Чему человек должен научиться обществознание

Что такое обществознание?

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Содержание

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Источник

Что такое наследственность

Урок 3. Обществознание 5 класс ФГОС

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Конспект урока «Что такое наследственность»

Вам никогда раньше не приходилось слышать высказывание: «Душа ребёнка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать всё». Оно принадлежит английскому философу Джону Локку, который утверждал, что человек появляется на свет с чистым сознанием, не загруженным никакими врождёнными знаниями. Поэтому человек познает всё только через свой жизненный опыт.

В отличие от Локка, другие учёные считали, что человек способен передавать некоторые свои свойства по наследству.

А как вы думаете, на кого вы похожи? Почему вы похожи на папу, а ваша сестра – на маму? Или почему о близких родственниках говорят «похожи как две капли воды»?

На эти вопросы можно найти ответ только в том случае, если вы будете знать, что любое живое существо наследует от своих родителей определённые биологические признаки.

То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.

Благодаря этой способности, все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты.

Например, если у ваших родителей голубые глаза, то и вы будете голубоглазым.

Сегодня учёным хорошо известно, как нам можно унаследовать характерные признаки родителей. Впервые такую закономерность заметил австрийский биолог Грегор Мендель. В монастырском саду учёный посадил две грядки с горохом. На первой грядке горох рос из семян зелёного цвета; его горошины тоже были зелёными, а на второй – из семян жёлтого цвета; горошины были жёлтые.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Это натолкнуло учёного на мысль, что всё неспроста, и он начал экспериментировать. Он высаживал горох, ориентируясь на длину стручков, размер и цвет семян, высоту растений и так далее. Учёный так увлёкся подсчётом переходящих и не переходящих из поколения в поколение гороховых признаков, что его эксперименты затянулись на десять лет и послужили началом рождения целой науки, которая изучает наследственность – генетики. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности.

«Инструкции» спрятаны в каждой клеточке живого организма и хранятся на длинных ниточках веществ, называемых ДНК.

Именно эти три буквы определяют, являетесь вы ананасом, слоном или человеком. От них также зависит, будут ли у вас черные волосы, голубые глаза или белая кожа, но более подробно об этом вы узнаете на уроках биологии.

Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.

Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.

У животного есть инстинкты на все случаи жизни. Они проявляются везде: в процессе добывания пищи, в брачный период при образовании супружеских пар, в условиях, когда нужно защищать себя и потомство от врагов. Они постоянно служат животным для удовлетворения их основных потребностей. Например, мышь-малютка от рождения умеет вить изящные гнезда-шарики, размещая их на толстых травинках или тонких веточках. Учиться этому ей не приходится: гнездо сразу получается таким, как нужно, потому что мышка уже рождается с этим навыком.

Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье. К нему как-то попали бобрята, оставшиеся без родителей, и он их вырастил. Поскольку родителей, которые могли бы передать им свой опыт, у этих молодых животных не было, Жорж очень удивился, когда обнаружил, что его бобрята стали строить хатки. Их постройки были точно такими же, как и те, которые строят взрослые бобры, выросшие на воле. Бобрята при этом совершали характерные для своих сородичей действия, хотя их этому никто не учил. Основываясь на наблюдении за своими подопечными, учёный смог сделать вывод о врождённости инстинктов.

Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также обуславливает более или менее выраженное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.

Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.

Вспомним известный мультфильм по мотивам повести Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино». Если бы родители Дяди Фёдора хорошо разбирались в вопросах наследственности, то они не упали бы в обморок, получив от своего сына письмо следующего содержания: «Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня все есть. Есть свой дом. Он тёплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам.

А здоровье моё не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась».

Но, в отличие от родителей Дяди Фёдора, вы-то уже точно знаете, что ни лапы, ни хвост по наследству вам достаться не могли.

Также, по наследству нельзя передать такие качества человека, как вежливость, уважение к старшим, законопослушность, патриотизм. Всему этому человек должен научиться.

