почему кача так называется
Почему кача так называется
Посёлок городского типа, берёт своё начало от хутора Александра-Михайловского. Расположен на юго-западе Крымского полуострова. Образован 21 ноября 1912 года. Своим появлением обязан основанием первой в царской России, авиационной школы.
Офицеры-летчики первого выпуска представляются царю Николаю II 26 октября 1911г.
Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.
В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.
После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.
В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиации Черноморского флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов.
Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякову A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.
Амет-Хан Султан (1920-1971), подполковник, дважды герой Советского Союза. Качинскую военную авиационную школу закончил в 1940г. В небе Великой отечественной войны с июня 1941г. Провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 самолетов противника и 19 в группе. Последний вражеский самолет уничтожил над Берлином.
Осипенко Полина Денисовна (1907-1939) Раскова Марина Михайловна (1912-1943)
Покрышкин Александр Иванович (1913-1985), маршал авиации, трижды герой Советского Союза. В годы войны в 137 боях сбил лично 53 вражеских самолета.
В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направлены летчики и штурманы, среди них : Леваневский, Ляпидовский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Советского Союза как участникам спасения пассажиров и команды ледокола «Челюскин».
В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).
Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа, его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.
После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.
История Качи
Кача История
У каждого места, города, поселка, как и у человека, есть собственное неповторимое лицо, внешний облик, душа, биография.
На юго-западе Крымского полуострова среди равнинной местности в 25 километрах от города-героя Севастополя, расположен поселок городского типа – Кача, который начинается и расположен вблизи хутора Александра-Михайловского.
Географические координаты Качи на карте Крыма GPS N 44.777215 E 33.545513
Кача, поселок удивительной судьбы, был образован в ноябре 1912-го года. Образование поселка непосредственно связано с создание первой школы летчиков в Российской Империи. Своим появлением он обязан первой в царской России школе летчиков. Неподалеку от поселка протекает одноименная река, именем которой уже 95 лет гордятся жители поселка и военного городка морских авиаторов.
Название поселка берет свое начало в тюркском языке и означает крест, судьба. Так, Кача стала колыбелью морской авиации, судьбой героических защитников, посвятивших себя небу, отдавших жизнь в борьбе с врагами и судьбой нынешних авиаторов качинского гарнизона, решающие повседневные учебно-тренировочные задачи.
Школа авиации развивалась и нуждалась в большем аэродроме для практических занятий, чем он был в Севастополе. Подходящее летное поле было найдено в 20-ти километрах от Севастополя, в долине речки Кача. Это место было выбрано и согласовано наивысшими чинами военного ведомства Российской империи. Уже летом 1912-го года начались интенсивные полеты с необорудованного Качинского аэродрома.
24.11.1912г. в поселке появилась первая улица Авиаторов. Среди преподавателей авиашколы был Петр Николаевич Нестеров, который вводил в систему обучения, элементы высшего пилотажа, такие известные как петля Нестерова (мертвая петля). Среди выпускников Качинской авиашколы были также и асы: Покрышкин А., который был удостоен три раза звания героя Советского Союза, в военное время провел близко 150 воздушных боев, при этом сбив более пятидесяти самолетов противника; Степаненко, Карпов и многие другие авиаторы, которые впоследствии в особенности проявили себя и свои способности во время войны.
С момента основания авиашколы за 7 лет было научено и подготовлено к полетам более 600 летчиков. Созданные авиаотряды в 1921 году сыграли решающую роль в борьбе с иностранными интервентами и белогвардейцами.
Следует отметить тот факт, что в школе обучались не только юноши, но и осваивали летное дело девушки. На каждом курсе создавалась группа девушек для обучения теории и практических занятий. Наиболее известной ученицей Качинской авиашколы стала Алина Осипенко, которая прославила школу на весь мир. Ей удалось установить 5 международных женских рекордов. Соревнования проходили по дальности и высоте полетов. Рекорд по дальности полета был зафиксирован на расстоянии от Севастополя до Архангельска. Данный полет был совершен без единой посадки.
Прославились на весь мир и другие выпускники летной школы. Так, например, Байдуков Г., Чкалов В. и Беляков А. в 1936 году на самолете совершили невероятный полет, который стартовал в Москве и закончился на острове Удд. Экипаж преодолел расстояние в более чем 10 тыс. километров на протяжении 60-ти часов без посадок.
На этих достижениях экипаж не остановился и в очередной раз удивил мир полетом из Москвы в США, длительность которого составила 63 часа.
Статус поселка городского типа Кача получила 7 марта 1939 года. Верховный Совет РСФСР принял решение о передаче Севастополю прибрежной зоны, включая село Кача.
Воспитанники Качинской авиашколы не прекращали покорять своими невероятными подвигами и рекордами весь мир. Спустя несколько лет авиашколу переименовали в военное училище и перебазировали в Волгоград. Эти события припали на послевоенное время. Выпускники училища становились маршалами, генералами, более 300 выпускников были награждены званием Героя Советского Союза. Оперили свои крылья в Каче такие известные летчики как Шаталов и Быковский. История поселка Качи очень увлекательна и интересна, Кача сыграла важную роль в истории развития западного побережья Крыма.
История Качи
Поселок Кача в Крыму своим появлением обязан основанию первой в царской России авиационной школы. Вся история поселка связана с историей развития отечественной авиации.
В 1910 г. по инициативе Великого князи Александра Романова, на средства от добровольных пожертвовании граждан была открыта первая в Российской империи школа военных летчиков. 24 ноября 1910 года состоялась ее открытие на аэродроме «Куликово поле» вблизи города Севастополя. На тот момент школа насчитывала 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV», 3 моноплана «Блерио-XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость едва достигала 70 км/час.
Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). 21 ноября 1912 г. авиашкола была переведена с Куликова поля к устью речки Кача и у школы на месте хутора Александро-Михайловского начал расти поселок Кача. Эта дата считается днем образования поселка.
Единственная в то время школа имела авиамастерские, кирпичные ангары для 100 самолетов, большой полевой аэродром. В авиашколе готовили 150–200 летчиков в год.
Об успехах в подготовке отечественных летных кадров свидетельствуют факты. К примеру, выпускники Качннской авиашколы разработали первую в мире инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полетов нал морем, выполнили новые фигуры высшего пилотажа — «штопор» и «мертвая петля».
Осипенко Полина Денисовна (1907–1939)
Летная школа находилась в поселке до 1441 года. Из ее стен вышли многие прославленные летчики, среди который А. И. Покрышкин, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, Б. Ф. Сафонов и многие другие. В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).
В годы Великой Отечественной войны село находилось я зоне активных боевых действий. Черноморские авиаторы громили захватчиков в небе Крыма и Кубани, Румынии и Чехословакии. Их имена — среди спасателей-челюскинцев, защитников Испании и Халхин-Гола, покорителей мировых рекордов дальности и высоты полетов. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.
После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.
На фронтах Великой Отечественной войны боролось 155 жителей Качи, из них 115 — награждены орденами и медалями, 41 — погиб смертью храбрых.
Покрышкин Александр Иванович (1913–1985), маршал авиации, трижды герой Советского Союза. В годы войны в 137 боях сбил лично 53 вражеских самолета
Инструкторами в школе были известные в годы развития отечественной авиации летчики М. Ефимов, М. Комаров, Е. Руднев, М. Зеленский, Г. Пиотровский, покоритель штопора К. Арнеулов и другие.
Посетил Качу в 1914 г. мастер «мертвой петли» Петр Николаевич Нестеров.
Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов. Герои Советского Союза: трижды — Александр Покрышкин, дважды — 12 человек и 284 — Герои Советского Союза.
Рядом с аэродромом вырос жилой городок. Появились штабы, служебные ДОСы (дома офицерского состава), казармы и жилье в частном секторе.
В названиях тенистых улиц поселка — героическая летопись зарождения и развития авиации СССР: набережная имени Валерии Чкалова, улицы Петра Нестерова, Николая Гастелло, Марины Расковой,. Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина.
В памятниках и на Аллее Героев увековечены имена авиаторов, посвятивших себя небу, отдавших жизнь в борьбе с врагами.
Василий
«. Поселок Кача в Крыму своим появлением обязан основанию первой в царской России авиационной школ. «
История поселка Кача
Качи-Кальон, давший название реке и поселку, находится несколько в другом месте – выше по реке и ближе к Бахчисараю. Однако, посещение этого места приятно разнообразит и насытит Ваш отдых в Крыму в Каче новыми впечатлениями.
Это древний пещерный монастырь, представляющий большой исторический и культурный интерес. Причудливые силуэты утесов, напоминающие кому медведя, поваленного собакой, а кому корабль пришельцев из космоса, придают загадочности и таинственности этому месту. Это Качинские ворота. За ними не менее зрелищно выступают глыбы самого Качи-Кальона. Еще одной достопримечательностью является церквушка, стоящяя га отделившемся от общего массива камне. Она была построена в честь святых Софии, Веры, Надежды и Любови и рассчитана всего на 10-12 прихожан. Кельи и подсобные помещения монастыря вырублены в несколько этажей вглубь скалы. Примечателен также и источник, носящий имя св.Анастасии, который считался целебным.
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Цели:
Оборудование:
Учитель: Сегодня мы поговорим о знаменитой «КАЧе» — колыбели авиации России, которой в 2010 году исполняется 100 лет со дня образования.
Картина 1: История создания
Училище было создано восьмого, а по новому стилю исчисления, 21 ноября 1910 года. Основателем его по праву считается Великий князь Александр Михайлович Романов. (Презентация слайд №3)
Тысяча двести офицеров Российской Армии (согласно истории) узнав об этом, написали рапорта по команде с просьбой направить их в эту школу для обучения полетам на аэроплане. Но конкурс оказался сто человек на место, и было отобрано всего двенадцать гусаров и уланов для обучения, так как инструкторов было всего шесть, получивших удостоверение пилота во Франции. На должность шеф-пилота Александр Михайлович пригласил знаменитого тогда Михаила Никифоровича Ефимова, первого летчика России. (Презентация слайд №4)
Первый выпуск был произведен Императором России Николаем II в Ливадии 26 октября 1911 года. (Презентация слайд № 5, 6)
В 1912 году авиашколу перевели с окраины Севастополя, 20 километров севернее на лучшую летную площадку, рядом с крымской речкой Кача.
Кача пережила Гражданскую войну и продолжила свою профессиональную работу после 1920 года.
В декабре 1922 года, объединившись с Гатчинской школой, стала называться Школа авиации России № 1.
Картина 2: Качинцы во время Великой Отечественной войны
Среди тех, кто внес неоценимых вклад в достижение Победы над фашисткой Германией и милитаристской Японией была и героическая плеяда качинцев.
В конце июня 1941 года Качинскую авиашколу перебазируют в Красный Кут Саратовской области. И всю войну в тяжелейших условиях, она продолжает готовить летные кадры для фронта.
Летом и осенью 1942 года гитлеровские полчища рвались к Сталинграду. Качинская авиашкола сыграла важную роль в защите коммуникаций в период Сталинградской битвы. В битве за Сталиград 130 воинов стали Героями Советского Союза, 76 из них лётчики, 11качинцы: А. Ф. Соломатин, В. Н. Макаров, Г. П. Кузьмин, Г. К. Гультяев, Н. И. Власов, Ч. К. Бенделиани, В. Я. Алкидов, А. Д. Анискин, Н. Г. Абрамашвили, Б. Н. Ерёмин, В. В. Землянский. (Презентация слайд № 14,15)
Трудно перечислить всех Героев. Только за Великую Отечественную войну двести восемьдесят девять качинцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Можно с уверенностью сказать, что нет в нашей стране другого военного учебного заведения, которое бы так могло гордиться своими воспитанниками.
Из трех трижды Героев Советского Союза за Великую Отечественную войну наш самый результативный ас и теоретик воздушного боя Александр Иванович Покрышкин. (Презентация слайд № 17)
На его счету более ста сбитых самолетов, хотя официально, считается 59. Но ветераны войны знают, что существовала методика «поработать в копилку на ведомых». Он закончил войну командиром авиационной дивизии, а американский Президент Франклин Рузвельт назвал его лучшим летчиком всей антигитлеровской коалиции.
Только качинские летчики-истребители, ставшие Героями, сбили в воздушных боях три тысячи сто семьдесят два вражеских самолета.
Четырнадцать качинцев были дважды удостоены звания Героя.
Картина 3: Жизнь «Качи» в мирное время
Всего же за свою 88-летнюю историю Кача воспитала триста сорок три Героя Советского Союза и двадцать восемь Героев России.
Так уже бывало, когда качинцы готовились к полетам на Луну, программе «Буран», а, возможно, и к другим планетам.
В эти годы перешли на обучение по программе высшей школы, стали обучать курсантов на реактивных самолетах, уверенно осваивать Л-29, Л-39, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 самых различных модификаций и подготовили более пяти тысяч летчиков-инженеров. (Презентация слайд № 21)
И как сказал поэт Касаткин-Ростовский на заре развития авиации
Источники.
Полеты над Севастополем
К столетию первого выпуска Качинской авиашколы
100 лет назад, 26 октября 1911 года, российский император Николай II принимал в Ливадийском дворце пилотов-авиаторов. Это были первые выпускники первой в России авиационной школы, начавшей свою работу годом ранее в Севастополе.
В ПОИСКАХ ЛЕТНОЙ ПОГОДЫ
Появление школы летчиков в Севастополе связано с именем великого князя Александра Романова — по его инициативе в России начал создаваться воздушный флот и был образован Отдел воздушного флота (ОВФ). По замыслу ОВФ первая школа военных летчиков должна была размещаться в Гатчине, под Петербургом. Однако заказанные во Франции самолеты прибыли не в июне, как предполагалось, а в сентябре. Но осенью и зимой на самолетах того времени под Петербургом из-за погодных условий летать было бы невозможно. В поисках летной погоды приняли решение временно организовать школу в Севастополе. На Лагерном поле (оно же Куликово) построили деревянный ангар на шесть самолетов и установили три разборных парусиновых ангара. Первоначально авиационный парк школы насчитывал восемь самолетов французского производства. Первый набор учеников состоял из 30 человек.
Торжественное открытие Севастопольской авиационной школы ОВФ состоялось 11 ноября 1910 года. Через пять дней вышел в свет первый номер нового Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала. Вот как описывалось открытие школы на его страницах: «С 9 часов утра начались подъемы и продолжались, с небольшим перерывом для обеда, до наступления темноты». Надо сказать, что эти первые подъемы были невысоки и недолги — 200–300 метров, 8–10 минут. Правда, самолеты авиашколы поднимались в небо до 60–70 раз в день.
Условия Севастополя оказались чрезвычайно благоприятными для деятельности авиационной школы, и, открывавшаяся как временная, она стала постоянной. Разве что перебазировалась севернее Севастополя, в район реки Качи, почему и стала называться (сначала неофициально) Качинской. А ее выпускников называли качинцами.
АВИАТОР С ПЕЛЕНОК
На должность главного инструктора первой авиашколы великий князь пригласил первого летчика России — знаменитого Михаила Ефимова. Его имя в те годы было у всех на слуху, российская пресса писала о нем много и охотно, даже в стихотворной форме:
Он простодушен, как ребенок.
Стал авиатором с пеленок.
Он ветру верен, звездам верен,
На Марс отправиться намерен…
Правда, эти безыскусные строки не совсем верны — «с пеленок» Ефимов скорее был мотоциклистом. Во всяком случае, еще во время учебы в Одесском железнодорожном училище он увлекся велоспортом, а в 1907 г. приобрел мотоцикл «пежо» и стал чемпионом России по мотоциклетному спорту. Как мотогонщик Ефимов наверняка со временем поставил бы и другие рекорды, но после того, как он увидел полеты гастролировавших в Одессе французских авиаторов, в его жизни появилась новая мечта. В 1909 г. Ефимов уехал во Францию для обучения в аэроклубе и стал первым русским, получившим диплом пилота. Пионер французской авиации легендарный Анри Фарман считал Ефимова своим лучшим учеником и именно ему поручил обучать пилотажу французских офицеров. Так что к тому моменту, когда Ефимов возглавил Севастопольскую авиашколу, у него имелся опыт не только авиатора, но и педагога. Кроме того, он оказался хорошим администратором. Когда после торжественной церемонии открытия авиашколы великий князь пожелал осмотреть летное поле, Ефимов предложил свой автомобиль. Когда машину несколько раз тряхнуло, он тактично заметил: «Обратите внимание, Ваше Высочество, как мал и неудобен аэродром. Нужна более подходящая площадка». «Это исправимо», — ответил великий князь, и через полтора года школа была перебазирована на более удобный аэродром, расположенный за долиной реки Кача. А вот с учениками отношения у главного инструктора подчас складывались сложные. Большая часть его подопечных принадлежали к высшему сословию. Ефимов же был выходцем из низов (его отец работал слесарем), и некоторые из учеников смотрели на учителя сверху вниз.
«…НА ХОДУ ВЫСКАКИВАЛ ИЗ САМОЛЕТА»
Поначалу в работе авиашколы не все было гладко — самолеты все-таки были совершенно новым, для многих непонятным видом техники. Вот, например, выдержки из приказов начальника школы в 1911 году: «За последнее время было несколько случаев, когда летчик при спуске самолета «блерио» гоночного типа, видя, что его наносит на какие-нибудь местные предметы, на ходу выскакивал из самолета, причем каждый раз летчик получал тяжелые увечья. Между тем практика школы ОВФ показала, что при ударах о местные предметы ломаются самолеты, но летчики остаются невредимы, поэтому, безусловно, воспрещаю на ходу выскакивать из самолетов». И еще: «Весьма важно, чтобы у ученика была каска и он твердо знал, что при полете на «фармане» при спуске при малейшем треске аппарата ему надлежит поднять ноги вверх; многие случаи падения с самолетами показали, что исполнившие указанные правила точно никогда не получали тяжелых повреждений».
Однако не только сами ученики подчас с трудом осваивали летную науку, но и с преподаванием поначалу не все обстояло благополучно. Один из первых выпускников школы вспоминал: «Обучение полетам велось без всяких объяснений: до всего надо было доходить своим умом и ощущениями… Продуманного и систематизированного метода обучения полетам в школе не существовало, инструкторы действовали «кто во что горазд»… Неуверенность, неизведанность и неизвестность порождали у немалого числа летчиков страх перед полетом». Впрочем, все эти трудности первого периода вскоре удалось преодолеть, и Севастопольская школа авиации стала выпускать квалифицированных военных летчиков.
Открытие Севастопольской авиашколы. Ноябрь, 1910 г.
Кача: родовое гнездо русской авиации ждет перемен
Перед этим два года авиашкола воспитывала орлов и соколов Российской империи в Севастополе на Куликовом поле. А когда выяснилось, что в 23 километрах северней Русской Трои есть место, где ветра сильны и постоянны, было принято решение устроить родовое гнездо русской авиации именно там – среди бурых скал и жарких ветров.
Так оно и есть. В Каче Петр Нестеров учил летчиков своей «мертвой петле».
Д. Андреади после перелета в Санкт-Петербург. 1914 г. Архивное фото
Подлинный расцвет Качинского аэроузла пришелся на советскую довоенную эпоху. Качинская школа летчиков им. Мясникова дала отечественной авиации пышную гроздь громких имен. Александр Покрышкин, Полина Осипенко, соратники Чкалова по сверхдальним полетам – Беляков и Байдуков, первая в России женщина-военный летчик Зинаида Кокорина, три брата Микояна, Тимур Фрунзе, Василий Сталин.
Окончить курс в Каче в мире советской авиации было не просто престижно, но означало получить максимально высший уровень владения профессией военного летчика.
После оставления Севастополя советскими войсками, школа перебралась в Поволжье. В статусе Высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. А.Ф. Мясникова она просуществовала до 1998 года. После чего училище было распущено. No comment, как говорится. К концу своей истории «Кача» (именно так продолжали именовать училище и в Волгограде) стала своего рода мемом, знаком высшего качества – значительная часть советских и российских космонавтов вышла из стен новой «Качи».
В 50-е Кача приняла самый геройский в КЧФ истребительный полк – 6-й гвардейский. История его полна подлинного трагизма и героических деяний. Прочтите книгу воспоминаний его командира в годы войны – Михаила Авдеева, «У самого Черного моря» называется. От этого полка в гарнизоне осталась поразительно красивая память – Парк героев, где установлены бюсты 26 Героев Советского Союза, воевавших в полку. Их заказали к 20-летию Победы в 1965 году оставшиеся в живых обладатели высшего знака отличия той страны.
Правда, истребителей в Каче больше не было. Их сменил вертолетный полк и военно-транспортная авиация. И по сей день так.
Качу надо сохранить, Качу надо возродить
Столь длинная первая часть (поверьте, в очень укороченном виде) нужна была для того, чтобы читатель понял, какое значение имеет Кача, славная ее история в недавнем прошлом нашей Родины. Понимая это, надо и тревогу бить, и пытаться понять, что надо сделать, чтобы сохранить эту часть истории для потомков в приличном виде. За четверть века с лишком многое в гарнизоне и поселке обветшало, выглядит, мягко говоря, неприглядно.
Парк героев, некогда славившийся огромными кустами роз и фонтаном с цветной подсветкой, бассейнами с декоративными рыбками, ухоженностью и многочисленными памятниками нынче все больше превращается в банальное место выгула собак и младенцев. Увы, мусор и разбитые дорожки – стали в парке рутиной. Изредка матросы из гарнизона подметут дорожки и газоны (верней, то, что от них осталось), и все.
А ведь этот тот самый дом, который видел и слышал и императора Николая II (местные знатоки показывают на втором этаже царские покои), и Покрышкина, и сына Сталина, и много-много достойных людей, составивших славу русской авиации.
Владельцы квартир достраивают здесь все и перестраивают по собственному желанию и умению. Заслуживает ли такого обращения с собой объект Всероссийской истории? Не пора ли сделать в нем подобающий ремонт и сделать его центром музейного комплекса (понятно, людям в нем живущим сейчас,надо дать квартиры взамен)?
Конечно, следует подумать и о том, как обновить бюсты героев и другие памятники парка.
Ветераны гарнизона обсуждают идею поставить памятник Константину Арцеулову (проект даже рисовали). Да что там Арцеулову одному! А Покрышкину, а Осипенко, а Зинаиде Какориной, Дмитрию Андреади, Михаилу Ефимову? И места под них есть. Ведь в Каче только две-три улицы не с авиационными названиями живут.
Украинский морок прошел, в нынешнем году Качу начали приводить в порядок. Все придомовые территории были заасфальтированы, получили новые бордюры, на очереди – основные дороги поселка. Крыши домов, наверняка, будут менять, как это сделано в «большом Севастополе». Ведь Качинский муниципальный округ, в конце концов – подчиняется Нахимовскому району города.
Но это дела муниципальные. Пора делать из Качи Всероссийский музей истории авиации. Необходим масштабный проект и решения о масштабной реконструкции.
При этом надо же учесть тот факт, что Кача по-прежнему остается одним из гарнизонов авиации ЧФ, а за два десятилетия еще и приобрела известность, как популярный курорт.
На Каче, с берега которой просматривается Севастополь аж до мыса Херсонес с его мемориальным комплексом 35-й батареи, всегда все было несколько по-иному, отлично от Севастополя.
Первые же летчики, освоив здешний аэродром, придумали пословицу «А на Каче – все иначе». Шутка шуткой, но так оно и есть.
Весь Крым будет закрыт сплошной облачностью, а над Качей вполне может открыться «дырка» в небе. Здесь все 105 лет царит господство духа над материей, здесь даже церковь Св. Андрея построили летчики на свои кровные.
Над сделать так, чтобы дух русской авиационной славы витал над ней и впредь, как витает над всем городом-героем Севастополем дух славы военно-морской.