Четырехугольник параллелограмм чему равна сумма векторов
Сложение векторов — свойства, правила и примеры решения задач
Отрезок, который имеет направление, называется вектором. По сути, эта линия, характеризующаяся определённой длиной. Так как с математической точки зрения это выражение, то с ним можно выполнять различные операции. Простейшими являются действия вычитания двух и более векторов и их сложение. Выполняются они по правилам геометрии и алгебры.
Общие сведения
Понятие вектор используется как в физике, так и в математике. С его помощью обозначают действие различных сил, указывают их направление, определяют движение. По сути, это величина, противопоставляемая массе, объёму, плотности, температуре, то есть «скалярам». Согласно определению вектор — это отрезок, имеющий строгое направление. Точку, из которой он выходит, называют начальной, а в которой заканчивается — конечной.
Обозначают отрезок помощью заглавных латинских букв, сверху которых ставится чёрточка. Рисуют же его с помощью прямой ограниченной линии.
Например, запись AB обозначает, что точка A является началом, а B концом. В некоторых случаях для кратности отрезки допустимо обозначать одной маленькой буквой, так: AB = a.
Векторная запись используется тогда, когда невозможно величины описать с помощью одного числа. Численное значение выражение определяется длиной отрезка или его модулем. Эта величина является скалярной. В том случае если начало и конец ограниченной линии совпадают, то говорят о нулевой линии. Обозначают её цифрой 0.
Векторы, расположенные на плоскости или в пространстве, по отношению друг к другу могут быть:
Так как вектора — это выражения, то с ними можно выполнять различные действия. Их возможно складывать, вычитать, умножать на число. При работе с векторными величинами используют декартовую систему координат. В ней прямую замкнутую линию раскладывают по базису и определяют координаты её точек. Другими словами, выполняют проекции отрезков на оси. Непосредственно за базис берут орты.
Если известны начальные координаты и конечные, то текущие вычисляют путём вычитания из последних первые. Существующая возможность записать любое геометрическое свойство, используя координаты, позволяет отойти от геометрии и использовать для вычислений алгебру.
Сложение координат
Существует простое правило применимое для направленных отрезков и позволяющее найти их сумму. Заключается оно в следующем: если необходимо прибавить один вектор к другому описывающийся каждый своими координатами, достаточно сложить соответствующие их орты. Например, предположим есть два вектора a и b. Первый отрезок имеет координаты (ax; ay), а второй (bx;by). При их сложении получится новый вектор c. В результате действия его координаты будут c (ax + bx; ay + by).
Это теорема доказывается просто. Пусть даны отрезки f (x 1; y 1) и g (x 2; y 2). В системе координат относительно рассматриваемых векторов получится: f = x 1 a + y 1 b; g = x 2 a + y 2 b. Тогда искомая сумма будет: f + g = x1a + y1b + x2a + y2b = a (x 1 + x 2) + b (y 1 + y 2). Что и нужно было доказать. Это правило применимо к векторам имеющим любые координаты. Например, пусть есть a (1; 2), b (-3; 1). Нужно найти их сумму. С помощью формулы сложения получится новый направленный отрезок с координатами a + b = (1 — 3; 2 + 1) = (-2; 3).
Как и при операциях с простыми числами при работе с векторными выражениями используют различные их свойства. Существует три правила сложения векторов:
Следует отметить, что при сложении двух противоположных ограниченных прямых сумма будет равняться нуль-вектору: a + (-a) = 0. Это утверждение не требует доказательства, так как здесь используется фундаментальный закон алгебры — правило знаков.
Правило параллелограмма
По сути, все операции с векторными выражениями сводятся к их приращению или уменьшению. Если координаты точек неизвестны, то алгебраический метод складывания не подходит. В таком случае используют геометрические операции. Одним из способов, позволяющих сложить два неколлинеарных вектора, является правило параллелограмма или прямоугольника при перпендикулярном направлении складываемых отрезков.
