100 к 1 что устанавливают в салоне частного самолета
Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?
Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?
Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.
Что авиакомпания должна провозить бесплатно
Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.
К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:
Как победить выгорание
Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.
По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.
Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.
Что разрешает провозить «Победа»
В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.
Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.
Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:
Апелляционное определение ВС РФ от 20.11.2018 № АЛЛ 18-475 PDF, 900 КБ
Что говорят суды о провозе ручной клади
Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.
Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.
Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р : 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.
Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.
Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.
Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж
Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.
Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.
Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.
Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.
Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.
Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Заоблачный бизнес Евгения Волина: как устроены частные перелёты
Как вы пришли к такому бизнесу?
Мне всегда хотелось заниматься бизнесом. Первые шаги к этому я начал ещё в школе, когда мне было около 15 лет. Тогда я занимался продажей пиротехники (когда это ещё было разрешено) в небольшом посёлке Ленинградской области. Сам я буквально «из народа», чтобы ваши читатели не подумали, что я какой-то мажор, который делает такой же мажорный бизнес только для богатых людей. То есть я сделал себя сам, без папиных денег. Далее стал развиваться в IT, потом переехал учиться Санкт-Петербург, где параллельно ещё работал в компьютерной компании. Там я получил первый опыт по данному бизнесу и открыл свой первый компьютерный магазин на собственные средства. А далее открыл первую цифровую типографию в своём небольшом городе, и в ней печатались даже местные газеты. Чуть позже занялся рекламой. В общем, прошёл достаточно большой путь к нынешнему бизнесу.
В Питере моя компания занималась рекламой для туроператора «РусВип», поддерживала её сайт. В 2007 году у этой компании возникли сложности, и так как я уже знал этот бизнес и он мне был интересен, то я решил выкупить её. По факту мне досталось только имя компании, сайт, телефон, какое-то количество контрагентов и клиентов. Далее я стал углубляться в бизнес-процессы, разделил компанию на две части. Одна часть занимается профессиональным туризмом, другая — бизнес-авиацией. Основной акцент я сделал на бизнес-авиацию. Черпал знания на выставках, общаясь с другими владельцами подобного бизнеса, и читая профессиональную литературу.
Уже через год, в 2008 году, наша компания стала известной в кругах бизнес-авиации по всей России. И в 2017 году мы выпустили мобильные сервисы по аренде самолётов TakeJet, вертолётов TakeHeli, катеров и яхт TakeBoat, которые позволяют арендовать эти виды транспорта и пользоваться всей полнотой VIP-сервиса.
Чем отличается перелёт на частном самолёте или вертолёте от обычного рейса? Какой уровень сервиса предлагает ваша компания? На каких бортах осуществляются перелёты?
Сразу о том, что касается вертолётов. По России на них нет обычных рейсов. Если мы говорим про МИ-8, которые представлены в регионах, к примеру в Сибири, то они используются только для перевозки вахтовиков. Это советские 20-местные вертолёты, которые предназначены для вахты или как единственный способ перемещения между небольшими городами в тундре. Также они популярны на севере из-за того, что для них не нужна большая площадка для взлёта и посадки. Но увы, советские и российские вертолёты далеки от высокого уровня комфорта, который удовлетворит потребности обеспеченных клиентов.
Если же говорить про нашу компанию, то все наши вертолёты являются VIP-классом. Это вертолёты американского и французского производства: Eurocopter, Robinson, Augusta, Bell. Мы используем вертолёты всех известных производителей и все популярные модели во всех уголках нашей прекрасной планеты. В Москве и Питере у нас не менее 10 бортов на каждый город, так что всегда доступен свободный борт для перелёта. Также мы летаем в Сочи, Крым, Краснодар и вообще представлены во всех крупных городах-миллионниках, где необходимо такое воздушное сообщение.
Если мы говорим про частные самолёты, то, безусловно, они отличаются прежде всего комфортом в перемещении. Но надо понимать, что частные самолёты тоже имеют разные категории — от Turbo Prop и реактивных Light Jet с 4–6 местами для пассажиров до Heavy Jet, где от 10 до 18 мест. Основные преимущества в том, что они могут приземляться в тех маленьких аэропортах, где самолёты регулярных авиалиний просто не сядут из-за их большого размера.
