De stijl что это
De Stijl: Голландская группа абстрактного искусства: характеристики, история, манифест 758 слов читать
5 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
История образования
Все они подписали манифест в котором посвятили себя теории неопластизма, разработанной Мондрианом. На группу также оказали влияние различные другие элементы, в том числе кубизм Пикассо и Брака, конструктивизм Татлина и супрематизм Малевича, теоретические работы, такие как «Новый образ мира» (1915) и «Принципы пластической математики» (1916) М.Х.Д. Шенмейкера и конечно архитектурные проекты Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959).
Неопластизм – Характеристики
События в Де Стейл
Наследие
Хотя справедливо было бы сказать, что влияние де Стейл распространялось больше на теорию (а не на практику) современного искусства, оно оказало значительное влияние на развитие геометрической живописи, а также архитектуры и прикладного искусства. Это влияние наиболее отчетливо видно в работе Школы Дизайна Баухауза и в Международном стиле современной архитектуры, которым воспользовались многочисленные американские архитекторы под влиянием бывшего дизайнера Баухауза Людвига Миса ван дер Роэ, который эмигрировал в Чикаго. Для получения дополнительной информации см.: Американская архитектура (с 1600).
Коллекции
Работы художников De Stijl можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности, в музее MoMA в Нью-Йорке, в Gemeentemuseum в Гааге, в музее Стеделейк в Амстердаме и в Центральном музее Утрехта. Последний хранит самую большую коллекцию Ритвельда в мире.
Икона эпохиИкона эпохи: группа
De Stijl
Голландская модернистская арт-группа, повлиявшая на Миса ван дер Роэ, Ива Сен-Лорана и The White Stripes
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о голландской авангардной группе De Stijl, в которую входил художник Пит Мондриан, создатель знаменитого «красно-синего стула» Геррит Ритвельд и художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург. Look At Me разобрался, что объединяло этих авторов и как их идеи повлияли на архитектуру модернизма, абстрактную живопись, моду и даже музыку.
De Stijl
Стиль
1917, Амстердам
группа художников, архитекторов и дизайнеров
Участники
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Геррит Ритвельд,
Вилмош Хусар, Якобс Йоханнес Ауд, Барт ван дер Лек,
Роберт ван Хофф и другие
Появление группы
и неопластицизм
Во время Первой мировой войны границы Нидерландов были закрыты, и многие художники, которые собирались переехать в Париж, остались в Амстердаме. Среди них был Пит Мондриан, который вернулся из Парижа в родную страну в 1914 году из-за болезни отца и хотел затем уехать обратно во Францию, где в то время работали Жорж Брак и Пабло Пикассо. Мондриан остался в Амстердаме, где в 1915 году познакомился с художником Тео ван Дусбургом, а также с ещё несколькими художниками, архитекторами и писателями. Все они искали новый язык в живописи и архитектуре и симпатизировали идеям Пикассо и Брака, которые создали новое направление в абстрактной живописи — кубизм.
Тео ван Дусбург Composition I, 1916 г.
Composition with Gray and Light Brown, 1918 г.
В 1917 году ван Дусбург предложил своим товарищам пожертвовать индивидуальными амбициями и создать сообщество художников. Он считал, что всех художников из его окружения объединяет то, что они занимаются «пластическими искусствами». Работая вместе, эти авторы, по задумке ван Дусбурга, должны сформулировать общие принципы, объединяющие все искусства, или, другими словами, универсальный «стиль». Так появилась группа De Stijl, что означает «стиль» в переводе с голландского.
Одновременно с появлением группы начал выпускаться и одноимённый журнал, в котором публиковались теоретические работы участников De Stijl. Название для нового взгляда на искусство, которое пропагандировала группа, придумал Пит Мондриан — он назвал новое направление нефигуративного искусства неопластицизмом. Ван Дусбург и Мондриан призывали к созданию универсального изобразительного языка, «словарь» которого состоял из нескольких элементов: прямоугольников, квадратов и линий. Всем цветам последователи неопластицизма предпочитали основные цвета спектра (красный, синий и желтый), а также чёрный и белый.
