Digital non media что это
АКАР выпустила первую карту рынка немедийных диджитал-агентств
В нее вошли креативные агентства, производители контента и веб-разработчики
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) выпустила интерактивную карту рынка digital non-media агентств (немедийных диджитал-агентств). Клиенты могут использовать ее как путеводитель, чтобы узнать о специализации, кейсах, команде и других заказчиках компаний, сообщили Sostav в ассоциации.
Среди услуг, которые оказывают участники карты:
Карта включает 120 организаций и может послужить ориентиром в индустрии при выборе партнеров. Проект призван дать полную и объективную информацию о сегменте, формировать, внедрять и регулярно улучшать единую систему цифрового немедийного рынка. Агентства распределены по типу и географии оказания услуг, наградам за участие в фестивалях 2018−2020 годов.
Владилен Ситников, вице-президент АКАР, сопредседатель диджитал-комитета АКАР, креативный директор Possible Moscow:
Независимая карта рынка позволяет составить объективное мнение о сегменте, дает представление о потенциальных партнерах для сотрудничества и помогает компаниям принять решение при выборе контрагента. Прозрачность и упорядоченность всегда идут на пользу индустрии, поддерживая конкурентную борьбу талантов и стимулируя поиск эффективных бизнес-моделей.
Дмитрий Тарновский, участник диджитал-комитета АКАР, сопредседатель «Клуба 2030» АКАР, управляющий партнер Mindshare:
При формировании карты ассоциация опирается на большой объем данных и их анализ, привлекает ведущих экспертов для верификации, а также использует уже принятые рынком и зарекомендовавшие себя источники информации. В определенной степени это максимально объективный, актуальный и широкий срез индустрии, способствующей росту современного бизнеса.
Эксперты рабочей группы комитета IAB Russia по performance-маркетингу и смежным направлениям выпустили новую карту сегмента, которая включает более 160 компаний. Экосистема отражает актуальную структуру отрасли — она поможет игрокам лучше ориентироваться на быстрорастущем рынке performance-маркетинга.
АКАР представляет первую экосистему рынка Digital non-media
Экосистема рынка Digital non-media отражает положение ключевых игроков сегмента в зависимости от их роли при оказании услуг. В проекте представлены не только агентства, но и продакшены, а также медиаплатформы, контент-площадки, порталы и социальные сети, распределенные по типам медиапотребления.
Экосистема подготовлена экспертами АКАР и призвана повысить прозрачность рынка. Она наглядно отражает роль компаний при оказании диджитал нон-медиа услуг.
В центре экосистемы расположены агентства, которые оказывают комплексные услуги по поддержке проектов, а также проводят аналитику, создают стратегию и креатив. Для наполнения этого раздела была взята информация из Топ-30 агентств Digital non-media Rating 2020.
Вокруг этих агентств размещен пул нишевых игроков, которые занимаются производством: видеопродакшены, AR\VR, компании по производству контента, сайтов, мобильных приложений, игроки, специализирующиеся на работе с блогерами и CRM. Блок АR/VR был наполнен и согласован совместно с Ассоциацией дополненной и виртуальной реальности. В раздел «Производство мобильных приложений» были включены топ-20 игроков этого рынка.
В блоки «Производство контента», CRM и «Работа с блогерами» были включены основные участники рынка, данные о которых были частично взяты из экосистем сегментов интерактивной рекламы, подготовленных IAB Russia. В блок «Видеопродакшены» попали топ-20 участников фестиваля Big Picture, Для наполнения раздела «Производство сайтов» были взяты топ-20 участников рейтинга Production аналитического агентства Tagline.
В рамках внешнего контура экосистемы рынка Digital non-media расположены игроки, осуществляющие дистрибуцию контента. Участники этого блока распределены по типам медиапотребления: видео, мобайл, порталы, социальные медиа и мессенджеры. Для наполнения блока «Мобайл» и «Порталы» были взяты топ-20 площадок по потреблению за последний месяц согласно данным Mediascope.
В раздел «Социальные медиа и мессенджеры» были внесены все активные игроки рынка.
Mosaic, Isobar и Nectarin возглавили рейтинг диджитал-агентств АКАР
Всего в рейтинге приняли участие 107 компаний
В рейтинге приняли участие 107 агентств — на 9 больше, чем годом ранее. При оценке компаний учитывались такие показатели, как штат, рекомендательные письма от рекламодателей, выручка, мнение участников рынка, оказываемые услуги, отсутствие задолженностей, продолжительность жизни и другие. Подробнее о методологии и подсчете результатов можно почитать здесь, а ознакомиться с рейтингом целиком — здесь.
Владилен Ситников, вице-президент АКАР, сопредседатель комитета диджитал-агентств, СЕО Possible Group:
Я невероятно доволен результатом. Мы видим настоящую картину рынка диджитал услуг нон-медиа: и топ 10 игроков, и топ 30 показывают, что бизнес бывает разный, имеет разный акцент по своей сути — основой может быть и медиа, и перформанс, и чистый креатив, но каждый из игроков закрывает с помощью своего сервиса потребности клиента.
Татьяна Щербакова, сопредседатель комитета маркетинговых агентств АКАР, президент Ark Group:
Легко рассказывать, что агентство — лидер рынка, но куда сложнее подтвердить это по целому ряду параметров и получить одобрение верификационной комиссии. Возможно поэтому некоторые агентства пока не решились заявить о себе в рейтинге. Важно отметить, что методология открыта и все участники в равных условиях.
Андрей Коваль, заместитель гендиректора Isobar Moscow, отметил, что теперь рейтинг охватывает большую часть рынка, что делает его прозрачным и сравнимым.
Андрей Коваль, сопредседатель комитета диджитал-агентств АКАР, заместитель генерального директора Isobar Moscow:
Мы приросли в количестве участинков, к рейтингу присоединились и новые молодые агентства и еще несколько «мастодонтов», и теперь мы с уверенностью можем говорить о том, что рейтинг охватывает большую часть российского non-media диджитал-рынка, делает его прозрачным, видимым, считаемым, сравнимым. Тройка лидеров в этом году обновилась. Рейтинг получился живым, подвижным, конкурентным, и это замечательно. Желаю всем удачи в будущем сезоне!
АКАР представила пилотный рейтинг digital-агентств (non-media)
ТОП компаний за 2018 год будет представлен на НРФ 2019
АКАР разработала новый рейтинг, в который входят лучшие digital-агентства. ТОП ведущих компаний за 2017 год создавался с учетом эффективности агентства, его финансовой устойчивости и мнений рекламодателей.
Основными задачами составители рейтинга видят объективную оценку агентств-участников digital-рынка, развитие внутренней индустриальной инфраструктуры, создание индустриального ориентира для выбора агентства для сотрудничества, а также продвижение позитивной репутации российской интерактивной индустрии зарубежом.
Методология
Результаты
Полную таблицу с результатами и критериями можно посмотреть здесь.
Средние показатели
При определении результатов учитывались как экономические критерии деятельности агентств, так и рекомендательные письма игроков рынка — рекламодателей и агентств. Итоги показали, что 50% (28 агентств) имеют выручку в 100 млн.руб., 34% (19 агентств) от 100 — 300 млн.руб., 14,5% (8 агентств) — более 300 млн.руб. Общий оборот составил 9 799 млн.руб. В среднем все агентства оказывают клиентам по 10 услуг. Самая редко оказываемая услуга VR/AR — 7% (13 агентств). Награды Effie Russia были всего у 12% (7 агентств участников рейтинга). Также анализ результатов рейтинга показал, что штат сотрудников digital-агентства в среднем составляет 51 человек, а общее количество сотрудников насчитывает около 2844.
Информацию о ТОП-100 отечественных рекламодателей предоставила компания Mediascope на основе данных мониторинга по display и video размещениям. Такой подход призван обеспечить всесторонний анализ деятельности компаний и отразить их финансовую устойчивость и репутацию на рынке.
Андрей Коваль, Сопредседатель Комитета digital-агентств АКАР, Заместитель генерального директора Isobar Moscow:
Это первый рейтинг, целью которого является предоставление рынку четкой и понятной картины агентств digital рынка с точки зрения устойчивости их бизнеса, спектра предоставляемых услуг, опыта, финансовой устойчивости и эффективности, в конце концов прозрачности. Таким образом, это — взгляд агентств на себя самих изнутри. На моей памяти, это первый шаг цифровых агентств к максимальной открытости друг с другом и с клиентами.
Новиков Андрей , CEO Affect Digital Agency:
В целом рейтинг выглядит непривычно, т.е. думаю рынок привык видеть одних и тех же героев и поэтому тут ТОП-10 и ТОП-20 может вызывать вопросы. Но прозрачность рейтинга легко показывает, что те, кто находится в ТОП-10 является лидером по одному или нескольким параметрам. Это значит, что в рейтинге нет на высоких позициях тех, кто ничем не отличился.
Создавай рейтинг мы думали о прозрачности и клиенте, который выбирая агентство мог понимать, за счет чего агентство занимает такую позицию и какая его сильная сторона. Прозрачность также добавляет конкурентности и шанс молодым малозаметным агентствам прибавить по одному из показателей и подняться выше в рейтинге.
Понятно, что это пилот, и нет многих агентств, но наша задача была показать методологию и сказать всему рынку, что прозрачные рейтинги это реально!
Ситников Влад, Сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, CEO Possible Group:
Прозрачность, независимость, доступность — вот самое простое описание созданного digital комитетом АКАР инструмента проверки бизнес устойчивости участников рынка. Пилотный рейтинг показал как просто оценить свое агентство, эффективность, положение на рынке. Теперь не нужно ждать неожиданности от формулы или настроения конкретного человека. Только цифры. Только реальный результат.
Прием заявок на участие в рейтинге стартует 20 августа, результаты рейтинга за 2018 год будут подсчитаны к 20 ноября и оглашены на НРФ 2019.
Как попасть в digital-рейтинг АКАР: 5 лайфхаков
Об этом рассказывает исполнительный директор Future Business Rivals Екатерина Ситникова
Год назад Ассоциация Коммуникативных Агентств России и несколько компаний активистов объявили о запуске рейтинга digital-агентств (non-media), который принципиально отличается от аналогов на рынке. Буквально на днях были опубликованы результаты первого пилотного рейтинга, в который вошло чуть более 50 участников. И хотя изначально рейтинг предназначен именно для агентств, доступ в него открыт и для продакшнов, среди которых есть достаточно крупные, способные составить конкуренцию уже заявившимся игрокам.
Исполнительный директор Future Business Rivals Екатерина Ситникова рассказывает, как небольшим компаниям попасть в рейтинг АКАР (non-media) и какой профит это им даст.
Методология рейтинга
Основное отличие рейтинга АКАР от конкурентов — максимальная открытость и прозрачность методики подсчета: все данные, которые предоставляли агентства, были размещены в открытом доступе — так же, как и полученные на их основе баллы. По сути, это первый полностью прозрачный рейтинг на диджитал-рынке, призванный совершить революцию в рейтинговом болоте, в котором без особого энтузиазма вынуждены бултыхаться как заказчики, так и исполнители.
Во время презентации рейтинга в 2018 году эта прозрачность вызвала ряд возражений: поскольку некоторые данные и проекты агентств находятся под NDA, опубликовать их в открытом доступе невозможно, поэтому для многих игроков это требование могло стать препятствием для участия. Но ситуация разрешилась, когда создатели рейтинга нашли способ верифицировать информацию, не раскрывая ее широкой общественности.
Агентства в рейтинге оценивались по двум основным критериям: бизнес-показатели и экспертиза. Бизнес-показатели рассматривались на основании предоставленных самими компаниями данных о штате компании, спектре услуг, оборотах, финансовой устойчивости и времени существования на рынке. В блоке «Экспертиза» были учтены результаты голосования участников рейтинга, рекомендации клиентов и наличие фестивальных побед.
Продакшн: быть или быть
В финальный список вошли 55 крупных игроков, представляющих диджитал-услуги (за вычетом медийных), полный список можно посмотреть здесь. И хотя пока львиная доля участников представлена крупными агентствами, нас очень порадовало наличие в рейтинге некоторого количества продакшнов. Как отметил Андрей Коваль, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР и заместитель генерального директора Isobar Moscow, продакшны выполняют лишь малую часть из тех услуг, которые оказывают диджитал-агентства, поэтому шансов получить первые места в рейтинге у них мало — хотя это, конечно, не мешает им заявляться в него.
На первые строчки узкоспециализированным компаниям, например, небольшим продакшнам (в отличие от крупных), рассчитывать действительно не стоит: они не смогут тягаться с агентствами по таким показателям, как обороты, спектр услуг, штат и так далее. Но уже само присутствие в рейтинге АКАР (non media) дает возможность продемонстрировать потенциальным заказчикам свою финансовую стабильность, юридическую чистоту и репутацию на рынке. Клиенты далеко не всегда выбирают подрядчика из ТОП-10 рейтингов — особенно если требуется одна конкретная услуга. Часто компании проще найти исполнителя, который специализируется в этой сфере, чем обращаться к full stack агентству и переплачивать за дополнительный аккаутинг. Тем более, что создатели рейтинга обещали обдумать возможность ранжирования участников по предоставляемым услугам.
Наконец, не будем забывать, что рейтинги — один из пяти ключевых критериев выбора подрядчика в digital: по данным совместного исследования коммуникационного агентства FBR, Ассоциации Интерактивных Агентств России и консалтинговой компании KMDA, 45,3% клиентов при поиске исполнителя чаще обращают внимание не на занимаемую им позицию, а на наличие компании в рейтингах вообще.
Надеюсь, мне удалось развеять ваши сомнения относительно подачи работ в рейтинг — тем более что его создатели планируют большую работу по его продвижению.
Андрей Коваль, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР и заместитель генерального директора Isobar Moscow:
В публичном поле мы будем рекомендовать этот рейтинг отделам закупок как универсальный инструмент для выбора партнеров. Следующая волна оценки за 2018 год получит более мощную поддержку, чем предыдущий рейтинг: во-первых, он будет презентован отдельной секцией в рамках НРФ в ноябре — а это значит, что о нем узнает значительно большее количество клиентов, чем сейчас. Во-вторых, этот рейтинг будет опубликован специальной вкладкой в издании «Ведомости». С точки зрения коммуникации мы в очередной раз сделаем упор на полной прозрачности рейтинга и его минимальной подверженности манипуляциям.
Однако некоторые лайфхаки, которые помогут вам не топтаться в конце списка, все же существуют. По словам Андрея Новикова, CEO & Founder Affect, общее правило очень простое — достаточно изучить, какие критерии оценки имеют больший вес, и начать работу над этими показателями. Разберем этот принцип по пунктам.
Лайфхак 1. Работайте над бизнес-показателями
Первый лайфхак в этом списке на самом деле не совсем лайфхак, а скорее наблюдение, и относится он к первому блоку критериев подсчета — бизнес-показателям. Оперативно улучшить свои показатели к моменту подачи заявки, мягко говоря, проблематично, но как минимум стоит обратить внимание на их список: поскольку они отражают основные требования клиентов к агентствам, работа над ними — залог будущего успеха работы на рынке.
Так, среди прочих критериев в рейтинге есть требование юридической чистоты и финансовой устойчивости, которые подтверждаются справками об отсутствии задолженностей по налогам, судебных дел в роли ответчика и наличием чистых активов. И это не случайно: начавшийся несколько лет назад тренд на обеление рекламного рынка наконец становится стандартом, и уже в ближайшем будущем все черно-серые схемы станут препятствием не только для участия в тендерах, но и для ведения бизнеса в целом.
И обратите внимание на критерий времени существования на рынке: если у вашей компании несколько юридических лиц, но вы собираетесь указывать одно — выбирайте то, что было зарегистрировано раньше других: это принесет вам дополнительные баллы при оценке.
Лайфхак 2. Изучите список услуг
Что касается пула услуг, их спектр в вашей компании может оказаться намного шире, чем кажется на первый взгляд, потому внимательно изучите их список перед тем, как заполнять анкету. Например, если ваша специализация — поддержка соцмедиа-групп, не спешите указывать это как ваш единственный козырь: сначала подумайте, не продаете ли вы своим клиентам под соусом поддержки в соцсетях заодно и производство контента, работу с блогерами и/или агентами влияния. То же может касаться веб-продакшна, поддержки сайтов и создания креативов или, скажем, стратегии, комплексной интернет-поддержки и аналитики. Все эти работы легко подтвердить и получить заслуженные баллы.
Лайфхак 3. Говорите о себе и своей экспертизе
Гораздо больше возможностей повлиять на свою позицию в рейтинге для компаний, которые не относятся к мастодонтам рынка, дает блок «Экспертиза» с максимальным весом 44%.
Первый критерий в нем — мнение о компании остальных участников рейтинга (вес этого критерия 14%), которое определяется путем голосования по каждой предоставляемой услуге. Это значит, что роль собственного пиара существенно повышается — особенно в свете того, что некоторые игроки не интересуются делами коллег по рынку. Не верите?
Вот подтверждение: на прошлогоднем анонсировании рейтинга АКАР сразу несколько агентств заявили, что не готовы участвовать в голосовании, поскольку плохо знакомы с представителями индустрии из непрофильных для них областей.
Так, небольшая, но известная компания со специализацией в мобильной разработке имеет все шансы получить по этой услуге больше голосов, чем крупные агентства — просто потому, что многие игроки обращаются к ее экспертизе и знают ее как отличного подрядчика. Хотите так же — спросите меня как.
Лайфхак 4. Собирайте письма
Второй критерий в блоке «Экспертиза», который может дать вес в рейтинге до 20% — рекомендательные и благодарственные письма от клиентов за последние три года.
Продакшн здесь имеет весомое преимущество перед агентствами, поскольку в его портфеле обычно гораздо больше клиентов — пусть и работы, которые он для них выполняет, не столь глобальны. Несмотря на это, писем от клиентов у продакшнов обычно существенно меньше — поскольку они чаще работают с заказчиками не напрямую, а через агентства. Отсюда следующий лайфхак: запрашивайте у всех клиентов через аккаунты агентства рекомендации — если, конечно, это позволяет договор. Помимо позиции в рейтинге, они также сослужат вам хорошую службу на тендерах.
Другой лайфхак для этого же критерия — стремитесь к работе с ТОП-100 рекламодателей (или хотя бы агентствами, сотрудничающими с такими клиентами), поскольку у писем от них вес в рейтинге существенно больше: 2% против 0,5%. Путь к этой цели всем известен: постоянная работа над качеством своего сервиса и продукта — и, разумеется, пиар.
Лайфхак 5. Не забывайте о премиях
Последний критерий в блоке «Экспертиза» — наличие побед в крупных маркетинговых премиях — конкретные премии указаны в Положении Рейтинга на сайте АКАР. Разумеется, не каждый продакшн может найти для себя номинации на таких фестивалях, хотя некоторые премии дают такую возможность. Но есть и другой путь: если агентство, с которым вы сотрудничаете по проекту, участвует в конкурсе, заранее обговорите с ним возможность указать вас в качестве исполнителя. Предложите агентству разделить финансовое бремя за подачу — поверьте, профит, который вы получите как участник проекта, завоевавшего Гран-при, будет много выше внесенной в общую копилку суммы. Кстати, не стоит бояться использовать этот прием и для подачи проектов на любые другие конкурсы и фестивали: оплата в складчину с клиентом или другими участниками проекта значительно снизит эту статью расходов и создаст для вас дополнительный пиар-повод.
Лайфхак 6. Не откладывайте в долгий ящик
Последний лайфхак в этом списке относится к человеческому фактору. От ошибок в подсчете, увы, не застрахован никто, поэтому не затягивайте с подачей заявки в рейтинг до последнего момента — в противном случае у вас не останется времени урегулировать вопросы, если что-то пойдет не так, или исправить ошибки. Тогда впоследствии вам не придется кусать локти, наблюдая себя в самом конце списка, и писать гневные посты в Facebook, собирая сомнительную популярность.
Это правило справедливо для всей премиально-фестивальной деятельности. Про фестивали я упомянула потому, что часто перед жюри список работ появляется в порядке их подачи или оплаты — и естественно, что ко второй сотне кейсов внимание судей стремится к нулю, лучшие кейсы, скорее всего, уже выбраны, и оказать wow-эффект намного сложнее.
Резюме
Итак, рейтинг АКАР (non-media) впервые на рынке раскрыл всю методологию, дав компаниям возможность самостоятельно влиять на свою позицию с помощью своего рода конструктора критериев. По словам исполнительного директора АКАР Валентина Смолякова, в будущем планируется создать новые пути для вовлечения продакшнов в рейтинг. Напоследок напомню, что сбор заявок на новый рейтинг, который будет составляться по показателям 2018 года, уже стартовал 20 августа. И не забывайте про шестой пункт моего списка — не затягивайте с подачей заявки! Надеюсь, мои рекомендации помогут вам занять в нем достойную позицию и открыть новые горизонты для своего бизнеса.