25гдн 3 4 чем заменить
Тема: Чем из недорогого импорта заменить 25ГДН-3-4
Опции темы
Чем из недорогого импорта заменить 25ГДН-3-4 в 15АС-109?
Это нужно для модернизации или для ремонта?
Лучше заменить на родной (найти где-нибудь на базарах). Если вставить другой, пусть даже импорт, при несовпадении параметров результат может быть не очень. Да и новый импортный динамик чтоб не хуже 25-го был под 1000 р может стоить.
Причиной хрипа может быть подорванный поводок.
Нет там лопнул подвес и сам и повреждена радиобумага
w130 очень хорошая замена
можно иное и не искать
Цена правда получается такая, что ремонтировать именно 15АС-109 уже и не хочется.
Цена правда получается такая, что ремонтировать именно 15АС-109 уже и не хочется.
А они дорого продаются, дороже висатонов?
Тема: Замена 25ГДН-1 на 25ГДН-3, есть-ли смысл для низкой громкости?
Опции темы
Есть-ли смысл заменить 25ГДН-1 на более мощные 25ГДН-3?
(доступна на разбор АС Вега 15АС-408)
А что не устраивает? Лезть в любую аппаратуру стоит только в том случае, если что-то в ней не устраивает.
И 25гдн3-4 не мощнее 1-4. По теплу может быть, но по ходу они одинаковые, а именно линейный ход будет определять мощность, до тепловых значений они в данном случае не дорабатывают.
Подвижная система у 25ГДН-3 всё-же отличается, т.к. частота резонанса 55 Гц против 80 у 25ГДН-1.
Смущает эквивалентный объем 8 литров у 25ГДН-3 против 11 литров у 25ГДН-1.
Как поведёт себя 25ГДН-3 в 11-13 литровом корпусе?
Менять и слушать это понятно, но хотелось-бы разобраться и в физике замены, поэтому и обращаюсь за советом.
fv86, у Вас есть еще какие нибудь соображения по поводу этих АС, я имею в виду улучшение?
fv86, Раз резонансная ниже при меньшем Vas, значит тяжелее диффузор. Соответственно, ниже чувствительность. Я бы не стал менять. Лучше, раз не хватает НЧ, сделайте сабики на них.
Реальность отличается от паспорта в 99% случаев.
В принципе, динамики очень похожие, но 25ГДН-3 мне понравились больше. Может, просто те 25ГДН-1, с которыми сравнивал были не в лучшем состоянии. А по установочным размерам по-моему они вообще одинаковые.
Кстати, пользуясь новейшим прибором (переключателем) произвел субъективное сравнение непеределанной АС Корвет 10АС-248 (89г. с круглым фазоинвертором, как и 35АС-248) с некоторыми другими АС:
25гдн 3 4 чем заменить
Доработка НЧ динамика 25ГДН-3-4.
Этот динамик с малым Va s. Он равен 8литров, что уже само по себе неплохо, да еще и АЧХ 50-5000 Гц достаточно приемлемая, с F рез=55+/-10Гц. Вот только спад около 5000 Гц, да еще чувствительность маловата 84Дб. Итак, начнем….
Из опыта эксплуатации этих динамиков авторитетными людьми, характерной особенностью является продавливания мягкого, хрупкого колпачка вовнутрь – это первое. Второе – динамики редко когда держат полную мощность, чаще всего больше 15Вт они не держат. Ход динамика при большей мощности становиться на столько велик, что динамик катушкой начинает биться о магнит, что со временем сбивает отцентровку.
От сгнивших 25АС-027 остались никчемные динамики 20 ГДС-ХХ с которых было принято решение снять более плотный колпачок (он в диаметре несколько больше) и переставить на наш динамик. Эта операция описана во многих изданиях, я лишь ограничусь фотографиями. Что получилось – видно на последней фотографии.
1/ Ушел провал в районе 5000 Гц!
2/ АЧХ стала несколько шире в сторону верха порядка 5500- 6500 Гц.(Это заметно даже на слуху)
3/ Однако чуть-чуть увеличился вес диффузора, что неприятно при такой чувствительности.
Теперь о чувствительности:
От старых, горелых динамиков 25 ГДН-3-4 были сняты магниты и приклеены в «противофазе» с торца динамика 88-ым клеем. Это дало прибавку чувствительности более 2 Дб, а так же появилась магнитное экранирование! Так же опустила резонансную частоту. Согласитесь – неплохо!
Далее силиконовым герметиком заполнена канавка между магнитами и образовавшаяся дыра с торца магнита. А так же, отрезав часть рукава от резиновой хозяйственной перчатки, я его надел на вновь образовавшуюся магнитную систему.
В результате получился уже совершенно другой динамик с параметрами:
АЧХ 37-6500Гц, F рез=35Гц, Чувствительность не менее 86Дб. Vas динамика тоже увеличился, это надо так же учесть при вычислениях корпуса.
Динамик 25 гдн 3 4. Правильные фильтры АС
Проект выходного дня так сказать. Довольно долго у меня жила в одном из углов акустика от двухкассетного магнитофона Нота 220с-1. Руки чесались ее разобрать. И вот дочесались. Фото на старте.
В разобранном состоянии.
К моему удивлению в ней оказалась пара 25ГДН-3-4. На мой взгляд это единственный советский динамик в таком размере на котором можно что-то строить. Для примера фото совместно с 25ГДН-1-4.
Мощный магнит, своя собственная корзина, а не остатки от 15ГД-11, как следствие довольно приятный звук. АЧХ в корпусе.
К нему в пару будет играть китайский высокочатотник Tinly. Эффектная внешность и очень посредственные характеристики. Впрочем большинство бюджетных твиттеров недалеко уходят по параметрам. АЧХ на фото ниже.
Ниже 3кГц его пускать нельзя, орет гнусно. Плюс оба динамика имеют выброс на 5кГц. Очень тяжелое испытание. Но задача стояла лепить из того что есть. Режектор в фильтре немного скрасит картину. АЧХ акустической системы в итоге.
Импеданс опять же в финальном исполнении.
Фильтр на скорую руку.
И фото обновленной АС.
По звуку. По звуку мне понравились. Вполне себе самодостаточная акустика. Чуть-чуть басит, слегка цыкает, не утомляет. Что еще можно требовать от данного набора динамиков?
В конце привожу схем фильтра. Характер АЧХ примененного высокочастотного динамика позволяет предположить, что без изменения фильтра возможно применение динамика 10ГД-35. Возможно прийдется корректировать уровень ВЧ, а в целом должно заиграть.
Схема НЧ части фильтра.
Схема ВЧ части фильтра.
Финал действа, фанерирование и окраска передней панели.
Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных трехполосных АС. Но нередки случаи, когда для них просто нет места. Небольшие колонки, как правило, будут уже двухполосными. Требования к ним будут немного меньше, но звук всё равно должен быть хорошим. Вот такой вариант мы и обсудим.
Первыми массовыми малогабаритными, но качественными советскими колонками были 10МАС.
Акустика 10МАС-1 от Эстония-006-стерео
Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).
В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.
Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.
Акустические системы 15АС-109
Источник фото: vega-brz.ru
В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.
Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.
Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.
Доработка динамиков 25ГДН-3-4
Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.
Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.
Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.
Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.
Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.
Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.
Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.
Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.
Замена динамиков 10ГДВ2-16
Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.
Китайские твитеры Alphard TW-302
Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран.
Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.
Доработка корпуса 15АС-109
Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.
Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.
Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.
Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.
Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.
Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.
При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.
Правильные фильтры АС
По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.
И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.
Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.
Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).
Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.
Вот что получилось в LSP CAD
А вот результат измерений с микрофоном. Сравните.
Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.
А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…
Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.
Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.
Прослушивание обновлённых 15АС-109
Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»
В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.
Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.
Итого
Спасибо за внимание!
Читательское голосование
Статью одобрили 125 читателей.
Этот динамик с малым Va s. Он равен 8литров, что уже само по себе неплохо, да еще и АЧХ 50-5000 Гц достаточно приемлемая, с F рез=55+/-10Гц. Вот только спад около 5000 Гц, да еще чувствительность маловата 84Дб. Итак, начнем….
Из опыта эксплуатации этих динамиков авторитетными людьми, характерной особенностью является продавливания мягкого, хрупкого колпачка вовнутрь – это первое. Второе – динамики редко когда держат полную мощность, чаще всего больше 15Вт они не держат. Ход динамика при большей мощности становиться на столько велик, что динамик катушкой начинает биться о магнит, что со временем сбивает отцентровку.
От сгнивших 25АС-027 остались никчемные динамики 20 ГДС-ХХ с которых было принято решение снять более плотный колпачок (он в диаметре несколько больше) и переставить на наш динамик. Эта операция описана во многих изданиях, я лишь ограничусь фотографиями. Что получилось – видно на последней фотографии.
1/ Ушел провал в районе 5000 Гц!
2/ АЧХ стала несколько шире в сторону верха порядка 5500- 6500 Гц.(Это заметно даже на слуху)
3/ Однако чуть-чуть увеличился вес диффузора, что неприятно при такой чувствительности.
Теперь о чувствительности:
От старых, горелых динамиков 25 ГДН-3-4 были сняты магниты и приклеены в «противофазе» с торца динамика 88-ым клеем. Это дало прибавку чувствительности более 2 Дб, а так же появилась магнитное экранирование! Так же опустила резонансную частоту. Согласитесь – неплохо!
Далее силиконовым герметиком заполнена канавка между магнитами и образовавшаяся дыра с торца магнита. А так же, отрезав часть рукава от резиновой хозяйственной перчатки, я его надел на вновь образовавшуюся магнитную систему.
В результате получился уже совершенно другой динамик с параметрами:
АЧХ 37-6500Гц, F рез=35Гц, Чувствительность не менее 86Дб. Vas динамика тоже увеличился, это надо так же учесть при вычислениях корпуса.