Сформулировать способ можно следующим образом: если имеются два отрезка не лежащие на параллельной прямой и не принадлежащие ей, то нужно достроить данные вектора до параллелограмма. Для этого необходимо взять произвольную точку и отложить от неё отрезок AB равный первому вектору, и AD совпадающий со вторым. При этом необходимо придерживаться соотношения геометрии наклона. Затем достроить необходимые параллельные прямые таким образом, чтобы образовался параллелограмм ABCD. Если в такой фигуре провести диагональ, то её длина и будет равняться сумме складываемых отрезков.
Доказать правильность утверждения можно следующими доводами. Пусть имеются две ограниченные линии a и b. От точки A можно отложить первый отрезок конец, которого обозначить как B, и второй, с точкой D. Теперь через D и B возможно провести соответственно параллельные прямые AB и AD. Место, в которой они пересекутся, пусть будет обозначено как С. Тогда используя признак параллельности двух пар прямых в фигуре ABCD, можно утверждать, что это параллелограмм. Вектор AC = a + b. Это следует из равенства отрезков AD = BC и теоремы о подобных треугольниках.
Пример задания. Определить, чему равна сумма двух отрезков длиной 2 см и 1 см расположенные друг к другу под углом 45. Для того чтобы воспользоваться правилом, нужно взять листочек в клеточку и построить два вектора, исходящие из одной точки O. Тогда первый отрезок будет OA, а второй OB. Затем достроить прямые таким образом, чтобы на рисунке получился параллелограмм. Новая полученная точка пусть будет D. Теперь с помощью линейки можно измерить диагональ фигуры, длина которой и будет искомой суммой. В ответе должно получиться, что OA + OB = OD = 3 см.
Простыми словами это правило можно рассказать так: сумма двух отрезков будет равняться диагонали параллелограмма, построенного на исходных векторах. Эта теорема чаще используется не в геометрии, а физике, например, при сложении сил.
Альтернативные методы
Операцию по сложению двух векторов можно выполнить и с помощью правила треугольника. Делается это так. Выбирается любая точка на плоскости, от которой откладываются два вектора. При этом необходимо соблюдать их размерность и наклон по отношению друг к другу. Затем две конечные точки соединяют прямой. Её длина и будет искомой величиной. То есть в итоге должна получиться равнобедренная фигура.
Применение метода сложения векторов по правилу треугольника позволяет довольно легко находить сумму для трёх и более отрезков. Для этого сначала вычисляют результат сложения для двух любых линий, а после прибавляют к полученной ограниченной прямой третью и так далее.
При сложении нескольких векторов удобно выполнять следующую последовательность построений:
Этот способ получил название метод многоугольника. Он довольно часто применяется на практике, позволяя, довольно просто выполнить нахождение суммы. Из правила треугольника, а, следовательно, и многоугольника, вытекает следствие, которое подтверждает, что если складывается отрезок с нулевым векторным выражением, то в ответе получится длина, совпадающая со значимым слагаемым.
Следует отметить, что методы используются только, если направление отрезков является сонаправленным.
Если же отрезки неколлинеарные, то от конца одного откладывается другой. Тогда искомая сумма будет равняться длине линии, первой точкой которой будет начало одной векторной прямой, а конец совпадать с точкой, завершающей другую. То есть сумма — это отрезок, начало которого совпадает с началом обеих линий, а длина равна разности их длин, при этом направление его будет совпадать с тем что больше по длине.
Четырехугольник параллелограмм чему равна сумма векторов
Докажите, что если диагонали четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник — параллелограмм.
Аналогично, коллинеарны векторы и
при
и
Тогда четырёхугольник ABCD — параллелограмм, так как его противоположные стороны попарно параллельны.
Докажите, что средние линии любого четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам.
Выразим векторы и
через векторы
и
Пусть O — середина MP, тогда
По правилу сложения векторов таким образом, подставляя выражение этих векторов через векторы
и
окончательно получим:
Таким образом, убедились, что середина MP является серединой NQ, а значит, точкой пе-ресечения эти отрезки делятся пополам.
Следствие. Заметим, что четырёхугольник MNPQ является параллелограммом. Такой параллелограмм называется параллелограммом Вариньона.
Сформулируем важное свойство четырёхугольников: для того, чтобы четырёхугольник был параллелограммом, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали точкой пересечения делились пополам.
Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда отрезки, соединяющие середины его противоположных сторон, проходят через точку пересечения диагоналей.
Четырехугольник параллелограмм чему равна сумма векторов
Докажите, что средние линии любого четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам.
Пусть дан произвольный четырёхугольник ABCD, точки M, N, P и Q — середины его сторон AB, BC, CD и AD соответственно. Введём векторы как показано на рисунке: пусть
а
Ясно, что по правилу сложения векторов
Выразим векторы и
через векторы
и
Пусть O — середина MP, тогда
По правилу сложения векторов таким образом, подставляя выражение этих векторов через векторы
и
окончательно получим:
Таким образом, убедились, что середина MP является серединой NQ, а значит, точкой пе-ресечения эти отрезки делятся пополам.
Следствие. Заметим, что четырёхугольник MNPQ является параллелограммом. Такой параллелограмм называется параллелограммом Вариньона.
Сформулируем важное свойство четырёхугольников: для того, чтобы четырёхугольник был параллелограммом, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали точкой пересечения делились пополам.
Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда отрезки, соединяющие середины его противоположных сторон, проходят через точку пересечения диагоналей.
Пусть дан произвольный четырёхугольник ABCD, диагонали которого пересекаются в одной точке со средними линиями. Введём обозначения, как показано на рисунке. По правилу сложения векторов имеем:
и
Тогда
а значит,
Аналогично для
следовательно,
тем самым,
Получается, две стороны четырёхугольника равны и параллельны, а значит, ABCD — параллелограмм.
Параллелограмм: свойства и признаки
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение параллелограмма
Параллелограмм — это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Как выглядит параллелограмм:
Частные случаи параллелограмма: ромб, прямоугольник, квадрат.
Диагонали — отрезки, которые соединяют противоположные вершины.
Свойства диагоналей параллелограмма:
Биссектриса параллелограмма — это отрезок, который соединяет вершину с точкой на одной из двух противоположных сторон и делит угол при вершине пополам.
Свойства биссектрисы параллелограмма:
Как найти площадь параллелограмма:
Периметр параллелограмма — сумма длины и ширины, умноженная на два.
P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.
У нас есть отличные дополнительные курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы!
Свойства параллелограмма
Геометрическая фигура — это любое множество точек. У каждой фигуры есть свои свойства, которые отличают их между собой и помогают решать задачи по геометрии в 8 классе.
Рассмотрим основные свойства диагоналей и углов параллелограмма, узнаем чему равна сумма углов параллелограмма и другие особенности этой фигуры. Вот они:
А сейчас докажем теорему, которая основана на первых двух свойствах.
Теорема 1. В параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы равны.
В любом выпуклом четырехугольнике диагонали пересекаются. Все, что мы знаем о точке их пересечения — это то, что она лежит внутри четырехугольника.
Если мы проведем обе диагонали в параллелограмме, точка пересечения разделит их пополам. Убедимся, так ли это:
Теорема доказана. Наше предположение верно.
Признаки параллелограмма
Признаки параллелограмма помогают распознать эту фигуру среди других четырехугольников. Сформулируем три основных признака.
Первый признак параллелограмма. Если в четырехугольнике две противолежащие стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник — параллелограмм.
Докажем 1 признак параллелограмма:
Шаг 1. Пусть в четырехугольнике ABCD:
Чтобы назвать этот четырехугольник параллелограммом, нужно внимательно рассмотреть его стороны.
Сейчас мы видим одну пару параллельных сторон. Нужно доказать, что вторая пара сторон тоже параллельна.
Шаг 2. Проведем диагональ. Получились два треугольника ABC и CDA, которые равны по первому признаку равенства, то есть по по двум сторонам и углу между ними:
Шаг 3. Из равенства треугольников также следует:
Эти углы тоже являются внутренними накрест лежащими для прямых CB и AD. А это как раз и есть признак параллельности прямых. Значит, CB || AD и ABCD — параллелограмм.
Вот так быстро мы доказали первый признак.
Второй признак параллелограмма. Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.
Докажем 2 признак параллелограмма:
Шаг 1. Пусть в четырехугольнике ABCD:
Шаг 2. Проведем диагональ AC и рассмотрим треугольники ABC и CDA:
Из этого следует, что треугольники ABC и CDA равны по третьему признаку, а именно по трем сторонам.
Шаг 3. Из равенства треугольников следует:
А так как эти углы — накрест лежащие при сторонах BC и AD и диагонали AC, значит, стороны BC и AD параллельны.
Эти углы — накрест лежащие при сторонах AB и CD и секущей AC. Поэтому стороны AB и CD тоже параллельны. Значит, четырехугольник ABCD — параллелограмм, ЧТД.
Доказали второй признак.
Третий признак параллелограмма. Если в четырехугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник — параллелограмм.
Докажем 3 признак параллелограмма:
Шаг 1. Если диагонали четырехугольника ABCD делятся пополам точкой O, то треугольник AOB равен треугольнику COD по двум сторонам и углу между ними:
Шаг 2. Из равенства треугольников следует, что CD = AB.
Эти стороны параллельны CD || AB, по равенству накрест лежащих углов: ∠1 = ∠2 (следует из равенства треугольников AOB и COD).
Значит, ABCD является параллелограммом по первому признаку, который мы доказали ранее. Что и требовалось доказать.
Теперь мы знаем свойства параллелограмма и то, что выделяет его среди других четырехугольников — признаки. Так как они совпадают, эти формулировки можно использовать для определения параллелограмма. Но самое распространенное определение все-таки связано с параллельностью противоположных сторон.
Задачник «Векторный метод решения задач»
Задачник «Векторный метод решения задач»
Составила: Казакова Ольга Сергеевна,
учитель математики МОУ «СОШ № 75» г. Саратова.
Данный задачник предназначен для изучения тем: «Векторы», «Действия с векторами», «Векторный метод решения задач». Инструктивное изложение материала, при постоянной практической пробе, даёт возможность изучить темы самостоятельно.
№ 1.Заполните таблицу. Основные понятия.
Решение и изображение
3)Построен вектор , его можно обозначить и однострочной латинской буквой, например,
, которая записывается над изображением вектора.
Сколько векторов можно провести, выбирая начало и конец среди данных на плоскости:
2)трёх точек, не лежащих на одной прямой;
3)четырёх точек, не лежащих на одной прямой?
Обозначение нулевого вектора: или символом
.
2)Постройте вектор .
Обозначение: = AB = 4.
Чему равна длина нулевого вектора?
3)Постройте вектор , длиной 7 см.
2)На прямой p постройте:
а)вектор , произвольной длины и направления;
б)вектор , произвольной длины и направления;
3)На прямой m постройте: вектор , произвольной длины и направления.
Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.
4)Выпишите попарно коллинеарные векторы.
5)Постройте и обозначьте два произвольных вектора, которые являются не коллинеарными вектору . Будут ли они являться коллинеарными векторам
,
?
Постройте два коллинеарных вектора.
Полученные векторы направлены одинаково или противоположно?
Если одинаково, то вы построили сонаправленные векторы. Обозначение:
.
Если противоположно, то вы построили противоположно направленные векторы. Обозначение:
.
1)коллинеарными друг другу;
Постройте векторы и
, так, чтобы:
1)
;
2) .
Вы построили равные векторы.
№ 2.Заполните таблицу. Операции над векторами.
Решение и изображение
Можно отложить от другой точки плоскости, вектор, равный данному вектору ?
Допустим, что вектор ненулевой, а точки A и B – его начало и конец.
Среди построенных векторов выберите тот, что сонаправлен с вектором , он и будет являться искомым вектором, равным вектору
. К тому же такой вектор только один, что следует из построения.
А если вектор – нулевой? Ответьте самостоятельно.
Итак, от любой точки M можно отложить вектор, равный данному вектору , и при том только один.
1)Векторы и
.
3)От точки A отложите вектор , равный вектору
.
4)От точки B отложите вектор , равный вектору
.
5)Вектор .
Докажем, что если и
, то
.
а) ;
б) ;
в)Соединим точки A и , B и
, C и
;
2)
– параллелограмм
;
3)
– параллелограмм
;
4)Из 2) и 3)
– параллелограмм;
5)Значит, . Доказано.
Вывод: при необходимости можно работать как с данными векторами, так и с равными им.
Законы сложения векторов.
Для любых векторов ,
и
справедливы равенства:
(переместительный закон)
(сочетательный закон)
Доказательство законов проведите самостоятельно, опираясь на подсказки:
Для доказательства первого закона можете достроить треугольник до параллелограмма и работать как с самими векторами, так и с равными им.
Для доказательства второго закона достаточно несколько раз применить правило треугольника для сложения векторов, последовательно отложенных от концов предыдущих векторов.
1)Произвольная точка A ;
2)Неколлинеарные векторы и
;
3) От точки A отложите вектор , равный вектору
.
4)От точки A отложите вектор , равный вектору
.
5)Постройте параллелограмм ABCD ;
6) .
Вы построили сложение векторов и
по правилу параллелограмма сложения неколлинеарных векторов.
Как сложить несколько векторов?
Последовательное применение правила треугольника для сложения векторов даёт возможность сложить любое количество векторов. Причём порядок сложения не важен. Сложение нескольких векторов производится следующим образом: два вектора складываются, получившаяся сумма складывается с третьим и т.д.
Выполните сложение пяти любых векторов, используя то, что несколько векторов можно расположить таким образом: первый вектор откладывается от любой точки, второй – от конца первого и т.д. Сумма всех векторов – вектор, направленный от начала первого вектора к концу последнего.
Подумайте, чему будет равна сумма векторов, если начало первого вектора совпадает с концом последнего?
Разностью векторов и
называется такой вектор, сумма которого с вектором
равна вектору
.
Вектор называется противоположным вектору
, если векторы
и
имеют равные длины и противоположно направлены. Обозначение:
.
.
Докажите, что . Для этого воспользуйтесь определением разности векторов и прибавлением к обеим частям равенства вектора.
На прямой p от любой точки O отложите вектор , от конца вектора
отложите вектор
. Длина построенного суммарного вектора, равна
или
.
Произведением ненулевого вектора на число k называется такой вектор
, длина которого равна
, причём векторы
и
сонаправлены при k 0 и противоположно направлены при k
.
Произведением нулевого вектора на любое число считается нулевой вектор.
Из определения следует:
1)произведение любого вектора на число нуль есть нулевой вектор;
2)для любого числа k и любого вектора векторы
и
коллинеарны.
Свойства умножения вектора на число.
(сочетательный закон)
(первый распределительный закон)
(второй распределительный закон)
На прямой p от произвольно выбранной точки O отложите: вектор , длиной 1 см; вектор
, сонаправленный с вектором
, длиной 2 см; вектор
, противоположно направленный с вектором
, длиной 3 см.
Попробуем выразить векторы и
через вектор
.
Во сколько раз длины этих векторов отличаются от длины вектора ?
;
;
,
, т. е. векторы
,
и
коллинеарны друг другу, значит, можно воспользоваться леммой.
Если векторы и
коллинеарны и
, то существует такое число k , что
.
Итак, можем выразить: ,
.
Если
, то
Если , то векторы
и
называются перпендикулярными.
Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.
Напишите формулу скалярного произведения для случаев, когда:
;
;
.
Сделайте вывод, о том, в каком случае скалярное произведение двух векторов равно нулю.
Итак, перечислите все операции над векторами.
№ 3.Решая задачи, заполните пустые ячейки в таблице.
точки M и N совпадают
точка C принадлежит прямой AB
, или
, или
точка С – середина отрезка AB
точка D разбивает отрезок AC так, что AD : DC = m : n
Заполняя таблицу, вы пользовались векторным методом решения задач.
Векторный метод – один из наиболее общих методов решения геометрических задач.
Для решения задач элементарной геометрии с помощью векторов необходимо, прежде всего, научиться «переводить» условие геометрической задачи на «векторный» язык. После такого перевода осуществляются алгебраические вычисления с векторами, а затем полученное снова «переводится» на «геометрический» язык. В этом и состоит сущность векторного метода решения геометрических задач.
Далее вам необходимо самостоятельно решать задачи. После решения каждой задачи делайте вывод о её значимости. Если результат задачи возможно использовать для решения других, то заносите его в таблицу № 3. Таким образом, вы получите набор базовых задач, на основании которых решаются более сложные.
1)Докажите, что средняя линия треугольника параллельна его третьей стороне и равна её половине.
2)Докажите, что средняя линия трапеции параллельна её основанию и её длина равна полусумме длин её оснований.
3)Если средняя линия четырёхугольника равна полусумме длин её оснований (сторон, не имеющих общей точки со средней линией), то этот четырёхугольник является трапецией или параллелограммом.
5)Докажите, что биссектриса угла треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. Выразите биссектрису через угол треугольника, который она делит пополам, и через стороны этого угла.
7)В треугольнике ABC через M обозначена точка пересечения медиан. Докажите, что .
11)Докажите, что центр описанной окружности
12)Докажите, что если точки пересечения диагоналей четырёхугольника и середины двух его противоположных сторон лежат на одной прямой, то этот четырёхугольник – трапеция или параллелограмм.
13)Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.
14)Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
15)Докажите, что высоты треугольника пересекаются в одной точке.
16)Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда его диагонали в точке пересечения делятся пополам.
17)Докажите, что в произвольном четырёхугольнике средние линии (т. е. отрезки, соединяющие середины противоположных сторон) точкой их пересечения делятся пополам.
19)Докажите, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
25)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон.
26)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин её боковых сторон плюс удвоенное произведение длин оснований.
27)Доказать, что большей медиане треугольника соответствует меньшая сторона и обратно.
28)Докажите, диагонали прямоугольника равны между собой.
29)Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен основаниям и равен их полуразности.
45)Докажите, что точки пересечения диагоналей трапеции, боковых сторон, а также середины оснований лежат на одной прямой.
49)Докажите, что прямая, соединяющая середины оснований трапеции, и продолжения боковых сторон трапеции пересекаются в одной точке.
50)На сторонах параллелограмма заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки деления служат вершинами параллелограмма, а центры этих параллелограммов совпадают.
51)На сторонах треугольника заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки пересечения медиан данного треугольника и треугольника, имеющего вершинами точки деления, совпадают.
53)Найдите косинус угла между медианами прямоугольного равнобедренного треугольника, проведёнными к его катетам.
54)Найти косинус угла между медианами равнобедренного треугольника, проведёнными к его боковым сторонам, при условии, что угол при вершине равен α.
55)Найти косинус угла при вершине равнобедренного треугольника, если медианы, проведённые к его боковым сторонам, а) перпендикулярны; б) образую угол .
56)В треугольнике две стороны равны 2 и 4, а угол между ними равен . Найти угол ψ между короткой стороной и медианой, проведённой к третьей стороне.
Список использованной литературы
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2009.
Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Шестаков С.А., Юдина И.И. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. – Минск: Вышэйш. школа, 1965.
Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. – М.: Просвещение, 1996.
Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия 7-9 кл. – М.: МЦНМО, 2006.
Готман Э.Г., Скопец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом: Пособие для учащихся 9 и 10 кл. – М.: Просвещение, 1979.
Гусев В. А. и др. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992.
Зеленяк О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal. – Киев, Москва: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008.
Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2001.
Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
Шестаков С. А. Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии. – М.: МЦНМО, 2005.