По наследству нельзя передать и характер ребёнка, он похож на характер родителей не благодаря наследуемым признакам, а благодаря тому, что родители – это первое социальное окружение ребёнка, которое оказывает на него огромное влияние.

В современном мире у большого количества людей можно встретить и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.

Типичные заболевания, которые передаются по наследству:

Гемофилия – нарушение свёртываемости крови.

Дальтонизм – нарушение восприятия красного и зелёного цветов.

Альбинизм – врождённое отсутствие пигмента меланина, который придаёт окраску коже, волосам и глазам.

Синдром Дауна – нарушение умственного и физического развития.

Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Одна из особенностей плохой наследственности – что она может передаваться через несколько поколений. То есть, если ваша бабушка не могла различать цвета, то вероятность того, что у вас родится ребенок с похожим заболеванием достаточно высока.

Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.

А можно ли влиять на наследственность?

Учёные провели довольно интересный эксперимент. Обычно запах фруктов не отпугивает мышей, а наоборот, притягивает их, но, когда учёные объединили сладкий запах с болезненным электрическим ударом, лабораторные мыши очень быстро научились его бояться. В ходе эксперимента у мышей сформировались новые нервные окончания в носу и в обрабатывающих запахи участках мозга, что сделало их чувствительными к определённому запаху.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Данный результат далеко не удивителен, но интереснее всего то, что их потомки также стали бояться запаха фруктов, причём в нескольких поколениях, хотя подобных экспериментов над ними никто не ставил. То есть, последующие поколения мышей унаследовали страх перед запахом фруктов от своих предков, который им, в свою очередь, привили учёные.
В отличие от мышей, с человеком все не так просто, потому как мы с вами не живём в идеальных лабораторных условиях.

Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.

А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно хорошо, их дети и внуки жили меньше и страдали различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем обычные жители городка.

Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть фото Чему человек должен научиться обществознание. Смотреть картинку Чему человек должен научиться обществознание. Картинка про Чему человек должен научиться обществознание. Фото Чему человек должен научиться обществознание

Если же, напротив, отцам и дедушкам приходилось довольствоваться скудной едой из-за бедного урожая, их потомки мужского пола достигали преклонного возраста, прожив, в среднем, на тридцать два года больше, а также реже или позже подвергались старческим недугам.

Конечно, это совершенно не значит, что мы должны морить своих детей голодом во благо хорошей наследственности в следующих поколениях.

Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.

Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Согласитесь, что ребёнок олимпийского чемпиона не обязательно должен родиться чемпионом.

Влияние наследственности, конечно же, велико, но в какую личность разовьётся ребёнок, во многом зависит от его окружения. Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание.

Вспомнить хотя бы историю австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом. Он играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, был неплохим композитором, а его учебник по скрипичной игре долгое время считался одним из лучших в Европе.

И вполне вероятно, что по наследству от талантливого отца Вольфгангу и его сестре Марии Анне могли передаться музыкальные способности отца. Моцарт стал всемирно известным композитором, а его сестра нет. Всё потому, что над развитием таланта маленького Вольфганга отец работал целенаправленно. Это, в итоге, привело Моцарта в будущем к мировой известности.

А теперь проведите небольшое исследование и попробуйте ответить на вопрос, какие наследственные признаки достались вам от ваших родителей?

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

Образованный человек – человек, получивший образование, имеющий разносторонние знания.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Школа – один из основных элементов образования. Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

Также образование можно получать в лицеях, гимназиях, колледжах и вузах. Эти образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят в 2012 г. Согласно нему, к общеобразовательным относятся программы:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни:

Культурные функции: Развитие духовной жизни общества, сохранение, развитие духовного наследия, выработка моральных ценностей

Экономические функции: Воспроизводство квалифицированной рабочей силы, поддержка конкурентоспособности страны на мировом рынке труда

Социальные функции: Социализация личности, привитие образцов поведения.

Существуют различные формы обучения: очная (регулярное посещение образовательного учреждения), заочная форма (присутствие в общеобразовательном учреждении обязательно лишь в период экзаменов), дистанционная (обучение выполняется удаленно).

Раньше, вместо слов “пойти в школу” говорили “отдать в ученье”. Это выражение подчеркивает основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

Если вы чувствуете, что умение учиться сформировано у вас недостаточно, то займитесь его развитием: больше читайте, смотрите познавательные фильмы, разгадывайте кроссворды, разучивайте стихи. Очень скоро вы заметите, что стали лучше учиться. Такой вариант получения знаний, называется самообразованием.

Существуют различные формы самообразования:

Основной формой самообразования было и остается изучение литературы. Книги знакомят нас с историей, наукой, культурой, искусством. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Книгу можно взять в библиотеке, купить в книжном магазине, прочитать в Интернете, попросить у друга, найти в домашней библиотеке.

Самообразование помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием. Например, выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский по образованию был юристом. Расспросите своих знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выполните задание, чтобы узнать, как называют совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления в той или иной стране. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

2. Общее образование в нашей стране не обязательно.

Источник

§ 1. Загадка человека

Что такое наследственность

Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.

На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой — на бабушку? Почему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

На все эти вопросы можно ответить, если знать, что любое живое существо наследует, т. е. получает от своих родителей (предков), определённые биологические признаки (свойства).

Инстинкты животных часто бывают очень сложными. Пчёлы, например, с помощью движений передают своим собратьям различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п.

В науке хорошо известен такой пример: незадолго до того, как цыплята должны вылупиться из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Воспроизводя звуки коршуна, можно добиться затихания этого писка, и, наоборот, писк усиливается при кудахтанье курицы. Но ведь очевидно, что ещё не родившиеся цыплята не имеют опыта знакомства ни с курицей, ни с коршуном. Значит, в их наследственном аппарате уже заложен механизм реагирования на опасные и неопасные звуки.

Наследственность — биологическая сущность всех людей

Биологическая сущность человека также отражается в инстинктах. Желание пить, есть, спать, возможность передвигаться, выполнять различные движения и многие другие биологические свойства организма наследуются человеком. Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает и особенности своих эмоций: один — спокойный и рассудительный, другой — активный и эмоциональный.

Всё это доказывает, что человек — биологическое существо. Именно это позволяет высказать суждение «человек — часть природы», т. е. он живёт по определённым законам природы, которые передаются по наследству от родителей детям.

Есть такое мнение, что ребёнок рождается как «чистый лист», на который постепенно записывается различная информация. Это мнение ошибочно. Человек наследует от своих родителей многие черты и свойства. Это особенности внешнего вида, например цвет глаз, овал лица, кудрявые или прямые волосы, особенности строения отдельных органов.

Наследуемые людьми биологические признаки отличают их от представителей всех других живых организмов: особенности строения коры головного мозга, способность к прямохождению, абстрактному мышлению, творчеству и др.

Всему остальному человек должен научиться: как познавать мир, как относиться к другим людям и к себе; узнать, что такое хорошо и что такое плохо и многое другое. Поэтому и говорят, что человек, родившись среди себе подобных, должен ещё научиться быть человеком.

Можно ли влиять на наследственность

Если многие признаки человека передаются по наследству, означает ли это, что нельзя изменить их влияние? Рассмотрим один пример. Учёные доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди больше склонны к преступному поведению. Вместе с тем и у других наблюдается такая же хромосома, но они вполне порядочные граждане. Есть также и преступники, у которых нет такой хромосомы. О чём это говорит? Многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.

Вот один пример. Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, существует школа для слепоглухонемых детей. Очень трудно представить, как может не только жить, но и работать, учиться, рисовать, сочинять стихи человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но есть в России группа учёных, которые учат таких детей жить нормальной, полной, творческой жизнью. Разработана специальная методика, когда для познания окружающего мира используется осязание — у этих детей оно хорошо развито.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *