1 что такое биоэтика кто впервые ввел этот термин
История биоэтики
Термину «биоэтика» немногим более четверти века. Биоэтика это междисциплинарное знание, под которым понимается «систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов» [Судо Ж., 2001] с соответствующим ему организационным уровнем (например, Гастингс-центр (Нью-Йорк, США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада)). Несмотря на недлительную историю своего существования сегодня происходит изменения парадигмы этого знания.
Биоэтика возникла в Соединенных Штатах. С самого начала своего существования ее отличал оттенок «катастрофизма», указывающий на опасность разрушения всей экосистемы в условиях разрыва между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Биоэтика понималась как дополнительный защитительный барьер, охраняющий личность от посягательства тоталитарной системы, вооружившейся современными средствами науки. Ван Ренесслер Поттер (Potter)), введший в обиход сам термин «биоэтика» писал в своей книге «Биоэтика: мост в будущее»: «Я выбрал корень bio для обозначения биологического знания, науки о живом, и ethics для символического обозначения системы человеческих ценностей» [V.R. Potter, Bioethics: bridgetothefuture, c.l.]. Для биоэтики в понимании Поттера характерно ощущении опасности перед лицом научно-технического прогресса. Таким образом, первоначально речь шла о некотором тождестве биоэтики и экологии.
Дальнейшее развитие биоэтики связано с именем голландского врача Андре Хеллегерса. Для него характерно рассмотрение биоэтики в качестве пространства диалога между медициной и философией. Понимание биоэтики в его концепции как дисциплины, призванной синтезировать медицинские и этические знания, получило большее распространение и пришло на смену поттеровскому пониманию ее.
Для биоэтики, изначально существующей в парадигме защиты прав индивида перед лицом агрессивной технократической цивилизации, в последнее время характерна смена парадигмы. Ученые-биоэтики сейчас более склонны говорить об «этике ответственности», нежели чем об «этике прав личности».
Наглядно это изменение проиллюстрировал VI Всемирный конгресс по биоэтике, проходивший в октябре-ноябре 2002 года в Бразилии. Тема конгресса «Власть и беззаконие» отразила озабоченность его участников проблемами несправедливого распределения ресурсов в здравоохранении. Было подчеркнуто негативное влияние международных организаций на состояние национальных систем здравоохранения в развивающихся странах. В наиболее явном виде оно оказывается, по словам участников конгресса, посредством международного фармакологического бизнеса, реально не соответствующего нуждам этих стран, но ассимилирующего значительные объемы денежных средств. Тема отрицательных последствий глобализации в настоящее время выходит на первый план.
Таким образом, на сегодняшний день в поле внимания биоэтики находятся не только вопросы, связанные с развитием новых медицинских технологий, но все большую остроту и значимость принимают проблемы управления и организации здравоохранения.
История биоэтики в фокусе современных проблем здравоохранения
Автор: Сушко Н.А, Российский государственный медицинский университет
* Печатается по: Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности//Материалы 2‑й Всероссийской научно-практической конференции. М.:РНОУ, 26 марта 2004 г. с. 329.
БИОЭ́ТИКА
Том 3. Москва, 2005, стр. 539-541
Скопировать библиографическую ссылку:
БИОЭ́ТИКА (биомедицинская этика), сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политич. решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биологич. и мед. наук, и практика здравоохранения. Термин «Б.» был впервые использован в 1970 амер. биохимиком В. Р. Поттером (1911–2001), который обозначил Б. как область исследований, призванную соединить биологич. науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологич. вида при обеспечении достойного качества его жизни. Примерно в то же время амер. врач А. Хеллегерс (1926–1979) дал др. трактовку Б. Он представил её как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высокотехнологичная медицина. Именно Хеллегерс придал Б. академич. статус и способствовал её признанию в биологич. и мед. науках, политике и СМИ. Именно его понимание Б. стало со временем преобладающим. В кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. в США возникли первые центры, занимающиеся проблемами Б.: Гастингский центр (штат Нью-Йорк) и Ин-т этики им. Кеннеди Джорджтаунского ун-та (Вашингтон). Первое десятилетие своего существования Б. развивалась в осн. в США, затем постепенно стала укореняться также в Зап. Европе и др. регионах мира. Рос. нац. комитет по биоэтике РАН создан в 1992. В 1992 организовалась Междунар. ассоциация биоэтики, которая каждые два года проводит всемирные конгрессы. Б. имеет множество периодич. изданий, самые авторитетные из которых: «Bioethics» (1987, Lankaster; c 1992 орган Междунар. ассоциации биоэтики), «The Hastings Center Report» (1971, Garrison; N. Y.), «Journal of Medical Ethics» (1975, L.). Однако в целом Б. существует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющегося поля этич. и правовых проблем, как правило не имеющих простых и однозначных решений, чем в качестве научной дисциплины со строгим и общепринятым концептуальным аппаратом. Существует множество версий Б., принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам.
БИОЭТИКА
Смотреть что такое БИОЭТИКА в других словарях:
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА БИОЭТИКА — область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных н. смотреть
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
— область знания, изучающая этико—правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Термин впервые был предложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этического натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сходный с ним по значению термин «биомедицинская этика», стал применяться главным образом для обозначения медицинской (или врачебной) этики на современном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что последняя не является корпоративной этикой профессионального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и пациентом, характерным для традиционной медицинской этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биомедицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомедицины идею Канта о том, что каждая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределение прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, принцип информированного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причиной появления биоэтики стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусственной репродукции (оплодотворение в пробирке с последующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание плода, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяющие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека навсегда потерявшего сознание; перспективы вмешательства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это остро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собственности на генетическую информацию о человеке и защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выходящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно—исторические традиции, разнящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь профессионалов — социальна и культурно приемлемыми могут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы различных социальных групп. Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, биологи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механизмы морально—этического контроля в сфере биомедицины, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно—исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее такие эксперименты, в обязательном порядке должно получить одобрение соответствующего этического комитета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от интересов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в деятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здравоохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабатывают нормативные документы, регулирующие практику здравоохранения и проведение биомедицинских исследований. (См. этика науки, этос науки). Б.Г. Юдин. смотреть
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
— система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа. Культурные основания Б. заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственностью за сохранение последней. Б. также охватывает проблемы ценностного характера, включая широкий спектр социальных вопросов. Так, одна из целей Б. — выработка критериев и нормативов, допускающих или ограничивающих проведение тех или иных исследований на человеке (в том числе и экспериментальных) способных изменить его поведение, психику и, в конечном счете, создающих возможность манипулирования личностью. В Б. можно выделить проблемы медицинской, профессиональной и социальной этики. В разработке ее проблем участвуют философы (специализирующиеся как в сфере этики, так и в сфере философии науки), юристы, социологи, биологи, теоретики медицины и теологи. Актуализация проблем Б. обусловлена научно-техническим прогрессом, развитием генной инженерии, биотехнологии. Генная технология дает человеку могущество, которым он раньше не обладал: целе-направлеяо и быстро изменять природную среду. То, на что естественной эволюции иногда требовалось миллионы лет, человек может совершить теперь за небольшой отрезок времени. Метод генной технологии может быть применен в биотехнологии, клеточной биологии, генетике человека. С помощью генной технологии человечество может глубже понять жизненные процессы на молекулярном уровне, что в будущем позволит улучшить основы наследственности человека, победить болезни. Генная технология и биотехнология могут вмешаться в судьбу человека: 1) это направленное изменение наследственного материала (техника рекомбинации ДНК); 2) идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); 3) создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов; 4) внедрение биологических роботов, содержащих свою рабочую программу в виде биохимической информации и находящихся в положении, когда они самостоятельно организуются и размножаются. Методики оживления, трансплантация, вживление искусственных органов — все это заметно обогащает арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Речь идет о возможной перестройке физиологических процессов развития человека, его естественного рождения, что влечет изменение взгляда па вещи, казавшиеся неприкосновенными и незыблемыми не только с позиции церкви, но и с точки зрения общечеловеческой морали (искусственное деторождение, «пробирочные дети», замораживание эмбриона и его реактивация спустя десятилетия). Подобные манипуляции могут привести к драматическому столкновению поколений. По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться, какую цену платить Из всего багажа общеэтических учений в Б., как правило, находит широкое применение лишь восходящее к классической традиции различение нормативного характера — речь идет о деонтологическом подходе и консеквентуалист-ском, или утилитаристском. Очевидно, что в рамках этих двух точек зрения совершенно по-разному может оцениваться экспериментирование на человеке: приверженец деонтологии будет на первое место ставить интересы того, на ком проводится эксперимент; сторонник утилитаризма будет больший вес придавать возможным результатам эксперимента для других людей. Идеалы и ценности гуманизма диктуют необходимость этического контроля над наукой, который должен быть открытым, междисциплинарным и направленным на защиту экологических и социальных интересов людей. А.Т. Павлова. смотреть
БИОЭТИКА
(от греч. bios жизнь и ethikos этика, мораль, обычаи) наука о нравственной стороне жизнедеятельности. Б. или этика жизни является разделом прикладной этики философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы. Термин *Б.* был впервые предложен американским онкологом-исследователем В.Р. Поттером в 1969. Б. рассматривается В. Поттером как *новая дисциплина*, которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками, соединит знание и размышление, разум, интуицию и эмпирический опыт для выживания человечества и для улучшения условий его жизни. Выступая в Коста-Рике в марте 1999, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: *Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова *гуманность*. На сегодняшний день трактовка Б. разнородна. В узком смысле термином *Б.* обозначается весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Этическая направленность Б. предполагает поиск решения моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. Б. это процесс осмысления неоднозначных ситуаций, постоянно возникающих в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания. Врачи, создающие новые технологии и осваивающие новые сферы приложения медицинского знания, объективно нуждаются в определенной этико-нормативной системе, содержанием которой является цельная и вполне определенная программа морального и юридического регулирования острейших проблем, возникающих в современной медицине. В широком смысле содержание понятия *Б.* предполагает освещение и исследование ряда аксиологических, социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, причем касающихся в некоторых случаях не только человека, но и любых животных или растений, включенных в систему человеческих интеракций. Б. имеет, прежде всего, философскую направленность, так как предполагает, что процесс инноваций и экспериментальных исследований в медицине зависит не только от уровня научности медицины, но и от сложившегося в общественном мнении (сознании) представления о пределе вмешательства в живую природу и, следовательно, требует философско-методологического осмысления нового медицинского знания и новых медицинских технологий. Иными словами, Б. как новое научное направление основывается на достижениях современной биологии, но обосновывает или решает моральные и правовые проблемы, возникающие в ходе научных исследований и практической деятельности человека во взаимодействии с живым миром. Таким образом, Б., появившаяся около трех десятилетий назад, стала системным ответом на так называемые *проблемные ситуации* этико-правового характера, объективно возникающие в современной клинической практике под влиянием научно-технического прогресса в биологии и медицине, а также культурной панмиксии и социально-экономических факторов. Эта наука вписывается в более общий контекст биокультуры, охватывающей приложения биологии не только к социально-политической, но и ко всей гуманитарной проблематике и включающей наряду с Б. био-политику, биоэстетику, биоюриспруденцию, биотеологию и др. А.В. Бобрикова, Л.М. Сагальчик. смотреть
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
направление соц.-филос. мысли, ставящее своей задачей изучение нрав-ственно-этич., соц.-политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин *Б.* введен в научн. оборот В.Р. Поттером видным амер. ученым, автором книги *Биоэтика. Мост к будущему*. Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными соц. последствий научн. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с др. приведут к гибели человеческую цивилизацию, Поттер предлагает построить *мост к будущему*, создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологич. науке и включать в себя наиболее существенные элементы соц. и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной *Энциклопедии биоэтики* (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики. К первой группе можно отнести основные понятия, к-рыми оперирует Б. Это необходимая теоретич. база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни и смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т. п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологич. природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологич. проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся соц. вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы соц. неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. Лит.: Сноу Ч. Две культуры. М., 1974; Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey, 1971; Encyclopedia of Bioethics. N.Y., 1978; Contemporary issues in bioethics. California, 1978. А.Д. Налетова. смотреть
БИОЭТИКА
— направление социально-философской мысли, ставящее своей задачей изучение нравственно-этических, социально-политических и гуманитарных аспектов биологических наук. Термин введён в научный оборот В. Р. Поттером — видным американским ученым, автором книги «Биоэтика. Мост к будущему». Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными социальных последствий науч. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с другой — приведут к гибели человеческую цивилизацию. Поттер предлагает построить «мост к будущему», создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологической науке и включать в себя наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной «Энциклопедии биоэтики» (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание Б. К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует Б. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни, смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т.п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологических природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвёртую группу можно выделить экологические проблемы: охрана окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. (по А Д. Налетовой). смотреть
БИОЭТИКА
(от греч. bios – жизнь ethos – привычка, нрав) – область знания, изучающая правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. От традиционной медицинской этики Б. отличается тем, что не является корпоративной этикой врачей. Б. – междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, психологи, биологи, юристы, теологи, культурологи и др. В основе Б. лежит принцип: каждая личность – самоцель, и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Любое лечение проводится на основе добровольного и осознанного согласия полностью информированного пациента. Одной из причин появления Б. стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека: трансплантация органов и тканей, искусственное вынашивание плода, генодиагностика и генотерапия, клонирование и др. Все это остро ставит новые философские, этические и психологические проблемы (Б. Г. Юдин, 2001). Б. является инструментом, позволяющим конструктивно разрешать конфликтные ситуации во взаимоотношениях пациентов и медицинского персонала, др. конфликты в области медицинской науки и практического здравоохранения. Скандалы последних лет, связанные с продажей детей за границу, отбором органов у погибших людей без согласия и даже информирования их родственников, продажей органов для пересадки и т. п., говорят о наличии в России серьезных и многочисленных нарушений Б. Развитие Б. и соблюдение ее требований – важнейшее условие профилактики и конструктивного разрешения многих конфликтов, а также недопущения серьезных проблем в будущем. смотреть
БИОЭТИКА
— термин, используемый для отделения традиционной медицинской этики от этических вопросов, возникающих вследствие развития современной биологии и меди. смотреть
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
БИОЭТИКА
Ударение в слове: био`этикаУдарение падает на букву: эБезударные гласные в слове: био`этика
БИОЭТИКА
Философское и этическое осмысление проблемных ситуаций, связанных с вмешательством в репродуктивные возможности, трансплантацию органов, проведение экспериментов на человеке, с жизнью и смертью, с решением вопросов использования психотропных препаратов и психохирургических методов лечения. смотреть
БИОЭТИКА
Rzeczownik биоэтика f bioetyka f
БИОЭТИКА
(греч. bios ethos – обычай; характер) – научная область, занимающаяся вопросами этики в связи с медициной, со здравоохранением и такими смежными науками, как биология, психология, физиология и др. См. Этика. смотреть
БИОЭТИКА
Кэт Кот Коат Кито Кит Киот Обкат Ока Окат Окб Тик Кбит Катио Ток Кат Кабо Каб Итак Бот Этак Биоэтика Биота Био Батик Бат Бакт Акт Аки Этико Бак Биток Боа Этика Эта Эко Бок Ботик Икота Икт Тэк. смотреть
БИОЭТИКА
Научная область, занимающаяся вопросами этики и ценностей в связи с медициной и смежными с ней науками, такими как биология, физиология, психология и т.д. смотреть
БИОЭТИКА
ж.(этика биологических исследований) bioethics
БИОЭТИКА
раздел этики, изучающий моральные и нравственные аспекты применения достижений современной биологии и биотехнологии.