Civilization vi rise and fall что нового
Темные века и золотые эры: что вас ждет в новом дополнении Civilization VI — Rise and Fall
8 февраля у во всех смыслах грандиозной стратегии Civilization VI вышло новое дополнение — Rise and Fall. В нем вас ждут введенные в механику игры золотые эпохи и темные века, система лояльности населения, герои-губернаторы, антикризисные союзы и многое другое. Отвратительные мужики рассказывают о том, что «Цивилизация» подготовила для вас в своем очередном DLC.
Шутки на тему «ну еще один ходик, и хорош» про Sid Meier’s Civilization стали мемом, еще когда никто не знал, что такое мемы. Бессонные ночи, красные глаза — уже больше четверти века легендарная пошаговая стратегия вызывает наркотическую зависимость не у одного поколения и не сбавляет оборотов. И Firaxis удается удержать нас снова и снова: стоит игре наскучить — выходит новое дополнение, с которым хочется погрузиться в «Цивилизацию» вновь. Rise and Fall — во многом такое DLC. Оно вводит новые механики и новые нации, хотя сделано все не без огрех. Чем-то система начинает напоминать Civilization V, но со своими, уникальными особенностями.
Например, «золотой век» наступал и в предыдущей части, однако теперь эту эпоху процветания надо заслужить, получая очки за разные достижения, вроде установления отношений с городами-государствами, борьбы с варварами, основания религии или прорывных научных исследований. А с наступлением долгожданного процветания можно выбирать один из четырех бонусов, который будет действовать до следующей смены эпох. Например, покупку некоторых юнитов или зданий за очки веры. Если же очков наберется мало, ваша цивилизация погрузится в «темный век», но зато получит доступ к уникальным политическим курсам, которые позволят ей быстрее подняться с колен и вступить в «героический век» с еще лучшими бонусами.
Однако легче сказать, чем сделать, ведь самое главное, на что влияет наступившая эпоха — это лояльность населения. Каждый город генерирует (или теряет) очки преданности вашей цивилизации каждый ход, и влияет на это множество факторов: свои и чужие поселения поблизости, преобладающая религия, наличие гарнизона и так далее. Уйдете в минус — город взбунтуется и станет независимым, но обычно ненадолго. Соседние цивилизации с радостью пригреют мятежников за счет своего влияния, и даже могут способствовать восстанию с помощью шпионов или торговых путей. В общем, старый добрый захват земель за счет культуры на новый лад.
Эта же механика влияет на освоение территории и войны. Теперь сложно заложить новый город ради редкого ресурса где-то вдалеке от столицы. Он получит огромные штрафы к лояльности и скоро перейдет на сторону соперников. Отхватить у соседа лакомый кусок-другой и быстренько заключить мир тоже больше не выйдет — завоевателю приходится тратить очень много сил на удержание преданных исходной цивилизации городов. Они отказываются что либо строить и так и норовят поднять мятеж. Спокойствия ради придется покорить и все ближайшие города.
В поддержании спокойствия отлично помогают губернаторы — особые персонажи, которых можно назначать в города для повышения лояльности. Каждый при этом дает уникальные бонусы к обороне, дипломатии, промышленности и так далее, и с ходом времени может изучать новые способности. Подвох в том, что «титулов» для повышения за время одной партии дается немного, и каждый раз надо выбирать — нанять нового губернатора из семи возможных либо же прокачать одного из активных. Их грамотное перемещение между городами способно переломить ход затяжной войны или добиться полного доминирования вашей религии на континенте.
Агрессивным игрокам стоит опасаться не только бунтов на завоеванных территориях, но и антикризисных союзов. В первой же моей партии Конго напало на один из городов-государств и все соседние цивилизации получили предложение объединиться, чтобы выгнать оккупантов. На все про все дается 30 ходов, и если условие удалось выполнить, все участники союза получают солидный куш золотом. Но если кризис не предотвратить, пополнение бюджета случится у атакующего. Дело в итоге закончилось фарсом — силы захватчика разгромил ближний город-государство, вассальный одному из союзников… и стер соседа с лица земли, поскольку не мог присоединить его к себе. Однако награду за решение кризиса все равно получили. Прямо-таки политика из реальной жизни.
Справедливости ради, на средней сложности компьютерные соперники кризисы по большей части игнорируют, и на деле они превращаются в источник халявного золота, если вы предпочитаете военную победу и тотальное доминирование. В итоге финальные этапы партии на большой карте превращаются в рутинную и скучную зачистку одного соперника за другим, тогда как остальные стоят в сторонке. В этом дополнение мало чем отличается от исходной игры.
При этом расширенными в Rise and Fall возможностями дипломатии тоже особо не воспользуешься. Стоит только начать активную экспансию, искусственный интеллект откажется с вами даже разговаривать, либо начнет выдвигать непомерные требования.
По сравнению с большими расширениями для Civilization V, в Rise and Fall маловато действительно заметных новшеств, что уже породило волну критики. С другой стороны, если взяться за математику, дополнение стоит не сильно дороже уже выпущенных DLC, которые дают всего-то пару наций каждое. При этом помимо новых игровых механик Rise and Fall включает в себя восемь цивилизаций и девять лидеров, охапку чудес света, юнитов, зданий, ребаланс политических курсов и так далее. Так что, если вы давно не сдували с Civilization VI пыль, перед вами хороший повод вернуться!
Дополнение Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall доступно в Steam с 8 февраля.
В нашем недавнем превью первого большого аддона для Civilization VI под названием Rise and Fall мы рассказывали о том, что нового он принесет в игру. Сейчас мы расскажем, как это все работает и влияет на ход партии.
Все дополнение Rise and Fall построено вокруг трех взаимосвязанных механик: «темных» и «золотых» веков, губернаторов и лояльности. Всего изменений в игре гораздо больше, однако именно эти новые механики являются ключевыми в аддоне. Возможность вступать в период Золотого века знакома всем игрокам в Civilization: в определенный период времени любая нация могла вступить в эту эпоху, получив бонусы к науке, экономике и всем сопутствующим индустриям.
В Rise and Fall механика немного изменилась. Чтобы войти в Золотой век, вам нужно набрать определенное количество очков, получаемых за успешное развитие вашей цивилизации. Это может быть практически что угодно, от получения вассальной клятвы города-государства до строительства чудес света. Набрав положенный кап, вы войдете в Золотой век, получив возможность выбрать один из бонусов, который будет активен до входа в следующую эпоху. По сути, каждую эру вы будете проходить проверку на эти очки, после чего вы можете как войти в Золотой, так и попасть в Темные века.
Золотой век от Темного времени будет отличаться даже визуально. В первом случае карта буквально начнет светиться, а во втором станет неприятно тусклой. Это будет мотивировать вас изменять вашу стратегию, чтобы снова увидеть яркие зеленые лужайки, а не зимнюю Великобританию.
Темные века характерны тем, что в них вы получаете определенные штрафы к лояльности ваших городов. Также в этой эпохе вы не получите никаких преимуществ, однако сможете выбрать новые карточки социальной политики. Они довольно мощные, но имеют свою цену. Например, изоляционизм очень неплохо поддержит ваше производство, но полностью запретит вам создавать новые поселения. На ранних стадиях, когда все проводят экспансию, это очень вредная карта, но в поздней игре, когда территории уже разделены, изоляционизм может стать неплохим подспорьем.
Есть и промежуточный вариант — Нормальная эра, которая не дает никаких особых плюсов и минусов. В этой эпохе очень удобно завершать период античности, чтобы в средневековье можно было без особых сложностей вступить в Золотой век. Кроме того, есть и редкая Героическая эпоха, которую можно получить, поднявшись из Темного века в Золотой. В Героической эпохе вы получите возможность выбрать сразу несколько очень серьезных бонусов.
Благодаря новым механикам эпох появился смысл в строительстве ранее бесполезных чудес света. Каждое новое «чудо» поможет вам в достижении вашей цели.
Механика эпох призвана дать возможность догнать лидеров, которые, вырвавшись вперед, лишь наращивали свой потенциал, не давая шансов аутсайдерам. С выходом дополнения даже крупнейшим империям на карте не стоит быть такими же беспечными, как прежде. Конечно, падение в Темные века не перевернет всю партию с ног на голову, но может послужить поводом для более тонкого балансирования, удерживая внимание участников на протяжении всей игры.
Пожалуй, главное, на что влияет механика веков — это лояльность. И это то, на что нужно теперь обращать очень пристальное внимание. Лояльность демонстрирует, насколько хорошо вы контролируете города своей империи. Если ее уровень падает, то у города есть шанс получить независимость, что всегда происходит некстати. Хорошо лишь то, что войска, которые находились в поселении, не переходят на сторону революционеров, а «выбрасываются» за границы населенного пункта. Но у сепаратистов автоматически появляется сильное ополчение, что не позволит вам сразу же вернуть город в свою империю.
Поведение искусственного интеллекта в игре подверглось доработке. Теперь даже на высоких уровнях сложности недовольные не будут все скопом объявлять вам войну просто из-за того, что им так захотелось.
Сильнее всего значение лояльности проявляется на континентальных картах, где империи расположены очень близко друг к другу. Дело в том, что у городов теперь есть довольно большая зона, находясь в которой города противника будут очень быстро терять лояльность. Это сильно ограничивает старую стратегию агрессивной экспансии, когда прямо у столицы врага можно было создавать свой город, отрезая противника от стратегических ресурсов. Теперь в таком случае ваш новый оплот просто устроит революцию через несколько ходов, а в скором времени и вовсе может присоединиться к врагу.
Тактику расселения теперь нужно четко планировать, заранее закладывая условия вашего расширения. Например, сначала селиться на задворках, создавая непроходимый рубеж для поселенцев врага, и только потом заполнять центр империи. Больше не получится сделать подлянку противнику и основать город чуть ли ни в центре его империи. Но если вы любите играть на архипелагах, где империи разделяют сотни условных километров воды, волноваться о лояльности придется гораздо меньше.
Войска городов-государств стали более агрессивными, сражаясь далеко за пределами своих границ. Это неожиданно повлияло на эффективность варваров. Если раньше вплоть до середины игры они накатывали огромными толпами, то теперь с ними успешно справляются нейтралы.
Лояльность косвенно повлияла и на великих людей. Теперь для мирного варианта развития стали полезны генералы и адмиралы, повышая лояльность городов, в которых они расквартированы. Также повышают требования к планированию губернаторы. Всего их семеро, и каждый имеет свой уникальный набор умений, влияющий на развитие городов. Например, кардинал увеличивает влияние религии на окружающие населенные пункты, в том числе и вражеские, так что его полезно отправлять в приграничный форпост. Есть губернатор-промышленник, который очень неплохо смотрится в столице. Есть академик, помогающий науке и культуре.
Rise and Fall оказалось гораздо более глубоким дополнением, чем мы думали. Теперь хочется пожелать, чтобы создатели игры продолжили дальше развивать ИИ, который все еще ведет себя довольно странно в некоторых ситуациях. Впрочем, не все сразу.
Sid Meier’s Civilization 6
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
Минусы:
Оценка: 8.5
Вердикт: отличное DLC, сильно изменяющее систему территориальной экспансии в Civilization VI.
Обзор дополнения Civilization 6: Rise & Fall — больше интересных игровых механик, больше народов, больше удовольствия
Века и исторические моменты
Основная тематика дополнения Rise & Fall, выпущенного для глобальной стратегии Civilization 6, это идея о том, что каждый народ не просто течет по реке истории, но сам строит свою судьбу. Начиная с античности, цивилизации теперь могут получить различные модификаторы. Они разделены на 3 типа: обычный век, золотой век и темный век.
Чтобы определить, в какой век попадет тот или иной народ со сменой эпохи, разработчики внедрили механику исторических моментов. Теперь самые разные достижения игрока записываются в летопись, формируя историю подконтрольного ему народа от самого зарождения до полетов к далеким звездам. Это уже само по себе звучит круто для любителей перекраивать историю, но дальше — больше.
Все деяния, удостоившиеся занесения в хроники, награждаются некоторым количеством очков. Если в пределах одной эпохи цивилизация набирает нужное количество очков, то она входит в эру процветания — золотой век. Это дает очень большое преимущество перед оппонентами, поэтому есть смысл выстраивать свою стратегию таким образом, чтобы увидеть побольше исторических моментов.
Если же при смене эпохи игрок набрал слишком мало очков, то его народ «проваливается» в темные века, однако далеко не всегда это можно назвать однозначно плохим исходом. Просто стратегию придется корректировать: тихое и мирное процветание станет трудным, а из «ям» истории часто вылезают жестокие, милитаристические цивилизации.
Самое забавное, что при игре за определенных лидеров есть смысл почаще «прозябать» в темных веках, потому что бонусы от них нередко могут помочь в захватнических войнах. Более того, темный век — это идеальное время для начала быстрой победоносной войны. Даже последователи блиц-крига наверняка решат подождать несколько ходов, чтобы напасть, имея за плечами бонусы темных веков!
Лояльность
Оригинальную Civilization 6 часто ругали за упрощения во многих аспектах. Например, счастье людей в городах зависело исключительно от доступа к редким ресурсам, «развлекательным» строениям и «вместимости» города, из-за чего народ казался «игрушечным», ненастоящим. Людям не было дела ни до войны, ни до культурного влияния более прогрессивных народов, ни даже до ядерной войны на границе.
Конечно, в оригинале была механика туризма, но она рассчитана на получение культурной победы, в то время как на радость жителей отдельно взятого города она никак не влияла. Теперь же, с выходом дополнения Rise & Fall, эта порочная практика осталась в далеком прошлом. Отныне и вовеки веков у каждого города появилась шкала лояльности.
Лояльность в Civilization 6 — это усредненный показатель верности правителю и приверженности культуре. Если город находится недалеко от столицы и рядом нет культурных центров других народов, то шкала лояльности будет держаться стабильно. Во всех других случаях можно столкнуться с довольно печальными последствиями.
Если лояльность поселения падает до минимума (обычно это происходит за 8-10 ходов), оно становится нейтральным («вольным»). Затем лояльность начинает набираться, но уже в пользу более просвещенной в культурном плане цивилизации. Другие народы могут нападать на нейтральный город, это не будет считаться объявлением войны его бывшему владельцу.
С помощью этой простой, но изящной механики разработчики решили сразу 2 проблемы, которые были в Civilization 6. Во-первых, больше нельзя внаглую селиться прямо под носом у оппонента, лишь бы «застолбить» побольше гексов. Такие города быстро восстанут и перейдут к противнику. Во-вторых, теперь появился мирный способ расширения территории на тех этапах игры, когда ставить новые города просто негде.
Губернаторы
Нет, это не боты-управленцы, как предположили многие фанаты игры. Девелоперы Firaxis Games расщедрились еще на одну крупную игровую механику. Теперь игрок может назначать в городах губернаторов — особых персонажей, которые дают поселению разнообразные преимущества. Они также имеют собственные улучшения, так что уже на ранних порах перед правителем встает дилемма — количество или качество.
Всего губернаторов 7, они одни и те же для всех цивилизаций. Каждый специализируется на одном из путей развития — наука, экономика, культура, производство, религия, военная экспансия и дипломатия. У каждого есть стартовое умение, а также несколько улучшений, позволяющих сделать специализацию губернатора еще более узкой.
Несмотря на кажущуюся простоту, механика губернаторов значительно усложняет геймплей. Постоянно приходится выбирать им новые способности и подходящие города для назначения. Последнее особенно важно, ведь перемещение губернатора из одного города в другой — процесс долгий (3-5 ходов), поэтому нужно планировать развитие поселений заранее, подготавливая почву для того или иного «губера».
Вдобавок к этому губернаторы позволяют усилить «выхлоп» при игре в одной из двух наиболее популярных стратегий: «высоких» и «широких» империях. Первая предполагает создание нескольких мощных городов, для них потребуется немного губернаторов, но все они должны быть «прокачаны» по максимуму. А вот во второй стратегии городов нужно как можно больше, и вот как раз в таком случае можно не вкладываться в развитие отдельных губернаторов, а просто набирать их как можно больше, чтобы «забить» все города.
Улучшенные союзы и чрезвычайные ситуации
На губернаторах заканчиваются крупные механики, но новинок в Rise & Fall еще много. Например, система дипломатии получила новый удобный инструмент — так называемые улучшенные союзы. Теперь альянс между двумя цивилизациями имеет 4 уровня. Каждый следующий уровень дает все больше преимуществ, так что впервые за долгое время Civilization 6 стала чересчур «миролюбивой».
Действительно, воевать теперь просто-напросто невыгодно, так как бонусы от союзов часто выглядят более «вкусными», чем туманные и неоднозначные боевые трофеи. Но дело не только в союзах, но и в еще одном новшестве дополнения — чрезвычайных ситуациях. Когда один из участников партии становится слишком силен, то игра может предложить остальным игрокам объединиться против него.
Например, одна из цивилизаций раньше других открывает селитру, снаряжает своих солдат мушкетами и отправляет их на завоевания. Технологическое преимущество помогает захватить какой-нибудь хороший город, и захватчик начинает преобладать и в других сферах — в экономике, культуре или науке. Он получает решающее преимущество, а благодаря хорошей армии победить его один на один не может никто.
И вот тогда все другие участники игры получают уведомление, в котором им предлагается объединиться и напасть на агрессора. При этом за успешную совместную операцию все они получают хорошие бонусы. Если же «агрессор» все же выстоит, то все лавры достанутся ему, и вот тогда он еще сильнее оторвется от остальных участников.
Чрезвычайные события очень хорошо играются в компании с ИИ, но вот в «живом» мультиплеере зачастую вносят слишком большой дисбаланс. Нередко игроки боятся нападать друг на друга, чтобы случайно не стать «жертвой» чрезвычайной ситуации, ведь отбиться от двух-трех игроков практически невозможно. Впрочем, Firaxis уже показали, что умеют править перекосы в балансе.
Новые цивилизации
Rise & Fall — это действительно большой аддон, ведь помимо множества новых механик в нем нашлось место сразу 4 новым цивилизациям — Грузии, Шотландии, Мапуче и Зулусам. Каждый из новых народов получил великолепно оформленного и анимированного лидера, а также уникальный набор способностей вкупе с особым юнитом и улучшением для клеток.
Об особенностях каждого лидера и стратегии игры за его народ можно писать по отдельному руководству, но в этом обзоре достаточно будет отметить, что пополнение вышло очень классным. Civilization 6 и без этого не была бедной на разнообразные нации, но теперь она и вовсе стала, пожалуй, самой «населенной» игрой серии. В общем, Firaxis — молодцы.
Больше интересных игровых механик, больше народов, больше удовольствия
Кажется, обзор немного затянулся. А как иначе, если дополнение Civilization 6: Rise & Fall действительно принесло в игру так много нового? Собственно, именно этого и ждали игроки после серии патчей с правками баланса и прочих мелких недочетов, коих было много в оригинале. Теперь игра и играется бодрее, и технических проблем в ней уже не осталось, и вот тут аддон Rise & Fall подоспел как раз вовремя.
С ним в Civilization 6 стало больше интересных игровых механик, больше народов и больше удовольствия от игрового процесса. Конечно, через некоторое время игроки вновь придумают оптимальные тактики, снова вычислят самых выгодных лидеров, но пока что Civilization 6: Rise & Fall — это именно то, что заставит всех любителей пошаговых стратегии проводить за компьютером дни и ночи напролет.
Обзор Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall
Качественное дополнение к отличной игре
Авторы игры попытались упорядочить развитие игрока, сделав его эволюцию более исторической. Для этого разработчики ввели систему эпох, которая частично засветилась еще в пятой части франшизы. Игровое время подразделено на века, в рамках которых игроку предлагается выполнять подзадачи. Призвали великого художника? Построили Чудо Света? Заключили союз? Завершили исследование? Ускорили научный прогресс? Все подобные достижения игроков учитываются в статистике и напрямую влияют на последующие события.
Удивительно, но несмотря на то, что подсознательно любой будет стремиться именно к Золотой эпохе, у Темных времен есть свои определенные плюсы, которые связаны с переработанной механикой управления городами.
Как это связано с эпохами? Очень просто. В Темные века города, которые находятся на одном континенте в относительной близости от столицы, имеют тенденцию быть более лояльными, хотя они могут все равно взбунтоваться из-за отсутствия развлечений и других факторов. Однако и Золотой век может не спасти от проблем – особенно если рядом находятся большие территории, контролируемые сильной державой. У меня так и произошло, когда построенный на небольшом клочке земли новый город устроил бунт. С другой стороны, в Век процветания к вам могут переметнуться соседние города, соблазнившись молочными реками и кисельными берегами.
Студия Firaxis также попыталась расширить дипломатическую составляющую игры, однако тут исполнение вышло неровным.
При выстраивании политического диалога с другими нациям нужно учитывать ряд факторов. Во-первых, постоянное сотрудничество, сделки и своевременные подарки благотворно влияют на уровень лояльности, которую нужно постоянно стимулировать. Во-вторых, появилась возможность создавать альянсы (например, научные или военные), в рамках которых каждая сторона несет ответственность за действия партнера.
К сожалению, дипломатия не всегда работает из-за все тех же проблем с искусственным интеллектом, который обожает вытворять идиотские поступки. Скажем, он может объявить вас “грязью под своими ногами”, а потом ласково попросить открыть границы, чтобы напустить религиозных фанатиков. Так было и в “ванильной” Civilization VI, поэтому очень жаль, что в расширении ничего не поменялось.