Bauhaus что это такое
Что такое Bauhaus или как родился дизайн
Staatliches Bauhaus — известно просто как Bauhaus — имя художественной школы в Германии. Школа приобрела известность благодаря созданию диалога между производством и художниками. Школа Bauhaus предлагала решения, не свойственные своему времени — сочетание функциональности продукта с внешним видом.
Баухаус — > Дизайн с умом
Стремительный рост экономики и производства в начале XX века привел к увеличению производства товаров народного потребления. Рынок бытовых предметов рос в геометрической прогрессии, но в мире в это время просто отсутствовало понятие продуктового дизайна, как технологии создания вещей не только функциональных, но и удобных в использовании и эстетически привлекательных.
Рождение дизайна. Bauhaus
В процессе перехода от ремесла к массовому производству в начале XX века внимание к внешнему виду изделий было минимальным, главной задачей производства было создание продуктов, удовлетворяющих только функциональным требованиям.
Основную идею и путь развития школы определил Вальтер Гропиус – основатель и первый директора школы: «Каждый предмет должен выполнять свои практические функции и быть удобным, доступным и красивым». Само понятие «дизайн» не существовало еще 100 лет назад, сочетание идей и философия школы Bauhaus стали толчком к формированию нового понятия, столь распространенного сегодня. Так родился дизайн.
Сначала была школа. Bauhaus
Bauhaus — в переводе с немецкого «строительство дома». Школа проработала с 1919 по 1933 год, сама школа стала известна как «Школа Строительства». На картинке справа изображен символ школы.
На сегодняшний день школа Баухауз— знаковое и престижное высшее учебное заведение Германии возобновившее свою работу с 2001 года. Обучение студентов продолжается следуя традициям строительства и художественного проектирования, заложенными основателями школы.
Баухауз — это легендарная школа, колыбель дизайна и образец для подражания. Название школы стало нарицательным именем культового немецкого дизайна, став мировым достоянием. Баухауз продолжает оказывать глубокое влияние на искусство и на мир вокруг: на современную архитектуру, дизайн, графический дизайн и типографию, дизайн интерьеров и промышленный дизайн.
Здесь можно подробнее ознакомиться с миром Bauhaus и объектами этого искусства в продуктовой среде и архитектуре.
Что такое Баухаус
Объясняем, как архитекторы школы Баухауc повлияли на современный мир, на примере пяти их проектов
Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На третьем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.
Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.
1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.
Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использованием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготовлена по индивидуальному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех комнатах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.
Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обставленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмотрены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе надеялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобождении от работы: ее выполняла кухарка.
3. Генеральный план Биробиджана (1933)
В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке современной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стремительной индустриализации строительство должно было быть быстрым и экономным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рассчитывали на помощь в разработке новых в социальном отношении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандартизированной застройки и создания инфраструктуры для поточно-конвейерного производства.
Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому революционные изменения, случившиеся в художественной и общественной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возможно только с помощью типового серийного производства, а любое массовое строительство требовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», созданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулированной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микрорайонах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счастливого будущего, объединяющего людей, пытался разработать универсальные, единственно верные правила новой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный город с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными социальными предписаниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.
Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квалификации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрократическая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуждены покинуть страну из-за жесткой реакции по отношению ко всем экспериментальным направлениям первого послереволюционного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспективный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.
4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)
Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за светлый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, традиционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появились внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.
5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения дизайна. Так рождался интернациональный стиль в своей классической, американизированной версии — благодаря эмигрировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает пространства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклянный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произведений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равномерно проникает дневной свет. Сложно придумать более антагонистичное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и уничтожение его массы.
Баухаусу — 100. Гид по самому функциональному направлению дизайна
В 1919 году в немецком Веймаре появился Баухаус. Школа определила новый подход в дизайне и архитектуре и подарила миру предметы, ставшие культовыми. Рассказываем о стиле и показываем его современные интерпретации.
Материал подготовила: Анастасия Чайковская
Как появился Баухаус
Баухаус как направление в архитектуре и дизайне появился вследствие тяжёлого экономического положения, в котором оказалась Европа после Первой мировой войны. Строительство домов из дорогих материалов стало нерентабельным, прежняя роскошь оказалась не по карману многим, мебель, которая изготовлялась на заказ, ушла в прошлое. Так появился запрос на «дизайн для народа»: удобные и дешёвые для производства вещи, которые смог бы купить человек со скромными трудовыми доходами.
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Интерьер в стиле Баухаус
Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Предметы интерьера в стиле Баухаус
Мебель в стиле Баухаус иллюстрирует принцип: на стуле можно не только сидеть, но и узнать историю про время, когда его создали. В 1930-х годах экономические условия сводили потребности к минимуму, и дизайнеры подчёркивали это простотой изобретений. Смотря на стулья и кресла в стиле Баухаус, вспоминаются слова архитектора Людвига Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше». И это действительно было так.
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Архитектура в стиле Баухаус
В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Фото: Instagram @neumannaleas
Фото: Instagram @neumannaleas
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Баухаус в наше время
В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.
Фото: Instagram @dwellmagazine
Фото: Instagram @dwellmagazine
Рассказываем про гаджеты для умного дома, которые упростят жизнь.
Камин или каминный портал — квинтэссенция уюта и абсолютный must-have холодного времени года. В квартире можно поставить электрокамин или как минимум обустроить каминный портал. А о том, как его красиво стилизовать, расскажем в статье.
Хозяева этой московской квартиры долгое время жили в загородном доме в Подмосковье. Вырастив детей, они решили пожить в свое удовольствие и переехали в центр столицы, где кипит насыщенная культурная жизнь. Дизайнер Ольга Долидзе создала для них уютный, обволакивающий интерьер для отдыха, сделав ставку на натуральные материалы и природные фактуры.
Дизайнер Наталья Вискова вдохнула новое дыхание и жизнь в загородный дом, расположенный в Малаховке. Бонус: после просмотра этого интерьера новогоднее настроение будет обеспечено.
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.
События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.