почему главный штаб так называется
Здание Главного штаба, его история и обитатели
Сегодня мы отправимся на главную площадь Санкт-Петербурга к зданию Главного штаба, которое мы так полюбили с недавних пор (или нет?) после того, как туда переехала часть коллекций Эрмитажа. И, кстати, напрасно мы его называем Главным штабом, хотя такова традиция. А между тем, в той половине, где Эрмитаж, никакого Главного штаба не было, нет, и очевидно, что уже никогда не будет. Исторически он располагался в западном крыле (если стоять спиной к Зимнему дворцу и лицом к арке, то справа). И да, в той части до сих пор обитают военные – находится командование Западного военного округа.
В той же половине, где расположены эрмитажные коллекции, до революции находились не менее важные для государства, но вполне гражданские учреждения – Министерство иностранных дел и Министерство финансов.
Жёлтое здание с бесконечным фасадом, которое дугой огибает Дворцовую площадь, производит неизгладимое впечатление на туристов. В XIX веке оно производило такой же эффект на гостей столицы, в том числе на иностранцев. Потому что на момент постройки оно было самым протяженным в Европе – длина его фасада достигает 580 метров.
Это здание всегда выглядело солидной, классической декорацией Дворцовой площади, особенно в те времена, когда в него не было доступа простым смертным. И даже сегодня посетители Эрмитажа часто не могут разобраться в том, куда же они, собственно, попали. Мы с вами рядом с таким сооружением, по выражению Л.Я.Лурье, чувствуем себя скорее персонажами литературного произведения, нежели людьми, живущими здесь и сейчас.
Как в Петербурге появилось это здание, что оно собой представляет, какие секреты хранит (а вы думали, здесь всё так просто?) – в этом нам предстоит сегодня разобраться.
Весенним днём 1819 года вышло распоряжение Александра I – выстроить на Дворцовой площади новый правительственный комплекс.
Это был заказ, о котором любой архитектор мог только мечтать, и получил его замечательный петербургский зодчий Карл Иванович Росси. Получить этот заказ означало прославиться на века.
Мало того, что Росси предстояло строить прямо напротив императорской резиденции. Но и саму площадь нужно было привести в правильный вид, навести на ней архитектурный порядок.
Поговаривали, что столь важным заказом Карл Иванович Росси был обязан министру финансов Дмитрию Гурьеву. Именно он в начале 1819 года представил Александру I доклад о необходимости перенести имперские службы поближе к Зимнему дворцу. И наряду со зданием Главного штаба на площади должны были появиться здания для двух министерств – финансов и иностранных дел.
На самом деле Гурьев преследовал только одну цель – он втайне мечтал о своей министерской квартире с окнами на Зимний дворец. Другой же министр, который должен был здесь разместиться, Карл Нессельроде, был его зятем.
Государь сомневался – казну опустошили долгие войны. Ещё не отстроена сгоревшая Москва. С другой стороны, после победы над Наполеоном столица империи требовала нового архитектурного наряда. Так что решение было принято. Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями». И Александр I делает ставку на Карла Росси.
Кстати, эти обывательские дома, смотревшие на дворец, нужно было сначала выкупить, чтобы расчистить участки под новое строительство. И представьте себе, на это Александром I была выделена огромная сумма из казны – более миллиона рублей. Понятно, что владельцев не особенно спрашивали. Но во всяком случае, деньги им заплатили хорошие.
Росси понимал: главная трудность нового проекта – соединить несоединимое. Доминантой ансамбля должен остаться растрелиевский Зимний дворец, шедевр русского барокко. Но на дворе XIX век. И невозможно, немыслимо строить в прежнем стиле.
И новое здание было сделано классическим, но оно было построено так, чтобы подчеркнуть масштаб и пропорции императорского дворца. Широкая дуга Главного штаба охватила Дворцовую площадь, образуя, как мы уже знаем, самый длинный на тот момент фасад в Европе – 580 метров. Центральная арка расположилась строго напротив главного въезда в царскую резиденцию. В итоге вся площадь развернулась к воротам Зимнего дворца.
Раньше в градостроительстве острые углы были невозможны. Но Росси положил начало, и теперь, гуляя по городу, можно такие «утюги» встретить то там, то тут. Они есть и на канале Грибоедова, и на Фонтанке, и на Васильевском острове. И даже знаменитое здание с башней на Пяти углах – это тоже дом-утюг.
Внутри квартала, который образовали корпуса Главного штаба и двух министерств, разместился целый городок. Сотни кабинетов, приемных, квартир для чиновников, а ещё библиотеки, архивы, домовые церкви. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, обеспечивала работу огромного механизма казенных ведомств. Приемные и присутственные места размещались в анфиладах, которые опоясывали здание по периметру. Остатки этих коридоров и переходов можно найти и сейчас.
В квартире Нессельроде устраивались балы и приемы, на которых блистало всё высшее общество Петербурга, бывали писатели, дипломаты, чиновники и артисты. Вот только Пушкин не был вхож туда.
Жена Нессельроде – Мария Дмитриевна – была дочерью министра финансов Гурьева. И она не любила поэта за эпиграмму против ее отца, которую Пушкину приписывали.
Увы, сложилось так, что Мария Нессельроде впоследствии интриговала против поэта, была близка с Дантесом, и по некоторым свидетельствам современников именно ее интриги привели к дуэли.
С другой стороны, Пушкин приходил сюда работать в архиве. И вообще, Нессельроде был его непосредственным начальником. Ведь поэт после окончания Лицея служил в Коллегии иностранных дел (она впоследствии станет МИДом).
Ещё один обитатель здания – министр финансов Егор Францевич Канкрин, который пришел на смену Гурьеву. В отличие от Гурьева и Нессельроде, переселяться в казённые апартаменты Канкрин вовсе не желал и никогда об этом не мечтал. Каждое утро он ходил пешком из своей квартиры на набережной Невы и поднимался по богато украшенной министерской лестнице на второй этаж. Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.
Хотя у Канкрина и не было квартиры в этом здании, но был, естественно, свой кабинет в министерстве финансов. А рядом с ним было устроено небольшое помещение, где министр отдыхал в глубоком кресле и играл на скрипке. Сегодня и кабинет и закуток отреставрированы.
И говорят, что в наши дни во время открытия экспозиции директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пригласил нынешнего министра финансов захаживать по-простому в этот кабинет. Своих гостей и коллег туда приглашать. Что вы смеётесь? Так писали газеты.
Но давайте вернёмся к зданию. Конечно, у такого грандиозного комплекса есть свои загадки и архитектурные секреты.
В 1988 г. левое крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. Но только через двадцать лет, в 2008 г. началась реставрация исторического здания.
Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс. Застеклённые атриумы, световые фонари, колоссальные лестницы и вот эта сумасшедших размеров дверь в начале так называемой Новой Большой анфилады – всё это придумала и воплотила архитектурная мастерская Н.И. Явейна.
Тем, кого расстроил новодел внутри исторического здания, скажу, что всё историческое, что там было и оставалось на начало XXI века (и подлежало воссозданию), всё это было сохранено. Весь архитектурный «новодел» устроен в бывших внутренних дворах, которых, как известно, в комплексе насчитывалось целых пять. В итоге получились весьма замечательные атриумы.
Перед Эрмитажем действительно стояла сложная задача – максимально бережно восстанавливать здание и одновременно приспособить памятник к тому, чтобы здесь расположился современный музей.
Кстати, никогда это старое здание – творение Карла России – не было рассчитано на посещение большим количеством людей. Сегодня же одновременно восточное крыло Главного штаба выдерживает 25 тысяч посетителей.
Вот и я собираюсь в ближайшие недели стать посетителем и наведаться в «Главный штаб Эрмитажа». Так что, у нас обязательно появится вторая часть рассказа про это здание. На этот раз с интерьерами.
Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге
Фотографии
Знаменитое полукруглое строение Главного Штаба украшает Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге. Строительство здания началось еще в 1819 году и длилось более 10 лет.
Фасады Главного Штаба охватывают южную часть всей Дворцовой площади. Вместе со знаменитым Зимним дворцом они создают гармоничную композицию, аналогов которой по размерам в Европе нет.
Кому сегодня принадлежит здание
Восточный корпус Главного Штаба в 1993 году отдали Эрмитажу. Теперь в этом крыле хранятся картины живописцев XIX-XX веков и проводятся выставки работ современных художников. Западное крыло принадлежит Российскому Западному военному округу, в этой части строения размещается командование округа.
Архитектурные особенности Главного Штаба
Он состоит из двух отдельных корпусов, соединенных в центре аркой. Фасады строения образуют дугу. Ее длина 580 метров.
Арка, посвященная героям 1812 года, является значимой частью архитектурного памятника. Ее украшает колесница, запряженная шестью лошадьми. Центральное место занимает богиня Ника (крылатая Слава). В одной руке она держит лавровый венок, в другой — штандарт. Коней, расположенных по краям скульптурного ансамбля, сдерживают античные воины.
Эта грандиозная композиция символизирует воинскую славу. В орнаментах, украшающих здание, можно увидеть много лавровых венков, каждый из них служит символом победы. И посетителей Дворцовой площади приветствуют лавровыми венками скульптурные воины в античных доспехах.
Арка венчает архитектурный комплекс Главного Штаба и поражает всякое воображение, прежде всего, своей красотой, грандиозностью и уникальностью, а также своим величием:
Если бы колесница, украшающая арку, была выполнена из чугуна, то она весила бы около 80 тонн. Поэтому фигуры было решено сделать из медных листов, укрепив их на чугунном каркасе. Это позволило уменьшить вес конструкции в 5 раз.Форму фигурам придавали с помощью выколотки.
По легенде, когда Николай Первый выразил свои сомнения Росси в том, что арка выдержит нагрузку, архитектор ответил, что будет стоять на вершине конструкции в тот момент, когда уберут все строительные опоры и леса. Росси вместе со своими рабочими поднялся на арку, и конструкция выдержала вес нагрузки. Эта история была записана биографом Паниным со слов внучки архитектора.
История здания
Идея объединить здания, которые расположены напротив Зимнего дворца, под одним фасадом принадлежала императору Александру Первому. Из казны были выделены деньги для выкупа домов, находящихся на месте будущей застройки. Часть купленных строений была снесена, а оставшиеся дома были включены в общий план.
После 1917 года в этом крыле был Наркомат иностранных дел. Позже в нем разместили Управление милиции и штаб местного военного округа.
Во время блокады строение подвергалось бомбардировкам, поэтому его пришлось восстанавливать в 1948-1950-х годах. Колесницу Славы отреставрировали в 2000-м.
Сегодня Главный Штаб включен в Единый реестр объектов культурного наследия России. Увидеть этот архитектурный памятник желает каждый гость Северной столицы. Поэтому здесь всегда людно и часто можно услышать различные говоры народов России и почти все языки мира от зарубежных гостей.
Главный штаб Эрмитажа
Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге располагается напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади. Восточное крыло здания занимает выставочные помещения Эрмитажа. Просторные залы по праву считаются одними из лучших архитектурных произведений в стиле ампир. Главный штаб Эрмитажа имеет меньшую популярность, чем, например, Зимний дворец, поэтому гости могут увидеть музейные коллекции без огромных очередей и в спокойной обстановке.
История
Идея перестройки площади перед Зимним дворцом появилась в 1819 году, в период строительства здания Главного Адмиралтейства. Появилось несколько проектов, и для их рассмотрения была собрана комиссия, куда также вошел знаменитый архитектор Карл Росси. Вскоре, в этом же году, были начаты строительные работы. Сначала было реконструировано западное крыло, куда вошли уже существующие дома с отделкой из серого гранита.
Строительство Главного штаба заняло 10 лет, а началось оно в 1820 году. Руководил проектом Карл Росси. За эти годы были спроектированы два крыла здания, а соединили их триумфальной аркой, строительство которой приурочили к победе в войне 1812 года.
Долгое время, вплоть до 1993 года, корпусы Главного штаба использовались государственными ведомствами и министерствами. Здание серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, однако, уже к середине XX века внешний облик был восстановлен. В 1993 году восточное крыло было передано Эрмитажу.
Главный штаб Эрмитажа в 1942 году
В 2008 году началась масштабная реконструкция корпусов Главного штаба, которая продолжалась 6 лет. Ее целью было как реконструкция оригинальной архитектуры и интерьеров, так и подготовка здания к размещению музейных экспонатов. К 250-летнему юбилею Эрмитажа Главный штаб был отреставрирован и открыл свои двери для посетителей.
Архитектура
Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.
Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки. Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.
Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.
Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.
Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.
Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья Главного штаба кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.
Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.
В проходе арки Главного штаба висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.
Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)
Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.
Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.
Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь.
России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций. Департаменты, размещавшиеся в Главном штабе, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.
Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.
Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы, а экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали принимать посетителей.
Арка Главного штаба
Выделяющаяся и самая узнаваемая часть Главного штаба – центральная триумфальная арка. На самом деле это ансамбль, состоящий из трех арок, соединенных друг с другом. Первая – венчает вход на Дворцовую площадь, вторая располагается сразу за ней. Третья стала необычным архитектурным решение Росси – это арка, стоящая под углом. Это было сделано для того, чтобы поменять линию Большой Морской улицы, и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. Как только строительство было завершено, арка Главного штаба стала центральным входом на Дворцовую площадь.
Росси спроектировал арку так, чтобы она расположилась точно напротив въезда в Зимний дворец. На этой прямой линии через некоторое время установили Александровскую колонну. Вид на Дворцовую площадь, который открывается через Триумфальную арку – один из самых живописных.
Панорама Главного штаба: вид на арку музея
Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Для оформления архитектор использовал классические античные мотивы. Венчает Триумфальную арку летящая колесница 10-метровой богини Ники, а воины в доспехах сдерживают 3-метровых мчащихся коней. Присмотревшись к декоративным элементам Главного штаба, можно увидеть и другие украшения, напоминающих о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, лавровые венки с пальмовыми ветвями, трофеи и многое другое. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров.
Изначально Николай I планировал установить памятник Петру I в центре Дворцовой площади, после того, как все строительные работы будут завершены. Карл Росси отговорил его, убедив продолжить архитектурную композицию монументами в честь Отечественной войны 1812 года.
Восточное крыло – выставочный комплекс Государственного Эрмитажа
Восточное крыло Главного штаба перешло в распоряжение музея в 1993 году. Долгое время Оно использовалось только для административных нужд, но в 2008 году была начата большая реконструкция, целью которой было адаптация пространств для выставочной деятельности. Длилась она 6 лет, и в 2014 году, в честь 250-летнего юбилея Эрмитажа, обновленное здание Главного штаба открыло двери для гостей.
Реставраторы сберегли все исторические детали и интерьеры, дополнив их современными решениями. 26 печей было отремонтировано, квартира графа Нессельроде была полностью восстановлена.
Квартира графа Нессельроде в Главном штабе
В Главном штабе, впервые в России, были использованы световые ловушки. Они обеспечивают пространство светом, который полностью безопасен для произведений искусства.
Пространство было объединено атриумами – внутренними дворами со стеклянными потолками, а между выставочными залами оборудованы стеклянные мосты. Чтобы сохранить традиционный для Эрмитажа принцип анфилад, музейные помещения Главного штаба организовали таким же образом. Они составляют три анфиладные линии.
Выставки в музее Главного штаба Эрмитажа
Музейный комплекс Главного штаба состоит из четырех этажей. Главные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую, Певческую и Речную. Все они названы в честь мест, вдоль которых проходят. Дополняет их Большая анфилада внутренних дворов со стеклянными крышами.
На первом этаже Главного штаба размещаются билетные кассы, гардероб, магазин, кафе и лекторий.
На втором этаже расположены 4 выставки, посвященных Министерству финансов Российской империи, искусству эпохи модерна и африканских народов, итальянской скульптуре XX века. Здесь посетители могут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства XIX и XX веков.
На третьем этаже находятся 6 экспозиций: «Под знаком орла. Искусство ампира», музей Российской гвардии, залы памяти Карла Фаберже, а также выставки, посвященные французскому и западноевропейскому искусству XIX века, а также Министерству иностранных дел Российской империи. В залах третьего этажа хранятся работы Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных художников и живописцев. Особо ценные экспонаты – личные вещи Петра Великого, например, его мундир.
Выставка импрессионистов в Главном штабе
Четвертый этаж отведен экспонатам из коллекции французской живописи, и мировой живописи XX века. Работы Огюста Родена выставлены сразу в двух залах. Здесь же располагается Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, и выставка знаменитых работ импрессионистов и постимпрессионистов. Гости могут увидеть картины кисти Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сезанна и Сислея.
Адрес и как добраться
Главный штаб Эрмитажа располагается по адресу — Дворцовая площадь, дом 6/8. Вход в музей расположен с левой стороны от аркой со стороны площади, под балконом.
Остановки общественного транспорта: «Ул. Малая Морская», «Пр. Невский», «Станция метро Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», автобусы № 7, 24, 191, троллейбусы № 1, 7, 10, 11, 17.
Главный штаб в Санкт-Петербурге: история знаменитого здания
Друзья, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по одному из самых известных петербургских строений — зданию Главного штаба. В первую очередь оно знакомо туристам по своему центральному расположению, ведь через арку штаба к главному музею города, Эрмитажу, ежедневно проходит огромное количество жителей и гостей Санкт-Петербурга.
Главный штаб в Санкт-Петербурге: история знаменитого здания
Мой рассказ будет разделен на две части: сегодня мы с вами поговорим о самом историческом здании на Дворцовой площади, а в следующей статье я расскажу об экспозиционном комплексе Государственного Эрмитажа, размещенном в его восточном крыле.
Макет здания
Двор-атриум
Как добраться
Как доехать до Дворцовой площади на метро, знает, наверное, каждый приезжающий в наш город турист. Ближайшая отсюда станция метрополитена — «Адмиралтейская», это фиолетовая ветка подземки. Само здание штаба занимает целый квартал, его фасады выходят на Невский проспект, Дворцовую площадь и набережную Мойки. Если вы захотите посетить экспозицию, размещенную внутри, то вход на нее расположен в восточном крыле, левее арки, если смотреть на нее от Александровской колонны.
Немного истории
Огромный комплекс зданий напротив Зимнего дворца был выстроен в 1820—1830 годах. Стиль, в котором была возведена постройка, — классицизм. Архитектором выступал знаменитый Карл Иванович Росси, известный, например, по проекту Михайловского дворца и созданию комплекса зданий Сената и Синода. До возведения Главного штаба эта местность не была пустынной, здесь располагалось множество разноэтажных жилых домов знатных горожан.
«Под знаком орла. Искусство Ампира»
Большая гостиная
Танцевальный зал
Восточная часть новой постройки отводилась для двух государственных учреждений — Министерства финансов и Министерства иностранных дел, западное крыло занимало военное ведомство — Главный штаб.
Столовая
Нельзя не упомянуть об архитектурном элементе, соединяющем корпуса здания воедино. Конечно же, речь идет о Триумфальной арке, выходящей на Дворцовую площадь. Возведена она была в 1827—1828 годах в память о победах русской армии над Наполеоном. Арку венчает «Колесница Славы». В ее создании принимали участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский.
«Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых»
Для таких признанных мастеров, как, например, Ван Гог или Пикассо, здесь отведены целые залы
Свою «Эрмитажную» историю восточный корпус Главного штаба ведет с 1988 года, именно тогда левое крыло перешло в ведение самого известного петербургского музея. К 250-летию Эрмитажа в 2014 году в здании была проведена масштабная реконструкция. Сегодня здесь размещена огромная музейная экспозиция, сочетающая в себе прекрасные интерьеры и произведения величайших мастеров искусств. Но прогуляться по выставочным залам я предлагаю вам уже в следующей статье.
Если кратко, в целом: