Col legno что это

col legno

Смотреть что такое «col legno» в других словарях:

Col legno — performed on a violin: battuto (0 sec.), tratto (9), with tremolo (20), with glissando (33), and battuto with movement of the bow across the fingerboard (48). In music for bowed string instruments, col legno, or more precisely col legno battuto… … Wikipedia

col legno — col le|gno auch: col leg|no 〈[ lɛ̣njo] Mus.〉 musikalische Anweisung für Streicher, mit dem Holz des Bogens zu spielen [ital., „mit dem Holz“] * * * col le|g|no [kɔl lɛnjo ; ital., aus: col = mit dem u. legno = Holz < lat. lignum] (Musik): mit… … Universal-Lexikon

Col legno — (ital. „mit dem Holz“) ist eine Spielanweisung für Streichinstrumente, die als bizarrer Effekt bereits im 17. Jahrhundert aufkam. Erstmals forderte Tobias Hume die Technik in einem seiner Werke, auch in den „Capriccio Stravagante“ von Carlo… … Deutsch Wikipedia

Col legno — En una partitura musical la anotación col legno, o más explícitamente col legno battuto (en italiano: golpear con la madera ) indica para los instrumentos de cuerda frotada que debe golpearse o rozarse la cuerda con el dorso del arco en lugar de… … Wikipedia Español

Col legno — Termes italiens en musique L Italie a joué un rôle primordial dans le développement de la musique en Europe dès la période de la Renaissance, et particulièrement pendant la période baroque, au cours de laquelle les musiciens italiens ont dominé… … Wikipédia en Français

col legno — col lẹ|gno auch: col lẹg|no 〈[kɔl lɛ̣njo] Musik〉 musikalische Anweisung für Streicher, mit dem Holz des Bogens zu spielen [Etym.: ital., »mit dem Holz«] … Lexikalische Deutsches Wörterbuch

col legno — col le|gno* [kɔl lɛnjo] <it. > mit dem Holz des Bogens [zu spielen] (Spielanweisung für Streicher; Mus.) … Das große Fremdwörterbuch

col legno — /koh layn yoh/; It. /kawl le nyaw/, Music. (a direction to play a stringed instrument with the back of the bow rather than the hairs) with the wood. [ Universalium

col legno — adverb A musical notation indicating that the strings are to be struck with the wood of the bow … Wiktionary

Col legno — Musikalsk udtryk der betegner, at der skal spilles med bagsiden af buen … Danske encyklopædi

Источник

legno

Смотреть что такое «legno» в других словарях:

legno — / leɲo/ s.m. [lat. lignum ]. 1. a. [materia prima ottenuta dai tronchi degli alberi, impiegata per lavori di falegnameria] ▶◀ [da ardere] legna, [da costruzione] legname. ● Espressioni (con uso fig.): fam., pezzo di legno [persona priva di… … Enciclopedia Italiana

legno — lé·gno s.m. 1. FO la parte solida e compatta del tronco, dei rami e delle radici di alberi e arbusti situata al di sotto della corteccia | TS bot. insieme degli elementi cellulari lignificati, delle fibre di sostegno e delle cellule… … Dizionario italiano

legno — <><><>s. m. 1 (bot.) Tessuto vegetale costituente il fusto, i rami e le radici degli alberi, avente funzione di sostegno. 2 Materia prima fornita dagli alberi e destinata a vari usi: legno da lavoro, da ardere, da intarsio; legno… … Enciclopedia di italiano

Legno — древко смычка. Col legno музыкальный термин, требующий игры древком … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Legno — … Википедия

Légno — nf bûche, bois à brûler Gers … Glossaire des noms topographiques en France

legno — pl.m. legni … Dizionario dei sinonimi e contrari

Col legno — performed on a violin: battuto (0 sec.), tratto (9), with tremolo (20), with glissando (33), and battuto with movement of the bow across the fingerboard (48). In music for bowed string instruments, col legno, or more precisely col legno battuto… … Wikipedia

Col legno — En una partitura musical la anotación col legno, o más explícitamente col legno battuto (en italiano: golpear con la madera ) indica para los instrumentos de cuerda frotada que debe golpearse o rozarse la cuerda con el dorso del arco en lugar de… … Wikipedia Español

Источник

Список музыкальных обозначений

Col legno что это. Смотреть фото Col legno что это. Смотреть картинку Col legno что это. Картинка про Col legno что это. Фото Col legno что это

В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.

Содержание

Цифры

См. также

Литература

Примечания

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность

Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия

Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф

Полезное

Смотреть что такое «Список музыкальных обозначений» в других словарях:

Каталог тематический музыкальных обозначений — Содержание 1 Темпы 1.1 Характеристики темпа 1.1.1 Медленные темпы … Википедия

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Темп (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Запрос «Allegro» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Темп в музыке скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго,… … Википедия

Современная музыкальная нотация — Нотная запись … Википедия

Динамика (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия

Меццо-пиано — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Меццо-форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Пиано-пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Источник

Музыкальные термины: глоссарий полезной терминологии

Основные музыкальные термины мы собрали в словарь. От адажио до вальса — вот исчерпывающее руководство по музыкальным терминам, которые могут встретиться вам в различных источниках и на практике.

Адажио

(Итальянский: «медленно»). Это означает, что музыка должна играть медленно.

Аллегро

(Итальянский: «живой»). Это значит, что музыка должна играть весело. Жизнерадостный и бодрый. Попробуйте послушать увертюру Россини «Вильгельм Телль»

Анданте

(Итальянское: «ходьба»). Это означает, что музыку следует играть в умеренном темпе. Не слишком быстро или не слишком медленно.

Ансамбль

Описание: игра инструменталистов вместе или группой вокальных исполнителей.

Аккорд

Одновременное звучание двух и более нот.

(Итальянское: «воздух»). Ария, песня, как правило, используется для описания набора моноблоки песни в опере.

Атонал

Музыка, в которой невозможно установить ключ. Эту технику можно услышать во многих музыкальных произведениях ХХ века. Композиторы Второй венской школы использовали атональность, как основу для большей части своих работ.

Баллада

От вульгарного латинского «балларе», что означает танцевать. Произведение в танцевальной форме, имитирующее народную песню, с повествовательной структурой.

Вертикальная линия, проходящая через нотный стан, для разметки музыки на разделы, каждая из которых содержит определенное количество ударов.

Баркарола

Песня о лодках, обычно описывающая песни, которые пели гондольеры в Венеции. Шопен, Мендельсон, Форе и Оффенбах писали такие произведения.

Баритон

Мужской певческий голос в среднем диапазоне. Джеральд Финли — образец баритона мирового класса.

Барокко

Период в искусстве и музыке примерно 1600-1750 гг. Композиторы — Монтеверди, Перселл, Рамо, Бах, Вивальди и Гендель.

Бассо континуо

(Итальянский: «непрерывный бас»). Форма басовой партии, используемая в музыке периода барокко. Обычно он обозначается числами, указывающими, какие аккорды можно использовать, поэтому исполнитель континуо может украсить линии. Бранденбургские концерты Баха — прекрасный тому пример.

Болеро

Вибрато

Выразительная техника, используемая на различных инструментах, созданная путем вибрации звука.

Vivace

(Итальянский: «живой»). Индикация темпа.

Вальс

Танец в тройном тайме. Иоганн Штраус много писал с использованием этой формы. Шопен написал серию вальсов для фортепиано. Первоначально использовавшаяся в качестве музыки для танцев, форма получила повышенную респектабельность благодаря «Приглашению на танец» Вебера, проложившему путь к «концерт-вальсу», где форма выступает в качестве инструментальной или оркестровой композиции.

Несколько символов, нарисованных на конце нотоносца, обозначающие высоту нот, написанных на этом нотном стане.

(Итальянское: «хвост»). Хвостовой конец музыкального произведения. Обычно отрезок, который указывает на приближение конца отрезка или отрезка.

Колоратура

(Итал. «Раскраска»). Тип украшения, обычно в пении, богато украшенный и богато украшенный. Дама Джоан Сазерленд была одной из величайших колоратурных сопрано всех времен.

Концерт

Произведение инструментальной музыки для солиста, контрастируемое ансамблем (небольшой группой музыкантов или полным оркестром). Эпический Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова остается одним из самых популярных произведений в жанре.

Контртенор

Вокальный диапазон мужского альта. Близко к женскому сопрано. Истин Дэвис объясняет здесь.

Крещендо

(Итальянский: «растет»). Динамическая инструкция, означающая постепенное увеличение громкости.

Каденция

Два аккорда в конце пьесы, которые представляют собой своего рода «пунктуацию» в конце музыкальной фразы. Каденции могут либо предполагать, что предложение не окончено, либо обеспечивать своего рода музыкальную «точку».

Кантата

Хоровое произведение, в котором используются сольные голоса в инструментальном (обычно оркестровом) сопровождении. Кантата обычно представляет собой хоровое произведение некоторой длины, в котором также используются сольные голоса, обычно с инструментальным сопровождением. Используемые тексты могут быть священными или светскими. В некоторых кантатах используются сольные голоса без хора или хора. Послушайте кантату № 140 Баха (Wachet Auf) как прекрасный пример.

Каприччио

(Итальянский: «каприз»). Живое музыкальное произведение, обычно свободное по форме и короткое. «Итальянское каприччио» Чайковского, безусловно, в приподнятом настроении.

Да Капо

(Итальянский: «с самого начала»). Обычно сокращается до «DC» в конце части пьесы, что означает «вернуться к началу и играть либо до конца (Da capo al fine), либо до знака, который выглядит как стилизованная буква« S »(Da capo аль сегно).

Динамика

Уровни звука в музыке. Спектр от тихого до громкого.

Итальянское слово для фагота.

(Итальянский: «сильный»). Динамическая инструкция, означающая, что музыка должна играть громко. Инструкция выглядит как: «f» громко; ‘ff’ fortissimo, что означает очень громко; или «ффф» очень громко. Практика расширилась, и теперь можно использовать любое количество ‘f’, в зависимости от того, насколько громко композитор хочет, чтобы что-то игралось. Вот несколько примеров, когда «fff» это не описывает …

Форма, в которой композиция контрапунктная. Тема представляет произведение, которое затем повторяется с разной высотой звука по всей композиции, противопоставляясь другим музыкальным линиям в текстуре. Фуга оказалась увлекательной средой, способной проникнуть даже в мир поп-музыки и Леди Гаги …

Живая танцевальная форма периода барокко, от английского джига.

(Итальянский: «игривый», «веселый»). Это означает, что произведение должно быть сыграно весело или игриво.

От французского «блестеть», что означает скользить. Инструкция для перемещения между группой заметок. Например, на фортепиано исполнитель проводит пальцем по клавиатуре вниз или вверх.

Одновременное звучание двух и более нот. Можно сказать, что у композитора есть «гармоничный язык», что по смыслу схоже с тем, что у кого-то есть особый акцент.

Музыкальное произведение с юмористическим оттенком. Известные композиции, использующие это имя, написали: Шуман, Дворжак и Рахманинов.

Песня религиозного поклонения. Протестантская традиция пения гимнов происходит от хоралов Мартина Лютера. Вот коллекция из 50 классических гимнов Classic FM.

Точность или отсутствие высоты звука в инструментальной игре и пении. Например, «здесь нет интонации», что означает неточная настройка.

живой английский танец, обычно помещаемый в конце сюиты в стиле барокко.

Музыкальный тональность — это отношение разных аккордов друг к другу. «Тоник» — это субъективное ощущение «дома», от которого музыкальные композиции отклоняются и возвращаются обратно. Отношения разных ключей друг к другу создают впечатление напряжения, развития и решимости. «Ключевая подпись» — это инструкция в начале написанной музыки, указывающая, что такое «домашний ключ» произведения.

(Итальянский: «широкий», «широкий», «медленный»). Инструкция, означающая, что музыка обычно медленная или широкая.

(Итальянский: «присоединился»). Инструкция, указывающая, что последовательность нот должна воспроизводиться плавно или соединяться, а не отключаться.

(Итальянский: «легко»). Инструкция, означающая играть легко и без силы.

(Итальянское: «дерево»). Инструкция для струнных исполнителей, обычно пишется как «col legno» (с деревом). Это означает, что струнный игрок должен использовать деревянную сторону лука для ударов по струнам.

Короткая повторяющаяся музыкальная фраза, обычно связанная с персонажем, идеей, событием или объектом. Это музыкальный эквивалент брендинга. Вагнер широко использовал эту технику в своих музыкальных драмах.

(Итальянский: «медленно»). Инструкция темпа, означающая, что музыка медленная.

(Итальянский: «маленькая книжка»). Текст оперного или вокального произведения, который традиционно печатается в небольшой книжке.

(Нем. «Песня»). Форма песни в немецкой традиции, примером которой являются: Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф, Малер и Рихард Штраус.

Вокальная композиция, возникшая в Италии 14 века. Мадригалы обычно носят светский характер и стали очень популярны в периоды Возрождения и раннего барокко.

Шкала, которая соответствует на фортепиано всем белым нотам, от C до C. Мажорный аккорд трезвучия AC состоит из нот: C, E и G. Обычно мажорные клавиши звучат «счастливыми», а второстепенные — «грустными».

Традиционный польский танец. Многие композиторы, в том числе Шопен и Шимановский, писали произведения с использованием этой формы.

(Итальянский: «половина»). Термин может использоваться в разных контекстах. Меццо-форте / меццо-пианино — это динамические инструкции, означающие «наполовину громко» и «наполовину тихо». Меццо-сопрано — это диапазон женского голоса ниже сопрано.

Популярный французский танец с середины 17 до конца 18 века.

Нота, которая не является ни резкой, ни плоской.

Неоклассицизм — это стиль музыки, используемый композиторами 20-го века, который включает в себя структуры классики и барокко в своих произведениях. Стравинский, Равель и Хиндемит — все композиторы, которые экспериментировали со стилем.

Музыкальное произведение ночного настроения. Ирландский композитор Джон Филд изобрел форму в начале 19 века, что привело к ее популяризации Шопеном, написавшим 21 ноктюрн.

(Итальянский: «обязательно») Инструментальная партия, которая важна в музыкальном произведении. Популярный в период барокко.

(Латинское: octavus, восьмой). Интервал восьмерки, например: от нот C до C или от D до D.

Музыкальное произведение, написанное для 8 исполнителей.

(Латинский: «работа») Термин обычно используется в перечислении произведений композитора по номерам опусов, обычно сокращенно Op. Поскольку латинское множественное число оперы привело бы к ненужной путанице, ее лучше избегать, хотя альтернативные опусы остаются неудовлетворительной заменой. Номера опусов не всегда указывают на дату написания или даже на дату публикации.

(Итальянский: «кафедра»). Масштабное произведение для оркестра и голосов, как правило, сакрального характера. Оратории повествовательны так же, как и опера, но исполняются без постановки, костюма, действия или декораций.

(Итальянский: «упрямый») Повторяющаяся музыкальная фраза или ритм.

Вступительная часть к опере или содержательному произведению. В опере увертюра обычно содержит примеры основных музыкальных тем, которые будут появляться на протяжении всего произведения, — своего рода трейлер к тому, что должно произойти.

‘Hello’ by Adele, but it’s a Bach-style fugue
Credit: artofcounterpoint/YouTube
Проиграть видео
п
Партита

Музыкальная сюита, ​​обычно для сольного инструмента или небольшого ансамбля.

Форма танца в стиле барокко, в которой короткая мелодическая фраза, обычно в басу, составляет основу произведения.

Пятизначная шкала, состоящая из черных нот на клавиатуре. Используемый в народной музыке многих стран, он легко ассоциируется с «восточным» звучанием.

(Итальянский: «тихо громко»). В просторечии известен как «пианино». Клавишный инструмент, разработанный в 18 веке. Фортепиано эволюционировало от клавесина в том смысле, что оно создает звук, ударяя молотком по струнам, а не перебирая струны. Термин «пианофорте» представляет собой смесь двух итальянских слов «фортепиано» (мягкий) и «форте» (громкий), что означает, что в зависимости от силы, приложенной к клавишам, динамический диапазон инструмента может быть от очень мягкого до очень громко.

Частота вибрации звука. Высота звука измеряется в герцах и обычно организована в систему, известную как «равная темперация», система настройки, в которой разные ноты имеют стандартизированное отношение высоты звука.

(Итальянский: «щипать»). Указание исполнителям на струнных инструментах щипать струны, а не использовать смычок для создания звука.

(Итальянский: «больше»). Термин, который может предшествовать инструкции и означает «больше». «P iù vivo», что означает «более живой», или «P iù lento», более медленный.

(Итальянский: «понемногу»). Термин, который может быть предисловием и инструкцией, означающий «постепенно». Например, «poco a poco crescendo», что означает постепенное усиление звука.

(Итальянский: «быстро»). Указание, что движение, часть в нем или работа являются быстрыми по темпу.

Разделение высот меньше полутона, что составляет полтона. Обычно встречается в некоторой музыке 20 века.

Группа из четырех игроков или состав из четырех игроков.

(Итальянский: «становится медленнее»). Часто обозначаемый сокращенно как «ралл …», это инструкция постепенно играть медленнее.

В вокальных произведениях речитатив — это момент, когда сольный голос поет в относительно свободном ритме. Обычно перед «арией» (основной песней) речитатив обычно используется для иллюстрации сюжета и повествования в опере.

Католическая месса мертвых. Известные примеры включают большую последнюю работу Моцарта и другие работы Брамса, Берлиоза, Верди и Фора.

(Итальянский: «становится медленнее»). Часто обозначаемый аббревиатурой «rit.», Это инструкция постепенно играть медленнее.

(Итал.: «Сдерживается»). Указание замедлить темп.

В архитектуре и изобразительном искусстве рококо характеризовалось легким декоративным французским стилем. В музыке этот термин применяется к периоду, характеризующемуся очень декоративной, искусно украшенной музыкой.

Форма с повторяющейся темой, обычно используемая в качестве финальной части сонаты или концерта. « Рондо алла турка» Моцарта вдохновлен турецкими военными оркестрами 18 века.

(Итальянский: «украденный»). Инструкция играть со свободой. Рубато позволяет исполнителям отклоняться от строгой регулярности темпа и может улучшить выразительную игру. По сути, «украшая» или заимствуя время, оно должно противопоставляться строгому времени в музыкально правильном методе искупления.

Последовательность нот в порядке убывания или возрастания.

Композиционная техника, разработанная в 20 веке Арнольдом Шенбергом как метод упорядочения, казалось бы, хаотичной и произвольной техники до атональности. Сериализм использует двенадцать полутонов октавы в определенном порядке, известном как «тоновый ряд», который служит основой, на которой строится произведение.

Играйте с внезапным и заметным акцентом.

Самый высокий женский голос.

(Итальянский: «отделить»). Техника смычка для струнных инструментов, при которой смычок слегка подпрыгивает по струне.

Крупномасштабное оркестровое произведение, обычно состоящее из четырех частей, из которых хотя бы одно находится в форме сонаты. Движения примерно соответствуют схеме: Движение открытия; Скерцо; Медленное движение; Финал.

(Итальянский: «время»). Скорость воспроизведения музыкального произведения. Индикация темпа даётся либо в начале произведения, либо внутри него. Иногда темп обозначается точным количеством ударов в минуту или терминологией, которая может быть более гибкой.

Мужской певческий голос между баритоном и контртенором. Самый высокий из рядов обычных взрослых мужчин.

(Итальянский: от «toccare», касаться). Инструментальное произведение, призванное показать техническое мастерство и мастерство исполнителя. Известные токкаты написаны Бахом, Равелем и Прокофьевым.

(Итальянский: «дрожь»). Быстрое повторение одной ноты, обычно используется при игре на струнах.

Музыкальное украшение, состоящее из быстрого звучания двух последовательных нот.

Звучание одной и той же ноты двумя или более музыкантами или певцами одновременно.

(Французский: «песня»). Французская песня от средневековья до 20 века.

Лютеранский гимн. Обычно музыка движется блок-аккордами. В большинстве известных хоралов все были написаны Бахом.

Элегия

Музыкальное произведение в форме причитания.

Эспрессиво

(Итальянский: «выразительный»). Инструкция, означающая, что отрывок должен быть воспроизведен выражением или выразительно.

(Французский: «учиться»). Инструментальная композиция, предназначенная для улучшения или улучшения определенных аспектов техники. Некоторые из самых сложных инструментальных произведений — это крупномасштабные этюды таких композиторов, как Шопен и Лист.

Источник

Col legno что это

Эпоха барокко вознесла сольное исполнительство на невиданную до тех пор высоту, и “должен был” появиться виртуоз, ибо перестали интересоваться анонимным искусством, а начали восхищаться артистом и обожествлять того, кто вытворяет невероятные штуки; эта эпоха является также периодом, в котором солисты достигли границ возможностей, определенных природой для каждого инструмента. И ни один из них не передавал так достоверно дух барокко, как скрипка. Ее появление на протяжении XVI столетия — словно результат постепенной конкретизации некоего определенного замысла. Скрипки приняли определенную форму — благодаря искусству гениальных мастеров из Кремоны и Брешии — от множества ренессансных смычковых инструментов, таких как фидель, ребек, лира, и многочисленных их разновидностей.

Col legno что это. Смотреть фото Col legno что это. Смотреть картинку Col legno что это. Картинка про Col legno что это. Фото Col legno что это

Col legno что это. Смотреть фото Col legno что это. Смотреть картинку Col legno что это. Картинка про Col legno что это. Фото Col legno что это

Col legno что это. Смотреть фото Col legno что это. Смотреть картинку Col legno что это. Картинка про Col legno что это. Фото Col legno что это

Этот процесс проходил вместе с эволюцией самой музыки, поскольку в предшествующие века все элементы складывались в тонкую полифоническую ткань, анонимную часть которой составляли отдельные инструменты и музыканты. Каждый инструмент должен был очень четко проводить свою линию и одновременно дополнять общий звуковой образ своей характерной краской. Но около 1600 года появились новые тенденции. Музыкально-декламационная интерпретация поэтических произведений привела к распространению монодии, сольного пения с аккомпанементом. В recitar cantando (напевный речитатив) и в стиле concitato сформировались новые средства выразительности, объединяющие слово и звук в удивительную целостность. Эта волна принесла также и сугубо инструментальную музыку, солист освободился от ансамблевой анонимности, присвоил себе новую монодическую звуковую речь и начал “высказываться” исключительно с помощью звуков. Такой сольный вид музицирования считался своеобразным языком, в связи с чем возникла даже теория музыкальной риторики; музыка приобрела характер диалога, а одним из основных требований, стоявших перед всеми учителями музыки эпохи барокко, была способность обучить “выразительной” игре (“sprechendes” Spiel).

В Италии времени Клаудио Монтеверди композиторами становились исключительно скрипачи. Новый музыкальный язык барокко на протяжении невероятно короткого времени привел к появлению виртуозной литературы, длительное время считавшейся непревзойденной. Первые настоящие скрипичные соло написал Монтеверди в своем “Орфее” (1607) и в “Vespro” (“Вечерня”) (1610), а его ученики и последователи (Фонтана, Марини, Уччелини и др.) на протяжении следующих тридцати лет своими смелыми, часто причудливыми произведениями способствовали небывалому расцвету сольной скрипичной игры.

Дальнейшие десятилетия принесли некоторую успокоенность. Для скрипачей завершился период “бури и натиска”, техника игры стала уже настолько совершенной, что дальнейшее развитие ее несколько замедлилось. Как и сам барочный стиль, скрипки были итальянским изобретением, и если итальянское барокко (в народных разновидностях) подчинило всю Европу, то и скрипки стали важнейшей частью европейского инструментария. Быстрее всего они прижились в Германии: уже в первой половине XVII столетия при дворах немецких князей работали итальянские виртуозы. Вскоре там сформировался самостоятельный стиль сольной скрипичной музыки; характерной сообренностью такого стиля (позднее получившего название “типично немецкий”) была многоголосная, аккордовая игра.

Уровень скрипичной техники XVIIXVIII столетий теперь вообще оценивается неправильно. Сравнивая высокие технические достижения современных нам солистов со значительно меньшими возможностями музыкантов, живших сто лет назад, считают, что речь идет о беспрерывном прогрессе — будто бы чем дальше в прошлое, тем ниже уровень скрипичной игры. При этом забывают, что общественная переоценка профессии музыканта, которая состоялась в XIX столетии, связана как раз с регрессом. Анри Марто (Henry Martial) около 1910 года утверждал: “Если бы мы смогли услышать Корелли, Тартини, Виотти, Роде или Крейцера, наши наилучшие скрипачи от удивления раскрыли бы рты и поняли, что искусство скрипичной игры сейчас в упадке”.

Много технических элементов современной игры, таких как vibrato, spiccato, летающее staccato и др., причисляются к изобретениям Паганини и (за исключением vibrato) считаются недопустимыми в барочной музыке. Вместо этого изобретен так называемый “баховский смычок”, который в местах разнообразной артикуляции, присущей стилю барокко, вводит абсолютное однообразие. Но тем не менее сама музыка и давние теоретические трактаты подробно описывали разные технические приемы, существовавшие в определенную эпоху, а также места, в которых эти приемы использовались.

Vibrato — прием настолько же древний, как и сама игра на смычковых инструментах, служил для имитации пения. О его существовании точные свидетельства встречаются уже в XVI веке (у Агриколы). Описания его (как нечто само собой разумеющееся) встречаются и позже (Мерсенне 1636, Норт 1695, Леопольд Моцарт 1756). Тем не менее всегда vibrato считали только разновидностью украшения, которое не применяли постоянно, а лишь использовали в конкретных случаях. Леопольд Моцарт замечает: “Существуют такие артисты, которые дрожат на каждой ноте, словно их трясет непрерывная трясучка. Tremulo (vibrato) должно использоваться только в тех местах, где того требует сама природа”.

Spiccato (скачкообразный смычок) — очень давняя разновидность штриха (в XVII и XVIII столетиях — просто четко разделенные ноты, а не отскакивающий смычок). Таким образом исполнялись незалигованные фигуры арпеджио или быстро повторяющиеся звуки. Вальтер (1676), Вивальди и прочие, стремясь к такому штриху, писали “col arcate sciolte” или короче — “sciolto”. Много примеров “бросаемого” смычка и даже длинные цепи “летающего” staccato можно найти в скрипичной сольной литературе XVII века (особенно у Шмельцера, Бибера и Вальтера). Встречаются также и разнообразнейшие оттенки pizzicato (с использованием плектрона или медиатора на грифе), появляющиеся у Бибера, или при аккордовой игре у Фарины (1626), или col legno (удары древком смычка) — все они хорошо известны уже в XVII веке.

Опубликованное в 1626 году “Capriccio stravagante” Карла Фарины (ученика Монтеверди) является просто непревзойденным каталогом скрипичных эффектов. Многие из них считались достижением значительно более позднего времени, некоторые же думали, что их открыли только в XX веке! Это произведение с двуязычным (итальянско-немецким) предисловием является важным свидетельством давней скрипичной техники. Здесь описана — как специальный эффект — игра в высоких позициях на низких струнах (в то время только на струне “Е” играли выше первой позиции): “. руку передвигают в сторону подставки и начинают. третьим пальцем указанную ноту или звук”. Col legno описано так: “. ноты надо извлекать, ударяя древком смычка, как в бубен, при этом смычок не может долго оставаться неподвижным, а должен повторять движение” — древко смычка должно отскакивать, как палочки барабана. Фарина советует игру sul ponticello (близ подставки) для имитирования звука духовых инструментов, таких как флейта или труба: “Звук флейты добывается нежно, на расстоянии пальца (1 см) от подставки, очень спокойно, как на лире. Так же извлекаются и звуки воинских труб с той разницей, что их надо извлекать сильнее и ближе к подставке”. Часто используемый прием барочной игры на смычковых инструментах — смычковое vibrato, имитирующее органный тремулянт[4]: “тремоло имитируется с помощью пульсирования руки, которая держит смычок (подобно тремулянту в органе)”.

Барочная техника левой руки отличалась от современной тем, что скрипачи старались избегать высоких позиций на низких струнах. Исключением были места bariolage, в которых различие красок между высоко прижатой низкой и пустой высокой струнами давало желаемый звуковой эффект. Использование пустых струн не только допускалось, но часто даже требовалось; пустые жильные струны не настолько отличались по звуку от прижатых, как нынешние металлические.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *