2 way crossfirex что это

Перекрестный огонь. Обзор технологии CrossFire от ATI

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это 2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Принцип работы CrossFire

На бумаге ATI CrossFire смотрится даже лучше, чем NVIDIA SLI.

Если в системе SLI используются две одинаковые карты, то у CrossFire они разные. Для сборки такой системы, кроме стандартной графической карты Radeon X800 или X850 (в режиме slave ), потребуется CrossFire-версия X800 или X850 (в режиме master ). В отличие от SLI они не соединяются между собой мостиком — только мониторным кабелем.

Специальный контроллер на видеокарте попиксельно смешивает картинки, сгенерированные обычной и CrossFire-картой, после чего выводит изображение на дисплей. Сигналы от обычной карты передаются в цифровом виде по интерфейсу DVI через короткий кабель, поэтому потерь в качестве, теоретически, быть не должно.

Подобное разделение на простую и CrossFire-версию карт, на первый взгляд, можно расценить как недостаток по сравнению с SLI. Ведь в случае с решением NVIDIA вам не нужно думать, какую карту брать — обе одинаковые. С другой стороны, концепция ATI дает определенные преимущества.

Как мы уже говорили ранее, для SLI требуются две абсолютно идентичных карты. Даже карты одного производителя нельзя использовать вместе, если они различаются версиями BIOS (благо прошивку можно обновить).

Отличить CrossFire-версию карты можно разве что под микроскопом.

— Совместим со всеми играми под DirectX и OpenGL.

— Можно использовать разные видеокарты (от разных производителей, с разными частотами).

— CrossFire-версии карт работают со старыми моделями Radeon X800/X850.

— Больше режимов работы, чем у NVIDIA SLI.

— Поддерживает специальный режим улучшения качества изображения.

— Возможность работы с несколькими мониторами (до 5).

Основные преимущества ATI CrossFire
Таблица 1
С какими видеокартами работают Radeon CrossFire Edition
Radeon X800 CrossFire Edition 128 Мбайт ($249), 256 Мбайт ($299)Radeon X800
Radeon X800 Pro
Radeon X800 XL
Radeon X800 XT
Radeon X800 XT Platinum Edition
Radeon X850 CrossFire Edition 256 Мбайт ($549)Radeon X850 Pro
Radeon X850 XT
Radeon X850 XT Platinum Edition

Больше режимов работы, хороших и разных

Преимущества: совместим со всеми играми, обеспечивает оптимальное распределение нагрузки.

В режиме Scissor картинка делится на две части по горизонтали. Соответственно, одна карта вычисляет верхнюю часть, а вторая — нижнюю (как в случае SLI). Динамическая балансировка нагрузки позволяет равномерно нагрузить обе видеокарты. Такой режим является стандартным для приложений OpenGL.

Преимущества: работает с большинством игр.

Недостатки: обе карты просчитывают геометрию сцены.

Режим Alternate Frame Rendering (AFR) распределяет нагрузку следующим образом: одна карта просчитывает все четные кадры, а вторая — нечетные. Так формируется последовательность кадров, которые быстро сменяют друг друга.

Преимущества: карты оптимально распределяют нагрузку, AFR обеспечивает полное ускорение геометрии.

Недостатки: не работает в играх, где используется функция render-to-texture.

Преимущества: удвоение режима FSAA без потери скорости.

Недостатки: не дает повышения частоты кадров.

Radeon Xpress 200: чипсеты для AMD и Intel

Уже некоторое время ATI выпускает свои чипсеты, однако большого успеха на этом поприще компания до сих пор не добилась. Системные платы есть в продаже, они стоят недорого и обеспечивают достойную производительность, однако не слишком популярны среди пользователей. С чипсетом Radeon Xpress 200 CrossFire Edition компания надеется изменить ситуацию, нацелившись на энтузиастов и хардкорных геймеров.

На момент написания статьи карты CrossFire не добрались до прилавков, однако есть информация, что в режим двух карт можно переходить без перезагрузки (в отличие от SLI), кроме того, в CrossFire можно работать с несколькими мониторами (до 5 ).

Уже сейчас известно, что ASUS, DFI, Gigabyte, ECS, Sapphire, MSI и другие компании выпустят свои версии плат с поддержкой CrossFire.

ATI сразу выпустит Radeon Xpress 200 CrossFire Edition под AMD и Intel.

Заключение

Представив технологию CrossFire, ATI попыталась превзойти SLI, и надо сказать, на бумаге все выглядит очень хорошо. CrossFire позволяет выбрать разные аппаратные конфигурации, предлагает несколько режимов работы и специальный режим улучшения качества изображения SuperAA.

