почему город дно так называется
Капиталистическое Дно
Дно — город со столь странным названием и не менее странным гербом — прославился недавно тем, что был объявлен самым матерящимся городом России. Однако город знаменит скорее тем, что является крупным логистическим центром России, расположенным на ее северо-западе в Псковской области. В былые времена через него проходили только тракты, потом к ним прибавилась «железка». Во время Великой Отечественной войны в период немецко-фашистской оккупации город сильно пострадал и был воссоздан быстро и практически заново, в стиле социалистического города. За десятилетия капиталистической реальности Дно сильно изменился, причем изменения весьма неоднозначны.
Свое необычное название город унаследовал от деревень Дно Большое и Донце Меньшое, принадлежащих Козьмодемьянскому монастырю (о чём упоминается в писцовых книгах начала XV века). Эти земли не раз меняли свое подчинение — то были в составе Новгородской земли, то принадлежали Псковской республики, то Московскому Великому князю.
Что касается креста на гербе, то это символ того, что через город строго по меридиану проходит Витебская железная дорога — магистраль Санкт-Петербург-Одесса, связывающая наикратчайшим сухопутным путем устье Невы, впадающей в Финский залив, и Черное море. Другая железнодорожная магистраль, проходящая через Дно с запада на восток, связывает Псков с Москвой и Питером (через Бологое).
Послевоенное время было очень тяжелым для страны, что отразилось в застройке его центра в конце 1940-х — начале 1950-х. С одной стороны, планировка застройки города была сделана на основе социалистической идеологии, ориентированной на удовлетворение потребностей человека труда, а, с другой, архитектурные решения были типовыми для всех разрушенных во время войны городов. Да и качество строительства было не на высоте.
Центр города в послевоенное время застроен 2-х этажным домами, подобными домам, которые после войны строили пленные немцы на окраинах Питера.
Немногие сохранившиеся культурные объекты социалистического Дно послевоенной поры — здание кинотеатра, библиотека и парк вдоль Советской улицы.
Достопримечательность Дно — парковая зона вдоль ул. Советская. Помимо здания администрации здесь много памятников, посвященных освободителям города от немецких фашистов.
В парке до сих пор стоит памятник В.И.Ленину. Похоже он сделан из гипса и окрашен белой масляной краской. Подобные простенькие памятники были многочисленны в Советском Союзе. Этот же памятник отличается художественной изысканностью. Похоже это один из вариантов гипсовой модели для отливки памятника Ильичу из мастерской выдающегося советского скульптора лауреата Сталинской премии А.П.Олейника.
В центре Дно много магазинов — продовольственных, промтоварных, строительных. Есть и книжный магазин. С виду здания магазинов довольно невзрачны, но их оборудование и ассортимент товаров практически такой же, как в областных центрах.
На улицах рядом с площадью десяток небольших зданий различных магазинов. Бросается в глаза, что магазины рассчитаны на обслуживание не только горожан, но и жителей района — торговые площади большие, у магазинов много места для парковки.
В городе Дно в советские времена был построен неплохой типовой автовокзал. В отличие от подобных объектов во множестве других небольших российских городков он успешно функционирует, но здание давно нуждается снаружи и внутри в ремонте, хотя бы косметическом.
Железнодорожным путем Дно разделено на две части — западную и восточную, соединенных мостовым пешеходным переходом и автомобильным переездом. Однако жители, особенно с тележками и детскими колясками предпочитают переходить по наземному переходу через пути в районе вокзала, хотя это не совсем комфортно — при выходе со станции приходится перелезать через забор или проходить по тропинке через промышленную зону.
В 1960-х — 1980-х годах в Дно продолжало вестись строительство жилых многоквартирных зданий, хотя и до сих пор в нем преобладает одноэтажная застройка в большом частном секторе.
Многоэтажное строительство в основном велось в восточной части города. От железнодорожной станции эту часть города отделяет небольшой парк.
О генеральном плане развития города советских времен после событий 1991-1993 гг. похоже совсем забыли. Тем более об его благоустройстве города. Особенно это бросается в глаза, когда попадаешь в город с железнодорожного вокзала. На размещенных выше фотографиях видно, что почти все дома требуют ремонта (хотя бы косметического), улицы в выбоинах и плохо убраны, скверы и парки не ухожены. Но это беда многих провинциальных городов.
Городские власти на радость злопыхателям не спешат сносить ветхие не используемые дома.
Капиталистическое Дно оставляет двойственное впечатление. Радует, что магазины, в отличие от советского времени ломятся от продовольственных и промышленных товаров. Людям не надо ездить в областные центры, Москву и Питер за продуктами и ширпотребом. Город живет — горожане вполне дружелюбны, опрятно одеты. Много молодежи. По улицам снуют легковые автомашины, еще больше машин припарковано у домов. Похоже российская глубинка оттолкнулась от дна.
Вместе с тем явно прослеживается тенденция на разобщение людей. Места для проведения коллективного досуга и массового отдыха практически отсутствуют. Районный общественный транспорт развит плохо. Городская элита, жившая раньше в пятиэтажках центра города, переместилась в частный сектор, причем дома уважаемых людей резко отличаются от домов большинства горожан. Но хуже всего то, что активная часть населения ориентирована не на свободный производительный труд, а на посредничество в торговле, курируемой компрадорской буржуазией. Но это типично для всех провинциальных городов.
Символично, что в центре стоит памятник Ленину, что улицы, проложенные в советский период не переименованы, что город чтит память тех, что погиб, освобождая его от немецких фашистов. Воспоминания о советском прошлом в городе ещё тлеет. Это внушает надежду на его возрождение, как социально-ориентированного поселения, что вполне возможно и при капитализме, примеры чему есть у нашего северного соседа Финляндии и многих европейский стран.
Процветающая железнодорожная станция Дно для горожан пример того, что можно жить иначе. Но государственная внутренняя социально-экономическая политика этому объективно препятствует. При такой политике город и район развиваться не могут. Хотя у Дно и дновского района есть хороший советский задел, чтобы не быть простым придатком железнодорожной станции, как следует из его современного герба. Поневоле станешь материться!
Дно – как много в этом слове! Почему город стал мемом в 2020 году
Впервые о станции Дно Россия узнала в марте 1917 года. Тогда на ее платформе остановился императорский поезд. Но Николая II никто не встречал. Императору было не до почестей – несколько дней назад он выехал из столицы, но вернуться в охваченный волнениями Петроград уже не мог…
В Дно царь получил телеграмму от Председателя Государственной думы Михаила Родзянко: «Его Императорскому Величеству. Сейчас экстренным поездом выезжаю на ст. Дно для доклада Вам, Государь, о положении дел и необходимых мерах для спасения России. Убедительно прошу дождаться моего приезда, ибо дорога каждая минута».
На станции Дно императорский поезд простоял несколько часов. Но Родязанко так и не появился. Потом он сказал, что не мог оставить столицу из-за сложной ситуации – Февральская революция была в разгаре. В ожидании своего визави Николай II предавался тяжелым раздумьям. Он почти смирился с тем, что ему придется расстаться с короной…
Так Дно превратился в символ гибели монархии. Через несколько часов, уже в Пскове, куда проследовал поезд, царь подписал акт об отречении от Российского престола. Пала монархия, завершилось более чем 300-летнее правление династии Романовых.
В десятку «лучших» вошли Калининград, Санкт-Петербург, Анапа, Мурманск, Ростов-на-Дону, Петрозаводск и Владивосток. Аналитики обратили внимание на то, что лексикон мата по сравнению с прошлым годом вырос почти на сто слов. Они также отметили, что женщины стали материться почти так же часто, как и мужчины
Результаты исследования, надо отметить, довольно странные. К примеру, почему так сильно выражаются жители Анапы – ведь у них у них и климат хороший, и море под боком. Да и отдыхающих, несмотря на пандемию, в этом сезоне было достаточно. Значит, и на сданном жилье анапцы, как прежде, подзаработали. Впрочем, у жителей приморского города есть другие проблемы. Да и у кого их нет?
По всему выходит, что чемпионами по мату должны были стать москвичи – в густонаселенной столице возникает немало поводов, чтобы дать оценку происходящему известными эмоциональными выражениями. Основной поток матерных слов звучит в комментариях действий властей. Практически любое высказывание или действие ее представителей вызывает поток, мягко выражаясь, «оживленных» высказываний. И это закономерно – глупостей и несуразностей в действиях «верхов» хватает.
Можно предположить, что и в будущем – в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации и при появлении других негативных факторов употребление мата в Москве будет возрастать. Так что, у столицы хорошие матерные перспективы. Тем загадочнее выглядит победа Дно, где всего-навсего семь с лишним тысяч жителей. Неужели они бросили все свои дела и только и делают, что ругаются в соцсетях? Или жизнь города Дно действительно достигла дна?
Проблем в Дно и впрямь хватает. Как сообщила одна из жительниц города Наталья, «больниц практически нет, работают только несколько отделений. Самое ужасное, у нас нет роддома, женщины едут рожать в соседний город Порхов»
Другая дновка – или как еще назвать жительниц Дно? – похвалилась, но с сарказмом: «У нас отличный город, приезжайте, посмотрите, и мат отборный послушаете». Женщина тяжело вздохнула и поведала: «У нас очень много трудностей. Нужны очистные сооружения, ведь у нас работают два завода. Есть проблемы со здравоохранением, дорогами и… бездомными собаками».
В городе выходит газета «Дновец», из которой можно узнать все местные новости. Там есть занятная рубрика «На злобу Дна». Странно, что местные журналисты никак не откликнулись на победу их города во всероссийском конкурсе.
И все же, повторяю, странно, почему Дно стал победителем этого «своеобразного» соревнования. Городские пользователи социальных сетей, даже если судить по беглому просмотру, довольно спокойно и дружелюбно общаются друг с другом. Кроме того, они довольно грамотно излагают свои мысли.
Сдается, что Дно сделали победителем конкурса во многом из-за его красноречивого названия. Но его жителям от этого не жарко и не холодно. Главное, чтобы жизнь у них наладилась, и местное начальство решило бы хотя бы часть городских проблем.
И все же – есть ли связь между отречением Николая II и объявлением города Дно «чемпионом» России по матерщине? Не исключено. Когда в марте 1917 года император, бледный от волнения, ходил из угла в угол в своем вагоне, поджигая одну папиросу за другой, он, наверное, не только размышлял, но и на чем свет стоит, ругал тех, кто его предал
Написав эти слова, император, возможно, снова крепко выругался. Впрочем, история об этом умалчивает…
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Маленький город Дно в Псковской области одной своей чертой схож с городом Бологое. И эту черту можно охарактеризовать как «Многие проезжали, но едва ли кто-то там был». Но если Бологое находится на полпути меж двух российских столиц, то Дно больше знакомо тем, кто привык ездить поездами, отправляющимися из Санкт-Петербурга с Витебского вокзала (в основном в Белоруссию и Украину). К числу этих людей отношусь и я: при ежегодных, начиная с раннего детства, железнодорожных поездках из Питера в Минск мне больше всего запоминалась станция Дно с коротким названием и очень красивым вокзалом. Ездить этим маршрутом я продолжаю и поныне, а при январской поездке во Псков я решил съездить в это самое Дно, чтобы просто хоть раз увидеть, как выглядит город, который я столько раз проезжал, но ни разу там не был.
Из Пскова в Дно ходит два пригородных поезда в день. Утренний, на котором ехал я, отправляется в 7-45. Я ожидал, что поеду на дизель-поезде РА1 (в Псковской области их внедрили довольно давно), но на путях стоял «подкидыш» из тепловоза ТЭП70 и двух сидячих вагонов с мягкими креслами.
2. Фото поезда уже после прибытия в Дно:
В вагоне было тепло, уютно и не многолюдно, горел тусклый свет. Неторопливая трёхчасовая езда под стук колёс ранним утром, — всё это способствовало сну. Первые полтора-два часа дороги я спал.
4. За окном — снова морозное ясное утро:
5. И в пол одиннадцатого утра я прибыл на станцию Дно:
История сего населённого пункта довольно давняя. Уже в XV веке в переписной окладной книге Шелонской пятины Новгородской Руси упоминается деревня Дно Большое (а вместе с ней, по соседству, Донце Меньшое). В XIX веке это было довольно крупное село, ставшее уже волостным центром (в составе Порховского уезда Псковской губернии). Но самое главное произошло немного позже. В 1897 году через Дно прошла Бологое-Псковская железная дорога (явившаяся, по сути, продолжением Рыбинско-Бологовской, до сих пор километраж по этой линии начинается от Рыбинска), а в 1904 году — Петербурго-Витебская. В результате заурядному селу крупно повезло, — здесь образовался важный железнодорожный узел. Уже при советской власти, в 1925 году, Дно стало городом.
Надо сказать, что, проезжая ежегодно город Дно, я всё равно видел его главную достопримечательность — вокзал, который действительно очень красив и монументален, а главное, огромен для такого маленького городка. Несложно догадаться, что он является символом этого города. Вплоть до того, что мы видим вокзал на гербе города, на фоне схематично изображённого железнодорожного узла. Из чего можно сделать вывод, что железная дорога — хлеб города Дно.
Кстати, что интересно, здесь не принято склонять название этого города. Как и в Бологое.
7. Вокзал, как видим, островного типа, то есть находится между путями (в Псковской области аналогично устроены вокзалы в Новосокольниках и Великих Луках). Одна сторона зовётся Витебской, вторая — Бологовской.
8. Интерьер вокзала. В кадре заметна раритетная схема движения поездов по этой станции. Точнее, там показаны все направления, куда можно доехать отсюда прямым поездом.
Кстати, о существовании станции Дно знают не только те, кто много лет её проезжает, но и те, кто помнит (опять же из детства) стихи Маршака «Дама сдавала в багаж».
9. Паровоз-памятник «революционным и боевым традициям дновских железнодорожников»:
10. Крест, поставленный несколько лет назад в память об отречении Николая II от престола, которое он подписал, по более старой версии, именно здесь (стихи Пастернака, процитированные вверху, посвящены именно этому событию). Хотя на самом деле произошло это в Пскове, а на станции Дно царский поезд свернул с главного хода, так как подступы к Петрограду по железной дороге были уже перекрыты.
11. Здесь же, на станции, стоит скромный памятник местному герою — руководительнице дновского партизанского подполья в период немецкой оккупации Анастасии Александровне Бисениек (фамилия от мужа-латыша Фёдора Бисениекса), расстрелянной немцами осенью 1943 года.
12. Выходим в город. Привокзальная улица, как ни странно, называется Невская.
13. Дно — маленький город (8,5 тысяч жителей), поэтому здесь много частного сектора.
15. Картина неприглядная, к сожалению. Внешне Дно выглядит весьма депрессивным городом.
17. Оштукатуренные двухэтажные хрущёвки.
18. Какая-то дореволюционная железнодорожная постройка поблизости от вокзала. Надо же, а старый вокзал ведь не сохранился.
19. В городском парке — братская могила освободителей Дно от фашистов в 1944 году:
20. Рядом — нетипичный памятник Ленину. Белый, в кепке, да ещё и сидит.
21. Ещё один памятник освободителям города:
23. Улица Советская:
24. Сталинская постройка, в которой сейчас находится «центр дополнительного образования детей». Подозреваю, что тоже какой-нибудь бывший райком партии, как в Острове.
25. Здесь преобладает застройка конца 1940-х-начала 50-х годов:
26. Маленькая автостанция, у которой даже нет зала ожидания. Касса, как оказалось, всё таки есть, ибо, когда уезжал отсюда (а уезжал я уже на автобусе), люди садились с билетами; я же оплатил проезд прямо водителю, потому как где там касса, я понять так и не смог, а до отправления оставалось всего пару минут.
28. Улица Бисениек и двухэтажные хрущёвки. На самом деле, пятиэтажка на заглавном кадре — редкий по своей высоте дом в этом городе. Дно в целом город малоэтажный, большую часть его занимает частный сектор (что хорошо можно увидеть, если приглядеться к карте).
30. Торговые ряды. Дновский гостиный двор, так сказать.
31. йывогрот скелпмоК. Здесь я оставшиеся полчаса ожидал автобуса (стоять на улице в такой мороз было бы несподручно).
А после этого уехал в Порхов. Вот так я и увидел наконец городок Дно, через который столько раз с детства проезжал на поезде. Хотя он не располагает особенно никакими достопримечательностями (кроме вокзала) и даже оставляет скорее грустные впечатления. Но целью моей было именно побывать там, где я только проезжал, ведь поезд не даёт полноценной возможности узнать, как идёт жизнь в тех местах, которые проезжаешь за несколько минут.
Город ДНО, отзыв.
Сергей
Источник фотографии: pln24.ru
Географическо-историческая справка.
Хватит географии и истории, теперь коротко расскажу о городе в своем отзыве. Не хочу обидеть жителей этого населенного пункта, но городок полностью соответствует своему названию.
По дороге мне встретилась молодая девушка, которая сказала мне, что автовокзал закрыли несколько лет назад. Единственный способ покинуть Дно, ждать электричку во Псков, которая ходит раз в три часа.
За эти три часа я раз что обошел город в доль и поперёк. Присесть негде, лавочек просто нет. Возможно они когда-то и были, судя по торчащим штырям из земли, но я так ни одну не нашел. Обойдя город, понял, что самое красивое имя высокое здание в городе, это железнодорожный вокзал. Был ещё и торговый центр, но он особого впечатления на меня не произвел.
Источник фотографии: yandex.ru
Кстати, несмотря на то, что этот город очень маленький и больше напоминает заброшенную деревню, у него очень богатая история. Проезжая станцию Дно, на императорском железнодорожном составе, в 1918 году, царь Николай II, отрекся от императорского престола. Побывав в городе Дно, я понял почему он это сделал. На его месте, я поступил бы точно также.
Город разделен на два микрорайона, названия которых я не помню и вспоминать особого желания нет.
Источник фотографии: pskovtrud.ru
Дальше за этими микрорайонами находится лес. Туда я не рискнул пойти, кто его знает, что или кто там может быть.
Дно отлично подойдёт, чтобы снимать там кино картины о Великой Отечественной Войне, либо отечественные фильмы ужасов.
Не судите строго, своим отзывом я не преследовал цель обидеть жителей этого провинциального городка. Я лишь описал свои впечатления и предоставил несколько фотографий. Можно было бы сделать отзыв с большим количеством фотоматериалов, но увы там больше не чего снимать.
Если кто нибудь из вас будет проезжать станцию Дно, убедительная просьба не выглядывайте в окно. Вспомните Николая II, который увидев это отрекся от престола.
Каталог статей
Основан: 1897
Город с 1925
Почтовый индекс: 182670
Телефонный код (справочный телефон): 81135***** 26-500
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 57°51′
Географическая долгота: 29°59′
В состав Дновского района входит 8 сельских администраций, на его территории расположен город Дно.
Территория района расположен на Шелонской низменности. Треть территории занимают мелколиственные леса, но есть и хвойные леса. Из-за отсутствия стоков земли района значительно заболочены.
Основу экономики района составляет железнодорожный транспорт, сельское хозяйство.
Объем производства промышленной продукции Дновского района в 2002 году составил 75 млн. рублей (0,5 % объема производства промышленной продукции Псковской области).
История города Дно.
«Слово » дно » в русском языке имеет много значений, в том числе и такие: самая низменная часть долины; основание стога; остатки большого костра углежогов; слои почвы, который лежит под пахотным слоем и т.д. В древнерусском языке, по-видимому, слово имело и некоторые другие значения. Конкретизировать происхождение названия селения уже практически невозможно.
В середине 19 века Дно и жители этой деревни, прилегающие поля, луга, леса-все было собственностью богатого помещика в генеральском чине П. А. Ноинского. Ему же принадлежали поместья в деревне Заклинье и Мартыниха, что на территории соседнего с нами нынешнего Дедовичского района. Были поместья и в Порховском районе. Лето, как правило, Петр Адамович проводил со своей семьей в дновском поместье, а на зиму уезжал в Петроград. Красивый кирпичный, оштукатуренный и покрашенный в розовый цвет, двухэтажный особняк был расположен на берегу речки Суковки в большом парке среди вековых дубов, лип и кленов. Имелся при поместье и яблоневый сад. Напротив фасада особняка крепостными крестьянами были вырыты искусственное озеро, дно которого выложили камнями, а по углам водоема — глубокие колодцы для сбора ила. Впрочем, строго говоря, это было не озеро, а пруд, который местные жители называли «прудом Ноинского». С левой стороны, где речка Суковка продолжала свое течение, в самом русле была построена водяная мельница Здесь местные жители и крестьяне соседних деревень мололи зерно. за особую плату, разумеется. А справа, за речкой, размещались барские амбары, кладовые с хлебом и пищевыми запасами, которые охраняли не только дюжие сторожа, но и злые собаки.
За озером-прудом, на нынешних улицах Красина, Социалистической, Васильева, рядом с фруктовым садом, находились ухоженные огороды и парники, где выращивались овощи. За оградой помещичьего дома ютились многочисленные постройки, в которых проживали: управляющий имением С. Евдокимов, садовник С. Сергеев, лесничий М. Евдашев, а также кухарки, няни, домашняя прислуга и другие работники. С западной стороны поместья, у речки Суковки, около 400 лет назад еще прабабушкой Ноинского построена небольшая часовня. В последствии, чуть выше, заложили церковь, которую сооружали на деньги, собранные у народа.
С севера и запада к поместью полукольцом располагалась деревня Дно, Она состояла из маленьких, тесно прижатых друг к другу крестьянских изб с соломенными крышами и маленькими окнами. Избы, как правило. без фундаментов, отапливались хворостом и все той же соломой, а освещались лучиной. Зато рядом широко раскинулись обширные помещичьи леса, а на месте, где сейчас цех №16 завода «Электросила», были механизированное гумно и другие необходимые подсобные постройки, предназначенные для обмолота урожая, поступавшего с полей помещика. Особенное бедствие для крестьян наступало в ненастную погоду весной и осенью, когда шли дожди. Ровная местность и болота делали округу непроезжей. Да и дороги не содержались в должном порядке, поэтому жители деревни Дно и окрестных населенных пунктов в эти времена года очень часто были отрезаны от внешнего мира.
По рассказам коренных жителей, в начале XIX века за городским кладбищем, между дорогами, ведущими из Дно в деревни Гривки и Скугры, были владения второго богатого помещика немца Фиша. Он имел деспотичный нрав «с причудами», был одинок и отличался скупостью. В летний престольный праздник Троицу одевался как в лютые морозы — в меховую шубу, шапку и теплые рукавицы, не забывал и про валенки. А на престольную службу в дновскую церковь приезжал на тройке лошадей, запряженных. в сани.
Судьба этого помещика окончилась трагически. Незадолго до отмены крепостного права ночью в поместье ворвались »лесные разбойники», обиженные и обозленные крестьяне, которые потребовали от Фиша все его богатство, нажитое на их эксплуатации. Перепуганный помещик отказался что-либо отдать. Тогда его связанного, затащили на чердак, обложили вениками и сожгли вместе с домом и хозяйственными постройками. Доныне только дновские старожилы знали почему это место называется «Фишевой горкой».
Безусловно, трудно жилось крестьянам деревни Дно и других населенных пунктов при крепостном праве, но не легче стало и после его отмены. Значительную долю земли, которую раньше обрабатывали для себя крестьяне, помещик Ноинский «отрезал» в свою пользу. Причем, захватил лучшие участки. Все, что осталось, крестьяне выкупили у него втридорога, и все равно находились в полной от него зависимости. Так же обрабатывали помещичью землю, платили деньгами и значительной частью урожая за пользование лесом, сенокосными угодьями и выпасами скота. Барщина душила крестьян, а вся власть, все богатство по-прежнему принадлежали помещику. Достаточно сказать, что дновские крестьяне два-три дня в неделю вынуждены были работать на барина с раннего утра и до позднего вечера. Причем, в лучшее время года. Интересы же помещика Ноинского защищали» земский суд, жандармерия, урядники и чиновники всех рангов. Они же служили и властным орудием усмирения крестьян, которые не хотели мириться с существующими порядками. Вот почему крепостнические пережитки в деревне Дно еще долго сохранялись. И барин чувствовал себя «полноправным хозяином», способным судить и миловать.
В порядке оправдания Никита Никитин стал объяснять помещику, что у него нет ни гроша, семья живет впроголодь и нет никакой возможности ни отремонтировать старую, ни лесу купить на новую избу. Тогда Ноинский, чтобы поднять свой авторитет среди крестьян деревни, позвал лесничего и приказал ему выделить лесу. Заготавливать, вывозить его и рубить избу Никитину помогали всем миром.
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией помещик П.А. Ноинский умер, а после нее семья его проживала в своем доме в Петрограде на Фонтанке. Только уже не в барских покоях, а в подвальном помещении. Лишь два сына-офицера уехали за границу, а все неправедно нажитые богатства- городской дом. помещичьи усадьбы, земли, леса были конфискованы Советской властью и стали достоянием народа.
В февральские дни 1917 года был создан Совет солдатских и рабочих депутатов, взявший всю власть в свои руки. В Совет вошли и большевики паровозного депо — Василий Арсентьевич Хвалынский, Петр Васильевич Сухарев и Иван Романович Дорощенко. Необходимо сказать и о том, что в мае под руководством В. А. Хвалынского создается легальная ячейка РСДРП(б). Вскоре в депо появилась и своя профсоюзная организация. Секретарем комитета избирается И. Р. Дорошенко. В числе первых перед руководством депо профком поставил вопрос об отмене сверхурочных работ и своевременной выплате заработной платы. Это стало началом постоянного рабочего контроля за действиями администрации. Нельзя не сказать и о том. что сразу после победы революции в декабре 1917 года, открылся Всероссийский чрезвычайный железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин. От дновской делегации на съезде присутствовал Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он уже в третий раз услышал Владимира Ильича Ленина. До этого В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской. Но основные события произошли на станции Дно начиная с периода 28 февраля 1917 года (по старому стилю). Царь….Николай II …самодержец Всероссийский……и станция Дно…. Начало конца….
Далее текст составлен на основе ПОДЛИНЫХ документов из архивов.
Пока жандармы «разбирались» с паровозом Зубрилина, события развивались так. Получив фиктивную поездную путевку о разрешении занятия перегона Дно—Полонка, навстречу царскому литерному поезду с целью организовать крушение в 13 часов из депо вывел свой паровоз машинист Алексей Суворов. С этой бригадой выехали заместитель начальника депо инженер Н. Ф. Шуровский и главный кондуктор, а к паровозу прицепили балластную вертушку. Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно расшил стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только одно, что поезд обычный пассажирский, светский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Он выполнял свои обязанности, находясь под страхом личной ответственности, под страхом быть судимым. Паровоз с балластной вертушкой влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады и заместителя начальника депо на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз.
Далее из документов: «Против тов. Зубрилина возникли серьезные обвинения, после чего он вынужден бежать и скрываться несколько дней от жандармерии. Только углубившаяся революция спасла его от тяжелого наказания. Задача, поставленная Российской революцией перед тов. Зубрилиным, была выполнена. » 1 марта 1917 года на станцию Дно прибыли представители ревкомов из Пскова и Великих Лук и наложили арест на царя Николая II и его свиту. Поздно вечером военному коменданту полковнику Фрейману с большим трудом удалось отправить арестованных в Псков, где последний царь из династии Романовых отрекся от престола. Было это 2 марта 1917 года в 15 часов 05 минут.
Из акта отречения от Престола Государства Российского императора Николая II: «. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь героической нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть.
. Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том нерушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России. «