3 9 царство что обозначает
Значение словосочетания «тридевятое царство»
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчинённую одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля — территория, подчинённая князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.
Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес). В качестве противопоставления предусматривалась «Иная», чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство… Изначально это были степи, пустыни, а также часто леса и непроходимые болота и другие сказочные препятствия (к примеру, реки с огнём) и тому подобные.
Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять — тридцать.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: общегражданский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
что значит тридевятое и тридесятое царство.
Кстати, “девяносто” до 1398 года порой писалось как “девятьдесятъ”. Вспомним также популярный сказочный адрес, по которому традиционно отправлялись на подвиги герои: тридевятое царство, тридесятое государство.
Однако окончательно эта система счисления прижилась в России вместе с реформами Петра I, пришедшими к нам из Европы.
http://www.nkj.ru/archive/articles/11814/
Выражение «Тридевятое Царство–Тридесятое Государство» очень часто встречается в русских народных сказках, как синоним выражения «очень далеко». Но это «далеко» имеется в виду так далеко, куда ты ещё не ходил и где ещё не был. Грубо говоря, это может быть соседняя деревня. Это далеко может распространяться на любое расстояние, но в пределах границ Руси.
Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять – тридцать.
Тридевятое Царство–Тридесятое Государство – это территория современной России, где царствует природа, это заповедные зоны нашего необъятного края, это то место, где проходит граница между настоящим окружающим нас, и русской сказкой, в которой оживают сказания о русской земле и тех, кто её населял/населяет.
http://tridevyatoe-ru.livejournal.com/
В ходе дешифровки космологии Христа, ответ нашли в шестилучевой звезде Иисуса или звезде Спасителя, Мессии, которую сегодня большинство знает, как символ иудаизма, щит Давидов, печать Соломонову (впрочем, это отдельная тема).
Тридевятое царство. Тридесятое государство
Сказки – это уникальное явление, своеобразное собрание народной мудрости, передающейся подрастающему поколению в аллегорической форме. Но помимо назидательного аспекта в них словно бы закодирована информация об окружающем мире, в котором героям приходится преодолевать немало преград. Например, Иван Царевич часто вынужден отправляться за Василисой Прекрасной «…в тридевятое царство, тридесятое государство». Так давайте выясним: существовало ли оно на самом деле и где находится?
Далекая страна
Истории про Марью Искусницу, Кощея Бессмертного, Ивана Дурака и Бабу Ягу учат детей не пасовать перед трудностями, бороться за свое счастье, поступать всегда по совести. Действие этих аллегорических повествований часто разворачивается в некой далекой, иной, волшебной стране, где могут происходить невиданные чудеса, а животные разговаривают человеческими голосами. Разумеется, сказочная география никак не является точной наукой, хотя иногда можно найти вполне конкретные описания природы загадочного тридевятого царства.
Согласно общепринятому представлению, сказочное число «тридевять» равно 27, ведь столько получается, если 3 умножить на 9. А «тридесять», соответственно, равно 30. То есть, в сказках речь идет об очень далекой стране, в которую можно попасть, если поочередно пересечь 30 государств, из которых 27 являются монархиями (царства), а какая форма правления в остальных 3 странах – неизвестно.
Верное направление герою всегда кто-то подсказывает: Баба-Яга, Серый Волк, волшебный клубок и т.п. Часто на пути к цели Ивану Царевичу (или Дураку) приходится преодолевать различные препятствия: непреодолимые чащи, пустыни, болота или огненные реки.
Всего месяц пути
Однако далеко не все исследователи считают, что тридевятое царство находится очень далеко от Руси, поскольку и там люди говорят на одном языке с героем сказки. Есть версия, что вышеупомянутые числа 27 и 30 обозначают длительность лунного и солнечного месяцев, именно столько времени якобы требуется на пешее путешествие до тридевятого царства.
