почему каменный гость так называется
Анализ “Каменный гость”
Анализ «Каменного гостя» поможет в раскрытии смысла и идеи цикла «Маленькие трагедии». Образ Дон Жуана, к которому обращается А. С. Пушкин, переосмысливается, а рукопожатие статуи Командора становится символом судьбы и прошлых поступков главного героя, которые не допускают дальнейшей счастливой жизни. Герой обладает противоречивым характером: он ветреный, но искренне увлекающийся, благородный, но расчётливый. Раскрыть характер помогают образы трёх женщин: Инезы, Лауры и Доны Анны.
Обращение к вечному образу
А. С. Пушкин в своей пьесе обращается к образу Дон Жуана. Данный персонаж известен и в зарубежной, и в русской литературе. Имя Дон Жуана стало нарицательным.
Несмотря на то что в основу легла легенда о том, что ветреный Дон Жуан был наказан живой статуей, А. С. Пушкин применяет новаторские приёмы при описании данного образа. Об этом говорит даже имя героя – Дон Гуан.
Центральный персонаж
Дон Гуан – персонаж противоречивый. Это одновременно и благородный, и расчётливый человек, который привык поступать эгоистично, думая лишь о собственных прихотях. Героя А. С. Пушкина нельзя причислить ни к безнравственным людям, ни к нравственно чистым. Он будто существует отдельно от всего мира.
Сюжетная основа и смысл пьесы
А. С. Пушкин демонстрирует несложный сюжет: Дон Гуан вследствие своего разгульного и ветреного образа жизни встречается с потусторонним миром. Рассказав о своих чувствах Доне Анне, Дон Гуан говорит о том, что он изменился, что её любовь полностью поменяла его мировоззрение. После того как Дона Анна целует Дон Гуана, к ним в комнату входит статуя Командора, которая своим рукопожатием убивает Дон Гуана.
Анализ произведения Пушкина «Каменный гость» нельзя проводить без раскрытия образа статуи Командора. Данный образ в этом случае приобретает символический смысл: это олицетворение судьбы человека. Дон Гуан, проживший развратной и нечестной жизнью, не может обрести счастье.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина — одно из гениальнейших творений поэта. Именно этот вид драмы, трагедия, где герои оказываются в экстремальных ситуациях, где, остро сталкиваясь, четко и ярко проявляются их характеры, мысли и чувства, обнажается внутренняя сущность, позволяет автору наиболее полно и глубоко раскрыть волнующую его проблему. Так, в трагедии «Каменный гость» ведущая тема — неотвратимость справедливого возмездия за совершенные преступления.
Сюжет трагедии не нов: многие западные и писатели и драматурги обращались к легенде о Дон-Жуане. По Мольеру, он — безбожник, аристократ-развратитель; у Гофмана это романтик, мечтатель, влюбчивый и беспечный. А. С. Пушкин трактует сложный, противоречивый образ Дон Гуана по-своему. Что привлекает нас в пушкинском Гуане? Прежде всего неиссякающая жажда жизни, бьющая через край энергия, безрассудная смелость, стремление к безграничной свободе, поиск идеалов. Однако в бесконечной погоне за удовольствиями, в стремлении взять от жизни как можно больше Дон Гуан пренебрегает нравственными законами. Он не уважает людей, не учитывает их чувства и интересы. Люди для него — лишь средство достижения его собственных целей. Именно этот эгоцентризм и обусловливает его разрушительное начало: он губит все, к чему притрагивается. Его «любовь» неспособна принести женщинам счастье. Преступая заповедь «Не прелюбодействуй», он соблазняет женщин, заставляя их нарушать данные ими клятвы и обрекая их на вечные муки; нарушая заповедь «Не убий», он не останавливается перед тем, чтобы лишить жизни своих соперников. (Например, любовника Лауры.) Обуреваемый гордыней, он доходит до святотатства — глумится над мертвым командором, соблазняя и делуя у его могилы вдову покойника, несчастную жертт ву земной страсти Гуана, Дону Анну, а затем заходит слишком далеко, предлагая статуе «прийти к ее вдове. и встать на сторожа в дверях», и тем самым переходит грань дозволенного и бросает вызов потусторонним силам. По-моему, Дон Гуан — игрок по натуре, его смелость основана на безрассудстве, он привык спорить с судьбой, не хочет покориться никому и ничему, и то, что статуя командора принимает его приглашение, лишь подстегивает интерес Гуана к предстоящему приключению.
Во время встречи с каменным гостем Дон Гуан, ведет себя храбро и благородно, приветствуя статую и протягивая ей в ответ руку для пожатия. Он не приходит в отчаяние, не пытается бежать, уже чувствуя «тяжкое пожатие каменной десницы», и уходит из жизни достойно, с именем Доны Анны на устах. Для А. С. Пушкина наиболее интересно поведение его героя в критический момент жизни — в час расплаты, в час возмездия за грехи; любовные похождения и многочисленные интриги Дон Гуана для автора не так важны. Именно поэтому из всей длинной эпопеи приключений Гуана для рассмотрения этой конкретной проблемы поэт взял только финал. Трагедия была названа «Каменный гость», так как именно статуя командора символизирует справедливое возмездие, олицетворяет высший суд на земле.
«Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
История создания
«Каменный гость» был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов».
Литературные источники
Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон Жуане, наказанном ходящей и говорящей статуей и ввергнутом в адское пламя. Цель Пушкина – создать новые характеры в рамках традиционного сюжета.
Характеры героев и конфликт
Как и в других «Маленьких трагедиях», Пушкин изображает прежде всего психологию героев. Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.
Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.
Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной. Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана. Он с грустью и нежностью вспоминает её.
Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца. Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится. Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение к нему читателя как к ловеласу и убийце-дуэлянту меняется, возникает сочувствие. В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой – через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора. В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, она узнаёт его истинное имя и прощает его, готовая к взаимной любви. Но злой рок настигает человека, близкого к счастью. Образ статуи командора – это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».
Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, при котором создаётся объёмность и драматичность характеров и остаётся недосказанность и возможность для интерпретаций.
Каменный гость
«Каменный гость», как и другие «маленькие трагедии», был закончен в «болдинскую осень» 1830 г., хотя задуман и, вероятно, начат несколькими годами раньше. При жизни Пушкина напечатан не был.
В «Каменном госте» Пушкин обратился к традиционному сюжету, много раз обрабатывавшемуся в драматической литературе. Пушкину —хотелось дать свою интерпретацию широко распространенной легенды, вложить свое идейное и художественное содержание в старый, общеизвестный сюжет и образы.
Подобно другим «маленьким трагедиям», «Каменный гость» посвящен анализу страсти; здесь это — любовная страсть, судьба человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Образ Дон Гуана 1)
1) Пушкин, очевидно, стремился передать имя своего героя не на французский лад, а ближе к испанскому произношению (Don Juan). Поэтому он называет его не Жуаном, а Гуаном (с придыхательным «г»); точнее было бы — Хуан.
у Пушкина не похож па его предшественников в мировой литературе.
Дон Гуан в «Каменном госте» показан, как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек (он автор слов песни, которую поет Лаура). Его отношение к женщинам — не отношениe холодного развратника, профессионального обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение. Он выступает «импровизатором любовной песни», хотя большой опыт выработал у него сознательные приемы обольщения женщин. Мы узнаем в пьесе об отношении его к трем женщинам — Инезе, Лауре и Доне Анне, и везде это отношение человечное, далекое от холодного цинизма мольеровского Дон Жуана. «Бедную Инезу», рано погибшее нежное существо, у которой муж был «негодяй суровый», он любил горячо, несмотря на то, что «мало было в ней истинно-прекрасного. Глаза, одни глаза. Да взгляд. » Он и теперь, через несколько лет, вспоминает ее с нежностью и сожалением. Лаура — полная противоположность Инезе; она молодая актриса, талантливая, способная «вольно предаваться вдохновенью», смелая, веселая, свободно отдающая предпочтение тому из своих поклонников, кто ей сейчас нравится. Ее Дон Гуан любит веселой, кипучей любовью, соединенной с каким-то шутливо-товарищеским отношением. Образ Доны Анны, несмотря на обычный у Пушкина лаконизм изложения, развернут с необыкновенной тонкостью, глубиной и богатством оттенков. В ней сочетаются благочестие с лукавым кокетством, скромность с горячей страстностью, наивность и неопытность с живой насмешливостью. Дона Анна — последняя и настоящая любовь Дон Гуана. Увлекшись ею с первого взгляда, он в конце концов убеждается, что это глубокое чувство. Пушкин не дает нам повода сомневаться в искренности слов Дон Гуапа, раскаивающегося в своем прошлом перед лицом этой подлинной и горячей любви:
Но соединение его с Доной Анной невозможно. Является приглашенная Дон Гуаном статуя убитого им Командора, — и он гибнет.
Образ ожившей статуи, перешедший в драму Пушкина из легенды, трактован им по-своему. В нем нет и следа религиозно-морального содержания. Это не посланец разгневанного неба, карающего безбожника и развратника. В словах статуи нет и намека на эту идею. У Пушкина статуя — это неумолимая, непреклонная «судьба», которая губит Дон Гуана в момент, когда он близок к счастью. Вспомнив всю традиционную биографию Дон Гуана, легко расшифровать смысл образа статуи Командора, как символ всего прошлого Дои Гуана, всей его легкомысленной, безотчетной жизни, всего совершенного им ала, которое тяготеет на его «усталой совести»: горе покинутых женщин, обида обманутых мужей, кровь убитых на поединках противников. Как бы ни «переродился» Дон Гуан под влиянием любви к Доне Анне, — прошлое невозможно уничтожить, оно несокрушимо, как каменная статуя, и в час, когда счастье кажется наконец достигнутым, — это прошлое оживает и становится между Дон Гуаном и его счастьем. Эта мысль и вытекающий из нее призыв к серьезному, бережному отношению к своим поступкам, которые рано или поздно окажут то или иное влияние на судьбу человека, и является, можно думать, той идеей, которую вложил Пушкин в свою интерпретацию традиционного сюжета.
Каменный гость (пьеса)
«Дон-Жуан, или Каменный гость» — произведение из цикла пьес «Маленькие трагедии», написанное А.С. Пушкиным (период «болдинской осени»). Пьеса экранизирована.
Содержание
Идея, образ, прототип
Пушкин первым представил Дона Гуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.
Аналоги образа
Образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе,
Действующие лица
Сюжет, реализация образа
Сюжет оперы Александра Сергеевича Даргомыжского (одно из новаторств оперы) полностью соответствует тексту самого Пушкина.
Сцена 1
Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.
Сцена 2
Сцена 3
Убив Дона Карлоса, Дон Гуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Дона Анна. Дон Гуан знакомится с ней, называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. И уступает. Дона Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Гуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.