Чему учит старый повар паустовский
К. Паустовский, «Старый повар»: краткое содержание и анализ произведения
Романтику и поэту любви и печали К. Паустовскому было дано воплощать самые невероятные мечты в жизнь. Они оживают на страницах всех произведений писателя. К. Паустовский в «Старом поваре», краткое содержание которого изложено в данной статье, перенесет нас на два столетия назад. И окунет в мир музыки и чистой любви.
Как жил в старости повар
Ветхая сторожка стояла в глубине сада. Сад не был расчищен. В нем повсюду валялись засохшие ветки, которые хрустели под ногами. В домишке жил старый повар графини Туи, ослепший, простояв всю жизнь у жара печей. Старик ничего не видел, за ним ухаживала его молоденькая дочь Мария. Все, что у них было, – это шатающиеся скамейки, кровать, грубо сколоченный стол, потрескавшаяся посуда из фаянса, старый клавесин, который часто сам издавал звуки. Когда кто-то входил, клавесин отзывался старческими подрагивающими трелями. Рядом в будке лежал дряхлый верный пес, который уже не мог даже лаять. С этого начинается краткое содержание «Старого повара» Паустовского.
Предсмертная просьба
Старик почувствовал приближение смерти. Дочь вымыла его и переодела. А старый повар попросил, чтобы дочка привела к нему любого человека с улицы. Только не монаха или священника, которых он не любил. Стояла ночь. Мария накинула платок, пробежала через сад и принялась ждать, пока кто-нибудь пройдет по их пустынной улочке. Накрапывал дождь. Не может не захватить читателя продолжение краткого содержания «Старого повара» Паустовского.
Кого привела Мария
Девушка долго стояла, пока, наконец, не услышала шаги и голос человека, который что-то напевал. Она передала незнакомцу просьбу умирающего, и тот легко согласился помочь, сказав, что искусство, которому он служит, возможно, облегчит последние часы старика и снимет груз с его души. Одним словом, краткое содержание «Старого повара» Паустовского обязательно заинтригует любителей классики.
Встреча с умирающим
Войдя в дом, юный хрупкий изящный незнакомец бросил влажный плащ на скамью, расправил кружева жабо и подсел к кровати. Он оживленно смотрел прямо в лицо старика и попросил его покаяться. Старый повар рассказал, что, когда заболела его любимая жена Марта, он украл у хозяйки золотое блюдо. Он разламывал его на части, продавал и лучше кормил жену. Никто из слуг при этом не пострадал, но сам факт кражи лежит тяжестью на душе до сих пор. «Во имя любви вы совершили подвиг», – подвел итог незнакомец и спросил его последнюю волю. «Кто-то должен позаботиться о моей дочке», – сказал умирающий. «Я не оставлю ее», – пообещал гость и спросил, чего еще хочет старик. Тот высказал невозможное желание, ибо он был слеп. Он хотел увидеть свою первую встречу с Мартой, солнце и сад в цвету.
Фантастическое исполнение невозможного
«Хорошо», – трижды повторил незнакомец и быстро сел за клавесин. Он неожиданно наполнил темную комнатку волшебными звуками. Старик сразу увидел встречу с юной смеющейся Мартой. Умирающий вслушивался в льющиеся звуки, которые комментировал сам музыкант, и видел распустившийся яблоневый сад с огромными бело-розовыми цветами на ветках, освещенными солнцем. «Я все это вижу!», – радовался и восхищался он.
Музыка умолкла. Отец попросил дочь открыть окно. Ему захотелось узнать имя незнакомца. «Моцарт, Вольфганг Амадей», – услышал он в ответ. Девушка сделала глубокий книксен перед великим музыкантом. Вот как заканчивает рассказ «Старый повар» Паустовский. Вставала розовая заря. Она освещала сад, покрытый белыми цветами из снега.
Персонажи
В рассказе Паустовского «Старый повар» главными героями являются всего три действующих лица. Совестливый умирающий мужчина, воспитавший свою дочь так, что чужого она никогда не возьмет. Этот благородный бедный слепой человек перед смертью желал покаяться в поступке, который мучил его советь много лет. Жизнь дала ему такую возможность.
Юная фройляйн очерчена штрихом. Но мы видим перед собой прекрасное создание.
Наконец, величайший Гений и простой, добрый, щедрый душой и сердцем человек. Он озарил жизнь старика своей дивной музыкой так, что не только старый повар, но и его дочь увидели все: встречу возлюбленных, яблони в цвету среди зимы и солнце ночью.
Изображение великого музыканта
Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.
Паустовский, «Старый повар»: анализ произведения
«Старый повар», Паустовский: проблематика
В своем рассказе писатель рассматривает две проблемы. Одна – это муки совести и совершенный грех, а вторая состоит в том, может ли музыка очистить душу человека от наслоений, которые нанесла жизнь. Автор с блеском раскрывает перед нами душу честного старого повара, а также показывает, как душа и сердце откликаются на чарующие звуки музыки, как высоко она поднимает их и рисует чистые и прекрасные картины.
К. Паустовский не случайно дарует старику встречу с гением музыки. Только чрезвычайно одаренный и отзывчивый человек может понять проблему умирающего бедняка. Понять и ободрить его, дать надежду на то, что его дочь не будет брошена, а самому ему открыть давно ослепшие глаза. В этом заключается гуманизм романтического рассказа «Старый повар». Не важно, что его создала фантазия писателя. Главное в том, что мы верим, что именно так и должно все быть в жизни.
Анализ и герои произведения Паустовского «Старый повар»
Современники называли Константина Георгиевича поэтом печали и романтиком. Его рассказы проникнуты любовью, но не той, что вспыхивает и угасает, а глубокой и вечной. Автору под силу осуществить самые невероятные мечты героев, воскресить прошлое и сделать так, что зимой наступит весна. Одно из ярких произведений К. Паустовского — «Старый повар». Анализ текста и составление презентации входят в программу внеклассного чтения для 6 класса.
На пороге смерти
1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал. Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки. Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.
LiveInternetLiveInternet
Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.
К.Паустовский «Старый повар»
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста.
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.
Они вошли в дом. При свете свечи Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ.
Он был еще очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — ее звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал.
— Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам, как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первая клавиша прозвучала под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.
Незнакомец играл, глядя в черное окно.
— А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь?
— Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
— Я вижу все это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Желание открыть душу
Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью. Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго. Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.
Исповедь
Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский. Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы. Узнав, что никого из слуг при этом не наказали, молодой человек заметил, что случившееся не грех, а подвиг любви. Затем он захотел узнать о последней воле старика. Умирающий попросил незнакомца позаботиться о Марии. После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.
Главные герои
«Старый повар» — одно из самых известных сочинений Константина Паустовского. В нем всего три действующих лица, поэтому автор подробно описал черты характера каждого персонажа:
Что касается образа композитора, то автор раскрывает его постепенно. Вначале это просто добрый прохожий, который соглашается помочь незнакомой девушке. Затем он беседует со стариком, показывая:
В результате совесть старого повара успокаивается. При первых нотах его душа наполняется счастьем и радостью.
Литературное произведение учит читателя тому, что каждый должен обладать чувством сострадания и сопереживания. Проявлять их нужно не только к близким, но и к незнакомым людям.
Также писатель наглядно показывает, что истинное счастье можно испытать, находясь даже на смертном одре. Музыка, которая лилась из старого клавесина, помогла старику покинуть мир легко, безболезненно и с улыбкой на устах.
Воскрешение прошлого
Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен. А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.
Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» — восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.
Тайна раскрыта
Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», — произнес незнакомец. Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад. Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.
«Старый повар» (жанр – рассказ): художественные приемы
Произведение начинается с описания мрачной обстановки: сторожка, где умирает старик, — «ветхая», скамейки в доме – «хромые», посуда покрыта трещинами. Кроме того, ветки в саду — «гнилые», а калитка — «заржавленная». К этому можно добавить темное небо, холодный дождь и наступавшую «черную ночь». Судьбу слепого хозяина разделил его пес, который уже не мог лаять и покорно дожидался конца.
Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую. А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев. Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.
Смотреть галерею
Помимо цветовой гаммы, важное место в рассказе «Старый повар» Паустовский (отзывы читателей говорят о том, что это в какой-то мере и музыкальное произведение) отводит звукописи. Уже в экспозиции мы слышим хруст сбитых ветром веток, тихое ворчание пса, дрожащий, старческий гул клавесина. Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец.
Наконец, по сторожке рассыпался «быстрый звон», а затем в полный голос зазвучала настоящая музыка, издаваемая клавесином. Она была настолько великолепна, что заставила пса покинуть свою будку, а старика почувствовать себя снова здоровым и зрячим. Не осталась равнодушной к звучавшей мелодии и Мария: она вдруг отчетливо представила себе благоухающий сад с распустившимися яблонями. Настолько могущественной оказалась чарующая сила настоящего искусства.
Где Гиляровский?!
Первое впечатление не зря называют самым верным. Когда в 1929-м 14-летний Серёжа Протопопов приехал в Москву из голодной Тульской губернии, поразили его не Курский вокзал и не Кремль, а играющие на Малой Бронной и выглядящие весьма сытыми поварята. Старшая сестра Манечка умолила взять Серёжу учеником в чайную на Каланчёвской площади (сейчас на её месте универмаг «Московский», Комсомольская пл., д. 6, стр. 1) ➊. Всего через 4 месяца Протопопову вручили поварской колпак, показали на дровяную печь с нехитрым инвентарём и сказали: «Работай!» Что он и делал последующие… 70 лет в самых разных «кулинарных» заведениях столицы.
С 1930-ми гг. у Сергея Ивановича связано такое воспоминание: «Получаю я повестку с требованием явиться на Петровку, 38. Ну, думаю, посадят ни за что. Положил в карман французскую булку и пошёл. А там меня лысый амбал в форме усаживает на стул и спрашивает: «Гиляровского знаешь?» Говорю, знаю, конечно, его вся Москва знает. Он напирает: «Говори, где живёт Гиляровский!» Я ему пытаюсь объяснить, что тот уже умер, а амбал по столу кулаком стучит и кричит: «Ты мне тут дурака не валяй!» Потом ушёл и лишь через 3 часа подписал мне пропуск на выход (наверное, всё это время органы пытались выяснить, Гиляровский жив или на самом деле уже умер)».
Лучшим рестораном города Протопопов долгие годы считал «Прагу» (Арбат, д. 2/1) ➋. Кстати, в 1920-1930-е гг. по этому адресу размещалась образцово-показательная столовая Моссельпрома (именно там в «12 стульях» Ильфа и Петрова оробевшая Лиза просит у официанта чего-нибудь вегетарианского, когда Ипполит Матвеевич начинает жадничать).
За пиар-кампанию этой столовой отвечал Владимир Маяковский, создавший рекламный стих:
«Здоровье — радость, высшее благо, В столовой Моссельпрома — бывшая «Прага». Там весело, чисто, светло и уютно, Обеды вкусны и пиво немутно!»
Когда в середине 1950-х здесь снова открылся ресторан, а при нём — кафетерий и магазин-кулинария, это место стало знаковым. На втором этаже отдыхали граждане побогаче, а на первом студенты обедали за 1 (!) рубль в «стоячем кафе». А к прилавкам кулинарии клубилась очередь за «уткой по-чешски», «витками с ветчиной» и, конечно, за кондитеркой — рулетом «Влтава», тортами «Прага» и «Птичье молоко» (последний был придуман и создан именно здесь). Перед Новым годом на Арбате начиналась вакханалия — места в очереди за «Птичкой» продавали за деньги, а немосквичи, приехавшие в столицу специально за тортами, обычно брали по 10-15 штук.
Образ композитора
Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.
Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.
Смотреть галерею
Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Проблемы совести и истинной любви в рассказе
К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.
Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.
Тема и проблематика
Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:
Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.
Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.
Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.
Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.
Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы: