Чему учит рассказ бабушка с малиной

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Отзыв о рассказе Астафьева «Бабушка с малиной»

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малинойГлавные герои рассказа Виктора Астафьева «Бабушка с малиной» — пассажиры поезда. На маленькой станции, где состав стоит всего одну минуту, в поезд садилось много людей, которые возвращались домой после сбора ягод. У дверей вагонов возникла толчея, все старались за одну минуту сесть в вагоны.

У одного из вагонов толпилось много детей. В эту толпу вклинилась юркая старушка с туеском, полным малины. Туесок был подвязан платком и висел у старушки на шее. Когда старушка, растолкав детей, стала карабкаться по ступенькам, туесок опрокинулся, и вся малина высыпалась на землю. Но собирать ее не было времени, поезд уже тронулся.

В расстроенных чувствах старушка прошла в вагон и уселась на свободном сиденье. Пассажиры, видя ее настроение, не вступали со старушкой в разговоры. А она ехала и вспоминала о том, как ловко собирала малину, как отвлекала разговорами тех самых детей, с которыми садилась в поезд, а сама во время разговора продолжала обирать кусты с малиной под носом у ребят. Еще она вспомнила, что дети предлагали ей помощь при посадке в вагон, но она отказалась.

На одной из станций вошли трое рыбаков, которые подсели к старушке. У рыбаков было хорошее настроение, и они стали петь песни. Они и старушке предлагали петь вместе с ними, но она лишь неодобрительно на них посмотрела. Потом кто-то из ребят потихоньку рассказал рыбакам про беду, которая приключилась со старушкой.

Тогда один из рыбаков встал и пошел по вагону. Он внимательно смотрел, у кого сколько малины собрано. Убедившись, что у всех малина набрана с горкой, он потихоньку подговорил ребят помочь старушке. Ребята стали подходить к туеску старушки и сыпать в него по горсти малины. Старушка пробовала отказываться, говорила, что ей чужого не надо, но рыбак ее урезонил, и сказал, что дети, которые делятся с ней малиной, все равно что ее внуки.

Вскоре туесок старушки наполнился доверху, и рыбак поставил его на колени хозяйке. Глаза старушки наполнились слезами, она только растерянно спрашивала, куда ей столько малины? А рыбаки вновь затянули свою песню, которую вслед за ними подхватили и ребята, поделившиеся малиной со старушкой. А старушка сидела и с улыбкой качала головой, восхищаясь песней.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Бабушка с малиной» заключается в том, что людям свойственно человеколюбие и сострадание. Тем, кто испытывает затруднение, надо помогать. Старушка при посадке в вагон опрокинула туесок с малиной, собранной в лесу. Но пассажиры вагона поделились с ней своей малиной, и старушка была этим счастлива.

Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» учит не пренебрегать чужой помощью и не быть самонадеянным. При посадке в вагон дети предлагали помощь старушке, но она считала, что сама справится и опрокинула туесок, оставшись без малины.

В рассказе мне понравился рыбак, который быстро сообразил в чем дело. Он догадался, как помочь старушке, оставшейся без малины. Рыбак предложил детям, ехавшим в том же вагоне, поделиться со старушкой своей малиной. Не зря говорят: «Нет в жизни ничего лучше, чем помощь человека и взаимная радость».

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Бабушка с малиной»?

Спустя лето по малину не ходят.
С миру по нитке — голому рубаха.
Ближнему помогаешь — радость узнаёшь.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Астафьев «Бабушка с малиной» чему учит рассказ, главная мысль, отзыв какие?

Бабушка с малиной главная мысль

Виктор Астафьев бабушка с малиной отзыв

Виктор Астафьев бабушка с малиной вывод

Виктор Астафьев бабушка с малиной анализ

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

К счастью, нашлись отзывчивые люди, которые призвали окружающих помочь старушке и набрали опять ягоды.

Писатель призывает людей быть более милосердными, не проходить мимо чужого горя, а стараться помочь человеку, который оказался в беде. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Ведь так мало надо сделать для того, чтобы человек просто улыбнулся.

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем интересный сюжет, он учит нас добру.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Я прочитала рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» очень быстро и мне он понравился. У Астафьева хоть и тяжелые рассказы, но всегда жизненные. Автор этого произведения учит нас быть милосердными к чужому горю и по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, в особенности пожилым людям, которых даже рассыпанная собранная малина может сильно расстроить. Школьники в силу возраста не поняли как бабушке помочь, а вот рыбаки сразу план придумали и в итоге бабушка снова оказалась с малиной, за что всех очень благодарила. Вторая мысль рассказав том, что надо быть не только отзывчивым, но и добрым как школьники, которые не пожалели отдать часть своего урожая несчастной старушке.

Советую всем «Бабушку с малиной» к прочтению.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Сергей Баруздин написал хороший рассказ, который называется «Как Алёшке учиться надоело».

Алёшке исполнилось семь лет и он пошёл учиться в школу. Алёшка оказался способным учеником и очень быстро научился писать и читать.

Однажды мальчик встал и пошёл с урока, а на вопрос учительницы куда же он пошёл ответил, что он идёт домой.

Дома Алёшка сказал своей маме, что больше не будет ходить в школу, ведь он уже умеет читать и писать и что он пойдёт работать.

На вопрос мамы кем же он будет работать он ответил, что он будет врачом, как и мама. Мама дала сыну задание выписать больному рецепт и тут Алёшка понял, что он не умеет писать на латинском языке и не знает названия лекарств.

Мальчик тогда решил быть как папа и дал ему папа задание найти ошибку на чертеже и снова мальчик ничего не понял. Решил мальчик тогда что пойдёт он учиться.

Рассказ очень поучительный, автор учит нас тому, что нужно учиться и тому что нельзя быть самоуверенным и нельзя без учёбы чему-нибудь научиться.

Всю свою жизнь мы чему то учимся, самосовершенствуемся и получаем новые знания.

Рассказ мне понравился тем, что на примере маленького мальчика Алёши можно получить для себя полезный урок. Просто научиться читать и писать этого очень мало, ведь в школе нас учат не только этому, нас учат многим другим наукам, а так же учат любить свою Родину, любить и уважать природу и старших, помогать старшим и не обижать маленьких.

Так же мне очень понравился мальчик Алёшка, который очень быстро научился читать и писать и получив урок от папы и мамы понял, что для того, чтобы чему-то научиться нужно учиться дальше.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Рассказ Льва Толстого «Лебеди» крохотный, но очень трогательный, познавательный и поучительный. В нем мы знакомимся со стаей лебедей, которая дружным строем летит туда, где будет тепло зимой.

В центр повествования автор поставил молодого лебедя, он и является главным героем рассказа. Поскольку он был молод и слаб, то пришлось ему отделиться от сородичей и спуститься к морю. Мне было очень жаль обессиленного лебедя, который вынужденно сел на воду и с тоской наблюдал за уносившейся стаей.

Лебедя прикачали волны и он задремал, а наутро проснулся и почувствовал прилив сил. Недолго думая, он собрался с силами и взмыл в воздух. Ему предстоит преодолеть в одиночку длинный путь, а если повезет, то и догнать стаю.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Денис, главный герой рассказа «Старый мореход», делится своими впечатлениями о гостье, которая часто бывает в их семье. Он описывает ее как полную женщину с разнообразными украшениями. Зовут ее Марья Петровна. Она часто приходит пить чай в дом мальчика.

Когда папа с Денисом читают книгу, они сравниваю их гостю с героем книги. Денис понимает, что Марья Петровна обманывает просто так, а герой книги делает это ради спасения своей жизни и ради своих друзей.

Рассказ очень поучительный. В нем содержится важный урок: не стоит обещать и не выполнять свои обещания, это очень разочаровывает других. В своем отзыве о рассказе можно подчеркнуть эту мысль. Можно также написать, что рассказ показался очень интересным. Немного жаль было Дениску, ведь он два раза испытал разочарование, его надежды были обмануты. Хорошо, что папа смог утешить его. Никогда не стоит давать пустые обещания, этому я научился из рассказа. Этот отличный рассказ я рекомендую прочитать всем свои друзьям.

Читательский дневник по рассказу, как его заполнить, можно посмотреть в другом вопросе на этом сайте.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

Современные дети,к сожалению,не знают,каким трудом добываются материальные блага.Сегодня можно в магазине купить все,что душе угодно.Но мало кто задается вопросом: А каким образом появляются вещи,обувь,посуда,пр­ едметы быта и т.д.

В Древней Руси люди не могли купить в магазине даже полотно или какую-нибудь ткань,чтобы сшить одежду для своих деток.Они изготавливали все сами.И процесс создания какой-либо вещи занимал много времени,усилия,терпе­ ния и человеческого труда.

Вот какой ценой досталась Тане новенькая рубашечка,сколько времени потратилось на её создание.Она увидела весь процесс своими глазами,и,конечно же,она эту рубашечку будет ценить и беречь.

Этот рассказ учит тому,что к человеческому труду нужно относиться с уважением и понимать,что с неба ничего не падает.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.07.2019

Астафьев В. «Бабушка с малиной»

Главные герои рассказа «Бабушка с малиной» и их характеристика

Чему учит рассказ «Бабушка с малиной»
Рассказ учит помогать друг другу, не оставлять человека в беде. Учит действовать сообща, дружно. Учит сочувствию и состраданию. Учит делать добро.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бабушка с малиной»
На сто первом километре толпа дачников штурмовала поезд. Тот стоял всего минуту и люди с ягодой торопились забраться в вагон.
Возле одного из вагонов шумела толпа детворы, человек тридцать, которую разрезала старушка. Она добралась до подножки и стала лезть вверх. Кто-то попытался подсадить бабушку.
И тут случилась трагедия. Туесок с малиной перевернулся и вся малина высыпалась. Бабушка потрясенно смотрит на уплывающее вдаль пятно малины и вдруг кричит, прося остановить поезд.
Но поезд уже набрал ход. Старушка проходит в вагон, сердито задвигает туес под скамейку и сидит, молча смотря перед собой. На ее душе пусто.
Еще недавно она весело лазала по лесу, собирала малину, хвастала перед ребятами, что раньше она дюже ловкая была. И отказывалась, когда ей предлагали помочь занести туес в поезд.
И вот теперь она сидит с пустыми глазами, а туес тоже пуст.
На следующей станции в вагон зашли рыбаки. Они сели рядом с бабкой и затянули веселую песню, состоящую из названий станций. Один веселый рыбак предложил бабке подпевать, но та озлобилась и отвернулась.
Какой-то школьник прошептал на ухо рыбаку несколько слов. Тот задумчиво посмотрел на старушку, а потом созвал молодежь. У каждого были ведерки с копной, с верхом, и рыбак предложил школьникам поделиться с бабкой.
Те радостно согласились, схватили бабкин туесок, и стали насыпать его, кто ладошку, а кто и две.
Бабка причитала и охала, крича, что ей не нужно чужого, но рыбак резонно укорял ее, говоря, что чужих здесь нет, а есть ее внуки.
И вскоре довольная бабка, с полным туеском малины, задорно посмеивалась, слушая песню рыбаков.

Источник

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Урок разработан к 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева. Он нацелен:

на формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

на расширение читательского кругозора обучающихся;

на повторение изученного в 5 и 6 классах;

на обучение анализу художественного текста;

на обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера);

на развитие умений анализа, синтеза, выделения главного;

на осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

на воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной. »

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Предварительное задание: прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», определить лексическое значение слова «память»

2 группа – по словарю В.И.Даля

3 группа – по современному толковому словарю русского языка С.А.Кузнецова.

формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

расширение читательского кругозора обучающихся;

повторение изученного в 5 и 6 классах;

обучение анализу художественного текста;

обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера).

2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного.

осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Тип урока – комбинированный урок.

Применяемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Методы обучения: эвристический, метод выразительного чтения, аналитическое чтение, открытый микрофон.

Средства обучения: портрет писателя, распечатанные тексты, вопросы, задания, интернет.

Формы работы: групповая работа.

учащиеся хорошо знают содержание рассказа;

умеют выразительно читать;

аналитическая работа с текстом покажет, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;

работа в группах покажет, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.

Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся;

Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя;

Выявление опорного слова урока;

Лексическая работа (реализация домашнего задания);

Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах;

Составление ассоциативного ряда к слову «душа»;

Формулирование детьми темы и целей урока.

2.Физкультминутка «А в лесу растет черника».

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

4. Стадия рефлексии.

Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

A. Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся (читает Кирилова Альбина).

Все замерли и ждали,

Что к ним на встречу выйдет

Что загремят на пиджаке медали,

И долго будет говорить один.

Но, вдруг, с трудом поднялся

Седой, как лунь, сутулый человек.

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Крутил его, мотал двадцатый век.

Он говорил, и чудилась царь-рыба,

Босое детство, белые снега,

Память на века. (Мамонова Аня г. Лесосибирск )

B. Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя.

Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Россию, Сибирь, Красноярский край, Енисей и свое родное село Овсянка. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

К сожалению, с «седым, как лунь, сутулым человеком» мы не сможем увидеться: его не стало в 2001 г. Уже будучи тяжело больным, В.П. очень просил земляков и друзей своих не увековечивать искусственно его память: он считал, что писатель будет жить до тех пор, пока читают его книги.

C. Разгадывание кроссворда

Разгадайте кроссворд, и в горизонтальном ряду появится подсказка.

Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть фото Чему учит рассказ бабушка с малиной. Смотреть картинку Чему учит рассказ бабушка с малиной. Картинка про Чему учит рассказ бабушка с малиной. Фото Чему учит рассказ бабушка с малиной

(Виктору Петровичу Астафьеву исполнится 90 лет со дня рождения. Он юбиляр. Мы должны помнить о таких датах русской литературы.)

E. Выявление опорного слова урока.

«Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества.

Я тороплюсь навстречу… Бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре. Спешу, спешу, минуя кровопролития и войны; цехи с клокочущим металлом; умников, сотворивших ад на земле; мимо затаённых врагов и мнимых друзей; мимо удушливых вокзалов; мимо житейских дрязг; мимо газовых факелов и мазутных рек; мимо вольт и тонн; мимо экспрессов и спутников; мимо волн эфира и киноужасов…

Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь”. В.П.Астафьев

«Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно». К.Прутков

«Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Жан Поль

Какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое?

D. Лексическая работа (реализация домашнего задания)

Какова семантика слова память?

Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2 группа – по словарю Даля

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.

3 группа – по современному толковому словарю русского языка Кузнецова

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Учитель: Словарь Ушакова вышел в свет в 1935 г., современный толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова напечатан впервые в 1994 г. Обратите внимание на толкование слова память в словаре Даля. В нем память соотносима со словом «душа». Детище Владимира Ивановича любителю словесности увидели в 1863-66гг. В 20 веке семантика слова больше связана с сознанием, мозгом, нежели с внутренним миром человека.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).

В наше время, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с жестокостью, равнодушием, легко блудим в кромешной тьме безверия, очень важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое.

С памятью обратимся к памяти.

F. Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.»

«…Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями…»

С этими произведениями Виктора Петровича мы знакомились в 5 и 6 классах. В них писатель утверждает воспитание в человеке чувства доброты, ответственности, становления и взросления человека, напоминает о последствиях «нарушения душевной связи людей».

Опять мы встают рядом слова «память» и «душа».

G. Составление ассоциативного ряда к слову «душа».

Запишем ассоциативный ряд со словом «душа». ( Доброта, внутренний мир, внутреннее состояние, способность помочь другому человеку, отзывчивость, неравнодушие, чувства…)

H. Формулирование детьми темы и целей урока.

Выдвиньте свои предположения о теме нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Эпиграфом к уроку пусть станут стихотворные строчки Бэлы Ахмадулиной.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели, к которым вы будете стремиться. (Мы будем стремиться выявить, какие нравственные уроки преподносит Астафьев в своем рассказе, будем учиться анализировать текст, выражать свои мысли четко, доказывать их.)

2. Физкультминутка «А в лесу растёт черника»

Чтобы проанализировать рассказ Астафьева, нам понадобятся силы. Почерпнем их в физкультминутке.

А в лесу растёт черника,(Поворот головы влево-вправо)

Земляника, голубика.(Поворот головы влево-вправо)

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

Где происходят события рассказа? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора.)

Кто пассажиры поезда? Как они себя ведут? (В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка.)

Почему рассказчик пренебрежительно отзывается о старушке? (Она пожилая женщина, которой многое дается с трудом: «остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх… взгромождается на подножку», но старается всех опередить, все успеть.)

«И в это время случается…трагедия!» В чем и для кого трагедия? («Авария», «трагедия» происходит с бабулей: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.»)

Только теперь рассказчик разглядел бабушку, нарисовал ее портрет. Найдите, зачитайте. На что обращено внимание? С какой целью? («Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.» Рассказчик обращает внимание на руки. Этим он подчеркивает, что жизнь старушки была не проста, трудна, прошла в труде.)

Проследим за состоянием и поведением пассажиров после трагедии: бабушки и ребятишек.

Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды.

Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:

— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.

Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.

…смахнув платком слезы с реденьких ресниц…

Какой стилистический прием использован писателем? С какой целью?

(Писатель использует антитезу, чтобы ввести мотив одиночества старушки, глубже показать «бабкино горе».)

Отчего плачет старушка? Отчего «горе у бабки»? Неужели малину жаль? (Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать.)

Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)

Как вы расцениваете протест бабули: «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!» (Старушка гордая, привыкла все свои проблемы решать сама.)

Как рыбаку удалось ее «урезонить»? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)

«Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? (Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака.)

«Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:

Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!

Комариха и Тёплая гора. »Мы наблюдаем, что настроение рассказа меняется. Какой троп, использованный Астафьевым, помог читателю увидеть, почувствовать изменения? («Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» Виктор Петрович использует олицетворение. Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда: он говорит, радуется за «бабку с малиной», поведение его напоминает поведение человека.)

Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.)

3. Стадия рефлексии.

A. Рефлексия учителя.

Когда я разрабатывала этот урок, много мыслей, чувств родилось в голове и душе. Они вылились в следующие стихотворные строки:

Помни, что с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет.

Так? Мы забыли? Может, не знали?

Мы знали, но растеряли.

Спешит Астафьева перо

К бумаге просто, незамысловато

Прощать и за добро платить добром.

B. Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

Полезным ли стал этот урок для тебя? Чем? Выскажитесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *