Чистые пруды и патриаршие пруды в чем разница
История пяти самых известных прудов Москвы
Чистопрудный бульвар. Фотография конца XIX века
Чистые пруды
Нынешние Чистые пруды расположены на вершине пологого холма. Для таких мест были характерны болота и вытекающие из них небольшие речки. На «чистых» все так и было — ручьи образовали реку Рачку, которая была притоком Яузы. С ростом Москвы водоем осушался, и построенная в XVI веке стена Белого города разрезала Рачку. Так как в низине перед стеной строить дома было запрещено, на этом месте на рубеже XVI–XVII веков появился знаменитый пруд.
Однако, по самой известной версии,
пруд стали называть Поганым, так как торговцы из мясных лавок на Мясницкой улице сбрасывали в него отходы производства. Летом, когда над столицей нависала невероятная жара, над водоемом витали зловонные запахи, и люди старались обходить его стороной.
Князь Александр Меншиков положил конец грязному прошлому пруда. После того как фаворит Петра I купил особняк возле Поганого пруда, он решил расчистить водоем, строго запретив загрязнять его. Да и мясники покинули Мясницкую улицу. С тех пор пруды стали называть Чистыми. Впрочем, историки утверждают, что Меншиков очистил не известные нам пруды, находившиеся за Белой стеной, а те, что располагались в глубине квартала. Сейчас на их месте Чистопрудный бульвар и пешеходная зона.
Знакомые каждому москвичу Чистые пруды появились позже. Их первое упоминание есть в документах екатерининской эпохи, посвященных планам по разрушению стены Белого города и устройству бульвара. Прудов там было отмечено три, но обустроили после Отечественной войны 1812 года лишь один. Несмотря на это, в народной памяти название сохранилось во множественном числе.
В 1820 году вблизи прудов построили Чистопрудный бульвар. Он стал вторым по протяженности после Тверского: его длина составила 822 метра. Заселили бульвар люди разных социальных слоев: от московской знати, строившей роскошные особняки по внутренней стороне улицы, до мещан и купцов, застроивших своими дворами внешнюю сторону. При этом традиция гуляний по Чистопрудному бульвару осталась со времен Грибоедова и Пушкина.
До 1958 года на Чистых прудах работала лодочная станция: летом можно было прокатиться на лодке. Зимой, когда лед застывал, все желающие брали с собой на «чистые» коньки. В 1960 году берега прудов укрепили камнями, а затем бетоном.
К счастью, преобразования советских времен не затронули Чистопрудный бульвар:
здания не изменили свой облик с конца XIX века. Например, кинотеатр «Колизей», спроектированный архитектором Романом Клейном, до сих пор находится по адресу «Чистопрудный бульвар 19А»: только теперь в нем располагается драмтеатр «Современник».
Чистые пруды, возможно, стали одними из самых упоминаемых московских водоемов в русской литературе. Так, например, Юрий Нагибин называл пруды «средоточием самого прекрасного», чем было исполнено его детство, «самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже была прекрасна». Он называл знаменитые пруды школой природы: «Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города».
Писатель также отмечал, что в его время
среди мальчишек существовало звание «чистопрудных». Оно давало право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости.
Заслужить его могли только те, кто жил на бульваре: обитателям ближних переулков отказывали в получении звания. «Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость», — писал Нагибин.
Патриаршие пруды
Патриаршими прудами называется не только сам знаменитый водоем, но и окружающий его сквер и жилой микрорайон, на территории которого расположены три церкви, синагога и более 15 посольств.
На месте «патриков» раньше располагалось Козье болото. Оно получило свое название либо из-за пасущихся здесь в огромных количествах коз, либо из-за близости к месту, где перерабатывали козью шерсть и поставляли ее к царскому и патриаршему дворам. Впрочем, есть и конспирологическая версия, по которой дело было не в козах, а в кознях, которые нечистая сила чинила обитателям этих мест.
