почему чеченцы такие здоровые
Десять вопросов про чеченцев
1. Правда ли, что большинство чеченцев — рыжие?
Нет. Большинство жителей Чеченской Республики все-таки брюнеты. Но и рыжих встречается достаточно много (начиная с Рамзана Кадырова), а также русых и даже блондинов.
Почему так получилось — достоверно неизвестно. Кто-то утверждает, что светлые волосы и глаза являются отличительными признаками европеоидной расы, которую также называют кавказской, кто-то вспоминает, что в древнее время вайнахские племена смешались с представителями кроманоидной расы. Этим генетическим коктейлем и объясняют разнообразие типов внешности в Чечне. Но если вы вдруг решите обсуждать эту национальную особенность с чеченцем, лучше не приводите этот аргумент. Ваш оппонент все равно не признает, что в его жилах течет кровь других племен, даже если генетический код взял свое начало несколько тысячелетий назад.
Иллюстрация: Даня Берковский
2. Почему в Чечне женщина не может пожать руку мужчине?
Рядом с каждой женщиной в Чечне можно представить воображаемую табличку «Не трогать!», и нарушение этого табу чревато очень серьезными последствиями. Выбирая жену, парень будет оценивать не столько ее красоту, ум и обаяние, сколько целомудрие — даже одно невинное прикосновение уже может испортить ей репутацию.
Старики любят рассказывать историю о том, как во время танца джигит коснулся рукава девичьего наряда и ему отрубили руку. Но рисковых чеченских парней это не останавливало. Танцуя, джигит мог сделать такое движение, словно обхватывает девушку за талию, — но не касался ее. Таким образом он выражал серьезность своих намерений по отношению к девушке. Он понимал, что если дотронется до партнерши, то ему не сносить головы, тем более что рядом с танцевальным кругом находились ее вооруженные кинжалами родственники, и все же был готов рискнуть ради нее жизнью. Сейчас, кстати, порядки на чеченских танцах стали еще строже: никаких игривых движений — за этим следят представители министерства культуры Чеченской Республики.
Поэтому, если вдруг вы знакомитесь с чеченкой, ограничьтесь фразой «Очень приятно». И никакой протянутой для рукопожатия ладони — иначе неловкой ситуации не избежать.
3. Почему чеченцы носят бороду?
Отметим, что бороду (с усами или без) в Чечне носят преимущественно представители молодого поколения. Старшие, особенно те, чья молодость пришлась на советские годы, ходят гладко выбритыми либо с усами. Нынешняя чеченская молодежь усов без бороды не носит. Это опять-таки связано с религией: усы, по мнению исламских ученых, нужно либо сбривать, либо коротко постригать.
4. Почему чеченцы не носят шорты?
В жизни чеченцев многое можно объяснить религиозными требованиями, но что касается одежды, то тут они относятся к себе даже строже, чем того требует ислам. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин площадь куда меньше — от пупка и до колен. Но хотя мужчины-мусульмане и имеют право носить шорты и футболки без рукавов, чеченцы никогда так не ходят — неприлично. В идеале должны быть закрыты даже ступни. Носить сланцы или шлепанцы на босу ногу, особенно перед старшим поколением, тоже дурной тон. Вот почему даже летом вы скорее увидите мужчин в кедах или кроссовках.
У этого правила есть исключение. Чеченцы готовы простить излишнюю откровенность тем, кто защищает честь нации на спортивном поприще, но только в пределах ринга или татами. Те же боксеры, к примеру, не будут разгуливать по городу даже в шортах ниже колен.
С одеждой женщин немного сложнее. Хотя по религии мусульманки должны надевать хиджаб (это и есть одеяние, покрывающее все тело, кроме лица и рук), носят его в Чечне далеко не все. Многие чеченки ходят в платке, который скрывает лишь часть волос. Это дань традиции: даже женский национальный костюм включает шарф, накинутый на косы. Девушки раньше показывали волосы, и чем длиннее они были, тем более красивыми считались.
Современные чеченки все чаще «покрываются», то есть носят хиджаб, но и оставшаяся светская часть женского населения не может позволить себе чересчур откровенных нарядов — юбки выше колен, блузки с глубоким декольте наденут только очень смелые. Вообще, для того чтобы выйти на улицу, девушке нужно пройти несколько «инстанций»: показаться перед мамой, отцом и братом. Поэтому, когда в Чечне видят одетую «не по менталитету» женщину, говорят, что у нее в доме нет мужчин: они бы не позволили ей показаться перед людьми в таком виде.
5. Как знакомятся в Чечне?
Риск остаться без пары в Чечне очень невысок. Можно познакомиться с однокурсником или с коллегой. Если на работе и в вузе никто не приглянулся, всегда есть шанс встретить кого-то на свадьбах многочисленных родственников. Те, кто не любит семейные сборища, может пойти в Гранд-парк или на центральные проспекты. Тяжело было тем, кто в принципе не любит выходить на улицу, но с появлением социальных сетей и у них резко возросли шансы встретить любовь всей жизни. Тут сложнее как раз быть одиночкой, не ищущим отношений. Местные женщины словно родились с дипломом свахи и человека без пары воспринимают как вызов, поэтому обязательно его с кем-нибудь да сведут. Потому что красивая и хорошая девушка не должна быть одна, а завидный жених — племянник, сосед или просто знакомый — тоже пропадать не может.
Самый простой способ познакомиться — подойти и попросить номер телефона. Но он же самый рисковый: гордые чеченские девушки могут посчитать, что поделиться заветными цифрами все равно что позвонить первой, и отказать. Очень часто выручают друзья. Молодой человек может попросить о помощи друга, а тот, в свою очередь, обратится не к самому объекту внимания, а к ее подруге. И в итоге номер окажется в нужных руках, а его обладательница вроде бы ни при чем: она же, в конце концов, никак не выказала свою симпатию.
Наиболее настырные парни могут даже проследить за девушкой и выяснить, где она живет, а затем расспросить о ней у соседей. И это не будет истолковано как слежка. Наоборот, это знак особого отношения, раз парень готов потратить достаточно времени, чтобы просто узнать ее имя. Кстати, если симпатия к одной из девушек возникла в кафе или в ресторане, таким же хорошим тоном будет оплатить счет за всю компанию, в которой она сидела.
6. Как в Чечне относятся к женщинам?
Если есть женщина, значит, должен быть мужчина, которому она подчиняется, — отец, брат, муж или сын. Эта мысль была прописана еще тогда, когда зарождались духовные скрепы чеченского общества. Девочка слушается отца, в случае его смерти — брата, а после замужества должна слушаться мужа. Он может запретить ей ходить на работу, встречаться с подругами, ездить на такси, и выбор в такой ситуации довольно простой: либо терпеть, либо возвращаться домой. Вину за развод по этой причине родственники жены возложат на нее: вышла замуж — найди подход к супругу, он теперь твой хозяин. К такому тотальному контролю девочек приучают с детства: их редко отпускают учиться в другой город, не разрешают выходить на улицу в темное время.
Отец или брат ни в коем случае не должны знать, что девушка с кем-то встречается. Если кто-то из них увидит ее на свидании, быть скандалу. Причем свое недовольство отец не выскажет дочери: неприлично обсуждать с ней такие вещи, а выплеснет на жену. В итоге мать становится посредником между двумя лагерями и принимает на себя львиную долю отцовского гнева.
Эту строгость можно объяснить тем, что мужчина несет ответственность за женщин своего дома. Ему придется призывать к ответу тех, кто посмеет ее обидеть. Именно поэтому здесь крайне редко оскорбляют женщин: знают, что отвечать за свои слова придется перед ее родственниками-мужчинами.
Мужчина несет и финансовую ответственность: он должен полностью обеспечивать женщину, но в современном чеченском обществе немало семей, где супруга является единственным добытчиком. Однако даже в таком случае женщина обязана подчиняться главе семьи. Это предписывают не только традиции, но и религия. Одним из условий попадания в рай для женщины является довольство ее мужа.
7. Какие машины предпочитают в Чечне?
Чеченцы очень любят роскошь, а еще любят соответствовать местным трендам. Поэтому если штукатурка, то венецианская; если ремонт, то евро- и не хуже, чем у соседа; если машина, то минимум Camry. И пусть большинству она не доступна, мечтать не запретишь!
Эволюция национального автомобильного мышления происходила так: в 2000-е послевоенные была популярна семерка. За ней даже закрепилось название К-350, потому что покупалась она на компенсацию за утраченное в ходе военных действий жилье — 350 тысяч рублей. Позже чеченцы пересели за руль «Приоры», которую покупали, как говорят, на обналиченный материнский капитал.
Годы шли, благосостояние населения росло, и спросом стали пользоваться уже иномарки. Самая востребованная — это Toyota Camry. В глазах местных девушек ее владелец автоматически получает плюс сто к рейтингу — такому не стыдно и номер дать, и перед подружками похвастаться. Некоторые из них даже сохраняют контакты молодых людей в телефонной книге, указав рядом марку принадлежащей ему машины. Например: «Ильяс Камри», «Али Мерседес» и так далее. «Саид Приора» в девичьих контактах уже не встречается — владельцев отечественных автомобилей любят, как правило, не за богатство, а за что-то другое.
Конечно, в Чечне уважают не только Camry, но и машины покруче: и ML, и 222-й, но это иномарки класса люкс, удел миллионеров, а последний седан компании Toyota — это просто статусная машина.
8. Как чеченцы относятся к Рамзану Кадырову?
Как к любому лидеру — по-разному. Но ни один другой глава субъекта не может похвастаться таким количеством собственных портретов, развешенных по всем населенным пунктам. Выражать любовь к руководителю региона в Чечне модно. Здесь носят футболки с Рамзаном, надевают на телефоны чехлы и вешают в машинах вымпелы с его изображением, а надпись «Ахмат» на заднем стекле автомобиля обладает особой силой — ее не снимают даже при запрещенной тонировке.
Иногда чиновники копируют стиль главы Чечни и даже особенности его речи. Рамзан часто употребляет слова «ду хуна», что аналогично дагестанскому «есть же» и не имеет внятного перевода на русский. Это выражение нередко слетает с уст чеченских чиновников.
Нейтрально относящихся к руководству Чечни людей тоже немало. Но они никак не позиционируют себя по отношению к власти, сдержанны в оценках и просто молчат, когда другие произносят слоган «Ахмат — сила».
Так все-таки, кто же такие чеченцы и почему они во все времена представляли собой проблему для России. Тут не обойтись без беглого экскурса в историю.
Кстати этот персонаж и сейчас является примером для каждого чеченца. Про врага России, на совести которого не один литр пролитой православной крови, в наши дни молодые чеченские поп-звезды исполняют песни.
Почему они так долго держались? Может быть, потому что сильные, смелые и умные? Ответ на этот вопрос даст следующий исторический факт — уже времен Гражданской войны.
У Антона Ивановича Деникина — одного из главных руководителей Белого движения — была под командованием так называемая Дикая дивизия, сформированная из чеченцев и ингушей. «Дикари» пошли воевать к нему, думая, что таким образом они противостоят Российской Империи. В мемуарах некоего человека с многозначительной фамилией Брешко-Брешковский упоминалось о доблести и непобедимости этой дивизии. Мол, они все показали себя просто Джонами Рембо в годы Первой мировой. Сведений о личности этого Брешко-Брешковского в истории не сохранилось, зато его миф о Дикой дивизии остался.
В 1919 году Деникин отправил этих «терминаторов» под руководством генерала Ревишина на Украину — подавлять восстание Махно. Дикая конная дивизия, усиленная несколькими маршевыми эскадронами и артиллерией, находилась во втором эшелоне ударной группы. Продвигаясь по территории Украины, они реально заставили себя бояться — грабили местное население, насиловали женщин, резали взрослых и детей.
А в первом же настоящем бою чечено-ингушское «войско» было практически уничтожено. В том бою противники неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя махновцы расстреляли несколько туземных эскадронов из тачаночных пулеметов. «Дикая дивизия» потеряла более тысячи солдат, а махновцы-повстанцы — около сорока. Вот как живописали разгром чеченцев очевидцы тех событий:
— «одним ударом разрубалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз».
— «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3-4-го ребра — так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты».
— «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».
А подытожил чеченские «подвиги» времен Гражданской войны офицер Дикой дивизии Дмитрий де Витте.
«Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Упорного и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике. Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами».
Как отблагодарили советскую власть потомки Дикой дивизии? Террором и погромами властных учреждений, срывом хлебозаготовки в равнинных частях Дагестана и Ингушетии, требованием заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов. Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5000 бандитов) и более 50-ти менее значительных.
А теперь перепрыгнем в страшные годы Великой Отечественной войны. С 22 июня по 3 сентября 1941 года было зарегистрировано свыше 40 бандповстанческих проявлений. Бандформирования в 20 аулах Чечни к февралю 1943 года насчитывали более 6540 человек. И это в наитяжелейшее для страны время. Так неужели неоправданным было постановление ГКО СССР № 5073 от 31 января 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и депортации из мест постоянного проживания чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев?
Почему же ни царская Россия, ни советская, ни современная не смогли окончательно подавить Чечню? Ведь чеченцы — те еще воители. А попробуйте вывести тараканов без помощи химии. Вы их хлопаете тапком, а из-под плинтуса лезут новые, да еще и прикрываясь самками тараканов. Вы думаете, стоит ли убивать самок, жалко же, а в это время под плинтусом эти насекомые отчаянно совокупляются, мечтая, чтобы их дети поскорей выросли и полезли на вас. У тараканов нет морали людей, они готовы пойти на любую подлость и низость. А у вас мораль есть — «Дихлофос» вы брать не хотите.
Запрещено проигрывать. В 90-е, когда я занимался боксом, перед спаррингом ко мне подошли бородатые люди.
В тот день я молотил чеченца так, что получил нагоняй от тренера — не калечь, мол, своих, ведь соревнования скоро. Ночевать пришлось в тренерской, без еды. Зато на следующий день, когда за мной приехали друзья на трех машинах, а в округе не оказалось ни одной бородатой рожи, я получил некое моральное удовлетворение.
Так стоит ли нам восстанавливать для них Чечню? Стоит ли поднимать их культуру? Стоит ли несмешную чеченскую команду КВН показывать по телевидению. Стоит ли развивать футбол и делать клуб «Терек» (который в болельщицкой среде иначе как «политпроектом» не называют) полноценной командой?
Кстати, о футболе: в матче открытия сезона-2008 весь стадион в Грозном оглушительно освистал российский Гимн. Слушая тогда этот свист, я понял: России еще не раз придется взять Тапок. Сегодня, на фоне последних заявлений и действий Кадырова, я в этой мысли укрепился.
Нестроевые командиры Чем на самом деле живет Чечня: женщины, алкоголь и автомобили
Чечня — один из самых медийных и при этом загадочных регионов. Республика регулярно упоминается в СМИ, но при этом овеяна ореолом мифов. Бесправные женщины и агрессивные мужчины, сухой закон и несметные богатства. Корреспондент «Ленты.ру» провел выходные в Грозном, чтобы разобраться в некоторых из них.
Материалы по теме
Дагестайл
В глазах общественности Чеченская Республика по-прежнему ассоциируется с цинковыми гробами, терроризмом, нарушением прав человека и средневековыми нравами. Россияне готовы с радостью отправиться в Египет и Турцию, несмотря на террористические атаки на туристов в этих странах, но откровенно боятся ездить в Чечню. Между тем руководство республики не скрывает, что мечтает превратить Грозный в этакий кавказский Дубай — центр туризма и торговли.
Эмират давно нашел удачный баланс между исламскими традициями и восточным колоритом с одной стороны и европейскими свободами и высоким уровнем сервиса — с другой. Чечня пока только в начале пути. По большому счету, Грозный пока не является самостоятельным туристическим центром — осмотреть все достопримечательности можно за два дня, а наибольший интерес представляет бытовая экзотика местной жизни.
Отец, сын и святой дух
Фотографии Кадырова-отца почти всегда сопровождаются цитатами. С фасадов школ Ахмат-Хаджи рекомендует хорошо учиться, на территории больниц и поликлиник — заботиться о здоровье, а с билбордов улиц и площадей — беречь родной город, историю и честь народа. Для не заставших СССР все это отдает азиатчиной, но ностальгирующие по советскому строю почувствуют себя как дома. Только вместо Ленина общенародным добрым дедушкой стал Кадыров. Если в Стране Советов именем Ильича называли все, что движется и не движется, от ледокола до совхоза, то в современной Чечне универсальным именем для важнейших объектов является Ахмат.
В Грозном именем Ахмата Кадырова названы: главная площадь, проспект, сквер, парк культуры и отдыха, Суворовское училище, гимназия №1, центр образования и музей, а в комплексе небоскребов «Грозный-Сити 2» строится 435-метровое здание «Ахмат Тауэр». В честь президента в 2017 году был переименован футбольный клуб «Терек», а его домашний стадион называется «Ахмат Арена» с момента открытия в 2011 году. В Российской серии кольцевых гонок участвует Akhmat Racing Team, на трассе «Крепость Грозная» проводится гонка на выносливость Akhmat Race с самым большим призовым фондом в отечественном автоспорте. Даже мечеть «Сердце Чечни» названа в честь Ахмата Кадырова.
Если же в названии не упоминается имя Ахмата-Хаджи, то, вероятно, в нем значатся имена других представителей клана Кадыровых. В республике действует клуб дзюдо «Эдельвейс» имени Турпал-Али Кадырова и школа хафизов его имени, а в Аргуне построена красивейшая мечеть имени Аймани Кадыровой — жены Ахмата-Хаджи и матери Рамзана, И если Турпал-Али скончался в 2008 году, то Аймани находится в добром здравии. В остальной России в XXI веке имена живых людей зданиям и улицам не присваивают, но в Чечне своя специфика. Главная улица Грозного называется проспект Путина, есть улица Назарбаева и Богаткиной — ветерана Великой Отечественной, которая на момент присвоения ее имени улице была жива.
Священная Priora
Наверняка, вы даже не знаете о том, что «АвтоВАЗ» продолжает выпуск Lada Priora, проводит рестайлинги этой модели и выпускает ее спецверсии — на большей части российских дорог модель можно встретить лишь в виде подержанного автомобиля. Чечня — совсем другое дело. В Тольятти и не скрывают, что выпуск Priora продолжается исключительно ради двух регионов: помимо Чеченской Республики, самую старую модель в гамме Lada нежно любят еще и в Дагестане.
Здесь шутка о том, что чем выше горы, тем ниже «Приоры», и не шутка вовсе. Priora в Грозном повсюду. На них ездят полицейские и гражданские, молодежь и старики, их можно встретить на окраинах города и в самом центре. Настоящая чеченская Priora может быть черной или белой (в худшем случае серебристой) и обязательно заниженной. Дорожный просвет уменьшен даже у машин полиции!
Помимо Lada Priora, у чеченцев в почете машины только двух марок: Toyota и Mercedes-Benz. «Люди на Camry», — так в городе называют «кадыровцев». Черные седаны Toyota с номерами КРА в топовой комплектации с двигателями V6 3.5 регулярно мелькают в городском потоке, а на мероприятиях, где потенциально может появиться Рамзан Кадыров, ими и вовсе заставлены стоянки. Mercedes-Benz же — настоящая машина чеченской мечты. Никакие Audi и BMW, не говоря уже о Lexus, Infiniti и Jaguar, не пользуются такой популярностью и уважением, как машины с трехлучевой звездой на капоте.
Материалы по теме
«Улицы пропитаны порохом и шлюхами»
Причем чеченцы отдают предпочтение большим Mercedes, вроде флагманского S-класса, а также внедорожников GLE, GLS и G-классов. Конечно, новые Mercedes-Benz встречаются только в самом центре города возле небоскребов «Грозный-Сити» и «дворца Кадырова», а на окраинах абсолютное большинство этих машин достаточно старые. Но даже 10-летний Mercedes-Benz будет непременно чистым и с красивыми номерами. Автомобильные номера — особенно важная для чеченцев тема.
Получить номера «кадыровских» серий КРА и ЕЕЕ простому смертному невозможно, поэтому чеченцы используют проверенные комбинации, популярные по всей стране: ООО, ААА, АМР, КМР, ЕКХ, зеркальные цифровые сочетания, числа из первой сотни и тому подобное. Удивительно то, что в Чечне очень много машин с номерами других регионов. Дело в том, что официальных дилеров в республике до недавнего времени не было вовсе, да и рынок подержанных машин невелик. Поэтому чеченцы вынуждены покупать автомобили по всей России. На учет машина часто ставится там, где покупается, ведь к пензенским или ростовским номерам у полицейских по всей стране меньше вопросов, чем к чеченским.
Еще одно отличие автомобильной Чечни от остальной провинциальной России — большое количество по-настоящему дорогих машин. Rolls-Royce Phantom и Ghost, Bentley Continental GT и Flying Spur, Mercedes-Benz от отделения AMG разных поколений и, конечно же, Porsche Cayenne — в какой еще столице российского региона встретишь такое? Последний тренд чеченской автомобильной моды — Range Rover Sport SVR. Чеченцы вообще любят мощные внедорожники и кроссоверы, ведь транспортный налог в республике невелик, а бензин на 3-5 рублей дешевле, чем в Москве, так что содержать большой табун под капотом не столь накладно, как в столице. Набор цветов у машин богатых чеченцев такой же, как и у Priora: черный, белый, серебристый.
Обладатель самой представительной коллекции, по слухам, — Рамзан Кадыров. Главу республики видели за рулем Bugatti Veyron, Ferrari F430, Mercedes-AMG GLE 63S, SLR McLaren и SL63 AMG, Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe и многих других премиальных и люксовых автомобилей. Также на территории республики неоднократно замечали представителей едва ли не всего модельного ряда Ferrari и Lamborghini, включая выпущенные ограниченным тиражом модели вроде Reventon. О том, кто их владелец, остается только догадываться.
Трудная дорога к спирту
Один из самых популярных вопросов о Чечне касается алкоголя. Есть ли он в республике и можно ли его пить, если привезти с собой? В 2016 году в СМИ появилась информация о полном запрете на продажу алкоголя в республике, которую Рамзан Кадыров лично опроверг. Сухой закон даже в отдельных частях России нельзя ввести по действующему федеральному законодательству. Однако запить шашлык вином или пивом удастся, только если приложить определенные усилия: в кафе и ресторанах алкоголя нет вовсе.
Исключение составляет расположенный на 32-м этаже одной из башен комплекса «Грозный-Сити» ресторан «Купол». Правда, цены отбивают все желание промочить горло — за чилийское вино сомнительного вкуса просят три тысячи рублей. Более дешевый способ выпить — пойти в алкогольный отдел многочисленных магазинов «Лента». Тут вам и пиво, и вино, и что покрепче, но только с 8 до 10 утра. Если вы внешне не похожи на чеченца, то проблем с покупкой не будет. Для местных же все не так просто.
— Опять эти м****и! — ворчит себе под нос наш таксист, глядя на молодых людей, снимающих на камеру телефона всех выходящих из магазина. Они снимают всех чеченцев, которые покупают алкоголь, а затем вымогают деньги, угрожая выложить видео в различные чеченские паблики «ВКонтакте». Никто не говорит, что рискнувшего купить алкоголь чеченца сразу вывезут в лес или горы, но проблемы на работе быть могут. В небогатой и лишь недавно оправившейся от войны республике лишние проблемы не нужны никому.
Поэтому желающие выпить чеченцы достают алкоголь через третий канал: по давней советской традиции покупают его у таксистов. Естественно, публично пить пиво на скамеечке вам никто не позволит, но в номере отеля — сколько угодно. Официант, принесший нам еду в номер, молча покосился на несколько бутылок вина и коньяка, стоявших на столе. И я не сказал бы, что в его глазах читалось осуждение. Чеченцы отлично скрывают свое недовольство гостями. Покосятся на брояницу — сербский нательный крест, надетый на мое запястье поверх одежды, — и как ни в чем не бывало продолжат разговор. Местные вообще куда дружелюбнее, чем кажется из Москвы.
Не хиджабом единым
Если вы думаете, что все чеченки одеты, как на показе модельного дома Firdaws Айшат Кадыровой, то ошибаетесь. Платья в пол и хиджаб — далеко не самый популярный выбор, хотя девушек с полностью скрытыми волосами и телом до кистей рук много. Но есть и те, кто ограничиваются платком и даже косынкой. Особенно либерально одеваются представительницы старшего поколения, заставшие советскую власть. Молодежь выглядит более религиозной, но и тут есть исключения.
За те три дня, что я был в Грозном, мне несколько раз встретились девушки в косынках, лишь номинально прикрывавших волосы на затылке. Да и длина платьев варьируется. Конечно, в мини-юбке вы чеченку не увидите, но длина чуть ниже колена не редкость. Особо смелые чеченки могут позволить себе надеть брюки или джинсы, но такие все же исключение. В отличие от арабских и персидских женщин, компенсирующих невозможность продемонстрировать свою красоту ярким макияжем, чеченки зачастую вообще не пользуются косметикой.
Стиль общения девушек и женщин в Чечне напрямую коррелирует с их внешним видом. Чеченки без макияжа в максимально закрытой одежде не смотрят мужчинам в глаза и, кажется, даже разговаривают с неохотой. Ну, а если женщина одета чуть более по-европейски и пользуется макияжем, то по ее поведению зачастую не понять, из Чечни она или из куда более либеральных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эмансипированные по чеченским меркам женщины совершенно спокойно общаются с мужчинами, смотрят при этом в глаза, реагируют на шутки и шутят сами. Конечно, общекавказскую специфику никто не отменял — никакой пошлости и флирта не допускается.
Отношения мужчин и женщин лучше всего демонстрирует танец. В будний день на улицах Грозного безлюдно, но в большие праздники чеченскую столицу не отличить от других городов России: концерты, торжественные мероприятия, толпы людей на улицах. Естественно, не обойтись и без танцующих лезгинку. Но если в Москве чеченские мужчины танцуют без девушек, то в Грозном танец, как правило, парный.
Причем девушек никто не спрашивает. Мужчина просто указывает на девушку, с которой хочет потанцевать, и та обязана согласиться. Иногда выбор падает на туристок, которые чаще всего отказываются, чем вызывают у чеченцев неподдельное удивление. Впрочем, национальные танцы не подразумевают какого бы то ни было телесного контакта, поэтому ничего страшного в предложении потанцевать нет. Виноват имидж чеченских мужчин.
Бородачи
То, что Чечня стоит особняком даже на Северном Кавказе, наглядно демонстрирует отношение к бородам. Если в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии длинная борода делает ее обладателя объектом интереса правоохранителей, а борода без усов означает гарантированную проверку документов, то в Чечне это норма. Наличие кустистой бороды вовсе не делает из чеченца радикального исламиста. Улыбчивые бородачи продают кофе навынос и с интересом готовы поспорить с вами о преимуществах раф-кофе над капучино, парни с внешностью ветеранов вооруженного подполья — обсудить колесные диски, а здоровяки в камуфляже — рассказать об удобстве своих армейских ботинок.
В преддверии визита Кадырова на открытие чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам, бородатые мужчины в пустынном камуфляже с нашитыми флагами Российской Федерации и Чеченской Республики проверили каждый угол автодрома. Естественно, показать сумки и кофры с фотоаппаратами попросили и журналистов. И все это было сделано с максимальной вежливостью и многочисленными «спасибо» и «извините». На гонки, увы, Рамзан не приехал, так что полюбоваться на его охрану, состоящую из благоухающих дорогим одеколоном на километр двухметровых качков в костюмах Brioni, не удалось. Зато зрителей — полные трибуны, свозили автобусами.
Показуха, столь характерная для всей России, в Чечне проявляется особенно ярко. Шикарные башни «Грозный-Сити» стоят полупустые, вылизанные центральные улицы, по которым, кажется, можно ходить в тапках, соседствуют с грязными дворами на окраине, а подержанные Mercedes с начищенными до блеска хромированными колесными дисками стоят на грунтовых обочинах. Тут есть православные храмы, но нет прихожан, не рекомендуется курить, но все курят тайком. Новенькие грозненские отели поражают восточной роскошью убранства лобби и ресторанов, но расстраивают дешевыми материалами отделки и нерасторопным обслуживанием.
И все это могло бы вывести из себя, если бы не один факт: 16 апреля чеченцы отпраздновали лишь девятую годовщину отмены режима контртеррористической операции, а со времен последнего штурма Грозного прошло всего 18 лет. На месте гоночной трассы «Крепость Грозная» шли ожесточенные бои за нефтеперерабатывающий завод, а район, где сейчас играет подсветкой «Грозный-Сити», был стерт с лица земли. Чеченцы все еще учатся мирной жизни. Тем интереснее будет снова вернуться в Грозный через несколько лет.