Чаще всего такие самолёты используют как такси: бронируем в то время, когда нам надо, и по тому направлению, куда мы хотим лететь. Всё это совмещено с VIP-обслуживанием. Как правило, частный самолёт обслуживается в отдельных терминалах, когда не приходится стоять в очереди за багажом или ждать подачи трапа. Тебя высаживают в терминале, ты забираешь багаж и идёшь по своим делам. Или, ожидая вылета, сидишь на удобном диване, попиваешь кофе или мартини, а после тебя приглашают на трансфер, для того чтобы отвезти к самолёту. На борту наших самолётов всегда оказывают первоклассный сервис, предлагают питание лучших ресторанов города, откуда вылетает рейс, стюардессы красиво накроют стол и так далее.
Кстати, для тех кто боится летать: частные самолёты забираются на другой эшелон, на другую высоту. Если регулярные авиалинии летают на высоте 10 тысяч метров, то частный может забраться на 13, а некоторые — на 14 тысяч метров. Там ветра слабее, так что самолёт летит быстрее и комфортнее, а турбулентность практически исключена.
Наша компания предоставляет полный сервис услуг, начиная с подбора самолёта под любой бюджет и возможности перелёта и заканчивая индивидуальными пожеланиями по питанию. Типы бортов абсолютно разные, и всё зависит от требований клиента.
Может ли ваш клиент, не заботясь ни о чём, просто заказать ваши услуги, вылететь, к примеру, в Ниццу на самолёте, там пересесть на вертолёт и полететь на Ибицу?
Безусловно, ведь у нас группа компаний, в которой есть частные самолёты (TakeJet), вертолёты (TakeHeli), яхты и катера (TakeBoat). Мы можем организовать так, что клиент заказывает частный самолёт, прилетает в Ниццу, с Ниццы берёт вертолёт, летит в Монако. На вертолёте от Ниццы до Монако лететь всего лишь 7 минут. Стоит это достаточно недорого — порядка 180 евро на человека. Вертолёт высаживается в Монако, после чего клиент садится на катер или на яхту и отправляется на Ибицу. Просто прилететь на вертолёте на Ибицу будет достаточно далеко, и придётся делать дозаправку.
Также клиент может прилететь на регулярном самолёте в аэропорт Ницца, там заказать вертолёт, чтобы быстрее добраться до Монако. И это будет даже быстрее и дешевле, чем поездка на автомобиле. Трансфер из Ниццы в Монако на автомобиле S-класса может занять один час по пробкам, и это будет стоить 150–200 евро на человека. Полёт на вертолёте же, как я уже сказал выше, стоит около 180 евро на человека. Поэтому небольшой семье или компании друзей выгоднее перелететь в Монако на вертолёте.
Сколько стоит аренда самолёта или вертолёта?
Цены достаточно сильно колеблются в зависимости от лётных часов. Чем дальше летите, тем больше лётных часов.
Если вернуться к Ницце, то, к примеру, стоимость вылета из Питера в сезон (с марта до октября) на частном самолёте начинается от 18 тысяч евро. Небольшой самолёт на семью из 4 человек обойдётся примерно в 18-25 тысяч евро. Из Москвы те же самые цифры +- 2 тысячи евро. За эту стоимость клиент арендует самолёт класса Midsize — допустим, восьмиместную Cessna XLS.
Если арендовать вертолёт в качестве трансфера, то это, как я уже говорил ранее, обойдётся в 180–200 евро на человека. Если арендовать вертолёт по лётным часам, то это будет стоить порядка 1,5–2 тысяч евро в час при аренде в Европе. В России аналогичная аренда составляет от 40 тысяч рублей в час за Robinson R44. Самым недорогим вариантом полета на вертолете является обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу. Она стоит порядка 7 тысяч рублей и длится 15 минут.
Можно ли сделать частный перелёт более доступным по стоимости?
Последние 2–3 года наша компания занимается проработкой доступности перелётов, и в этом году мы тестировали новый вид сервиса в частных самолётах. Мы первая в России компания, которая сделала покресельную продажу в частных самолётах.
Опять же на примере Ниццы. Мы предлагаем рейсы из Москвы на большом самолёте вместимостью до 14 мест и разделяем стоимость перелёта на цену кресла. В этом случае стоимость кресла составляет от 3,5 до 4 тысяч евро. Кажется всё ещё дорогим? Возьмём для примера регулярные авиалинии, бизнес-класс. Иногда вечерний рейс крупной авиакомпании в пятницу с вылетом из Шереметьево обходится на 20 тысяч рублей дороже, чем стоимость перелёта на частном самолёте нашей компании. Так, стоимость перелёта регулярными авиалиниями бизнес-классом в этом случае составила примерно 250 тысяч рублей, тогда как у нас аналогичный перелёт по данному маршруту стоит 230 тысяч рублей. И это из VIP-терминала со всем сервисом, питанием и вылетом в удобное для клиента время без ожидания в общем терминале. В терминал можно прибыть даже за 30 минут до вылета.
Таким образом, мы сделали перелёт на частном самолёте доступнее. Плюс к этому мы подключаем компании, которые занимаются покресельной продажей мест в Америке. Скоро это будет доступно в нашем мобильном приложении на сайте, и можно будет пользоваться всем сервисом бизнес-авиации почти по всему миру.
То же самое мы планируем делать с вертолётами. Для популярных маршрутов мы выбираем определённую дату вылета и набираем определённое количество человек, которые готовы лететь на вертолёте. Если бронировать вертолёт, к примеру, из Питера в Валаам, то шестиместная модель обойдётся около 250 тысяч рублей за полёт туда и обратно. На сезон 2020 планируем запустить определённые даты вылета на Валаам, чтобы клиент платил, условно, 40 тысяч рублей, а не 250.
А есть какой-то другой транспорт, помимо самолётов и вертолётов?
Да, наша компания, помимо самолётов и вертолётов, предоставляет аренду катеров и яхт. И это действительно уникальная услуга, ведь мало какая компания предоставляет возможность удалённо забронировать яхту или билет на экскурсию. Через наш сайт клиенты могут заказать яхту практически любого класса — от небольших парусно-моторных для романтического ужина до мегаяхт, на которых можно провести незабываемую свадьбу, день рождения, корпоратив и любое другое мероприятие. Всё, что необходимо сделать, — это открыть сайт, выбрать удобное время или маршрут, и он подберет корабли поблизости, среди которых нужно выбрать подходящий. И уже через 30 минут он будет ждать у нужного причала.
С 2020 года мы запускаем возможность аренды яхт не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других городах России и мира. То есть теперь наши клиенты смогут заранее забронировать речную прогулку, к примеру, по Парижу или Амстердаму без необходимости стоять в очереди в кассе и выбрать самые лучшие места. А пока что наши клиенты могут насладиться поездками по живописному Финскому заливу и другим водоёмам вблизи Питера, а также проплыть по Москве-реке. С помощью мобильного приложения можно выбрать и заказать себе билет практически на любую экскурсию поблизости.
Предлагаете ли вы экскурсии? Если да, то какие самые популярные и что вы порекомендуете лично от себя?
Если говорить про вертолёты, то я бы порекомендовал обзорную экскурсию над центром Санкт-Петербурга. Длится 15 минут, стоит порядка 7 тысяч рублей. За это время вы увидите весь центр города, посмотрите все основные достопримечательности.
Порекомендую слетать и на остров Валаам. Очень красивое место. Лететь порядка 1 часа 15 минут от центра Питера. В полёте можно насладиться красотой островов, Финским заливом, Ладожским озером и другими прекрасными видами северной природы.
Правительство обязало авиакомпании устанавливать видеокамеры в самолетах
С 2023 года установка камер в салонах самолетов станет обязательной. Соответствующее постановление приняло правительство России.
Согласно постановлению, камеры в самолетах должны обеспечивать «видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину)». При этом в постановлении нет требования о передаче данных в режиме реального времени.
Требование с 2023 года станет обязательным для новых самолетов, которые только поступают в парк перевозчика. Для уже используемых самолетов требование становится обязательным на два года позже, с 2025 года.
Записи с камер должны будут храниться не менее 30 суток.
Требование распространяется не только на российские, но и на иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы в Россию.
С требованием установки камер в самолетах Ространснадзор выступил в 2016 году. В авиакомпаниях предупреждали, что это может повлечь за собой значительный рост затрат. Как указывали тогда в S7, стоимость исполнения предписания оценивается в тысячи долларов, включая стоимость самого видеооборудования в 1,5 млн руб. (для одного самолета). Источник в одной из крупнейших авиакомпаний рассказал РБК, что для нее закупка и установка оборудования обойдется в несколько десятков миллиардов рублей (на оснащение всего флота).
По словам источника РБК в другой крупной авиакомпании, помимо высоких затрат, есть сложности с технической стороны. Такие видеокамеры должны обязательно сертифицироваться, требования закреплены в постановлении правительства о транспортной безопасности, вышедшем в сентябре 2016 года. «Видеокамеры, которые нам сегодня предлагаются к установке, этим сертификационным требованиям не соответствуют, у производителей самолетов нет такого оборудования», — говорит собеседник РБК. Он добавляет, что требования к российским авиакомпаниям строже, чем к иностранным.
Требование установки камер продиктовано транспортной безопасностью, но на рынке нет понимания, как это может помочь в случае ЧП или какой-либо угрозы, говорит РБК топ-менеджер одной из крупнейших телекоммуникационных компаний. Как пояснил РБК собеседник в одном из профильных ведомств, записи можно будет просматривать после каждого рейса с целью выявления нарушителей или причины возникновения конфликтной ситуации.
В 2016 году сообщалось, что в случае невыполнения требований Ространснадзора об установке видеокамер и оборудования для передачи видео во время полета в режиме реального времени авиакомпания может быть оштрафована на 50–200 тыс. руб., а в случае повторного нарушения — на 200–500 тыс. руб. с возможностью приостановки деятельности на срок до 90 суток. О возможных штрафах в новом постановлении правительства не сообщается. РБК направил запросы в Минтранс и Ространснадзор.
Как работает частная авиация
Кадр из фильма «Мне бы в небо»
В Москве существуют десятки компаний, готовых предложить аренду частного самолета. Процедура брони простая, нужно лишь заполнить заявку на рейс, подписать необходимые документы и оплатить судно. При этом планировать перелет за месяц-другой вовсе не обязательно. По словам старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами Leading charter technologies Динара Гилимханова, улететь можно даже через 2,5 часа после заказа, все зависит от технического обеспечения судна и готовности экипажа добраться в аэропорт.
Паспортный контроль для ВИП-клиентов мало чем отличается от аналогичной процедуры в эконом-классе: проверка документов, сканер багажа, рамка металлоискателя. Разница только в терминале (вылет осуществляется через ВИП-терминал) и времени регистрации. Пассажиру бизнес-джета достаточно приехать в аэропорт за 15 минут до вылета. Впрочем, опоздать на рейс тоже можно. «Клиенты часто опаздывают, мы к этому привыкли, хотя лимит ожидания все же существует. Например, рейс Москва — Ницца занимает 3,5 часа, плюс еще час требуется на подготовку. Рабочее время экипажа 12 часов, так что опоздание часов на пять вполне допустимо», — рассказывает Динар Гилимханов.
ВИП-аэропортом в Москве считается Внуково-3, в Санкт-Петербурге — Пулково-3. В принципе, пассажир может вылететь из любого аэропорта, имеющего код ICAO и IATA. Главное ограничение — это длина и ширина полосы для конкретного типа самолета.
В большинстве случаев экипаж состоит из капитана, второго пилота и стюардессы. По словам менеджера по работе с ВИП-клиентами компании Jet Vip Александра Осита, на частные перелеты ставят тех же сотрудников, что и в гражданской авиации. Ключевых требований здесь два: пилот должен иметь допуск на конкретный тип самолета, которым он управляет, а экипаж иметь опыт работы на судне, на котором осуществляется полет. «Конечно, стюардессы проходят десятки различных курсов, однако сертификаты не могут гарантировать работу на рейсе такого уровня», — говорит Осит.
Особое внимание уделяется питанию на борту. На него компания закладывает €150–200.
По словам сотрудников бизнес-авиации, клиенты высокого уровня привыкли питаться в конкретных заведениях, поэтому авиация пользуется услугами кейтеринговых компаний.
«Многие пассажиры сейчас сидят на диетах, например на макробиотической диете. Поэтому чаще всего мы пользуемся ресторанами, которые входят в топ-5. Это рестораны сети Novikov Group, Maison Dellos и другие заведения аналогичного уровня», — поясняет Александр Осит.
Кстати, курить в частных самолетах тоже можно. Причем выходить для этого в туалет вовсе не обязательно. «Разрешение на курение зависит от политики авиакомпании, которой принадлежит самолет, и политики собственника бизнес-джета, потому что часть из них принадлежит физическим лицам, которые отдают самолеты в эксплуатацию авиакомпаниям. Если владелец и авиакомпания позволяют, то пассажир может курить прямо в салоне. В таких самолетах хорошая вентиляция, а за салоном хороший уход», — поясняет гендиректор Air Charter Азат Мулгимов.
Услугами ВИП-авиации пользуются в различных случаях. Это могут быть деловые поездки по вопросам бизнеса, полеты спортивной команды на соревнования, отдых с семьей, свадьба, мотивационные поездки для сотрудников компании или звездные турне. В среднем за месяц компания, занимающаяся бизнес-авиацией, организует от 60 до 100 перелетов. «У нас три офиса в Москве и Санкт-Петербурге плюс дочерняя компания в Алма-Ате. В начале года мы делали мировое турне для Iron Maiden. Для нас это был один контракт, а перелетов было около семидесяти — Африка, Австралия, Южная и Северная Америка. Точное число перелетов подсчитать сложно, статистика — хитрая штука», — поясняет Азат Мулгимов.
В целом ВИП-самолет рассчитан на 5–19 пассажиров.
Начиная с 19 человек уже требуется групповой чартер (кстати, он уже может быть как ВИП-джетом, так и обычным самолетом эконом- или бизнес-класса, арендуемым для путешествий большим составом). «Средний самолет рассчитан на восемь человек. В нем оборудовано пять отдельно стоящих кресел, которые раздвигаются и трансформируются в полноценную кровать, и трехместный диван, на котором человек ростом до 170 см может комфортно лежать», — рассказывает Динар Гилимханов. Также большой популярностью пользуются самолеты с двумя салонами. В одном сидят дети, няни и жена, в другом бизнесмен может вести переговоры с партнерами по бизнесу как лично, так и онлайн. Интернет на всех частных самолетах работает великолепно.
Стоимость перелета формируется из потребностей клиента. «Мы можем сделать все что угодно, это вопрос цены. Душ, плейстейшн, кровать king-size, светодиодный диско-шар — любой каприз. Хотя до безумия обычно не доходит. В основном все пожелания связаны с питанием и непосредственно с самолетом — он должен быть новым и максимально комфортным», — рассказывает Александр Осит. При расчете цены на бизнес-джет менеджеры учитывают несколько факторов. Во-первых, тип самолета — чем он больше, тем дороже обойдется аренда. Во-вторых, маршрут полета — чем больше часов лететь, тем выгоднее цена часа (иногда короткие маршруты могут стоить так же, как более длинные). Также на стоимость влияет количество пассажиров (на каждого требуется ВИП-терминал и ВИП-питание) и количество дней стоянки (рейс с одним днем стоянки будет стоить дешевле, чем рейс с 2–5 днями стоянки).
Самыми популярными направлениями в зимнее время считаются Москва — Куршавель — Москва (от €40 тыс.) и Москва — Шамбери (от €24 тыс. в один конец).
В летние месяцы пассажиры в основном летают по маршруту Ницца — Москва — Ницца (от €35–40 тыс.) и в Италию (как на острова, так и в популярные у туристов города). Бюджетными направлениями считаются Рига (€10 тыс. за полет в один конец) и Берлин (€14 тыс.). По словам сотрудников бизнес-авиации, в последнее время пользоваться частными самолетами стали и для полетов по городам России. Популярных направлений несколько: Санкт-Петербург (от €5 тыс. в одну сторону и от €27 тыс. за раунд-трип), Сочи (от €22 тыс. за раунд-трип) и Симферополь (от €17 тыс. за раунд-трип).
Впрочем, возможность сэкономить на частных полетах все же есть — благодаря так называемым пустым перелетам (ситуация, когда самолет летит без пассажиров). «Например, у самолета базировка в Варшаве, а у нас есть пассажир, которому нужно вылететь из Москвы в Санкт-Петербург. В этом случае самолет прилетает из Варшавы в Москву, затем летит в Питер и потом обратно в Варшаву. Перелет Варшава — Москва — Варшава и называется пустым. Стоимость перелета все равно оплачивает пассажир, так как понимает, что самолет должен подлететь к его точке вылета. В то же время авиакомпания, получив перелеты уже оплаченными, может предлагать такой маршрут на рынке другим пассажирам через авиационных брокеров, но по цене примерно в два раза ниже.
То есть в такой схеме перелет будет стоить не €20 тыс., а €10 тыс.
На рынке таких перелетов достаточно много, но они непрогнозируемые и непланируемые. Продолжительность жизни у таких предложений ничтожна мала, и если мы знаем, что клиент заинтересован, то ставим бронь у авиакомпании и затем связываемся с клиентом и рассказываем обо всех подробностях. Наша компетенция как раз состоит в том, что мы обладаем информацией обо всех авиакомпаниях, их парках и планах, можем находить для клиентов подобное решение», — объясняет Азат Мулгимов.
Ситуации с изменением маршрута, отменой вылета или экстренной посадкой самолета в компаниях тоже предусмотрены, хотя в большинстве случаев обсуждаются в индивидуальном порядке. По словам Азата Мулгимова, вопросы с технической неполадкой самолета, вызванные погодными условиями, находятся под контролем экипажа, решения он принимает самостоятельно. В случае, если полет приходится отменять не по техническим причинам, большинство расходов ложится на пассажиров. Кстати, изменить маршрут полета можно только в том случае, если это личный самолет пассажира и его личный экипаж.