одной зимовки, штурман Семён Челюскин, взявший на себя командование экипажем, привел корабль с уцелевшей командой в Якутск.
Для того что бы получить разрешение на дальнейшее исследование, Дмитрий Лаптев выехал в Петербург. Огромный путь из Якутска до Петербурга Лаптев преодолел на лошадях. За это время он тщательно обдумал причины неудач и прибыл в Адмиралтейств-коллегию с четким планом действий.
Адмиралтейств-коллегия оценила все что сообщил в своем докладе лейтенант Д. Лаптев и, приняла решение продолжить работу экспедиции. По ходатайству Д. Лаптева командиром на «Якутск» был назначен двоюродный брат Дмитрия, Харитон Лаптев, который с радостью принял это предложение, потому как всегда мечтал о Севере.
В марте 1738 г. Дмитрий и Харитон Лаптевы, получив все необходимое снаряжение и продовольствие, отправились в Якутск. Прибыв на место, они привели в порядок свои суда, отработали планы экспедиции. А 18 июня 1739 г. Дмитрий Лаптев на своем «Иркутске» с командой 35 человек вышел в плавание. 5 июля «Иркутск» уже был в открытом море, и держал курс на восток.
В это раз экспедиция Д. Лаптева работала как с моря, так и с суши. Пройдя тяжелый путь до устья реки Индигирки, экспедиция остановилась на зимовку. Благополучно перезимовали на берегу. За это время была выполнена огромная работа по изучению побережья. По весне, что бы выйти на чистую воду, пришлось прорубить целый канал длинною в милю. После этого титанического труда корабль, выйдя в море, попал в шторм и был выброшен на мель. Но отважные матросы, ценой огромных усилий, разгрузив судно и сняв мачты, сняли его с мели и продолжали путь на восток вдоль побережья Восточно-Сибирского моря. Часть команды была отправлена пешком для исследования берегов к реке Колыме. Достигнув устья Колымы, Д. Лаптев остановил свою экспедицию на вторую зимовку в Нижнеколымске. Эту зиму провели относительно спокойно, продолжая работы на суше.
Летом 1741 г. Дмитрий Лаптев в третий раз предпринял попытку пройти морем на восток от Колымы в Чукотское море. Но у мыса Баранова его снова встретили непроходимые льды, и экспедиция вынуждена была вернуться в Нижнеколымск. Приведя в порядок все записи исследования побережья от дельты Лены до Колымы, Дмитрий Лаптев на собачьих упряжках направился в Анадырьский острог, и произвел тщательную опись бассейна реки Анадырь. А осенью 1742 г. он прибыл в Петербург с докладом о проделанной работе.
После Великой Северной Экспедиции Д.Я. Лаптев продолжал службу на флоте, в 1762 году вышел в отставку в звании вице-адмирала.
С большими трудностями, но вполне благополучно прошла экспедиция Харитона Лаптева. Зная из рассказов брата о трудностях плавания в Северном море, Харитон Лаптев прибыв в Якутск, основательно подготовился к предстоящей экспедиции.
Предусмотрительный Харитон, силами команды быстро возвел на берегу небольшой дом из плавника, в котором экспедиция благополучно перезимовала. Во время зимовки время даром не теряли, были обследованы все доступные места, а так же было подготовлено все что бы весной продолжить работы.
По весне, оставив запасы продовольствия и снаряжения на зимовке, Х. Лаптев отправил часть команды посуху для исследования Таймыра. А сам с оставшейся частью команды, сразу по вскрытии льда, еще раз попытался обойти Таймыр с севера, но судно было намертво зажато и раздавлено льдами. И хотя весь груз заранее был выгружен на лед, все это пешком по ледяным торосам пришлось тащить на себе до места зимовки. В пути потеряли 4х человек, которые не вынесли тяжестей перехода, но оставшиеся все же добрались до места. На старом месте экспедиция вполне удачно повела зиму, продолжая работать на суше.
Весной 1741 г. экспедиция Харитона Лаптева, теперь уже не имея корабля, продолжила исследования полуострова Таймыр. Разбив экспедицию на три отряда, Х. Лаптев поставил им задачу обследовать побережье Таймыра.
