6п3с или el34 что лучше
Любителям теплого лампового звука 🙂
Ищу среди радиолюбителей конструкторов ламповых УНЧ (35-40 ватт)
это больше на guitarplayer.ru 😀
Совсем не зря. Просто у каждого хобби своя специфика.
И если на одном форуме есть интересующая Вас (и меня) информация,
то я буду пользоваться именно этим форумом, а не СКР, где, согласитесь,
в основе своей встречаются люди, работающие в эфире, а не на сцене 🙂
Вот Вы сначала определитесь для чего Вам нужен ламповый усилитель.
Вопрос именно в этом, а не отработанной схеме с указанной Вами мощности.
Вы, вероятно, просто не представляете себе помещение какой кубатуры могут озвучить Ваши даже 50 ватт.
У моего пацана 5 ватт усилок на половину мощности (просто не позволяю больше) с гитарой просто выносит
в комнате 18м и открытой дверью (каб 1х12 с Celestion G12T75)
В зале на 65м первого этажа (со вторым светом ) и высокими потолками
два усилка по 15 ватт басс и лид c Fane Pop 40 кабом + клавишные с 10ватт просто оглушают. И это без барабанов.
Ощущение на полной мощности как после стрельбы из Калашникова.
А Ваши 50-100 ламповых ватт можно спокойно слушать на уличном концерте.
Может я неправильно выразился.Ищу конструкторов собиравших унч на лампах для прослушивания муз. записей
для SERGEIMO Не мог предположить что серьезные люди на такую тему могут язвить и не понять суть вопроса
Как я понял Вам нужны 2 канала для стерео.
Для Вашей мощности однозначно надо строить двухтактный и подбирать
все 4 лампы оконечника.
Ну я не принципиальный в вопросе стерео, можно и два отдельных моно. А вот по поводу ламп вопрос более чем открытый.
Спасибо за ссылки, но там тоже не все данные есть, а некоторые элементы (я уже интересовался на нашем радиорынке раньше) очень дефицитны, но все же повод для размышлений я получил.
Тема: замена 6п3с
Опции темы
Я пользую 6L6GC JJ Electronic, для начала попробуйте 6П3С-Е, не дорого и не плохо,
много лучше 6П3С.
Я пользую 6L6GC JJ Electronic, для начала попробуйте 6П3С-Е, не дорого и не плохо,
много лучше 6П3С.
наобум, есть наобум. От фигни никто не застрахован. Металлические РСА, конечно самые-самые и они полностью заменяют 6п3с. А 6п3с-е не советую, она больше к гитарникам подходит.
Проверено, мнение верное. 6П3С-Е немного другая лампа, более надёжная, но с почти вдвое большим внутренним сопротивлением. Поэтому при замене перетыком усилитель работать будет, но тише и в более узкой частотной полосе.
было бы интересно послушать Г-807. Постараюсь отыскать где-нибудь. На данный момент 6п3с лучшая лампа, что мне доводилось слышать. Слышал же я их совсем немного, ибо совсем лишь недавно откололся от лагеря любителей транзисторного звука.
да не досуг разбираться кто там чей аналог, но есть стойкое мнение, что 6l6 относительно 6п3с еще более воздушна и прозрачна. Без жертв относительно музыкальности. Отсюда и желание послушать.
А мощности 6п3с мне в однотакте хватает. Не зал же концертный качать в самом деле.
Проверено, мнение верное. 6П3С-Е немного другая лампа, более надёжная, но с почти вдвое большим внутренним сопротивлением. Поэтому при замене перетыком усилитель работать будет, но тише и в более узкой частотной полосе.
спасибо за совет, я слышал EL-34. Плотненько звучат, не так воздушно, как 6п3с.
наверно чтобы не сильно испугать клиента после транзистора )
А трансы такие, самые обычные.
причем один подмяли на колчаковских фронтах )
Важна не «контора» а конкретный тип.
Из продаваемых здесь неплохи Nichicon KX, RIFA PEH169.
Не очень понятно, на фото однотакт «достался мне по наследству» один усилитель,
а фото трансов другого усилителя.
это всего лишь вопрос эволюционирования. спрашивали же про трансы.
А что, триод не хочешь на выход поставить? Там вроде 3.5 кОм написано на картинке.
да это первый случай, обязательно попробую потом.
у меня сейчас такая какофония в голове с этой ветки, если честно.
от EL и до Г-807 )
Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп
Когда-то я думал, что лампы просты и делаются одинаково: если технология одинакова, то зачем делать лампы хуже, чем возможно? Но как оказалось, хоть и прошло много времени, а лампы выпускаются разные, и местами «недостаточно хорошие».
Несколько раз натыкался на одно и то же — при всем возможном выборе обязательно попадётся не та лампа и всё пойдёт наперекосяк. Чтобы уберечься от некоторых типичных неприятностей, можно просто почитать мою новую статью на Датагоре.
Вопросом подбора ламп приходится заниматься любому музыканту, серьёзно относящемуся к музыке. Ведь ламповый аппарат требует планового обслуживания, своевременной замены ламп.
В этом, на первый взгляд, простом действии скрыто много подводных камней. Неправильный выбор либо не даст желаемого эффекта, либо убьёт недешёвые лампы. В инструкциях к аппаратуре частенько не указывается, какие лампы должны стоять и каким требованиям отвечать.
Далее я попробую объяснить, что же нужно делать, какую лампу выбрать и как подобрать аналог.
Содержание / Contents
Многообразие ламп действительно огромное, каждый тип ламп со своей символикой, грейдами и индексами, и, не смотря на то, что определённые индексы предполагают строго определённую функцию лампы, каждый производитель понимает это по-своему.
Для начала давайте разберёмся с обозначением ламп и с тем, как и что называется.
Название радиоламп состоит из нескольких частей. В зависимости от страны производства, количество и смысловая нагрузка этих частей разная. Не вникая в подробности, будем делить их на 3 части: американская, советская и европейская. Да, у советского союза метод маркировки совпадает частично с американцами, частично с Европой. Связано это с тщательным копированием иностранной потребительской техники, дабы не затрачивать силу на разработку своей. Свои же силы тратились на военную технику.
Рассмотрим советскую маркировку:
Маркировка делится на 5 частей.
1 часть — число, указывает напряжение накала. В данном случае- 6.3 вольта (число 6).
2 часть — буква, указывает тип лампы, в данном случае двойной триод (буква Н).
3 часть — число, указывает модель конкретного типа лампы (число 2).
4 часть — буква или её отсутствие, указывает на вариант исполнения, в данном случае — стеклянный баллон пальчикового типа (буква П).
5 часть — грэйд, указывает на различные изменения в лучшую сторону от оригинальной модели, в данном случае — повышенная долговечность (буква Е) и повышенная механическая прочность (буква В)
Теперь рассмотрим европейскую маркировку:
И наконец, рассмотрим американскую маркировку:
Маркировка из 4 частей, отдельные маркировки весьма непонятные по причине нестабильности 4 части, но об этом по порядку.
1 часть — число, указывает на напряжение накала, в данном случае- 12.6 Вольт (число 12).
2 часть — буквы, указывают на тип лампы, в данном случае — вариант двойного триода с высоким усилением (буквы AX).
3 часть — число, обозначает модель данного типа лампы (число 7).
4 часть — чертовщина, это и грэйд, и производитель. Понимается 4 часть интуитивно.
Начнём с ламп предварительных каскадов.
↑ Лампы для преампов
За всю историю ламповой техники в роли ламп преампа побывало многое, столь многое, что сейчас уже всё и не упомнить. В то же время, в музыкальной технике последних 20-30 лет их ассортимент довольно узок и специфичен, потому именно на них мы и заострим внимание. Сегодняшние наши гости: ECC83 или она же 12AX7, ECC81 или она же 12AT7, 12AU7, 12AY7, ECC88, а так же отечественные аналоги 6Н1П, 6Н2П и 6Н23П. Начнём с лёгонького, оставим мозголомку на сладкое.
↑ 12AT7 / ECC81
↑ 12AU7
↑ ECC88
↑ 12AX7
Наверное, нет другой такой лампы, которая при одном названии была бы столь разнообразна. Эти лампы выпускаются большим количеством заводов и по сей день, причём выпускаются по-разному, со своими замашками и параметрами. Именно эти лампы используются почти во всех гитарных и бас — гитарных ламповых усилителях, и именно с ними больше всего проблем при выборе.
Катодные повторители встречаются в многоламповых усилителях, чаще всего на последней лампе преампа, перед фазоинвертором. Если есть ламповая петля эффектов (как, к примеру, в Masa/Boogie или Soldano SLO), то можно быть почти уверенным, что там 2 лампы в катодном повторителе. Встречаются они и в ламповых преампах.
у советской лампы больше всего гейна. Плюс к этому, она дешевле. Есть повод задуматься?
↑ Выходные лампы
Рассмотрим наиболее распространённые лампы, а именно EL84 и их аналог 6П14П, 6V6 и аналог 6П6С, 6L6 и аналог 6П3С, а оно же 5881 и KT66, и, наконец, EL34 и её вариант 6550.
Эти довольно распространённые лампы незаслуженно часто игнорируются музыкантами, как «недоросшие». Очень часто им приписываются различные низкокачественные свойства, вроде рыхлого звука, недостаточной массивности и детальности.
Надо думать, что это происходит из-за их небольшого размера — стандартный пальчиковый корпус не так внушает, как огромный баллон октальной лампы. Однако, несмотря на все нападки, это лампа с весьма характерным звуком, великолепно звучащая на клине или кранче.
Да, мощные искажения она передаёт с трудом, так же как и, перегружаясь, сама даёт очень странный звук. Но списывать в утиль её не следует, ибо в своём классе вряд ли можно найти что-то лучшее, что и доказывают старые усилители Laney.
При выборе этих ламп надо учесть следующее: этих ламп существует 2 основных типа вне зависимости от производителя: простая EL84 и лампа с грейдом M (military)- EL84M. Последняя лампа отличается тем, что может работать при гораздо более высоких напряжениях, позволяя получить с четвёрки этих ламп до 50 ватт (против 30 у EL84) и имеет более жёсткое, агрессивное звучание. Такой подход применяется, например, в упомянутых усилителях Laney. Разумеется, ставить вместо EL84M простую EL84 нельзя — лампа банально не выдержит нагрузки, что может привести к повреждению усилителя. А вот наоборот — можно!
У лампы EL84 (без грейда М!) есть советский аналог, 6П14П:
Вообще считается, что им является лампа 6П14П, но внимательно изучив характеристики можно заметить, что у некоторых существенные различия. Более близким аналогом является та же лампа, но с грейдом ЕВ: 6П14П-ЕВ. Лампы настолько аналогичны, что после замены одних на другие требуется только подстройка смещения, звучат они ну очень похоже.
Перед покупкой этих ламп стоит уточнить, какое напряжение действует в усилителе. Бывает и так, что в очень старых усилителях на высоких напряжениях трудились и обычные EL84, и новые, например JJ EL84 просто не выдерживают, о чем есть множество тем на форумах. Если возможности узнать напряжение нет, то лучше раскошелиться на более дорогую военную EL84M.
Не смотря на свой размер и мощность, сопоставимую с EL84, эта лампа, на удивление, оценивается, как «взрослая». На удивление потому, что эта лампа начала свою карьеру в усилителе для начинающих «Fender Tweed Champ». Хотя, можно и понять такое отношение, ведь эта лампа ведёт себя как большие собратья, с лёгкостью передавая все, что на неё подадут, будь то чистый звук или тяжёлый перегруз. Сама лампа так же перегружается хорошо, давая взрослый перегруз.
Думаю, не многие видели оригинальную 6V6, выполненную в металлическом баллоне. Вариант, применяемый в усилителях, имеет прямой стеклянный баллон и грейд GT — 6V6GT. Именно они используются в усилителях как по одной, так и по 2 штуки.
Советской промышленностью выпускался полный аналог этих ламп 6V6GT под маркировкой 6П6С.
Советские лампы в нормальных условиях абсолютно равноценны, имеют сходное звучание и аналогичные характеристики.
При подборе данных ламп для усилителя стоит учесть одну особенность — лампы ранних годов выпуска делались с большим запасом по рабочему напряжению, что нещадно эксплуатировалось в усилителях Fender. Современные версии 6V6GT, как и 6П6С не способны выдержать такого напряжения, потому очень быстро помирают. Перед выбором стоит уточнить у производителя или у мастера, насколько высокое напряжение в усилителе. Если выше, чем возможности лампы, то стоит сделать выбор в пользу более дорогих, но и более устойчивых 6V6EH
Будучи старшим братом 6V6, эта лампа имеет долгую историю, за время которой нашла своё место в различных областях аудио — от домашних систем до профессиональных усилителей.
Как и младший брат, лампа изначально выпускалась в металлических баллонах, но со временем преобразовалась в стеклянный, обретя маркировку 6L6GT. По сей день вариант со стеклянным баллоном используется в гитарных и Hi-End усилителях. Эту лампу многие копировали и дорабатывали, пока не выпустили более мощный вариант, названный EL34, не многим похожий на оригинал. Но были и копии 1 в 1:
Советский вариант, с маркировкой 6П3С:
Современный вариант с маркировкой 5881 (есть мнение, что это просто военная маркировка):
Современный вариант KT66:
Умощнённый вариант 6L6GC:
Стоит заметить тот факт, что оригинальная 6L6GT и советская 6П3С настолько похожи, что часто последнюю продают вместо оригинальной не только в России, но и на западе. Отличить их друг от друга довольно тяжело, а слабозаметную разницу в звучании можно списать на различия в производстве на разных заводах.
При выборе этих ламп для усилителя надо руководствоваться мощностью усилителя. Так рекомендуемый режим работы для оригинальной 6L6GT и её клонов позволяет получить не более 45-47 ватт. Если усилитель предполагается быть более мощным (о чем могут быть упоминания в руководстве или на панелях самого усилителя), то следует использовать более мощный и, соответственно, дорогой вариант 6L6GC. Невыполнение данного условия может привести к слишком быстрому износу ламп.
На этот раз это всё, что я хотел рассказать о лампах. Замечания об ошибках и полезные дополнения принимаются в комментариях.
Надеюсь, что моя статья поможет вашим лампам работать хорошо и долго.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
6п3с или el34 что лучше
1. Подскажите пожалуйста всевозможные варианты ламп для обычного перетыка вместо EL34. Очень хочется поиграть со звуком.
2. попутный вопрос, встречаются лампы с маркировкой EH и JJ, какие из них лучше, или понятие «лучше» здесь не уместно.
3. Кенотроны. 5ц3с, ВО-188 и 5U4G. Какие из этих видов лучше, да и в целом какие между ними различия.
4. расскажите пожалуйста, какие лампы считаются хорошими, вроде тугсоул и т.д., а какие плохими. Тоже очень интересно узнать эту информацию.
Заранее благодарен за помощь
прохожий Ветеран Откуда: Одесса Сообщений: 382 Репутация: 329 Thanks: 128 Поблагодарили: 392 за 167 сообщения |
Cap Morgan Ветеран Откуда: Киев Сообщений: 1 689 Репутация: 259 Thanks: 851 Поблагодарили: 2132 за 716 сообщения Можно. 6L6GC или 6П3С. Слегка упадет мощность, а звук станет |
Cap Morgan Ветеран Откуда: Киев Сообщений: 1 689 Репутация: 259 Thanks: 851 Поблагодарили: 2132 за 716 сообщения
|
igor1706 Мамонт-Альбинос Откуда: Харьков Сообщений: 1 433 Репутация: 327 Thanks: 2149 Поблагодарили: 2058 за 775 сообщения |
igor1706 Мамонт-Альбинос Откуда: Харьков Сообщений: 1 433 Репутация: 327 Thanks: 2149 Поблагодарили: 2058 за 775 сообщения
Одинаковая у них цоколевка
|
|
igor1706 Мамонт-Альбинос Откуда: Харьков Сообщений: 1 433 Репутация: 327 Thanks: 2149 Поблагодарили: 2058 за 775 сообщения |
|
Temik Ветеран Откуда: Коломна Сообщений: 65 Репутация: 7 Thanks: 53 Поблагодарили: 33 за 23 сообщения |
igor1706 Мамонт-Альбинос Откуда: Харьков Сообщений: 1 433 Репутация: 327 Thanks: 2149 Поблагодарили: 2058 за 775 сообщения
|
Temik Ветеран Откуда: Коломна Сообщений: 65 Репутация: 7 Thanks: 53 Поблагодарили: 33 за 23 сообщения
Для этих целей у многих усилителей предусмотрена |
Cap Morgan Ветеран Откуда: Киев Сообщений: 1 689 Репутация: 259 Thanks: 851 Поблагодарили: 2132 за 716 сообщения
|