почему горький взял псевдоним себе такой
почему максим горький выбрал такой псевдоним
Максим Горький это псевдоним – френоним. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.
Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.
Чтобы скрыть авторство М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами**), так «Рассказ об одном романе» (1924 г. ) он подписал Василий Сизов.
Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г. ) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.
Сайт о псевдонимах и их носителях.
Одно имя дают родители. Совсем другое дает жизнь. Но подлинное имя мы даем себе сами. Но не у всех хватает духу признаться в подлинном имени. Даже себе.
Максим Горький, Алексей Максимович Горький. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.
Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».
Максим Горький это псевдоним – френоним*. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.
Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.
М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».
Чтобы скрыть авторство М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами**), так «Рассказ об одном романе» (1924 г.) он подписал Василий Сизов.
Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».
Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.
В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии».
Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький: по свидетельству русского писателя и поэта Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.
Позднее стали появляться производные псевдонима Максим Горький. Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).
Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.
Рано осиротев, Горький провел детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и т.п.
В 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. За связь с кружком Н. Е. Федосеева в 1888 году был арестован. М. Горький находился под постоянным надзором полиции. Работал на железной дороге. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа. За пять с половиной лет путешествий описывал социальные проблемы в обществе. В это время появились рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и др.
В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава А.М. Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он тесно сотрудничал с революционными организациями. В 1905 вступил в ряды РСДРП и познакомился с В. И. Лениным. Горьким оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг. После революции из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Там Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным.
После возвращения в Россию в 1913 году Горький пишет автобиографические повести «Детство», «В людях», цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей.
Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 г., но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. В 1917-1919 годах M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.
Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть «Мои университеты», которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году публикует роман «Дело Артамоновых», который стал по сути историей развития капитализма в России.
В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично И. Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
M. Горький умер 18 июня 1936 года. Есть неподтвержденная версия, что он был отравлен по приказу Троцкого, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
Именем Максима Горького названы населенные пункты, улицы, переулки и набережные, площади и парки, ж/д станция и станции метро, множество театров и библиотек, киностудия, университеты и институты. Его имя носили самолеты и корабли, заводы и фабрики. Практически в каждом городе Горькому поставлен памятник (в одном Нижнем Новгороде их четыре). Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Имя Горького дано водохранилищу на реке Волге.
Копирование материалов сайта только с действующей прямой гиперссылкой на источник.
Алюминиевое остекление в Москве и МО; Лениниана; Телефоны доверия; Запчасти для автовозов.
Все вопросы и предложения по работе данного сайта направлять по адресу:
Первый псевдоним Максима Горького
Первым псевдонимом Максима Горького был Иегудиил Хламида, что на иврите значит «Бог еврей». Этим именем он с 1882 года подписывал свои первые обозрения и обличительные фельетоны в нижегородских и самарских газетах.
Когда в 1932 году было решено переименовать Нижний Новгород в Горький, сам писатель был настроен скептически и говорил: «Если бы я сохранил свой первый псевдоним Иегудиил Хламида, интересно, как бы звучало название?».
Самарская газета 1985 года
Вспомнились мне «Очерки преступного мира» Шаламова.
«Ни с Горьким-бродягой, ни с Горьким-писателем никакой блатной по душам не разговорится, ибо Горький для него прежде всего – фраер.»
С первым псевдонимом эта фраза стала бы ещё лучше.
Есть пророки в своем отечестве
До белых ночей еще почти неделя, но гулять по Питеру после ПМЭФ уже не было никаких сил. Что остается делать? Пялиться в телевизор. Что еще смотреть в культурной столице? Конечно же канал «Культура»:)
Включаю, а там какие-то сопли в сахаре. Точнее рахат в лукуме:) Идет иранский сериал о несчастной любви и жестокой судьбинушке. Герои предупредительны и учтивы до слащавости:
— Давайте ваш багаж, помогу донести до машины.
Вот бы нас так встречало начальство на работе каждый день:)
Но пост не об этом. Сам сериал оказался довольно ничего, можно даже потом найти в сети и посмотреть целиком.
Камера отъезжает, а там и Лев Николаич! И Федор Михалыч! Видимо, чтобы одним штрихом показать, что в доме живут очень культурные и просвещенные люди, по стенам развесили портреты русских классиков.
А в другой комнате вместе с фотографиями других родственников и пейзажами обнаружились и Алексей Максимыч с Антоном Павловичем:
Так что ценят еще в мире наш великий и могучий!