И хотя из-за неимоверных трудностей не все задания Х. Лаптева были выполнены, в целом работу экспедиции можно было считать удачной. Бала составлена достоверная карта Таймыра. Одной их групп руководил Семен Челюскин, поздее продолживший исследования Арктики, имя которого носит самая северная точка Азии. Скалистый «Мыс Челюскина» находится на 77°43′ северной широты и 104°17′ восточной долготы.
Сам X. Лаптев обследовал все доступные места в глубине Таймырского полуострова. Пешком по ледяным торосам, перевозя поклажу на собаках он дошел до озера Таймыр, и полностью описал его окрестности.
После чего по реке Таймырке Харитон спустился к морю и двинулся навстречу Челюскину. Закончив работу, Харитон Лаптев и Семён Челюскин на собаках добрались до Туруханска на реке Енисей. В Туруханске Лаптев и Челюскин провели зиму. Но время даром не теряли. За эту зиму они привели в порядок все записи отдельных групп экспедиции и все это нанесли на карту. Практически там, в Туруханске была составлена подробная карта восточного побережья Моря Лаптевых и полуострова Таймыр.
После окончания экспедиции Харитон Прокопьевич Лаптев вернулся в Петербург, где его работы были высоко оценены. После он продолжил службу на флоте. Закончил службу в чине капитана первого ранга.
Очень познавательна в описании истории экспедиции Харитона Лаптева книга Владлена Александровича Троицкого «Записки Харитона Лаптева». Автор книги описывает жизнь и путешествия участника Великой Северной экспедиции, открывателя Таймыра, Харитона Лаптева (1736 — 1743 гг). В книге подробно описано как была создана первая карта Таймыра, как были открыты острова в Море Лаптевых, дано полное географическое описание этого края.
В разные времена это море называли по-разному. В XVI-XVII веках на картах оно называлось Татарским или Ленским морем, в XVIII-XIX веках его называли Сибирским или Ледовитым. В 1883 году норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен назвал его «Морем Норденшёльда».
Но не смотря на то, что с тех давних пор прошло много времени, родина не забыла первооткрывателей этого далекого и важного для России моря. В 1913 году «Русское географическое общество» предложило в честь первооткрывателей братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых это море назвать «Морем Лаптевых». Официально название «Море Лаптевых» было узаконено только в 1935 году решением ЦИК СССР. Это название было признано всеми странами с сейчас так оно нанесено на картах.
Море Лаптевых для России и в настоящее время играет очень большую роль. В принципе, это морские ворота средней Сибири. Отсюда по всему свету идут корабли груженые сибирским лесом и другими богатствами этого края. Кроме море Лаптевых представляет собой своеобразный резерв стратегических нефтегазовых запасов России.
Это объясняется в первую очередь нефтегазовым потенциалом моря Лаптевых. Море достаточно мелководное и поэтому здесь газ и нефть можно добывать просто с берега или с насыпных островов. А это значительно может удешевить стоимость добычи. К тому же Море Лаптевых расположено в самом центре Северного Морского Пути, что дает большое преимущество для транспортировки.
Кроме того есть реальная возможность присоединить эти месторождения к нефтепроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан». То что за этим регионом будущее, можно не сомневаться. Тем более что в последнее время правительство России стало уделять большое внимание развитию Северо-Востока Российской Федерации, повышению условий жизни местного населения, повышению их занятости и в целом развитию этого региона.
Вполне привлекательны эти места и для туризма. Конечно, отсутствие туристической инфраструктуры пока делает эти места малодоступными для широкого посещения, но тем не менее любители северного экстрима все чаще наведываются в эти края. Ну а для охотников и рыбаков здесь настоящий рай. Ведь испокон веков коренное местное население: нганасаны, энцы, долганы, ненцы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы и якуты кочевали в этих местах и занимались главным образом именно рыболовством и охотой.
В изобилии и сейчас здесь различные звери и морские животные. Можно поохотиться на тюленя, нерпу, моржа и оленя. Запросто может встретиться росомаха, овцебык или даже белый медведь.
Но всегда ли поднимется рука на такую красоту как казарка.
Хотя основном здесь водятся мелкие виды рыб: корюшка, сайка, мойва, навага и другие тресковые, но довольно часто можно встретить окуня, сига, лосося, осетра которые выходят в море для нагула, однако такая рыба далеко от устья рек не удаляется. Не редкость в здешних водах муксун, нельма, хариус и конечно же таймень. А вот таких арктических гольцов, по местному «кунджа» можно поймать только здесь. Рыбу ловят в основном в заливах, в бухтах и в устьях рек.
Побывав в этих местах, обязательно нужно покататься в нартах запряженный северными оленями.
Ну а Северное сияние ни кого не оставит равнодушным. Такую красоту можно увидеть только здесь.
Конечно, отдых в здешних местах не будет очень комфортным, но проведенные здесь дни надолго останутся в вашей памяти. И мы уверены, попав единожды в эти суровые места, вы будете поражены этой северной красотой, она всегда будет манить вас к себе, и когда-нибудь все равно вернетесь сюда.
Море Лаптевых
Мо́ре Ла́птевых (якут. Лаптевтар байҕаллара ) — окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между полуостровом Таймыр и островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке.
Содержание
Этимология названия
Море названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых.
Исторические названия: Татарское, Ленское (на картах XVI—XVII веков), Сибирское, Ледовитое (XVIII—XIX века). В 1883 году полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал море именем Норденшёльда.
В 1913 году по предложению океанографа Ю. М. Шокальского Русское географическое общество утвердило нынешнее название, но официально оно было закреплено только решением ЦИК СССР от 27 июня 1935 года.
Физико-географическое положение
Площадь поверхности моря 672 000 км². Преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина 3385 метров, средняя глубина 540 метров.
Берега сильно изрезаны. Крупные заливы: Хатангский, Оленёкский, Фаддея, Янский, Анабарский, бухта Марии Прончищевой, Буор-Хая. В западной части моря много островов, в основном у берегов. В юго-западной части моря расположены острова Комсомольской правды.
В море впадают реки: Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена, Яна. Некоторые реки образуют большие дельты. Главный порт — Тикси.
Рельеф дна
Гидрологический режим
Поверхностные течения моря образуют циклонический (то есть против часовой стрелки) круговорот.
Приливы полусуточные, высотой в среднем до 50 сантиметров. Величину приливов значительно уменьшает ледяной покров.
Сгонно-нагонные колебания уровня моря значительные — до 2 метров, а в заливах достигают 2,5 метров.
Море Лаптевых — одно из самых суровых арктических морей, морозные зимы вызывают значительное развитие морского льда, который покрывает акваторию моря почти весь год. Развитию льда способствует также мелководность моря и малая солёность его поверхностных вод. На сотни километров от берега вглубь моря распространён припай с толщиной до 2 и более метров. В незанятых припаем районах наблюдаются плавучие льды, а на северо-западной окраине моря — айсберги.
Температурный режим и солёность
Температуры воды в море низкие. В зимний период подо льдом температура воды составляет −0,8…-1,8 °C. Выше глубины 100 метров весь слой воды имеет отрицательные температуры (до −1,8 °C). Летом в свободных ото льда районах моря самый верхний слой воды может прогреваться до 4-6 °C, в заливах до 10 °C. В глубоководной зоне моря на глубине 250—300 метров находятся поступающие из арктических акваторий Атлантики относительно тёплые воды (до 1,5 °C). Ниже этого слоя температура воды вновь становится отрицательной до самого дна, где температура составляет около −0,8 °C.
Солёность морской воды у поверхности в северо-западной части моря составляет 28 промилле, в южной части — до 15 промилле, около устьев рек — менее 10 промилле. Сильное влияние на солёность поверхностных вод оказывают сток сибирских рек и таяние льда. С увеличением глубины солёность быстро увеличивается, достигая 33 промилле.
Море Лаптевых на карте: история открытия и значение для современности
Из всех морей Евразийского суббассейна Арктики оно является самым суровым по климатическим и ледовым условиям. При этом море Лаптевых играет большую роль для народного хозяйства России: по нему проходит Северный морской путь, а в земных недрах обнаружены и частично исследованы залежи полезных природных ископаемых.
Географическое положение
Море распростерлось от восточно-сибирского побережья России в сторону Северного Полюса. Вся его акватория находится за полярным кругом.
Площадь
Она сравнима с территориями двух Финляндий, трех Беларуссий или шести Исландий. Среди морей, сообщающихся с Северным Ледовитым океаном, море Лаптевых по площади занимает четвертое место (в порядке убывания). Она равняется 662 тысячам квадратных километров (в некоторых источниках — 664 и 672 тыс. км 2 ).
Глубина
Ее структура обусловлена наличием в море Лаптевых Евразийского шельфа (он проходит по всем Северным морям России), который включен в шельфовую область Северного Ледовитого океана (она составляет примерно половину всей его площади). Глубина от южного берега до границы арктической впадины считается незначительной — колеблется от 25 до 50 метров. На границе шельфа дно стремительно уходит вниз, в глубину впадины от 1 километра до отметки ниже 3000 метров (желоб Садко). При этом средняя глубина всего моря составляет примерно 540 метров.
Берега
Протяженность береговой линии от Таймыра до мыса Святого Носа составляет порядка 1300 километров. Ее рельеф представляет вперемешку равнинную и крутогористую местность. Контур состоит из большого количества чередующихся заливов, бухт и губ.
Большие из них по площади:
История формирования
Этот процесс начал происходить с момента структурирования и формирования континентов. В мезозое и неоген-четвертичное время происходили значительные поднятия земной коры. Эти процессы распространялись на территорию Сибирской платформы и на мезозойские сооружения Северо-Востока Сибири. В связи с этими событиями восточная часть Сибири называется «Высокой». Это обусловлено нахождением ее под воздействием массивной литосферной плиты (называемой «тихоокеанская»). Она осуществляет медленное продвижение под материк Евразии. Образуемое поднятие континентальной поверхности как крылья шатра медленно снисходят от центра вниз. На севере это снисхождение идет в сторону Северного Полюса.
Это сказалось на рельефе дна окраинных морей — от береговой линии оно медленно понижает свой уровень в сторону океанской впадины. Эти поверхности дна вдоль берегов Евразии и Северной Америки именуются «шельф». Внутри этого пространства (от шельфовой части северных окраин материков) по направлению к Северному Полюсу находится сложно построенное, углубленное ложе Ледовитого океана и его окраинных морей (северных их оконечностей), в том числе и моря Лаптевых.
От края шельфа, севернее Новосибирских островов, до острова Элсмир Арктический бассейн пересекает подводный хребет Ломоносова. Все подводное пространство Арктического (Полярного) бассейна сложено корой океанического типа.
Изучение
Учитывая большое значение для российской экономики и геополитики территорий Восточной Сибири, в том числе и моря Лаптевых, оно своевременно было хорошо изучено и достаточно детально описано. Составлением географических и гидрологических карт, промером глубин и изучением его побережья начали заниматься еще в XVIII веке. Это были первые отважные попытки изучить этот суровый край.
Одной из вошедших в историю стала Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция Витуса Беринга. Во время ее проведения особая роль была возложена на отряды лейтенантов Прончищева и Ласиниуса. Перед ее проведением сведения о море были самые скудные, не было известно, какие реки впадают в него, очертания береговой линии, как соединяется с другими морями на западе и востоке.
Перед отрядами были поставлены задачи:
Эти задачи были выполнены лишь частично. Попав в суровые климатические условия, корабли оказались вмороженными в лед, команды предприняли попытку перезимовать, но многие, из отважных путешественников умерли от цинги. В том числе и их командиры: лейтенанты Василий Прончищев и Петр Ласиниус.
В знак уважения памяти и признания больших заслуг Прончищева перед Отечеством его именем был назван ледокол.
Лейтенант Петр Ласиниус
Его команда состояла из 50 человек. Они на двухмачтовом палубном боте «Иркутск» вышли из Якутска. Дойдя до устья Лены, сделав там краткий привал, Ласиниус вышел в море, взяв курс на восток. Это произошло 20 августа 1735 года. Через несколько дней из-за туманов и льдов он остановился в устье реки Хараулах. Там бот «Иркутск» и остался замороженный во льдах.
Во время зимовки 42 человека вместе с лейтенантом погибли от цинги. Спасательная экспедиция вывела только 9 оставшихся в живых моряков. Витус Беринг назначил командиром «Иркутска» одного из своих лучших соратников.
Дмитрий Лаптев
Ему была поставлена задача вернуть в строй корабль «Иркутск» и продолжить изучение восточного побережья моря. Для достижения этой цели лейтенант Лаптев набрал команду из опытных мореходов. Они на больших лодках, загрузив все необходимое для длительного путешествия, отправились в путь.
Экспедицией было выполнено:
Был конец августа, и на море начался ранний ледостав. Отряд смог только 4 дня пройти под парусом в море, где столкнулся с большим массивом льда. Было принято решение вернуться на побережье для зимовки. Летом по чистой воде «Иркутск» вышел в море. Проведя краткое обследование побережья и истощив запасы провизии, отряд Дмитрия Лаптева вернулся в Якутск для пополнения запасов и получения дальнейших приказаний. Командора Беринга на месте не оказалось — он отбыл далее для проведения Второй Камчатской экспедиции.
Дмитрий отправился в Петербург для доклада в Адмиралтейство. Там его выступление и предложенный план были одобрены. Принято решение о расширении научных исследований: определили отправить не один, а два корабля. На бот «Якутск» командиром был назначен брат Дмитрия — Харитон.
По возвращению с Петербурга Д. Лаптев с командой на «Иркутске» спустился до устья Лены и продолжил исследование восточного побережья. Экипаж был поделен на 2 отряда: один на корабле проводил морские исследования (промер глубин, скорости и направления течения и т.п.), вторая часть отряда обследовала в том же направлении побережье.
Зимовка была проведена в устье реки Колыма. Летом предпринятая попытка дойти до Камчатки не увенчалась успехом: снова помешал ранний ледостав. На собачьих упряжках Д. Лаптев отправился на обследование бассейна реки Анадырь. Что было блестяще проведено: картографирована местность, проведены зоологические и этнографические исследования. Дойдя до Анадырского острога он привел в порядок и систематизировал все записи.
Весной 1742 года лейтенант Лаптев возвращается в Петербург с докладом. Результаты экспедиции были признаны положительными, командир и члены экипажа получили поощрения и повышение чинов. Дмитрий Лаптев продолжил службу на флоте до выхода на выслугу в чине вице-адмирала.
Харитон Лаптев
Он с радостью принял назначение и активно включился в подготовку своего исследовательского путешествия. Укомплектовав корабль «Якутск» экипажем и всем необходимым, Харитон отправится вдоль западного морского побережья. Береговая линия уходила все севернее и севернее. Часть отряда во главе с Челюскиным отправились по суше изучать этот земной массив. Проводя его тщательное обследование и описание, выяснилось, что это полуостров, который позднее был назван Таймыр.
За время экспедиции было проведено картографирование его с моря (береговая линия, нанесены на карту морские течения и глубины) и проведено обследование материковой части. Самый северный мыс Таймырского полуострова позднее наименуют в честь его первооткрывателя – мыс Челюскин.
Харитоном Лаптевым были собраны все записи и наблюдения отдельных исследовательских групп отряда и проанализированы. На этом основании сделано большое этнографическое и географическое описание обследованного земного массива.
Александр Миддендорф
Большое экспедиционное путешествие на Таймыр он совершил в 1841 году по поручению и патронажем Академии наук.
Результаты превзошли все ожидания:
Операция «Три корабля»
Одно из уникальных событий в изучении Северного морского пути произошло не совсем « планово». В 1937 году три корабля «Садко», «Малыгин» и «Седов» с большим количеством ученых на них проводили комплексное исследование Северных морей Советского Союза. Из-за возникших затруднений согласования действий и принятия соответствующих решений с Главсевморпутем корабли во время прохождения моря Лаптевых оказались в ледовом плену. С этого момента начался уникальный Арктический дрейф научной группы. Повинуясь воле течения, которое имеет в этом море циклонический ход, они, вмерзшие в лед и двигавшиеся вместе с ним, стали проводить научные наблюдения, эксперименты, выполнять различные замеры и наблюдения.
Командование этой дрейфующей научной лаборатории доверили Рудольфу Лазаревичу Самуйловичу. Это был опытный ученый, который уже много лет работал над проблемами Севера и Восточной Сибири. Он имел талант руководителя и организовал работу и жизнь дрейфующей станции на высоком уровне: проводились научные занятия и комплексные исследования в океанологии, астрономии, метеорологии, географии и других смежных областях. Были организованы бытовые условия на хорошем уровне: утро начиналось с зарядки, завтрака, затем проводились занятия для студентов и практикантов, велись записи и картографирование.
В числе других работ было сделано:
Научные работы велись по 10 направлениям. За время дрейфа был собран богатейший практический материал, который в дальнейшем поспособствовал развитию судоходства в северных широтах и непосредственно через акваторию северных морей. Летом 1938, через год после начала дрейфа, при помощи ледокола «Ермак» из ледового плена были выведены эти три легендарных корабля: «Садко», «Малыгин» и «Седов».
В честь кого названо
Северный климат суровый, не каждому он по нутру,
Но тот, кто осилит невзгоды — исполнит любую мечту.
Морозное утро и ветер, и волны на берег бегут,
Одно только море на свете, где смелые люди живут.
Здесь ночью полярной медведи приходят погреться к костру,
И, фыркая, нерпа упрямо ныряет со льдины в воду.
Первые дошедшие до современности названия моря Лаптевых были: Северное, Окраинное, Ледовитое. В 1883 году норвежский исследователь Арктики, Фритьоф Нансен, назвал его «Морем Норденшельда» по фамилии Адольфа Эрика, шведского географа, геолога, мореплавателя, исследователя Арктики. Это имя наносилось на карты до его официального переименования.
Родная наука не забыла первооткрывателей этого сурового, но такого важного для России моря. В 1913 году «Русское географическое общество » предложило в честь братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых назвать море Норденшельда — « Морем Лаптевых». Официально название было узаконено только в 1935 году решением ЦИК СССР. Оно было признано всеми странами и сейчас нанесено на всех картах в мире.
Какие еще места названы в честь открывателей
Традиция давать географическим объектам и новым открытиям имена христианских святых и прославленных людей появилась на заре первых путешественников. Так, великий путешественник и первооткрыватель Кристофор Колумб, будучи в своей первой экспедиции, наименовал первый же открытый им остров — «Сан-Сальвадор» (в переводе – Святой Спаситель) в честь Иисуса Христа. В России также широко применялась эта практика: именами святых, монарших особ, путешественников и первопроходцев назывались моря, горы, озера, перевалы и заливы, другие географические объекты. Была отдана дань благодарной памяти потомками к открытиям и трудам братьев Лаптевых.
Их именами кроме моря названы:
Рельеф и климат
Большая часть дна моря равнинна, с небольшим уклоном на западе, резким спуском на оконце шельфа на севере. Материковый склон прорезан желобом Садко, переходящим на севере в котловину Нансена с глубинами свыше 2 километров. Там же находится и максимально глубокие участки моря. Острова в Северном Ледовитом океане по количеству и площади занимают второе место среди всех океанов. Не исключение и его окраинные моря.
В Лаптевом находятся острова и архипелаги: Северная Земля, Новосибирские острова, Большевик, Котельный и другие. Все они располагаются на шельфовой части моря, имеют низкую и среднюю высоту рельефа, изредка встречаются гористые участки. Под слоем земляных пород находится плотный, промерзший грунт. Поэтому многие из островов подвергаются сильной эрозии.
Особенности дна
Оно на большей территории шельфа песчано-илистое, местами с галькой и валунами. В самом желобе от километра и ниже — в основном илистое. В местах впадения рек формируются большие песчаные наносы, имеющие свойство быстрого прироста — порядка 20-25 см в год.
Максимальные и средние глубины
По общим понятиям, большая часть акватории считается мелководной: от берега до океанической впадины глубина в основном не превышает 50 метров (это чуть более 50 % от всей площади), местами — до 100 и только на западе (восточнее острова Комсомолец) достигает отметки 200. На северной оконечности при спуске с шельфа глубина достаточно резко начинает понижаться. В желобе Садко она достигает своего максимума — 3356 метров. Южнее 76 параллели глубина примерно 25 метров. Средняя глубина в акватории составляет 540 метров.
Погодные условия
Климат моря Лаптевых является арктическим континентальным. Воздействие теплых циклонов с Тихого и Атлантического океанов здесь не ощущается, поэтому погодные условия на море считаются самыми суровыми из всех северных.
Температура воздуха
Она в течение 11 месяцев в году остается ниже 0 °C на севере. На юге этот период длится 9 месяцев.
Месяцы с максимальной и минимальной температурой