Если учесть, что за день сказочный герой или богатырь способен преодолеть около 40 километров, то волшебная страна вполне могла оказаться соседним княжеством, ведь она находилась примерно в 1200 км от исходной точки. Например, расстояние от города Мурома до стольного Киева-града, если считать по прямой, равняется 957 км. Для богатыря Ильи Муромца такая дорога не составила большого труда.
Не имея никакой информации о том, как живут люди в соседнем княжестве, древние сказители, наделенные недюжинным воображением, могли придумывать волшебные или пугающие образы.
Мир мертвых
Наиболее мистическая версия наделяет тридевятое царство свойствами мира мертвых. Число «три» всегда считалось магическим, а уж умноженное на 9 или даже на 10, оно становится своеобразным пропуском на тот свет, где и возможны всякие чудеса.
В таком случае, Баба-Яга представляется кем-то вроде проводника в загробный мир. Она и сама частично относится к нему, не случайно у нее одна нога – костяная (то есть, мертвая). А избушка на курьих ножках – это ни что иное как портал в иное измерение, граница между мирами.
В пользу этой версии свидетельствует факт, что герой попадает в тридевятое царство после того как Баба-Яга уложила его спать, предварительно выпарив в баньке. То есть, она подготовила тело для перехода в загробный мир, обмыв как покойника.
На Луне
Существует и космогоническая версия природы тридевятого царства. Сторонники данной трактовки сказок исходят из того, что наши предки зашифровали в них оригинальные послания своим потомкам, содержащие удивительные знания о Вселенной и о Солнечной системе, в частности.
Дело в том, что искомая нами волшебная страна находится не на Земле, а «…за тридевять земель». Улавливаете разницу? А что если взять за основу диаметр нашей планеты? Поскольку Земля – это эллипсоид, то ее экваториальный диаметр равен 12 тысячам 756,2 км, а полярный немного меньше – 12 тысяч 713,6 км. Расстояние от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей к нам точке орбиты) составляет 356 тысяч 104 км, а в апогее (когда спутник нашей планеты дальше всего) – 405 тысяч 696 км.
Это удивительно, но 27 диаметров Земли (тридевять земель) – это и есть расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в перигее, а 30 диаметров Земли (тридесять земель) – это расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в апогее.
Данная версия объясняет, почему волшебная, сказочная страна находится то за тридевять, то за тридесять земель: планеты ведь бесконечно движутся по своим орбитам, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. И как ни странно, наши далекие предки могли знать об этом. Правда, источник их удивительной информированности об устройстве Солнечной системы неизвестен.
Гиперборея
Отдельные исследователи предпочитают искать тридевятое царство не в пространстве, а во времени. Они считают, что волшебная страна, известная нам из сказок, это та самая Гиперборея, которая канула в глубине веков.
Если судить по легендам древних греков, таинственное государство, расположенное на севере, вполне могло быть родиной наших предков. В своих «Центуриях» средневековый французский предсказатель Нострадамус не раз описывает исторические события, произошедшие в России, называя нашу страну Гиперборея.
Не исключено, что это древнее государство было уничтожено во времена ледникового периода. Например, русская народная сказка «Хрустальная гора» из сборника А.Н. Афанасьева описывает, как тридевятое царство было наполовину втянуто в неотвратимо надвигающуюся хрустальную гору. А герой спас свой народ и царевну (а как же без нее?), добыв волшебное семя. После зажжения сего магического предмета хрустальная гора, очень похожая на ледник, быстро растаяла.
Данная сказка, видимо, отражает надежды людей на предотвращение климатической катастрофы, которая возможно и погубила таинственную Гиперборею, а ее жители вероятно были вынуждены перебраться немного южнее.
Так много разных версий: от вполне логичных до мистических, от исторических до фантастических. Так где же находится тридевятое царство? Там, где герои преодолевают препятствия и находят свою любовь, а добро торжествует над злом. Только ли в сказке такое возможно? Вот в чем вопрос.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как действует наркоз и почему теряется сознание
Почти каждый человек хоть раз в жизни был подвержен анестезии. В основном, не считая действительно тяжёлых случаев, как работает наркоз и что происходит с организмом, человек примерно понимает, сидя в кресле стоматолога и ожидая действия «заморозки» на определённый участок полости рта.
В среднестатистическом сознании потенциального пациента как-то так работает и общий наркоз – просто вместо конкретной части тела, врачи «усыпляют» организм полностью.
Несмотря на кажущимся с первого раза весьма понятным, данный процесс таит в себе множество нюансов и определённых трудностей, являясь, в некотором роде, ещё одной операцией над телом человека. При этом механизмы действия наркоза, несмотря на общее понимание, остаются весьма индивидуальными.
Какие этапы наркоза существуют в современной медицине
Чтобы понять как работает наркоз и что происходит с организмом, было решено разделить «проваливание в небытиё» на ряд определённых стадий, позволяющих судить об успешности введёной дозы анестетика.Photo by Tim Cooper on Unsplash
Американский врач-анастезиолог Артур Гведел разработал в начале XX века систему определения этапов наркоза. Такой подход позволил рассчитать дозу и выявить особенности работы организма в моменты снижения мозговой активности. Данная методика того, как работает анестезия, остаётся стандартом и по сей день.
Классический разбор наркоза «по Гведелу» состоит из четырёх основных стадий, хирургическая составляющая которого поделена на четыре уровня:
Как анестезия стала работать на благо общества
Сегодня механизм применения наркоза отточен, практически до совершенства. Благодаря этому, ежедневно сотни тысяч людей получают своевременное операбельное лечение и возможность жить.Photo by Mehmet Turgut Kirkgoz on Unsplash
Первая операция с применением анестезии прошла в Бостоне в 1846 году. В стенах Массачусетской больницы пациент с опухолью за считанные секунды провалился в сон. Процедура прошла так, что в наше время про нее бы сказали: «Как по учебнику». В то время учебных материалов по работе с наркозом не было. Поэтому операция, являвшаяся историческим событием, прошла так, что по ней можно было эти материалы создать. По крайней мере, как работает общий наркоз запечатлел Роберт Хинкли в своей знаменитой картине «Первая операция под эфиром».
Анестезию начали широко применять. Миллионы жизней были спасены. Постепенно исследователи стали лучше понимать как работает наркоз и вместе с тем искали способы улучшить его эффективность. На рубеже XIX и XX веков, через 55 лет после первой операции под наркозом, немецкий фармаколог Ханс Хорст Мейер и британский биолог Чарльз Эрнест Овертон почти одновременно и независимо друг от друга пришли к выводу, что эффективность анестезии зависит от растворимости липидов.
Липиды или, по-простому, жиры составляют важную часть клеточных мембран — оболочек. Мембраны, регулируют «взаимоотношения» кирпичиков живых тканей с внешним миром и другими системами организма: впускают в клетку вещества, выпускают отходы и даже служат «воротами» для проникновения вирусов и бактерий. Но общий наркоз работает как бог сновидений, заставляя пациента, пусть и кратковременно, но терять сознание, что является своего рода проблемой. Как её решить? «Если качество анестезии зависит от липидного обмена, не поискать ли нам ответ на границах клеток?», — подумали ученые.
Анестезия работает как бог сна Морфей, заставляя человека помимо ожидания, ещё и достаточно тяжело приходить в себя после проведённой операции.Photo by Sharon McCutcheon on Unsplash
Почти сто лет ушло на поиск решения этой непростой задачки, пока в 1997 году в трудах Академии наук США не вышла статья профессора Лернера. В ней ученый описывал снотворный липид олеамид, который обнаружил, пока изучал биохимию сна. Механизм потери сознания Лернер связал с деятельностью найденного липида. Что же помешало исследователю дальше углубиться в тайны погружения в сон и провести параллель с тем как работает анестезия при воздействии на организм? Что, в принципе, в течение более 150 лет не давало ученым объяснить механизм потери сознания из-за анестезии?
Как учёные поняли что происходит под наркозом
Гениальные умы прошлого не имели под рукой микроскопов с разрешением меньше, чем длина волны видимого света. Именно такие нужны, чтобы разглядеть биологические кластеры, участвующие в сложных нейронных процессах. Открытие анестезии — тот самый случай, когда сначала создали и успешно применили, а потом поняли, как это работает. Учёные из Научно-исследовательского института Скриппса (Scripps Research) поделились своей версией механизма наркоза, ответственного за временное «отключение» пациента из окружающей реальности. Статья опубликована в трудах Национальной академии наук США (PNAS).
Чтобы понять как работает общий наркоз, авторы работы подготовили для клеток бассейн, наполненный хлороформом, и посмотрели, что произойдет. Воздействие анестезии привело к тому, что липидные кластеры на границах клеток сильно увеличились в размерах. «Разбухание» нарушило плотную «упаковку» кластеров, и они рассыпались на части, как шары в бильярде после первого удара. Среди «шаров» ученые обнаружили особый фермент — фосфолипазу. Фермент подсветили флуоресцентным веществом и отследили под микроскопом ее перемещение.
Для того чтобы механизмы действия наркоза на организм пациента прошли максимально эффективно и без особого вреда, перед проведением операций, врачи калибруют и подготавливают к работе наркозный аппарат.Wikimedia.org
Фосфолипаза возомнила себя тем самым первым «шаром», что разбил ее родной кластер, и отправилась на поиски собственной «жертвы». Исследователи того, как работает общая анестезия «в пробирке», заметили, что в качестве липидного кластера «для битья» фосфолипаза чаще всего выбирает тот, который содержит ионные каналы калия. Эти каналы высвобождают калий, приводящий к отключению нерва: так пропадает сигнал.
Вот он — механизм, который 175 лет оставался неизвестным науке! Оставалось лишь проверить, действительно ли он протекает в живых организмах. Естественно, людей к такому тестированию не допустили. Проверку того, как работает наркоз и что при этом происходит, решили доверить плодовым мушкам. Ученые искусственно снизили у них выработку фермента фосфолипазы — той самой, что любит разрушать чужие липидные кластеры. В результате, потребовалась двойная доза анестезии, чтобы усыпить крохотных любительниц подгнившей картофельной кожуры.
Авторы работы надеются, что их открытие поможет не только лучше понять что происходит под наркозом с организмом, но и повысить эффективность и безопасность проведения операций. Также, данное исследование сможет выявить новые подсказки в объяснении других сокровенных тайн мозга: как мы засыпаем, просыпаемся, что происходит при этом с клеточными мембранами, нейронами и самим мозгом.
За тридевять земель, в тридесятом царстве… О некоторых числах в древнерусской культуре
Тридевятое царство, за тридевять земель, тридесятое царство… Эти загадочные числительные в зачинах русских и восточнославянских сказок оживляют дальность путешествий и мест событий.
«Тридевятое/тридесятое царство/земля» в словарях тоже объясняется как нечто далекое. Числовое значение, стоящее за «тридевять» словари трактуют как «двадцать семь», а «тридесять» как «тридцать».
Примечание к таблице: под семантикой приводятся только смысловые значения из словарей, числовое значение приводится отдельно; в круглых скобках – уточнения и объяснения из словарей, в квадратных – наш комментарий.
семантика
«тридевята», «тридевять», «тридесять» – далеко (за тридевять земель, в тридесятом государстве); [указан также пример:] (она только за тридевятого жениха пойдет = ломлива)
числовое значение
«тридевята», «тридевять» – двадцать семь (в старинном счете девятами; кочевые народы наши поныне считают девятами – тогузами: виру или пеню, калым – окуп невесты, надел сына, число коней и овец, закалаемых на большой пир – туй – и пр.);
«тридесять» – три десятка
семантика «за тридевять земель», «за тридевять морей» – далеко
числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет девятками; у кочевых народов наших и поныне считают девятками – отсылка к Далю, см выше);
семантика «тридевятый», «тридесятый» – очень отдаленный; «тридевять» [за тридевять земель] – в отдаленной стране; очень далеко
числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет по девяткам);
«тридесять» = 30 (старинная форма)
семантика «тридевятый», «тридесятый» – очень далекий; «тридевять» (Уехал за тридевять земель) – в отдаленной стране, очень далеко
числовое значение
«тридевять» = 27 (старинный счет по девяткам);
«тридесять» = 30 (старинный счет)
семантика
«за тридевять земель» – очень далеко (жить, уехать, находиться и т. п.)
семантика
«за тридевять земель» – очень далеко (восточнославянское, из народных сказок)
числовое значение
«тридевять» – двадцать семь (от существовавшей ранее девятеричной системы счисления, счета на девятки; следы девятеричной системы счисления встречают и у других древних народов)
семантика «тридевятый (тридевятое царство, государство)», «тридесятый [аналогично]» – очень далекая страна, земля (в русских сказках)
«тридевять (за тридевять земель)» – очень далеко
семантика
«за тридевять земель» – очень далеко
числовое значение
«тридевять» = 27
семантика «тридевять» – очень далеко; «тридевятый» – очень отдаленный; далекий
числовое значение
«тридевять» = 27 (название числа 27 при счете девятками);
«тридесять» = 30 (устаревшее; от числительного тридцать; следующий за двадцать девятым при счете)
семантика «тридевятое царство», «за тридевять земель», «тридесятое царство» – далеко; в неведомой дали
числовое значение
«тридевять» = 27 (двадцать семь в старинном счете по девяткам); «тридесять» = 30 (тридцать в старинном счете по десяткам)
семантика «за тридевять земель» – очень далеко
числовое значение
«тридевять» = 27 (число тридевять относится к девятеричной системе счисления, существовавшей на Руси наряду с десятеричной системой, и означает «двадцать семь»; примеч.: ссылается на Историко-этимологический справочник, см. выше)
семантика
«за тридевять земель» – очень далеко
числовое значение
«тридевять» – двадцать семь
Словари более или менее едины в определениях. Наиболее обстоятельно поясняют ставший классическим «Словарь русской фразеологии» под редакцией Бириха, Мокиенко, Степановой (1998) и не менее авторитетный «Большой фразеологический словарь русского языка» под редакцией Телии (2006).
«Словарь русской фразеологии» отмечает:
– происхождение: «тридевять … представляет собой сложение двух числительных: три и девять; восходит к времени, когда на Руси наряду с десятичной системой исчисления существовала и девятеричная»
– употребление: «встречается в XVI в. в одной из грамот: тридевять кочетов, а также в старинном словаре XVIII в. Алексеева (1776). В XIX в. счет девятками ещё жил в народном сознании. Примеры употребления числительного тридевять можно найти в записях народных медицинских рецептов, в записях фольклора (напр., былин), в исторических романах XIX в. (А. А. Марлинского, И. И. Лажечникова). Употреблялось также порядковое числительное тридевятый (словарь В. И. Даля). Тридевять и тридевятий известны также украинскому языку (словарь Б. Гринченко, 1909).»
«Большой фразеологический словарь русского языка» ещё глубже раскрывает смысловое значение: «Подразумевается пространство, воспринимаемое говорящим как чужое, неизвестное, иногда – как потенциально опасное. Имеется в виду, что лицо или группа лиц направляется в крайне отдалённое и неосвоенное место или находится там или что в этом месте происходит какое-л. событие. (примеч.: автор статьи: И. В. Захаренко)».
Для ознакомления с самим тридесятым царством, наилучшим и более полным раскрытием смыслового пространства «тридевятья/тридесятья» рекомендуем обратиться к блестящей работе Проппа «Исторические корни волшебной сказки», а именно к её восьмой главе «За тридевять земель» и подглаве «Тридесятое царство в сказке». Нет возможности подробно рассмотреть в этой краткой заметке её содержание, да и не имеет смысла как-либо повторять уже выполненную замечательную работу.
На рассмотрении словарей можно было бы остановиться (как это делается в большинстве случаев), если бы при этом не осталась вне нашего внимания уникальная область древнерусской культуры, связанная со счетом и историей математики. До сих пор остается малоизвестным и, в общем, недооцененным факт числового значения тридевять как = 39.
Речь прежде всего об устном народном творчестве. Некоторые былины сохранили такие следы:
Добрыня и Маринка
…
Обернула-то Добрынюшку гнедым туром,
У ней было в поле тридевять туров,
Сбылси в поле тридесятый тур…
Вариант былины записан Гильфердингом (Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года, Т. 2. – 2-е изд. – СПб.: Тип.Император. Акад. наук, 1896 – [былина № 163 от И. Еремеева, дер. Кокорина /Кижи]). Здесь тридесять хотя и является также следующим значением после тридевяти, как и ранее, но уже следует увеличению счета лишь на единицу. К стаду колдуньи Маринки прибавился лишь один «новый» тур (заколдованный Добрыня), происходит переход не от 27 («тридевять» как «трижды девять») к 30 («тридесять» как «трижды десять»), а от 39 к 40.
Такое значение следовало бы подвергнуть сомнению, однако оно подкрепляется другими находками, сделанными этнографическими экспедициями Академии наук (данные подробно рассмотрены в статье С. П. Обнорского «Заметки по русским числительным» в сб. «Академику Н. Я. Марру», 1935) по Медынскому, Мещовскому уездам бывшей Калужской губернии, Новосильскому уезду Орловской губернии, Щигровскому уезду Курской губернии, Егорьевскому уезду Рязанской губернии, Мокшанскому уезду Пензенской губернии. Было зафиксировано название тридцати как «двадцать десять», за которым следует «тридцать один», а также название сорока как «тридцать десять», за которым следует «сорок один» и т. п.
В таком случае открывается ещё одно смысловое пространство: «тридесять» – это «тридцать десять» = 40, а «тридевять» – это, по-видимому, «три(дцать) девять».
Cо всей определенностью, а не случайной возможностью для предположения о таком значении, позволяют судить также историко-математические данные, в свою очередь подкрепляющие аргументы из устного народного творчества. Речь об исследованиях архаического древнерусского абака, по-видимому, бытовавшем не позднее XI в. (см. работы Б. Я. Виленчика «Новые доказательства существования русского архаического абака» в журн. «Советская археология», № 3, 1984, и Р. А. Симонова «Математическая мысль Древней Руси», 1977). В структуре архаического древнерусского абака заложено накопление в одном разряде до 10 единиц и лишь с приходом ещё одной происходит переход в новый разряд и отложение одной единицы на предыдущем (десять на абаке откладывается на одном уровне, а одиннадцать как одна костяшка на том же уровне и одна – на следующем). По этой причине его называют «безнулевым абаком»: меньший разряд не бывает пустым (способа откладывания на абаке нуля нет), он всегда заполнен. Такая же структура отражена и в фольклорных находках (устный счет из этнографических экспедиций, украинские песни и русские былины). Такие историко-математические исследования отталкиваются от свидетельств иностранцев-современников (Штаден XVI в., Олеарий XVII в. – обоим бросился в глаза инструментарий, непривычный для иностранца при подсчете, а именно, два типа косточек, сливовые и вишневые), от данных старинного учебника арифметики Накциановича (1759, Вильно) с дополнительной главой, заметно анахроничной, о «калькулаторной (примеч. то есть счетной) арифметике», от неопределенных ранее рисунков на полях старых рукописей (Радзивилловская летопись), а также меток на пряслице из Белоозера (XIII в.), кроме того, на материалах старейшего математического трактата древнерусского математика XII в. Кирика Новгородского «Учение им же ведати человеку числа всех лет», а также на материалах задачника по обучению счету на абаке, включенного в Русскую Правду. И довершает доказательство существования архаического абака археологическая находка 1985 г.: сливовые и вишневые косточки в мешочке в славянском захоронении 2-й пол. XI в., которые убедительно укладывались в картину счетного инструментария, как описанного иностранцами-современниками, так и реконструируемого по вышеописанным материалам.