Четки православные для чего
О чётках
Прп. Серафим Саровский |
У христиан на запястье – золотая нить с бесценной жемчужиной, ради которой евангельский купец продал свое имение и приобрел богатство, большее, чем царское сокровище. Этот золотой круг – четки. Круг символически означает вечность. Через четки душа человека соприкасается с духовным миром, где время сменяется вечностью.
Круг – символ бесконечности. Четки – начало духовного пути, который не оканчивается никогда; для приближения души к Богу нет границы и предела. Четки – это безмолвный голос ангела-хранителя, будящий на молитву душу, погруженную в образы проходящего мира, как в тяжелые сновидения. Четки – безгласный колокольчик, который зовет наши мысли от внешнего мира в собственное сердце, как церковный колокол призывает людей на молитву в храм. Четки пробуждают ум от липкой дремоты обыденных дел. Четки – путеводитель в дороге от земли к небу, ключ, открывающий двери сердца для имени Иисуса Христа, цепь, соединяющая душу с духовным миром, лестница, ведущая в Небесный Иерусалим, где каждый узелок – ступенька ввысь.
Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.
Узелки четок – это слезы молитвы, которым ведет счет ангел-хранитель. Четки – это надежда человека на то, что с ним Бог, хотя бы судьба забросила его как буря снежинку на край света. Это радость, что имя Божие близко к душе, ближе, чем дыхание уст, свет глаз и биение сердца. Движение пальцев, перебирающих узелки на четках, подобно прикосновению смычка по сокровенным струнам души.
Иисусова молитва – основа всех молитв, поэтому четки – книга книг, это песня в земном пути, обновляющая силы человека. Это посох в далеком странствовании, огни отеческого дома, которые видит душа издалека; это возвращение чистоты детства и мудрость старости. Четки – вервь, опущенная в ад, за которую хватаются грешники, чтобы молитва извлекла их из вечного мрака. Четки это радость предков, что в их роду родился молитвенник, который может помочь им. Четки – луч надежды, блеснувший в преисподней. Четки – снятие родового проклятия и умножение родительских благословений. В руках святых четки были петлей, которой они душили демона, и бичом, которым прогоняли бесов.
Узелки четок – это камни, о который разбиваются греховные помыслы – вавилонские младенцы. Узелки четок – это звезды в человеческой руке. Четки – спасательный пояс, брошенный утопающему в омуте греха. Круг четок – крепостные стены, внутри которых человек безопасен. Четки – сеть зверолова, в которой запутывается как дикий зверь демон, старающийся разрушить молитву; это огненная преграда, которую не может перейти волчья стая, окружившая человека. Четки – тенета, которыми ум ловит помысли, как птицелов – певчих птиц.
Узелки четок – это глаза, через которые человек видит небо, и ангельские очи, которые смотрят в глубину его сердца. Это ветвь от райского древа жизни, которое дарует бессмертие. Четки подобны Херувиму с огненным мечом, стерегущего двери сердца от злых духов. Четки – сокровище, которое приобретается дорогой ценой: за него надо отдать все тленное, что стяжал в миру, чтобы получить нетленное и вечное. Четки – молот, разбивающий твердый камень человеческого сердца; это молниевидный свет, просвещающий темную ночь души, чудодейственное брение, которое исцеляет очи слепых.
Четки – надежда на Единого Бога, в которой исчезает надежда на человека. Четки – глубокий кладезь, на дне которого текут живые воды благодати; это невидимый поток, погашающий огонь наших страстей. Четки – струны псалтири и эхо ангельских песнопений. Четки это новое духовное сердце, открывающееся в груди. Четки – стозвездная нить, которая вращается как горящий бесчисленными звездами небосвод; это паникадило, зажигающееся от прикосновения пальцев к узелкам нити, стосвещник, возгорающийся от имени Иисуса Христа, как фитиль – от пламени. Четки – книга с древними письменами, в которой открывается всегда новое.
Четки подобны жезлу Моисея, который превратился в змея, чтобы поглотить ядовитых змей, сотворенных египетскими волхвами – гордость и плотские страсти, гнездящиеся в человеческом сердце. Четки – посох Моисея, превративший горький источник Меры – житейские скорби – в родник, источающий чистые потоки воды – духовное утешение. Четки – миро, исцеляющее всякую рану души.
Узелки четок – семена пшеницы, которые становятся колосьями в будущей жизни. Четки – рукоять меча в руке воина, всегда готового к духовной битве. Четки – это пограничная межа между двумя царствами – Небесным и земным. Четки – это крылья, которые поднимают ум ввысь, и держат его над землей: прекращается молитва – останавливаются и застывают четки в руке, и ум, как подстреленная птица, опускается на землю.
Четки – Синай, где Бог является человеку, горящая купина, у которой Бог открывает Свое имя. Четки – окно в небо и дверь в сокровенную обитель сердца. Это молчание души – Евы – перед обольстительной речью змия; это твердость ума – Адама – перед страстными словами Евы – чувствами падшей души. Четки – отрешение души от кожаных риз, сшитых из звериных шкур, и облачение в прежние одежды света. Четки – плач о потерянном на земле Эдеме и радость об обретении небесного рая. Четки – это ларец, где хранится сокровище всех сокровищ – имя Иисуса Христа.
Если у тебя имеются враги, которые не хотят примириться с тобой, то молитва на четках как весеннее солнце расплавит лед их сердец и сделает врагов друзьями. Если твоя душа бесплодна как пустыня, то четки станут струями дождя, от которого покроются цветами песок и камни.
Четки – это засов на дверях внутренней келии, чтобы туда не проникли как ночные воры обольстительные образы мира. Четки – занавес для глаз и замок для языка. Это забвение темного прошлого и отречение от туманного будущего; это освобождение от страстных воспоминаний и тревожных забот о завтрашнем дне. Четки – вручение себя и близких промыслу Божьему. Четки – это духовный путь из Иерихона в Иерусалим – из заклятого города в город Божий. Четки – мост, переброшенный через берега Иордана, по которому может пройти один из тысячи. Четки – луч света, вспыхнувшего на Фаворе; это язык, которым душа беседует с небожителями, это видение невидимого и слышание безмолвного.
Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Четки – это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы.
Четки – видение мира в его будущем преображении. Четки – жезл Моисея, который разделил Чермное море: с четками в руке и молитвой в сердце человек проходит по дну житейского моря, как по каменной дороге. Четки – печать с именем Иисуса, приложенная к сердцу. Четки – это Евангелие, которое всегда в руке: кто молится на четках, тот читает слово Божие во всякое время на всяком месте.
Четки – духовное родство со святыми. Это ветер, раздувающий огонь любви к Богу, подземные воды, питающие корни духовных растений. Четки – дары трех волхвов: ладан – непрестанная молитва, смирна – умерщвление страстей, золото – имя Иисуса Христа. Четки это бегство души от тирании и страстей мира, подобное бегству Лота из обреченного Содома. Четки – это возвращение блудного сына к своему Небесному Отцу.
Можно ли мирянину молиться по четкам?
В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.
То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.
Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.
Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.
Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.
Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.
Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.
Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.
Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.
Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.
Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.
Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.
Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.
Чётки
Чётки — вспомогательный богослужебный предмет, служащий напоминанием о необходимости непрестанной сердечной молитвы ( 1Фес.5:17 ), средством для отсчёта количества прочитанных (произнесенных) молитв или поклонов; по форме чётки представляют собой нить с нанизанными на неё бусинами или узелками и крест.
Всякому ли уместно пользоваться четками?
Главным образом чётки используются в монашестве. Несмотря на то, что они используются для отсчёта (необходимого количества поклонов или молитв), их значение — гораздо более высокое, чем значение счётного инструмента.
Насколько серьезное значение предаётся этому средству, видно из того, что иногда чётки сравниваются и даже называются духовным мечом. В принципе, в этом нет ничего удивительного.
Во-первых, важнейшим элементом самих чёток является крест — образ Креста Христова, орудия нашего Искупления, знамение победы над смертью, диаволом и грехом.
Во-вторых, чётки служат напоминанием о бодрствовании и молитве, участвуют в молитвенном делании — общении молящегося с Богом.
Несмотря на то, что сфера использования чёток не ограничивается областью монашеской жизни (жестких общеобязательных запретов по этому поводу не существует), в отношении допустимости их употребления среди мирян ограничения всё же существуют.
Прежде всего, для использования чёток мирянину необходимо взять благословение духовника.
Употребление чёток не должно восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более — как знак превосходства над окружающими. Чётки не должны давать повода для самовозвеличивания и гордыни. В противном случае их использование будет сродни фарисейству.
В данной связи некоторые пастыри рекомендуют своим духовным чадам пользоваться чётками более или менее скрытно.
Необходимо помнить, что чётки, будучи «духовным мечом» и имея в своём составе крест, требуют особого, благоговейного отношения, как того требует и всякий образ Православного Креста.
Жизнь христианского подвижника – труд и молитва. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ), – эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз – 50, 100, 200… за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.
Форма чёток
Современные четки – это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» – 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат 1000.
В древности на Руси четки имели другую форму – замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Чётки для мирян
Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника.
Как правило, мирян не благословляют носить чётки напоказ, только в кармане или пользоваться ими келейно (дома).
Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах – достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».
Как пользоваться чётками
Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина — это одна молитва.
Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», затем вновь Иисусову молитву.
По окончании положенного числа принято читать молитву Господню «Отче наш». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.
Суеверия, связанные с чётками
Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце, вешать в автомобиле – явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ.
Православная Жизнь
Как использовать чётки христианину, живущему в миру.
Это для монахов или мирян?
Чётки — это атрибут сугубо монашеский, как форма у военных: китель, погоны и так далее. Вот и у монахов так: клобук, мантия, чётки, крест, параман. Монашество возникло в ІV-V веках после Рождества Христова как результат прекращения гонений на Церковь извне и возникновение их внутри — секты, расколы, нестроения и так далее. У людей была жажда поиска подвижнической жизни ради Господа. Поэтому чётки — это такой духовный меч, напоминание, что монахи — молитвенники за весь мир. Это неотъемлемая часть даже внешнего вида монашествующих, предмет, имеющий не только практическое, но и определённое символическое значение.
Что касается мирян — наверное, каждый опытный священник сталкивался с проблемой, когда новоначальные верующие стремятся соответствовать каким-то монашеским стереотипам. Особенно мужчины: у них возникает желание отрастить бороду и длинные волосы, взять благословение на чётки, демонстративно их использовать во время церковного богослужения. Сразу надо предупредить, что в этом случае велика вероятность ошибки и ложного пути. Манифестация своих стремлений и духовных упражнений настораживает. Человек, сам того не понимая, может впасть в прелесть, ложное представление о себе, самомнение, гордость, тщеславие и так далее.
Можно? Да, но есть вопросы.
Когда люди обращаются ко мне с вопросом, можно ли использовать при молитве чётки, я обычно спрашиваю: а зачем вы будете подсчитывать количество молитв? Обычно мне отвечают, что есть же монашеские правила — пятисотница, стопятидесятница, Богородичное правило. Я понимаю, что люди сейчас все грамотные, насмотрятся интернета, начитаются книг монашеского содержания — и применяют потом это всё в своей жизни. Отвечая, пытаюсь у человека деликатно спросить: а вы читаете утренние и вечерние молитвы, Священное Писание Нового Завета — ежедневно? Хотя бы одну-две главы? Святых отцов — после обеда, когда уже силы не те, внимание притупляется?
Если у вас после всего перечисленного есть силы и время для молитвы сверх того, вы хотите исполнить монашеское правило — Бог вам в помощь. Берите чётки на сколько у вас есть звеньев — десять, тридцать, сто — и читайте молитву Иисусову. Её интерпретаций много, в греческой традиции в ней всего пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Могут быть варианты, когда добавляют слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», по Серафиму Саровскому добавляется «молитвами Богородицы помилуй мя». Самое главное правило — это вкладывать ум в слова молитвы, сохранять внимание.
Чем эта молитва интересна, привлекательна и велика — она очень короткая, на ней хорошо сохранять внимание, но она очень содержательная, может многому научить, от многого спасти и помочь во многих моментах духовной жизни.
Опасайтесь фарисейства и прелести
Я хотел бы предостеречь наших мирян от фарисейства, потому что очень легко превратиться в человека, который «увеличивает воскрылия риз», как говорит Спаситель, обличая фарисейское тщеславие и гордость. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:8). Читайте Иисусову молитву, пользуйтесь чётками, но не надо демонстрировать это окружающим. Есть традиция засыпать с чётками, когда человек читает перед сном молитву Иисусову — это очень хорошо. Не надо брать длинные чётки, возьмите самые маленькие, на палец, и читайте.
Мне бы очень хотелось призвать верующих, пользующихся чётками: не надо считать молитвы и заниматься арифметикой. «Я вчера 150 прочитал, сегодня 250 прочту!» — это не спорт. Когда такое начинается, очень боязно за человека. Дело не в арифметике. Очень грамотно об этом пишут святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Они учат: не надо молитвой заниматься, надо ей молиться. Это живое обращение к живому Богу. А с духовными подвигами надо быть очень осторожным.
У святителя Игнатия есть такой пример: к нему пришёл подвижник, который и голода не испытывал, и зимой в одном подряснике ходил, и не спал сутками. Святитель спросил: «Как вы, уважаемый, молитесь?» Тот рассказал, а святой попросил его молиться, как учат святые отцы. Через неделю подвижник пришёл в расстроенных чувствах с вопросом: «Что ты со мной сделал?!» У него появился огромный аппетит, он стал мёрзнуть, не мог проснуться утром. То есть ему помогал бес тщеславия, а когда тот монах начал не заниматься молитвой, а молиться, бес отошёл от слов молитвы Иисусовой, как от огня, и всё изменилось. Надо говорить мирянам об этом и предостерегать их.
Подчеркну: всё вышесказанное не касается монахов. У них своя жизнь, они подчиняются установленным правилам, исполняют благословение игумена и живут по послушанию. В миру же нужно быть очень осторожным с духовной нагрузкой.
Альтернатива привычному правилу
В миру, наверное, каждый священник слышал жалобы прихожан о том, что они не воспринимают утренние и вечерние молитвы — настолько человек знает их, настолько привык, что уже притупляется внимание. Верующий понимает, что просто вычитывает правило, и многие в этот момент даже бросают молиться. Есть практика: заменить утренние и вечерние молитвы на молитву Иисусову. Есть десять-пятнадцать минут — возьми чётки, стань и помолись. Ещё можно почитать Псалтирь, сколько успеешь — два псалма, а может, и две кафизмы. Тогда у вас каждый раз будет новый текст, и даже если читать по кругу, эти тексты не успеют «приесться». Это разгружает психику, тренирует внимание, происходит перезагрузка, и месяц-два можно молиться так. Ведь традиционное правило — вещь условная, и составлено оно было, с точки зрения истории, недавно.
Надо быть реалистом
Задача молящегося человека, по словам святых отцов, — «удержать неудержимого», то есть наш ум. Не дать себе рассеяться, сосредоточить внимание на молитве. Святые различали несколько ступеней молитвы: внимательная молитва, умное делание, сердечная молитва, непрестанное делание — исихасты этим постоянно занимались, но это уже великие вещи сугубо монашеского уровня. Человеку мирскому надо отдавать себе отчёт и не заниматься фантазиями на свой счёт — что он, живя в миру, может достичь уровня отшельника, который потратил на это пятьдесят лет монашеской жизни. Надо быть реалистом: спокойно смотреть на эти вещи и пользоваться тем, что нам по плечу. Ставить реальные цели, стремиться к ним.
В заключение хочется напомнить: если человек молится только когда читает правило, он вообще не молится. Память о Господе должна быть у верующего человека постоянно. И в работе, и во всех делах надо обращаться к Богу, благодарить Его, просить благословения — то есть жить по завету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Молитва Иисусова — для всех, не только для монахов. Это сокращённое Евангелие, квинтэссенция его. Есть мысль, что пять слов молитвы Иисусовой похожи на пять камней Давида в битве с Голиафом, которые он собрал у ручья, когда шёл на бой — с твёрдой уверенностью, что Бог даст ему победу над врагом в неравной схватке.
Не надо внешней атрибутики, не надо считать молитвы. Лучше, как пишет святой Феофан Затворник, если есть время — завести будильник и помолиться десять-пятнадцать минут. Я бы рекомендовал мирянам использовать чётки только для келейной, домашней молитвы. Всё-таки молитва, чётки — это очень сокровенное, интимное, что не выносят напоказ.
Протоиерей Константин Лисняк