Если при сборке возникнут проблемы или непонятки, то пишите
В качестве материала для пропеллера применил потолочную плитку (моющуюся), которая менее скрипучая. Опыт применения потолочной плитки уже был, когда делал небольшие колонки для кухни. Плитка хороша тем, что лёгкая, гибкая (эластичная).
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
С помощью металлической щётки дополнительно прокалывал пропеллер, для возможного пропуска воздуха. Также для устранения возможных призвуков между лопастями пропеллера проложена тонкая прокладка из флизелина, придающая мягкость звучания на НЧ и сводит шуршание лопастей пропеллера между собой к минимальному.
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
После настройки импеданса была снята и АЧХ НЧ динамика в Торнадо.
Импеданс – красная линия;
АЧХ в ближнем поле (у гофра динамика) – сиреневый цвет;
АЧХ порта – синий;
АЧХ с расстояния 50см – светло-синий.
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
Рис. 1. Низкочастотная головка динамическая 25ГДН-1-4 (10ГД-34): а – общий вид; б) – габариты и установочные размеры.
Частотная характеристика головки 25ГДН-1-4 имеет значительные неравномерности в области средних частот. Начиная с 1 кГц плавный подъем звукового давления, а свыше 4,5 кГц резкий спад (рис. 2). Фильтр акустических систем серии S-30 имеет частоту раздела 5 кГц, а 6АС-2 – 10 кГц. Вследствие этого имеем значительный провал в этой области частот, что, в свою очередь, заметно ухудшает качество звучания излучателя. Помимо этого пылезащитный колпачок не имеет необходимой жесткости, особенно полимерный металлизированный. При больших амплитудах колебаний подвижной системы слышимы щелчки и дребезг. Головка 6ГДВ-1-16 имеет частоту основного резонанса 4,5 кГц и работать на этой частоте и вблизи ее без искажений не может, как недостаток следует отметить присутствие некого сипения.
Рис. 2. АЧХ звукового давления головки динамической 25ГДН-1-4 (10ГД-34)
Рис. 3. Громкоговоритель с дополнительным диффузором.
Рис. 4. Высокочастотные пассивные рупоры (конусы) 10ГДШ-1-4.
Работы проводят в следующем порядке. Вначале отмачивают пылезащитный колпачок растворителем 646 или 647. Аккуратно извлекают его скальпелем (рис. 5, а). Желательно пользоваться не намагничиваемым инструментом. Неосторожным движением предмета из стали можно повредить элементы динамика! Вытирают ватным тампоном, смоченным в том же растворителе, диффузор от клея. Промазывают клеем «Момент» нижнюю часть рупора и верхнюю часть звуковой катушки. Просушивают 10-15 минут. Опять промазывают обе детали и сразу соединяют их, прижимая с определенным усилием (рис. 5, б).
Рис 5. Низкочастотная динамическая головка 25ГДН-1-4: а – извлечение пылезащитного колпачка; б – приклеивание рупора.
Рис. 6. Формирования рупора головки динамической 25ГДН-1-4: а – процесс срезания; б – измерение высоты стенки; в – вид на этапе завершения.
Такая доработка позволила расширить полосу частот, воспроизводимых головкой 25ГДН-1-4, до 10 кГц (!), и избавится от структурных призвуков пылезащитного колпачка. При прослушивании и сравнении головок доработанной с оригинальной установлено заметное расширение полосы воспроизведения верхних частот, что наблюдается на графике АЧХ звукового давления – рис. 7. Несмотря на погрешности измерений, искажения сигнала, вносимые усилителем, микрофоном, окружающей средой, можно сделать вывод, что желаемый результат достигнут.
Рис. 7. АЧХ звукового давления головки динамической 25ГДН-1-4 оборудованной дополнительным излучателем.
Головка динамическая 25ГДН-1-4 после такой доработки может использоваться в качестве низкочастотной, среднечастотной и широкополосной, как в компьютерных АС, так и автомобильных (легко монтируется в штатные места под акустику передних дверей большинства моделей автомобилей), малогабаритных сабвуферах и т. п.
Примечание. С целью устранения негативного влияния акустического короткого замыкания на итоги измерений, головку 25ГДН-1-4 помещают в бокс с открытой задней стенкой, снаружи и изнутри покрытого звукопоглощающим материалом. Динамик монтируют на переднюю панель снаружи. В противном случае воздух, резонирующий в отверстии под головку, будет вносить искажения. На графике АЧХ это проявляется в виде пиков и провалов.
1. Бурко В., Лямин П. Бытовые акустические системы: эксплуатация и ремонт. Справочное пособие. Минск, «Беларусь», 1996, с. 224.
2. Сапожков М. Акустика. Учебник для вузов. М., «Связь», 1978, с. 138.
3. Марченко В. Модернизация АС 35АС-012 (S-90). http://www..html
4. Марченко В. Микрофон измерительный. http://www..html
5. Афонин С. Создание акустических систем в домашних условиях. М., «Эксимо», 2008, с. 90-96.