Чернышевский что делать пересказ
«Что делать?» Н. Г. Чернышевский Кратко
Николай Гаврилович Чернышевский
Роман «Что делать?» Краткое содержание
Роман Николая Чернышевского, главная мысль которого в том, что свобода личности не должна зависеть от половой принадлежности человека, общество XIX века восприняло неоднозначно. Особенности языкового оформления, сложность композиции, отведение главной роли женщине — всё это стало причинами двоякого к нему отношения. Одни называли роман «Что делать?» «мерзостью», другие, напротив, считали его «прелестью». Но недооценить это произведение, оказавшее серьёзное влияние на русское общество тех времён, не возможно.
Краткий пересказ романа Чернышевского «Что делать?»
Родители девушек в XIX веке самостоятельно определяли их судьбы. Но юной Вере Павловне не хотелось стать супругой молодого повесы, которому её обещали. Чтобы спасти девушку, на ней женится прогрессивный студент-медик Дмитрий Лопухов. Это чисто фиктивный брак, основанный на взаимном уважении и равноправии. Вера получает полную свободу действий и возможность жить самостоятельно без оглядки на мнение родителей или супруга.
Героиня открывает швейный цех, в коротом также царит равноправие и не существует стандартного типа отношений «начальни — подчиненные». Каждая из мастериц лично заинтересована в росте прибыли и в этом успех всего производства.
Со временем Вера находит любовь. Её избранником становится доктор Александр Кирсанов. Лопухов инсценирует самобийство и перебирается в Америку, а Вера получает свободу стать женой любимого человека.
Лопухов меняет имя и возвращается на родину через год как Чарльз Бьюмонт. Чаррльз-Дмитрий находит прекрасную невесту. А потом он и его жена близко дружат с Верой и Александром Кирсановыми.
Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»
Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» подробно по главам
Дурак
11 июля 1856 года в большую петербургскую гостиницу около 9 вечера приехал постоялец. Он снял комнату и попросил его не беспокоить до 8 утра следующего дня. Он заказал котлету и чай. Затем отправился к себе. На утро слуга отправился будить постояльца, но тот не открывал. После нескольких попыток разбудить постояльца, было принято решение взломать двери. А так как взламывать двери можно только в присутствии полиции, вызвали полицейского чиновника.
В комнате кроме записки «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь» больше ничего не нашли. После рассказ полицейского чиновника, будет долго пересказываться. Действительно, около 3 часов ночи на мосту прогремел выстрел. А когда караульные служители и прохожие пришли на место выстрела, то никого не нашли. Решили, что человек, который застрелился на мосту просто дурак, а его поступок умный. Ведь если даже не удастся застрелиться, то упав с моста можно захлебнуться.
Первое следствие дурацкого дела
12 июля молодая женщина, Вера, сидела и шила платье. Ей принесли записку в которой было написано: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». Муж Веры решил покончить с собой, тем самым дать ей возможность жить с любимым человеком. Ведь на тот момент Вера не любила мужа. Она была влюблена в его друга Александра Кирсанова.
Предисловие
В предисловии автор говорит о том, что все люди разные. Есть добрые, честные, всё умеющие. И для них он писал и будет писать.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Жизнь Веры с детства была простой. Жила она с семьей в доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Отец Веры у них работал управляющим и даже успевал работать в департаменте. Вера училась в пансионе и игре на фортепьяно.
Затем за Верой приударил старший сын Сторешниковых. Её матери он пришелся по вкусу, так как был хорош собой и богат. Мария Алексеевна всем способствовала приближению свадьбы дочери со Столешниковым. Но Вере он был неприятен. Он посмел перед друзьями выставить Веру своей любовницей. Среди них была француженка Жюли. Она видела Веру и отметила про себя, что любовницей Михаила та не является. После этого между Верой и Михаилом состоялся неприятный разговор. Она выставила его из дома и просила больше не приходить. Затем Столешников вместе с Жюли пришел к Рязанцевым просить Веру стать учителем фортепьяно для племяницы Жюли. В это время Жюли пообщалась с Марией Алексеевной и рассказала про пари Михаила и его друзей. Пари было на Веру. Михаил не оставил надежды жениться на Вере, но она ему отказывала. Он стал за ней красиво ухаживать, а её мать продавала ему по дешевке вещи, которые оставляли под залог. От Веры с женидьбой на время отстали.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
У Веры есть младший брат Федя. Для него отец нанял учителя. Им был студент медик Лопухов. «Студент был уже не юноша, человек среднего роста или несколько повыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом». Вера про себя отметила: «не дурен и, должно быть, добр, только слишком серьезен».
Вскоре мать Веры пригласила Лопухова на вечер. На вечере Вера и студент много танцевали и общались. В это вечер она почувствовала к нему притяжение, а он ей пообещал помочь избавиться от гнета матери. Мать Веры решила узнать имеет ли планы на её дочь Лопухов. Поэтому она всё время следила за парой и подслушивала разговоры.
Тем временем Вера попросила Дмитрия найти ей работу гувернантки. В поиске работы им помогал друг Дмитрия Кирсанов. Лопухов и Кирсанов снимали вместе квартиру. Они оба были медиками и казенным содержанием не пользовались. Лопухов давал частные уроки и тем самым обеспечивал себе жизнь. Кирсанов помог найти работу, но родители девушки были против.
Первый сон Веры
Вере приснился первый сон, которым она поделилась с другом: «А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, тоже,
как я, вырвавшихся из подвалов, выздоровевших от паралича, и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой». Сон Веры сбывается. Во время прогулки с матерью она сообщает, что обвенчалась с Лопуховым. Затем села к извозчику и уехала прочь.
Лопухов пришел в дом к матери Веры и подтвердил факт их свадьбы. Их обвенчал друг Лопухова священник Мерцалов. Жить они стали в съемной квартире.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Вера избавилась от «серого подвала». Семья Лопуховых жила хорошо. Дмитрий давал уроки, а Вера решила открыть дело ведь не хотела жить на деньги мужа. Только их отношения были не понятны соседям. Ведь спали они в разных комнатах и даже не целовали руки друг другу.
Вере удалось открыть швейную мастерскую. С заказами ей помогала Жюли. Девушка смогла всего за три года вывести свою мастерскую на хороший уровень. У неё в подчинении работали три девушки, с которыми она была на равных.
Второй сон Веры
Во втором сне Вера видит своего мужа и Александра Петровича Мерцалова. Лопухов рассуждает о существовании «чистой грязи», той из которой родится колос, и «гнилой грязи», которая ничему не может дать развития.
Затем все исчезают и Вера видит свою мать. Мать в гневном порыве обвиняет Веру в том, что она для неё берегла кусок хлеба, и была злой лишь для того чтоб Вера сама выросла доброй.
В браке Лопуховы прожили на тот момент уже целых три года. Жили они в разных комнатах. Вера любила нежиться в постели, а Дмитрий ей делал по утрам чай со сливками и печеньем. Веру полностью всё устраивало.
Однажды Лопуховы вместе с друзьями отправились на прогулку. А утром Вера заметила, что её муж заболел. Он был врачом и определил, что у
него воспаление в лёгких. На помощь он позвал друга Кирсанова. И тот стал проведывать и лечить больного. В это время в нём вспыхивают старые чувства к Вере, но он старается с ними справиться. Он даже ухаживал за другой девушкой.
Третий сон Веры
И тут Вере снится третий сон. Ей снится, что она одинока. До определенного момента ей жизнь такая очень нравилась. А теперь во сне она читает свой дневник, в котором пишет, что мужа она любит только за освобождение из подвала. А хочется ей другой тёплой и нежной любви.
Заметив чувства между Верой и Кирсановым Лопухов просит его в дом больше не приходить. А затем сама Вера понимает, что любит Кирсанова и в этом признается мужу. Для него она пишет записку и просит её простить. В это время Лопухов понимает, что любовь уже не вернет и уезжает сначала к родственникам, а затем и в Москву.
9 июля Лопухов уехал в большую петербургскую гостиницу, а 12-го Вера узнает, что её муж попрощался с жизнью. О планах Лопухова ей рассказал их друг Рахметов, человек, который решил посвятить себя людям. Он воспитывал в себе силу воли и даже спал на гвоздях.
Глава 4. Второе замужество
Вере приходит письмо от друга Дмитрия Сергеевича Лопухова, в котором он желает ей счастья и рядом такого человека, как Кирсанов. Вера и Кирсанов открыли друг другу чувства и поженились. Оба в браке счастливы. Им легко и свободно вдвоём.
Кирсанов добился больших успехов в карьере, а Вера расширила швейное производство. Теперь у неё не одна мастерская.
Четвёртый сон Веры
Во сне Вера видит поле с цветами и красивый замок. По полю в новой стране с ней вместе идет проводница, которая рассказывает о царстве трёх цариц. Одна царица Астра является рабой мужа. Вторая царица Афродита, которую считают только источником наслаждения. И третья царица является
непорочность. Вера побывала на турнире, где рыцарь доказывает любовь неприступной даме. А остальные рыцари дам своих любят до того момента пока те свободны, а если они стали их женами или подданными все чувства пропадают.
Затем проводница говорит Вере, что её царство наступает на смену царству трёх цариц. И Вера видит свою страну обновлённой, где люди живут и работают. Они в ней очень счастливы. Швейные мастерские стали расширятся. В одной из них управляющей стала Наталья Мерцалова, которая со временем Вере предложила открыть магазин. Катя Полозова в восторге от Веры Кирсановой. И об этом она напишет письмо.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катя очень обязана Кирсанову. Ведь он помог ей справится с болезнью и наладить отношения с отцом. Её мать умерла рано. А отец, Василий Полозов, был отставным штаб ротмистром и имел хороший капитал. За богатой невестой выстраивались очереди из женихов. В 17 лет Катя сильно заболела и стала терять вес. Вся её болезнь была от того, что отец был против её союза с Соловцовым. Ведь выбранный ею поклонник был плохим человеком. Полозов категорично заявлял: «Она безумная; глупо вверять такому ребенку его судьбу; пусть лучше умрет».
Лечением Кати занимался Кирсанов. Он пробовал переговорить с Полозовым, но тот был непоколебим. Понимая безвыходность ситуации, молодой медик решает рискнуть и объявляет на консилиуме, что болезнь Кати нельзя вылечить и ей придется дать смертельную дозу морфия, чтобы избавить от мучений. Кирсанов надеется, что Полозов не захочет смерти дочери, если столкнётся с таким исходом лицом к лицу. Отец Кати и в правду не смог допустить такого исхода и дал дочери право самостоятельного выбора жениха. Катю помолвили с Соловцовым, но вскоре девушка разочаровалась в своём избраннике и расторгла помолвку.
В 60 лет Полозов раззоряется. Он продает завод Чарльзу Бьюмонту. С Чарльзом они начинают плотно общаться. Ведь молодой человек очень простой и интересный. Чарльз очень понравился Кате и между ними возникла связь. Полозов совсем не против такого жениха для дочери.
Катя решается познакомить Веру с женихом. Это знакомство для Кирсановых оборачивается большим сюрпризом. Ведь Чарльз Бьюмонт оказывается Дмитрием Лопуховым. Все очень рады, что так всё произошло. Дмитрий на самом деле лишь инсценировал самоубийство. Он просто ушёл из жизни жены.
Теперь семьи живут по соседству и дружат. У Катерины своя швейная мастерская. А Вера увлеклась медициной.
Глава 6. Перемена декораций
Здесь автор оставляет своих героев и говорит о даме, что вместо траура одета в яркие одежды. Она весела, так как ждала этого дня два года. «В Пассаж!» — кричит она. И читатель не узнает о чём была её история…
Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», находясь в неволе, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 годов. К печати роман допустили только потому, что цензор заметил в нём лишь любовную линию. А когда смысл произведения постигли умы чиновников, цензора уволили, а роман впал в немилость верхушки царской России за свою «революционность».
Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа «Что делать?» на своих вечерах. В геометрической прогрессии стало расти количество благородных поступков, ведь по Чернышевскому свобода личности не отделима от высоких моральных убеждений.
Что делать?
11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.
В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна. » В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих».
Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.
К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.
Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.
Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.
У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.
Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».
Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.
О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.
Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.
У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание романа «Что делать?» по главам (Н.Г. Чернышевский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2019 · Обновлено 14.08.2020
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», написанный в 1863 году, стал общественно-литературным явлением. Его обсуждали, перепечатывали, ему подражали, его осуждали. Внешне сюжет романа напоминает любовный треугольник героев (основные события касаются троих молодых людей), однако главным для Чернышевского было выразить новые взгляды на экономические, политические, социальные отношения людей. Как социал-демократ и революционер, он по-своему видит будущее России. В своём произведении он предлагает читателям ответ на вопрос: «Что делать?», а Многомудрый Литрекон — краткий пересказ книги по главам, каждая из которых представлена в сокращении.
Предисловие: Происшествие на Литейном мосту
Утром 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц прислуга находит странную записку:
«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский связывает это послание со словами очевидцев, которые слышали ночью выстрел на Литейном мосту. Позже там находят и простреленную фуражку пропавшего из гостиницы господина.
В этот же день в 12 часов дня, сидя за шитьём в доме на Каменном мосту, Вера Павловна получила письмо. В нём автор послания пишет, что не намерен больше «смущать ее спокойствие», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих». Это письмо производит на Веру Павловну сильное впечатление. Вошедший к ней молодой человек не может её успокоить. Она признается ему, что чувствует вину за случившееся: «Ты не виноват — я одна…»
Далее автор рассуждает об «эффектных сценах», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно такой приём употребил он в начале своего романа.
Глава 1: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Автор начинает повествование о предшествующих трагическому исходу событиях. Он рассказывает историю жизни Веры Павловны. Росла она в доме на Гороховой в семье управляющего дома Павла Константиновича Розальского и его жены – Марьи Алексевны. Также у Веры был брат – девятилетний Федя.
Детство девочки было насыщенным. С 12 лет она посещала пансион, умела играть на фортепиано, хорошо шила и вскоре начала шить одежду для всей семьи. Вера привыкла думать, что она не красавица. У девушки была смуглая кожа, она чем-то походила на цыганку. Когда девушке исполнилось 16, она сама начала давать уроки.
Марья Алексевна, злая и корыстная женщина, называла дочку «чучелой» из-за смуглого цвета лица и одевала в лохмотья, экономя на всем, лишь бы выбиться в люди и скопить капитал. Но Верочка выросла, и мать вдруг стала её наряжать, покупать дорогие билеты в театр, надеясь найти ей богатого жениха. Вскоре девушкой заинтересовался Михаил Сторешников, сын хозяйки дома. Он стал часто заходить к Розальским, особенно уделял внимание Верочке. Марья Алексевна мечтает о таком союзе, поэтому просит дочь быть с хозяйским сыном ласковой.
Однажды Марья Алексеевна даже купила для дочери дорогие билеты в оперу, туда же, где был сын хозяйки с друзьями. Но встреча не задалась. Молодые люди что-то обсуждали на французском, Вера чувствовала себя не в своей тарелке и ушла раньше, соврав, что у нее болит голова.
Михаил Иваныч Сторешников – видный офицер. Ужиная с другими кавалерами после случая в театре, он начинает разговор с мадмуазель Жюли (содержанкой). Михаил говорит всем, что Вера — его любовница. Жюли высоко оценивает девушку, но сомневается в ее связи с офицером.
На следующий день Сторешников пришел к Розальским. Вера начинает говорить с молодым человеком по-французски, потому что ее мать не понимает этого языка. Девушка рассказывает, что знает о том, что вчера Михаил решил представить ее своим приятелям в качестве любовницы. Девушка недовольна и просит Сторешникова больше не появляться в ее доме.
Но Сторешников не послушал девушку. Позже он приехал к Вере с Жюли под предлогом того, что его приятельнице нужна учительница фортепиано для племянницы. Жюли решила поговорить с Марьей Алексеевной, она рассказала, что Михаил заключал на Веру пари. И все же он богат, поэтому Жюли советует Вере выйти замуж за Сторешникова. Развращенный светской жизнью и материальным достатком, он хочет соблазнить её, но убеждается в ее неприступности и делает предложение. Вера понимает истинные намерения Сторешникова, поэтому ведёт себя с ним холодно и отказывает. Он же просит отсрочку и начинает усиленно ухаживать за героиней.
Родители в недоумении от поведения Веры, поэтому в родительском доме ей с каждым днём становится всё тяжелее находиться. Героиня не хочет «продавать себя» барскому сыну, но в то же время ей не переубедить мать. На чувства и состояние Веры ей наплевать. Честь семьи ей тоже не важна: и апатичный муж, и дети должны были, по ее замыслу, угождать вышестоящим, чтобы приобрести привилегии и перспективы. Из этого двойственного положения Верочке помогло выйти новое действующее лицо.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.
После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.
Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.
Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.
Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.
Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя приданого, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Молодые люди жили хорошо. Вера Павловна даёт уроки и ведёт хозяйство, Лопухов работает. Но хозяева квартиры удивляются их отношениям. Лопуховы ведут себя не как супруги, а скорее как брат и сестра: живут в разных комнатах, не появляются друг перед другом раздетые, не входят без стука. Молодые люди не видят ничего странного в этом, считая, что только так удастся сохранить нормальные отношения.
Вера Павловна решает открыть швейную мастерскую. Но предприятие она организовывает необычно: все работницы равны и получают одинаковую долю с прибыли, как и сама Вера Павловна. Иногда работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. С клиентами проблем тоже не возникло: найти их помогает Жюли, содержанка из высшего общества. Мастерская быстро расширяется, приносит хорошую прибыль.
Вере Павловне снится второй сон. В нём она видит поле и грязь. Её муж объясняет во сне, что есть «чистая грязь», из которой может вырасти колос, и «гнилая грязь», которая не дает всходов. Затем во сне появляется её мать. Она рассказывает Вере историю своей жизни, объясняет причины своего поведения: она вырывалась с низов и познала нужду, поэтому делала все, чтобы вывести семью из бедности. При этом Марья Алексевна объясняет Вере, что всё это ради семьи и, если бы она не была такой злой, дочь не была бы такой доброй.
Однажды Лопухов заболел воспалением лёгких. Он просит помощи у своего давнего друга Кирсанова, который к тому моменту был уже известным медиком. Кирсанов и Вера Павловна по очереди дежурят у кровати больного, и вскоре Дмитрий Сергеевич идёт на поправку. Автор замечает, что оба друга честные, трудолюбивые люди, которые «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Объединяло их и ещё одно – оба любили Веру Павловну. Кирсанов, первое время часто бывавший у молодоженов, вскоре понял, что влюблен. Но он не собирался разрушать семью, поэтому крайне редко бывал у них. Теперь ему вновь пришлось посещать Лопуховых из-за болезни друга. Кирсанов понимал, что «ступает на опасную для себя дорогу», ведь до этого ему сложно было побороть свои чувства. Он надеялся вновь постепенно отдалиться от Лопуховых. К тому моменту, оба супруга осознали – что-то в их жизни изменилось.
Вере Павловне сниться сон, в котором она читает собственный дневник. В нём написано, что Вера испытывает к своему мужу скорее благодарность, а по-настоящему любит Кирсанова. Героиня понимает, что до этого не осознавала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет у мужа, но есть у Кирсанова.
Вера Павловна чувствует, что сон был правдивым. Она действительно любит Кирсанова. Вскоре это видит и Лопухов, ведь жена написала ему записку с извинениями. Дмитрий Сергеевич решает не мешать двум влюблённым, поэтому сначала он уезжает к родственникам в Рязань, а потом, 11 июля «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».
В тот день к Вере Павловне заходит знакомый Лопухова и Кирсанова – Рахметов. Этот герой — «особенный человек». Он родился в богатой дворянской семье, не зная лишений и материальных проблем. Но встреча с Кирсановым перевернула сознание молодого Рахметова. Тот познакомил его с трудами социалистов-утопистов, и юноша загорелся их идеями. Рахметов продаёт имение, раздает деньги способным, бедным студентам, а сам живёт в спартанских условиях. С юных лет он закаляет свою волю и тело, неустанно занимаясь умственными и физическими упражнениями, приучая себя переносить страдания. Так, однажды он спал на гвоздях, не обращая внимания на кровь и боль. Стремясь быть ближе к народу, он пешком прошел всю Россию, был дровосеком, каменотёсом, бурлаком. Его даже прозвали Никитушкой Ломовым в честь известного богатыря-бурлака. Автор считает, что благодаря таким людям, как Рахметов, «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы». Это «соль земли».
Рахметов передаёт Вере Павловне записку от Лопухова, в которой тот просит её во всём слушаться этого человека. Рахметов объясняет Вере Павловне различия характеров её с мужем. Такой союз не мог бы, по словам Рахметова, существовать долго. Веру Павловну успокаивают его слова, она вполне согласна с ними.
Через несколько недель Вера Павловна в Новгороде венчается с Кирсановым.
Глава 4. Второе замужество
Вера Павловна получает из Берлина письмо от человека, представившимся близким другом Лопухова. В письме тот передает слова самого Дмитрия Сергеевича о том, что супруги — очень разные люди, и расставание было лучшим выходом из ситуации. Вера Павловна отвечает на письмо, анализирует свои отношения с Лопуховым и соглашается со словами Дмитрия Сергеевича.
Семья Кирсановых устраивает свой быт таким же образом, как и семья Лопуховых. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука. И Кирсанов, и Вера Павловна много работают, но при этом успевают и отдыхать. Они отмечают, что со временем их чувства становятся только сильнее. Благодаря Кирсанову Вера Павловна начинает интересоваться медициной. Иногда она даже ездит помогать ему в госпиталь, что для женщины 19 века было нетипично и смело.
Вскоре ей опять снится сон. Она видит покрытое цветами поле и дворец. Далее перед ней предстают картины из прошлого. Вера видит трёх богинь: Астарту, которая была рабыней мужа, Афродиту, бывшую источником восхваления и объектом желания, но не признанную равной мужчинам, и Непорочность, прекрасную даму рыцарских времён, которую любили только до свадьбы. Вдруг Вера видит себя в образе прекрасной богини. Она понимает, сейчас настало время таких женщин, как она: равных мужчинам. Затем перед ней мелькают картины будущего России, где люди живут счастливо и трудятся.
Вскоре Вера Павловна открывает новую швейную мастерскую и магазин на Невском проспекте. Вместе со своей единомышленницей и помощницей Натальей Мерцаловой, они мечтают о множестве швейных мастерских в будущем. После этого прошло ещё несколько лет без особых происшествий.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катерина Васильевна Полозова была дочерью отставного ротмистра и предпринимателя, который успел сколотит изрядное состояние. Мать девушки умерла, а отец в однажды поссорился не с тем человеком и в 60 лет почти потерял свое состояние. Денег в семье стало намного меньше, но Полозовы не бедствовали.
Екатерина Васильевна Полозова многим обязана Александру Кирсанову. Он лечил девушку от нервной болезни и помог разрешить её конфликт с отцом. Полозова была влюблена в светского ловеласа Соловцева, но отец запретил ей встречаться с ним. Кирсанов открыл глаза героине на Соловцева и убедил отца давать ей больше свободы, не прибегая к жестким методам. Екатерина и Соловцев теперь помолвлены, но после общения с женихом девушка осознала, что он — не тот человек, и они расстались.
Однажды Василий Полозов решил продать свой завод. Покупателем стал Чарльз Бьюмонт – агент лондонской фирмы в Петербурге, сам он был американцем.
Бьюмонт был приглашен на обед к Полозовым, там он познакомился с Катей. Между ними завязался разговор, в котором Катерина сказала, что хочет найти себе какое-то дело, которое будет приносить пользу. Тогда Чарльз посоветовал ей узнать поближе Веру Кирсанову и попросил рассказать, как у той идут дела.
Бьюмонт стал частым гостем в доме Полозовых и очень сблизился с Катей. Между ними возникла любовь, и вскоре Чарльз сделал девушке предложение.
Тем временем в семье Кирсановых всё остается по-прежнему. Теперь у них часто собираются молодые люди, в том числе и Екатерина Васильевна Бьюмонт (урожденная Полозова). Она вышла замуж за агента английской фирмы предпринимателя Чарльза Бьюмонта. Супруги счастливы, но отношения их нельзя назвать страстными и эмоциональными. Однажды на вечере выясняется, что Бьюмонт — Дмитрий Сергеевич Лопухов. Оказывается, что он инсценировал своё самоубийство, чтобы не мешать Вере и Кирсанову. После этого он уехал в Америку, где прожил несколько лет и стал успешным предпринимателем. Оба семейства были рады встрече, чувствуя духовную близость, и в тот же день решили искать квартиры рядом. Вскоре они действительно поселяются в одном доме, принимают гостей, выезжают на пикники. Екатерина Васильевна открывает свою швейную мастерскую, а Вера Павловна открывает уже третью и собирается сдавать экзамены на медика.
Глава 6: Перемена декораций
Действие начинается с того, что читатель видит даму в ярких одеждах, она кричит «В Пассаж!». Раньше она держала траур, но сейчас есть повод только для радости. На этом повествование заканчивается.