Если вы купите системную плату на базе Radeon Xpress 200, то сможете обновить вашу систему до CrossFire, приобретя вторую видеокарту. В этом плане SLI несколько отстает, так как требует, чтобы вторая карта была идентичной.

Единственное, в чем SLI опережает CrossFire, — это цена. Учитывая, что версии CrossFire Edition представляют собой полноценные Radeon X800 XT PE или Radeon X850 XT PE, обойдутся они недешево. К примеру, если вы уже купили относительно недорого Radeon X850 Pro (12 конвейеров), то вам придется выложить круглую сумму за Radeon X850 XT PE CrossFire (16 конвейеров). И это с учетом того, что вы не сможете воспользоваться преимуществом второй карты в полной мере — будет задействовано всего 12 конвейеров. Владельцам X800 XL придется легче, так как от старших собратьев они отличаются только частотами.

Дело осталось за малым — заполучить рабочие образцы и испытать их в деле!

Источник

CrossFireХ из двух GigaByte AMD Radeon R9 280

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Точных статистических данных у меня нет, но смею предположить, что очень мало у кого, в домашних игровых компьютерах, над выводом игровой картинки на экран монитора трудится тандем из двух видеокарт. Данной технологии уже около десяти лет, так, например, технология CrossFire от компании ATI была представлена в 2005 году.

Но как-то не очень успешно за это время технология продвинулась в массы. Например, на форуме нашего клуба, когда кто-то просит собрать ему сборку с двумя видеокартами, или с перспективой установки второй в будущем, его всячески отговаривают, и приводят массу аргументов.

Об аргументах чуть позже, в качестве выводов, а сейчас немного о своем опыте. Когда я несколько лет назад менял платформу, то приобрел материнскую плату с двумя PCI-Ex 8+8, надеясь собрать SLI из двух GTX 460, одна карта у меня уже была, а тесты в интернете говорили о хорошей масштабируемости у этого экземпляра. Но когда производительность одной карты перестала удовлетворять, вторую я просто не нашел в продаже, даже на вторичном рынке. И купил новую, топовую на тот момент карту HD 7970, и она все еще вполне успешно конкурирует с новинками. Поставить вторую такую же в пару возможность есть, и продаются они на вторичном рынке, но уже нет желания с ними заморачиваться. Но все же, благодаря спонсору клуба ДНС, компании AMD, у меня появилась возможность испытать возможности CrossFireХ.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Подключение.

За десяток лет технология уже отработана, поддерживается всем оборудованием без проблем. С подключением и сборкой нет ни каких сложностей. Подключаем видеокарты в соответствующие слоты.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Подключаем к ним питание.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Ставим мостик CrossFire.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Монитор подключаем к верхней карте.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Ну и все, включаем компьютер. После включения заходим в AMD Catalyst Control Center, вкладка Perfomance, и активируем технологию CrossFire. Если данной вкладки при первом включении не обнаружили, то просто перезагрузите компьютер, у меня так и было.

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

При запуске игры будет подключатся в работу вторая видеокарта, все остальное время она отключена и бездействует, у меня только вентиляторы на ней крутятся лениво.

Тестирование.

Мои модели видеокарт выбрасывают горячий воздух преимущественно на боковую стенку, у меня там стоит большой 200 мм вентилятор, работающий на выдув. Расстояние между видеокартами чуть более 2х см. этого вполне хватает для вентиляции.

Тестирование делал на одинаковых настройках качества, для сравнения с одиночной картой. Хотелось бы конечно сравнить эту пару R9 280 с одиночной R9 290Х. ведь по цене они будут сопоставимы, и очень хочется наедятся что и в производительности парочка не уступит, или даже обгонит флагман.

Условно и заочно я их попытался сравнить в тестовых пакетах, результаты тестов R9 290Х взял с обзора видеокарты Sapphire R9 290X TRI-X OC на страницах нашего клуба от автора Magus.

Синтетические тесты.

Данные тесты интересны тем, что позволяют сравнить между собой не только производительность отдельных видеокарт, но и производительность различных игровых сборок основанных, например, на разных процессорах и одинаковых видеокартах.

Вначале пакеты 3DMark. Все настройки по умолчанию.

3DMark – Fire Strike:

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

3DMark 11:

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Unigine Valley Benchmark 1.0

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Unigine Heaven Benchmark 4.0

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

В тестах все выглядит хорошо, двойного увеличения производительности мы конечно не видим, но в среднем процентов на 30-50 прирост производительности есть. И парочка обходит одиночную 290Х с небольшим отрывом, разве только минимальный фпс в тестах Unigine у них меньше.

Игровые тесты.

Игры тестировались в разрешении 1920х1080, игровые настройки можно увидеть на скринах, это ультра и высокие настройки.

Здесь уже не все так однозначно, как в синтетике. Watch Dogs и Need for Speed Rivals старательно держат количество кадров на одном уровне, это проявляется и при тесте других видеокарт, правда минимальный фпс в этих играх не так сильно проседает в случае тандема. Far Cry 4 вообще странно повел себя в работе с парой видеокарт, проверял настройки и прогонял тесты несколько раз, результат тот-же. В остальных играх прирост есть, особенно в минимальных фпс, ну и он укладывается примерно с натяжкой в те-же 30 процентов, как и в синтетических тестах. И если сравнивать с игровыми тестами видеокарт 290Х, коих много на просторах интернета, то парочка AMD Radeon R9 280 в принципе показывает примерно идентичные результаты в производительности.

Call of Duty Advanced Warfare

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

SniperElite3

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Assassin’s Creed 4.Black Flag

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Battlefield 4

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Watch Dogs

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Need for Speed Rivals

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Far Cry 4

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Несколько слов о шуме и температуре; шум при работе двух видеокарт сопоставим с работой одной карты, громче они шуметь не стали, система охлаждения WindForce отлично справляется с охлаждением, даже если уменьшить скорость до комфортных для слуха оборотов. Температура обеих карт при этом не поднимается выше 70 градусов, и температурный режим у верхней и нижней карт идентичный. Еще я заметил, что мой старичок ASUS HD 7970 прогревал воздух в корпусе во время длительных баталий значительно сильнее, если я забывал выкрутить обороты корпусных кулеров на максимум, то через 3-4 часа игры в Battlefield 4 видеокарта могла и зависнуть от перегрева.

Выводы.

Создание массива из двух видеокарт на сегодня вполне простая операция. А вот ее целесообразность под сомнением.

Да, две средних видеокарты по цене как одна топовая, способны тягаться с ней в производительности. Но в целом такая конфигурация обойдется дороже, из-за использования более дорогой материнской платы и более дорогого и мощного блока питания. При этом такая сборка будет не только потреблять больше энергии, но и сильнее греться, что потребует лучшего охлаждения в корпусе, и громче работать, чем одиночная карта.

Массив из двух топовых видеокарт более оправдан с целью повышения производительности, если конечно нет проблем с финансами, но и тут возможна покупка одной двухчиповой видеокарты.

Еще такая сборка может быть оправдана с целью постепенного апгрейда, но это если не откладывать покупку второго видеоускорителя на длительный срок, когда вы второй экземпляр можете просто не найти в продаже. Хотя AMD, с выпуском новой серии видеокарт, пошли на встречу пользователям. Дело в том, что HD 7950 и R9 280 выпущены на одном ядре, как и HD 7970 и R9 280Х, и эти пары вполне могут успешно работать в CrossFire, так сказать, преемственность поколений.

Что же касается моего случая, то я вполне рад повышению производительности в играх, тем более мне это практически ничего не стоило, спасибо компании AMD за призовую видеокарту.

Была у меня и еще одна 280я, и ее так же можно было бы приспособить для просчета кадров в играх, тем более на материнке есть третий порт PCI-Ex, работающий правда на скорости х4. Но она не пережила тестирования, и об этом мой следующий блог.

Плюсы.

— У данного тандема он один – возросшая производительность.

Источник

Двойной форсаж. Сравнение технологий CrossFire и SLI

2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это 2 way crossfirex что это. Смотреть фото 2 way crossfirex что это. Смотреть картинку 2 way crossfirex что это. Картинка про 2 way crossfirex что это. Фото 2 way crossfirex что это

Аппетиты современных игр растут как снежный ком. Пытаясь угнаться за разработчиками, производители видеокарт решили пойти по простому пути и предложили возможность объединения двух и даже более видеокарт в одной системе. Покупаем сначала одну карту, спустя некоторое время — вторую и удваиваем тем самым скорость в играх в два раза. Звучит красиво, только в жизни все оказалось сложнее — есть масса нюансов и подводных камней.

Самое время расставить точки над i и выяснить, насколько жизнеспособны технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire на практике.

Принципы построения CrossFire

Для построения любой CrossFire-системы нужна материнская плата с двумя и более разъемами PCI Express x16. Причем чипсет системной платы должен быть определенной модели от AMD или Intel. Кроме того, необходим мощный блок питания и сами видеокарты. CrossFire поддерживается всеми картами модельного ряда Radeon X1000. Большим плюсом является то, что платы не обязаны быть идентичными — они должны принадлежать одной серии, но по функциональности чипы могут различаться. Правда, есть один важный момент: суммарное быстродействие связки видеокарт определяется характеристиками наименее производительного чипа. Например, если ядро на одной из плат содержит 36 пиксельных конвейеров, а на другой — 48, то второй чип будет использовать только 36 конвейеров. То же правило распространяется и на частоты видеокарт. Отсюда следует, что лучше объединять две одинаковые платы.

Есть три пути организации CrossFire:

ECS GeForce 8800 GTS полностью повторяет эталонный дизайн от NVIDIA.

В случае внешнего соединения нужны две платы одной серии. Одна из них — так называемая мастер-карта (Master card), на которой распаян чип Compositing Engine. Такие платы помечаются надписью CF (CrossFire). Вторая (и третья) видеокарта может быть любой в пределах серии (например, Radeon X1900 CF и Radeon X1900 XT). В процессе работы каждая из плат формирует свою часть изображения согласно одному из алгоритмов. Затем обработанные данные поступают на Compositing Engine, который осуществляет компоновку изображения и выдает финальный кадр. Чип содержит собственную буферную память, что позволяет ему накапливать данные и формировать результирующий кадр по мере готовности обеих видеокарт.

Внутренне соединение стало возможным недавно благодаря появлению новых видеокарт Radeon X1950 Pro (RV570) и Radeon X1650 XT (RV560). В этих моделях чип Compositing Engine встроен в графический процессор, что привело к двум существенным упрощениям при организации CrossFire. Первое — исчезло понятие мастер-карты, достаточно купить одинаковые платы (пусть даже от разных производителей). Второе — видеокарты соединяются при помощи пары гибких шлейфов, что несомненно удобнее громоздких кабелей. Какая из плат становится мастер-картой — определяет драйвер.

Последний способ построения связки CrossFire — программный. То есть видеокарты взаимодействуют между собой через шину PCI Express, а компоновка данных происходит при помощи драйверов. Следует заметить, что при использовании программного режима наблюдаются потери в производительности (10—15%) по сравнению с остальными вариантами соединения. С другой стороны, объединение, скажем, двух Radeon X1300 — это странная затея. В этом случае разумнее купить более мощную плату.

Таблица совместимости для видеокарт ATI
Первая видеокартаВторая видеокартаТип соединения
Radeon X1300Radeon X1300Программный режим
Radeon X1300 PRORadeon X1300 PROПрограммный режим
Radeon X1300 XTRadeon X1300 XTПрограммный режим
Radeon X1600 PRORadeon X1600 PROПрограммный режим
Radeon X1600 XTRadeon X1600 XTПрограммный режим
Radeon X1650 PRORadeon X1650 PROПрограммный режим
Radeon X1650 XTRadeon X1650 XTВнутреннее соединение
Radeon X1800 CFRadeon X1800 XT, X1800 CF, X1800 XL, X1800 GTOВнешнее соединение
Radeon X1900 GTRadeon X1900 GTПрограммный режим
Radeon X1950 PRORadeon X1950 PROВнутреннее соединение
Radeon X1900 CFRadeon X1900XT, X1950 CF, X1950 XTX, X1900 CF, X1900 XTXВнешнее соединение
Radeon X1950 CFRadeon X1950 XTX, X1950 CF, X1900 CF, X1900 XTX, X1900 XTВнешнее соединение

Принципы построения SLI

Со времен 3Dfx и их SLI-технологии (Scan Line Interleave — чередование строчек) утекло немало времени. NVIDIA унаследовала наработки некогда известной компании и позаимствовала буквы для своей версии SLI. Теперь эти буквы расшифровываются как Scalable Link Interface — масштабируемый интерфейс. Что нужно для построения подобной системы? Понадобятся две карты серии GeForce 6/7/8 с шиной PCI Express x16, мост, объединяющий их, и системная плата с двумя PCIe x16. Последние производит пока только сама NVIDIA.

Но в компьютерном мире все быстро меняется, и вполне вероятно, что после покупки ATI американской AMD Intel захочет получить поддержку SLI на своих чипсетах любой ценой. Тем более что SLI уже была реализована на системной плате от Albatron (PX915P-2V). Правда, для этого самим производителям платы пришлось модифицировать драйвера ForceWare. Так или иначе, но факт налицо — поддержка чипсетов для работы с SLI и CrossFire осуществляется программно. При выборе видеокарт ограничений немного, главное, чтобы платы принадлежали к одному классу — можно объединить, например, две GeForce 6600 GT или пару GeForce 8800 GTX. Версия BIOS и производитель значения не имеют (с некоторых пор). Объединение в SLI возможно как с использованием специального мостика, так и без него, то есть программным путем. В последнем случае возрастает нагрузка на шину PCIe, что негативно сказывается на производительности.

После появления сдвоенных видеокарт GeForce 7950 GX2 пользователям стала доступна технология Quad SLI. Суть ее проста — берем две двухчиповые платы, устанавливаем в материнскую плату с парой разъемов PCIe x16, соединяем SLI-мостиком и получаем мощнейшую графическую подсистему. Все хорошо, если бы не несколько «но». Чтобы полностью раскрыть потенциал такой системы, нужна очень мощная конфигурация компьютера и широкоформатная ЖК-панель. Фактический прирост быстродействия от использования Quad SLI ниже ожидаемого, порядка 50% (на 4-кратный не тянет). Недавний выход GeForce 8800 GTX ставят жирный крест на Quad SLI, которая так и не получила широкого распространения. В будущем NVIDIA обещает реализацию технологии SLI на трех видеокартах класса GeForce 8800.

Необходимость мощного блока питания и вместительного корпуса никто не отменял.

Чипсеты с поддержкой CrossFire
ATIIntel
ATI CrossFire Xpress 1600Intel P965 Express
ATI CrossFire Xpress 3200Intel 975X Express

Такие разные и похожие алгоритмы

И ATI, и NVIDIA заявляют, что используют уникальные технологии обработки изображения. Каждая из ниже перечисленных технологий имеет свои плюсы и минусы, может существенно повышать производительность в одной игре и давать лишь небольшой прирост в другой. Попробуем разобраться, что общего и разного в наработках двух конкурентов.

Начнем с единственного, по-настоящему уникального метода обработки.

SuperTiling (ATI)

Метод SuperTiling поддерживается только ATI. Картинка разбивается на отдельные участки и принимает вид шахматной доски. Каждая видеокарта обрабатывает свою часть изображения — квадратик 32 на 32 пикселя. Таким образом, нагрузка по закраске делится примерно поровну, а вот геометрическая дублируется — обе видеокарты рассчитывают одни и те же данные. Этот режим особенно пригодится в играх, где не делается упор на геометрическую составляющую.

Scissor (ATI), Split Frame Rendering (NVIDIA)

В случае с Scissor и Split Frame Rendering экран разделяется на несколько частей, каждая из которых обрабатывается отдельной видеокартой. При использовании двух плат изображение делится на две части по горизонтали. Нагрузка между видеокартами распределяется динамически, то есть разделение экрана происходит пропорционально загруженности сцены. Обе платы обрабатывают как геометрическую (полностью), так и пиксельную (свою часть) составляющие.

Alternate Frame Rendering (ATI, NVIDIA)

Технология Alternate Frame Rendering была запатентована ATI во времена двухчиповой карты Rage Fury MAXX. Сейчас AFR используют обе компании. В основе метода лежит поочередная обработка кадров: одной плате достаются четные кадры, другой — нечетные. В идеале такой подход должен обеспечивать двукратный прирост скорости. На деле все иначе. В силу того, что технология основана на принципах параллельной работы, вся геометрия, шейдерные программы и прочее обрабатываются на обеих платах — это плюс. Но из-за особенностей SLI/CrossFire возникают заметные задержки в реакции системы на действия пользователя (рывки). Почему? Да все просто — один кадр может быть довольно простым для обработки, а следующий во много раз сложнее. Тут-то и начинаются проблемы, времени на построение кадра требуется больше.

SuperAA (ATI), SLI AA (NVIDIA)

Вышеобозначенные режимы, в отличие от предыдущих, нацелены на повышение качества картинки, а не быстродействия. При использовании SuperAA (ATI) обе карты генерируют одно и то же изображение, но используют разные шаблоны полноэкранного сглаживания (FSAA). Видеокарта выполняет над кадром сглаживание с некоторым сдвигом относительно результатов другой платы. Затем происходит смешивание обеих картинок и на экран выводится результат. Таким образом, происходит удвоение качества сглаживания без потерь скорости (в сравнении с одной картой). Доступные режимы SuperAA: 8x, 10x (8x + 2xS), 12x и 14x (12x + 2xS).

Метод SLI AA (NVIDIA) мало отличается от аналога от ATI. Становятся доступны два новых режима сглаживания: SLI AA 8x и SLI AA 16x. Первый — это комбинация 4-кратного мультисэмплинга каждой из видеокарт (MSAA 4x + MSAA 4x), а второй — 4-кратного мульти- и 2-кратного суперсэмплинга, то есть 8xS + 8xS. В результате применения новых режимов возрастает четкость изображения и детальность сцены. Особенно это касается мелких и удаленных от зрителя объектов. Есть и более экзотический режим SLI AA 32x, правда, воспользоваться им будет сложно — слишком высока нагрузка.

ASUS P5N32-E SLI Plus основана на nForce 680i SLI, имеет в своем распоряжении аж три PCIE x16, работающих по схеме 16 + 8 + 16 линий.

В отличие от плат на базе Intel 975X модель GIGABYTE 965P-DQ6 2.0 (Intel P965) работает в CrossFire-режиме по схеме PCIe x16 + PCIe x4.

Видеокарты с поддержкой SLI
МодельТип соединения
NVIDIA GeForce 6600 LEПрограммный режим
NVIDIA GeForce 6600Программный режим
NVIDIA GeForce 6600 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800 LEВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800 XTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800Внутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800 GSВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 6800 UltraВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7100 GSПрограммный режим
NVIDIA GeForce 7300 LEПрограммный режим
NVIDIA GeForce 7300 GSПрограммный режим
NVIDIA GeForce 7300 GTПрограммный режим
NVIDIA GeForce 7600 GSВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7600 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7800 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7800 GTXВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7800 GTX 512Внутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7900 GSВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7900 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7900 GTOВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7900 GTXВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7950 GTВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 7950 GX2Внутреннее соединение
NVIDIA GeForce 8800 GTSВнутреннее соединение
NVIDIA GeForce 8800 GTXВнутреннее соединение

Физическая составляющая

В недалеком будущем технологии SLI и CrossFire придут на помощь центральному процессору в нелегком деле обсчета физических процессов в играх. Здесь компании ATI и NVIDIA идут схожими путями. Одна из карт тандема CrossFire/SLI будет заниматься обработкой физики (посредством движка Havok), а другая — графики. ATI предлагает использовать материнские платы с тремя разъемами PCIe x16 и три видеокарты для максимальной производительности. Две отвечают за картинку, третья — за физику. Впрочем, можно обойтись и двумя картами, при этом под физику можно будет поставить не самую дорогую модель, например Radeon X1650 Pro.

В арсенале NVIDIA есть похожая разработка, более того, все материнки на базе nForce 680i SLI оснащены тремя разъемами PCIe x16. С выходом чипа GeForce 8800 было заявлено о возможности одновременного обсчета графики и физики даже силами одной платы — унифицированные процессоры справятся с обеими задачами.

Все это прекрасно, но пока лишь на бумаге. Разработчики игр не торопятся внедрять поддержку технологий от NVIDIA и ATI.

Чипсеты с поддержкой SLI
AMDIntel
NVIDIA nForce ProfessionalNVIDIA nForce4 SLI XE
NVIDIA nForce 4 SLINVIDIA nForce4 SLI
NVIDIA nForce 4 SLI X16NVIDIA nForce4 SLI X16
NVIDIA nForce 500 SLINVIDIA nForce 570 SLI
NVIDIA nForce 570 SLINVIDIA nForce 590 SLI
NVIDIA nForce 590 SLINVIDIA nForce 650i SLI
NVIDIA nForce 680a SLINVIDIA nForce 680i SLI

Тестовый стенд

В качестве основы мы использовали процессор Core 2 Duo E6700 и 2 Гб памяти от Corsair, которая работала на частоте 800 МГц и задержках 5-5-5-15. Этого более чем достаточно для современных игр, да и не только. Системных плат у нас было целых три, а видеокарт и того больше — шесть.

Используя Biostar TForce P965 Deluxe, мы тестировали скорость Foxconn FV-N88SMBD2-OD (16000—17500 руб.) и Palit GeForce 8800 GTX (20000—22000 руб.). Для тестирования двух ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (14500—16000 руб.) и EAX1950CROSSFIRE/HP/512M в режиме CrossFire воспользовались платой GIGABYTE 965P-DQ6 ревизии 2.0. В случае с CrossFire графические разъемы PCIe действуют на ней по схеме 16 + 4 линии. Казалось бы, такая схема должна серьезно ограничить скорость в играх, тем не менее этого нет. Если и есть падения, то они находятся в пределах 3—5%. Но проблема не только в этом.

Для SLI нам предстояло разыскать системную плату на современном чипсете nForce 680i SLI. В нашем распоряжении была ASUS P5N32-E SLI Plus. Видеокарты — ECS GeForce 8800 GTS (16000—17500 руб.) и Leadtek WinFast PX8800 GTS TDH (15500—17000 руб.). Несмотря на разных производителей и версии BIOS, платы работали стабильно.

Блок питания — модульный Be quiet! DARK POWER PRO BQT P6-PRO на 600 Вт, примечателен еще тем, что у него есть два разъема для питания видеокарт. Его мощности хватило как для CrossFire-конфигурации, так и для SLI. Жаль не было возможности выяснить, хватит ли запасов этому БП на две GeForce 8800 GTX, которые по официальным данным потребуют 700 Вт.

ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M выглядит достойно и по сей день, но конкурировать с GeForce 8800 GTS ей очень сложно.

На фоне своих конкурентов Leadtek WinFast PX8800 GTS TDH выглядит привлекательно. И все благодаря обновленному дизайну.

Тестовый стенд
ПроцессорIntel Core 2 Duo E6700 (Socket 775, 2,66 ГГц, L2-кэш 4 Мб)
Материнские платыASUS P5N32-E SLI Plus (NVIDIA nForce 680i SLI, Socket 775, DDR2-1200, PCIE, SLI, PCI, IDE, SATA II, RAID, Sound, USB, FireWire, GbLAN, ATX)
Biostar TForce P965 Deluxe (Intel P965, Socket 775, DDR2-800, PCIE, PCI, IDE, SATA II RAID, Sound, USB, GbLAN, ATX)
GIGABYTE 965P-DQ6 2.0 (Intel P965, Socket 775, DDR2-1066, PCIE, CrossFire, PCI, IDE, SATA II, RAID, Sound, USB, FireWire, GbLAN, ATX)
ПамятьCorsair TWIN2X2048-8500C5 (1066 МГц, 5-5-5-15) 2×1024 Мб
Жесткий дискSeagate Barracuda 7200.9 160 Гб (SATA II, 16 Мб)
Оптический приводNEC ND-4550A (IDE)
Блок питанияBe quiet! DARK POWER PRO BQT P6-PRO 600W (600 Вт)
Драйвера для системных платIntel Chipset Software Installation Utility 8.0.1.1010
NVIDIA nForce 9.53
Драйвера для видеокартыATI Catalyst 7.1
NVIDIA ForceWare 97.92
Операционная системаWindows XP Pro SP2, DirectX 9.0c

Тестирование

Видеокарты Radeon X1950 XTX объединяются с помощью вот такого неуклюжего кабеля. Но это уже прошлое, ATI перешла на гибкие мосты!

Каждую конфигурацию мы долго и мучительно тестировали в самых современных играх, а именно: в Company of Heroes, F.E.A.R., Prey и порядком потасканной Far Cry. Разрешения самые высокие — от скромного 1600×1200 до внушительных 2048×1536. Настройки качества всегда максимальные, сглаживание и анизотропная фильтрация всегда были включены. Еще бы, ведь на столь мощных картах нет смысла их отключать, иначе потенциал не будет задействован. К тому же какой смысл покупать дорогую видеокарту и играть при стандартных настройках?

Первая игра — и сразу конфуз. В Company of Heroes от CrossFire нет никакого эффекта! Немного копнув вглубь, мы узнали, что с подобной проблемой сталкивались не только мы, но тогда люди использовали более старую версию драйверов Catalyst. В нашем случае была новейшая версия 7.1. Увы, это не спасло. Остается надеяться, что проблема будет решена в ближайшее время. Судя по отзывам, такое странное поведение отмечено только на платах на базе Intel 965P, у старшего Intel 975X таких проблем нет. К сожалению, выяснить это на практике не удалось, в будущем этот пробел восполним.

А вот с SLI проблем не было. Рост производительности по сравнению с одной GeForce 8800 GTS заметен и ощутимо. Связке из двух GTS-плат покоряются любые разрешения, даже 2048×1536. И это при включенной анизотропной фильтрации (x16) и сглаживании (x16). Особенно польза от SLI заметна в игре F.E.A.R. Две GeForce 8800 GTS уверенно обгоняют одну GeForce 8800 GTX.

Парочка Radeon X1950 XTX отлично себя проявила в F.E.A.R. и Far Cry, но уже в Prey мы получили весьма блеклые результаты. Эффект от CrossFire невелик.

Пара слов о шуме: парочка Radeon X1950 XTX шумит значительно, они не ревут как Radeon X1900 XTX, но на их фоне GeForce 8800 GTS/GTX просто тихони.

Технические характеристики видеокарт
МодельATI Radeon X1950 XTXNVIDIA GeForce 8800 GTSNVIDIA GeForce 8800 GTX
Кодовое имяG80G80
Технологический процесс90 нм90 нм90 нм
Кол-во транзисторов384 млн681 млн681 млн
Частота чипа650 МГц500 МГц (96 SP на частоте 1,2 ГГц)575 МГц (128 SP на частоте 1,35 ГГц)
Интерфейс памяти256 бит320 бит384 бит
Тип памяти, скоростьGDRR4, 2,0 ГГцGDDR3, 1,6 ГГцGDDR3, 1,8 ГГц
Пропускная способность памяти64 Гб/с64 Гб/с86,4 Гб/с
Объем памяти512 Мб640 Мб768 Мб
Пиксельных процессоров4896 унифицированных потоковых процессоров128 унифицированных потоковых процессоров
Вершинных процессоров8
Текстурных блоков162432
Блоков растеризации (ROP)162024
Версия DirectX9.0c (SM 3.0)10 (SM 4.0)10 (SM 4.0)
Версия OpenGL2.02.02.0
Интерфейс шиныPCI Expess x16PCI Expess x16PCI Expess x16
Тестирование в играх
Company of Heroes 1.3.0
Разрешение1600×12001920×12002048×1536
Palit GeForce 8800 GTX (Biostar, AF x16, AA x16)84,965,859,2
Foxconn FV-N88SMBD2-OD (Biostar, AF x16, AA x16)65,048,337,8
2x NVIDIA GeForce 8800 GTS (ASUS, SLI, AF x16, AA x16)84,269,256,0
ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (GIGABYTE, AF x16, AA x6)62,751,346,9
2x ATI Radeon X1950XTX (GIGABYTE, CrossFire, AF x16, AA x6)42,735,030,1
Far Cry 1.4 (Regulator)
Разрешение1600×12001920×12002048×1536
Palit GeForce 8800 GTX (Biostar, AF x16, AA x16)133,9124,397,9
Foxconn FV-N88SMBD2-OD (Biostar, AF x16, AA x16)111,3103,171,9
2x NVIDIA GeForce 8800 GTS (ASUS, SLI, AF x16, AA x16)137,7123,1103,6
ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (GIGABYTE, AF x16, AA x6)85,073,659,1
2x ATI Radeon X1950XTX (GIGABYTE, CrossFire, AF x16, AA x6)116,3109,091,4
F.E.A.R. 1.08
Разрешение1600×12001920×14402048×1536
Palit GeForce 8800 GTX (Biostar, AF x16, AA x16)845955
Foxconn FV-N88SMBD2-OD (Biostar, AF x16, AA x16)654840
2x NVIDIA GeForce 8800 GTS (ASUS, SLI, AF x16, AA x16)958165
ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (GIGABYTE, AF x16, AA x6)433128
2x ATI Radeon X1950XTX (GIGABYTE, CrossFire, AF x16, AA x6)696044
Prey 1.2 (HWzone)
Разрешение1600×12001920×12002048×1536
Palit GeForce 8800 GTX (Biostar, AF x16, AA x16)105,391,472,5
Foxconn FV-N88SMBD2-OD (Biostar, AF x16, AA x16)65,856,547,7
2x NVIDIA GeForce 8800 GTS (ASUS, SLI, AF x16, AA x16)110,497,777,9
ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (GIGABYTE, AF x16, AA x6)45,039,932,4
2x ATI Radeon X1950XTX (GIGABYTE, CrossFire, AF x16, AA x6)54,547,337,1

Заключение

Тестирование прошло гладко, без эксцессов и зависаний. Это говорит о некоторой зрелости технологий, тем не менее остается много вопросов. Проблема с драйверами существует, это мы увидели на примере CrossFire в игре Company of Heroes, где эффекта от технологии просто не было. Вполне возможно, что с подобной проблемой можно столкнуться и с использованием двух GeForce в некоторых играх. Кроме того, обе технологии все так же зависимы от драйверов — в каждой последующей версии разработчики добавляют профили с поддержкой новых и старых игр. В случае с ATI ситуация сложнее, драйвер автоматически выбирает тот или иной режим обработки изображения, в то время как NVIDIA позволяет нам создавать профили для игр и выбирать режим работы SLI самостоятельно.

Рекомендации по сборке системы с двумя видеокартами: в первую очередь понадобится просторный корпус типа Full Tower, далее мощный блок питания с реальными ваттами (от 600 Вт) и желательно модульный (чтобы лишние провода не мешали циркуляции воздуха), ну и две видеокарты — хоть от ATI, хоть от NVIDIA. Выбор за вами. Но это не все — не обойтись без мощного процессора и 2 Гб оперативной памяти. Широкоформатный ЖК-экран с разрешением 1920×1200 крайне желателен, иначе эффекта погружения вам не видать как своих ушей.

На наш взгляд, технология SLI сейчас выглядит предпочтительней, что вполне закономерно — она появилась задолго до выхода CrossFire. У NVIDIA было много времени отшлифовать драйвера. Насколько оправданной выглядит покупка двух GeForce 8800 GTS? На наш взгляд — не очень, ведь GTX-версия предлагает сравнимую скорость, заметно уступая парочке лишь в F.E.A.R. Кстати, лучше одной GeForce 8800 GTX может быть только две! Правда, сладкая парочка обойдется в кругленькую сумму, а тут не за горами новое поколение видеокарт от ATI. Торопиться не стоит.

Эффект от CrossFire/SLI есть, но удвоение скорости везде и всегда ждать не стоит. Если нужна максимальная производительность любой ценой, то это вариант, в остальных случаях лучше купить топ-версию видеокарты от ATI или NVIDIA и получать наслаждение от игр до выхода нового поколения графических чипов.

Благодарим следующие компании за предоставленное оборудование:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *