почему быль кладовая солнца так называется

Почему сказка-быль называется «Кладовая солнца»?

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Известный писатель Михаил Пришвин написал много рассказов про природу, которую изучал с любовью всю жизнь.

В этой сказке-были под названием «Кладовая солнца» именно человек показан как хозяин всех природных богатств, которые открываются только самым добрым и мудрым бережливым людям. А природа, по словам автора, для самих людей выступает в роли «кладовой солнца», в которой скрыты великие и необходимые для нашей жизни сокровища. Но у матушки-природы есть свои законы, и мы, люди, должны им следовать, а нерадивых, злых, алчных и расточительных она не любит.

А название, по-моему, получилось благодаря тому, что там много написано про торф, который обогревает зимой и получается это вещество благодаря солнечной энергии.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Пришвин, будучи великим прозаиком-натуралистом, в душе был еще и большим поэтом.

Торф состоит из отмерших остатков растений, перепревших, переработанных микроорганизмами, чье существование так же было бы невозможно без солнца.

Этим названием Пришвин хотел донести до читателя логическую взаимосвязь между жизнью, зависящей от тепла и света, и солнцем.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Изначально произведение носило название «Друг человека». То есть главным героем была собака, которая спасла мальчиков.

Сейчас главными героями помимо собаки и двух мальчуганов стала сама природа.

Наше богатство, богатство природы, матушки-земли.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Пришвин назвал так сказку-быль, поскольку торф-это останки животных, растений, а они росли на Земле, согреваемые и оберегаемые солнышком, оно ласкало их, давало силы, и потому живое впитало в себя солнечную энергию, сохранило ее через столетия, даже превратясь в органику.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Скорее всего именно выражение «Кладовая солнца» идёт от того, что вся природа создана Солнцем и все процессы и явления в природе во многом это солнечные дела, поэтому всё, что нас окружает и все мы находимся по сути в кладовке, которую Солнце утром открывает, делает свои дела, кого-то кормит, кому-то светит и т.д., а вечером эту кладовочку закрывает.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Все что происходит и образуется на Земле, невозможно было бы без Солнца. Это относится и к торфу, который образуется из останков растений и животных под воздействием солнечного тепла и энергии. А именно торфяники и вся природа является главным героем в этой сказке-были. Поэтому и название такое.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Американский журналист, писатель и фольклорист Джоэль Чандлер Харрис придумал персонаж чернокожего дедюшку Римуса. Обаятельный дядюшка Римус рассказывал сначала юмористические истории о жизни послевоенной Атланты, а потом старые сказки рабов. Все свои статьи Харрис печатал в газете «Constitution». Когда статей и рассказов собралось достаточно много Джоэль Харрис в 1880 году выпустил свою первую книгу «Дядюшка Римус, его песни и сказки». В этот сборник вошли также и первые сказки о Братце Кролике и Братце Лисе. Позже выходили и другие сборники со сказками.

Правильный ответ: «Сказки дядюшки Римуса».

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Довольно легкий вопрос для тех,кто еще помнит этот замечательный мультик и думаю,что даже дети смогут на него ответить.Верным вариантом тут должен выступать такой ответ,как «МАЙСКИЙ«,так как именно этот жук и переносит главную героиню сказки.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Трава колюка (кликун-трава): листьями этой травы окуривают заговоренные ружья, а в древности окуривали стрелы, с которыми предки наши шли на охоту: чтоб добыча не могла избегнуть их меткого выстрела.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

В «Спящей красавице» сказочный замок обвивали дремучие заросли дикого шиповника и терновника,

которые никогошеньки не пропускали в замок, а повезло только лишь одному прекрасному принцу.

В сказке о том, как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса, мудрый кролик ускользнул

от Лиса именно благодаря терновому кусту.

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Эта сказка содержится в сборнике под названием «Сказки дядюшки Римуса», если кто-то вдруг не в курсе.

Великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен написал любопытную сказку «Матушка Бузина» или «Бузинная матушка»,

а у латвийского писателя Иманта Зиедониса есть произведение под названием «Вересковый край».

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Великий русский писатель М. М. Пришвин считается одним из лучших авторов, знающих и воспевающих красоту русской природы, он замечательно показал в своих рассказах отношения людей через восприятие окружающего мира. Сказка «Кладовая солнца» в тоже время является былью. Это одно из прекрасных примеров единства человека и природы.

М. М. Пришвин с любовью рассказывает историю о детях. Всё повествование пронизано ощущением перемен в настроении, в отношении брата и сестры, которое писатель тонко показывает через природу : Настя с Митрашей спорят или ссорятся и на небе сгущаются тучи, солнце пересекает тёмное облако в виде стрелы, шумят деревья в лесу, кричат птицы.

Главные герои произведения, брат с сестрой, Митраша и Настя, живут в деревне. Они остались сиротами после Великой отечественной войны и самостоятельно ведут хозяйство. Сестра на 2 года старше брата.

Митраша, хоть и младше сестры, ему 10 лет «с хвостиком», но уже многое умеет и делает всё как учил его отец. Маленький и коренастый, он уже обладает мужскими качествами и силой воли, умет столярить, работает в колхозе, мастерит для соседей всякую домашнюю утварь, делает бочонки.

Так живут сестра с братом, ходят в лес за ягодами и грибами, учатся и работают, стараются уступать друг другу, они не по-детски мудры и трудолюбивы. Хорошие человеческие качества заложены в детей их родителями. Даже так рано оставшись одни, Настя с Митрашей уже не пропадут и вырастут настоящими, честными, добрыми людьми.

Главное, что хотел показать М. М. Пришвин, это семья, любовь, дружба, умение понимать и уступать друг другу, поддержка в трудную минуту близкого человека. Многие из этих качеств у Насти с Митрашей уже есть, но многому им надо учиться.

М. М. Пришвин учит нас ценить своих родных и близких, свой отчий дом, быть трудолюбивыми и уважать мнение старших, не падать духом в самых сложных ситуациях, выносить пользу из уроков которые нам преподносит жизнь.

Источник

Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»

Цель : 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;

2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

Оборудование : художественный текст, иллюстрации к произведению

Тип: контрольно- обобщающий

Вид: урок – анализ художественного текста

Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

А) Приветствие и посещаемость;

Б) Готовность к уроку;

В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)

— Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?

— Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.

«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.

Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.

Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.

Какое историческое время описывается в произведении?

— Что вам о нем известно?

— Кто является главным героем в произведении и почему?

— Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось?

4 Выборочное чтение . Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.

5. Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду. Почему это произошло?

Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем –то проторенной давным – давно. Обманула мальчика Слепая елань – топкое место, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле даже название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды, а в Слепой (незаметной) елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета елани, не хотел её обходить по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, смог бы избежать беды.

6. Задание поискового характера.

Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Какие? Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения( «деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе) ; говорящие названия лесных мест Блудово болото( место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).

* Какое лесное животное описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно в приключениях Насти и Митраши? (стр ).

М.М Пришвиным описан лось – лесной великан. Его величие подчеркнуто такими словами, как «громадина», «большое тело», «чудовище». Лось сравнивается с самыми крупными домашними животными – быком и лошадью. Писатель не просто восхищается его красотой («какие глаза», «какие рога») Это животное появляется в повествовании не случайно. С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.

* Какую роль в произведении играет собака? Вспомните, как описывает её автор?

* Какую роль играют птицы и звери? Какие они?

Похожи ли птицы и звери на сказочных? Нет. Он любовно рисует их, не идеализирует. Даже иногда животное напоминает кого- либо из героев.

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные запасы торфа- прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.

«Кладовая солнца»- сердце человека, с его способностью любить, и в этой способности- великая правда, которую знал старый Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг- вот настоящее, истинное богатство.

Домашнее задание : подготовка к сочинению

План разработан учителем русского языка и литературы Раевской Н.В.

Источник

Почему рассказ называется кладовая солнца. Почему сказка-быль называется «Кладовая солнца»

Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»

: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;

2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

: художественный текст, иллюстрации к произведению

урок – анализ художественного текста

частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

А) Приветствие и посещаемость;

Б) Готовность к уроку;

В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)

2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.

— Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?

— Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.

«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.

Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.

Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.


Какое историческое время описывается в произведении?
— Что вам о нем известно?

— Кто является главным героем в произведении и почему?

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

почему рассказ называется кладовая солнца?

почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть фото почему быль кладовая солнца так называется. Смотреть картинку почему быль кладовая солнца так называется. Картинка про почему быль кладовая солнца так называется. Фото почему быль кладовая солнца так называется

Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»

Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.

Пример 2

Произведение Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» написана в таком жанре, который автор назвал сказкой-былью. Почему писатель его так обозначил? Что в произведении относится к сказке, а что к были?

Прежде всего, герои книги перемещены в реальный мир. Во время Великой Отечественной войны таких братьев и сестер, оставшихся сиротами, были тысячи по всему СССР. Эти дети рано взрослели, в очень юном возрасте им нужно было учиться жить самостоятельно. Так и Настя с Митрошкой – обычные дети войны. Сама ситуация, в которой они оказались, тоже достаточно обычная, в ней нет ничего волшебного: дети пошли за клюквой, поссорились. Девочка пошла известной тропой и нашла ягоду, а мальчик решил идти напрямик, и чуть не погиб в болоте. Сама ситуация, случившаяся с главными героями, их деревня, красочные описания леса, волк, пугающий всю округу, залежи клюквы, ребята из Ленинграда в эвакуации – все это, бесспорно, относится к были.

Таким образом, произведение «Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина полностью оправдывает название своего жанра. В ней есть как действительные моменты, так и вымышленные магические детали.

Читайте также

сказки-были «Кладовая солнца.» Объем сочинения- 1 стр.

Название: Приключения «Мужичка в мешочке и Золотой курочки» План: 1. Главные герои сказки «Кладовая солнца» 2. Поход Насти и Митраши на сказочную полестинку за клюквой а) Рассказ о ели и сосне растущих вместе б) Ссора детей у лежачего камня в) Опасный путь «Мужичка в мешочке» г) Трудные испытания «Золотой курочки» д) Великая сила любви 3. Отношение автова к «умным детишкам» Помогите пожалуйста, второй день думаю, написать не могу. Пожалуйста напишите, но по плану

Пример 1

В этой истории мы видим интересные переплетения вымысла, легенды и реальных событий. В самом начале кажется будто попадаем в сказку: “В одном селе, возле Блудова болота…”. Однако тут же автор показывает нам и другую сторону, грустную правду жизни: “…осиротели двое детей…”

Конец, конечно же, счастливый. И ребята стали меняться: Митраша, мог бы стать героем войны, настолько он был храбрый и умный, а Настя отдала всю клюкву эвакуированным из Ленинграда детям. А это значит, что испытания, которые выпали на долю детей, научили их быть добрее, лучше относиться друг к другу и к окружающим.

Эта история учит нас любви к окружающему миру и друг к другу, показывает, что связь с природой очень важна. Автор через вроде бы сказочных персонажей: думающую собаку, говорящие деревьев, акцентирует внимание на проблемах реальных героев. Вот так и переплетаются сказа и быль в “Кладовой солнца” М.М. Пришвина.

почему рассказ называется кладовая солнца?

Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Возможно, вы имели ввиду: Почему потом автор переименовал рассказ из «Друг человека» в «Кладовую солнца»

Если бы автор назвал произведение «Друг человека», то основная мысль заключалась бы в верности и преданности людям собаки Травки. Но этот рассказ немного не об этом. Место действия происходит возле болота. Там ученые добывают уже не помню что и этого материала там очень много. Поэтому это место является кладовой. И по-моему его там много потому что на поляне много света и солнца.

Источник

Урок литературы в 6 классе «Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина»

Обучающие цели : 1) научить определять жанр сказки – были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл произведения.

Развивающие цели : 1 ) уметь найти в тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3) уметь описать иллюстрацию к произведению.

Воспитывающие цели :1) воспитать в детях любовь к родной природе и бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и готовность помочь в трудной ситуации.

Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2) определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф к теме урока.

Никакой правды не бывает без выдумки!

Выдумка спасает правду, для правды только и существует

1.Проверка домашнего задания.

1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.

,как торф, достается человеку в наследство»).

Вывод: Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому что рождены эти запасы солнцем.

2) Только ли торфом богаты эти места?

Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу

Беседа по вопросам

,то природа- кладовая солнца.

3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?

Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина о сказках).

-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал: «Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»

Беседа по вопросам:

Сказка- 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

Быль- То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).

— Что относится к были?

Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за клюквой, история Травки и Антипыча.

А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в «Кладовой солнца».

-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).

Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в сказке Пришвина.

Зачин- начало повести (зачитать).

Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.

Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.

Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение детей домой, спасение Митраши.)

Волшебные, фантастические силы- природа.

Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?

Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).

Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.

То есть они как бы подсказывали детям неверность их решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.

2) Елочки- старушки. С.

Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об опасности.

Черный ворон, сороки.

Чтение отрывка на с.

4) «Настя на палестинке».

Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде, о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.

Вывод: Природа тоже является главным действующим лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается, напоминает сказку.

Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом произведении М.Пришвина.

Вывод: ученики, помогает учитель.

3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая солнца» и защита их учениками по плану:

1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета использовал; 3) с какой целью.

5.Домашнее задание : сочинение на одну из тем:

1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».

2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *