Astra space чем занимается
Обзор компании Astra Space
ОбзорAstra Space #ASTR
Отрасль: Aerospace & Defense
Компания разрабатывает малые спутниковые пусковые установки, способные быстро и дешево вывести груз до 100 кг на низкую околоземную орбиту. Компания вышла на биржу через SPAC Holicity в 2021 году.
Источники дохода компании
Сильные стороны
1️⃣ Главные преимущества Astra: мобильность, дешевизна. Ракета и вся инфраструктура, необходимая для запуска, способна уместиться в стандартных морских контейнерах. Кроме того, как уже показали полевые испытания, компания способна доставить всё необходимое для запуска ракеты в любую точку мира за 24 часа (контейнеры можно погрузить в C-130 и доставить куда угодно). Подобная оперативность открывает великолепные военные возможности, – например, при необходимости начать срочное наблюдение за определенной территорией.
2️⃣ Ещё одна вещь, которая выделяется при оценке игроков индустрии – это скорость прогресса. Компании потребовалось чуть больше 4 лет, чтобы разработать и запустить ракету в космос. SpaceX на это потребовалось 7 лет, Rocket Lab 12 лет, а Virgin Orbit 13 лет. Такая скорость говорит об отличной команде, о которой ещё будет упомянуто далее.
5️⃣ Помимо прочего, Astra стремится к значительному росту темпов запуска ракет. К концу этого года компания планирует выйти на возможность ежемесячного запуска. Это позволит компании выполнить до 15 запусков в 2022 году, а затем будет стремиться увеличить их до еженедельной базы (55) в 2023 году. К 2024 году Astra ожидает 165 запусков, а в 2025 году — почти ежедневно (300), т.е. компания будет производить по одной ракете в день.
6️⃣ Когда речь идет о стартапе, особенно с такими высокими требованиями к технической базе, первое, что хочется видеть – это сильную команду. В этом году к компании присоединился Pablo Gonzalez, который руководил разработкой всего оборудования и линий автоматизации на заводах Tesla в Калифорнии и Нью-йорке. На место главного инженера пришел Benjamin Lyon, бывший руководитель инженерии в Apple. Гендир — Chris Kemp, бывший директор по технологиям NASA. В целом команда объединяет выходцев из Tesla, Apple, IBM, NASA, Amazon. Также, у компании впечатляющий круг инвесторов: BlackRock, соучредитель Salesforce, Airbus Ventures и другие.
7️⃣ Финансы. Компания ожидает, что для запуска производства и выхода на прибыль потребуется
Риски
1️⃣ На данный момент, ракета Astra провалила все 3 испытания по причинам: пожар, отключение двигателя после отклонения от курса и технические проблемы из-за чего не удалось выйти на орбиту (линия Кармана была пройдена). Как утверждают в компании, 3 испытание показало, что осталось только донастроить ПО. Это придает уверенности тому, что следующий пуск будет полностью успешным.
2️⃣ Даже с учетом высокой технологической сложности стартапа у компании уже есть такие конкуренты как Rocket Lab, Virgin Orbit и другие. Ракета Electron компании Rocket Lab уже совершила около 100 доставок спутников и считается на данный момент лидером в своем сегменте. Но Astra выигрывает за счет именно гибкости своего предложения и цены.
3️⃣ Стремительное развитие производственного процесса, наверное, самая шаткая часть бизнес-модели компании. Но, с другой стороны, даже если ежедневный пуск ракет задержится на 2-3 года, то компания в любом случае будет идти к этой цели. Всё-таки для успеха предприятия в целом в первую очередь важен сам продукт(ракета).
Финансовые показатели
Другие цифры приводить бесполезно, пока не пойдет выручка.
Оценка инвестиционной привлекательности
Дать оценку компании, которая пока даже не имеет выручки, достаточно сложно. Но, полагаясь на финансовую модель самой компании, некоторое представление об оценке получить всё же можно. Сейчас форвардный показатель TEV/2025e EBITDA равен 3,7. Если базироваться на медианной оценке индустрии Aerospace & Defense, которая равна х11 TEV/EBITDA, то при достижении поставленных задач, по самым консервативным оценкам Astra может легко вырасти в 3 и более раза.
Сейчас компания маленькая и незаметная: за их запусками не следит большая аудитория, как в случае SpaceX, Virgin или Blue Origin. Вообще какая-либо информация о компании появилась около 2 лет назад, т.к. её участие в конкурсе DARPA потребовало раскрытия информации перед общественностью. Сейчас есть возможность купить компанию, пока её не заметил широкий рынок, и, если планы компании будут выполняться, то за этим будет следовать значительная положительная переоценка.
Итоги
27 июля открывается пусковое окно: в зависимости от погоды, в срок до 11 сентября компания предпримет попытку сделать первый коммерческий запуск. Если всё пройдет успешно, то компания может быть значительно переоценена рынком. Именно ставка на дешевизну и гибкость делают ракету Astra лучше других проектов. Цель Astra можно кратко описать так: организовать быструю и гибкую доставку груза в космос для своих клиентов. Такие возможности нужны не только телекоммуникационным компаниям, но и военным, что придает гибкости ещё и портфелю клиентов компании. С учетом всех описанных преимуществ, компании присваивается оценка «хорошо» с возможностью как понижения, так и повышения. Всё будет зависеть от успешности запусков в этом году.
Оценка присвоена, как стартапу, т.е. это не тоже самое, что аналогичная оценка для компании с многолетним устойчивым бизнесом. Стоит, также, заметить, что данная компания – это венчур, в который нельзя вкладывать больше 1% портфеля, поскольку несмотря на все положительные стороны, риски остаются достаточно высокими.
✅Общая оценка: 4/5
Не является инвестиционной рекомендацией
В погоню за Virgin Galactic: ни одного успешного запуска. Зачем в нее вкладывают
На торги СПБ Биржи добавлена Astra Space, оператор космических полетов. В стартап вложился целый пул именитых инвесторов: BlackRock, Airbus, директора и основатели Salesforce и Disney. Цель проекта — догнать и перегнать других независимых ракетостроителей, включая SpaceX и Virgin Galactic.
Предыстория
Astra Space выделена в компанию пять лет назад. До этого более 10 лет команда фирмы работала в различных проектах NASA и Пентагона. Первый пробный запуск собственной ракеты был совершен в 2018 г. — безуспешно. Второй тоже, но в этот раз аппарат сумел оторваться от площадки.
Третья попытка, уже на обновленной Rocket 3, состоялась в 2020 г. Ракета продержалась в воздухе еще на несколько секунд дольше. В следующем полете ракета немного недотянула до орбиты. Но запуск признали относительно успешным, и это позволило Astra Space выйти на биржу.
Взрывной рост акций
Размещение проходило по той же схеме, что у Virgin Galactic — через SPAC-компанию («пустышку» с запасом инвесторских денег на счетах). Сразу после анонса в начале февраля акции SPAC-партнера поднялись более чем на 100%.
Какие перспективы
Впереди у компании еще серия запусков. В активе остается две следующие модификации ракеты 4 и 5 поколений. Запас денег на испытания может не иссякнуть еще несколько лет. Подушка ликвидности в 25 раз превышает текущие обязательства.
Коротко
Astra Space — эталонный представитель старапов, где успех зависит от одного конкретного фактора: взлетит/не взлетит. Это удобно для инвесторов, готовых поставить деньги перед запуском или сразу после него. В отсутствие новостей о Virgin Galactic новая бумага может послужить очень похожим по смыслу спекулятивным инструментом.
В долгосрочном плане Astra Space тоже может быть интересна, например, как объект для слияния. Учитывая серьезный состав якорных инвесторов, у Astra Space не будет проблем с финансированием. Они дождутся того момента, когда ракеты начнут стабильно летать.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Прогнозы и комментарии. Начали отставать
Старт дня. Голубые фишки начинают день сдержанным ростом
Премаркет. Это все еще отскок
Сбербанк. Провалились в боковике 300–330
Нефть vs омикрон. Рынок переоценивает риски
Во имя святого кремния, или почему растут акции Intel
Какие акции в топе прогнозов на 2022 год
В разы быстрее рынка: какие фишки еще раз обгонят S&P 500
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Astra движется полным ходом после успешного орбитального запуска, рассчитывая испытать ракету 4.0 в следующем году
Ракетный стартап, ставший публичной компанией Astra Space, в понедельник утром взлетел высоко, цены на акции выросли на 42% с момента открытия рынка благодаря первому успешному орбитальному полету компании поздно вечером в субботу. Но теперь начинается настоящая работа, поскольку компания стремится начать коммерческие операции и выпустить новые версии ракет для летных испытаний в следующем году.
Ракета LV0007 (также называемая Rocket 3.3) стартовала с космодрома Pacific Spaceport Complex в Кодиаке, Аляска, и успешно доставила полезную нагрузку для Космических сил США в рамках программы космических испытаний ведомства. Это огромный успех для компании Astra, которая теперь присоединилась к очень небольшому клубу частных компаний, которым удалось достичь орбиты.
“Это действительно трудно, и все, что требуется, это одна вещь, которая может пойти не так”, – сказал генеральный директор Крис Кемп журналистам во время пресс-конференции в понедельник.
Компания Astra использует гибкий и итеративный подход к испытаниям, быстро создавая стартовые ракеты (которые имеют порядковый номер) и проводя испытательные полеты в относительно быстрой последовательности. В результате компания пережила свою долю неудач – включая последнее летное испытание LV0006, во время которого из-за аномалии двигателя ракета отклонилась в сторону, не достигнув высоты около 50 км. Но упорство принесло свои плоды.
“Многие из этих вещей очень трудно испытать, если только вы не находитесь в условиях полета”, – объяснил Кемп. “Мы сделали это в рекордном темпе благодаря итерационному подходу, и я не думаю, что мы смогли бы достичь этого в таком графике каким-либо другим способом”.
В преддверии запуска компания получила много полезных данных не из симуляторов полета, а из естественной среды: отрицательных температур в Кодиаке, штат Аляска, где у Astra есть стартовый комплекс, сказал в понедельник главный инженер Astra Бенджамин Лайон.
“Мы никогда раньше не работали при таких низких температурах”, – добавил Кемп.
Оба руководителя подтвердили, что следующая ракета 3.3, LV0008, близка к готовности к запуску, хотя они сказали, что более подробная информация о датах полета и о том, откуда она может взлететь, будет опубликована в какой-то момент в будущем. Но поскольку запуск LV0007 прошел так гладко, компания, скорее всего, не будет прилагать много усилий для внесения изменений в последующие версии 3.3, сказал Кемп. Вместо этого компания сосредоточит свое внимание на Rocket 4.0, новом варианте, который должен быть способен нести более тяжелую полезную нагрузку, чем 50-килограммовый Rocket 3.3. Компания начнет испытательные полеты Rocket 4.0 в следующем году.
В перспективе Astra планирует осуществлять ежедневные космические запуски с помощью своей небольшой ракетной системы. Достигнет ли она этой цели, пока неизвестно, но, по словам Кемпа, спрос на запуски со временем только растет.
“С момента выхода Astra на биржу […] почти дюжина компаний, которые я бы назвал космическими технологическими компаниями, вышли на биржу”, – сказал он. “Это дает им ресурсы для более активного развития или итеративного проектирования космических аппаратов и спутников. Я могу только представить, что спрос будет продолжать расти, как мы видели в последние пару лет, поэтому я думаю, что Astra действительно в состоянии доставить полезную нагрузку на точную орбиту по точному графику”.
Astra Space поставила рекорд достижения орбиты: 5 лет и 1 месяц
Калифорнийский стартап Astra Space впервые успешно запустил прототип своей ракеты на орбиту. Она доставила небольшую испытательную нагрузку для Космических сил США на высоту 500 км. Запуск состоялся через пять лет и один месяц после того, как Крис Кемп и Адам Лондон основали Astra в октябре 2016 года. Таким образом, стартап смог побить рекорд достижения орбиты.
Запуск ракеты Astra Space
Например, SpaceX для успешного запуска ракеты Falcon 1 потребовалось шесть лет и четыре месяца. Firefly, Virgin Orbit и Rocket Lab потребовалось семь или более лет, чтобы успешно достичь орбиты.
Astra решила тратить меньше времени на разработку своей ракеты и больше времени на ее испытания в реальных условиях. Первая попытка суборбитального запуска была завершена через два года после основания компании, и с тех пор Astra дорабатывала конструкцию своей ракеты. «Я думаю, что этот полет действительно подтверждает выбранный нами подход», — сказал Кемп. — «Благодаря итеративному подходу мы сделали это рекордными темпами».
У Astra серьезные планы, и она стремится стать чем-то большим, чем просто запускающая компания. Стартап намерен спроектировать более крупную ракету, собственный космический корабль, и даже обратился в Федеральную комиссию по связи с просьбой разрешить ему создать свое мегасозвездие спутников на низкой околоземной орбите.
На орбиту поднялся седьмой по счету прототип ракеты Astra, LV0007. Первые две модели предназначались строго для суборбитальных испытаний. Третья ракета была потеряна при пожаре на стартовой площадке. В сентябре 2020 года четвертая ракета упала после запуска примерно через 30 секунд из-за ошибки наведения. Во время следующей попытки в декабре 2020 года LV0005 достигла космоса, но у нее оказалось недостаточно топлива для достижения орбиты. Тем не менее, этот полет продемонстрировал отличные характеристики первой ступени, процесса разделения ступеней и зажигания второго двигателя ракеты. 28 августа 2021 года был запущен прототип LV0006. Но вскоре после запуска ракета начала двигаться по горизонтальной траектории, и через 148 секунд офицер по безопасности прекратил полет, так как она покинула свой коридор запуска. Один из пяти двигателей преждевременно выключился.
Во время подготовки прототипа LV0007 Astra столкнулась с новыми вызовами. Так, из-за морозов на стартовой площадке на острове Кадьяк на Аляске водопровод полностью замерз, и команде запуска пришлось переработать некоторые процедуры.
Теперь Astra, вероятно, будет проводить свои запуски с космодрома на мысе Канаверал.
Кемп утверждает, что у Astra уже согласовано более 50 контрактных запусков.
Из неизвестности в космос: что мы знаем о компании Astra Space?
Утро 18 января. Над пригородом Аламида в Калифорнии возвышается ракета 12-метровой длины. Её диаметр — чуть больше метра. Небольшая вооружившаяся металлическими гаечными ключами группа инженеров рано начала свою работу: ракета настроена и подключена к массиву бесконечных трубок и электроники. Она удерживается в вертикальном положении при помощи своеобразных чёрных металлических лесов. Нижняя часть ракеты сверкает алюминиевым блеском; остальная часть – белая, словно зубы голливудского актёра. В течение дня команда заправляла носитель различными газами и жидкостями, дабы подготовить клапаны, камеры сгорания и другие его части к решающему испытанию.
Вскоре после полуночи ракета была готова к прохождению небольшого испытания – холодной проливки. Этот тест необходим для проверки способности топливной системы справляться с потоками сжиженных газов. Команда заправила аппарат, провела необходимые измерения и проверку на утечки. А потом просто “опустошила” ракету, выпустив огромное количество жидкого азота в воздух.
Жидкий азот должен быть очень сильно охлаждён, чтобы оставаться в своём агрегатном состоянии. Поэтому при контакте с окружающим воздухом он буквально закипел, создав поднимающееся облако, которое простиралось почти на 200 метров.
При свете прожекторов команды этого необычного туманного монстра легко могли увидеть все, кто жил в домах на расстоянии около 600 метров. Однако, вскоре ракета была отправлена в свой новый, хоть и временный, дом – космодром на острове Кадьяк. Аляска.
Основатели компании Адам Лондон (справа) и Крис Кемп (слева) внутри камеры для испытаний ракетных двигателей
До момента публикации этого материала трёхгодовалый ракетный стартап Astra Space действовал тихо, изредка создавая описанные выше азотные облака. Основатели компании говорят, что хотят стать космическим аналогом логистического гиганта FedEx. Их цель состоит в создании небольших и дешёвых ракет (которые можно было бы производить серийно, что теоретически могло бы дать возможность отправлять их в космос ежедневно). И в запуске спутников на низкую околоземную орбиту при помощи этих ракет. По цене всего в миллион долларов. Если запланированный на 21 февраля запуск с космодрома Кадьяк состоится, то Astra станет наиболее молодым среди космических стартапов, сумевших совершить орбитальный полёт.
Но генеральный директор компании отмечает, что Astra Space сосредоточена не столько на ближайшем запуске, сколько на логистических особенностях создания большего числа ракет. “У нас очень широкий взгляд на то, как масштабировать наш бизнес”, – говорит он.
Быстрый рост в аэрокосмическом бизнесе – это большая редкость. Обычно всё работает совсем не так, как планировалось. Но правительство США сделало скорость ракетных запусков чем-то вроде приоритета. А Astra Space стала своего рода “любимчиком” Министерства обороны. Благодаря отделу исследований и разработок Пентагона при участии DARPA, Astra Space удалось стать одним из трёх финалистов в конкурсе под названием Launch Challenge. Условия: первая компания, которой удастся совершить два пуска подряд с разных площадок и разной полезной нагрузкой за срок в несколько недель, выигрывает 12 миллионов долларов.
И Astra Space – единственный финалист, который остался в деле! Virgin Orbit Ричарда Брэнсона, которая работает над собственной ракетой уже очень давно, снялась с конкурса по своим личным причинам. А компания Vector Launch объявила о банкротстве в декабре прошлого года. Это оставило Astra в соревновании с физикой и самой собой. Возможно именно по этой причине Кемп, обычно представляющий собой одетый в чёрное с ног до головы комок безудержной энергии, в нехарактерном для себя виде пытается скромничать относительно предстоящего запуска. Он отмечает:
Если следующий запуск станет успешным – это будет беспрецедентно. Однако хочу подчеркнуть, что этот старт является лишь одним из многих будущих.
Сотрудники заняты работой над первой ступенью ракеты
42-летний генеральный директор провёл в NASA почти пять лет. Но он не является учёным. Он присоединился к агентству в 2007-м году, когда был запущен ряд интернет-стартапов. В итоге Кемп стал техническим директором Nebula. Он руководил проектом программного обеспечения с открытым исходным кодом под названием Open Stack, который впоследствии превратился в центр обработки данных и облачных вычислений. Надеясь извлечь выгоду из этого проекта, Кемп покинул NASA в 2011-м году. Но оказалось, что его новая компания сильно отстаёт от конкурента, облачных сервисов Amazon. В итоге Nebula была частично приобретена Oracle в 2015-м. Крис не знал, чем заняться, и провёл ближайшие пару лет в поиске интересных идей. А потом столкнулся с Адамом Лондоном, соучредителем и техническим директором Astra Space.
Лондон – 46-летний ракетостроитель, имеющий докторскую степень аэрокосмического инженера Массачусетского технологического института. И талант к расчёту коэффициентов сопротивления и гравитационных потерь в уме. Он в течение 12 лет управлял небольшой ракетной компанией Ventions в Сан-Франциско. Горстка сотрудников Ventions сконцентрировалась на миниатюризации ракетных технологий в импровизированной лаборатории, работала по контрактам NASA и DARPA, а также занималась консалтингом. К 2016-му году у Адама созрело желание создать свою собственную ракету. Но ему требовалось гораздо больше капитала. Кемп со своим умением убеждать инвесторов – как раз то, чего не хватало. Поэтому после множества разговоров и бесед, они решили объединить свои силы.
Остальная команда Astra Space состоит из 150 человек. В их числе есть несколько ветеранов аэрокосмической промышленности (в основном, из SpaceX) – Крис Томпсон (один из членов команды основателей SpaceX), Мэтт Леман (работал над двигателями), Роджер Карлсон (работал над Dragon) и Брайсон Джентиле (участвовал в разработке Falcon 9). Есть также небольшой контингент людей, пришедших из “гаражной” разработки. Или вообще других областей техники. Основная часть работ по сборке двигателей была сделана Беном Фаррантом, бывшим двигателистом военно-морского флота, который провел большую часть своей карьеры в мире тюнинга автомобилей для автогонок. Лес Мартин изучал электронику в морской пехоте. Он занимается тестированием и запуском инфраструктуры; на его счету строительство испытательных стендов для SpaceX, Virgin Galactic и Firefly Aerospace. Вот что он говорит:
Разработка ракет не была моей заботой во время работы в той или иной компании. Но дух стартапов таков, что ты невольно и довольно быстро втягиваешься практически в каждый аспект дела.
Astra удалось привлечь более 100 миллионов долларов инвестиций. В компанию вложились Acme, Advance, Airbus Ventures, Canaan Partners, Innovation Endeavors и сооснователь Salesforce Марк Бениофф. В последние годы огромное количество финансовых средств было вложено в молодые компании вроде Astra — в те, которые стараются избегать прямой конкуренции со SpaceX Илона Маска или другими крупными производителями ракет.
Большая часть рынка принадлежит производителям ракет, которые (обычно) не чаще раза в месяц могут доставлять на орбиту тонны полезной нагрузки по цене от 60 до 300 миллионов долларов. В Astra утверждают, что ежедневные запуски грузов поменьше (порядка 200 килограмм) будут удовлетворять потребности большого количества появившихся в последнее время спутниковых компаний: Planet, Spire Global или Swarm Technologies.
Обычные спутниковые группировки состоят из небольшого количества очень массивных аппаратов. Planet и её конкуренты решили избрать иной путь: они выводят десятки и сотни аппаратов размером с баскетбольный мяч на специфические орбиты. Для фотографирования, отслеживания и связи объектов на Земле. И всё это практически в реальном времени! На данный момент никто не может со стопроцентной уверенностью говорить, насколько большим и жизнеспособным может быть рынок малых ракет для отправки в космос таких вот спутников. Единственным на данный момент игроком на рынке является компания Rocket Lab. Она была основана Питером Беком в 2006-м году. В прошлом году компании удалось совершить 6 запусков; в этом году Rocket Lab планирует проводить старты ежемесячно. Такой успех оказывает серьёзное давление на компании вроде Astra Space и Virgin Orbit.
Ракетная фабрика располагается на территории в 23 тысячи кв. метров в городке Аламида
У Astra Space не было желания укладываться в нереалистичные сроки – это одна из причин того, почему компания работала скрытно. Большинство её работников имеет онлайн-резюме, в котором их работодатель указан как “Stealth Space Company”. У компании даже собственного веб-сайта не было (а теперь есть!). На бывшей военно-морской станции Аламида Astra приобрела ветхое здание, которое десятилетия назад использовалось для испытания реактивных двигателей в помещениях. Это помогало стартапу поддерживать режим секретности. На объекте имеются два тоннеля, которые направляют горячие отработанные газы через выхлопные трубы, а также толстые бетонные стены, способные поглощать энергию взрывов при неудачных испытаниях.
Такое помещение позволило компании провести тысячи огневых испытаний так, что её соседи и понятия не имели, что происходит. Наличие этого здания также означает, что Astra Space может проводить все необходимые проверки своих систем прямо на месте, без необходимости отправляться в Мохаве или Техас, как делают другие ракетостроители.
Кемп отмечает, что стоимость запуска ракеты Electron от Rocket Lab в 7,5 миллионов долларов – это слишком дорого, а сама ракета – чересчур сложна. Вместо создаваемых с помощью 3D-печати деталей и корпусов из углеродного волокна, как это делает Rocket Lab, Astra использует иные методы: простая сборка с применением алюминия и более простых в конструкции двигателей.
Помимо своего испытательного полигона, Astra создала собственную фабрику площадью 2,3 гектар. По словам Кемпа, с её помощью компании удастся производить сотни ракет в год.
Наша стратегия заключается в том, чтобы всегда концентрироваться на результате. Нет ничего святого. Мы можем осуществлять запуск спутников по цене в 2,5 миллиона долларов. Наша цель – продолжать снижать эту цену и повышать производительность всей системы.
Доказательством возможностей является запуск на орбиту. Первичные разработки ракетостроительных компаний, по большей части, приводят к провалу. Но Rocket Lab на данный момент работает практически безупречно. Бек (ракетостроитель-самоучка, кстати говоря) отмечает, что его перфекционизм – это ключевой момент.
Предыдущие два запуска Astra Space были неудачными: уменьшенные прототипы их нынешней ракеты упали недалеко от берега острова Кадьяк, устроив небольшое пиротехническое шоу.
Инженер использует грузоподъёмник, чтобы добраться до необходимых частей ракеты
Для того чтобы выиграть 12 миллионов долларов, Astra Space будет необходимо разместить выбранный DARPA спутник на правильной орбите. Затем агентство Пентагона выберет другую стартовую площадку – возможно, где-то в Калифорнии, Флориде или Вирджинии – и даст Astra несколько недель на то, чтобы собрать новую ракету для новой стартовой площадки. Подобное стало бы невероятным скачком в отрасли, где на подготовку к запуску стартовой площадки и полезной нагрузки требуется не менее полугода.
Адам Лондон более осторожен в этом вопросе, но всё же его взгляд оптимистичен:
Я ожидал (по крайней мере, надеялся), что к данному моменту мы уже достигнем орбиты. Несмотря на то, что всё оказалось чуть сложнее, чем мы предполагали, общее направление и вектор нашей деятельности вполне соответствует изначальному плану.
Несколько ракетных корпусов ожидают прохождения испытаний на фабрике в Аламида. Astra Space подписала около дюжины контрактов с коммерческими клиентами и надеется создать новую стартовую площадку на Маршалловых островах. Никаких запусков из Аламида, пока что, не планируется.