Как Горький влюбился в богемную девушку. Он читал ей рассказы, а она зевала
В 25 лет начинающий писатель, будущий классик русской и советской литературы, влюбился без памяти. Девушка, которая сразила его, была старше на восемь лет. Ее звали Ольга Каминская.
Родилась Каминская, как и Горький в Нижнем Новгороде, то есть были они земляками. Но связывало их и еще кое-что — приверженность левым идеям.
Девушка она была яркая, активная, самостоятельная. У нее был брошенный ею законный муж, был любовник, с которым она жила, был ребенок, но все это совершенно не мешало ей заводить новые романы. За плечами у нее были несколько лет эмиграции, жизнь в Вене и Париже. Она задорно пела французские песенки, играла на сцене и очень изящно курила папиросы. Богема как есть.
Странное совпадение! В одном из разговоров выяснилось, что ее мать была акушеркой и помогала в свое время рождению маленького Алеши Пешкова. В смысле, мать Ольги Каминской принимала роды у матери Максима Горького. Судьба!
«Дальше все пошло с быстротой, вполне естественной для женщины, которая впервые встретила невиданного ею интересного зверя, и для здорового юноши, которому необходима ласка женщины…» — вспоминал позже Горький в автобиографическом рассказе «О первой любви».
При этом у них часто возникали размолвки на литературной почве.
«Литературные вкусы наши непримиримо расходились: я с восторгом читал Бальзака, Флобера, ей больше нравились Поль Феваль, Октав Фейлье, Поль де-Кок и, особенно — «Девица Жиро, моя супруга», — эту книгу она считала самой остроумной, мне же она казалась скучной, как «Уложение о наказаниях», — читаем мы в том же горьковском произведении.
Но все было бы ничего, если бы Ольга не относилась с полнейшим равнодушием к творчеству самого Горького. И вот это уже стало проблемой. Серьезным ударом оказалось чтение свеженаписанной «Старухи Изергиль». Горький читал ее вслух поздно вечером и вдруг обнаружил, что слушавшая его Ольга крепко заснула.
Это на «Старухе Изергиль» — одном из самых ярких произведений писателя! Где легенды о гордом Ларре и благородном Данко!
«Я встал и тихонько вышел в сад, испытывая боль глубокого укола обиды, угнетенный сомнением в моих силах», — так позже описывал эту сцену Горький.
Дело кончилось тем, что однажды Каминская нашла себе новый интересный объект для охоты — молоденького лицеиста, которого ей захотелось «встряхнуть» и «разбудить». Этого Горький уже не вынес и расстался с Ольгой.
Такая прекрасная фамилия — Пешков. Почему Алексей Максимович закрылся щитом псевдонима Горький? Потому что мода требовала имиджа человека горькой судьбы. Он действительно рано осиротел, но в его замечательной автобиографической повести «Детство» есть и любящая бабушка, и вполне обеспеченная нижегородская семья. Малый бизнес в то время никто не поощрял — он просто был. Знаменитый «Домик Пешкова», куда толпами вползают туристы, жилище отнюдь не бедное.
Молодой Пешков рано отправился в люди. Но так было принято в те времена. Ничего особо горького в его судьбе не просматривается. Читатели слишком буквально поняли его «босяцкие рассказы» и трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты». В то время модно было нагнетать ужасы, и он талантливо нагнетал. То рабочие погружают кота в красильный чан, приговаривая: «Красится кот Васька в зеленую краску», то кипятком человека обваривают. Но почему же в таком случае помним мы и добрую бабушку, которая, молясь в храме, видит ангелов, прислуживающих священнику, и доброго веселого Цыганка, и хозяина пекарни с его мучным богословием. Я, мол, Богу скажу: ты мне душу дал? Дал! Ты у меня душу взял? Взял! Стало быть, мы в расчете.
Горький не был босяком. Он создал образ босяка. Челкаш — это бомж и гастарбайтер на все времена. Образ бродяги, не странника, не бездомного, а именно бродяги по своей сути — это достижение Алексея Максимовича Пешкова. Ген бродяжничества в молодом Пешкове, конечно, бурлил.
Но все эти Лойко, Данко и Изергиль — не выдумка. Он, конечно, общался с цыганами, слушал их легенды, наблюдал типажи. Чего стоит его эротическая повесть «Любовь на плоту». Кстати, об эросе. Он есть и у Пешкова, и у Горького. Но радоваться жизни в то время было дурным тоном. Горький стыдился отклонений от аскетического канона. Поэтому страстью он наделил своих отрицательных персонажей — типа Егора Булычева и Достигаева. Купцы его, отпущенные автором на свободу, беззастенчиво щиплют горничных, сожительствуют с близкими родственницами, а уж радеют по-хлыстовски так, что никакому Распутину не снилось.
Уж на что Ходасевич тонкий наблюдатель, но и он, будучи литературным секретарем Горького, его природу не угадал. У Ходасевича Горький — эдакий добрый гуманист-простачок, едва ли не бессребреник. Таков он на Капри. Для Корнея Чуковского Горький — прежде всего добрый вельможа у кормила власти. Не гнушался советский классик распределением пиджаков и брюк для обнищавших и обовшивевших писателей. Он же возродил Литфонд, созданный Достоевским для помощи «нуждающимся и пьющим» литераторам. Да и Союз писателей — детище Алексея Максимовича. Здесь все противоречиво. Тот же Союз писателей скольких спас и скольких погубил. Спас Михаила Булгакова, погубил Осипа Мандельштама. Горький старался быть интеллигентом и гуманистом. Ни тем, ни другим он не был. Он — Клим Самгин, им же и выписанный до деталей. Горький искренне думал, что Самгин разоблачает интеллигента, неспособного слиться с массами в революционном экстазе. А на самом деле Самгин — типичный купеческий сын Серебряного века. Все прочел, всем увлекался — и Марксом, и Ницше. Не добрался лишь до самого себя. Понять себя — значит стать интеллигентом. Этого не было дано ни Горькому, ни его герою.
Сегодня трудно понять всемирную популярность ходульного романа «Мать», написанного по заданию социал-демократической партии и оплаченного деньгами из партийной кассы. Но факт остается фактом. Миллионные тиражи на всех языках во всем мире. С «Митиной любовью» или «Темными аллеями» Бунина и сравнивать не приходится. Горький создал марксистскую сказку о Золушке мужского рода, ставшей пролетарским принцем — революционером Павлом Власовым. «Клим Самгин» в тысячу раз правдивей и глубже и написан прекрасным языком, но не популярен.
Поссорившись с Лениным, Горький под угрозой ареста, исходящей от самого вождя, эмигрировал из советской России. Но жить в захолустном благополучии на Капри не хотел и не мог. Сталин поманил полным собранием сочинений — и Горький вернулся. Поссорился с Лениным, а мириться приехал со Сталиным. Его поезд усыпали цветами, дали особняк, отобранный у архитектора Шехтеля. Писатель не сразу понял, что находится под домашним арестом. Для идеологического окормления приставили к нему выпускника Института красной профессуры, автора книги «Наследие Пушкина и коммунизм», написанной за одну ночь по заданию Сталина, профессора Валерия Яковлевича Кирпотина.
Именно Кирпотин, будучи моим научным руководителем, поведал мне о деталях рождения термина «соцреализм». Считалось, что его придумал Горький. Оказывается, фразу «нам нужен реализм, но не критический, а социалистический» произнес Сталин в узком кругу писателей за круглым столом. Кирпотин вставил словосочетание «социалистический реализм» в доклад Горького на 1-м съезде писателей.
Горький с его способностью перевоплощаться решил стать истинным соцреалистом. В принудительное турне на пароходе с Ягодой и Сталиным Алексей Максимович захватил даже футуриста Шкловского. Все писатели и сам Горький взахлеб славили Беломорско-Балтийский канал, где заключенные «перевоспитывались трудом» на свежем воздухе. Истинное положение дел писателям было известно, но плыли-то они на одном Корабле Дураков, независимо от природного ума и таланта.
Я спросил у Кирпотина, как мог Горький, мечтавший о религии, где вместо Бога будет обожествлен человек, цитировать фразу Робеспьера: «Если враг не сдается, его уничтожают». «Милая вы моя собака, — ответил Кирпотин, пародируя Чехова, — все, что говорилось в то время Горьким, было продиктовано одним желанием — обмануть Сталина и улизнуть на Капри. Но мышеловка захлопнулась. Скорее всего, его отравили». Валерий Яковлевич Кирпотин был человеком умным, проницательным, информированным. И на ветер слов не бросал.
Нет ни малейшего сомнения в драматургической гениальности Алексея Максимовича. Он создал в условиях жесточайшей цензуры свою «Божественную комедию». Вот его круги ада: «Егор Булычев и другие» — ад купеческий; «Мещане» — ад семейный; «Дачники» — ад дачный; «На дне» — ад бомжовый. И только одна пьеса о рае — «Дети солнца». Но это рай в дачном аду.
Сатин в «На дне» — это тоже Горький. Человек — это звучит гордо. Ложь — религия господ и хозяев, правда — бог свободного человека. Надо уважать человека. Все, что произносил бомж, использовалось как плакат. Такова судьба всего наследия Горького. Придет время — его прочтут другими глазами.
Он всячески убеждал Ленина, что страшнее нашего крестьянина человека не сыщешь, что чем скорее исчезнет деревня с лица земли, тем лучше. С его легкой руки слова «лавочник» и «собственник» стали ругательными. Многие считают, что писатель должен заблуждаться вместе с народом. Если это так, то Горький — истинный народный писатель. Свою близость к власти он — как мог — использовал для смягчения многих судеб. Спас от расстрела генетика Кольцова, а вот с Гумилевым не получилось. Самого себя Горький тоже спасти не смог.
Памятник у Белорусского вокзала исчез, и не известно, вернется ли. Улица Горького снова стала Тверской, город Горький опять понизился. Но сам Горький так и остался Горьким.
Биография М. Горького. Алексей Максимович Пешков – личная жизнь и творчество
Максим Горький – это лишь псевдоним писателя. Настоящее его имя – Алексей Максимович Пешков. Это знаменитый прозаик, драматург, выдающаяся личность в русской литературе. Он получил огромную популярность и завоевал авторитет не только у себя дома, но и в Европе. Его родным городом является Нижний Новгород. Родился он 28 марта 1868 года. Отец его был столяром, и семья Максима Горького много не зарабатывала. В возрасте 7 лет Алексей отправился в школу, однако учеба очень скоро кончилась, причем навсегда, ведь спустя несколько месяцев мальчик заболел оспой. Знания и все умения Алексей получил только благодаря самообразованию.
Наиболее популярная версия того, почему Алексей себе взял такой псевдоним, заключается в том, что своей настоящей фамилией он не мог подписываться, а «горький» было намеком на тяжелую жизнь.
Молодые годы
Детские годы Горького были крайне сложными. Очень рано остался сиротой, после чего жил вместе со своим дедом, у которого был очень крутой и грубый нрав. Уже в возрасте 11 лет Алексей отправился зарабатывать себе на пропитание в совершенно разных сферах. Это были магазины, лавки, пекарни, мастерские иконописи, а также буфеты на пароходах и многое другое. Летом 1884 года Горький решил посетить Казань, чтобы там поступить и начать учиться. Тем не менее его затея поступить в университет была провалена. Так что он был вынужден и дальше тяжко трудиться.
Попытка суицида
Вполне возможно, что он не хотел убивать себя. В одном из рассказов его супруги упоминается, что, занимаясь хозяйством, она услышала сильный грохот в кабинете мужа. Прибежав на место, она увидела супруга всего в крови. На вопрос о том, что же случилось, писатель лишь ответил, что намеренно причинил себе боль, чтобы смог прочувствовать ощущения персонажа, о котором он писал. Личная жизнь Максима Горького, к слову, была очень безудержной. Он пользовался популярностью у женщин и был крайне неверен своим женам.
В биографии М. Горького множество знакомств с революционными личностями. В Казани он познакомился и сблизился с различными представителями революционного народничества, марксистами. Он часто ходит на кружки, самостоятельно предпринимает попытки агитации. Уже в следующем году он впервые был арестован, при этом не в последний раз. Работает в это время Алексей на железной дороге под чутким присмотром со стороны полицейских.
В 1889 году Алексей Максимович Пешков возвращается в родной город, где устраивается работать к адвокату Ланину в качестве письмоводителя. Однако он не утратил своей связи с радикалами и революционерами. Именно в это время Горький сочиняет поэму «Песнь старого дуба», которую просит оценить своего друга Короленко.
Первое издание
Весной 1891 года Горький уезжает из Нижнего Новгорода и путешествует по стране. Уже в ноябре он достиг Тифлиса. Именно там одна из газет в сентябре 1892 года напечатала его первый рассказ. Двадцатичетырехлетний Максим Горький издал своего «Макара Чудра».
После Алексей Максимович Пешков обратно возвращается в Нижний Новгород и снова идет работать к Ланину. Его работы публикуются не только в Нижнем Новгороде, но и в Казани и Самаре. В 1895 году он переезжает в Самару и трудится там в городской газете, иногда выступая в роли редактора. Его работы активно печатаются. В 1898 году был издан достаточно большой для начинающего автора тираж его двухтомника «Очерки и рассказы». Работа стала предметом активного обсуждения в свете. В 1899 году Горький заканчивает свой первый роман «Фома Гордеев», а уже спустя год происходит его личная встреча с такими выдающимися светилами русской литературы, как Чехов и Толстой.
В 1901 году он впервые пишет работу в жанре драматургии, ведь до этого творчество Максима Горького было преимущественно в прозе. Он пишет пьесы «Мещане» и «На дне». Перенесенные на сцену, его работы пользовались большой популярностью у публики. «Мещане» ставились даже в Берлине и Вене, благодаря чему Горький получил огромную признательность в европейских странах. С этого момента его работы начали переводить за рубежом, а европейские критики начали уделять его персоне много внимания.
Революционная жизнь
Биография М. Горького наполнена революционными событиями. Он не стоял в стороне от событий Революции 1905 года. Писатель присоединился к Российской социал-демократической рабочей партии. Спустя год началась его первая в биографии эмиграция из России. До 1913 года он проживал на острове Капри. Именно тогда он работает над романом «Мать», благодаря которому было положено начало новому литературному направлению – социалистический реализм.
После того как была объявлена политическая амнистия, писатель возвращается в Россию. В этом же году он начинает работу над своей художественной биографией. Три года он трудится над трилогией «Мои университеты», которую закончит лишь в 1923 году. В это время он работает редактором газеты большевиков «Правда» и «Звезда». Вокруг него объединилось множество пролетарских писателей, совместно с которыми он издает сборник их произведений.
Октябрьская революция
Максим Горький отношение к революции 1905 года имел очень положительное, однако события Октябрьской были для него противоречивыми. Колебания и свои опасения писатель красноречиво выразил в газете «Новая жизнь», что издавалась с мая семнадцатого года по март восемнадцатого. Тем не менее, уже во второй половине 1918 года он становится союзником большевистской власти, хоть и выказывает определенное несогласие с принципами и методами, что в частности касается интеллигенции. Благодаря трудам писателя большое количество людей интеллигенции смогли избежать голода и расправ. Также Горький прикладывает множество усилий, чтобы в тяжелые времена культура не только сохранялась, но и продолжала развиваться.
Период эмиграции
В 1921 году Горький уезжает из России. Согласно общеизвестной версии, сделал он это по рекомендации Ленина, который переживал за здоровье писателя, в частности из-за его обостренного туберкулеза. Однако более глубинные причины могут основываться на идеологических противоречиях в позициях Горького с вождями пролетариата. Долгое время Алексей живет в разных странах Европы, таких, как Германия, Чехия и Италия.
Возвращение эмигранта
В честь своего 60-летия литератор был приглашен в Советский Союз лично товарищем Сталиным. Ему было организовано торжественное прибытие. Писатель путешествует по стране, где ему показывают успехи социализма, дают возможность выступать на собраниях, митингах. Горького отмечают за его литературные заслуги, принимают в Коммунистическую академию, оказывая прочие почести.
В 1932 году в биографии М. Горького происходит последний виток, писатель окончательно возвращается на родину, становясь лидером новой советской литературы. Горький ведет активную общественную жизнь, запускает множество печатных изданий, литературных серий и многое другое. Он продолжает писать и улучшать свое творчество. В 1934 году под руководством Горького проходит первый Всесоюзный Съезд писателей. Для подготовки этого мероприятия он потратил множество сил.
Творчество Максима Горького сделало его пятикратным номинантом на Нобелевскую премию в области литературы.
Смерть писателя
В 1936 году 18 июня биография М. Горького окончилась. Страна наполнилась новостями о том, что Максим Горький упокоился на своей даче. Местом его захоронения стала Москва. Вокруг его смерти, а также его сына, существует множество теорий о возможном отравлении в связи с политическими заговорами, однако ни одного официального подтверждения так и не было найдено.
Годы жизни Максима Горького: 1868 – 1936 гг.
Личная жизнь
Алексей был женат не один раз. Личная жизнь Максима Горького наполнена страстями. Первый брак у него был с Екатериной Волжиной. От этого союза у него была дочка Екатерина, которая, к большому сожалению писателя, умерла в младенческом возрасте, а также сын Максим, который стал художником-любителем.
Второй раз Алексей состоял в гражданском браке с актрисой и революционеркой Марией Андреевой. Третьей семьей Максима Горького писателя стал брак с Марией Будберг, которая провела с ним последние годы его жизни.