3 что вы понимаете под термином немецкая народность
Немцы — сложный народ с разными названиями
Немцы или по немецки дойче, представляют основное население современной Германии. Далёкие предки немецкого народа в своё время создали основу для появления многих племён, что сегодня превратились в известные этносы. Но именно немцы унаследовали от них главные черты.
Немецкая история отражает богатую культуру и яркие события прошлого этого народа, хотя, как признаются сами представители этой нации, в ней есть страницы, о которых им хотелось бы не вспоминать. Но что же говорит наука о происхождении немцев? Настолько ли всё ясно с ним? И как предки современных немцев строили своё крепкое государство, заставляя считаться с ними соседей?
Происхождение названия
Когда речь заходит о любом народе, в первую очередь, интересно, отчего он так называется. В русском языке жителей Германии принято именовать немцами, но почему именно так? Языковеды открывают нам эту загадку. В праславянском наречии основа “нем-” использовалась для обозначения неясного, непонятного или, образно выражаясь, “немого”.
Она указывает на то, что наши предки не понимали немецкого языка и потому считали его носителей в некотором роде “немыми”, то есть — неспособными ясно выражаться и передать свои мысли. Есть и иная версия, согласно которой слово “немец” в славянских языках может относиться к кельтскому “немет”, как называли древние племена, что являлись соседями славян.
Фермерская пара с прялкой, 1925 год / © Немецкий фотограф Август Зандер
Предки немцев
Большинство историков в вопросе происхождения немецкого народа сходятся на одном: его предками являлись древнегерманские племена, к каким относились франки, саксы, бавары. Значительную роль в становлении их культуры сыграла романизация.
В 9 году до нашей эры будущий римский император Тиберий закрепился на окраинах немецких земель, осознавая, насколько важными являются занятые территории. Позднее историк Гай Веллей Патеркул писал об этом:
“Он (Тиберий) окончательно усмирил Германию, почти доведя её до состояния провинции, обложенной податью”.
Они только эти сведения показывают, насколько сильно было римское влияние на местные германские племена.
Семья германцев в 300-е годы н. э., историческая реконструкция
С наступлением нашей эры они смешались с кельтскими общинами, занимавшими юг современной Германии. В X веке появляется Тевтонское королевство, основой создания которого стал распад Франкского королевства. Именно эта пора в истории является первыми шагами немецкого народа построить собственное могущественное государство.
Уже через два столетия немцы, почувствовав собственную силу, начинают захватывать земли соседей. Первыми под их атаки попали поморяне и полабские славяне, после чего в их регионах происходит активное онемечивание.
Становление немецкого народа
Много веков Германия представляла феодально раздробленную страну. Отголоски этого можно заметить и в наше время, ведь в различных регионах сохранились свои название народностей — баварцы, швабы, саксонцы и т.д. Но если до XIX века о немцах можно говорить лишь как о формирующемся народе, то с указанного времени происходят решающие события в их становлении.
Именно тогда появляется сильное государство — Пруссия. В этот период культура нации переживает свой подъём, а индустриализация позволяет создать единое направление развития различных аспектов жизни народа.
Из-за ухода большей части населения в города стираются некоторые этнические различия, что были заметны во времена феодального строя. Теперь немцы представляли собой целостный народ, объединённый общими принципами и культурными особенностями.
Однако весь немецкий этнос нельзя было назвать однородным. Жители некоторых регионов, не принадлежащих Германской империи, считали себя этническими немцами, но сами немцы не признавали этого. Такая история произошла с балтийскими немцами, которых коренные народы Германии отказывались принимать как истинных дойче.
Баварцы в национальных костюмах
Драматические эпизоды истории
Первая мировая война и распад Австро-Венгрии стали знаковыми событиями в истории немцев. Тогда за пределами государства оказалось не менее 6 миллионов человек, причисляющих себя к немецкому этносу. Во многих государствах появились немецкие национальные меньшинства. В качестве своей поддержки их использовала нацистская Германия.
Под руководством Адольфа Гитлера проводилась агрессивная внешняя политика, и значительную помощь нередко оказывали именно те немецкие меньшинства, что оказались за пределами границ государства Германии.
Расселение немцев в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в 1925 году
Поражение Гитлера во Второй мировой войне стало новым испытанием для немецкого народа — в особенности тех, кто проживал на негерманских территориях. Тогда принудительному выселению подверглись более 12 миллионов немцев.
Если вы интересуетесь историей Германии, то наверняка встречали в литературе и кинематограф термины “рейхсдойче”, “фольксдойче”. Названия немецкого народа менялись с ходом времён.
Семья, фермеров, 1912 год / © Немецкий фотограф
До наших дней сохранилось понятие “дойчьстаммиген”, что используется к лицам немецкого происхождения. Они, как правило, уже не считаются этнически принадлежащими к этому народу, однако помнят свои корни (к примеру, американцы немецкого происхождения).
Статусными немцами было принято называть переселенцев. До 1945 года активно использовался термин “фольксдойче”, которым обозначали немцев, не имеющих соответствующего гражданства, а вот “рейхсдойче” в Германской империи назывались “чистые” немцы, проживавшие на территории своего государства.
Парадный марш: девушки-фольксдойче и солдаты вермахта
Как можно убедиться из истории немецкого народа, его становление происходило много веков, представляя собой сложный процесс. Немалую роль в формировании немцев как нации сыграли политические и культурные перемены, яркие события прошлого.
Представители немецкого народа нашего времени считают, что их история — не просто память о том, что было, а ещё и ценный урок, который преподала сама судьба. Очень хочется верить, что будущие поколения используют лишь лучшее наследие предков и не совершат былых ошибок.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ НАРОДНОСТИ
Формирование немецкой народности задерживалось экономической и политической раздробленностью средневековой Германии. Население Северной, Средией и Южной Германии отличалось своими этническими особенностями.
B XIIl в. в Германии начала распространяться готическая архитектура. Переход от романского стиля к готике осуществлялся в Германии значительно медленней, чем во Франции. Поэтому для этого времени характерно то, что многие сооружения построены в так называемом «переходном стиле». Как и для других стран Западной Европы для Германии этого времени характерно распространение типа большого двухбашенного кафедрального собора из тесаного камня. Примером может служить Кельнский собор, строительство которого началось в середине XIIl в. B северных областях Германии не было достаточного количества пригодного Для строительства камня. Поэтому здесь в употребление ноніел кирпич. Строительство церкви в Любеке ПОЛОЖИЛО начало «кирпичной готике».
Тамплиеры (храмовники): белый плащ с красным крестом. Орден основан в 1120 году Гуго Пайенским в Лк- коне (Палестина) для защиты паломников-христиан от гроба господня. Тамплиеры давали обет бороться с неверными. Ордеи пользовался дурной славой из-за проводившихся им во многих странах денежных и ростовщических операций; по настоянию короля Филиппа IV распущен папой в 1312 году.
Немецкий орден: белыйГплащ с черным крестом. Возник в 1198 году на основе монашеского братства при странноприимном доме для паломников, учрежденном немецкими купцами под Акконом (Палестина). Участвовал в войне с арабами, с XIII века действовал в Европе, будучи одной из организаций, осуществлявших с помощью жестокого прн- нуждеийя христианизацию пруссов. C 1226 года имел статут орденского государства, которое с 1237 года (после присоединения ордена меченосцев) охватывало также Лифлян- дию и Курляндию. Резиденцией великого магистра ордена с 1309 года был Мариенбург. B 1410 году орден потерпел поражение в битве при Грюивальде и с 1446 года находился в вассальной зависимости от Полыни.
Этнографические очерки. Германские народы
АВСТРИЙЦЫ
Этногенез
Австрийский народ сложился на основе смешения германских племен, баварцев, алеманнов, свевов, а также славян, родственных словенцам, которые ассимилировали автохтонное население кельтов и ретов.
После Второй мировой войны принято решение о пресечении всяких попыток создания единого немецко-австрийского государства, так как обычно это ведёт к всплеску пангерманских и крайне националистических настроений в стране. В связи с этим, после объявления нейтралитета Австрии в 1955 году, в конституциях этих государств добавлена статья о запрете аншлюса.
Разнообразны костюмы. Тирольцы носят короткие кожаные штаны, чулки и туфли, белую рубашку, жилет, куртку, шляпу с пером, иногда широкий пояс, заменяющий карманы. Женщины носят кофту, сборчатую юбку, корсаж, фартук, наплечные платки. Крестьянки Форарльберга носят очень короткую кофту, закрывающую плечи и верхнюю часть груди, юбку с высоким поясом и множеством складок.
В XIX веке у австрийцев достигли большого расцвета разные ремесла и виды прикладного искусства: обработка дерева и металла, плетение, ткачество, керамика, роспись по стеклу, вышивка, плетение кружев.
Народным танцем являются австрийские разновидности вальса: венский, тирольский, штирийский. Вальс получил широкую популярность и использовался в классической музыке, особенно у Делиба, Гуно и Чайковского.
Крупнейшие музеи: Собрание Академии изобразительных искусств в Вене (осн. в 1822), Австрийская галерея и художественно-исторический музей (осн. в 1891), Альбертина (графика, осн. в 1776), исторический музей города Вены (осн. в 1798).
Развитие философии в Австрии связано с развитием немецкой философии, но для Австрии был чужд дух отвлеченных спекулятивных построений, характерных для немцев. Здесь преобладала тенденция к конкретным предметным исследованиям. Всемирно известны австрийские философы Э.Мах, З.Фрейд.
С XIV века в Австрии сказывается итальянское влияние, развивается культура ренессанса. В XV-XVI веках зарождается народная комедия (также под влиянием Италии). В XVII веке появляется жанр школьной драмы, в XVIII веке господствуют идеи Просвещения и сентиментализма.
В живописи в самый ранний период сказалось влияние Византии. Из художников более позднего времени известны Ф. Вальдмюллер, изображавший сельский быт и ландшафты, и М. фон Швинд.
Первоначально территорию Нидерландов населяли кельты, затем здесь появились германские племена фризов и батавов. До V века н. э. длилась римская колонизация, параллельно в III-IV вв. н. э. здесь проходили франки.
Иеронимус Босх (1454-1516);
Питер Брейгель Старший (1520(30)-1569);
Хуго ван дер Гус (1435(40)-1482),
Лукас ван Лейден (1489(94)-1533);
Рогир ван дер Вейден (1400-1464).
В XVII в. возникла голландская школа (наряду с фламандской). Кроме пейзажа и портрета особой популярностью пользовался бытовой жанр. В целом для голландцев типичен реализм. Любовь к материальной жизни дала развитие жанру натюрморта. Наиболее известные художники: Рембрандт. aвтопортрет, 1640 г.
МАНСИ.
Происхождение и история
Литература:
* Справочник личных имен народов РСФСР, М.: Рус. яз., 1989(стр. 305).
* Энциклопедия ‘Народы и религии мира’, М.-1998.
* Роман Подольный. Пути народов, М., ‘Детская литература’, 1975.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ
K началу XVlII века немецкая нация еще ие сложилась. Княжеское мелкодержавие, политическая раздробленность тормозили развитие экономических связей между отдельными районами. Практически во вс.ех княжествах Германии чувствовалось стремление к созданию единого национального рынка.
Довольно ярко отразились замедленные темпы складывания немецкой нации в особенностях развития немецкого языка п немецкой литературы конца XVlI и начала XVIII веков.
Первый перевод Библии на немецкий язык был осуществлен еще в XVI веке Мартином Лютером. Лютер положил в основу своего перевода восточио-средне-немецкий диалект. Однако диалектов в Германии ХѴІІ — ХѴІІІ вв. существовало огромное множество.
B стране все больше ощущалась потребность в создании общенационального литературного немецкого языка. Об этом свидетельствовали различные словари и грамматики немецкого языка и его диалектов, а также специальные филологические журналы, издававшиеся в XVII и в начале XVIII века.
Ho политическая и экономическая раздробленность отчетливо проецировалась на немецкую литературу, которая еще долго сохраняла как в своем языке, так и в своей идейнотематической направленности ярко выраженные провинциальные особенности и локальную ограниченность.
Каким-то подобием «национального» языка являлась мертвая латынь. Даже в XVlII веке литературные произведения па латинском языке не были редкостыо. Ученые журналы, ученая переписка, лекции в университетах также использовали латынь. Исключительно на латинском языке выходили труды по естествознанию, философии и праву.
Bce это было бы неплохо, если бы во Франции и Англии в это время ученые почти всех отраслей знания уже не пользовались бы своими национальными языками.
Германская «верхушка» предпочитала латыни и родному немецкому языку французский язык. «Здесь все говорят только по-французски, немецкий язык можно услышать лишь в казарме. », пис.ал в 1750 году Вольтер, отдыхавший в то время в Потсдамской резиденции Фридриха II. Сам Фридрих Il был большим поклонником французского языка.
Формирование немецкой народности
Немецкая народность и немецкий язык сформировались в эпоху раннего средневековья, в 5–11 вв., из близкородственных западногерманских племен (франки, алеманны, бавары, хатты, тюринги, саксов) и их племенных языков. На начальном этапе становления немецкой народности и его языка ведущая роль принадлежала франкам. Объединившись в мощный племенной союз под предводительством салического короля Хлодвига из рода Меровингов, они захватили территории других германских племен, а также бывшую римскую провинцию Галлию (современная Франция) и основали в 486 году могущественную империю франков, в которую входили территории восточнее Рейна, населенные германскими племенами, и завоеванная Галлия, расположенная западнее Рейна. Таким образом Франки выступили объединителями западногерманских племен. В 496 году Хлодвиг и франкское дворянство приняли христианство.
Деятельность Карла была направлена на укрепление государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха «Каролингского Возрождения». При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей. И все-таки империя франков оставалась многоязыковым, этнически пестрым государством со слабой централизованной властью. На территориях восточнее Рейна население говорило на германских племенных диалектах, западнее Рейна на ретороманских. Эти языки были до 8 века бесписьменными, служили только средством устного общения; письменным, государственным языком франкского государства была латынь.
Вторым важным шагом в формировании немецкой народности и его языка было образование восточнофранкской империи, в которую вошли земли восточнее Рейна. Империя франков была при внуках Карла Великого поделена по Верденскому договору (843г.) на три королевства. Этому предшествовал договор (842г.) между Карлом Лысым и Людвигом Немецким о союзе против их брата Лотаря, известный как «Страсбургские клятвы». Этот договор был составлен на двух языках – древневерхненемецком и старофранцузском, что соответствовало объединению населения по более близким языковым связям внутри государства Каролингов.
Происхождение слова „deutsch“
Впервые это слово встречается в латинском тексте 786 г. в латинизированной форме «theodiscus» (от гот. Þiuda; двн.diot–народ) и обозначало народный язык в отличие от официального письменного языка франкского государства – латыни. Франки западных областей Франкского государства, ассимилировавшись с местным галло-римским населением и переняв его язык, дали этому языку, формировавшемуся на основе средневековой латыни, название frencisс, производное от своего племенного названия franci. Но еще до того, как родной язык был утрачен, франки стали называть его diutisc «народный». В 9 в. существовали два обозначения для двух языков: theodisc для языка Восточнофранкского государства и walhisc (романский) для языка западных франков. С конца 11 в. (1090 г.) слово diutisc стали употреблять применительно к прирейнским франкам и к соседним родственным племенам и к их стране уже в значении «немцы», «государство немцев» и их язык: diutischin sprechin, diutischin liute in diutischemi lande. Так слово diutisc (deutsch) стало самоназванием немецкого народа. Закрепление его в этой функции свидетельствует о завершившемся к этому времени этапе образования немецкой народности в политических границах бывшего Восточнофранкского государства.
Таким образом, условно можно утверждать, что к середине 11 в. в основном сложилась немецкая народность и определилось структурное единство её языка в результате постепенного сближения бывших племенных диалектов франкского, алеманского и баварского ареалов. Цементирующую роль играли при этом процессы, происходившие в сфере письменного языка, обособлявшегося постепенно от специфики разговорно-бытовой речи в связи с выработкой системы признаков наддиалектного типа языка новой формации.