почему богоявление так назвали в нижегородской области

Легенды и были села Богоявление

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

Смотрительница и создатель музея Римма Тоболкина у ключа, где, по преданию, привиделся крестьянке Иисус Христос.

Автор фото: Артем Фалин

Легенды и были села Богоявление

В селе под названием Богоявление, что на половине пути от Нижнего к Арзамасу, восстанавливается церковь. Трехпрестольная. Внутри еще почти пустая — идут строительные работы. Но уже и службы идут. Так вот эта сельская церковь Богоявления Господня создана по проекту Монферрана!

Красивыми преданиями овеяно село Богоявление. Было оно зажиточное, многолюдное. В советские годы — с большой прослойкой интеллигенции: бывших дворян и священнослужителей, которых укрыла от тяжких судеб российская глубинка. Богато украшенной была и сельская церковь.

В стародавние времена в местечке Инелей, заселенном после покинувшей его мордвы русскими, пошла однажды на ключ крестьянка. Наклонилась воды набрать и… увидела в хрустальной студеной воде на мгновение Божий Лик. У того ключика и построили тогда, еще в 1680 году, первый, деревянный, храм Богоявления Господня. А село стало зваться Богоявлением.

В 1799 году случился первый пожар. Деревянная церковь горела, потом восстанавливалась, и еще не однажды охватывал ее огонь… Последнее, каменное, творение храма Богоявления Господня сооружено было по монферрановскому проекту.

«Если кто из вас видел Богоявленскую церковь села Богоявление, что стоит рядом с дорогой Горький — Саранск, в прежнем ее виде, тот не мог не любоваться ее красотой, ее архитектурным исполнением, росписью картин из жизни святых и великомучеников, ее иконами, каждая из которых представляла собой шедевр искусства художников прошлых веков, мастеров-строителей и поделочников.

На пятьдесят километров вокруг была видна она как корабль среди моря лесов, полей и лугов, олицетворяя собой многоукладность жизни Руси, ее красоту и мощь. И что мы видим сейчас. Без следа исчезли и богатейшая библиотека, и бесценные иконы, что вывозились неизвестно кем и якобы в музеи страны, — читаем у богоявленского старожила. — Участь храма была предрешена, как и участь многих тысяч других церквей».

Сельчане любили свой храм. Тяжело переживали в годы революции и гражданской войны его разорение и готовящееся закрытие.

Уникальные архивные материалы по истории храма собрала директор церковно-исторического музея села Богоявление Римма Хадиатовна Тоболкина. Увлеченная своей деятельностью, она с удовольствием делится всем, что ей известно, с посетителями музея.

«Многоуважаемый Иван Терентьевич, — обратился к советскому уполномоченному по делам религий Морозову 13 ноября 1918 года священник Богоявленской церкви Рафаил Певницкий. — Будьте добры объяснить сему подателю о затруднениях, встречающихся в описи церковного имущества. Какая форма описи? Неужели переписывать все иконы? Или чохом их отметить? Неужели записывать все лампады и лампадки, не представляющие ни ценности особенной, ни особенного искусства? А старые ризы, не представляющие никакой ценности? Куда отнести часовни в память убиенного Александра II и погибших в Японии? Куда их записывать? Как считать кладбища — церковным имуществом или нет?»

13 декабря Морозов ответил: «Батюшка, нужно описывать всё имущество, без исключения. А если что думаете исключить, то под Вашу ответственность. Кладбища, церковные земли и дома, безусловно, входят в состав имущества».

Заниматься крестьянством в Богоявлении стало невыгодно: хлеба не хватало до нового урожая. И начали мужики осваивать ремесла и уходить в город на заработки — на сезонные работы малярами, штукатурами, каменщиками. Шли на заводы, на лесопилку, гнули дуги, ободья для колес, делали сани. В селе с весны до осени оставались одни женщины да дети.

Противостоять поэтому разграблению церкви в 1922 году было некому. И в тот день, когда советские уполномоченные пришли изымать церковную утварь, статная, крепкая, похожая, как рассказывают, на кустодиевскую русскую красавицу Дуня Панова собрала по дворам и соседним деревням баб. И образовали они у церковных ворот непроходимую преграду, никого из новых властей к храму не подпустили. Шумели, да еще кричала бойкая Евдокия, что наказывать надо тех, кто посягает на церковное имущество, калечит древние иконы, сдирая с них ризы.

Особенно охранять призывала Дуня старинное, с украшенным дорогими каменьями, золотом и серебром Напрестольное Евангелие. Все прихожане наизусть знали вывешенный в храме текст, сопровождавший подарок, пожалованный «1680 года октября в 21-й день» братом Петра Первого: «Сие святое Евангелие великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец, пожаловал Нижегородскому уезду Терюшевския волости в новую церковь к Богоявлению Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа в село Богоявленское. И буде кто сие святое Евангелие от церкви Богоявления Господня отлучит или украдет, по преданию святых апостолов, святых отец, да будет проклят».

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

Арестантский дом

Не позволили войти в храм ни уполномоченному, ни милиционеру, ни сельсоветовским властям богоявленские прихожанки. Но Дуню вскоре арестовали. И пошли в уездные инстанции заявления и письма, обличающие молодую женщину в том, что она «замечена в контрреволюционном действии», и посему пришлось-де «гражданку Панову Е. арестовать и препроводить под строгим конвоем в Нижегородский уездный арестантский дом для содержания под стражей».

8 июня 1922 года Богоявленский сельсовет вместе с обвинительным актом «препровождает в Тепелевский волостной отдел Гражданского управления гражданку села Богоявление Евдокию Ивановну Панову как вносящую дезорганизацию в селе…

Такие злостные личности, как Панова, безнаказанными быть не могут… Тов. Панова, 32 лет, девица, имущественное положение — середняк, к числу крестьянской темноты принадлежать ни в коем случае не может — она хорошо грамотная, и агитация ее сознательная».

Реввоентрибунал

Дуня уже не просто в арестантском доме: «1922 года августа 26 дня» председатель Особой сессии нарсуда по Нижегородскому уезду, «принимая во внимание, что Панова обвиняется в возбуждении населения к сопротивлению исполнения постановлений правительства об изъятии церковных ценностей…», препровождает ее и заведенное на нее дело в Реввоентрибунал. И завершиться это может чем угодно — от высылки без права переписки до расстрела.

Село взбудоражено. Церковные ценности правдами и неправдами всё равно уже вывезены. И богоявленцы озабочены тем, как спасти свою односельчанку. Священник Певницкий обращался все три месяца ее ареста во все возможные инстанции, пытаясь защитить отважную прихожанку, но безрезультатно. И вот Церковный совет (ложь во спасение!) пишет в Нижний Новгород:

«Настоящим удостоверяем, что Евдокия Панова по обвинению ея в агитации противу отбора церковного имущества при приезде уполномоченнаго по изъятию имущества товарища начальника милиции Сабанова не наносила никаких оскорблений в его адрес. И никаких бунтовских восстаний и агитации к таковому с ее стороны не было, в чем и удостоверяет церковный совет Богоявленской церковной общины верующих».

Божьего гнева убоясь…

К чести уполномоченного и начальника милиции, руководителей Богоявленского сельсовета, они то ли под воздействием сограждан и священника Рафаила Певницкого отзывают свои требования призвать Дуню Панову к ответу, то ли просто не настаивают больше на наказании, то ли, Божьего гнева убоясь, не подтверждают «контрреволюционности» односельчанки. И «1922 года сентября 11-го дня следователь Нижгубревтрибунала» выносит постановление:

На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что фактически никакого противодействия со стороны гр. Пановой не усматривается, что изъятие церковных ценностей в Нижегородском уезде вообще и в селе Богоявленском в частности давно уже закончено, постановляю: настоящее дело, за отсутствием в действиях обвиняемой состава преступления представить в коллегию трибунала на прекращение, освободив Панову из-под стражи. Следователь Нижгубревтрибунала Шолохов».

«Если бы побольше было таких Дунь Пановых, не молчали бы семь десятилетий православные храмы России», — завершает свое повествование Римма Тоболкина.

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области10691

Источник

Легенды и были села Богоявление

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

В селе под названием Богоявление, что на половине пути от Нижнего к Арзамасу, восстанавливается церковь. Трехпрестольная. Внутри еще почти пустая — идут строительные работы. Но уже и службы идут. Так вот эта сельская церковь Богоявления Господня создана по проекту Монферрана!

Красивыми преданиями овеяно село Богоявление. Было оно зажиточное, многолюдное. В советские годы — с большой прослойкой интеллигенции: бывших дворян и священнослужителей, которых укрыла от тяжких судеб российская глубинка. Богато украшенной была и сельская церковь.

В стародавние времена в местечке Инелей, заселенном после покинувшей его мордвы русскими, пошла однажды на ключ крестьянка. Наклонилась воды набрать и… увидела в хрустальной студеной воде на мгновение Божий Лик. У того ключика и построили тогда, еще в 1680 году, первый, деревянный, храм Богоявления Господня. А село стало зваться Богоявлением.

В 1799 году случился первый пожар. Деревянная церковь горела, потом восстанавливалась, и еще не однажды охватывал ее огонь… Последнее, каменное, творение храма Богоявления Господня сооружено было по монферрановскому проекту.

«Если кто из вас видел Богоявленскую церковь села Богоявление, что стоит рядом с дорогой Горький — Саранск, в прежнем ее виде, тот не мог не любоваться ее красотой, ее архитектурным исполнением, росписью картин из жизни святых и великомучеников, ее иконами, каждая из которых представляла собой шедевр искусства художников прошлых веков, мастеров-строителей и поделочников.

На пятьдесят километров вокруг была видна она как корабль среди моря лесов, полей и лугов, олицетворяя собой многоукладность жизни Руси, ее красоту и мощь. И что мы видим сейчас. Без следа исчезли и богатейшая библиотека, и бесценные иконы, что вывозились неизвестно кем и якобы в музеи страны, — читаем у богоявленского старожила. — Участь храма была предрешена, как и участь многих тысяч других церквей».

Сельчане любили свой храм. Тяжело переживали в годы революции и гражданской войны его разорение и готовящееся закрытие.

Уникальные архивные материалы по истории храма собрала директор церковно-исторического музея села Богоявление Римма Хадиатовна Тоболкина. Увлеченная своей деятельностью, она с удовольствием делится всем, что ей известно, с посетителями музея.

«Многоуважаемый Иван Терентьевич, — обратился к советскому уполномоченному по делам религий Морозову 13 ноября 1918 года священник Богоявленской церкви Рафаил Певницкий. — Будьте добры объяснить сему подателю о затруднениях, встречающихся в описи церковного имущества. Какая форма описи? Неужели переписывать все иконы? Или чохом их отметить? Неужели записывать все лампады и лампадки, не представляющие ни ценности особенной, ни особенного искусства? А старые ризы, не представляющие никакой ценности? Куда отнести часовни в память убиенного Александра II и погибших в Японии? Куда их записывать? Как считать кладбища — церковным имуществом или нет?»

13 декабря Морозов ответил: «Батюшка, нужно описывать всё имущество, без исключения. А если что думаете исключить, то под Вашу ответственность. Кладбища, церковные земли и дома, безусловно, входят в состав имущества».

Заниматься крестьянством в Богоявлении стало невыгодно: хлеба не хватало до нового урожая. И начали мужики осваивать ремесла и уходить в город на заработки — на сезонные работы малярами, штукатурами, каменщиками. Шли на заводы, на лесопилку, гнули дуги, ободья для колес, делали сани. В селе с весны до осени оставались одни женщины да дети.

Противостоять поэтому разграблению церкви в 1922 году было некому. И в тот день, когда советские уполномоченные пришли изымать церковную утварь, статная, крепкая, похожая, как рассказывают, на кустодиевскую русскую красавицу Дуня Панова собрала по дворам и соседним деревням баб. И образовали они у церковных ворот непроходимую преграду, никого из новых властей к храму не подпустили. Шумели, да еще кричала бойкая Евдокия, что наказывать надо тех, кто посягает на церковное имущество, калечит древние иконы, сдирая с них ризы.

Особенно охранять призывала Дуня старинное, с украшенным дорогими каменьями, золотом и серебром Напрестольное Евангелие. Все прихожане наизусть знали вывешенный в храме текст, сопровождавший подарок, пожалованный «1680 года октября в 21-й день» братом Петра Первого: «Сие святое Евангелие великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец, пожаловал Нижегородскому уезду Терюшевския волости в новую церковь к Богоявлению Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа в село Богоявленское. И буде кто сие святое Евангелие от церкви Богоявления Господня отлучит или украдет, по преданию святых апостолов, святых отец, да будет проклят».

Не позволили войти в храм ни уполномоченному, ни милиционеру, ни сельсоветовским властям богоявленские прихожанки. Но Дуню вскоре арестовали. И пошли в уездные инстанции заявления и письма, обличающие молодую женщину в том, что она «замечена в контрреволюционном действии», и посему пришлось-де «гражданку Панову Е. арестовать и препроводить под строгим конвоем в Нижегородский уездный арестантский дом для содержания под стражей».

8 июня 1922 года Богоявленский сельсовет вместе с обвинительным актом «препровождает в Тепелевский волостной отдел Гражданского управления гражданку села Богоявление Евдокию Ивановну Панову как вносящую дезорганизацию в селе…

Такие злостные личности, как Панова, безнаказанными быть не могут… Тов. Панова, 32 лет, девица, имущественное положение — середняк, к числу крестьянской темноты принадлежать ни в коем случае не может — она хорошо грамотная, и агитация ее сознательная».

Дуня уже не просто в арестантском доме: «1922 года августа 26 дня» председатель Особой сессии нарсуда по Нижегородскому уезду, «принимая во внимание, что Панова обвиняется в возбуждении населения к сопротивлению исполнения постановлений правительства об изъятии церковных ценностей…», препровождает ее и заведенное на нее дело в Реввоентрибунал. И завершиться это может чем угодно — от высылки без права переписки до расстрела.

Село взбудоражено. Церковные ценности правдами и неправдами всё равно уже вывезены. И богоявленцы озабочены тем, как спасти свою односельчанку. Священник Певницкий обращался все три месяца ее ареста во все возможные инстанции, пытаясь защитить отважную прихожанку, но безрезультатно. И вот Церковный совет (ложь во спасение!) пишет в Нижний Новгород:

«Настоящим удостоверяем, что Евдокия Панова по обвинению ея в агитации противу отбора церковного имущества при приезде уполномоченнаго по изъятию имущества товарища начальника милиции Сабанова не наносила никаких оскорблений в его адрес. И никаких бунтовских восстаний и агитации к таковому с ее стороны не было, в чем и удостоверяет церковный совет Богоявленской церковной общины верующих».

Божьего гнева убоясь…

К чести уполномоченного и начальника милиции, руководителей Богоявленского сельсовета, они то ли под воздействием сограждан и священника Рафаила Певницкого отзывают свои требования призвать Дуню Панову к ответу, то ли просто не настаивают больше на наказании, то ли, Божьего гнева убоясь, не подтверждают «контрреволюционности» односельчанки. И «1922 года сентября 11-го дня следователь Нижгубревтрибунала» выносит постановление:

На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что фактически никакого противодействия со стороны гр. Пановой не усматривается, что изъятие церковных ценностей в Нижегородском уезде вообще и в селе Богоявленском в частности давно уже закончено, постановляю: настоящее дело, за отсутствием в действиях обвиняемой состава преступления представить в коллегию трибунала на прекращение, освободив Панову из-под стражи. Следователь Нижгубревтрибунала Шолохов».

«Если бы побольше было таких Дунь Пановых, не молчали бы семь десятилетий православные храмы России», — завершает свое повествование Римма Тоболкина.

Источник

Богоявление (Дальнеконстантиновский район)

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской областиИз Википедии, бесплатной энциклопедии

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области

Содержание

Этимология [ править | править код ]

География [ править | править код ]

История [ править | править код ]

Достопримечательности [ править | править код ]

Деревянная церковь в честь Богоявления Господня в селе Богоявление была построена в 1680 году.

В 1821 году началось строительство каменного храма по проекту Огюста Монферрана. Строительство велось до 1826 года. В храме было три престола: во имя Богоявления Господня (освящен в 1846 году), во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1828 году), во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1830 году).

В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда. При церкви располагалось кладбище.

В 1859 году в селе Богоявление открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был диакон Василий Славницкий.

В октябре 1892 года по инициативе местного пристава А. Н. Быкова была построена часовня в память чудесного избавления цесаревича Николая Александровича от опасности, грозившей в Японии в 1891 году.

В 1937 году церковь была закрыта и разрушена. Арестованы священник П. П. Кряжев и диакон И. П. Лабутов. В 1958 году сгорела колокольня храма.[1]

С 1988 года первая в Дальнеконстантиновском районе церковь стала восстанавливаться по настоянию местных жителей.

В 2000 году церковь Богоявления Господня получила статус памятника истории и культуры Нижегородской области. С этого времени ведутся работы по созданию при храме церковно-краеведческого музея. В 2013 году митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения колоколов храма.

13 июля 2016 года благочинный Дальнеконстантиновского округа иерей Виталий Мишарин освятил кресты и купола церкви.[2]

Источник

Богоявление. Место чуда

Чем ближе к Новому году, тем больше хочется чуда. Это желание родом из детства овладело и нашими корреспондентами. Где же его искать? Открыв карту Новой Москвы, долго перебирали названия населенных пунктов, но в итоге сошлись на селе Богоявление, ведь в самом его имени заложена история чуда, вернее, чудесного явления. Значит, пора в путь. Встречайте нас, богоявленцы!

Маленькая страна

Гулкие удары топора об отсыревшие поленья, блеянье коз и заливистый мужской смех. В жилой части Богоявления и в выходные кипит работа. На регулярной основе здесь проживают 30 семей, восемь из них — с детьми.

— Летом бывает и до 100 домов, а зимой дачники уезжают, — рассказывает староста села Сергей Жуков. — Зато мы все друг друга знаем и живем как большая семья.

Наверное, это отличительная черта любой деревеньки от городских дворов с многоэтажками: соседи здесь — не чужие «кто-то», а действительно близкие люди. Но на поверку Богоявление оказалось даже не семьей, а маленькой уютной страной, в которой все при деле. Вот староста села, Сергей Жуков, рядом — его первый советник, Александр Лукашов. Раньше он был старостой, но решил отойти от дел и помогать молодежи, передавать опыт. Вот кладезь историй и прибауток дед Олег (Мареев), мастер по части сельского хозяйства, беседует с местным «летописцем» — историкомкраеведом Александром Кондратовичем.

— За организацию культурно-массовых мероприятий у нас отвечает Полина Рязанцева, мы в шутку называем ее «министром культуры», — улыбается староста. — Есть у нас даже своя моторно-техническая станция. Сергей Кошкин у нас настоящий специалист по технике, вот и чинит по доброте душевной соседские машины и мотоциклы.

Кстати, Кошкин — не настоящая фамилия Сергея. По документам он — Новик. А Кошкиным его прозвали богоявленцы за любовь к мяукающим хвостатым, которых в его доме уже никто и не считает — перестали, когда перевалило за 30.

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской областиСтароста села Сергей Жуков воскресным утром рубит дрова. Фото: Пелагия Замятина

Министерство культуры

В большом доме с колоннами живет семья Полины Рязанцевой — того самого «министра культуры». Она по образованию педагог, это для нее и работа, и любимое занятие. В Богоявлении молодая мама организовывает для местной детворы праздники и спектакли.

— А еще мы сами делаем декорации, — дочь Полины Рязанцевой, Саша, показывает поролоновую кувшинку. — Надо раскрасить, а потом прогладить утюгом, получается очень красиво.

— Обычно собираются около десяти человек, — говорит жена старосты Ольга Жукова. — А летом бывает и по 30, и по 40 ребятишек. На самом деле тут немало семей с детьми и молодых мам, мы встречаемся, что-то придумываем. Так и коротаем время.

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской областиФото: Пелагия Замятина

Легенда ледяного родника

Средний возраст богоявленцев — 40 лет, но историю здесь знают и чтят. Живы еще местные предания и легенды, передающиеся из поколения в поколение.

— Я из числа коренных жителей. Село получило название от церкви Богоявления Господня, а первые упоминания о поселении на этой территории зафиксированы еще в 1486 году, — объясняет краевед Александр Кондратович. — А про само Богоявление мне рассказывала бабушка. Говорила, что дело было на роднике, который теперь считается у нас святым. Туда ударила молния, и на воде проявился крест.

— Разве на воде? — вступает в дискуссию Александр Лукашов. — Я вот слышал, что в воздухе.

— Сейчас уже и не упомнишь, — вздыхает местный историк и ведет нас смотреть на святой родник.

Им оказывается пластиковая труба, через которую для удобства подается вода. Спускаюсь по скользким ступеням. Вода чистая, прозрачная и до того холодная, что зубы сводит.

— А ты разве про этот родник говорил? — удивляется Лукашов. — Я-то тебе — про колодец. Над ним же крест воспарил! Где людям на самом деле явилось крестное знамение — неизвестно, но родник был знаменит на всю округу.

К нему приезжали паломники и из Подольска, и из Чехова, и из районов внутри МКАД.

— Здесь располагались барские земли, последней их владелицей была вдова титулярного советника Татьяна Петровна Давыдова. Сохранилась даже фотография ее семейства, сделанная на картофельном поле в 1934 году. Появляться здесь без разрешения запрещалось строго-настрого, — продолжает Александр. — Моей бабушке, как и многим старожилам, это так запомнилось, что она до сих пор с неохотой заходит в эту часть села. Даже летом, когда здесь много земляники.

почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской областиСвященник храма в честь Богоявления Господня, протоиерей Андрей Сапунов в прошлом был советником президента Туркменистана по религии. Фото: Пелагия Замятина

Храм, восставший из пепла

За беседой подходим к церкви за массивными деревянными воротами.

— Я служу здесь всего три года, а раньше был советником президента Туркменистана по религии, — встречает нас священник местного храма Андрей Сапунов. — А теперь вот у меня приход в Богоявлении. Поэтому в местной истории я не очень силен. А прихожане здесь есть всегда, это ведь единственная церковь на всю округу.

История Богоявленской церкви, как выяснилось, достойна отдельной книги. Ну или как минимум газетной публикации. В советские годы в ее стенах размещались и моторно-тракторная станция, и заводской цех, и даже косметическая фабрика. Лишь в конце XX века здание вернули Русской православной церкви, а в 2007-м храм уже после завершения капитальной реконструкции принял прихожан. Сегодня в церкви Богоявления Господня стоит киот с мощами святых, к которым верующие приходят, чтобы попросить о чуде.

Обыкновенное чудо

— Верим ли мы в чудо? — староста Сергей Жуков задумывается. — В жизни всегда есть место для него. Но нужно и самим не плошать, обустраивая свою жизнь. В этом году мы наконец провели интернет, в следующем появится телефонная вышка, и мы сможем созваниваться с соседями. А то ведь у нас как: недоступен — значит, дома. Самые желанные чудеса у нас — они же простые, бытовые. То, что для большинства горожан — дело привычное, для нас, селян, пусть теперь и городских, — целое событие. Появится, например, газ в Богоявлении — вот вам и чудо!

КСТАТИ

До революции в селе производили золотые оклады для икон, которые пользовались популярностью в Москве. Разбогатевших крестьян барыни отпускали в столицу.

СПРАВКА

В XII–XIII веках местные земли принадлежали рязанским князьям. В 1389 году князь Дмитрий Донской пожаловал их своей супруге Евдокии.

В XV веке их внук Михаил Андреевич передал территории великому князю Ивану III.

В духовной грамоте 1486 года, подтверждающей это, впервые упоминается название «сельца» — Богоявление. В 1627 году в Писцовой книге Малоярославецкого уезда говорится, что церковь Богоявления Христова, построенная в 1588 году, была сожжена «в приход Крымского царя». Связана история села и с бунтом царевны Софьи, родной сестры императора Петра I.

В 1697 году Ивана Циклера, владевшего им, четвертовали как ее самого ревностного сподвижника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Село
Богоявление
55°49′34″ с. ш. 43°59′09″ в. д. H G Я O L
Страна почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть фото почему богоявление так назвали в нижегородской области. Смотреть картинку почему богоявление так назвали в нижегородской области. Картинка про почему богоявление так назвали в нижегородской области. Фото почему богоявление так назвали в нижегородской области Россия
Субъект ФедерацииНижегородская область
Муниципальный районДальнеконстантиновский
Сельское поселениеБогоявленский сельсовет
История и география
Прежние названияИнелей, Богоявленское
Высота центра160 м
Часовой поясUTC+3:00
Население
Население↘ 944 [1] человека ( 2010 )
Национальностирусские — 92 %
Цифровые идентификаторы
Телефонный код+7 83168
Почтовый индекс606303
Код ОКАТО22230812001
Код ОКТМО22630412101