Якобы на месте болота в глубокой древности языческие жрецы топили своих жертв, а перед этим нередко отрезали жертвам головы. Патриаршие пруды, час небывало жаркого заката, отрезанная голова — что-то это напоминает…
В начале XVII века патриарх Гермоген решил устроить на Козьем болоте свою резиденцию. Так на его месте появилась Патриаршая cлобода, в состав которой вошли несколько церквей. В 1683 году священнослужители приказали вырыть три пруда для разведения рыбы к патриаршему столу: два на Пресне, где разводили дорогие сорта рыбы, и один на Козьем болоте, куда запустили живность подешевле.
Впоследствии Патриаршая cлобода пришла в упадок. Пруды запустили, а местность снова заболотилась. Вспомнили о них лишь в первой половине XIX века: тогда было решено зарыть старые водоемы и оставить один декоративный пруд. Вокруг него разбили сквер и стали называть «Бульвар Патриаршего пруда».
Весенний паводок 1897 года, который серьезно загрязнил пруд, заставил московские власти всерьез задуматься о «совершенной засыпке» водоема.
В городской Думе утверждали, что существование пруда в «густонаселенной местности не вызывается никакой действительной надобностью». История закончилась хорошо: «патрики» пощадили и решили заполнять свежей мытищинской водой.
Каток на Патриарших прудах, устроенный на замерзшей глади водоема и так любимый в наши дни москвичами, приобрел свою популярность еще в конце XIX века. Известно, что, к примеру, писатель Лев Толстой зимой водил туда своих дочерей кататься на коньках.
Примечательно, что советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. Однако, несмотря на переименование, в народе пруд продолжали называть Патриаршим.
Голицынский пруд
Сегодня Голицынский пруд по праву можно назвать сердцем Парка Горького. Водоем состоит из Большого и Малого прудов, которые соединены узким перешейком. Работы по его созданию начались в 1954 году.
За все время своего существования водоем несколько раз менял свое название: в советские времена пруд именовали Пионерским, однако после распада СССР ему вернули историческое название, а Пионерским стали называть пруд у главного входа в парк. Водоем сохранил имя князя Дмитрия Голицына, создавшего Голицынскую больницу для бедняков в 1802 году (сегодня — Первая Градская больница).
В 30-х годах ХХ века в пруд завезли водоплавающих птиц: в их числе были два лебедя с черными шеями редкой породы. В настоящее время птицы радуют посетителей парка только летом: зимой их заботливо переселяют в специальные домики. До недавнего времени Голицынский водоем был полностью покрыт водорослями. Решили эту проблему 400 кг рыбы, выпущенные в воду руководством парка. Именно она очистила пруд от ила и водорослей. Сегодня в пруду обитают толстолобики, сазаны, караси, окуни и белые амуры. Вдоль берега высажен тростник, камыш и кувшинки.
Неподалеку находится так называемый «Остров танца». Сейчас он не используется по прямому назначению, но в 1930-е годы здесь располагалась одна из красивейших эстрад парка.
На берегу, на месте современного кафе «Островок», располагался амфитеатр для зрителей (порядка 700 мест). Там можно было посмотреть спектакль, балет, оперу, причем нередко на сцене выступали артисты Большого театра.
Сегодня большая площадь водоема дает горожанам возможность арендовать катамараны на лодочной станции. Главное — не нарушать покой грациозных лебедей и уточек, настоящих хозяев Голицынского пруда. Рядом с прудом расположены лежаки и лавки: смело приземляйтесь на них и устраивайте пикник. Парковый Wi-Fi и розетки, расположенные рядом с лежаками, помогут вам всегда оставаться в сети. По вечерам романтическую атмосферу создадут лампы, слегка подсвечивающие водную гладь пруда.
Останкинский пруд
Останкинский пруд выкопали в начале XVII века в пойме Останкинского ручья. У него есть еще два названия — Дворцовый и Актеркин. Второе он получил во времена графа Шереметева, который в середине XVIII века построил недалеко от пруда крепостной театр. По легенде, уставшие от тяжелой жизни, болезней и притеснений актрисы кончали жизнь самоубийством, топясь в пруду.
Однако некоторые историки отмечают, что дурная слава охватила Останкинский пруд задолго до печальных судеб крепостных артисток. По некоторым данным,
на месте водоема в прошлом находилось кладбище самоубийц, а позже — немецкое протестантское. Отсюда историки делают вывод, что название района произошло от слова «останки».
Также подчеркивалось, что в древности на этом же месте язычники проводили ритуалы жертвоприношения. И, по одной из мистических версий, неприкаянные души якобы подталкивают жителей Останкинского района к самоубийствам и в настоящее время.
Если же опустить всю мистику, то можно сказать, что в XVIII веке пруд пользовался популярностью среди горожан. Люди прогуливались по берегу, катались на лодках, а также запускали ночные фейерверки неподалеку от водоема. Аллеи уводили москвичей в глубины лесного массива, который раньше являлся охотничьим угодьем. Сегодня на пруду можно посидеть на удобных лавочках, покормить уток, а также попытать удачу и встретить известных телеведущих, спешащих на работу в телецентр «Останкино».
Лефортовские пруды
Лефортовские пруды являются основной акваторией одноименного парка, расположенного в Измайлово. Он появился в XVIII веке как сад при дворце адмирала Федора Головина, приближенного Петра I. Строили парк голландские архитекторы, которых император пригласил в Россию лично. Они установили множество плотин, террасы из красного кирпича и вырыли пруды, которые впоследствии назвали «лефортовскими».
У каждого водоема есть свое имя: Сапожок, Северный, Банный, Квадратный, Гитара и Островной. Пруд Сапожок назван по своей необычной форме, а пруд Гитара раньше напоминал церковный крест, однако после «оплывания» берегов стал похож на расширенную часть гитары.
Интересно, что Лефортовские пруды и водоемы в Измайлово выступили в качестве Чистых прудов в одноименном фильме 1965 года режиссера Алексея Сахарова по произведениям Юрия Нагибина.
К сожалению, плавать в прудах запрещено (зачем тревожить покой уточек?), однако принятию солнечных ванн никто не воспрепятствует. В теплые дни все берега заполнены загорающими москвичами. Летом в парке можно заметить закидывающих удочки пожилых горожан: они охотятся на гибридов карася и карпа. Однако специалисты Роспотребнадзора утверждают, что выловленной в пруду рыбой не стоит кормить даже домашнюю кошку.
Самый дорогой: что нужно знать о Патриарших перед покупкой квартиры
Патриаршие пруды не являются административной единицей Москвы. Однако с конца 2017 года эта локация стала самой дорогой в столице, сместив с пьедестала Остоженку, где в свое время начал зарождаться рынок московской элитной недвижимости. Поэтому этот особый субрынок стоит рассмотреть отдельно.
Свою популярность это легендарное место, по словам риелторов, начало завоевывать в 1990-е годы. Как отдельный элитный кластер Патриаршие пруды были выделены риелторами в 2000-е. Локация уже стала полноценной заменой «золотой миле» и имеет все возможности для дальнейшего развития как самый дорогой и модный район столицы, считает управляющий партнер Contact Real Estate Денис Попов.
География района
Патриаршие пруды входят в Пресненский район. В начале 2000-х годов риелторы ограничивали эту респектабельную локацию Малой Бронной улицей, Большим и Малым Патриаршими и Ермолаевским переулками. Сейчас она расширилась до района от Малой Никитской до Тверской улицы и от Тверского бульвара до Садового кольца.
Популярность Патриарших прудов
Повышению спроса этого района на рынке недвижимости служит его популярность среди знаменитых людей как в ретроспективе, так и в настоящее время, а также упоминание Патриарших прудов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», считает управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов.
Для района Патриарших прудов нет определенного портрета покупателя, отмечают риелторы. «Наравне с данной локацией потенциальные клиенты рассматривают также Плющиху, Остоженку, Пречистенку. Как правило, район интересен семейным парам с уже взрослыми детьми, поскольку состав инфраструктуры мало приспособлен для жизни с малышами», — говорит Менжунов. Тем не менее здесь предпочитает селиться модная и состоятельная публика, банкиры, бизнесмены, артисты, политики и селебрити, а также дети состоятельных людей, отмечают риелторы.
«В последнее время на Патриарших прудах сосредоточилась совсем другая аудитория: теперь это молодые тусовщики, активно посещающие многочисленные питейные и развлекательные заведения в районе. Из-за этого многие представители «старой» волны начали менять место жительства, перебираясь в более тихие районы, например в Хамовники, где много парков», — дополняет председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Инфраструктура Патриарших прудов
Район Патриарших прудов плотно застроен, поэтому местные жители испытывают дефицит инфраструктурных проектов. По словам риелторов, преобладают заведения винно-кулинарной направленности: в 2018 году здесь открылось наибольшее число всех новых заведений в столице (16% от всех открывшихся заведений общепита). Поэтому Патриаршие можно назвать одним из лучших мест в Москве по разнообразию кафе, ресторанов и баров в основном премиального сегмента.
В микрорайоне, по оценке риелторов, также хорошо развита торговая и развлекательная инфраструктура для состоятельных покупателей. Если раньше этот район пользовался спросом в основном у семейных, рассматривающих его для проживания с детьми, то в последние годы он стал тусовочным — там собирается богатая молодежь, отмечают эксперты. Из социальных объектов жителям доступны три муниципальных и два частных детских сада, а также известная английская школа № 1239.
Вторичное жилье Патриарших прудов
Старый фонд, по оценке директора департамента продажи квартир Penny Lane Realty Виктории Зориной, весьма разнообразен: есть дома со смешанными перекрытиями, отреставрированные и реконструированные доходные дома, особняки начала ХХ века, дома-коммуны постройки 1930-х годов, советские элитные кирпичные дома 1970-х и новые элитные ЖК.
Риелторы отмечают, что в данной локации сохранилось множество известных в истории архитектуры зданий: «дом со львами», особняк Тарасова архитектора Жолтовского и др. На вторичном рынке в районе Патриарших прудов помимо строений начала прошлого века можно найти и более новые объекты. По данным Contact Real Estate, представлены квартиры в таких знаковых проектах, как «Гранатный Палас», «Гранатный, 6», «Булгаков», «Малая Бронная, 25», «Сытинский». Один из самых известных — дом Брежнева (Гранатный, 10), в котором давно проживает сложившийся контингент и купить недвижимость не так уж и просто: чаще это закрытые продажи, отмечает Попов.
Также, по словам риелторов, в продаже бывают и квартиры в таких ЖК, как «Гранатный Палас», ЖК «Мастер и Маргарита», в домах в Большом Палашевском переулке, 10, и Богословском переулке,12а, и, конечно, в известном многим ЖК «Патриарх».
Новостройки Патриарших прудов
Средняя стоимость на первичном рынке в районе Патриарших прудов по итогам первого квартала 2019 года, по данным Contact Real Estate, составила 1,6 млн руб. за 1 кв. м. Для сравнения, на Остоженке, занимающей второе место в списке высокобюджетных столичных районов, стоимость «квадрата» составляет 1,3 млн руб. А в самом Пресненском районе, в который территориально входит кластер, стоимость меньше почти в три раза — 618,9 тыс. руб. за 1 кв. м. В среднем стоимость жилья на Патриарших прудах на первичном рынке, по данным Kalinka Group, варьируется от 1,6 млн до 2 млн руб. за 1 кв. м.
На первичном рынке недвижимости в районе Патриарших ведутся продажи в двух элитных новостройках — «Бакст» (Большой Козихинский пер., 13–15) и «М. Бронная, 15». Средняя стоимость «квадрата» в «Бакст», по данным «Метриум Премиум», составляет 1,6 млн руб., диапазон цен на квартиры — от 201 млн руб. до 408,5 млн руб. В ЖК «М. Бронная, 15», по данным Penny Lane Realty, средняя цена 1 кв. м составляет 1,4 млн руб. В прошлом году ЖК «Малая Бронная, 15» занял второе место среди самых дорогих домов столицы по максимальной стоимости 1 кв. м ($40 тыс.).
Перспективные проекты на Патриарших прудах
Район Патриарших прудов плотно застроен, поэтому перспективных площадок в локации нет, считает Менжунов. Из перспективных проектов он называет строительство апарт-комплекса на территории памятника архитектуры дома Тарасова на ул. Спиридоновка, которое рассматривалось еще в 2017 году. Попов упоминает также несколько проектов — в Леонтьевском переулке, на Большой Никитской улице и в Большом Палашевском переулке, 11. «Потенциал у района, безусловно, есть, в первую очередь — за счет проектов реконструкции», — считает управляющий партнер Contact Real Estate.
Продажи на Патриарших прудах идут достаточно хорошо для своего ценового сегмента, и нет предпосылок, что спрос на недвижимость в данной локации снизится, отмечает Румянцева. В связи с этим, по ее мнению, район очень перспективен для девелопмента высокобюджетной жилой недвижимости.
История Патриарших
Раньше на этом месте было Козье болото, которое дало название Большому и Малому Козихинским переулкам. Здесь разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. В начале XVII столетия создали резиденцию патриарха Гермогена и на месте болота появилась Патриаршая слобода с церквями Ермолая Священномученика и Спиридона Тримифунтского. В 1683 году болота осушили и вырыли три рыбных пруда, где разводили дорогие сорта рыбы к патриаршему столу. Так появился топоним Патриаршие пруды. После пожара 1812 года два пруда бывшей Патриаршей слободы засыпали и сохранили только Большой Патриарший. Его вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький сквер — бульвар Патриаршего пруда. В 1924 году водоем переименовали в Пионерские пруды, в 1992 году вернули старое название.
В этом районе представлены практически все архитектурные стили. «Исторически здесь селилась творческая интеллигенция, политическая элита. С начала 1970-х годов это были дома ЦК КПСС, Совмина. В советские годы купля-продажа жилья в них была невозможна, поэтому желающие переехать сюда могли попасть сюда либо получив квартиру по службе, либо путем обмена», — говорит Зорина.
Это легендарное место начало завоевывать популярность среди состоятельной публики еще в 1990-е годы. В то время район, ранее не привлекавший внимания элиты, облюбовала творческая интеллигенция, в основном благодаря творчеству Булгакова, вспоминает Попов. По его словам, тогда недвижимость в районе была представлена старым фондом — старинными особняками, сталинками, домами для партийных работников, где проживала советская элита.
Как отдельный элитный кластер Патриаршие пруды были выделены риелторами уже в 2000-годы. «Началось это со строительства первого знакового проекта на первичном рынке — дома «Патриарх», который до сих пор является одной из главных доминант района и неким символом эпохи. К концу 2017 года Патриаршим удалось потеснить «золотую милю» (Остоженку) и подняться на почетную верхнюю строчку в рейтинге самых дорогих локаций на рынке элитной недвижимости Москвы, которую они и занимают по настоящее время», — отмечает Попов.
«Аннушка» на Чистых: неожиданные роли московских прудов в кино
Почему режиссеры снимают Чистые пруды то на Патриарших, то в Измайлове, и как получилось, что от Жеглова с Шараповым бандит уезжал на булгаковской «Аннушке». Рассказываем и показываем на примере лучших ролей московских прудов в кино.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Чистые пруды когда-то назывались совсем наоборот – «Поганые болота». По одной версии, потому что здесь сбрасывались отходы производства мясных лавок и скотобоен Белого города. По другой – оттого, что в этех местах в большом количестве селились иностранцы и ставили здесь лютеранские и католические храмы. Приезжих иноверцев москвичи традиционно не любили, а потому назвали пруды «погаными», то есть «языческими».
Так или иначе, нынешние «Чистые» к тем «Поганым» никакого отношения не имеют. Наши «Чистяки» обязаны своим происхождением градостроительным планам Екатерины, собиравшейся устроить кольцо парков с прудами на месте крепостного рва снесенной стены Белого города.
Фильмы здесь снимали часто. Но не менее часто роль Чистых прудов играли Патриаршие. Правда, встречаются и обратные превращения.
Нынешнее здание театра «Современник» на Чистопрудном бульваре режиссеры любили всегда. Одна из первых его ролей – «Папиросница от Моссельпрома» (1924). Продавцы сигарет выстраиваются в очередь, чтобы посмотреть кинокартину с их коллегой в главной роли. Ее крутят в кинотеатре «Колизей». Дом и построили для кинотеатра в 1914 году. Он проработал здесь до 1970-го, пока после реконструкции его не сменил театр.
В другом немом фильме «Дом на Трубной» (1924) только что приехавшая из деревни Прасковья спрашивает дорогу у хорошо одетого гражданина на фоне объекта, довольно редко попадавшего в кадр за всю историю нашего кино, — Сухаревой башни. Башня эта была подарком Петра I стрелецкому полку Лаврентия Сухарева в благодарность за поддержку во время неудавшегося путча царевны Софьи.
Сухарева башня, 1933 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Судьба башни, бывшей одной из главных достопримечательностей старой Москвы и первым военно-морским, артиллерийским и инженерным вузом России, сложилась не лучшим образом. В 1926 году в ней открыли Московский коммунальный музей, а в 1934 году снесли с характерной для того времени формулировкой – «как мешающую уличному движению». Товарищ Сталин настоял на этом лично, несмотря на то, что московские архитекторы предложили множество проектов организации пространства Сухаревской площади, предусматривавших сохранение башни.
С началом 30-х закончилась эпоха «великого немого», и в кино пришел звук. Сам фильм «Подкидыш» (1939) уже благополучно и почти всеми забыт, но одна фраза от него осталась и навечно закрепилась в списках русскоязычных кино-мемов – знаменитое «Муля, не нервируй меня!» в исполнении Фаины Раневской.
Фильм начинается как раз на Чистых прудах. Наташа убегает на бульвар, и в кадре можно увидеть первое здание, построенное там в советские времена – дом 12а 1928 года, главный административный корпус Кожсиндиката. Там размещались разные министерства и ведомства. Сейчас – Центр им. Ролана Быкова и кинотеатр «Ролан». А до революции на этом же месте находилось старое (деревянное) здание Бородинской панорамы.
Еще в кадре можно увидеть прогулочные лодки и старую ограду пруда из перекрещенных деревянных палок, детскую площадку и стоявший в торце водоема «досуговый центр» – летнюю эстраду и кафе. В 60-х всю эту красоту перестроили и открыли культовый ресторан «Джалтаранг», а сейчас там стоит уродливый финтес-центр в стиле «под 19 век».
Пролетим 40-е и переместимся в середину 50-х. «Человек родился» (1956) – мелодрама новой, послесталинской эпохи с довольно банальным по нашим меркам сюжетом. Девушка Катя приезжает в Москву учиться, но проваливается на вступительных. Случайное знакомство, мимолетная связь, рождение ребенка. Ее бросают, и она пытается пробиться в жизни сама… Тогда воспитанный на конфликтах «хорошего с еще лучшим» зритель, должно быть, воспринимал такие коллизии как откровение.
По дороге из роддома Катя отпускает такси и идет на Чистопрудный бульвар. Кадры опять же представляют чисто москвоведческий интерес: виден только что построенный вестибюль станции «Кировская» («Чистые пруды»), башенка Страхового общества «Россия», но еще нет Грибоедова – памятник будет поставлен только в 1959 году. И примета времени – тумба Мосгорсправки для объявлений граждан, на которой Катя ищет информацию о сдаче комнат. Объявления, кстати, писались от руки, но на официальных бланках – такой вот древний вариант интернет-барахолки.
Дальше будут 60-е, немыслимые без тех картин, которые сегодня уже проходят по разряду «бессмертной классики». Про то, как персонажи фильма «Я шагаю по Москве» шли по Чистопрудному бульвару к «переулку Строителей», который на самом деле оказался Кривоарбатским, мы уже рассказывали.
А в здании, где была Димина комиссионка, в наши дни находится магазин «Цветы на Сретенке».
А вот вам пример классических и вопиющих режиссерских фокусов с географией и натурой. Фильм так и называется – «Чистые пруды» (1965), сделан он в типичном для 60-х жанре «поэтической биографии» про то, как война сломала мечты и судьбы целого поколения молодых – тех, кому в 1941 году было от 18 до 25 лет. Сценарий написала Белла Ахмадулина, и она же читает стихи за кадром. А парадокс заключается в том, что никаких Чистых прудов в кадре нет.
Весь фильм снимался в Лефортовском парке и в Измайлово. В кадр попало множество характерных для этого района объектов: Покровский собор, рабочий городок им. Баумана, горбатый парковый мостик, ведущий к танцплощадке (у Говорухина в «Месте встречи» по нему гуляют Синичкина с Шараповым).
И даже грандиозные руины так и не достроенного Центрального стадиона народов СССР им. Сталина.
А в район вокруг настоящих Чистых прудов персонажи фильма попадают только один раз – когда гуляют в том месте, где спустя несколько лет будет проложен проспект Сахарова (тогда — Новокировский).
Милиционер называет Трошкину-Леонову адрес «Конный переулок, дом №8» – такой переулок, действительно, существует и располагается между Шаболовкой и Мытной. Дома № 8 там, правда, нет, а есть 4 и 12. Но из окон виден каток на Чистых прудах.
Дальше начинается поездка в поисках «дерева» и «мужика в пиджаке», состоящая из сплошного монтажа: Арбатская площадь, Гоголевский, Рождественский и Сретенский бульвары. А завершается она у Красных ворот, где и стоит «мужик в пиджаке», то есть памятник Лермонтову.
Кадры из «Джентльменов» в этом месте представляют еще и москововедческий интерес, поскольку все попавшие на пленку особнячки вдоль Красноворотского презда (строения усадьбы купца Сапожникова) будут снесены в конце 70-х при строительстве вычислительного центра МПС. А вот «дерево» находилось вообще в другом конце Москвы, в витрине ныне снесенного магазина «Цветы» на Пречистенке рядом с бывшей Поливановской гимназией.
Самое любопытное в ней – это трамвай, на котором уезжает убийца, мосфильмовская «Аннушка» с номером 2170, засветившаяся в никак не меньшем количестве отечественных фильмов, чем знаменитая настольная скульптура «Персей и Пегас» (она же «это маленькая лошадь, это пони» из «Служебного романа»).
Краткая фильмография трамвая такова: «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Законный брак», «Холодное лето 53-го», «Брызги шампанского», ну и, разумеется, «Мастер и Маргарита» Кары.
«Покровские ворота» преподносят пример любимого развлечения московских режиссеров – снимать Чистые пруды на Патриарших. Чистые пруды мелькают в кадре аккуратно в начале каждой из двух серий, символизируя смену времен года. Но каток при этом снимали на Патриарших, на заднем плане можно увидеть характерный павильон, который ни с чем не спутаешь.
Патриаршие на Чистых снял Юрий Кара в «Мастере и Маргарите». Хотя в данном случае этому феномену есть довольно простое объяснение. Булгаков, конечно, был великим знатоком Москвы, только по Малой Бронной вдоль Патриарших не ходил ни один маршрут трамвая (в середине 30-х там, правда, была служебная ветка).
Поэтому Патриаршие в кадре пришлось комбинировать с Чистыми, вокруг которых пустили уже знакомую нам чуть подкрашенную мосфильмовскую «Аннушку» №2170. А выход с бульвара и вертушку с предупреждающим знаком «Берегись трамвая!» скрупулезно воспроизвели по известной фотографии Родченко и поставили все это прямо напротив театра «Современник» на Чистопрудном бульваре, именно его колонны мы и видим в сцене с гибелью Берлиоза.