Журнал De Stijl, 1917 г.
Дизайн и архитектура
Ван Дусбург хотел преобразовать не только живопись, но и архитектуру, и дизайн. В 1916 году он познакомился с архитектором Якобсом Йоханнесом Аудом и сразу начал сотрудничество: ван Дусбург придумал витраж для дома, который строил Ауд. Несколько лет спустя ван Дусбург создал витражи и для целого роттердамского жилого района, который был построен по проекту Ауда.
«Красно-синий» Геррита Ритвельда, 1917 г.
Хотя формально дизайнер и архитектор Геррит Ритвельд присоединился к группе лишь в 1918 году, за год до этого он создал свой знаменитый «красно-синий стул», соблюдая все принципы De Stijl. Его дизайн-объект состоял из прямоугольных деревянных деталей, покрашенных в «открытые» цвета: красный, синий и жёлтый. Как и на картинах Мондриана, цветные прямоугольники Ритвельд чередовал с чёрными «линиями» — перилами и ножками. Хотя Ритвельд смастерил свой стул самостоятельно, он рассчитывал, что его мебель будет выпускаться на фабриках — ван Дусбург выступал именно за индустриальное производство.
Rietveld Schröderhuis Геррита Ритвельда, 1924 г.
Ауд и ван Дусбург поссорились в 1921 году. Когда последний создал витражи для новой очереди застройки в Роттердаме, Ауд отказался использовать их, сказав, что они противоречат его задумке. Однако Ритвельд продолжал следовать принципам De Stijl: в 1924 году в Утрехте был построен Rietveld Schröderhuis — простой и функциональный дом, который считается образцовым воплощением неопластицизма в архитектуре. Ван Дусбург тоже продолжал заниматься дизайном. В 1926-1928 гг. вместе с художником Хансом Арпом и его женой Софией Тобер он придумал интерьер Café Aubette в Страсбурге. Стены кафе украшали абстрактные работы ван Дусбурга, и в помещение можно было танцевать и смотреть кино — кафе было прототипом современных ночных клубов.
De Stijl и «Баухаус»
В 1921 году ван Дусбург поселился в Веймаре, где за два года до этого открылась экспериментальная школа «Баухаус», в которой преподавал Василий Кандинский и Поль Клее. Ван Дусбург тоже хотел преподавать в прогрессивном учебном заведении, чтобы распространить идеи De Stijl. Он устраивал ужины для преподавателей «Баухаус», но так и не получил желаемой должности. Тогда ван Дусбург организовал независимые курсы для студентов школы. На занятиях он критиковал принципы «Баухауса» и выступал за объективность, использование новых технологий и создание дизайн-объектов для массового производства.
Несмотря на то что курсы ван Дусбурга осуждались преподавателями «Баухауса» и скоро прекратили своё существование, они оказали большое влияние на некоторых студентов веймарской школы. Несколько молодых людей, среди которых был Марсель Брейер, знаменитый изобретатель стула из гнутых трубок, основали группу KURI. Главные принципы группа позаимствовала у De Stijl: они также использовали открытые цвета и ограничили свой «визуальный словарь» прямоугольниками и линиями.
Стул Марселя Бройера, 1927-1928 гг.
В 1923 году ван Дусбург поселился в Париже, где много общался с все-таки покинувшим Нидерланды Мондрианом. Они решили отказаться от неопластицизма и ввели новое понятие «элементаризм», которое тоже было основано на необходимости создания «универсального языка» и являлось лишь развитием неопластицизма. Однако Мондриану и ван Дусбургу было трудно найти общий язык из-за эксцентричности последнего. В Европе набирал популярность сюрреализм, а ван Дусбург создавал всё новые теории, тогда как многие участники группы не хотели ассоциировать своё творчество с этими новыми идеями. После смерти ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила своё существование.
Таймлайн: De Stijl
Тео ван Дусбург знакомится с Питом Мондрианом в амстердамском Stedelijk Museum — всего за 6 лет до этого музей начал собирать коллекцию современного искусства, в которую вошли работы Брака, Кандинского и Шагала. Также в это время ван Дусбург знакомится с некоторыми другими художниками.
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек и другие художники и архитекторы основывают группу De Stijl и начинают издавать одноимённый журнал
Геррит Ритвельд создает красно-синий стул
1917-18
В 12 частях выходит работа Мондриана The New Plastic in Painting
К группе присоединяется молодой архитектор Геррит Ритвельд
Ван дер Лек покидает группу из-за противоречий
Ван Дусбург придумывает гарнитуру Architype Van Doesburg
Выходит книга Пита Мондриана «Le Neo-Plasticism»
Пит Мондриан покидает De Stijl из-за разногласий с Тео ван Дусбургом
В Утрехте заканчивается строительство дома Rietveld Schröderhuis, проект которого соответствует принципам De Stijl.
Тео ван Дусбург разрабатывает теорию элементаризма
Ван Дусбург создаёт проект кафе Café Aubette в Страсбурге, первое многофункциональное кафе — в нём можно было танцевать и смотреть кино.
Умирает Тео ван Дусбург, группа прекращает свое существование
Влияние De Stijl
Работы Тео ван Дусбурга очень повлияли на Миса ван дер Роэ. Например, планы спроектированного им в 1923 году загородного дома напоминают абстрактные картины ван Дусбурга. Ван дер Роэ оставался верен принципам, выдвинутым De Stijl, на протяжении всей своей карьеры: он называл De Stijl и конструктивизм наиболее вдохновляющими для него течениями.
Мондриан всегда мечтал жить в США. Переехав в Нью-Йорк в 1940 году, он начал общаться с членами объединения American Abstract Artists. Один из основателей AAA, Гарри Хольцман, стал преданным последователем Мондриана. Также Мондриан повлиял на Барнетта Ньюмэна, Марка Ротко и Эда Рейнхардта.
Для осенней коллекции 1965 года Ив Сен-Лоран создал несколько мини-платьев из разноцветного шерстяного джерси, рисунок на которых был сделан по мотивам картин Мондриана. Это сделало последнего самым популярным участником De Stijl, несмотря на то, что лидером группы был Тео ван Дусбург. С тех пор Мондриан остаётся одним из самых «цитируемых» модными дизайнерами. Яркая «сетка» с его картин использовалась не только как принт на одежде — в 2008 году компания Nike выпустила кроссовки с красно-жёлто-синим узором и чёрными полосами.
Альбом The White Stripes «De Stijl»
Во время гастролей по Нидерландам солист The White Stripes Джек Уайт посетил Rietveld Schröderhuis. Вдохновившись деятельностью De Stijl и творчеством Ритвельда, Уайт решил посвятить голландским модернистам альбом 2000-го года — De Stijl. На его обложке Джек и Мэг Уайт стоят на фоне композиции из красных и белых прямоугольников и чёрных линий — это напоминает картины Мондриана и мебель Ритвельда.
История стиля: что такое Де Стейл
Голландский художественный эксперимент, родившийся из любви к абстракции и поисков универсального стиля.
Среди авангардистов начала XX века не было просто художников, просто дизайнеров и просто архитекторов. За творчеством каждого из них стояла непростая философия, целью которой было объяснить и изменить удивительный новый мир. Показательной для этого времени является история художественного движения Де Стейл, которое объединило идеализм и функционализм, эстетический аскетизм и универсальный подход к искусству, архитектуре и дизайну.
Свою систему Мондриан обозначил термином «неопластицизм», «новое пластическое искусство». В ее основе — строгие ограничения в отношении цвета и формы. Мондриан сузил цветовую палитру до трех основных цветов спектра: красного, желтого и синего, и трех фоновых цветов: черного, серого, белого. Формообразование ограничивалось прямыми линиями, которые могли пересекаться только под прямым углом.
Приверженцы Де Стейл считали, что подход Мондриана позволит достичь «универсальной красоты» и активно применяли его к разным сферам деятельности. Свои выставки они превращали в трехмерные инсталляции, покрывая геометрическими фигурами потолки и стены. Так, на выставке художника Вильмоша Хусара и архитектора Геррита Ритвельда в Берлине (1923) зал с экспозицией выглядел, как готовый интерьер. Специально для него Ривельд придумал особые асимметричные стулья.
Подобным образом неопластицисты оформляли и настоящие интерьеры. Так, комнаты в доме Корнелиса Брёйнзела в Ворбурге, построенном архитектором Питом Клархамером 1919–1920 годах, напоминает абстрактное полотно с множеством ярких, цветных деталей. За цветовое решение в нем отвечал художник Вильмош Хусар.
Еще более масштабным проектом ван Дусбурга стал интерьер кафе «Обетт» (Café L’Aubette) в Страсбурге (1926). Здесь художник воплотил свою революционную для неопластицизма идею о принципиальной роли диагональной линии в композиции, которая стала причиной ухода Мондриана из группы двумя годами ранее. В зале для кинопросмотров двусветное пространство с высокими потолками и узкими прямоугольными окнами приобретает драматизм благодаря абстрактным стеновым панелям в в виде повернутых на 45 градусов квадратов и прямоугольников.
Здание отличается динамизмом: как внутри, так и снаружи. Его асимметричные фасады напоминают сложные коллажи с яркими элементами красного, синего и желтого цвета. Благодаря строгой и логичной системе, на которой основана абстрактная композиция особняка, он не просто эффектно выглядит, но и выигрывает в функциональности.
В доме достаточно балконов и козырьков, а также отличный приток естественного света. Серия раздвижных и вращающихся перегородок внутри здания позволяет по-разному использовать пространство, зонируя его в зависимости от потребностей. Дом Трюсс Шрёдер — один из первых примеров практичности и удобства, свойственных модернистской архитектуре.
«Когда я сижу, я не желаю
Сидеть так, как требует моя Сидящая Плоть,
Но так, как сидел бы мой Сидящий Дух,
Если бы он смог сделать стул для себя»
Экспериментальный стул, «составленный» исключительно из элементов с прямыми углами, был сначала изготовлен архитектором из натурального дерева, а в начале 1920-х годов по совету коллеги Барта ван дер Лекка перекрашен с использованием основных цветов спектра и черного. Для Ритвельда он был в первую очередь предметным воплощением теории неопластицизма, скульптурным выражением идеи.
Ритвельд проектировал и другую мебель: в основном для своих архитектурных проектов и инсталляций — ее производил для него утрехтский плотник Герард ван дер Грунекан. Редкие вещи, предназначенные для розничной продажи, он делал по заказу сети универмагов «Метц», владельцы которой активно поддерживали движение Де Стейл. Так, художник Барт ван дер Лекк создал для рекламы «Метц» специфический шрифт и вывески, архитектор Якобс Ауд проектировал мебель для бренда Gispen, продававшегося там же.
После смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила свое существование, но дело её было живо. Движение не просто заложило основы голландского модернизма — оно оказало влияние на советский конструктивизм и немецкий Баухауз. Этот яркий художественный эксперимент по эстетическому самоограничению показал авангардистам начала XX века, что самые смелые теоретические идеи можно и нужно воплощать в полотна, дома, стулья и журнальные страницы.
Де Стайл и неопластицизм / De Stijl and neoplasticism
от /гол./ «De Stijl» — «Стиль»
Течение в искусстве, которое существовало в 1917—1932 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») основанным в Лейдене в 1917г. Тео Ван Дусбургом (Theo van Doesburg). Именно на страницах журнала Пит Мондриан сформулировал теорию неопластицизма, которым определил свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», воплощенной в «чистой», геометризованно обобщенной форме. Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра. Эстетика «De Stijl» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».
Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан, который вывел в теории и реализовал на практике (в своих картинах) два основных принципа формообразования. Первое — пересечение линий исключительно под прямым углом, для того, чтобы «уравновесить противоположности»: вертикали и горизонтали. И никаких перспективных построений, ведь «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде». Второе — разделение трех основных цветов полосами «не цвета» (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира. Концепция искусства, названная неопластицизмом, стала определяющей для художественного метода группы «Де Стайл». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.
Манифесты: «Первый манифест», 1918; «Второй манифест», 1920; «Третий манифест», 1921.
Выставки: 1912, Париж, Галерея Эффорт модерн, Мондриан; 1922, Париж, Галерея Л. Розенберга «Архитектура группы «Де Стайл»; 1930, Париж, галерея 23 «Неопластицизм».
Тексты: П.Мондриан «Неопластицизм», 1920.
Журнал: «De Stijl»
Описание некоторых произведений:
Пит Мондриан «Большая композиция А», 1919
Тео Ван Дусбург Контркомпозиция XIII», 1925-1926. Холст, масло. Венеция, Собрание Пегги Гуггенхайм. Оригинальность неопластицизма Ван Дусбурга, становится отчетливо видна в 20-е годы. Его «Манифест элементаризма», 1926 года предвосхищает теорию конкретного искусства 1930-х. Художник разделял взгляды авангардистов, сотрудничал с Баухаузом, живо интересовался конструктивизмом и взаимодействием искусства и архитектуры (что проявлялось в дизайне витражей и предметов обстановки). Он скрывался под псевдонимом Бонсет, когда в журнале «Де Стайл» публиковал дадаистические статьи, и под именем Альдо Камини, когда статьи были футуристическими. Название «Контркомпозиция» имеет группа произведений. Они составляют серию, где каждая картина имеет номер. Используя нумерацию, художники-абстракционисты подчеркивали систематический характер своих поисков. В своеобразной полемике с прямыми углами Мондриана, Ван Дусбург использует диагональ, более сложные оттенки цветов, избегает черных контуров, что составляет контраст статистическим композициям неопластицизма.
Движение «Де Стиль». Искусство и архитектура.
Архитектура Голландии начала двадцатого века характеризуется остро выраженной борьбой противоположных архитектурных направлений. Наиболее значимой архитектурной группировкой является объединение «Де стиль», которое было сформировано в 1917 году в городе Лейден и издавало свой журнал. Группа была сильна своей разношерстностью. Именно поэтому «Де стилю» удалось оставить свой след практически в каждой области искусства.
Его основателем был художник Тео ванн Дусбург, к которому впоследствии примкнули живописцы и архитекторы. Автором прогрессивных идей в области живописи был Пит Мондриан, наиболее сильным с профессиональной точки зрения – архитектор Якоб Ауд. Позднее к этой ведущей группе примкнул архитектор Геррит ванн Ритвельд и другие архитекторы и живописцы.
Группировка «Де стиль» выработала новую теорию искусства, получившего название неоклассицизм. Над разработкой этой теории больше всего работали Мондриан и Ван Дусбург.
Они стремились, прежде всего, к созданию любого здания как единого незамкнутого объема, имеющего связь с окружающим миром. Четко ограничивая объем, авторы, однако с помощью выступавших плоскостей создавали связь строения с окружающим его пространством. Эти особенности трактовки композиции прослеживаются, например, в доме Шрёдер-Ритвельда в Утрехте, 1924 г. постройки.
Дом Шрёдер-Ритвельд в Утрехте
Основной концепцией творчества объединения «Де стиль» была идея неопластицизма. Данный термин был взят Мондрианом из теософии, в искусствознании термин «неопластицизм» появился как калька с французского. Основная идея неопластицизма помимо использования простых форм выражалась также в воплощении ощущений и структуризации образов. Подобные образы были собраны в словарь визуальных элементов. В архитектуре данный стиль проповедовал упрощение, собственно, поэтому неопластицизм стал основой интернационального направления в архитектуре.
«Де Стилю» характерны определенные схемы плоскостных построений. Все размеры и пропорции элементов вписаны в прямоугольную сетку. Квадраты и прямоугольники стыкуются здесь, подобно мозаике.
Неопластицизм характеризуется новой композицией внутреннего пространства – отсутствием разделения пространства дома комнатами, поиск выразительных пространственных комбинаций, эмоционально воздействующих на человека.
Таким образом, авторы стиля считали, что особенность направления в стремлении к чистой гармонии, достигаемой за счет четких геометрических форм. Особое внимание уделялось неопластицистами и восприятию цвета. Они решительно восставали против чисто декоративной раскраски интерьеров и стремились использовать цвет для того, чтобы увеличить выразительность пространственного построения, способствовать зрительному удалению или приближению членящих пространство плоскостей.
Проектирование зданий члены объединения осуществляли с использованием трех уровней композиционных решений. Здесь преобладают стойки, перила, балки, воспроизводя каркас куба.
Группа «Де стиль» относилась отрицательно к применению в облицовке здания камня и других природных материалов. Она считала, что богатство фактуры естественных материалов имеет самодовлеющее значение и отвлекает внимание от основного – восприятия пространственных свойств геометрических форм.
Группа «Де стиль» по своему составу не была однородной. Так, например, ее основатель Тео ванн Дусбург был дилетантом в области архитектуры. Очень многие представители основного ядра группы «Де стиль» тяготели к абстрактным теоретическим изысканиям. В то же время Якоб Ауд был по своей подготовке и по склонностям архитектором-практиком и строителем, мечтавшем о проведении своих замыслов в жизнь поэтому уже в двадцатых годах Ауд отделился от группы и развил широкую самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Он получил заказ на застройку жилого района города Хук ванн Холланд на морском побережье. Здесь он выступил в качестве архитектора-рационалиста, стремящегося к созданию наиболее простых и ясных планировочных схем, наилучшей ориентации сблокированных жилищ и применению модульной системы в планировке зданий, облегчающей строительство. Созданные им в период с 1924 по 1927 годы жилые массивы из двухэтажных домов с квартирами, расположенными на одном уровне.
Сблокированные дома в Хук ванн Холланд, арх. Якоб Ауд
Квартиры объединяют общую комнату, кухни, кладовую и две спальни. Архитектурные формы малых домов предельно просты: плоская кровля, горизонтальные окна, гладкие стены. Простота и ясность планировки жилого массива и отдельных домов, рациональные композиционные и конструктивные приемы, новые формы обеспечили застройке Хук ванн Холланд и его автору широкое признание.
Крупным голландским архитектором, оказавшим также значительное влияние на развитие современной архитектуры, был Виллем Дюдок (родился в 1884 г.) – автор многих зданий в г. Хильверсуме.
Дюдок не принедлежит к числу правоверных функционалистов. Его известность определяется в первую очередь формальными качествами построенных им зданий – очень выразительной игрой простейших геометрических объемов, энергичными сдвигами форм, резкой асимметрией, лаконизмом трактовки плоскостей.
Наиболее интересным в композиционном отношении зданием является, пожалуй, школа, построенная им в 1923 году в Хильверсуме. Подчеркнутая асимметрия, энергичное нарастание масс к углу, изысканное мастерство объемных сочетаний ярко характеризуют творческую направленность Дюдока.
Школа в Хильверсуме, арх. Дюдок
В том же городе Дюдоком были возведены строения и ратуши и другие сооружения, отличающиеся той же простотой объемной композиции. Выделяясь из архитекторов нового поколения, Дюдок не отказывается от применения природного материала – кирпича, не покрывает его слоем цементной штукатурки, но это отнюдь не создает в его сооружениях тех ассоциаций со старой архитектурой, которых так боялись представители нового направления.
Группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение «Де стиль» сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм.