Boo проекты что это
«Росатом» выделяет зарубежные проекты
Ими займется новая компания «Росатом Оверсиз»
«Росатом» создает компанию «Росатом Оверсиз» для сооружения АЭС за рубежом. Она должна заняться проектами типа build-own-operate (BOO), при которых госкорпорация не только строит станцию, но также привлекает инвестиции и получает АЭС в собственность. Сейчас единственным BOO-проектом «Росатома» остается АЭС «Аккую» в Турции, но госкорпорация хочет строить по этой схеме и другие станции. При этом роль «Атомстройэкспорта», строящего сейчас все отечественные АЭС за рубежом, снизится до обычного генподрядчика.
Как рассказал «Ъ» заместитель гендиректора «Росатома» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров, уже в июне будет зарегистрирована новая компания «Росатом Оверсиз» для реализации проектов госкорпорации за рубежом. По словам топ-менеджера, эта структура сможет выступать в роли заказчика, инвестора и собственника в проектах строительства АЭС, реализуемых по схеме build-own-operate, когда «Росатом» не только строит станцию, но и привлекает финансирование и становится ее оператором. Кто возглавит «Росатом Оверсиз», господин Комаров не уточнил.
Появление «Росатом Оверсиз» должно привести к изменению сферы влияния ЗАО «Атомстройэкспорт» (АСЭ) — структуры «Росатома», которая сейчас является генподрядчиком на всех проектах госкорпорации по строительству АЭС за рубежом, а также участвует в переговорах по новым проектам. Как пояснил «Ъ» источник в госкорпорации, АСЭ в любом случае останется генподрядчиком как по зарубежным EPC-контрактам, так и по BOO-проектам, но в схеме BOO будет играть лишь роль инжиниринговой компании. В зарубежных проектах «Росатома» участвуют и другие его структуры. Например, контракты на поставку ядерного топлива для энергоблоков российского дизайна заключаются с производителем — ОАО ТВЭЛ. Будет ли «Росатом Оверсиз» выступать посредником и в этих контрактах, собеседники «Ъ» в госкорпорации не поясняют.
BOO пока является относительно редкой схемой при сооружении АЭС. Как правило, компании, владеющие атомными технологиями, выступают в роли проектанта и генподрядчика (EPC-контрактора). Инвестиции предоставляет страна, где строится станция, либо энергокомпания, которая затем и получает энергоблоки в собственность. Инжиниринговые компании также могут использовать поддержку государства в виде прямых экспортных кредитов либо займов госбанков (подобную поддержку получила, например, корейская KEPCO, строящая четыре атомных энергоблока в ОАЭ). «Росатом» работает на подобных условиях почти по всем своим заказам, в частности, в Индии, Китае и Иране.
Сходную схему «Росатом» предлагал и для буксующего проекта болгарской АЭС «Белене», из которого в 2009 году вышел основной инвестор — немецкая RWE. Россия была готова выдать Софии кредит на строительство АЭС, но болгарская сторона от этого отказалась. После этого, в феврале 2010 года, глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил, что Россия готова самостоятельно профинансировать проект, вложив в 2010-11 годах около €1,9 млрд. Источник «Ъ», близкий к переговорам, пояснил, что на случай, если внешнего инвестора найти не удастся, Болгарии был предложен и вариант продолжения финансирования. Тогда Россия могла бы получить станцию почти в полную собственность, став владельцем до 80% акций «Белене», хотя София сохраняла бы опцион на выкуп контрольного пакета. Но Болгария решила сохранить существующую схему (51% акций АЭС остается у государственной Национальной электрической компании).
В строительстве АЭС схема BOO используется сравнительно редко, но она распространена в сооружении ТЭС, отмечает глава группы «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко. BOO выгодна для инвестора, поскольку снижает его риски, добавляет он. При этом такие компании, как «Росатом Оверсиз», часто регистрируются в странах с более благоприятным налоговым климатом, уточняет эксперт. Это, по его мнению, позволяет экономить на трансакционных издержках, решать проблемы, связанные с бюрократическими процедурами, а также упрощает привлечение менеджеров с международным опытом для управления проектами.
Сергей Кириенко, глава «Росатома» о BOO-проектах на встрече с президентом Дмитрием Медведевым в январе: «Сегодня большой интерес по ряду новых стран к такого типа контрактам. С учетом опыта Турции они готовы предлагать нам возможности не только строить АЭС по российским технологиям, но и быть совладельцами и владельцами таких атомных станций».
Boo проекты что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Росатом создает дочку для строительства АЭС по схеме BOO
Originally published at Профессионально об энергетике. Please leave any comments there.
«Росатом» создает компанию «Рос_Атом Оверсиз» для сооружения А.Э.С за рубежом. Она должна заняться проектами типа build-own-operate (BOO), при которых госкорпорация не только строит станцию, но также привлекает инвестиции и получает А.Э.С в собственность. Сейчас единственным BOO-проектом «Рос_Атома» остается А.Э.С «Аккую» в Турции, но госкорпорация хочет строить по этой схеме и другие станции. При этом роль «Атомстройэкспорта», строящего сейчас все отечественные А.Э.С за рубежом, снизится до обычного генподрядчика.
Как рассказал «Коммерсант» заместитель гендиректора «Рос_Атома» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров, уже в июне будет зарегистрирована новая компания «Рос_Атом Оверсиз» для реализации проектов госкорпорации за рубежом. По словам топ-менеджера, эта структура сможет выступать в роли заказчика, инвестора и собственника в проектах строительства А.Э.С, реализуемых по схеме build-own-operate, когда «Рос_Атом» не только строит станцию, но и привлекает финансирование и становится ее оператором. Кто возглавит «Рос_Атом Оверсиз», господин Комаров не уточнил.
Появление «Рос_Атом Оверсиз» должно привести к изменению сферы влияния ЗАО «Атомстройэкспорт» (АСЭ) — структуры «Рос_Атома», которая сейчас является генподрядчиком на всех проектах госкорпорации по строительству А.Э.С за рубежом, а также участвует в переговорах по новым проектам. Как пояснил «Коммерсант» источник в госкорпорации, АСЭ в любом случае останется генподрядчиком как по зарубежным EPC-контрактам, так и по BOO-проектам, но в схеме BOO будет играть лишь роль инжиниринговой компании. В зарубежных проектах «Рос_Атома» участвуют и другие его структуры. Например, контракты на поставку ядерного топлива для энергоблоков российского дизайна заключаются с производителем — ОАО Т.В.Э.Л.. Будет ли «Рос_Атом Оверсиз» выступать посредником и в этих контрактах, собеседники «Коммерсант» в госкорпорации не поясняют.
BOO пока является относительно редкой схемой при сооружении А.Э.С. Как правило, компании, владеющие атомными технологиями, выступают в роли проектанта и генподрядчика (EPC-контрактора). Инвестиции предоставляет страна, где строится станция, либо энергокомпания, которая затем и получает энергоблоки в собственность. Инжиниринговые компании также могут использовать поддержку государства в виде прямых экспортных кредитов либо займов госбанков (подобную поддержку получила, например, корейская KEPCO, строящая четыре атомных энергоблока в ОАЭ). «Рос_Атом» работает на подобных условиях почти по всем своим заказам, в частности, в Индии, Кнр и Иране.
Сходную схему «Рос_Атом» предлагал и для буксующего проекта болгарской А.Э.С «Белене», из которого в 2009 г. вышел основной инвестор — немецкая RWE. Россия была готова выдать Софии кредит на строительство А.Э.С, но болгарская сторона от этого отказалась. После этого, в феврале 2010 г., глава «Рос_Атома» Кириенко заявил, что Россия готова самостоятельно профинансировать проект, вложив в 2010-11 годах около €1,9 миллиард. Источник «Коммерсант», близкий к переговорам, пояснил, что на случай, если внешнего инвестора найти не удастся, Болгарии был предложен и вариант продолжения финансирования. Тогда Россия могла бы получить станцию почти в полную собственность, став владельцем до 80% акций «Белене», хотя София сохраняла бы опцион на выкуп контрольного пакета. Но Болгария решила сохранить существующую схему (51% акций А.Э.С остается у государственной Национальной электрической компании).
В строительстве А.Э.С схема BOO используется сравнительно редко, но она распространена в сооружении Т.Э.С, отмечает глава группы «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко. BOO выгодна для инвестора, поскольку снижает его риски, добавляет он. При этом такие компании, как «Рос_Атом Оверсиз», часто регистрируются в странах с более благоприятным налоговым климатом, уточняет эксперт. Это, по его мнению, позволяет экономить на трансакционных издержках, решать проблемы, связанные с бюрократическими процедурами, а также упрощает привлечение менеджеров с международным опытом для управления проектами.
Новые горизонты российской атомной политики
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Программный координатор РСМД, магистр МГИМО МИД России
Сегодня атомная энергия уже не является столь редким и недостижимым ресурсом, каким была в прошлом столетии. Все больше стран успешно реализуют собственные ядерные программы или строят планы по развитию своих атомных проектов. Особое значение в этом процессе имеет Российская Федерация, и в частности ее государственная компания «Росатом». В XXI в. Росатому удалось занять лидирующие позиции на международном рынке предоставления услуг по строительству атомных объектов. По состоянию на 2018 г. Росатом имеет соглашения о строительстве десятков атомных реакторов (в таких странах как Финляндия, Венгрия, КНР, Турция и др.), общая стоимость которых составляет около 130 млрд долл. Тем не менее строительство атомных электростанций продолжает оставаться крайне затратным предприятием, и далеко не каждое государство обладает финансовыми возможностями для осуществления таких масштабных проектов. Схема «Build, Own, Operate» («Строительство, владение, эксплуатация», «BOO») может стать ключом, открывающим доступ услугам России на ранее недоступные рынки. Основная идея модели «BOO» — перенесение большей части финансовой составляющей проекта на строительную компанию, которая в итоге получает право собственности на готовый объект. На сегодняшний день модель «BOO» в сфере строительства ядерных объектов была применена лишь единожды — к соглашению о строительстве атомной электростанции «Аккую» для Турецкой Республики.
Модель «BOO» является совершенно новым типом соглашения на рынке атомных услуг с огромным потенциалом для решения как политических, так и экономических задач России. Ответ на вопрос о том, получится ли реализовать этот потенциал, напрямую зависит от того, насколько грамотно российская сторона сможет рассчитать соотношение принимаемых на себя рисков и важность своих политических и экономических амбиций в каждом конкретном случае.
Сегодня атомная энергия уже не является столь редким и недостижимым ресурсом, каким была в прошлом столетии. Все больше стран успешно реализуют собственные ядерные программы или строят планы по развитию своих атомных проектов. Особое значение в этом процессе имеет Российская Федерация, и в частности ее государственная компания «Росатом». В XXI в. Росатому удалось занять лидирующие позиции на международном рынке предоставления услуг по строительству атомных объектов. По состоянию на 2018 г. Росатом имеет соглашения о строительстве десятков атомных реакторов (в таких странах как Финляндия, Венгрия, КНР, Турция и др.), общая стоимость которых составляет около 130 млрд долл. Тем не менее строительство атомных электростанций продолжает оставаться крайне затратным предприятием, и далеко не каждое государство обладает финансовыми возможностями для осуществления таких масштабных проектов. Схема «Build, Own, Operate» («Строительство, владение, эксплуатация», «BOO») может стать ключом, открывающим доступ услугам России на ранее недоступные рынки. Основная идея модели «BOO» — перенесение большей части финансовой составляющей проекта на строительную компанию, которая в итоге получает право собственности на готовый объект. На сегодняшний день модель «BOO» в сфере строительства ядерных объектов была применена лишь единожды — к соглашению о строительстве атомной электростанции «Аккую» для Турецкой Республики.
Специфика соглашения по строительству АЭС «Аккую»
В отношении строительства АЭС «Аккую» модель «BOO» была выбрана главным образом в связи с финансовыми трудностями, испытываемыми турецкой стороной. Власти Республики имеют амбиции в сфере атомной энергии (планы Турции по строительству новых атомных электростанций — самые масштабные на Ближнем Востоке), но располагают недостаточными для реализации таких проектов ресурсами. В результате в связи с проблемами финансирования, большая часть компаний, заинтересованных в реализации проекта, были вынуждены отказаться от заключения соглашения. Принимая во внимание сложное финансовое положение государства, российская сторона сделала Анкаре уникальное предложение, позволяющее перенести большую часть финансового вопроса на Российскую Федерацию, обеспечивая при этом взаимовыгодное сотрудничество. Подобная модель уже достаточно давно используется на мировом рынке в целях обеспечения государств крупными объектами инфраструктуры без существенных затрат с их стороны. Однако такая система впервые применяется к соглашению по строительству атомных объектов. Основная идея схемы «BOO» заключается в перенесении большей части расходов по строительству на компанию-строителя. Компания самостоятельно находит источники финансирования проекта и реализует его, в то время как обязанности заказчика по большей части сводятся к обеспечению условий, необходимых для работы строителя. По завершении строительных работ готовый объект остается в полной или частичной собственности компании-строителя со всеми вытекающими из этого правами, включая получение прибыли от эксплуатации. Таким образом модель обеспечивает некий симбиоз заказчика и строителя — государство без значительных финансовых затрат получает желаемый объект, расположенный на своей территории (дороги, железнодорожные полотна), а компания-строитель получает право собственности на объект и возможность извлекать из него прибыль. При этом обычно соглашения типа «BOO» заранее урегулируют вопросы получения прибыли от объекта, гарантируя тем самым окупаемость проекта.
Модель «BOO» является совершенно новым типом соглашения на рынке атомных услуг с огромным потенциалом для решения как политических, так и экономических задач России.
Соглашение о строительстве АЭС «Аккую» базируется на аналогичном принципе, но его атомная составляющая предопределяет некоторую специфику. Согласно Соглашению, заключенному правительствами Турецкой Республики и Российской Федерации, для совместного осуществления проекта российская сторона берет на себя обязательство по учреждению Проектной компании в форме акционерного общества, которое и должно стать единственным владельцем атомной электростанции, а также вырабатываемой на ней электроэнергии. При этом изначально держателем 100% акций Проектной компании напрямую или косвенно должны стать компании, уполномоченные российской стороной. С течением времени Россия должна получить возможность реализовывать принадлежащие ей акции, но в любое время существования Проектной компании она обязуется оставлять за собой контрольный пакет акций (т.е. не меньше 51%). При этом оставшиеся миноритарные акции могут отчуждаться исключительно при условии согласия Анкары, чтобы не подвергнуть опасности интересы Турции в областях национальной безопасности и экономики.
Турецкая сторона в свою очередь принимает на себя обязательства по созданию условий, необходимых для работы Проектной компании, а также соглашается покупать определенный объем производимой энергии по заранее фиксированной цене. Это, прежде всего, подразумевает безвозмездное выделение Проектной компании площадки для строительства АЭС с необходимой инфраструктурой и действующей лицензией. Кроме того, Турция должна обеспечить доступ на данную территорию работников, подрядчиков, агентов и прочих лиц, нуждающихся в таком доступе, от имени или с согласия Проектной компании, принимая во внимание соображения национальной безопасности Турции. Существенная часть обязательств со стороны Турции касается объемов покупки электроэнергии, которую планируется произвести на электростанции «Аккую». Эти положения гарантируют окупаемость проекта для Российской Стороны. Так, Турецкая сторона обязуется предпринять меры для того, чтобы турецкая энергетическая компания «ТЕТАШ» заключила с Проектной компанией соглашения о покупке электроэнергии. ТЕТАШ обязывается в течение 15-ти лет с момента начала коммерческой эксплуатации станции покупать 70% энергии, вырабатываемой Блоками 1 и 2, а также 30% электроэнергии, производимой Блоками 3 и 4. Средневзвешенная цена покупки устанавливается в 12,35 цента за кВт/ч. Весь остальной объем производимой энергии Проектная компания может реализовать на свободном энергетическом рынке самостоятельно или через поставщиков. По окончании срока действия соглашения о покупке электроэнергии (но не раньше, чем спустя 15 лет с момента ввода в эксплуатацию всех энергоблоков) АЭС будет предоставлять Турции 20% чистой прибыли Проектной компании. Точная цена за кВт/ч должна быть определена исходя из расходов, понесенных российской стороной, включая все капитальные затраты, предполагаемые текущие расходы, запланированные платежи в уплату долга и т.д. Таким образом, соглашение заключается в основном для того, чтобы в течение первых 15-ти лет эксплуатации атомной электростанции российская сторона могла бы возместить все капитальные расходы, понесенные Проектной компанией в связи с созданием и вводом в эксплуатацию атомной электростанции. Дальнейшее функционирование станции «Аккую» должно начать приносить Проектной компании прибыль. Тем не менее, в соответствии с положениями соглашения, цена кВт/ч не может превышать 15,33 цента США.
Уникальность схемы «BOO»
Таким образом, модель «BOO» создает уникальную систему в сфере строительства атомных объектов, позволяющую сторонам обойти ряд препятствий, характерных для столь масштабных проектов. Главной проблемой для заказчика, как правило, является финансовая сторона вопроса. Соглашение формата «BOO» позволяет не столько снизить стоимость проекта, сколько растянуть выплаты на длительное время, минимизируя при этом риски. В случае строительства АЭС «под ключ», заказчику требуется за относительно короткое время выплатить крупную сумму, что далеко не всегда доступно развивающимся экономикам мира. Система «BOO» предоставляет заказчику возможность постепенно «оплачивать» строительство проекта путем регулярного приобретения электроэнергии в течение длительного времени. Создается взаимовыгодная модель сотрудничества — развивающиеся экономики мира получают реальную возможность обеспечить себя атомной энергией, а российская атомная промышленность открывает новые рынки для своих услуг. К тому же, на сегодняшний день Россия является единственным государством, готовым строить атомные объекты по соглашению «BOO». Так, есть основания полагать, что на рынке стран с развивающейся экономикой Россия может стать абсолютным монополистом в сфере строительства атомных объектов. Такие страны как Нигерия, Гана и др. могут быть заинтересованы в строительстве АЭС по схеме «BOO».
Кроме того, для России схема «BOO» может представлять особый интерес в связи с теми политическими рычагами давления, которые она предоставляет. В отличие от классической модели строительства, предполагающей полную передачу АЭС в собственность страны-заказчика по окончании строительства, соглашение «BOO» сохраняет за компанией-строителем контрольный пакет акций, а, следовательно, и полный контроль над ее эксплуатацией. Строительство как таковое обычно занимает 7–10 лет, в то время как срок жизни атомной электростанции может достигать более 40-ка. Таким образом, страна-заказчик попадает в некоторую зависимость (как минимум экономическую) от владельца АЭС на длительное время, что мотивирует государство сохранять дружественные отношения со стороной, предоставляющей услуги строительства (в том случае, если заказ выполняет государственная компания). При этом такое влияние не ограничивается лишь той страной, для которой выполняется заказ по строительству атомной электростанции. Условия соглашения могут предусматривать разные объемы обязательной поставки электроэнергии, освобождая определенную часть для продажи другим импортерам, тем самым передавая государству-строителю возможность диверсифицировать экспорт вырабатываемой энергии, заключив контракты с другими странами региона. Так, за счет схемы «BOO» страна-строитель может воздействовать не только на страну-заказчика, но также и на другие государства региона, нуждающиеся в поставках дешевой электроэнергии.
Риски, связанные с использованием схемы «BOO»
Однако специфика модели «BOO» предопределяет ряд рисков, связанных с её использованием. Первым и наиболее очевидным вопросом является проблема финансирования. Строительство АЭС — крайне затратный проект, цена которого порой может достигать десятков миллиардов долларов (строительство станции «Аккую» оценивается в 20 млрд долл., и в процессе конструирования цена вполне может вырасти). Позволить себе такие объемы инвестиций не всегда может даже такая крупная государственная компания, как «Росатом», особенно в свете недавнего заявления о прекращении ее финансирования государством с 2020 г. Срок окупаемости такого проекта может занять несколько десятков лет, так что для заключения нескольких подобных соглашений потребуется поиск дополнительных источников финансирования, что не всегда просто осуществить. К тому же определенные опасения вызывает соотношение объемов риска, принимаемого на себя каждой из сторон. Так, строительство «под ключ» переносит большую часть рисков на страну-заказчика, обязанности компании-строителя сводятся главным образом к постройке и передаче функционирующей АЭС заказчику. По окончании строительства объекта все риски (террористические действия, стихийные бедствия, военные столкновения и т.д.) становятся проблемой заказчика, в собственности которого находится объект. При использовании модели «BOO» все эти риски переносятся на строительную компанию, так как именно она владеет и осуществляет эксплуатацию АЭС. Более того, если государство обладает рядом инструментов, способных оказать влияние на те или иные происшествия (дипломатия, изменение государственной политики), то строительная компания остается практически полностью обезоруженной перед лицом таких явлений как, например, война. Все это обязывает строительную компанию максимально аккуратно относиться к выбору страны заказчика, а также непосредственно места сооружения АЭС, т.к. негативные последствия выбора лягут преимущественно на компанию-строителя.
Подводя итог, стоит отметить, что модель «BOO» представляет собой весьма интересный тип соглашения по строительству ядерных объектов, открывающий возможность экспортировать ядерные услуги на те рынки, которые при иных обстоятельствах были бы закрыты для строительства атомных электростанций. Его использование дает государству возможность расширить сферу своего экономического влияния, поставив энергетически бедные государства в некоторую зависимость от атомных объектов строителя. Тем не менее использование схемы «BOO» сопряжено с множеством рисков для строителя, порождающих массу вопросов относительно целесообразности заключения таких соглашений. Представляется, что невозможно оценить рентабельность таких проектов без привязки к конкретному государству, экономической атмосфере региона и роли последнего с точки зрения геополитики. Все же модель «BOO» является совершенно новым типом соглашения на рынке атомных услуг с огромным потенциалом для решения как политических, так и экономических задач России. Ответ на вопрос о том, получится ли реализовать этот потенциал, напрямую зависит от того, насколько грамотно российская сторона сможет рассчитать соотношение принимаемых на себя рисков и важность своих политических и экономических амбиций в каждом конкретном случае.