почему гомофобы такие злые
Каминг-аут РФ: как гомофобия стала нашей национальной идеей
«А надо вам заметить, что гомосексуализм изжит в нашей стране хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм».
(Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»)
Порою кажется, что авторы законов, запрещающих пропаганду гомосексуализма, добились эффекта совершенно противоположного. Речи о гомосексуализме звучат теперь из каждого утюга, с трибун Госдумы, с экранов телевизоров. Им клеймят оппонентов, им пугают родителей. Знакомая рассказывала, как вызвала врача из поликлиники к больному ребенку. Доктор, женщина лет пятидесяти, выписала жаропонижающие свечи, оговорившись: мальчику после трех лет ректальные свечи не ставят, а на вопрос почему, многозначительно ответила: гомосексуализм! Похоже, что Россия наконец нашла свою национальную идею, и этой идеей является гомофобия.
Гомофобия стала платформой, на которой объединились репрессивные законы власти и пещерные инстинкты толпы.
Политика в России сведена на уровень грубой физиологии, «голой жизни», как называет ее итальянский философ Джорджо Агамбен. Биологическое становится политическим, идет ли речь о педофилии или запрете на иностранное усыновление, о нетрадиционных сексуальных отношениях или о концепции семейной политики, предложенной депутатом Еленой Мизулиной, согласно которой «нормальной» считается патриархальная семья с четырьмя детьми, живущая совместно с бабушками и дедушками. Вторгаясь в сферу интимного, частного, власть при помощи репрессивных мер навязывает сверху патриархальную и авторитарную «норму», называя ее «национальной традицией». Ей навстречу, из глубин патриархального сознания, поднимается агрессивный комплекс гомофобии. Так рождается русская идея по версии 2013 года.
Это идея фашистская: «духовные скрепы» соединяют тот самый ликторский пучок, фасцию, из которого и родилось слово «фашизм».
Оскорбление «либераст», контаминация слов «либерал» и «педераст», показывает, что гомосексуальность ассоциируется у нас исключительно с либеральным Западом, который погряз в толерантности, однополых браках и распутстве; кликуши типа Аркадия Мамонтова или Татьяны Дельсаль на полном серьезе утверждают, что на Западе пропагандируют педофилию и инцест. Эта истерика показывает озлобленное, отчужденное и провинциальное сознание, не способное принять постиндустриальный и постпатриархальный мир, где производство детей уже не является главной задачей человека; сознание, растерявшееся перед многоцветной современностью, — как растерялся Виталий Милонов, когда к нему в гости нагрянул добродушнейший Стивен Фрай. Гомофобия — признак слабых, людей, неуверенных в собственной ориентации, боящихся ее потерять при первом столкновении с реальностью. Чем слабее страна, ее идентичность, тем яростнее в ней гомофобский угар.
И именно поэтому России необходима прививка толерантности в виде защиты и пропаганды прав сексуальных меньшинств.
Часто приходится слышать: сексуальная ориентация — это частное дело, пускай они реализуют свои сексуальные предпочтения дома, между собой и не выносят их на публику. Призыв к «клозетному гомосексуализму» в корне неверен. Точно так же можно сказать: еврейство — дело частное, пусть сидят в шабат дома, но не ходят в эти свои синагоги и не носят кипу на улицах, это раздражает нормальных граждан и противоречит национальным традициям и устоям. После холокоста еврейство более не является приватным делом евреев, но предметом публичной политики. Аналогично этому российская власть сама сделала сексуальную ориентацию делом публичным, лишив гомосексуалов гражданских прав, от права на создание семьи до права на самовыражение, и ответ на эту дискриминацию должен быть публичным и политическим.
Как учил Мишель Фуко, человеческая сексуальность является одним из последних бастионов свободы и главным объектом репрессии, и битва идет именно за эту территорию, за суверенитет личности. России болезненно необходимы средства коллективной терапии: каминг-ауты, гей-парады, борьба за полноту гражданских прав гомосексуалов, вплоть до однополых браков и права усыновления. Поддержка сексуальных меньшинств нелегка: люди могут им симпатизировать, но не высказываться открыто из боязни быть причисленным к ним. Но важно понять, что именно здесь идет самое массированное наступление фашизма, поддержанное всей мощью законотворческой, правоохранительной и пропагандистской машин.
В конечном счете речь идет не о правах отдельной группы, а о гражданской солидарности всего общества, которое не должно допустить стигматизации и сегрегации какой бы то ни было группы людей. «Я берлинец!» — провозгласил Джон Кеннеди в своей знаменитой речи ровно полвека назад, выступая в Западном Берлине, обнесенном по периметру стеной. И вслед за ним я хочу повторить, обращаясь к миллионам моих сограждан, обнесенных бетонной стеной непонимания и ненависти: «Если так, я тоже гей».
Гомофобия. История одной ненависти
Как вы думаете, какой миф является самым распространённым в России? Антивакцинаторство? Нет, иначе мы с вами вряд ли бы выжили. ГМО-истерия? Пожалуй, он может занимать почётное второе место, однако несомненным лидером является гомофобия, ведь ей подвержены 87% россиян! Дело в том, что корни этого мифа гораздо древнее, чем корни вышеперечисленных мифов. И идут они из главной книги Религии Мира и Добра – Библии. Вот что (якобы) написал ЛЮБЯЩИЙ ВСЕХ (белых мужчин христиан традиционной ориентации) Бог:
«Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы СМЕРТИ, кровь их на них» (Библия, Левит 20:13)
Впрочем, ислам не отстаёт: как видите, суровые наказания за однополые отношения являются нормой для большинства мусульманских стран.
Гомофобия имеет огромны масштабы, особенно внутри нашей страны. Лишь недавно в некоторых странах победила её противоположность – толерантность, и до нас она ещё не дошла.
Чем опасна гомофобия? Дело в том, что этот миф вызывает ненависть к определённой группе людей. У многих ненависть выливается в виде слов или гневных комментариев, но есть и радикалы, готовые убивать, как им велит делать это Библия или Коран. В мусульманских странах, как вы поняли, расправы над геями не являются редкостью. Однако и в России человеку нетрадиционной ориентации могут серьёзно навредить. Гомосексуалистов увольняют, грабят, избивают, убивают. Некоторые даже умудряются зарабатывать на гомофобии: примером такого бизнеса служат лавки православного бизнесмена Германа Стерлигова, продающего свой сверхдорогой и якобы сверхнатуральный хлеб под вывеской: «Пид0расам вход запрещён». Но особенно расправами над геями прославилась Чечня. В ней гомофобия царит в аппарате власти, и это приводит к ужасающим последствиям. Геев шантажируют, избивают, заставляют выдавать других. Только послушайте слова потерпевшего:
Нам цепляли на руки провода от электрошокера и крутили ручку у динамо-машины, вырабатывался ток. Это больно. Я терпел сколько мог, потом терял сознание и падал. Когда вырабатывается ток и тело начинает трясти, ты перестаешь соображать и начинаешь кричать. Все время ты сидишь и слышишь крики людей, которых пытают.
Еще били палками. Нас ставили в два ряда друг напротив друга, несколько десятков человек. Выдавали палки наподобие бит. И каждый проходил сквозь этот строй. Три-четыре палки вынести тяжело, это очень больно, а когда проходишь через двадцать — далеко не все могут вынести. Я не знал, как справляться с болью, хотя всегда думал, что у меня высокий болевой порог. Чтобы перебить боль, я стал в противовес пыткам грызть свои руки до крови. И это помогало.
Некоторых избивали с особым пристрастием. Был один человек, его мучили особо, он сидел дольше нас там, был абсолютно сломлен, его так били, что на теле были открытые раны. Его отдали родственникам, а через некоторое время стало известно, что его похоронили.»
Но далеко не у всех этот рассказ вызывает сочувствие. И это страшно.
Чем же оправдывают свою ненависть гомофобы (кроме Библии и Корана, естественно)? В первую очередь, они верят в «неестественность» гомосексуальных отношений. Они считают, что это якобы психическая болезнь, и она может распространяться через гей-пропаганду. Что ж, Международная организация здравоохранения поставила точку в этом вопросе ещё в 1991 году, признав гомосексуализм нормой и исключив его из перечня болезней. До этого, ещё в 1974 году, американская психологическая ассоциация исключила гомосексуализм из своего перечня болезней. Почему? Вдумайтесь в определение здоровья, данное ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Мешает ли гомосексуализм этому самому благополучию? Сам по себе – нет. Единственное, что причиняет дискомфорт – это гомофобное общество. Распространяться же такая «болезнь» никак не может: научное сообщество сходится во мнении, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация формируются на втором месяце беременности, и никакие факторы внешней среды не могут сделать из натурала гея, точно также как никакая пропаганда не может сделать мальчика девочкой. А те, кто опасается, что гей-пропаганда с загнивающего Запада может сделать его геем, скорее всего, уже являются самыми настоящими гомосексуалистами. Есть, кстати, такая любопытная теория – на самом деле все гомофобы являются латентными гомосексуалистами, которые пытаются подавить свою природу, выплёскивая при этом агрессию на других. Эту теорию подтвердил эксперимент в университете Джорджии, в ходе которого выяснилось, что эрекция на порнографические материалы гомосексуального характера наблюдалась у 54% испытуемых-гомофобов против 24% у испытуемых, не испытывающих ненависти к геям. Также эту теорию подтвердило ещё несколько экспериментов. Правда, есть и опыт, который подобной связи не выявил, так что я не считаю эту теорию истиной в последней инстанции, однако, товарищи гомофобы, я думаю, что это неплохая информация для вашего размышления. Кстати, я не гей, если это облегчит для вас восприятие данной статьи.
Я считаю, что у гомофобов та же природа, что и у расистов, националистов и сексистов. Они хотят быть лучше других, лучше, чем они есть на самом деле. Мне вспоминается эта цитата (не знаю, кому она принадлежит): «Есть много способов стать лучше!
Например, можно стать расистом, и тогда ты по определению лучше миллионов других.
Примерно так же можно стать патриотом. Твоя страна достойнейшая. Ты безусловно становишься лучше тех, кто живет в других странах.
Еще вариант. Можно стать гомофобом, тогда ты лучше тех, кто полюбил человека своего пола. Очень удобно для тех, кто привык любить половые органы, а не личность.
Популярный способ — стать религиозным. Не важно, к какой религии ты будешь принадлежать — люди, не разделяющие твоих религиозных взглядов, уже находятся на уровне развития значительно ниже тебя. Ты лучше них и знаешь больше…
В крайнем случае, можно просто прожить до определенного возраста, и ты уже будешь лучше всех, кто младше. Теперь они должны тебя уважать, даже если ты ничего из себя не представляешь.
Но не надо, ни в коем случае себя развивать. Не надо учиться, вникать во всякую фигню, стараться, открывать свои глаза шире и открывать глаза другим, напрягаться, спорить, подниматься. Ни к чему эти усилия, ведь есть столько способов стать лучше других.»
Но перейдём от гомофобов к геям. Часто гомофобы говорят о якобы противоестественности гомосексуальных отношений. Однако в животном мире они являются нормой: гомосексуальное поведение встречается у более чем 450 видов животных. Например, гомосексуалистами являются 8% баранов. Иногда животные занимаются этим из удовольствия, а иногда они таким образом унижают соперника. Возможно, именно из-за этого и возникла гомофобия, которая ошибочно путает обряд унижения соперника и любовь.
Возникает ещё один вопрос: каким образом эволюция сохранила гомосексуализм, если он мешает животным образовывать потомство? Ответ заключается в том, что женщины рожают больше детей, если у них есть определённые гены, связанные с гомосексуализмом у мужчин. Большое количество детей у таких женщин сполна компенсирует отсутствие потомства у геев (не все сыновья этих женщин становятся геями), в результате чего генетические факторы, ответственные за существование людей иной сексуальной ориентации, продолжают путешествовать через поколения.
За возникновение гомосексуализма у ребёнка ответственны не только генетические факторы, но и, например, стресс, перенесённый во время беременности. Также играет роль «эффект старших братьев»: как правило, чем больше старших братьев у человека, тем больше вероятность того, что он станет испытывать влечение к особям того же пола.
Таким образом, на вопрос: «Что такое гомосексуализм?» наука отвечает: «Это не более чем один из возможных вариантов нормальной сексуальной ориентации человека». Никакой болезнью, распространение которой необходимо остановить, гомосексуализм не является. И спасать от гомосексуалистов детей также не надо: американская психологическая ассоциация в 2005 году доказала, что никаких особых проблем у детей, воспитываемых гомосексуальными партнёрами, нет. К тем же выводам пришли и авторы опроса 2013-2015 годов.
Впрочем, одно исследование поставило эти утверждения под сомнение. Это исследование Марка Регнеруса, охватившее 3000 семей и выявившее якобы страшные отклонения в развитии детей из гомосексуальных семей. Все вопросы к эксперименту отпадают, если приглядеться к отбору участников: родителям детей просто задавали вопрос: «Имели ли вы гомосексуальный акт?», и если те отвечали согласием, то их записывали в гомосексуальные пары. Например, 12 детей воспитывались парами из отца, имевшего гомосексуальные отношения, и матери, которая тоже их имела. И их записали в группу гомосексуальных семей! Но даже такими методами этому «учёному» удалось запихнуть в группу «геев» лишь 73 респондента. На самом же деле из 3000 детей лишь двое (!) воспитывались гомосексуальными женскими парами, и НОЛЬ – геями мужского пола. В результате можно сказать, что в этом «исследовании» практически нечего было исследовать, и выводы о «12% самоубийц среди геев» и «40% больных венерическими заболеваниями среди геев» не имеют ничего общего с реальностью. Профинансировано оно было консервативной организацией, члены которой были противниками гомосексуальных отношений и усыновления детей гомосексуалистами.
Кстати, гомо- и гетеросексуальность не являются единственными видами сексуальных ориентаций. Они лишь являются крайностями спектра, отражающего степень нашего влечения и предмет нашего влечения.
Если вы всё ещё не верите, что гомосексуалисты – такие же люди, как и натуралы – то я должен вам сообщить, что геями были: великий писатель Оскар Уайлд, писательница Туве Янссон, подарившая нам муми-троллей, математик Алан Тьюринг, пионист Ван Клиберн, актёр Стивен Фрай, директор apple Тим Кук (гомофобов попрошу выбросить их айфоны в мусорное ведро) и (я думаю, не нуждающиеся в представлении) Микеланджело и Леонардо да Винчи.
И вся судебная система, и те же органы тоже с пониманием отнесутся к тому, что случилось в этой семье. Особо не будут рыпаться и защищать этого человека. Ко мне не поступало ни одного заявления, но я бы не стала даже его рассматривать.
Я чеченка, я живу в этом обществе, и то, что вы говорите, это даже страшнее войны. Если мы сегодня будем на это глаза закрывать, я уверена, что наше общество будет разлагаться, а этого ни в коем случае нельзя допускать.
Я уверяю вас, в нашем чеченском обществе человек, который уважает себя, традиции и обычаи, он сам будет без каких-либо структур преследовать и делать все, чтобы таких людей в нашем обществе не было. Это зло, с которым будет каждый чеченец бороться.». Почему им это сходит с рук?
Если вы считаете это вбросом, то желательно обосновать это сильное заявление. Желаю удачи)
«Реакция незрелой личности». Почему гомофобы ведут себя так агрессивно Психолог и социолог — о том, почему противники ЛГБТ не могут обойтись без негативных комментариев
После выхода материала The Village о жизни ЛГБТ-пар Екатеринбурга в комментариях стали появляться оскорбительные реплики в адрес героев текста. Люди, не принимающие образ жизни других людей, высказывались крайне бесцеремонно и агрессивно.
The Village Екатеринбург узнал у психолога Милы Кудряковой и социолога Михаила Галицкого, почему гомофобы так яростно отстаивают свое мировоззрение и стремятся словесно уничтожить оппонента.
Причиной острой гомофобии часто являются психологические проекции, когда внутреннее ошибочно воспринимается как внешнее. Человек пытается скрывать и подавлять отрицаемые части личности, которые самим им считаются неправильными и постыдными. Этот механизм формируется еще в детстве как реакция на поступки ребенка значимых для него фигур — родителей, родственников, старших друзей.
Маленький сын, проявивший совершенно невинный интерес к женской одежде или косметике, может получить от мамы такой нагоняй, что до конца жизни будет считать этот интерес в себе постыдным, а стыд, связанный с этим интересом — невыносимым. И когда уже во взрослой жизни он будет сталкиваться с ситуациями, где другие мужчины будут вести себя «неподобающим» образом, он станет выливать на них свой гнев, боль и обиду за ту детскую ситуацию. Также ребенок может наблюдать, как отец негативно высказывается о геях, когда речь о них заходит по телевизору и, чтобы получить одобрение отца, начнет за ним повторять.
Бурные негативные реакции — это способ психики справиться с вытесненными чувствами, образами и переживаниями, которые возникают у человека в связи с темой сексуальности, и тем более — с темой однополой связи. Такая реакция не означает, что у человека есть скрытый сексуальный интерес к своему полу (хотя такое нельзя исключать), это скорее говорит о некой психологической незрелости и неумении быть гибким по отношению к происходящему. Вот так могла бы выглядеть «взрослая» проекция на любую задевающую новость о ЛГБТ: «Я знаю, что у меня нет причин негодовать относительно такого способа проявления сексуальности, но почему-то такая форма отношений кажется мне противоестественной, и у меня не получается принять это. Однако это существует, и я с этим как-то уживаюсь».
Когда же мы видим агрессивную реакцию, то можно предположить, что у человека есть много психологического бессознательного материала, с которым он столкнулся и не может справиться и проработать, хотя было бы неплохо. Проще говоря, бурный негатив к ЛГБТ — это реакция незрелой личности, которая не может совладать со своими эмоциями. Поэтому единственная доступная форма выражения — это гнев, отрицание и отвержение. Точно так же эти люди реагируют на свои «запретные» эмоции, чувства и желания: «Плохое» не должно вырваться наружу, все «непристойное» нужно спрятать внутри себя.
Природа человека и окружающая нас реальность — разные вещи, несмотря на то, что наука ставит знак равенства между нашим сознанием и видимым миром. Мир таков, каким мы его видим, однако искусственная спроектированность сценария со временем «затвердевает», и под воздействием внутреннего природного сопротивления на ней образовываются трещины. Это переломные моменты, сопровождающие всю мировую историю событий.
Например, классическая музыка во времена своего взлета по-другому оценивалась слушателями, нежели современниками: любое новшество притягивает к себе особое внимание и критичность. Джакомо Казанова в своих мемуарах упоминал ярко выраженную реакцию слушателей на симфоническую мелодию. Прошли века, и она уже приобрела традиционность в сознании социума. Но с наступлением двадцатого века произошло сильное потрясение в мире музыки, что привнесло свои штрихи в раскол общества: тогда родился джаз. Этот стиль показался большинству людей диким, а приход рок-музыки и вовсе вселил в умы человечества определенный шок. Группа The Beatles своими песнями поставила четкие рамки между молодежью и более старшим поколением, безбрежно вселяя суматоху. Полнота видимости музыки как полноценной субстанции была нарушена.
Дело не в самих представителях ЛГБТ и уж тем более в их поведении, а в фокусировке внимания на них, драматизации их роли в жизненном пространстве.
«Надо держаться подальше, нельзя им доверять» 30 лет назад гомосексуальность перестали считать болезнью. Почему в России все иначе?
Ровно 30 лет назад Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность и бисексуальность из списка психических расстройств. Трансгендерность в 2018 году была перенесена из раздела психических расстройств в раздел вопросов, связанных с сексуальным здоровьем. Однако негетеросексуальные и нецисгендерные россияне до сих пор сталкиваются с дискриминацией даже в кабинете у психологов — людей, которые менее остальных должны быть подвержены предрассудкам по отношению к своим клиентам. По просьбе «Ленты.ру» психолог-логотерапевт, сооснователь движения «Психология за права человека» Кирилл Федоров поговорил с российскими психотерапевтами о том, почему части профессионального сообщества в России сложно принять факт депатологизации сексуального и гендерного разнообразия.
«Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей»
Амина Назаралиева, врач-сексолог, врач-психотерапевт, соучредитель Mental Health Center:
Я живу в весьма специфическом профессиональном пузыре, который состоит из замечательных специалистов. Как только я выхожу из этого пузыря, я сталкиваюсь с чудовищными объемами ненависти к любым людям, которые отличаются. Можно взять любую инаковость. Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей вообще, среди психиатров чуть меньше, чем среди врачей других специальностей, а среди психотерапевтов меньше, чем среди психиатров.
Но ситуация меняется к лучшему. Быть гомофобом или трансфобом в профессиональном сообществе становится стыдно. Это происходит благодаря работе ЛГБТ-активистов. И сейчас много просвещения, в том числе в СМИ, благодаря тому, что туда приходят все больше представителей другого поколения, молодые люди и молодые женщины, которые поднимают разные социальные проблемы. Все это помогает переосмыслять вопросы, связанные с ЛГБТ-сообществом.
Отдельная распространенная проблема — конспирологическое мышление.
Очень часто я сталкиваюсь с аргументами о том, что все это «происки гей-лобби, Запада, политика толерантности, которая нам навязывается».
Вот, путем голосования исключили гомосексуальность, «нельзя так делать, и все «нормальные» люди понимают, что все это противоестественно».
И идея о естественности тоже играет большую роль. С одной стороны, в этой дискуссии кого-то можно убедить, что это естественно, приводя в пример богатство сексуального поведения в животном мире, с другой стороны, права людей нужно защищать не только и не столько из-за этого. Не нужно медикализировать, стигматизировать сексуальность других людей до тех пор, пока это не нарушает свободу других людей или не вызывает тяжелый дистресс у самого человека.
Думаю, начинать нужно с просвещения и образования. Мы от этого точно все выиграем. Я не уверена, что, например, законодательный запрет лечения гомо/бисексуальности и трансгендерности в России без активного просвещения на эту тему не навредит больше, чем если бы его вообще не было. Специалисты не будут понимать, почему это запрещено, и я боюсь, что подобные практики просто уйдут в подполье. Афишировать никто не будет, но заниматься этим не перестанет. И, возможно, это приведет к новой волне всех эти обсуждений про насаждение «ненормы», окна Овертона и гей-лобби из Европы.
«Расстройства связаны не с идентичностью, а с реакцией мира на нее»
Психологические проблемы ЛГБТ-людей связаны с обстоятельствами, в которых они живут. Точно так же, как, например, бедные люди страдают чаще от депрессии и алкоголизма. Но это не делает бедность психическим расстройством. Поэтому, например, в МКБ-11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра, — примечание «Ленты.ру») и трансгендерность перенесена из раздела психических расстройств в раздел сексуального здоровья. Трансгедерность сама по себе не является психическим расстройством, а те расстройства, которые мы встречаем у транс-людей, связаны не с их гендерной идентичностью, а с реакцией мира на нее. По этой же причине ЛГБТ-подростки чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем их гетеросексуальные сверстники.
Если вы не эксгибиционист, не садист, не насильник, у вас есть право заниматься тем сексом, каким вы хотите. ВОЗ неинтересно, что вы делаете в постели. Делайте все, что хотите, пока мир или вы сами от этого не страдаете.
Мир явно не страдает от того, что какой-то процент людей является геями, лесбиянками, бисексуалами. Мы ведь не называем болезнью пристрастие к кроссовкам — от того, что люди ходят в кроссовках, человечество не страдает. Но если вас злит, что кто-то носит кроссовки, то вы не начнете создавать целые отряды людей против тех, кто носит кроссовки и не будете доказывать, как кроссовки патологично влияют на свод стопы, почему кроссовки хуже балеток, говорить о том, что наши предки не носили кроссовки, что кроссовки появились только в XXI веке.
Ненависть, стигма, непонимание сами по себе разрушают любое психическое здоровье, в том числе ЛГБТ-людей. Если взять цисгендерного и гетеросексуального человека и отправить куда-нибудь в племя каннибалов, где он будет жить в бесконечном страхе, что его могут съесть, что все на него смотрят как на мясо, то очень быстро он начнет замечать ухудшение своего психологического здоровья.
«Разговор о гомофобии — разговор об отношении к меньшинствам»
Сергей Бабин, президент Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук:
Я считаю, что психиатрия в целом из всех медицинских наук максимально политизирована. И это ее нормальное состояние. Почему нет? Я вообще не очень понимаю разговор о том, что где-то есть чистая наука, а вот где-то есть реальность. Ну какая чистая наука, когда где-то людям не дают права, отбирают детей, принудительно лечат? Никакой чистой науки, конечно, здесь быть не может. Чистая наука — это про мышей в лаборатории.
Если говорить о той же депатологизации трансгендерности, понятно, что она остается в МКБ, но сам факт, что это уже не психическое расстройство, а особенности сексуального здоровья, имеет большую разницу с точки зрения восприятия людей. Иллюзия, что все психические расстройства и заболевания — это какая-то наука, а исключение гомосексуальности из классификации — это вот политика.
Вся психиатрия несет договорной характер. Мы встречаемся, дискутируем и голосуем: включать или не включать. Неважно про какую рубрику идет речь. Любая рубрика МКБ принимается через голосование экспертов.
Российские психотерапевты и психологи — часть российского общества в целом. Российское общество не очень толерантно. И психотерапевты так или иначе тоже транслируют существующие предубеждения, к сожалению. Разговор о гомофобии — это же разговор о стигме, об отношении, в общем, к меньшинствам. И это более широкая проблема. Да, отношение к ЛГБТ-меньшинству более актуально и негативно выражено, но наш социум нетолерантен к любому меньшинству — сексуальному, религиозному, иному внешнему виду, людям с инвалидностью. В обществе много внутренней агрессии, которая периодически находит выход в отношении того или иного меньшинства.
Сказать, насколько распространена гомофобия и трансфобия в профессиональном сообществе, сложно. Этот вопрос требует дополнительных исследований. Я допускаю, что это ошибка, аберрация личного впечатления. Гомофобные взгляды могут ярко транслироваться в интернете и больше бросаться в глаза. Возможно, такие взгляды распространены не так широко, как нам кажется, потому что «все остальные хорошие люди просто помалкивают».
«Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие»
Конечно, специалистам необходимо рефлексировать на эту тему, осознавать, что происходит и что они публично высказывают. Наша профессиональная среда должна выступать как источник более зрелых взглядов и мыслей. Хотя с этим есть сложности: и образование хромает, и подготовка, и личная проработка этих вопросов. Далеко не во всех курсах рассматривают особенности работы с тем или иными маргинальными (с точки зрения социума) группами. В этой работе, безусловно, есть своя специфика.
Материалы по теме
«Мне удивительно, как я там выжил»
Часть коллег не осознает даже необходимость специфической подготовки. Если осознал — это уже хорошо, значит, хотя бы специалист рефлексирует. У нас в профессиональном сообществе, к сожалению, отсутствуют площадки, где я могу обсудить, в том числе, и свои сомнения в безопасной для себя среде. В одной тусовке на меня навесят ярлык гомофоба, а в другой среде мне скажут: «Да не парься, гореть им в аду, они все больные. » И не хватает такого места в профессиональной среде, где это можно спокойно обсудить, посомневаться.
ЛГБТ-тематика не очень широко обсуждается в профессиональной тусовке. Безусловно, круг людей, которым интересна эта тема, расширяется. Но было бы неплохо вносить эти темы в более широкое профессиональное сообщество. Например, психотерапия тревожных расстройств звучит на всех конференциях, неважно, чему они посвящены — детям, старикам, аналитикам, когнитивистам. А вот, например, проблема гомофобии, помощи ЛГБТ-клиентам редко является просто одной из тем на общих конференциях. Это, в том числе, проблема и организаторов подобных мероприятий, которые тоже неидеальны и тоже имеют свои латентные фобии. Есть свои опасения, как бы чего не вышло: «Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие и нам потом надо будет объясняться». И даже какие-то позитивные вещи делаются с определенной оглядкой.
Материалы по теме
«Пора дать отпор постоянной дискриминации и мачизму»
Я думаю, что профессиональное сообщество должно четко заявлять, что мы не поддерживаем конверсионную терапию — изменение сексуальной ориентации или гендерной идентичности любыми способами, включая психотерапевтические. Но это не говорит о том, что если ко мне обращается клиент с неуверенностью, например, в своей сексуальности, я не помогу ему эту уверенность приобрести. Это разные вещи. Исследование его неуверенности не означает, что я тяну его в сторону собственной ориентации.
Или, например, если ко мне приходит клиент с признаками гендерной дисфории, это не означает, что я ему сразу говорю: «Давай вот сейчас тебе будем колоть гормоны, а через полгода операции сделаем». Насколько мне известно, в большинстве стран в рекомендациях конверсионной терапии нет. И если мы говорим про медицину, формально то, чего нет в рекомендациях, — то и запрещено. Я в принципе не очень хорошо отношусь к официальным запретам, но, возможно, в нашей стране это была бы такая символическая вещь, и скорее было бы позитивным шагом, который включал бы в себя просветительский компонент для населения.
«Научные достижения имеют больший вес, чем законодательные запреты»
Светлана Штукарева, психолог-логотерапевт, руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа:
Мне кажется, гомофобия вытекает из позиции, что любой другой, отличающийся от меня человек — враг. Позиция «Другой — это всегда опасность». Неважно, речь идет про ЛГБТ или человека с психическим расстройством, с диабетом, онкологией — «надо держаться подальше, нельзя им доверять». Это радикальный вариант, который, на мой взгляд, среди психологов встречается около 10 процентов. Весьма вероятно, что процент может быть другой, потому что есть люди, которые не высказывают свое мнение по этому вопросу.
Первое, что нужно сделать психологу, который хочет изменить свои гомофобные установки, — это признать их наличие. Безапелляционно и спокойно. Если я хочу изменить их, то я могу обратиться к людям, которые больше меня разбираются в этих вопросах, я буду читать специальную литературу, я пройду личную терапию, пройду супервизию или интервизию, попрошу помощи в социальных сетях.
Но мне кажется здесь принципиально важным не бороться с тем, чтобы эти переживания, взгляды ушли, а стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я буду стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я скажу: «да» другому отношению, и это будет автоматически подразумевать «нет» негативному отношению к ЛГБТ-сообществу. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке.
Бывает, что-то не стыкуется между двумя людьми, какие-то взгляды, системы ценностей. Но я буду искать то, в чем я буду с ним стыковаться, оставив расхождения на обочине. Проявить интерес к сути в человеке, узнать, чем же он вообще дышит, не смотреть на очевидные характеристики, а пойти в глубину или в высоту. Если я ловлю у себя какое-то непринятие к другому человеку, я стараюсь узнать его лучше. Вижу то, то мне не нравится, и задаю себе вопрос: «А еще что, что еще я могу увидеть? Чем он еще может быть мне интересен? Чем еще человек богат?»
Важно проявлять любопытство к Другому. Важно найти вещи, в которых мы совпадаем. И это может быть какая-то мелочь, деталь. Но может стать большим шагом в понимании того, что это на самом деле за человек. Искать сутевое и обращаться к этому сутевому в человеке.
Важно просвещение и супервизии. Например, со студентами обсуждать, как бы мы работали в психотерапии с клиентом, который является представителем ЛГБТ-сообщества: «Давай проиграем этот вариант. Что мы видим? Как бы мы поступили? Почему мы бы так поступили? Как можно было бы иначе поступить?» И мне кажется важным, чтобы психологи видели то человеческое страдание, которое является результатом отвержения со стороны других.