Cutaway гитара что это
Cutaway
Cruasder CF 6000 CFM.
Откуда пошла мода на гитарный вырез – сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а буржуйские форумчане и блогеры – постят одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке – у французского мастера Georges Warnecke. Никто не дает ни фотографий той гитары, ни вообще – любых фотографий инструментов мастера Georges Warnecke. Будто и не было такого, как не было Джеймса Роджерса и его «массачусетского эксперимента». А если и был, то неизвестно – делал ли он в XIX веке гитары с сегментированием корпуса. Мы пересмотрели множество гитарных форм – от конца XVIII до начала XX веков – и не нашли ни одной с вырезом.
Разобраться в современном интернете весьма сложно. Где фейк, а где факт – порой не знают и специалисты.
Общим местом стало признание, что, вероятнее всего, сегментирование корпуса – пришло в мир акустических гитар – в середине прошлого века от гитар электрических, где вырез был просто необходим, по специфике игры на электричках, где нет характерного для классики ведения двух мелодических линий. Ритм-гитарист поддерживает линию аккордами, басист бамкает, как нетрудно догадаться, нижние ноты, а соло-гитарист – часто импровизирует на дискантах. Для последнего – и важен доступ выше 14 лада.
Систематизация гитарных вырезов очень простая.
Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей.
Венецианский катэвей на модели Crusader CF 6001 CFM.
Острый вырез, характерный для флорентийского катэвея.
К Венеции и Флоренции оба сегмента имеют опосредованное отношение. Мы не знаем точно, какие именно аналогии возникли у автора такого разделения. Венецианский и флорентийский стили хотя и существуют – и в архитектуре, и в одежде, и в живописи – никак не указывают на специфику гитарных катэвеев. Специалисты обычно выделяют две характерные особенности стиля – увлечение колористикой в Венеции и перспективой во Флоренции. И обе особенности – ни каким боком не соотносятся с катэвеями гитар. Нужно признать такое разделение искусственным и чисто техническим.
Фирмачи Gibson’a пишут, что первая их гитара с венецианским катэвеем – это archtop 1939 года Super 400P, а с флорентийским – реплика гитары серии О, первую модель которой отследить трудно.
Первый венецианский катэвей гитары Gibson Super 400, 1939 год.
Первый намек на флорентийский катэвей. Гитара Gibson. Корпус типа О.
Из-за того, что материала по истории катэвея совсем мало, некоторые блогеры путают и пишут, что эти две гитары – и есть первые сегментированные инструменты. Вряд ли это так.
Кроме того, в двух видах катэвея различают подразделы. У законодателя гитарных мод – фирмы Тейлор – есть дополнительный подпункт soft-cutaway, означающий отсутствие (или сильное смягчение) «рога». Софт-катэвей может быть и венецианским, и флорентийским, а все их различие – в округлости форм.
Венецианский soft-cutaway.
Еще один пример венецианского soft-cutaway.
Флорентийский soft-cutaway.
Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Две гитары типа Selmer c «квадратными» сегментами.
Double cutaway, двойной катэвей – существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар. Он очень распространен в среде электрогитар, но в мире акустики – музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.
Дабл-катэвей. Или заблудившийся стратокастер.
Венецианский дабл-катэвей.
Флорентийский дабл-катэвей.
Очень страшный дабл-катэвей. Относится к типу «Орк» подтипа «Шрек». Так и запишите в тетрадочку.
Или вот. Вроде бы и флорентийский, но такой косой, что Медичи смотрят с благостных небес и краснеют за лютнера.
Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса – не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. Плохая, как бы говорит нам Капитан Очевидность, не зазвучит лучше и без выреза. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит – что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было – гитаристы-классики – никогда не используют гитары с катэвеем. Это моветон.
Зато такие гитары – идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом – и классического типа, и вестернов – имеют темброблоки.
Реплика Ovation. Crusader CR 41.
Чаще всего – это простые инструменты начальных линий. Мы не стремимся пополнять ассортимент массивными гитарами с катэвеем, хотя и такие у нас есть – для истинных ценителей жанра.
Вестерн с массивом кедра 520 линии.
Классика с массивом ели Crusader CC 210 CFM. Венецианский катэвей.
О чем не пишут в википедии. Дюжина рассказов о гитарной анатомии. Часть 2.
Часть первая здесь
10. Почему фабричная гитара – не всегда плохая гитара.
Была еще одна страна, где европейские неудачи толкнули производство вперед – Российская империя.
Мы уже говорили о двух лютье – Батове и Краснощекове. Несомненно выдающихся, но, сожалеем, одиночек. За ними появились еще две гениальные фамилии – Архузена и Пасербского. Но и они – не вышли на большой рынок. У Архузенов – было небольшое семейное дело, в котором участвовали отец и два сына. Все трое – одареннейшие лютье. Роберт Архузен, к примеру, первым в России стал делать гитары с четырьмя деками. Он любил эксперименты.
Гитары, дошедшие до нас с надписанием: Мюллер, Дубинин, Томашевский, Циммерман, Куликов и т.д. – часто принимаются за работы отдельных мастеров. Это не так. И Циммерман, и Мюллер, и все остальные – были фабрикантами. Они не делали гитары, но давали работу другим мастерам. Качество поточных гитар, разумеется, уступало мастеровым, но было вполне удовлетворительным, а главное – гитары стали доступными по цене. Начало активной деятельности музыкальных мануфактур в России приходится на вторую половину XIX века, т.е. как раз на время глубокого кризиса гитаростроения в Европе. И чем дальше к веку двадцатому, тем больше было мануфактур.
У фабричных гитар был один (но не единственный) несомненный плюс – их цена выгодно отличалась от цены штучного мастерового инструмента. Например, за гитару Батова – можно было купить свободу крепостному крестьянину или небольшое имение. При таких обстоятельствах – гитары становились от народа настолько далеко, что приобретали качества элитарности, а такую ситуацию никак нельзя было назвать нормальной. Во Франции и в Австрии – гитары тоже не были особенно дешевыми, но доступными – были. В России положение исправили мануфактуры – за что им честь и долгая народная память.
Европейцы тоже сделали испанку, но свою испанку. Они полуподтвердили-полусогласились, что гитара Торреса – лучше старой венской. Приняв без изменений пропорции корпуса, схему пружин веером, они, все же, оставили венский клец, в который вклеивают гриф своим старым способом ласточкиного хвоста. Кроме того, немецкий веер – не испанский веер. Немцы, с выражением усталости от чужого счастья, стали жестко закреплять пружины в контробечайку, отчего их испанские гитары стали звучать с сильным немецким акцентом. Там шкворчат колбаски, там все стабильно и предсказуемо, а в дальней комнате – мягко горит настольная лампа. Как бы то ни было, у испанок немецкой сборки – полно поклонников. Это очень спокойные гитары, за которые не страшно в плане сохранности и от которых не нужно ждать замысловатого звука.
Тем, кто хочет настоящую испанку – нужно ехать в саму Испанию, в Альмерию, в теплые семейные мануфактуры. И приготовить, к слову, тысячи и тысячи евро. Вместо сотен – за (псевдо)испанку заводскую.
Что же это такое у некоторых гитар под резонатором? Почему такие разные имена при очевидно одинаковом предназначении? И почему автор вывел в название именно pickguard?
В тридцатых годах XIX веке Париже был знаменит Фернандо Сор – гитарист-виртуоз. Он сотрудничал с Дионосио Агуадо и, вероятно, надоумил его превратить гитару камерную в гитару сценическую. А еще у него учился Наполеон Кост. Говорят, что Кост даже превзошел Сора. Так ли это – нам уже не узнать, но из дошедшего известно, что Коста называли первым гитаристом Франции.
Гитара мастера Лакота по заказу Наполеона Коста. Первый в мире пикгард.
Исторически, Сор, Кост и Лакот – родители пикгарда. Никаким фламенкистом- гольперистом Кост не был, но дека его гитары прямо разрушалась от другого исполнительского приема – от опоры мизинца на деку. Синтетических лаков еще не изобрели, гитары рядили природным шеллаком, который отлично стирался, открывая проплешины.
Куда идти гитаристу? Конечно же, к главному лютье Парижа.
Лакот – гениальное имя. Этот мастер сделал для гитары столько, сколько не переделать всем китайцам за век. Это он сделал корпусы большими, это он внедрил косточку в подставку, он экспериментировал с резонаторами, да так лихо, что до последнего времени мы и не знали, почему на некоторых его гитарах – голосник не только спереди, а еще и сзади, на нижней деке. Сейчас-то, конечно, узнали и поняли. Подробнее о Лакоте мы поговорим в главе, посвященной Франции.
В общем и целом, названия разнятся, смыслы множатся, но основное предназначение знакомой нам пластиковой наклейки под голосником – защита.
Та самая guard, гвардия.
Пикгарды на современных дредноутах фирмы Мартин.
13. Вырез.
Cutaway.
Произносят, кто во что горазд: кутавей, катавей и даже кетевей. Испорченный телефон – наша старинная забава.
Кáт’эвéй, конечно. Так правильно. С двумя ударениями. Слово cutaway – отглагольное от to cut away – буквально: отсекать (что-либо).
В советском гитарном производстве пользовались терминами «вырез» или «сегмент». Ровно до тех пор, пока англоязычное слово не стало общепринятым и понятным без перевода.
Откуда пошла мода на гитарный вырез – сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а иноязычные – печатают одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке – у французского мастера Georges Warnecke. Мы пересмотрели множество гитарных форм – от конца XVIII до начала XX веков – и не нашли ни одной с вырезом.
Систематизация гитарных вырезов очень простая.
Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей (округлый) и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей (острый).
Квадратный вырез и софт-флорентийский вырез.
Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Double cutaway, двойной катэвей – существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар.
Двурогое издевательство над здравым смыслом.
Он очень распространен в среде электрогитар (форма стратокастера – обязательно двурогая), но в мире акустики – музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.
Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса – не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит – что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было – гитаристы-классики стараются не использовать гитары с катэвеем. Это моветон. Зато такие гитары – идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом – и классического типа, и вестернов – имеют темброблоки.
Теоретик занимается просчетом возможностей, практик – зажигает уличные фонари, а философ понимает, что теоретики, практики и фонари – просто феномены, чье существование оправдано самим фактом существования – и ничем иным. Если появилась дорога, значит ее сначала топтали звери, потом утюжили люди, а после – дорога закончилась городом. И все это вместе – единый неизбежный процесс, с которым спорить так же хорошо, как спорить с ураганом. Из перечисленных конструктивов – нет лучших. Каждая гитара соответствует цели. Или к цели ведет. А значит – должна существовать, как существует солнце, восходом которого мы довольны совсем не каждое утро.
Выбор гитары с «вырезом» (cutaway) Оценка: 




#1
pyff
Собственно, по сабжу. Ни разу не профессионал. Занимался в музыкальной школе 8 лет, талантов особых не обнаружил, дальше играл чисто для души. Во время студенчества в силу жестких бюджетных ограничений купил в магазине самую дешевую гитару (рублей за 400, если мне не изменяет память), на которой и играю до сего времени. Созрел для смены на что-то более качественное. Соответственно, передо мной встали два вопроса:
Буду очень благодарен за любые советы по этим двум вопросам. да и вообще за любые советы!
#2
brazileiro
#3
Boris_Larin
#4
pyff
А по поводу моделей что порекомендуете? Пока по анализам форумов (в том числе этого) смотрю на Almansa, Manuel Rodriguez и Esteve (последнюю пробовал в магазине, звучание понравилось). Их, конечно, на этом форуме сильно ругают (как и большинство «фабрик»), но, как мне кажется, в соответствующем ценовом диапазоне лучше навряд ли найдешь.
#5
RDVL
Собственно, по сабжу. Ни разу не профессионал. Занимался в музыкальной школе 8 лет, талантов особых не обнаружил, дальше играл чисто для души. Во время студенчества в силу жестких бюджетных ограничений купил в магазине самую дешевую гитару (рублей за 400, если мне не изменяет память), на которой и играю до сего времени. Созрел для смены на что-то более качественное. Соответственно, передо мной встали два вопроса:
Буду очень благодарен за любые советы по этим двум вопросам. да и вообще за любые советы!
#6
pyff
#7
pyff
Собственно, по сабжу. Ни разу не профессионал. Занимался в музыкальной школе 8 лет, талантов особых не обнаружил, дальше играл чисто для души. Во время студенчества в силу жестких бюджетных ограничений купил в магазине самую дешевую гитару (рублей за 400, если мне не изменяет память), на которой и играю до сего времени. Созрел для смены на что-то более качественное. Соответственно, передо мной встали два вопроса:
Буду очень благодарен за любые советы по этим двум вопросам. да и вообще за любые советы!
#8
brazileiro
#9
pyff
Да, аранжировка хорошая, согласен. Почти убедили меня отказаться от cutaway. Ну а все-таки, какой инструмент (не cutaway) порекомендуете в указанном ценовом диапазоне?
#10
brazileiro
#11
pyff
#12
brazileiro
#13
pyff
#14
pyff
#15
Арсений
#16
Boris_Larin
Надо бы окончательно выбирать поиграв на инструменте и, как справедливо заметил Бразилейро, в компании с опытным человеком. Плохого об испанских фабричных гитарах не скажу, много лет играл на Альгамбре 5p, вполне приятный звук, качественно сделана.
#17
brazileiro
#18
pyff
Спасибо, уже неоднократно выходил на этот сайт через разные форумы. Но надеюсь её же взять в другом месте процентов на 30 дешевле.
#19
CrazyNetter
Интересно, сколько ладов у этой гитары? Я 17 или 18 насчитал. Может показалось? Или это распространенное явление (я таких не видел ранее)?
Cutaway гитара что это
Здесь собраны краткие ответы на часто возникающие вопросы. Тема постоянно дополняется и исправляется, так что оставляйте свои вопросы и ответы, если они у вас уже есть 🙂 Пожалуйста, обратите внимание, что ответы даются в максимально краткой форме
1. Что такое Ovation, Adamas, Applause? Чем отличаются гитары Roundback от остальных? Звучат ли они лучше традиционных?
2. Где производят Ovation?
Изначально производство располагалось в городе Нью-Хартфорд, штат Коннектикут, США. Постепенно география производства включила в себя Корею, Китай, Японию, Индонезию.
3. Какие основные модели Ovation существуют?
4. Какие виды корпусов существуют и чем они отличаются?
Существуют глубокий (deep bowl, модификация с катавеем и без), средний (mid-depth, с катавеем и без), тонкий (shallow, только с катавеем) и контурный корпус из тонкого пластика (contour body, только с катавеем). По общему правилу, более объемный корпус добавляет больше баса и нижней середины, однако из любого правила есть исключения, а в случае с Ovation и подавно.
5. Какие материалы древесины используются в Ovation?
6. Все ли гитары Ovation имеют электронику? В чем отличия различных преампов?
Изначально эти гитары выпускались без электроники, в настоящее время некоторые модели также делают без нее. Старые гитары без подзвучки имеют номер модели вида «11хх».
7. Celebrity, Applause, Standard Balladeer, Standard Elite всегда хуже более дорогих серий, включая Custom? Сильно ли заметна разница?
8. Чем отличается дека из массива от ламинированной? Что лучше?
9. Что такое карбоновая дека Adamas?
10. В описаниях часто пишут ель класса А, АА или ААА. Что это значит?
Гитары с вырезом
Тип корпуса D-14 Fret, Cutaway
Верхняя дека Массив ситхинской ели
Задняя дека и обечайки Красное дерево
Гриф Красное дерево
Верхний порожек Кость
Нижний порожек Кость
Накладка Микарта
Мензура 25.4” (645 mm)
Струнодержатель Микарта
Ширина грифа 1-11/16” (42,9 mm)
Колки Sigma (Chrome)
Струны D´Addario EXP16
Покрытие Натуральный цвет
Звукосниматель Fishman Isys+ (с тюнером)
В полной версии карточки товара есть видео обзор и наше субъективное мнение о гитаре
Форма корпуса: дредноут с вырезом.
Верхняя дека: липа.
Задняя дека и обечайка: липа.
Гриф: катальпа.
Лады: 18.
Накладка грифа и бридж: пластик АБС.
Колковая механика: открытая.
Металлические цветные струны.
Крепление ремня.
Отделка: матовая.
Цвет: натуральный.
Форма корпуса: дредноут, с вырезом.
Верхняя дека: липа.
Задняя дека и обечайка: липа.
Гриф: катальпа с анкером.
Накладка грифа и бридж: пластик АБС.
Струны металлические.
Колковая механика: открытая.
Цвет: натуральный.
Акустическая гитара FLIGHT D-155C MAH BK дредноут с вырезом (катавеем), отлично подойдет как начинающим гитаристам, так и в качестве второго инструмента для тех, кто уже умеет играть.
Корпус FLIGHT D-155C MAH BK сделан из красного дерева махагони. Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Технические характеристики: