почему дуня так поздно приехала к отцу

Отец и дочь. Права ли Дуня Вырина?

Осенью 1830 года А.С. Пушкин, находясь в селе «Большое Болдино», написал цикл повестей, объединённых названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» или просто «Повести Белкина».

Коротко о сюжете повести.
Самсон Вырин служит смотрителем на одной из почтовых станций в «***ской губернии». Он вдовец, проживает с 14-летней дочерью Дуней: «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».
Через три года остановился на почтовой станции красивый черноусый гусарский ротмистр Минский. Он спешил по своим делам, но задержался на три дня под видом болезни, а потом уехал, взяв с собой дочку смотрителя Дуню. Встревоженный отец отправился в Петербург искать дочь. Нашёл, но Дуня не захотела с ним увидеться, а Минский выпроводил Вырина «в шею». Смотритель вернулся домой, стал сильно тосковать, запил и умер. Похоронили его на кладбище рядом с могилой жены. Через несколько лет богатая Дуня побывала на могиле отца и долго плакала, обнимая холмик.

Рассказчик Иван Петрович Белкин не даёт оценку поступкам героев повести, он просто излагает факты, предоставляя читателям возможность самим вынести мнение «кто прав, кто виноват».
Так кто же прав, а кто виноват?

По читательским понятиям Дуня плохая дочь: она предала отца, тайно сбежала из дома, бросила отца одного, а у него и работа тяжёлая и старость не за горами, и ни от кого нет ни помощи, ни слова ободрения! Сама Дуня жила в богатстве и в довольстве и ни разу не прислала отцу о себе весточки: «Вот уже третий год, как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает».

Самсон Вырин достоин сочувствия: он любил дочку, после смерти жены воспитывал её один, заботился, как умел, пёкся об её физическом и нравственном здоровье, даже обвесил стены назидательными картинками из жизни библейского блудного сына. Внешне был строг с дочерью, но в душе гордился ею и верил, что она вырастет благоразумной девушкой и не позволит себе недостойных поступков.

Дуня на радость отцу вела себя подобающе. Через станцию проезжали многие путешественники, в-основном, мужчины, но Дуня умела общаться с приезжими и вела себя с ними «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». «Маленькая кокетка» умела стрельнуть глазками и разрешить себя поцеловать «на прощанье», умела окатить холодным взглядом особо развязных. Одним своим появлением в комнате для проезжающих и своей учтивостью девочка спасала отца от начальственного разгона: «Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались».

Ведь какая работа у станционного смотрителя? «Настоящая каторга», «покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

И это при том, что в начале повести Пушкин поставил эпиграфом пару строк из стихотворения кн.Вяземского:
«Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».

Но Пушкин не мог ошибиться, он лучше знает своего героя, и читателю надо поверить автору, а для этого отбросить эмоции и раскинуть мыслями.
Разберёмся?

Белкин описывает Самсона Вырина, как человека «лет пятидесяти, свежего и бодрого», одетого в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». Медали дают читателю понять, что Самсон Вырин участвовал в Отечественной войне 1812 года и совершал подвиги, за которые получил заслуженные награды. На войне солдат Вырин был занят стоящим делом, ощущал свою нужность и уважал себя.

Даже в мирное время Самсон Вырин не снимал награды с сюртука, гордился ими и держал на видном месте, потому что память о боевом прошлом возвышала его в своих глазах. Вернувшись с войны, он определился на службу станционным смотрителем, а к смотрителям, как описано выше, у проезжающих никакого почтения не было. Белкин проезжал эту станцию в мае 1816 года, то есть через четыре года после войны, но медали продолжали висеть на сюртуке у Вырина, как память о героических заслугах их владельца.

Так и продолжали бы жить Самсон Вырин и его дочь Дуня, пока однажды на почтовой станции не появился ротмистр Минский. Он спешил из Смоленска в Петербург по своим делам, но, увидев Дуню, внезапно заболел и задержался на три дня. «Смотритель уступил ему свою кровать» и на другой день послал в С*** за лекарем, который подтвердил мнимую болезнь гусара. А мнимая болезнь оттого, что Минский влюбился в Дуню. А Дуня влюбилась в него. Отец не подозревал об их отношениях, а молодые люди держали свои чувства в секрете.

Долго пребывать на почтовой станции служивый Минский не мог, и он уговорил Дуню уехать с ним. Отцу решили не говорить. Девушка была влюблена, а Минский, возможно, пообещал ей жениться. Так или иначе благоразумная Дуня согласилась на побег. Если она и понимала, что своим поступком сделает отцу больно, то отмахнулась от этих мыслей, ведь в состоянии влюблённости трудно рассуждать здраво!

Когда Дуня не вернулась из церкви, Вырин понял, что она сбежала из дома с проезжим гусаром. Ямщик рассказал, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Вероломство дочери подкосило Вырина, и он слёг в сильной горячке.

Оправившись от болезни, обеспокоенный отец решил найти дочь и вернуть домой: «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». Он был уверен, что гусар обманул неопытную девушку, ведь в народном понимании прочно укоренилось мнение, что гусары охочи до красивых девушек, соблазняют их, а потом бросают за ненадобностью. Вырин был уверен, что Минский так же поступит с Дуней.

Мысль, что молодые люди могли полюбить друг друга, Вырин даже не брал во внимание, он думал только о плохом: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Вот тут-то Вырину надо было поверить честному слову Минского!
Он обязан был поверить хотя бы для собственного успокоения, но недоверие к распутным гусарам напрочь выключило его здравомыслие. Через пару дней он снова заявился к Минскому.

Увидев отца, Дуня («одетая со всею роскошью моды»), «подняла голову. и с криком упала на ковер». Минский сначала бросился к ней, а потом к Вырину, дрожа от гнева. » Пошел вон!» — и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу».

Для читателя поведение отца понятно, ведь у него обманом украли дочь, а вот реакция Дуни и Минского не совсем ясна! Почему они так жестоки с несчастным отцом?

Возможно, Минский не рассказал Дуне о первом приходе отца и скрыл то, что обо всём с ним переговорил. Дуня, жившая всё это время с «тяжёлым» от вины сердцем, увидев отца, упала без чувств. Да и Минский рассердился и выпроводил его «в шею». А могли бы пригласить Вырина в комнаты, объясниться начистоту, бухнуться в ноги, попросить прощения и родительского благословения. Ну, разгневался бы старик, потопал бы ногами, покричал, попенял бы за легкомысленное поведение, но простил бы. Недаром на станции по стенам развешаны картинки на тему притчи о блудном сыне!

Дуня испугалась не самого отца, а того, что он заберёт её домой, а возвращаться ей не хотелось. Минский испугался того же. К этому времени он ещё не женился на Дуне, поэтому отец имел на дочь законные права и мог требовать её возвращения домой. Минский не хотел терять Дуню и впал в гнев, увидев, что Вырин снова вторгся в их жизнь, не вняв его честному слову.

Романтик-Пушкин в своей повести нарушил бытующее мнение о соблазнителях-гусарах и наделил Минского благородными качествами – честью и совестью. В конце повести Дуня показана богатой и успешной дамой, то есть Минский женился на ней. Но это – в будущем, которого станционный смотритель не мог предугадать в силу своей упёртости и предвзятости.

«Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться». Самсон Вырин не принял честное слово Минского всерьёз, потому что был убеждён, что Дуня уже погубила себя: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. «.

Вырин вернулся в «С…» в полном упадке духа. Жизнь его сломалась, и смысла в ней он уже не видел. Он не думал о том, что Дуня, возможно, обрела счастье, он думал только о своём одиночестве и нерадостной старости. От невесёлых мыслей, обиды и тоски он начал пить и потихоньку спился.

Дуня же, живя с любимым человеком, вряд ли забыла об отце, она просто загнала свои переживания глубоко внутрь, но при неожиданном появлении отца чувство вины всколыхнулось так сильно, что Дуня упала в обморок. Она понимала, что поступила с отцом жестоко, и это её мучило. Но иначе поступить она не могла. Вернувшись к отцу, она погубила бы себя, как некогда случилось с её матерью.

Любовь к Минскому и чувство самосохранения пересилили в Дуне чувство жалости к отцу.
Почему же Дуня не хотела возвращаться домой? Этому есть три причины.

1. Её любовь к Минскому.
2. Возможность не повторить судьбу своей матери.
3. Страх перед отцом.

На причине №3 надо остановиться подробнее.
Дуня, хоть и была любимой дочерью своего отца, и сама любила его, но испытывала перед отцом страх. Попробуем разобраться в этом утверждении.

Каждый человек хочет выглядеть значительным в глазах других и в своих тоже. Без ощущения себя личностью, человек гибнет. Самсон Вырин видел себя достойным человеком, а проезжающие относились к нему к с пренебрежением, с равнодушием и помыкали им. Если на службе Самсон Вырин старался доказать свою нужность разными способами: рвением, расторопностью, услужливостью, то в семье, перед женой и дочкой, он самоутверждался.
«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

У Пушкина в произведениях нет пустых и лишних слов, каждое несёт смысловую нагрузку. Если Пушкин написал, что Вырин хвастается дочкой «с видом довольного самолюбия», то это – яркая характеристика Вырина, как человека. Вырин-отец доволен, что дочка послушная и проворная, это тешит его человеческое самолюбие и отцовское тщеславие.

Более всего губят личность ребенка те родители, которые стремятся воспитать его по своим понятиям, считая при этом, что делают ребёнку добро. Такие родители никогда не задаются вопросом, а не вредит ли такое воспитание ребёнка? И нужно ли это самому ребенку?

Жена Вырина была такой же проворной и разумной, но безвременно умерла. Почему безвременно? По цифрам, приведённым в повести, несложно подсчитать, что жена Вырина умерла в возрасте до сорока лет, совсем ещё молодая женщина …

Дуня знала себе цену и ждала подходящего момента, чтобы «вырваться на свободу». Ротмистр Минский отвечал всем её условиям, и Дуня не упустила выпавший ей счастливый шанс. К тому же, она полюбила …

Самсон Вырин вернулся из Петербурга на службу, жизнь потекла по-прежнему, только в доме без Дуни поселилась тоска.
Через несколько лет обстоятельства привели Ивана Петровича Белкина «на тот самый тракт, в те самые места». Он увидел старого смотрителя и поразился произошедшей в нём перемене: «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Белкин угостил Самсона пуншем, и с каждым стаканом старик всё более оживлялся, рассказывая о своём горе: «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишь ся; что суждено, тому не миновать».

Было заметно, что Самсон Вырин свыкся с мыслью, что его сбежавшая дочь Дуня стала блудницей, и, если она не вернулась в родной дом, то только потому, что, брошенная соблазнителем Минским, «метёт улицу вместе с голью кабацкою». Убеждённый в подобной участи дочери, отец её не искал и не ждал её возвращения: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. «

Горе со временем утихает, и человек обретает возможность думать и размышлять логически и по справедливости. Но с Выриным такого не произошло. Он упивался своим горем в прямом смысле. Он растил дочь для себя и ни с кем не собирался её делить. Дуня – это опора в его будущей старости, поилица и кормилица, нянька и служанка. С женой не получилось, а дочка – вот она, добрая, послушная, услужливая. И вдруг всё нарушилось.

Вырин разжигал в себе душевную боль, но болел душой не о Дуне, а о себе, обманутом и покинутом!
А так как с любой болью жить невыносимо, Вырин заглушал её спиртным. Мысли о вероломстве Дуни становились всё мрачнее, а алкоголя становилось всё больше. В конце концов, организм сдался, и станционный смотритель умер.

Здесь интересно предположить причину, по которой Александр Сергеевич Пушкин назвал героя повести древнееврейским именем Самсон. Не отсыл ли это к библейскому Самсону, которого ослепили филистимяне? Ведь Самсон Вырин по сути тоже был ослеплён убеждением, что у его дочери трагическая и подлая судьба! Он не мог себе представить (увидеть), что дочка может быть счастливой вне дома. Ослеплённый обидой, он отказывал ей в праве на личное счастье.

А теперь подошло время ответить на вопрос, выведенный в заглавии – Права ли Дуня Вырина?
Ответ однозначный – права.
Виноват ли отец – ответ однозначный – да!
В повести проблема «отцов и детей» не видна за поворотами сюжета, но если вчитаться и вдуматься, то она выступает с каждой страницы.

Так в чём права дочь и виноват отец?

Если бы Вырин поверил в то, что Дуня удачливо устроилась в жизни и ей не нужна отцовская забота, всё сложилось бы иначе. Отец не сокрушался бы о судьбе дочери, а дочь не испытывала бы чувство вины.

В данной ситуации Дуне пришлось труднее всего, потому что она, принеся себя в жертву, была обречена сокрушаться о содеянном поступке. Вырину было легче – он не сокрушался о дочери, а жалел самого себя.

В чём его трагедия?
Родители не должны держать детей рядом с собой и требовать их постоянного внимания. Задача родителей – вырастить детей и отпустить их в самостоятельную жизнь. Дети должны идти дальше, рождать собственных детей и чтить Пятую Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою».
Дети должны уважать своих родителей и испытывать к ним чувство благодарности за то, что дали жизнь, больше дети ничего не должны.

Если бы Самсон Вырин понимал эту жизненную истину, то жил бы с лёгким сердцем, радовался бы счастью дочери и с радостью следил бы за её жизнью издали, не вмешиваясь и не поучая.

Вина Дуни в том, что, устроив свою жизнь, ничего не сообщала о себе и не считала нужным объясниться с отцом. Дуня поняла свою ошибку, когда у неё родились собственные дети, и созрела жгучая необходимость повиниться перед отцом.

Лучше поздно, чем никогда. Дуня всё-таки вернулась к отцу, хотя он уже лежал в могиле.
«И барыня приходила сюда? — спросил я. — Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго».

Обнимая могильный холмик, Дуня, вероятно, просила прощения. Наверняка Самсон Вырин услышал её и простил. А как же иначе … проблемы отцов и детей должны быть решаемы. В этом смысл преемственности поколений.

Источник

Станционный смотритель (Пушкин)

Содержание

Деление пересказа на главы — условное.

Отношение рассказчика к станционным смотрителям [ ред. ]

Многие путешественники проклинали станционных смотрителей, но А. Г. Н. считал их мучениками, которых каждый мог унизить, отругать и даже избить.

почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть фото почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть картинку почему дуня так поздно приехала к отцу. Картинка про почему дуня так поздно приехала к отцу. Фото почему дуня так поздно приехала к отцу

Обязанности станционного смотрителя были каторгой, в любое время дня и ночи он должен был готов услужить путнику, который обычно вымещал на бедняге всю досаду, скопившуюся во время скучной поездки. Путешественники считали, что станционный смотритель обязан выдать им свежих лошадей, даже если через станцию проезжал важный генерал и забрал всех.

Двадцать лет рассказчик ездил по России и познакомился со многими станционными смотрителями. Их истории он слушал гораздо охотнее, чем речи какого-нибудь встретившегося в пути высокопоставленного чиновника. Память об одном из станционных смотрителей рассказчику особенно дорога.

Две встречи рассказчика с Самсоном Выриным [ ред. ]

С Самсоном Выриным рассказчик познакомился жарким летним днём 1816 года.

почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть фото почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть картинку почему дуня так поздно приехала к отцу. Картинка про почему дуня так поздно приехала к отцу. Фото почему дуня так поздно приехала к отцу

Домик станционного смотрителя был бедным, но опрятным и уютным: кровать за пёстрой занавеской, цветы на подоконнике. Стены украшали дешёвые картинки, изображавшие историю блудного сына. На первой картинке благообразный старик отпускал беспокойного юношу и отдавал ему мешок с деньгами. На второй юноша проматывал полученные деньги. Затем тот же юноша изображался в рубище, пасущим свиней. На последней картинке благообразный старик прощал блудного сына. Все картинки сопровождались «приличными немецкими стихами».

Рассказчика встретила Дуня, угостила чаем.

почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть фото почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть картинку почему дуня так поздно приехала к отцу. Картинка про почему дуня так поздно приехала к отцу. Фото почему дуня так поздно приехала к отцу

Уезжая, рассказчик попросил у Дуни поцелуй, и девочка согласилась. Этот поцелуй рассказчик помнил очень долго.

Четыре года спустя дела снова привели рассказчика на ту же почтовую станцию. Его поразили произошедшие там перемены. Все вещи в домике Вырина остались на прежних местах, но цветов не было, и комната выглядела запущенной. Сам Вырин постарел и сгорбился, его давно небритое лицо покрывали морщины. Рассказчик спросил его о Дуне, и станционный смотритель ответил, что не знает, где она. Позже, выпив пунша, старик рассказал, что случилось.

История Самсона Вырина [ ред. ]

Красавицу Дуню знали все. Многие богатые господа нарочно останавливались пообедать, чтобы полюбоваться ею, дарили ей дорогие безделушки. Девушка всегда была весёлая и приветливая, умела успокоить самого сердитого барина. На ней держался дом, а Вырин души не чаял в любимой дочери.

Однажды на станцию заехал сердитый путешественник по фамилии Минский и потребовал лошадей.

почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть фото почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть картинку почему дуня так поздно приехала к отцу. Картинка про почему дуня так поздно приехала к отцу. Фото почему дуня так поздно приехала к отцу

При виде Дуни гнев его утих, и он остался обедать. После обеда Минскому стало плохо, и он остался на ночь. Дуня ухаживала за ним. Утром гусару стало хуже, Вырин послал за доктором. Плохое самочувствие не помешало Минскому выпить две чашки кофе и плотно пообедать вместе с доктором.

За два дня Минский так понравился Вырину, что тот не хотел с ним расставаться. Наконец гусар поправился и собрался уезжать. Дуня в это время собралась в церковь, и Минский предложил подвезти её.

«Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара… ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Через полчаса Вырина охватило плохое предчувствие, он пошёл в церковь и узнал, что Дуни на службе не было. Вечером вернулся ямщик, отвозивший Минского, и рассказал, что Дуня уехала с гусаром по доброй воле, хоть и плакала всю дорогу до следующей станции. Только теперь станционный смотритель догадался, что Минский только притворялся больным.

Вырин слёг с сильной горячкой. Лечивший его доктор подтвердил, что гусар был совершенно здоров. Вырин знал, что гусар поехал в Петербург. Поправившись, смотритель выпросил у начальства отпуск и отправился за дочкой.

В Петербурге Вырин поселился у своего сослуживца, быстро узнал, где живёт Минский, явился к нему и попросил отдать дочь, ведь он ею уже насытился. Гусар понимал, что виноват перед смотрителем, и попросил у него прощения, но Дуню не отдал, сказал, что она любит его и давно отвыкла от прежней жизни. Затем Минский пообещал Вырину сделать его дочь счастливой, сунул ему что-то за рукав и выпроводил из дома.

На улице Вырин обнаружил за обшлагом рукава деньги. Со слезами на глазах он швырнул их на землю, растоптал каблуком и ушёл. Потом вернулся, увидел, как хорошо одетый молодой человек убегает с деньгами, но догонять его не стал.

Вырин решил вернуться на станцию. Перед отъездом он захотел увидеть Дуню и снова пошёл к Минскому, но лакей его не впустил. Вечером, возвращаясь из церкви, он увидел карету гусара, которая остановилась у богатого дома. Сказав, что принёс записочку Дуне, он вошёл и увидел свою дочь. Роскошно и модно одетая Дуня «с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

Смотритель залюбовался дочерью. Вдруг Дуня подняла голову, увидела отца и с криком упала на ковёр. Разгневанный Минский выставил его вон. Жаловаться на Минского его начальству смотритель не стал, вернулся домой. Больше он Дуню не видел, что с ней стало, не знал, но думал, что она плохо кончила.

Не её первую… сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою.

История Вырина тронула рассказчика, он долго не мог забыть старого станционного смотрителя.

Возвращение блудной дочери [ ред. ]

Несколько лет спустя рассказчик узнал, что станция, на которой работал Вырин, упразднена. Как-то ненастной осенью, проезжая через ту местность, он решил навестить старика, но в его домике жил какой-то пивовар. Жена пивовара сообщила, что Вырин спился и умер год назад.

К могиле Вырина рассказчика проводил сын пивовара. Мальчишка рассказал, что летом приезжала в роскошной карете красивая и добрая барыня с тремя детьми и нянькой. Она попросила показать ей могилу смотрителя и долго рыдала над ней.

За основу пересказа взято издание повести, подготовленное Б. В. Томашевским (Л.: Наука, 1978).

Источник

Анализ повести «Станционный смотритель» (подробный)

Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России смертельно опасной холеры.

По жанровой направленности произведение является повестью, написанной в сочетании двух стилей сентиментализма и реализма.

Повествование в повести осуществляется от имени постороннего наблюдателя, а композиционная структура выстраивается на основе общепринятых литературных канонов с использованием постепенного развития действия путем кульминации, переходящей в развязку.

Основной темой повести представляется изображение обездоленного человека, являющегося в общественном мнении маленьким представителем. При этом повесть характеризуется многогранностью тематической содержательности, поскольку помимо темы маленького человека раскрывается проблема нравственных взаимоотношений, а также любовная тема.

Основными героями произведения являются отец и дочь Вырины, представленные в образах простых людей Самсона и Дуни.

Самсон Вырин изображается в повести в качестве станционного смотрителя, доброго, общительного пятидесятилетнего мужчины, безмерно любящего собственную дочь, не жаждущего богатства и известности. Образ станционного смотрителя является хрестоматийным примером изображения маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.

Дуня Вырина представляется в лице молодой, красивой, милой девушки, отличающейся наивностью, добротой, отзывчивостью, мечтающей о лучшей жизни.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент ухода Дуни из родного дома в связи с возникшим у нее любовным чувством к проезжему гусару, заставляющим ее забыть о собственном отце, которого она очень любит, однако ее влечет большое и светлое чувство.

После отъезда дочери Самсон опускается и становится обрюзгшим стариком, ищущим успокоения собственной души в алкоголе, который становится причиной его скорой смерти. Дуня приезжает в родной дом уже после смерти любимого отца, посетив его могилу и со слезами на глазах вспомнив собственную жизнь с родителем, раскаиваясь в отношении совершенного ею поступка.

Второстепенным персонажем повести представляется гусар Минский, описываемый в образе богатого человека, не привыкшего отказывать себе в удовольствиях, забравшего с собой девушку по причине собственной прихоти.

Отличительной особенностью произведения является использование автором средств художественной выразительности в виде лубочных картинок, передающих человеческую боль, тоску, отчаяние, страдания от потери собственного ребенка.

Своеобразием повести представляется изображение писателем проблемы одиночества, раскрывающейся посредством описания взаимоотношений родителей и детей.

Смысл повести заключается и необходимости проявления человеческой заботы, сострадания, милосердия по отношению к близким и родным людям.

Самсон Вырин

Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.

В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.

Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.

Популярные сочинения

Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.

Дуня находилась в том возрасте, когда девочка превращается в девушку. Она тоже очень любила отца, но в ней уже начали просыпаться женские инстинкты, она сознавала, что нравится мужчинам. Немного заигрывала, кокетничала с ними. Наверняка мечтала о принце, который увезет ее из этой «дыры», где ее не было никакого просвета.

Но в один прекрасный день появился на почте гусар Минский, который сначала несколько дней притворялся больным, и Дуня была принуждена ухаживать за ним. Гусар оказался тем «принцем» на белом коне, который увез красавицу в столицу. Дуня плакала, потому что она жалела о покинутом отце, но в то же время была счастлива покинуть станцию.

Дуня приехала к отцу, как только у нее появилась возможность. Приехала с двумя сыновьями. Возможно, она заставила жениться Минского на себе. Может быть, он сам сделал ей предложение. Но приехала она к отцу «барыней», полной чувства собственного достоинства. И остается только сожалеть, что Самсон Вырин не дожил до того дня, когда он смог бы увидеть свою дочь счастливой.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

Минский

Минский является героем второго плана. Он оказывает влияние на ход событий, изменяет жизнь главных героев повести. Но при этом он не знаком повествователю, с ним Минский нигде и никогда не встречался. Это был молодой и симпатичный гусар, судя по всему, из состоятельной дворянской семьи. Дуня понравилась ему сразу. Минский больным притворился, чтобы выиграть время и уговорить Дуню бежать с ним. Как только она согласилась, он сразу «выздоровел», и даже повеселел. Только старый смотритель ничего не заподозрил. Минский – благородный человек не только по происхождению, но и по поступкам. Пообещал отцу, что его дочь станет счастливой и сдержал свое слово. Он даже отпустил Дуню в поездку, чтобы та могла встретиться с отцом.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Рассказчик

В предисловии упоминается, что Иван Петрович Белкин слышал эту историю от титулярного советника А. Г.Н. Это IX чин по табели о рангах, существовавшей в царской России вплоть до 1917 года. «Находился я в мелком чине»,- говорит о себе господин А.Г.Н, и можно предположить, что в момент рассказываемых событий он сам находился в чине XIII, или XIV. Он был молодым человеком, и потому его часто отправляли по делам гражданской службы в различные поездки. А. Г.Н. был человеком любознательным, и не тяготел к чинопочитанию. Поэтому предпочитал на станциях проводить время в обществе смотрителей, которых уважал, и от которых услышал немало интересных историй. А.Г.Н был человеком нежадным и незлобивым. Он охотно угощает смотрителя пуншем. Некоторых из них, как Самсона Вырина, помнил долго и встречался с ними, как со старыми знакомыми.

Можно предположить, что в этой повести Пушкин выразил собственное отношение к «почтовой станции диктаторам». Ему, литератору, было интересно общение со станционными смотрителями, от которых он получал интересные истории, сюжеты, эпизоды для своих произведений.

Анализ повести «Станционный смотритель» (подробный)

30-е годы XIX века — время расцвета пушкинской прозы. Осенью 1830 г. в Болдине были написаны «Повести Белкина». Болдинская осень была для писателя чрезвычайно плодотворной. За три месяца создано около тридцати стихотворений, две последние главы романа «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» и другие произведения.

Из пяти «Повестей Белкина» особенно выделяется «Станционный смотритель»: проблема отцов и детей на фоне социальных контрастов, нравственные идеалы, память сердца. В повести изображены представители богатых и бедных, верхних и нижних слоёв общества. К первым относится гусар Минский. Ко вторым — станционный смотритель с дочерью Дуней, которая затем попадает в новую среду и остаётся в ней. Героям сочувствует рассказчик Белкин, человек простой и небогатый.

При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.

В жизни Пушкина назревали перемены: близилась свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой. Материальное положение обеих семей было незавидным. Чтобы как-то поправить дела, Пушкин отправился в родовую деревню Болдино в Нижегородской губернии, которую вместе с примыкающими землями и дедовским домом выделил ему к свадьбе отец. Пришлось долго ехать, вникать в скучные, далёкие от поэзии дела. А в Болдине Пушкин скоро узнал, что выехать обратно невозможно из-за холерного карантина.

Холера началась и в Москве, где оставалась его невеста. Мрачное настроение рассеивается, когда поэт получает от невесты письмо, полное искреннего чувства. Теперь не страшит его болдинское заточение. Природа, со всей её прелестью и покоем, пленяет поэта, заставляет забыть о суете и треволнениях. К тому же в разгаре осень — любимая пора, «пора трудов и вдохновенья».

Даже в то время, когда устройство своей судьбы, казалось бы, должно было полностью поглотить поэта, он создаёт одно из самых остросоциальных своих произведений. «Станционный смотритель» — повесть о «маленьком человеке», небогатом, подвергающемся унижению.

Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.

«Станционный смотритель», хотя и назван повестью, но ближе к рассказу. Его и сейчас продолжают называть повестью, поскольку он включён в цикл небольших произведений, названный Пушкиным «Повести Белкина». Однако в современном литературоведении повестью называется более крупное произведение, в котором немало действующих лиц, более сложная, чем в рассказе, сюжетная основа.

Недалеко от Санкт-Петербурга, на станции Выра открыт музей — Дом станционного смотрителя. В музее представлены комната для «проезжающих» и комната Дуни, воспроизводится обстановка той эпохи. Обратите внимание на созвучие в названии станции (Выра) и фамилии героя повести — Вырин. И вместе с тем необходимо подчеркнуть, что образ этот является художественным обобщением, недаром он послужил образцом для создания образа «маленького человека» в русской литературе.

Исследователи неоднозначно решают проблему автора (рассказчика) в пушкинских «Повестях Белкина». Говорят, например, о «мнимом авторе» Иване Петровиче Белкине «и о других рассказчиках», с чьих слов будто бы записаны повести (Н. Я. Берковский). Следует добавить к этому, что рассказ нередко ведётся от лица самих героев, но что за каждым из повествователей стоит истинный автор — Пушкин, что все события изображаются, в конечном счёте, в свете его позиции. Образуется сложная система, о сущности которой продолжают спорить литературоведы.

Пушкин относится сочувственно к своему герою, простому, «маленькому человеку», «поручая» повествование о его судьбе очевидцу, который на себе испытал унижения, вкусил горечь социального неравенства и поэтому способен понять страдания Самсона Вырина, «мученика четырнадцатого класса». Человек в небольшом чине терпел унижение: на почтовых станциях вдруг отдавали приготовленных для него лошадей тому, кто выше чином, а на губернаторском обеде слуги несли блюда мимо него гостям поважнее. Человека ценили не за личные его достоинства, не за ум, а за чин.

Скрытой иронии полны слова рассказчика о том, что раньше, по молодости лет, он возмущался такой несправедливостью, а теперь привык к ней и даже не представляет, что было бы, если бы вдруг ум стал цениться выше чина. В самом деле, как же быть тогда бедным слугам: кому первому подавать еду? Такой «неразрешимый» вопрос выдаётся за основную причину, препятствующую тому, чтобы восторжествовала справедливость, и этим создаётся комический эффект. Читатель смеётся, понимая, в чём истинная причина, и потешается над наивностью рассказчика, за которой проглядывает лукавая ирония самого Пушкина.

К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.

Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.

Вот первая портретная зарисовка: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». В тексте имеется и другое описание внешности героя при второй встрече с ним рассказчика: «… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Давайте выделим из текста противоположные признаки. В первом случае «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый», во втором «хилый старик», седой, со сгорбленной спиной. Лицо его, вначале — свежее, теперь — «давно небритое», с глубокими морщинами, что свидетельствует о полном безразличии к своей внешности. Всё это наводит на мысль о том, что за эти три-четыре года что-то случилось с человеком. Может быть, его постигло какое-то горе, от которого он никак не может оправиться. Мысль о перемене к худшему подтверждается и при сравнении двух описаний окружающей обстановки: нет больше цветов на окнах, «и всё кругом показывало ветхость небрежение».

Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.

Образ Минского раскрывается в повести, главным образом, через его отношение к станционному смотрителю. Едва появившись на станции, Минский при известии, что лошадей нет и ехать дальше нельзя, «возвысил было голос и нагайку», т. е. начал кричать, замахнулся на смотрителя. Чем бы кончились угрозы, если бы не появилась Дуня?

Притворная «тяжёлая болезнь» не помешала Минскому пить вино и есть с большим аппетитом, значит, он претворялся больным. А затем гусар, затеявший увезти Дуню, стал добиваться, чтобы Самсон Вырин проникся доверием к нему и разрешил Дуне поехать с ним недалеко к её родственнице. Для этого Минский шутил, помогал смотрителю в его работе (вписывал подорожные в почтовую книгу). Известие, что гусар увёз Дуню с собой, сломило «бедного отца», он «пошёл домой ни жив ни мёртв». «Старик не снёс своего несчастия». «Бедняк занемог сильной горячкою». Важная деталь: станционный смотритель, ведающий лошадьми, отправляется в Петербург пешком.

В небольшом произведении Пушкин создаёт сложные характеры. И даже Минский, виновник несчастья, а в конечном итоге и гибели главного героя повести Самсона Вырина, — вовсе не законченный злодей. Перечитывая начало четвёртой части произведения, можно отметить, что Минский, увидев отца Дуни, разыскавшего его, «вспыхнул, взял его за руку», начал говорить в «крайнем замешательстве». Очевидно, в нём проснулась совесть. Он даже произносит слова: «…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения…». Гусар пытается успокоить бедного смотрителя, обещает ему не оставлять Дуню. Наконец, он даёт несчастному отцу деньги, что в глазах самого Минского является благородным поступком.

Но как отнёсся к такой щедрости смотритель, который в полной мере сознаёт свою неравноправность? Ведь даже явившись к виновнику своего несчастья, человеку, похитившему его единственную дочь, Самсон Вырин вместо обвинений «дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие. сделайте такую Божескую милость. ». Однако, даже несмотря на свою робость, увидев деньги, которые сунул ему на прощанье гусар, Вырин, пешком проделавший путь до Петербурга, вдруг взбунтовался: «Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…».

Чем же вызван внезапный бунт смирного, знающего своё место человека? Вспомним, что в начале повести рассказчик так отзывался о станционных смотрителях: «люди мирные». Наверное, очень значительной должна была оказаться причина, побудившая такого человека к возмущению. Как бы ни был беден смотритель в сравнении с богачом Минским, его возмущает стремление сильных мира сего всё измерять деньгами, даже любовь и человеческие привязанности.

Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.

При повторном появлении Самсона Вырина, решившего «хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню», Минский грубо выгоняет его. Блестящий гусар, богач не способен понять простого человека, так сильно переживающего разлуку с дочерью, обеспокоенного её судьбой, а затем доживающего свои годы, не имея никаких известий о ней, в полной уверенности, что судьба её сломана, искалечена, что она ведет жизнь, которая хуже смерти; «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…» — делится Самсон Вырин с рассказчиком, которого сильно тронула эта история и который, разделяя опасения смотрителя, признаётся: «…Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…».

Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.

То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.

С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.

Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.

И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.

И снова сравнивает писатель два мира. И сравнение это не в пользу того общества, где столько фальши и бездушия в отношениях между людьми, даже при благополучной развязке любовной истории. Позднее Гоголь в повести «Шинель» вслед за пушкинским «Станционным смотрителем» обратится к трагедии простого, «маленького человека», поднимет голос в его защиту.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

Краткое содержание

Повествование начинается с короткого отступления, в котором рассказчик думает о том, насколько это унизительная работа — смотритель. На него никто не обращает внимание, его «швыряют», в некоторых случаях даже избивают. Ему не говорят «спасибо», а ведь часто эти люди довольно занимательные собеседники, и они могут немало рассказать.

почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть фото почему дуня так поздно приехала к отцу. Смотреть картинку почему дуня так поздно приехала к отцу. Картинка про почему дуня так поздно приехала к отцу. Фото почему дуня так поздно приехала к отцу

После рассказчик описывает Вырина, который находится на должности смотрителя. Автор попал на эту станцию по воле случая. Здесь он познакомился непосредственно со смотрителем, а также его дочкой Дуней. Рассказчик отмечает, что юная особа довольно привлекательна.

Через время автор заново попадает на эту станцию. В этот момент читатель узнает смысл «Станционного смотрителя». Рассказчик опять встречает Самсона, но вот его дочь не наблюдает. После Вырин поведал, что в один из дней на станцию прибыл гусар, он сильно болел, и ему пришлось задержаться.

Дуня присматривала за ним. Гость быстро пошел на поправку и начал собираться домой. На прощание гусар предложил подвести девушку до церкви, однако обратно она не вернулась. Через время Вырин узнал, что юноша не был болен, просто претворялся, чтобы хитростью заманить Дуню и отвезти в Питер.

Пешком Самсон идет в северную столицу и пытается отыскать мужчину. Найдя гусара, он попросил отдать девушку, однако получает отказ. После бедный отец отыскивает дом, где похититель держит Дуню. Он заметил ее, она богато одета, Вырин любуется дочкой. Когда она подняла голову и увидела отца, то испугалась и упала на ковер, после гусар прогнал несчастного старика. Далее смотритель уже никогда не видел дочку.

Еще через какой-то промежуток времени рассказчик опять приезжает к Самсону, где узнал, что станцию распустили, а смотритель скончался. В его доме проживает пивовар с супругой, последняя отправляет сына показать, в каком месте похоронили Вырина. От мальчика автор узнал, что в один из дней в город приехала зажиточная барышня с детьми. Она тоже спрашивала про смотрителя, а когда узнала, что он скончался, долго рыдала на могиле. Дочь раскаялась, однако было уже поздно.

Жанр и композиция

Непосредственно писатель, по его мнению, указал цикл произведений, как «повести», хоть, по большому счету, все они являются небольшим романом. По какой причине Пушкин так обозначил жанр? Писатель говорил: «Романы и повести читают все и везде» — то есть, больших отличий автор не видел, а выбор просто пал в пользу не такого масштабного эпического жанра, указывая на небольшой размер произведения.

Для некоторых частей повести характерны основные черты реализма. Главный персонаж «Станционного смотрителя» — реальный герой, его можно было встретить в ту эпоху в настоящей жизни. Это одно из первых произведений, где Александр Сергеевич поднял проблему «маленького человека». В нем автор указывает на то, как проживает этот незамеченный остальными людьми персонаж.

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

Что-то наподобие эпилога собой представляет последний визит, когда Вырин уже умер. В нем рассказывается о раскаяниях его дочки.

История написания

В 1830 г. Пушкин приезжает в Болдино, чтобы уладить определенные финансовые вопросы. Он уже хочет возвращаться домой, но в стране в это время начинается эпидемия холеры, и отъезд пришлось задержать на довольно продолжительное время.

Этот творческий период развития Пушкина назвали в последующем Болдинская осень. Именно тогда были созданы одни из наилучших произведений автора, в частности, цикл рассказов под названием «Повести Белкина», который состоит из 5 сочинений, одно из них «Станционный смотритель».

Его писатель завершил 15 сентября.

Во время принудительного заключения автор очень сильно тоскует от расставания с очередной дамой сердца, потому муза Пушкина была безрадостна и часто настраивала на грустные мотивы.

Вероятно, определенную лепту в написание произведения привнесла и непосредственно осенняя атмосфера — время ностальгий и увядания. Главный герой «Станционного смотрителя» настолько же быстро увядал, как опавшая листва с веток.

Основная тематика

Главная тематика этого произведения Пушкина — личность «маленького человека». Также в нем в нескольких аспектах раскрывается тема любви:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *