почему гармошка так называется
гармонь
Смотреть что такое «гармонь» в других словарях:
ГАРМОНЬ — «ГАРМОНЬ», СССР, Межрабпомфильм, 1934, ч/б, 66 мин. Музыкальная комедия. По одноименной поэме Александра Жарова. Первый отечественный музыкальный фильм был поставлен по поэме Александра Жарова. Часть поэзии в те времена стала как бы родом… … Энциклопедия кино
гармонь — черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Словарь русских синонимов. гармонь сущ., кол во синонимов: 11 • гармоника (14) • … Словарь синонимов
ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, гармони, жен. (прост.). То же, что гармоника в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, и, жен. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.). | прил. гармонный, ая, ое. Гармонная фабрика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гармонь — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармонь (фильм). Запрос «Гармонист» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Гармонь Гармошка … Википедия
ГАРМОНЬ — Клавишно пневматический музыкальный инструмент со складчатыми раздвижными мехами, соединенными с клавиатурой. Гармонь была заимствована в Россию из Западной Европы в первой половине XIX в. и вскоре стала одним из самых любимых народных… … Лингвострановедческий словарь
ГАРМОНЬ — Взять на гармонь кого. Жарг. угол. Совершить убийство, воспользовавшись шумом в толпе, в поезде. Хом. 1, 168. Гармонь играет. Жарг. угол. Собака лает. ББИ, 54; Балдаев 1, 85; ТСУЖ, 75. /em> Гармонь собака. Большой, а без гармоньи. Яросл. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок
гармонь — и, ж., разг. Язычковый музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с двумя клавиатурами по бокам. Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи (Галин). Синонимы: гармо/ника, гармо/ния… … Популярный словарь русского языка
гармонь — и; ж. Клавишно пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. *… … Энциклопедический словарь
гармонь — ГАРМОНЬ, и, ж То же, что гармоника. … В Огаркове уже гуляют вовсю, гармонь играет, девки… по улице идут, поют (В. Белов) … Толковый словарь русских существительных
Истории вещей. Как выглядела первая в истории гармонь и кто ее придумал
Существует несколько версий появления гармоники. Кто-то приписывает ее изобретение мастерам из Англии или Германии, есть мнение, которого придерживался и основатель Музея русской гармоники Альфред Мирек (1922–2009), что впервые этот музыкальный инструмент появился в Российской империи в XVIII веке, а создал ее чешский мастер органного искусства Франтишек Киршник. Мирек сумел реконструировать чертежи той самой первой гармоники. Один из восстановленных инструментов сегодня хранится в основанном им музее.
Органист-экспериментатор
За свою жизнь органист Франтишек Киршник объехал практически всю Европу. Он жил в Дании, Германии и других странах и всюду развивал свое мастерство. В 1770-х годах он поселился в Санкт-Петербурге и устроился органистом в лютеранский храм Святой Анны. У Киршника была собственная мастерская, где в свободное время он экспериментировал и искал новые способы извлечения звука.
В 1783 году на суд петербургского высшего света он представил свое творение — гармонику. Для игры на ней музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. В отличие от ее потомков, гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано.
Первые слушатели высоко оценили не только компактность инструмента, но и его чистое, насыщенное звучание. Очень быстро изобретение Киршника стало популярно среди музыкантов, игравших на клавишных инструментах. Особенность гармоники заключалась в том, что ее не нужно было настраивать (в отличие, например, от клавикорда и клавесина).
Из России в Европу и обратно
Одним из тех, кому особенно понравилось новое изобретение, был Георг Йозеф Фоглер — немецкий органист поверил в будущее этого способа звукоизвлечения и популяризировал его в Европе. За несколько лет появилось множество инструментов на основе разработки Киршника. Еще какое-то время ушло на то, чтобы гармоника трансформировалась, стала мобильной и из европейских салонов вышла на базары и улицы.
Первую ручную гармонику изготовили в 1822 году в Германии, а к 1830 году она дошла до России. Гуляя по Нижегородской ярмарке, тульский оружейник Иван Сизов приобрел новинку. Вернувшись домой, разобрал инструмент и досконально изучил устройство, а затем собрал его точную копию, по звучанию ничем не уступавшую оригиналу. Дело Сизова продолжил его земляк Тимофей Воронцов, который улучшил конструкцию гармоники и открыл первую в России гармонную фабрику. Следующие 100 лет принесли инструменту поистине народную любовь — свои гармошки появились в Саратове, Ливнах, Нижнем Новгороде и других городах.
Гармонь на фронте
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Это отрывок из поэмы «Василий Теркин», написанной поэтом и прозаиком Александром Твардовским в 1942–1945 годах и удостоенной Сталинской премии и огромной любви советских бойцов. Ее главный герой — рядовой солдат, балагур и весельчак, которому все нипочем, — стал товарищем и братом для миллионов. В поэме есть эпизод, в котором Теркин играет на гармони, но ее звучание присутствует подспудно в каждой строфе. Байки из жизни симпатичного персонажа написаны четырехстопным хореем — размером, характерным для частушек, исполнявшихся на деревенских посиделках под гармонь.
В память об этом пронзительном эпизоде поэмы Теркина почти всегда изображали с гармонью в руках. Одна из посвященных ему статуэток Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, созданная вскоре после войны скульптором Софьей Велиховой, в народе известна как «Гармонист».
Всю жизнь с гармоникой
Основатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек посвятил изучению этого музыкального инструмента всю жизнь. Игру на аккордеоне он начал осваивать самостоятельно весной 1945 года. Довольно быстро он стал сопровождать постановки в Борисоглебском театре, где служил концертмейстером. В 1950-м окончил Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона, а в 1967 году — факультет баяна-аккордеона Московского института культуры, в котором одновременно учился и преподавал по классу баяна и аккордеона. В 1983-м Мирек защитил докторскую диссертацию «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 по 1941 год» в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
На протяжении долгого времени Альфред Мирек собирал коллекцию гармоник разных моделей, по которой можно проследить эволюцию инструмента. В 1997 году он подарил свою коллекцию городу в честь 850-летия Москвы, а спустя два года был открыт Музей русской гармоники Альфреда Мирека. Основатель музея ушел из жизни в 2009 году.
Откуда взялись названия: балалайка и гармонь?
Ой, слышите, кино показывают,» Любовь и голуби». Балалайка играет, да гармонь меха раздувает. Говорят, что самое лучшее средство «для сугреву» поиграть от души, да поплясать.
Откуда же взялись эти смешные названия народных инструментов, которые с нами вот уже не одну тысячу лет?
Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.
Есть и такая версия, что «балабайка» происходит от турецкого «балаба» – это музыкальный народный инструмент, сродный домбре, с округлой формой. Этимология слова «балаба»-«балабайка»-«балалайка», так же, как и большинства славянских слов с повторяющейся гласной в слоге происходят из тюркских языков. Возможно, что и «болтать» и «болоболить» имеют сродную историю.
А русское слово «гармонь» образовалось из заимствованного слова «гармоника», которое восходит к греческому harmonikos, что значит гармоничный, созвучный.
Причем утверждают, что в русском языке слово образовалось сначала от немецкого на основе слова «гармоника», а в немецком языке усвоено из английского языка, в котором в свою очередь образовано на базе греческого «harmonica».
А это говорит о том, что ни один народ без этого инструмента не обходится, и мужичка с подобием гармошки можно встретить практически в любой стране.
Кстати, у гармошки есть много синонимов, ее еще называют: черепашка, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Эх, пошли, попляшем!
Гармонь
Гармонь | |||||||
Гармошка | |||||||
Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25 | |||||||
Классификация |
---|
Гармонь | |
Гармошка | |
Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25 | |
Классификация |
---|