почему михайловский дворец так назван

Михайловский дворец — его история и владельцы, судьба и Русский музей в Петербурге

Фотографии

почему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так названпочему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так назван почему михайловский дворец так назван. Смотреть фото почему михайловский дворец так назван. Смотреть картинку почему михайловский дворец так назван. Картинка про почему михайловский дворец так назван. Фото почему михайловский дворец так назван

В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, расположен бывший великокняжеский дворец, памятник архитектуры высокого классицизма — Михайловский дворец. В его стенах 19 марта 1898 года открылся Русский музей, который находится тут и поныне.

Сегодня Михайловский дворец является самым большим хранилищем произведений русского искусства в мире. Здание возводилось в стиле русского ампира, но совсем для иной цели. Его строили для младшего брата императоров Александра I и Николая I.

Предыстория дворца

Михаил Павлович (1798—1849) был четвёртым сыном, самым младшим и последним из 10-ти детей императора Павла I и Марии Фёдоровны. Великий князь — единственный порфирородный из сыновей императора, то есть родившийся в период правления последнего.

Увы, великому князю Михаилу Павловичу поцарствовать не довелось, как его братьям Александру и Николаю. Зато, именно ему августейший отец решил построить дворец. Для этих целей в 1798 году Павел I приказал откладывать деньги, по несколько сот тысяч рублей в год.

Однако любящему отцу не суждено было увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году он погиб в результате дворцового переворота. Но волю монарха исполнил император Александр I, который занимался возведением дворца для великого князя Михаила Павловича.

Строительство Михайловского дворца

В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.

Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля. В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.

В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.

Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас. Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.

Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.

Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Перестройки в Михайловском дворце

Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.

После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века. По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Русский музей Александра III

В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну. В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей. И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея. Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.

Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других. К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.

Источник

История Михайловского дворца

27 апреля 2020—27 апреля 2020

Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Ансамбль площади Искусств неразрывно связан с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка здания состоялась 26 июня 1819 г.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. к дворцу были пристроены оба флигеля. В 1822 г. общестроительные работы были закончены (работы каменных дел мастеров Ф. Адамини, Д. Адамини и И. Бернадаци). Реконструкцию сада, также получившего название Михайловский производил архитектор А.Менелас.

Дворец включал в себя четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля составила ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур.

8 февраля 1824 года в Зимнем дворце состоялось бракосочетание великого князя Михаила Павловича и 17-летней принцессы Шарлотты Вюртембергской, получившей в православии имя Елены Павловны.

Познакомившись с эскизами будущей отделки залов Елена Павловна выразила ряд пожеланий, которые привели в замешательство министра финансов и уделов графа Д.А.Гурьева. По его словам, «даже в царских дворцах такой роскоши не употреблялось» и он отказался от каких-либо перемен в убранстве комнат без особого повеления самого императора. Однако Александр I пошел навстречу пожеланиям невестки.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано гениальным Росси и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.
Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, и участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.

В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет, а сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб., причем внутреннее убранство дворца обошлось дороже, чем строительство самого здания.

Михайловский дворец вызывал у современников восторженные отзывы.
Посетивший в 1926 году Россию английский ученый лорд Ливсон Гранвилл, бывший много лет послом Великобритании в Париже, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».
Журнал «Отечественные записки» в 1825 году писал:

Особое восхищение современников вызывала Белая гостиная или Белый (Белоколонный) зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и сохранивший до наших дней не только живописное и скульптурное убранство, но и подлинную мебель, созданную по эскизам Росси.
Модель Белого зала, выполненная резчиком Н.Тарасовым (братом паркетчика С.Тарасова) даже была отправлена в подарок английскому королю Георгу IV.

В августе 1826 года великий князь Михаил Павлович с женой и маленькой дочерью, великой княжной Марией поселились в новом дворце.

Сам Михаил Павлович до самой своей кончины в 1849 году не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня Елена Павловна чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Часть интерьеров переделывалась, в частности со временем был устроен Театр и малый Храм во имя св. Елены, обновлялась отделка парадных и жилых комнат. Не были затронуты только большие парадные залы. С середины 30-х гг во дворце работали архитекторы А. Штакеншнейдер, Гаральд Боссе (1840-50-е гг.), Людвиг Бонштедт (1850 г.), Александр Юркевич (1857 г.) Роберт Гедике (1863 г.) В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Из пяти дочерей великокняжеской четы – Марии, Елизаветы, Екатерины, Александры и Анны – в живых осталась только третья по старшинству дочь, Екатерина Михайловна (в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая). После смерти Елены Павловны в 1873 году она унаследовала дворец. К началу 1890-х гг ее семья постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, а опустевшие дворцовые залы заметно обветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года ее наследники решили продать дворец. В 1895 году он был выкуплен казной по настоянию Николая II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III.

Беггров К. П. Михайловский дворец, 1832. Бумага, гуашь 60,6 х 90,5

Кронноветтер К. Портрет великой кн. Елены Павловны 1830-е Бумага, Акварель. 14,1 x 10,8 (овал)

Источник

История и тайны Михайловского (Инженерного) замка

Михайловский Замок построен по приказу российского императора Павла Петровича. Опальный сын Екатерины II долго и терпеливо ожидал своего часа, когда ненавистная мать-императрица освободит для него престол. Она запретила ему даже показываться в столице, пока жива. Отдала ему Гатчину, тем он и довольствовался. Павел ждал. Он мечтал о том времени, когда переедет в столицу и построит себе особенный дворец. Даже приступил к разработке проекта нового сооружения. Остались наброски, сделанные рукой Павла. Он предусмотрел все — рвы, подъемные мосты, узкие окна, в плане четырехугольное сооружения напоминало парижскую Бастилию, замок должен был стать непреступным. Павел был Великим Магистром Католического Мальтийского ордена, он в этом замке воплотил то, чему поклонялся вся свою жизнь — мистике и романтизму.

Памятник Петру I перед Инженерным Замком

К тому же была еще одна идея — он хотел умереть на том самом месте, где родился. И действительно, молодая Екатерина родила своего первенца Павлушу в летнем дворце императрицы Елизаветы Петровны, который омывали воды рек Мойки, Фонтанки и Церковного канала (сейчас это ул. Садовая). Став императором, Павел сразу приказал разобрать летний дворец своей бабки императрицы Елизаветы Петровны и на этом месте начать строительство нового дворца.

История

Торжественная закладка нового дворца состоялась 26 февраля 1797 года. Замок возводили стремительно, работы велись днем и ночью. Павел выписал из Европы известного архитектора Винченцо Бренна, к работам привлекли Василия Баженова — выдающегося российского архитектора. До сих пор ведутся споры, чей же проект взят за основу строительства. Но бесспорно, что император Павел руководил строительством, он вникал во все вопросы. Замок был освещен 8 ноября 1800 года. Таких темпов строительства столица еще не знала.

В замок свозили все самые лучшие предметы искусства. Павел не щадил дворцы, которые принадлежали бывшим фаворитам Екатерины. Так из Таврического Дворца, который принадлежал князю Григорию Потемкину, был выломан паркет из ценных пород дерева и уложен в строящемся замке. Со строительства Исаакиевского собора были увезены мраморные колонны. Таких примеров было множество. Подводы с мебелью, вазами, статуями тянулись к новому дворцу со всех сторон Петербурга.

Мистика Михайловского замка

Михайловским замок стали называть после того, как караульному солдату привиделся Архангел Михаил, который просил назвать замок в его честь. Павел, который сам был большим мистиком и верил в предзнаменования, сразу согласился. Так замок получил название в честь святого Архангела Михаила.

С замком связана одна мистическая история. Для украшения фасада замка привезли золоченую надпись «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Первоначально надпись планировали установить на Исаакиевском соборе, но по желанию императора — закон. Городская юродивая предсказала, что император проживет в замке ровно столько дней, сколько букв в этой надписи. Надпись содержит 47 символов. Павел прожил 47 лет и был убит заговорщиками в своем замке. Его не спасли ни наполненные водой рвы, ни подъемные мосты, ни выставленные караулы. Недовольные его правлением дворяне составили заговор с целью смещения императора. Заговорщики пробрались в замок, напали на Павла. Платон Зубов, бывший фаворит его матери, во время драки табакеркой проломил императору череп.

«Вольность» — Александр Пушкин

«.. падут бесславные удары, погиб увенчанный злодей», — писал А.С.Пушкин. С тех пор Михайловский замок имеет славу места трагического и страшного. После смерти императора в замке никто не жил. Осталось закончить внутреннюю отделку, но работы были приостановлены. Все ценности, которыми украшали замок, опять растащили по разным дворцам. Михайловский замок опустел, и долгое время только ветер гулял по его темным коридорам. Дурная слава закрепилась за этим местом.

Почему Михайловский замок называют Инженерным

В 1819 году помещение было отдано под учебное заведение — Главное Инженерное училище. С тех пор замок стали называть Инженерным. Помещения замка были перестроены. Ничего уже не напоминало о помпезном императорском замке. Весь 19 век в Михайловском замке учились и жили курсанты училища.

В 1991 году Михайловский замок стал филиалом русского музея. Были поведены реставрационные работы, восстановлены первоначальные интерьеры дворца. Сейчас на территории замка представлена постоянная экспозиция, организован лекторий, а так же проводятся временные выставки из фондов Русского музея. Проведены уникальные реставрационные работы, интерьеры замка поражают роскошью, изысканной красотой. Замок никого не оставляет равнодушным. Но, как говорят посетители, иногда нет-нет и мелькнет в проеме двери тень убиенного императора.

Рота юнкеров у Инженерного замка

Групповая экскурсия в мистический Михайловский замок

Мы предлагаем Вам посетить квест-экскурсию «Легенды и тайны Михайловского замка». На целых два часа истинные ценителей загадок перенесутся в интереснейшую эпоху дворцовых переворотов. Ощутите на себе дыхание этой исторической драмы! Ссылка на квест-экскурсию здесь.

Источник

История

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *