почему ингуши такие красивые
Ингуши
Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!
Кто такие ингуши?
Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.
Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.
Аланы — предки Ингушей?!
За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.
Что характеризует Ингушей?
«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.
О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.
Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.
Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…
Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.
Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?
По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.
Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.
Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?
Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.
У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.
Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…
Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.
Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.
Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.
Частые вопросы о Ингушах?
Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.
У всех народов есть как красивые люди, так и очень красивые. Страшных людей не существует. Предлагаем поделиться ответом на этот вопрос, если вам нравятся ингуши, а ниже фотографии красивых представителей Ингушетии.
Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.
Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!
Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.
Люди слова. Люди дела.
Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.
Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.
Хороший народ с Северного Кавказа.
Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.
Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.
«В платье тебе лучше»: каково быть девочкой в Ингушетии
Девушки в Ингушетии.
© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru
В Ингушетии очень строгие традиции, касающиеся поведения и внешнего вида женщин, которые соблюдаются до сих пор.
Когда я ехала в путешествие по кавказским республикам, то взяла с собой кроме прочего две вещи — длинную свободную рубашку до колена, которую я носила поверх джинсов, и платок, чтобы подвязывать волосы. Вообще-то это необязательные для туристок атрибуты, но я понимала, что так мне просто будет проще общаться с местными. Уж очень много говорят о проблемах женщин на Кавказе, и, честно говоря, о проблемах с правами женщин в Ингушетии я тоже слышала много. А как это выглядит на деле? Читайте в материале «Ридуса».
Платье и взгляд в пол
Женщины на улицах Ингушетии.
Ингушетия — исламская республика, а это значит, что к женщинам тут много вопросов и есть строгие правила, которые нужно соблюдать, иначе позор, а он для местных страшнее всего остального в жизни. Но, когда бываешь в разных странах и местах, где ислам — основная религия, понимаешь, что везде это работает по-разному, потому что религиозные требования накладываются на традиционные предпочтения, на уровень жизни.
Например, Ингушетия — небогатая республика, по сравнению с соседними Чечней и Дагестаном люди живут намного беднее, и это влияет на то, что могут позволить себе местные девушки. Если в Чечне и Дагестане всюду шикарные свадебные салоны с платьями в прокат за миллион рублей в сутки, магазины с украшениями, кофейни, где женщины могут проводить время с подругами, и девчонки вообще-то выглядят довольными и даже беззаботными, качаясь на качелях или попивая чай в кондитерской, то в Ингушетии со стороны жизнь женщин выглядит печальнее. Все заняты или детьми, или работой. Их женская жизнь выглядит не слишком счастливой, если честно.
Девушки в Ингушетии.
На улицах можно увидеть женщин с подружками или родственницами, часто с детьми. Все в основном в платьях. Максимум — в юбках до колена. Никаких штанов, конечно. Шанс встретить на улице в Ингушетии (даже не в селе, а в городе) девушку в узких джинсах примерно как шанс встретить динозавра: то есть в теории 50 на 50 — можешь встретишь, а можешь нет, но все прекрасно понимают, что нет. Без вариантов.
Носить или не носить платок — вопрос консервативности взглядов конкретной семьи, но на штаны для женщин настоящее табу.
Местные, завидев меня в тунике поверх джинсов, издалека махали и кричали: «Привет туристам, мы вам рады!» Ни у кого не было даже сомнений, что я приезжая, потому что тут у женщины платье и взгляд должны быть в пол.
К туристкам отношение попроще: мол, что с тебя взять, ты же не знаешь местных особенностей, но неплохо тебе было бы все-таки найти нормальную юбку, чтобы уважать наши традиции.
«В платье тебе лучше»
Девушки на улицах Ингушетии.
На курорте Армхи, что у границы с Грузией в Джейрахском районе, я познакомилась сразу с несколькими местными ребятами-ингушами. Мы, кажется, подружились, насколько вообще можно подружиться за несколько дней, и они охотно делились историями о местных традициях, нормах и гендерных нюансах в их республике.
