почему летучий голландец так назван
`Летучий голландец` — чъто же это. кто он. Откуда он?!
«Лету́чий голла́ндец» (нидерл. De Vliegende Hollander, англ. The Flying Dutchman) — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появляется в 1795 году в записках ирландского вора-карманника Джорджа Беррингтона «Плавание к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay).
Другие версии легенды
Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Его пожелания исполнились, и он был обречён на вечные скитания.
Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии — мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так — плыви!».
Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
Команда корабля натолкнулась на другой корабль-призрак, «Кенару», — пиратское судно-призрак, которое грабило и уничтожало другие корабли. Команде «Летучего голландца» удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие «Кенары». Теперь они бороздят бесконечные просторы и не чувствуют ни боли, ни усталости, ни тепла, ни холода, мучаются этим, а встречающиеся корабли они молят о помощи, но те, не пытаясь помочь им, разделяют с ними проклятие «Кенары».
Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда, играя в кости с дьяволом на собственную душу.
Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.
Летучий голландец
Содержание
Происхождение
Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появляется в 1795 году в записках ирландского вора-карманника Джорджа Беррингтона «Плавание к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay ).
Другие версии легенды
Возможное объяснение
Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы, так как мираж всегда виден над поверхностью воды.
Также возможно, что светящийся ореол — это огни святого Эльма. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение. В настоящее время разработаны методы, позволяющие получать подобный разряд искусственным путём.
На этом изображении видно, как под действием фата-морганы изменяются очертания двух кораблей. Четыре фотографии в правой колонке изображают первый корабль, а четыре фотографии в левой — второй.
На этом снимке можно наблюдать по крайней мере три корабля. Настоящий корабль находится выше всех остальных, причём средний мираж — это его перевёрнутое изображение.
Цепь изменяющихся миражей.
Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка. Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу (источник).
В искусстве
Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX—XX веков.
Во время американской гражданской войны «летучим голландцем» прозвали XI корпус Потомакской армии за его бегство в сражении при Чанселорсвилле. (Корпус состоял в основном из немцев, которых звали голландцами, а глагол fly имеет так же значение «убегать»). [источник не указан 107 дней]
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Летучий голландец» в других словарях:
«Летучий голландец» — «Летучий голландец». Картина А. П. Райдера (ок. 1896) «Летучий голландец» (нидерл. De Vliegende Hollander, англ. The Flying Dutchman) легендарный парусный корабль призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно… … Википедия
Летучий голландец — В основе выражения голландская легенда о моряке, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Небеса услышали его и наказали за гордыню: этот моряк… … Словарь крылатых слов и выражений
Летучий Голландец — (Адлер,Россия) Категория отеля: Адрес: улица Хмельницкого 35, Адлер, Россия … Каталог отелей
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ», СССР, ЯЛТА ФИЛЬМ/ФОРА ФИЛЬМ, 1991, цв., 85 мин. Сатирическая комедия. На борту списанного судна уютненько расположилсяресторанчик под романтическим названием «Летучий голландец». Однажды летним мягким вечером обрубаются чьей… … Энциклопедия кино
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, по средневековой легенде призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу; среди моряков было распространено поверье, что встреча с ним предвещает гибель в море. Легенда послужила основой сюжета оперы Р. Вагнера… … Энциклопедический словарь
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — (The flying Dutchman) старинная легенда, согласно которой капитан голландского судна Ван Страатен был осужден на вечное скитание по морям, никогда не приставая к берегу. В костюме XVII в. Л. Г., прислонясь к мачте своего судна, носится по морям,… … Морской словарь
летучий голландец — призрак, корабль призрак Словарь русских синонимов. летучий голландец сущ., кол во синонимов: 4 • корабль призрак (2) • … Словарь синонимов
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — 1) по средневековой легенде призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу; среди моряков было распространено поверье, что встреча с ним предвещает гибель в море.2) Яхта швертбот олимпийского класса, экипаж 2 человека; с 1960 в… … Большой Энциклопедический словарь
летучий голландец — распространенный в преданиях легендарный образ голландского моряка, который был осужден на вечное скитание по морям, и встреча с которым считалась несчастьем. Летучим голландцем называют обычно судно, потерпевшее крушение, но не затонувшее, а… … Морской биографический словарь
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — 1. По европейским средневековым легендам капитан, вечно скитающийся со своим кораблем по морям; так же иногда называют потерпевшее крушение судно, плавающее без экипажа. Согласно одному, наиболее распространенному преда нию, „Летучий Голландец… … Морской энциклопедический справочник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На протяжении 250 лет люди периодически встречали Летучего Голландца — корабль-призрак, обреченный вечно плыть по Семи Морям. В
Вот, что считается главной причиной этих видений.
Скорее всего, вы уже кое-что знаете о Летучем голландце после того, как увидели его поднимающимся из морской пучины в «Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца». В голливудской франшизе о пиратстве Летучий голландец печально известен тем, что сеет ужас в морях, будучи в то же время способным плавать как по поверхности, так и под водой.
По мере того как моряки поддаются порочным силам Летучего голландца, они теряют свою человечность. Однако, идея Летучего голландца пришла в голову сценаристам «Пиратов Карибского моря» не на пустом месте. Их источником вдохновения, несомненно, был реально существовавший корабль.
Согласно легенде, «Летучий голландец» — это корабль-призрак, обреченный бесконечно плавать в открытых морях и океанах, не имея возможности вернуться домой. Этот миф восходит к морскому фольклору 17-го века, который сильно подпитывался всевозможными суеверными верованиями моряков.
Ранние письменные отчеты о Летучем голландце датируются 18 веком, и о предполагаемых наблюдениях за этим потусторонним кораблем также хорошо сообщалось на протяжении большей части 19 и 20 веков.
В большинстве отчетов также утверждалось, что корабль выглядел очень необычно, поскольку он всегда светился чем-то вроде призрачного света. В мореплавании вид этого корабля-призрака считался не чем иным, как худшим предзнаменованием из всех, и эта вера сохранялась довольно долгое время.
Первое печатное упоминание о печально известном корабле можно увидеть в книге «Путешествия по различным частям Европы, Азии и Африки в течение тридцати лет и более», опубликованной в 1790 году и приписываемой Джону Макдональду, где отрывок в одной из глав гласит: «Погода была настолько ненастной, что моряки увидели Летучего Голландца. Он пришел к мысу в плохую погоду и хотел попасть в гавань, но затонул, и с тех пор в очень плохую погоду это явление повторяется».
Еще одно упоминание в литературе можно найти в «Путешествии в залив Ботани» 1795 года, написанном Джорджем Баррингтоном. Он вспоминает ту же историю, что и Макдональд, добавляя, что чаще всего слышал об этом суеверии от моряков, которые были склонны верить в судьбу и видения. Пересказывая историю о потерянном голландском фрегате у мыса Доброй Надежды, Баррингтон приходит к выводу, что этот рассказ довольно быстро распространился и стал известен среди моряков.
Многие пытались найти логическое объяснение всей истории о Летучем голландце и тому, почему это судно вообще было обречено. Некоторые объяснили, что экипаж судна был проклят из-за серьезных преступлений на борту, включая убийства и пиратство. Люди также задавались вопросом, кто может быть капитаном такого корабля.
Исторические свидетельства предполагают человека из истории, фризского капитана 17-го века по имени Бернард Фокке, который плавал по морям для голландской Ост-Индской компании. Он был хорошо известен невероятной скоростью, с которой мог преодолевать расстояния до острова Ява, Индонезия. Так, в 1678 году он преодолел это расстояние не более чем за 3 месяца и 10 дней, чтобы доставить стопку писем голландскому губернатору. Такие быстрые поездки заставили некоторых людей заподозрить, что капитану помог Дьявол.
Было много предполагаемых наблюдений этого обреченного судна. Писатель Николас Монсаррат, известный своей книгой «Жестокое море» 1951 года, очевидно, был свидетелем этого явления в Тихом океане, когда служил офицером Королевского флота во время Второй мировой войны.
Пожалуй, одно из самых ярких открытий сделал принц Георг, будущий король Георг V, когда завершал трехлетнее путешествие в сопровождении своего старшего брата, принца Альберта Виктора. Журнал членов королевской семьи датирует событие встречи с Летучим голландцем 11 июля 1881 года. По сообщениям, это событие произошло у австралийского побережья, в проливе Басса между Мельбурном и Сиднеем.
Как описано в их журнале, призрачный корабль появился в необычном светящемся красном свете. Когда корабль принца Георгия приблизился к месту, где должно было находиться загадочное судно, от него не осталось никаких следов в любом направлении, хотя ночь была ясной, а море было спокойным.
Летучий голландец оставался необъяснимой загадкой для моряков на все времена — до того момента, пока люди не нашли способ объяснить эту тайну, используя знания оптики и некоторые науки.
Как следует из царского журнала, ночь была ясной, а море спокойным. Это два условия, при которых происходит так называемая Фата Моргана. Эта оптическая иллюзия, возникающая в узкой полосе света прямо над горизонтом. Именно она считается причиной, по которой некоторые «видели» Летучего голландца. Когда происходит Фата Моргана, при определенных условиях в атмосфере она способна создать искаженное изображение реального объекта, например корабля, скрытого за горизонтом.
«Летучий голландец»: действительно ли раскрыта загадка легендарного корабля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:
«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. [. ] Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»
Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.
Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.
Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.
Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мельница заблуждений: «Летучий голландец»
Соленым псам легче, чем сухопутным крысам, представить себе отчего экипаж может покинуть свой корабль. Стихийные бедствия, бунт, болезни, пираты и многое другое. Вполне реальные причины, угрожающие людям не только на воде, но и на суше. Все мы под Богом ходим. Однако охотники и рыбаки, актеры и моряки любят рассказывать байки. «Вот видел давеча «Летучего голландца».
Человечество любит истории о проклятых во веки веков, а не только до седьмого колена. Истории эти с бородой по колено. Древнегреческий Тантал не находит покоя даже в царстве мертвых. Сын Зевса стоит по горло в воде и не может напиться, тянется к сочным плодам (это-то в преисподней!), но не может их ухватить. Агасфера, он же Вечный Жид, проклял сам Сын Человеческий. По заклятью, наложенному на него Иисусом Христом, Агасфер не знает ни покоя, ни смерти…
К числу подобных мифов относятся многочисленные истории о «Летучем голландце». При этом и речи нет не только о голландце, но и о какой-либо летучести. Объединяет эти легенды — море и блуждающие по нему суда. У Багамских островов с поднятыми парусами, но без экипажа дрейфовало французское судно «Розали». Но чаще страшилки случались с кораблями-призраками, плававшими под «Юнион Джек» — шхуна «Эллен Остин» и корабль «Атланта». Двухмачтовая бригантина «Мария Селеста» плавала под американским флагом, но от этого ее история не стала менее захватывающей.
Обнаруженная 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара, между Азорскими островами и Португалией, бригантина Mary Celeste стала синонимом корабля-призрака и крылатого выражения «Летучий голландец». Правильное название покинутого экипажем судна «Мэри Селест», но в русскоязычной литературе традиционно закрепились «Мария Селеста» и «Мария Целеста». Поскольку первое из них ближе к оригиналу, позвольте так и будем называть бригантину.
Впрочем, в европейских источниках тоже встречается неверное написание судна, например Marie Céleste. За это следует благодарить гений сэра Артура Конан Дойла, давшего такое название кораблю в своей повести «Сообщение Хебекука Джефсона» (1884). Вслед за ним несколько переиначенное название подхватили другие.
Итак, Mary Celeste — бригантина длиной 31 метр, шириной 7,6 метра, осадкой 3,5 метра, водоизмещением 282 тонны. Построено в доках Spencer’s Island в Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось «Амазонка» (Amazon). Первый капитан Роберт Маклеллан (Robert McLellan) скончался от пневмонии через 9 дней после принятия команды над судном. В 1869 году шторм у берегов Новой Шотландии выбросил «Амазонку» на берег. После подобных инцидентов и смены ряда судовладельцев, приносящее одни лишь убытки судно приобрел американец, который переименовал «Амазонку» в «Марию Небесную».
«Как вы судно назовете, так оно и поплывет», утверждал капитан Врунгель. По всей видимости, новый капитан переименованной бригантины Бенджамин Бриггс был того же мнения, когда 5 ноября 1872 года отправился в плавание из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта-ректификата на борту. Кроме 38-летнего капитана, его жены Сары Элизабет Кобб-Бриггс, их двухлетней дочери Софии Матильды, на бригантине плыла команда из семи человек. Настоящий интернационал: 2 американца, 4 немца и один датчанин, т. е. голландец, но не летучий.
Из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19-м веке, барк Dei Gratia («Деи Грациа» — «Богини грации») обнаружил бригантину 4 или, по другим данным, 5 декабря. Капитан барка Дэвид Рид Морхауз лично знал Бенджамина Бриггса как опытного морехода и был несказанно удивлен тому, что видел в подзорную трубу. Он в течение двух часов наблюдал за бригантиной, которая плыла так, словно ею никто не управлял. С корабля не подавали никакого сигнала бедствий. И тем не менее он распорядился отправить к «Марии Селесте» шлюпку. Никого из девяти человек на борту не было.
Последняя запись в судовом журнале — 24 ноября 1872 года. Следовательно, за десять дней до встречи с ним, «Мария Селеста» взяла курс на восток, а его обнаружили идущим на запад. Старпом Оливер Дево с «Деи Грациа» докладывал своему капитану об увиденном. Он нашел «весь корабль основательно промокшим и в беспорядке» (the whole ship was a thoroughly wet mess). Вода под палубой достигала более метра (3,5 фута). Отсутствовала единственная шлюпка, которая не была сорвана, а скорее спущена на воду, вторая шлюпка была сдана в ремонт незадолго до выхода в море. На поручнях правого борта найдены глубокие зарубки топором. Все окна кормовой надстройки закрыты брезентом и заколочены досками. Крышки люков сняты. Запасов продовольствия хватило бы на полгода.
Вдоль бортов бригантины шли надрезы дюймовой ширины, длиной по два метра каждый. Сыщики установили, что эти надрезы были сделаны каким-то плотницким инструментом примерно в конце ноября, как раз в то самое время,когда всудовом журнале была сделана последняя запись. Мебель в каютах находилась на своих местах, койки были аккуратно заправлены, одежда висела на вешалках. Кают-компания выглядела так, будто ее только что покинули. На обеденном столе были разложены столовые приборы. У иллюминатора располагалась швейная машинка с незаконченной работой. Масленка не была опрокинута, значит, корабль не попадал в шторм. Предположительно команда готовилась к эвакуации, поскольку отсутствовали секстант и хронометр. Единственный компас, видимо при попытке его демонтировать, оказался сломанным. Остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пачки денежных купюр.
О загадочном исчезновении экипажа «Марии Селесты» высказано более десятка самых различных версий, но практически ни одна из них не проходит проверки фактами. В большинстве мифов фигурируют либо гигантские морские чудовища (осьминог и др.), либо пираты. Как карточный домик рассыпались и теории, выдвигавшие на первый план цунами или песчаные острова, которые с легкостью и без следа растворяются в океане.
Тайна лишь способствует появлению новых рассказов и фильмов о «Марии Селесте», но никак не решению вопроса о загадочной судьбе ее экипажа. В результате из 17-го столетия всплывают рассказы о «Летучем голландце». С мифами ничего не смог поделать рационально-материалистический 19-й век, который вместо решения вековых споров, кажется, способствовал еще большей путанице. В 20-м столетии медленно, но неуклонно стали изживать предрассудки позитивистов и критически рассматривать высосанные из пальца теории. Следуя так называемой «бритве Оккама», не следует увеличивать сущности сверх необходимости. Достаточно объяснить произошедшее известными причинами, а уж если они не сработали, то тогда следует прибегнуть к фантастическим домыслам.
Наиболее правдивую историю об исчезновении экипажа «Марии Селесты» высказал, пожалуй, дальний родственник капитана Бриггса некий человек по фамилии Кобб. Как мы помним, такова была девичья фамилия жены капитана «Марии Селесты». Коббу якобы удалось ознакомиться с документами из семейного архива капитана Морхауза, нашедшего неуправляемое судно. Кроме этого, он получил доступ к материалам следствия, хранящимся в лондонском Адмиралтействе. Вариант, предложенный Коббом, был изложен им в вышедшей в США в 1940 году книге «Розовый коттедж».
По его мнению, экипаж вынужден был покинуть судно из-за опасения, что могут взорваться 1700 деревянных бочек со спиртом. Скопившиеся пары спирта начали взрываться, но вследствие того, что люки оказались открытыми, дальнейших не последовало. Однако капитан уже распорядился пересесть всем в спасательную шлюпку, чтобы переждать взрывы. Скорее всего, шлюпка отошла от бригантины на буксирном тросе. Внезапно изменившийся ветер быстро погнал «Марию Селесту», оснащенную 15 парусами, а перегруженная людьми лодка стояла, как на якоре. Трос разорвало и бригантина помчалась на восток, шлюпку принял в свои объятия начавшийся шторм.
Интересную версию исчезновения экипажа впоследствии «озвучил» корабельный кок «Селесты» Эдвард Хэд. Согласно его рассказу, вся эта история с самого начала была ничем иным как жульничеством. Во-первых, реально на корабле было не семь, а пять человек команды, двое немцев значились только в списках, то есть были настоящими «летучими голландцами» (или, если угодно, «мертвыми душами»), а также капитан и его жена. Во время плавания от несчастного случая погибла жена капитана (ее придавило роялем при качке), капитан обвинил во всем команду, завязалась ссора, в результате которой убили одного матроса и выбросили за борт капитана. Хэд утверждал, что найденные после зарубки на борту появились в результате этой драки.
Оставшиеся в живых старший помощник и три матроса с горя хорошенько наспиртовались, в результате чего никем не управляемое судно окончательно сбилось с курса. Однако им повезло — через двое суток корабль обнаружил Морхауз. Хитрый капитан предложил выжившим сделку — он записывает их под другими фамилиями в члены команды «Деи Грация», а сам заявляет, что нашел пустое судно (за это полагалась премия от судовладельца). И ничего не говорит о реальных злоключениях экипажа «Селесты», чем избавляет членов команды от виселицы. Предложение было соблазнительным, поэтому на него все согласились.
Хэд рассказал эту историю через много лет после данного события. Была ли она правдивой, или вконец издержавшийся моряк просто хотел таким образом заработать денег, доподлинно неизвестно. Однако конец «Марии Селесты» был действительно бесславный — в 1885 году это судно налетело на рифы около Гаити и затонуло. Позже выяснилось, это было мошенничество капитана с целью получения страховки. Так что прав был старик Врунгель: «Как вы судно назовете…»
Читайте все статьи из серии «Мельница заблуждений»
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника«
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.