Парень Адам рассказывал про свою подругу, которая переехала жить в Ингушетию откуда-то из центральной части России. Она не хотела носить юбки и платки, ходила в джинсах и с распущенными волосами.
«Как-то раз к ней на улице подошли местные, сказали: мол, ты красивая девушка, зачем ты в штанах ходишь? У нас так не принято! Она ответила: мол, да я только приехала, не знаю ваши правила. Потом к ней второй раз подошли, она снова то же самое сказала. А на третий раз, когда она здесь уже полгода жила, наверное, к ней подошли, посоветовали носить юбку, и ее отговорка не сработала. Ей сказали: мол, мы тебя знаем, ты давно уже здесь живешь. В общем, встретил ее как-то после этого, а она в платье, платочком волосы подвязала, такая сразу стала женственная. Я ей тоже сказал, что ведь правы все были, в платье тебе лучше. Она и сама согласилась», — рассказал мне Адам.
Насколько она согласилась сама — вопрос, конечно, спорный, но определенно штаны — это какое-то особенно больное место в местных традициях. Юбка на тебе или штаны — это реально волнует тут всех. И нет, в этом смысле у тебя нет никаких прав решать самой, что тебе надеть.
А замуж можно по любви
Девушки на улицах Ингушетии.
Учитывая такой контроль за одеждой женщин, можно решить, что уж за их личной жизнью слежка точно еще более строгая и тут у них никаких прав нет вовсе. Но это не совсем так.
Да, девушки действительно не могут остаться один на один с незнакомым мужчиной, если он не родственник, с ними обязательно должен быть кто-то мужского пола со стороны девушки. Да, никаких романтических свиданий без брата. Многие про это только в анекдотах читали, а в Ингушетии как-то так и живут.
Но при этом девушку никто не будет насильно выдавать замуж. По крайней мере, до 25 лет.
Что это значит? Что до этого возраста девушка может сама подбирать себе жениха. Это, конечно, тот еще вопрос, как его подбирать, если без брата ни с кем даже тет-а-тет не встретиться. В основном это предполагает возможность отказаться от нежеланного жениха. То есть, когда девушка нравится кому-то, до 25 она вполне имеет право сказать родителям: нет, не хочу, а можно всех посмотреть?
Довольно прогрессивно. Или нет?
Если девице стукнуло 25, а ей никто не понравился, то тут даже в самых продвинутых семьях она лишается права голоса, дальше ей просто ищут мужа родители. Ищут из тех, кто сам предлагает жениться на засидевшейся в девках своенравной красавице, и среди друзей семьи, по старинке, у кого есть дети подходящего возраста, потому что пора, твое время вышло, у тебя был шанс выбрать.
Старейшины и воровство невест
Девушки в Ингушетии.
Все это пока звучит не слишком странно, вполне укладывается в рассказы о жизни в исламских странах или регионах. Но, как часто бывает, более современная религия прекрасно уживается с еще более древними местными традициями. У нас, например, христиане любят молочко домовым ставить и блины на Масленицу печь, а в Ингушетии до сих пор балом правят старейшины.
И это касается не только женщин, но, поскольку у женщин в принципе более уязвимое положение, то они от решений старейшин зависят сильнее.
Старейшины — это группа пожилых и уважаемых людей, которые не просто достигли какого-то такого значимого возраста, но и имеют хорошую репутацию. У них должна быть приличная семья, дети, внуки, общественные достижения.
Старейшины — это люди, которые решают разные непростые вопросы об отношениях других, исходя из традиционных правил жизни в Ингушетии.
Так, например, какое-то время назад (не слишком большое) старейшины запретили воровать невест.
Да, старейшины, а не закон УК РФ, чтобы вы понимали. Закон существовал давно, а запрет этот относительно новый. Но и к нему прислушиваются еще далеко не все. Местные говорят, что все равно иногда находятся те, кто ворует невесту по старинке: мол, деды наши воровали, мы чем хуже?
То есть, живя в Ингушетии, не стоит надеяться, что закон будет восприниматься слишком серьезно, и даже решения старейшин указ далеко не всем. Да, если ты девочка, тебя все еще могут украсть. К счастью, это происходит все реже.
И потом, скорее всего, за это заплатят. Старейшины постановили, что за кражу невесты нужно заплатить сто тысяч рублей. Им. Да, вот так. Не девушке, не ее семье — старейшинам. Причем платить должен и тот, кто крал, и его друзья (есть даже какое-то соотношение процентное). Что потом, кстати, будет с девушкой, тоже вопрос: ведь для нее это в глазах общества в Ингушетии равнозначно тому, чтобы быть «испорченной».
Интересно, что заплатить нужно и для того, чтобы официально жениться! Сумма, которую должен заплатить жених за право получить добро на брак от старейшин, около 30 тысяч рублей (тут информация моих знакомых расходилась). Это означает, что мужчина достаточно зрел: если у него есть деньги оплатить такую «пошлину», то и на семью сможет найти.
Так вот все семейные дела решают старшие.
«Она меня обняла!»
Девушки на улицах Ингушетии.
Конечно, такие сложные традиции вокруг замужества и брака приводят к тому, что физические контакты между мужчинами и женщинами ограничены максимально. Если с девушкой в Ингушетии нельзя увидеться без брата, то уж обнять или взять за руку — тем более. Что уж там, даже свою жену на людях поцеловать или обнять неприлично.
Традиционный местный танец даже построен вокруг этого запрета. По традиции, когда женщины танцевали, иногда мужчина мог подойти и сцепить руки в кольцо вокруг талии девушки, а она должна была продолжать танцевать и не задеть его. Если прикосновение случалось, то мужчина обязан был жениться, иначе могло закончиться даже кровопролитием и семьи могли стать кровными врагами. Кстати, да. В Ингушетии до сих пор существует такое понятие. И старейшины проверяют по своим архивам, нет ли кровной мести между семьями будущих молодоженов. Если она есть, то те либо отменяют свадьбу, либо уезжают из республики и обрывают все связи со своими семьями.
Работает ли это все сейчас или это сказки из Средневековья? Я видела, как в отеле, где я останавливалась, молодой бармен пытался ущипнуть официантку (удачно), а она с хохотом от него убегала. Кажется, в теории после такого у них должны быть серьезные проблемы. Но их не было. Значит, работает не всегда.
Но мой гид, очень религиозный ингуш, рассказывал, как однажды водил в горы двух москвичек, очень модных девиц, и одна подвернула ногу, возвращалась она с его помощью. Все обошлось, но суть его рассказа была в том, что на прощание она обняла его. «Она меня обняла! Обняла!» — с каким-то даже страхом рассказывал гид. Он признался, что растерялся и вообще не слишком понимал, что нужно делать в такой ситуации.
Значит, когда-то это все-таки работает.
Вероятно, какие-то женские свободы все-таки до Ингушетии доходят, не зря же девушкам даже разрешили выбирать себе мужа, пусть и только до 25. Но, пожалуй, кровная месть, старейшины и кража невест тут все еще более понятные для людей институты, чем вопросы гражданских прав.
«Семья мужа — твои хозяева» Жестокое воспитание, похищения и изнасилования — как свадебные традиции на Кавказе побеждают законы
Не так давно глава Чечни Рамзан Кадыров поручил выделить двум сотням женихов, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за коронавируса, средства на выкуп невест. Цену невесты установили в 50 тысяч рублей. Это одна из многих свадебных традиций, которые до сих пор популярны на российском Кавказе. Есть и другие, гораздо более жестокие — от похищения невесты против ее воли до изнасилования, чтобы она не могла вернуться домой. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко записала монологи женщин из Чечни и Ингушетии, чтобы узнать больше об их свадебных обычаях и нравах кавказских женихов.
«Муж должен обращаться «эй», а не по имени»
Зарема, 25 лет, Ингушетия
Меня украли в 2013 году. Я была не против выйти за него замуж, была влюблена, но не знала, что он планирует украсть, ругала его. После того как меня украли, с моими родителями шли многочасовые переговоры. Сторона мужа и я сама убеждали отца дать согласие — без него я не могла сделать этот шаг. Отдельная история была потом примирить родных с мыслью, что я замужем, и наладить дипломатические связи.
У ингушей очень сильные обряды избегания (по традиции, жених должен избегать встреч с будущими тещей и тестем — прим. «Ленты.ру»), и родственники со стороны мужа и жены начинают общаться друг с другом только после официального действа, которое называется мероприятием сватов.
На свадьбе я стояла в уголке зала пять с половиной часов подряд, как положено, чтобы вся родня мужа подошла ко мне и что-то пожелала. Ноги затекли, ломило спину, было жарко и дышать тяжело. Сестра свекрови сказала, что отведет меня куда-то отдохнуть, но ее отвлекли, и она забыла. Тут пришла новая порция родни, я осталась стоять. Как мумия, вся закутанная в белое. Как памятник. Проявлять активность не положено.
Гости решили мне «развязать язык». Такой свадебный обычай — добиться, чтобы невеста заговорила. Например, суют деньги — надо принять, или, такое на свадьбах нередко бывает, подходит гость со стаканом воды для повода и спрашивает: «Ты мне даешь разрешения выпить эту воду?» И она тогда вынуждена ответить: «Пей на здоровье». У моих родственниц было, что родственники мужа на свадьбе вуаль поднимали невесте и ее рассматривали. Мне надарили денег, которые я должна была отдать свекрови.
Вечером все по новой. Пришли друзья жениха, меня опять отвели в угол стоять на три часа. Некоторые гости заявляли, что я страшная — прямо вслух. Говорили, что жених красивее меня, что я «загубила парня». Я тогда поразилась: о чем они, какого парня? Я была едва после школы, а ему за тридцать, это был его третий брак! Но потом я узнала, что это обычная практика. Юным девушкам, даже если засватал лысый пятидесятилетний разведенец, тоже говорят «сгубила парня».
Наутро после свадьбы и у чеченок, и у ингушек есть обязанность подмести двор, еще до зари. Желательно свой и соседский, как Тимур и его команда. Встать надо раньше свекрови в любом случае. За поведением младшей невестки пристально следят. Я просто не ложилась спать в ночь свадьбы.
Материалы по теме
«Непокорных жен выдворять из республики»
У бывшего был очень властный отец, дома его все слушались, и меня он переименовал. Ему нравилось имя Хава, а меня зовут иначе. Родственники, зовущие меня прежним именем, навлекали на себя гнев свекра, и я всех предупредила, что при нем ко мне лучше обращаться просто «ты». Ему никто не смел перечить. Глава клана все-таки, это много значит. Я помню свое чувство безысходности от несправедливости, не могла это принять. А потом свекровь убедила мужа, что в Коране, в какой-то суре, упоминается мое оригинальное имя — значит, оно достойное. Он согласился. Я ликовала, что мне вернули частичку себя.
По традиции, супруг не имеет права называть жену по имени, особенно в присутствии посторонних. Он должен обращаться «эй», либо «женщина», некоторые говорят «зуда» — в переводе «жена». И женщина не имеет права по именам называть родню мужа. Придумываются какие-то прозвища. Если у мужа несколько братьев, надо их как-то по-разному называть. Допустим, «старший», либо как-то трансформировать имена. У мужа была сестра Марина, а я ее называла «малинушкой». Других сестер я звала по-ингушски «красивая девушка», «хорошая девушка», «добрая девушка» либо тоже «старшая», «младшая» — такой этикет.
Две тети моего мужа говорили мне, что я страшная. Это не только мой случай — соседке, молодой невестке, то же самое приходилось слышать, и моим подругам от семей мужей. Хотя грубое обращение с невесткой ингушский эздел (свод традиционных правил — прим. «Ленты.ру») резко порицает. Прямых оскорблений я не слышала, гнобят по-другому: воспитывают, придираются, требуют порой противоположных вещей, чтобы было чем попрекнуть. Если за девушкой кто-то есть, за это может прилететь — если у нее мощный клан, родные впрягутся, ведь это не только ее, а всю семью оскорбляют. А если за ней никого нет, чего угодно можно ждать.
Когда я пожаловалась своей семье на супруга, никто не вмешался. Родные братья живут далеко, а двоюродный сказал, что теперь семья мужа — мои хозяева. Уживайся или разводись.
Материалы по теме
«Если с ними что-то случится — будешь отвечать кровью»
Мало того что на нас лежат эти повинности, в традиции нет каких-то благ для новобрачной. Например, нет медового месяца и свадебного путешествия. Сейчас это практикуют состоятельные люди — куда-то ездят. Но не сразу после свадьбы. Это не принято, неприлично. Первые дни молодая жена должна стесняться, она присесть не имеет права, надо стоять все время, особенно перед старшими. Невестка не имеет права на собственное время, не может сама определять, когда отдохнуть, когда зайти в свою комнату. Она — бесплатный трудовой ресурс, да. Патриархат именно в этом: молодые женщины на самой низшей ступени и всех должны обслужить.
Девочкам внушается, что чем скромнее у нее запросы, тем более она богоугодна. А мужчина может безнаказанно свалить в закат, даже не разводясь. Или позвонить старшим родственникам жены и просто на словах объявить развод по телефону. Такое бывает в Ингушетии, даже если у них уже шесть детей и семья без крыши над головой. Причем все годы брака он может запрещать ей работать и учиться.
Мне муж с ходу зарядил пощечину уже на третий день моей жизни в их доме, когда увидел одежду, которую я привезла. «Что ты привезла? Я разрешаю только длинные юбки, длинные рукава и большой платок». Но я даже не успела ничего из этого поносить. До свадьбы он меня видел в привычном облике — юбка до колен, тонкая полоска косынки на распущенных волосах, блузка с рукавами по локоть.
Я смешливая была очень в юности. Однажды я смеялась, болтая с его родственницей и ее сыном во дворе. Муж подошел ко мне с каменным лицом и сжал локоть до синяка. Потом объяснил: громко смеялась.
Сколько раз я простужалась, когда бегала зимой от дома к кухне, которая у мужа была отдельным флигельком во дворе, — готовка, стирка, все там! Подавать мужу и его родителям надо горячее и сейчас приготовленное. Поэтому бегаешь сотню раз через этот двор. Разве что они решат поесть в кухне, тогда проще.
Мой брак длился два года. Муж мне прислал развод по СМС. Я осталась ни с чем. Мне и правда было неудобно чего-то требовать, хотя я работала в браке и вкладывалась в общее имущество. По шариату в случае развода женщине полагается очень много, а вот получит ли она это — зависит от ее родителей: насколько они могут показать характер и потребовать исполнения условий. Муфтият может встать на сторону женщины, но не вправе принудить, наложить санкции. У них нет инструментов.
Я всегда боялась, выйдя замуж, что будут дети, а я даже не успела окончить колледж, только школу. Накоплений и недвижимости у меня нет. Дом деда отошел брату — ему надо семью заводить, так мама сказала. Поэтому поступила в университет сразу после развода.
Теперь я дипломированный социолог, учусь в аспирантуре и изучаю нашу культуру изнутри. У нас тут смешались все виды патриархата. Например, патриархат сыновей — он проявляется в том, что мужчины хотят все «ништяки» предыдущих патриархальных поколений и при этом не хотят нести никакой ответственности, которую несли предыдущие поколения мужчин. Патриархат отцов подразумевает обязанность мужчин обеспечивать семью, брать на себя тяжелую работу, а патриархат сыновей другой — они хотят полного подчинения женщины и обслуживания, но не хотят быть обязанными взамен. Например, когда речь заходит о домашней работе, забывают, что по исламу она мужчине не чужда, и сразу прыгают на вайнахские традиции, где мужчине зазорно взять на руки ребенка, пойти с женой в магазин, развесить постиранное белье.
«Палил в воздух в честь молодоженов — попал в плечо сестре»
Обо мне произошел довольно простой разговор. Есть фиксированная муфтиятом сумма выкупа — 40 тысяч рублей. Все, что сверху, дают по возможности. Поэтому не было долгих торгов, а была принятая в таких случаях дипломатическая беседа: отдают или нет. Мой отец сказал «да», и сваты еще покушали и попили чаю. Если отец невесты отказывает, угощение им не предлагают.
Пришлось прятаться. У вайнахов, когда девушку сватают, она нигде не фигурирует, сидит у себя в комнате. Мужчины решают, за сколько выкупают, девушка не свидетель этого. Меня засватали по исламу, и я его знала, мы обоюдно хотели пожениться.
Свадьбы играют в двух актах. Первая свадьба — в доме невесты, а другая, когда невесту забрали, в доме жениха. В каждом роду есть активные женщины, которые постоянно организуют свадьбы, находят ресторан, артистов зовут, готовят дом для торжества.
Многие этого не одобряют, но явление не изжило себя. Начинаешь спорить, поборники всего традиционного говорят: «Ты пытаешься разрушить нашу идентичность, наше славное прошлое, ты раздуваешь единичные случаи». Очень сложно понять, что заставляет людей держаться за такую привычку, когда на чаше весов безопасность близких и их собственная. Разве одна сохраненная жизнь не стоит отказа от такой «русской рулетки»?
За мной на свадьбу ехали в село. Есть обычай в Ингушетии и Чечне — перекрывать дорогу кортежу, который едет за невестой. Дети просят выкуп за проезд, им дают какую-то мелочь. Если в это время кто-то торопится, может, в больницу или роддом, может попасть в эту пробку.
Есть еще забава, уходящая корнями во времена гужевого транспорта, когда всадники из семьи жениха конкурировали за место в кавалькаде рядом с повозкой невесты, что считалось признаком особой удали. Наездники состязались, кто поедет рядом с невестой и кто дольше продержится. В XXI веке вместо лошади автомобиль, и часто слышишь о ДТП со смертельными исходами на свадьбах. Защитники традиций взяли манеру бороться и за этот обычай. Хотя сам факт, что он создает угрозу, уже достаточное основание, чтобы избавиться от него. В этом смысле мне повезло: были аварийные ситуации в кортеже, но всерьез никто не пострадал.
Материалы по теме
«Джигиты обещают выследить и вырезать глотку»
Самым сложным для меня было соблюдение бытового этикета после свадьбы. Например, спать ложиться не раньше, чем ляжет свекровь. Особенно это тяжело через три-четыре месяца после свадьбы, когда ходишь с первой беременностью. Слабость, токсикоз, но готовка, уборка и демонстрация уважения ко всем родным — само собой.
У нас любая проблема лечится женитьбой. В Чечне, по-моему, это национальный спорт — всех переженить. Парень наркоман? Родителям будут советовать его срочно женить. Алкоголик — женить, шляется непонятно где — то же самое! Девушкам советуют замужество от хандры, от проблем с родителями, от экономических сложностей и безработицы. И почему наши люди так уверены, что вступление в брак — решение всех проблем? Мне повезло — мой муж не диктатор и не тиран, мы благополучно выехали из Чечни и живем теперь в другом регионе. Но некоторые мои подруги попали в семьи, где мать мужа всем заправляет, а муж не спорит с мамой — делай с невесткой что хочешь.
Вообще, пока на Кавказе не поймут и не научатся ставить человеческую жизнь, права и свободы выше всех этих представлений, так и будут шокировать себя и других всем этим безобразием. Когда наши мужчины ввязываются на пустом месте в драку или стрельбу, мы говорим или пишем про это в соцсетях: «дебилы». Но если критикуешь любую традицию, на тебя сыплются упреки: «Ты что, хочешь быть как русская?».
«В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту»
Патимат, сваха, Чечня — Ингушетия, 56 лет
Фиксированная такса выкупа — не новое явление. В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту. По исламу сумма может быть минимальной, хотя бы символической. На Кавказе деньги обычно идут на покупку вещей для невесты.
Выкуп невесты — это не купля-продажа, это деньги, которые отдаются невесте. Есть квота — муфтият установил 40 тысяч, официальный потолок, несколько лет назад. Сейчас урду (выкуп) в Чечне и Ингушетии колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. Но, например, мой брат дал полмиллиона рублей за девушку. Невесте дал — и отдельно калым 40 тысяч.
Это ритуал. Старики рода жениха вручают деньги отцу невесты, а потом так, чтобы старики не видели, отец или дядя жениха отдают, сколько хотят, невесте или ее матери в руки.
Обычно от этого момента до свадьбы проходит месяц. Потом назначают день, обычно воскресенье, и едут на красивых машинах, нарядные, забирать девушку. В Ингушетии целая вереница машин, а в Чечне Кадыров наложил ограничения: только два автомобиля.
Меня саму украли, а уже потом отдали отцу калым. Мой муж сказал, чтобы мои родители ничего не привозили, никакого приданого. Он был состоятельный человек, полностью обеспечил. Другие придираются, смотрят, что девушка привезла с собой, оценивают.
В исламе женщина вправе требовать махр — имущество, которое жених дает невесте и при разводе оно остается у нее. Я бы так сказала: на Кавказе это — пародия на махр. Согласно религии, это подушка безопасности для женщины. Например, в Пакистане это 600 граммов золота. Половину мужчина выплачивает при заключении брака. А если случается развод, муж обязан заплатить вторую половину. Это обязанность по закону. То есть не захочет сам — суд его принудит. А у нас на Кавказе наши набожные авторитеты любят говорить про финик в качестве махра или даже косточку от финика. В мечетях на Кавказе на проповедях говорят: та девушка благонравна, которая в качестве махра просит косточку финика.
На Кавказе считается, что девушка может попросить деньги у будущего мужа, но о гарантиях говорить не принято, не оценят, засмеют. Брачного договора не существует. После мусульманской женитьбы кто хочет — тот идет в загс. Но это если документы какие-то нужны. В целом юноши, мужчины чаще ищут возможность вступить в брак, чем девушки.
Материалы по теме
«Стоит красивая девушка на улице — ее хватают»
Молодежь выкручивается как умеет. Кто-то до сих пор ворует невест, кто-то уезжает и ищет девушек в других регионах. Но чаще всего невесту крадут не из-за того, что нет денег на выкуп, а потому, что родители ее не отдают. В наши дни если похитил девушку — обяжут платить штраф, миллион рублей в мечеть. Это рассматривается как похищение, преступление.
Родители могут не согласиться на брак дочери, потому что сами хотят выбрать жениха. У них свои виды на претендентов. У нас говорят «нашел дочке хорошее место», имея в виду замужество. Еще особенность — говорят, прямо переводя на русский, «она за ними» замужем, но не «за ним». То есть предполагается, что за целой семьей, что женщина растворяется там, в тейпе мужа. К сожалению, не все семьи дают дочерям настоящую свободу выбора. По исламу запрещено на девушку давить. Сейчас чаще выдают за того, за кого девушка хочет, отказов почти не бывает.
В мои 17 лет ко мне сватался 40-летний друг дяди. Я отказала. А потом меня украл будущий муж. Его самого я потом неделю не видела, зато сразу пришли старики и спрашивают, согласна я или нет. Я молчу, потому что нельзя вслух говорить «да», неприлично. Молчание — знак согласия. Меня верно поняли. Если девушка отказывается, ее отвозят домой.
В некоторых случаях ее снова похищают, и тогда это может плохо кончиться. Были инциденты со стрельбой и убийствами. В отношении похитителя могут возбудить уголовное дело, сейчас очень серьезно к этому относятся. Поэтому парень должен тысячу раз подумать, прежде чем красть. Сейчас этого практически не делают даже по сговору.
Материалы по теме
«Что ты за мать! Жила бы с детьми в Дагестане!»
В последние год-два я не слышала, чтобы кто-то воровал невест. Хорошо, что это запретили. В каждом селе — имамы, которые несут ответственность за это. В Чечне с этим особенно строго. Могут даже выдворить из села семью, которая удерживает девушку. Если в итоге ее забрали родители, то похититель платит 200 тысяч рублей. А если девушка все-таки осталась в этой семье, то это уже миллион. К сожалению, девушка может принять решение остаться еще и в том случае, если ее изнасиловали после похищения. Тогда вернуться — позор. Кто хочет все сделать по традиции, сам не приближается к девушке. Ее крадут родственники жениха, а в доме она находится с его сестрами.
В Ингушетии очень важно, чтобы жених не виделся с родителями невесты. Даже бабушек и дедушек со стороны невесты обязан избегать. С сестрами и братьями жены может общаться. В Чечне проще. Зять может видеться с тещей и тестем. В семье моего мужа были строгие порядки, никаких вольностей. Жене не разрешалось садиться за стол с мужем. Мои родители придерживались более либерального образа жизни.
Что было и остается неизменным — девственность. Это самый важный критерий выбора невесты. Если девушка не девственница, ее с позором отправляют домой. В Чечне и Ингушетии проверок перед свадьбой не делают. В Дагестане это практикуют — приводят девушку к гинекологу.
В Ингушетии у баталхаджинцев практикуется женское обрезание. Необрезанную в их обществе замуж не возьмут. Это страшно. Их авторитеты говорят, что девушка не должна «получать страсти» с мужчиной, поэтому удаляют самое чувствительное место. Это африканский обряд — превращение человека в тело для рождения детей. Бедные девочки, которым пришлось это пережить!
Материалы по теме
«Зашли в дом и выпустили в нее две обоймы»
У нас сейчас молодежь делится на ваххабитов (салафитов) и традиционных мусульман. Салафиты — это новая волна. Они вообще не спрашивают взрослых. Идут и женятся, старики у них не пользуются авторитетом. Они заявляют, что подчиняются только религиозным нормам. В этом смысле жена обязана слушаться мужа, но не родителей. Салафиты не хотят жить с родителями после женитьбы. Они подражают арабам в образе жизни. Часть молодежи обучалась в исламских университетах Ближнего Востока и привезла оттуда их ценности. Они могут отметить свадьбу в ресторане, но без музыки. Суфии же празднуют по старинке — с музыкой и плясками. Обычно на свадебный банкет уходит от 450 до 500 тысяч рублей. Бывает очень интересно и весело.
Я хочу, чтобы остались полезные традиции. Например, в Ингушетии строго придерживаются правила, что младший или единственный сын женится и остается с родителями. По правилам он должен жениться последним, вслед за старшими братьями. Соответственно, когда родители стареют, он и его жена за ними досматривают. Если младший хочет жениться раньше братьев, те должны ему разрешить. Впрочем, мне известны семьи, где родители сами отделяют всех женатых сыновей.
Честно говоря, в последние годы ситуация не радует. В Чечне и Ингушетии безработица, молодежь не работает, у людей материальная неустроенность. Кто побогаче, стараются взять вторую жену. Причем первая может об этом и не знать. Из-за этого драмы с драками бывают, но ни муфтият, ни имамы этого не осуждают.
Развитие свадебных вайнахских тенденций идет сейчас двумя путями. Первый — в сторону европейской раскрепощенности, второй — в подражание арабам, в религиозность. Примерно 50 на 50. Вот только в загс у нас вообще почти не ходят. Помнится, лет десять назад в Ингушетии власть взялась внедрять женитьбу во дворцах бракосочетания после визита к мулле. Но не прижилось. Народ не понял.