1 что такое биоэтика кто впервые ввел этот термин

История биоэтики

Тер­ми­ну «био­э­ти­ка» немно­гим более чет­вер­ти века. Био­э­ти­ка это меж­дис­ци­пли­нар­ное зна­ние, под кото­рым по­нимается «систе­ма­ти­че­ский ана­лиз дей­ствий чело­ве­ка в био­ло­гии и меди­цине в све­те нрав­ствен­ных цен­но­стей и прин­ци­пов» [Судо Ж., 2001] с соот­вет­ству­ю­щим ему орга­ни­за­ци­он­ным уров­нем (напри­мер, Гастингс-центр (Нью-Йорк, США), Центр по био­э­ти­ке при меди­ко-иссле­до­ва­тель­ском инсти­ту­те Мон­ре­а­ля (Кана­да)). Несмот­ря на недли­тельную исто­рию сво­е­го суще­ство­ва­ния сего­дня про­ис­хо­дит изме­не­ния пара­диг­мы это­го знания.

Био­э­ти­ка воз­ник­ла в Соеди­нен­ных Шта­тах. С само­го нача­ла сво­е­го суще­ство­ва­ния ее отли­чал отте­нок «ката­стро­физ­ма», ука­зы­ва­ю­щий на опас­ность раз­ру­ше­ния всей эко­си­сте­мы в усло­ви­ях раз­ры­ва меж­ду гума­ни­тар­ным и есте­ственнонаучным зна­ни­ем. Био­э­ти­ка пони­ма­лась как допол­ни­тель­ный защи­ти­тель­ный барьер, охра­ня­ю­щий лич­ность от пося­га­тель­ства тота­ли­тар­ной систе­мы, воору­жив­шей­ся совре­мен­ны­ми сред­ства­ми нау­ки. Ван Ренес­слер Пот­тер (Potter)), введ­ший в оби­ход сам тер­мин «био­э­ти­ка» писал в сво­ей кни­ге «Био­э­ти­ка: мост в буду­щее»: «Я выбрал корень bio для обо­зна­че­ния био­ло­ги­че­ско­го зна­ния, нау­ки о живом, и ethics для сим­во­ли­че­ско­го обо­зна­че­ния систе­мы чело­ве­че­ских цен­но­стей» [V.R. Potter, Bioethics: bridgetothefuture, c.l.]. Для био­э­ти­ки в пони­ма­нии Пот­те­ра характер­но ощу­ще­нии опас­но­сти перед лицом науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Таким обра­зом, пер­во­на­чаль­но речь шла о не­котором тож­де­стве био­э­ти­ки и экологии.

Даль­ней­шее раз­ви­тие био­э­ти­ки свя­за­но с име­нем гол­ланд­ско­го вра­ча Андре Хел­ле­гер­са. Для него харак­тер­но рас­смотрение био­э­ти­ки в каче­стве про­стран­ства диа­ло­га меж­ду меди­ци­ной и фило­со­фи­ей. Пони­ма­ние био­э­ти­ки в его кон­цеп­ции как дис­ци­пли­ны, при­зван­ной син­те­зи­ро­вать меди­цин­ские и эти­че­ские зна­ния, полу­чи­ло боль­шее распро­странение и при­шло на сме­ну пот­те­ров­ско­му пони­ма­нию ее.

Для био­э­ти­ки, изна­чаль­но суще­ству­ю­щей в пара­диг­ме защи­ты прав инди­ви­да перед лицом агрес­сив­ной технокра­тической циви­ли­за­ции, в послед­нее вре­мя харак­тер­на сме­на пара­диг­мы. Уче­ные-био­э­ти­ки сей­час более склон­ны го­ворить об «эти­ке ответ­ствен­но­сти», неже­ли чем об «эти­ке прав личности».

Нагляд­но это изме­не­ние про­ил­лю­стри­ро­вал VI Все­мир­ный кон­гресс по био­э­ти­ке, про­хо­див­ший в октяб­ре-нояб­ре 2002 года в Бра­зи­лии. Тема кон­грес­са «Власть и без­за­ко­ние» отра­зи­ла оза­бо­чен­ность его участ­ни­ков про­бле­ма­ми не­справедливого рас­пре­де­ле­ния ресур­сов в здра­во­охра­не­нии. Было под­черк­ну­то нега­тив­ное вли­я­ние меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций на состо­я­ние наци­о­наль­ных систем здра­во­охра­не­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах. В наи­бо­лее явном виде оно ока­зы­ва­ет­ся, по сло­вам участ­ни­ков кон­грес­са, посред­ством меж­ду­на­род­но­го фар­ма­ко­ло­ги­че­ско­го биз­не­са, реаль­но не соот­вет­ству­ю­ще­го нуж­дам этих стран, но асси­ми­ли­ру­ю­ще­го зна­чи­тель­ные объ­е­мы денеж­ных средств. Тема отри­цательных послед­ствий гло­ба­ли­за­ции в насто­я­щее вре­мя выхо­дит на пер­вый план.

Таким обра­зом, на сего­дняш­ний день в поле вни­ма­ния био­э­ти­ки нахо­дят­ся не толь­ко вопро­сы, свя­зан­ные с разви­тием новых меди­цин­ских тех­но­ло­гий, но все боль­шую остро­ту и зна­чи­мость при­ни­ма­ют про­бле­мы управ­ле­ния и орга­низации здравоохранения.

Исто­рия био­э­ти­ки в фоку­се совре­мен­ных про­блем здравоохранения

Автор: Суш­ко Н.А, Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный меди­цин­ский университет

* Печа­та­ет­ся по: Акту­аль­ные про­бле­мы пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния меди­цин­ской деятельности//Материалы 2‑й Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. М.:РНОУ, 26 мар­та 2004 г. с. 329.

Источник

БИОЭ́ТИКА

Том 3. Москва, 2005, стр. 539-541

Скопировать библиографическую ссылку:

БИОЭ́ТИКА (био­ме­ди­цин­ская эти­ка), сфе­ра меж­дис­ци­п­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ний, пуб­лич­ных дис­кус­сий и по­ли­тич. ре­ше­ний, свя­зан­ных с ос­мыс­ле­ни­ем, об­су­ж­де­ни­ем и раз­ре­ше­ни­ем раз­но­об­раз­ных мо­раль­ных про­блем, ко­то­рые по­ро­ж­да­ют но­вей­шие дос­ти­же­ния био­ло­гич. и мед. на­ук, и прак­ти­ка здра­во­охра­не­ния. Тер­мин «Б.» был впер­вые ис­поль­зо­ван в 1970 амер. био­хи­ми­ком В. Р. Пот­те­ром (1911–2001), ко­то­рый обо­зна­чил Б. как об­ласть ис­сле­до­ва­ний, при­зван­ную со­еди­нить био­ло­гич. нау­ки с эти­кой во имя ре­ше­ния в дли­тель­ной пер­спек­ти­ве за­да­чи вы­жи­ва­ния че­ло­ве­ка как био­ло­гич. ви­да при обес­пе­че­нии дос­той­но­го ка­че­ст­ва его жиз­ни. При­мер­но в то же вре­мя амер. врач А. Хел­ле­герс (1926–1979) дал др. трак­тов­ку Б. Он пред­ста­вил её как но­вый спо­соб ос­мыс­ле­ния и ре­ше­ния тех мо­раль­ных кон­флик­тов, ко­то­рые по­ро­ж­да­ет вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ная ме­ди­ци­на. Имен­но Хел­ле­герс при­дал Б. ака­де­мич. ста­тус и спо­соб­ст­во­вал её при­зна­нию в био­ло­гич. и мед. нау­ках, по­ли­ти­ке и СМИ. Имен­но его по­ни­ма­ние Б. ста­ло со вре­ме­нем пре­об­ла­даю­щим. В кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. в США воз­ник­ли пер­вые цен­тры, за­ни­маю­щие­ся про­бле­ма­ми Б.: Гас­тинг­ский центр (штат Нью-Йорк) и Ин-т эти­ки им. Кен­не­ди Джор­дж­таун­ско­го ун-та (Ва­шинг­тон). Пер­вое де­ся­ти­ле­тие сво­его су­ще­ст­во­ва­ния Б. раз­ви­ва­лась в осн. в США, за­тем по­сте­пен­но ста­ла уко­ре­нять­ся так­же в Зап. Ев­ро­пе и др. ре­гио­нах ми­ра. Рос. нац. ко­ми­тет по био­эти­ке РАН соз­дан в 1992. В 1992 ор­га­ни­зо­валась Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ция био­эти­ки, ко­то­рая ка­ж­дые два го­да про­во­дит все­мир­ные кон­грес­сы. Б. име­ет мно­же­ст­во пе­рио­дич. из­да­ний, са­мые ав­то­ри­тет­ные из ко­то­рых: «Bioethics» (1987, Lankaster; c 1992 ор­ган Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции био­эти­ки), «The Hastings Center Report» (1971, Garrison; N. Y.), «Journal of Medical Ethics» (1975, L.). Од­на­ко в це­лом Б. су­ще­ст­ву­ет ско­рее в ка­че­ст­ве не­пре­стан­но рас­ши­ряю­ще­го­ся и ус­лож­няю­ще­го­ся по­ля этич. и пра­во­вых про­блем, как пра­ви­ло не имею­щих про­стых и од­но­знач­ных ре­ше­ний, чем в ка­че­ст­ве на­уч­ной дис­ци­п­ли­ны со стро­гим и об­ще­при­ня­тым кон­цеп­ту­аль­ным ап­па­ра­том. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во вер­сий Б., прин­ци­пи­аль­но от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га по са­мым су­ще­ст­вен­ным мо­мен­там.

Источник

БИОЭТИКА

Смотреть что такое БИОЭТИКА в других словарях:

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА БИОЭТИКА — область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных н. смотреть

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

— область знания, изучающая этико—правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Термин впервые был предложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этического натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сходный с ним по значению термин «биомедицинская этика», стал применяться главным образом для обозначения медицинской (или врачебной) этики на современном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что последняя не является корпоративной этикой профессионального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и пациентом, характерным для традиционной медицинской этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биомедицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомедицины идею Канта о том, что каждая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределение прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, принцип информированного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причиной появления биоэтики стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусственной репродукции (оплодотворение в пробирке с последующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание плода, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяющие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека навсегда потерявшего сознание; перспективы вмешательства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это остро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собственности на генетическую информацию о человеке и защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выходящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно—исторические традиции, разнящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь профессионалов — социальна и культурно приемлемыми могут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы различных социальных групп. Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, биологи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механизмы морально—этического контроля в сфере биомедицины, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно—исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее такие эксперименты, в обязательном порядке должно получить одобрение соответствующего этического комитета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от интересов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в деятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здравоохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабатывают нормативные документы, регулирующие практику здравоохранения и проведение биомедицинских исследований. (См. этика науки, этос науки). Б.Г. Юдин. смотреть

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

— система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа. Культурные основания Б. заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственностью за сохранение последней. Б. также охватывает проблемы ценностного характера, включая широкий спектр социальных вопросов. Так, одна из целей Б. — выработка критериев и нормативов, допускающих или ограничивающих проведение тех или иных исследований на человеке (в том числе и экспериментальных) способных изменить его поведение, психику и, в конечном счете, создающих возможность манипулирования личностью. В Б. можно выделить проблемы медицинской, профессиональной и социальной этики. В разработке ее проблем участвуют философы (специализирующиеся как в сфере этики, так и в сфере философии науки), юристы, социологи, биологи, теоретики медицины и теологи. Актуализация проблем Б. обусловлена научно-техническим прогрессом, развитием генной инженерии, биотехнологии. Генная технология дает человеку могущество, которым он раньше не обладал: целе-направлеяо и быстро изменять природную среду. То, на что естественной эволюции иногда требовалось миллионы лет, человек может совершить теперь за небольшой отрезок времени. Метод генной технологии может быть применен в биотехнологии, клеточной биологии, генетике человека. С помощью генной технологии человечество может глубже понять жизненные процессы на молекулярном уровне, что в будущем позволит улучшить основы наследственности человека, победить болезни. Генная технология и биотехнология могут вмешаться в судьбу человека: 1) это направленное изменение наследственного материала (техника рекомбинации ДНК); 2) идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); 3) создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов; 4) внедрение биологических роботов, содержащих свою рабочую программу в виде биохимической информации и находящихся в положении, когда они самостоятельно организуются и размножаются. Методики оживления, трансплантация, вживление искусственных органов — все это заметно обогащает арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Речь идет о возможной перестройке физиологических процессов развития человека, его естественного рождения, что влечет изменение взгляда па вещи, казавшиеся неприкосновенными и незыблемыми не только с позиции церкви, но и с точки зрения общечеловеческой морали (искусственное деторождение, «пробирочные дети», замораживание эмбриона и его реактивация спустя десятилетия). Подобные манипуляции могут привести к драматическому столкновению поколений. По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться, какую цену платить Из всего багажа общеэтических учений в Б., как правило, находит широкое применение лишь восходящее к классической традиции различение нормативного характера — речь идет о деонтологическом подходе и консеквентуалист-ском, или утилитаристском. Очевидно, что в рамках этих двух точек зрения совершенно по-разному может оцениваться экспериментирование на человеке: приверженец деонтологии будет на первое место ставить интересы того, на ком проводится эксперимент; сторонник утилитаризма будет больший вес придавать возможным результатам эксперимента для других людей. Идеалы и ценности гуманизма диктуют необходимость этического контроля над наукой, который должен быть открытым, междисциплинарным и направленным на защиту экологических и социальных интересов людей. А.Т. Павлова. смотреть

БИОЭТИКА

(от греч. bios жизнь и ethikos этика, мораль, обычаи) наука о нравственной стороне жизнедеятельности. Б. или этика жизни является разделом прикладной этики философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы. Термин *Б.* был впервые предложен американским онкологом-исследователем В.Р. Поттером в 1969. Б. рассматривается В. Поттером как *новая дисциплина*, которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками, соединит знание и размышление, разум, интуицию и эмпирический опыт для выживания человечества и для улучшения условий его жизни. Выступая в Коста-Рике в марте 1999, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: *Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова *гуманность*. На сегодняшний день трактовка Б. разнородна. В узком смысле термином *Б.* обозначается весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Этическая направленность Б. предполагает поиск решения моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. Б. это процесс осмысления неоднозначных ситуаций, постоянно возникающих в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания. Врачи, создающие новые технологии и осваивающие новые сферы приложения медицинского знания, объективно нуждаются в определенной этико-нормативной системе, содержанием которой является цельная и вполне определенная программа морального и юридического регулирования острейших проблем, возникающих в современной медицине. В широком смысле содержание понятия *Б.* предполагает освещение и исследование ряда аксиологических, социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, причем касающихся в некоторых случаях не только человека, но и любых животных или растений, включенных в систему человеческих интеракций. Б. имеет, прежде всего, философскую направленность, так как предполагает, что процесс инноваций и экспериментальных исследований в медицине зависит не только от уровня научности медицины, но и от сложившегося в общественном мнении (сознании) представления о пределе вмешательства в живую природу и, следовательно, требует философско-методологического осмысления нового медицинского знания и новых медицинских технологий. Иными словами, Б. как новое научное направление основывается на достижениях современной биологии, но обосновывает или решает моральные и правовые проблемы, возникающие в ходе научных исследований и практической деятельности человека во взаимодействии с живым миром. Таким образом, Б., появившаяся около трех десятилетий назад, стала системным ответом на так называемые *проблемные ситуации* этико-правового характера, объективно возникающие в современной клинической практике под влиянием научно-технического прогресса в биологии и медицине, а также культурной панмиксии и социально-экономических факторов. Эта наука вписывается в более общий контекст биокультуры, охватывающей приложения биологии не только к социально-политической, но и ко всей гуманитарной проблематике и включающей наряду с Б. био-политику, биоэстетику, биоюриспруденцию, биотеологию и др. А.В. Бобрикова, Л.М. Сагальчик. смотреть

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

направление соц.-филос. мысли, ставящее своей задачей изучение нрав-ственно-этич., соц.-политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин *Б.* введен в научн. оборот В.Р. Поттером видным амер. ученым, автором книги *Биоэтика. Мост к будущему*. Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными соц. последствий научн. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с др. приведут к гибели человеческую цивилизацию, Поттер предлагает построить *мост к будущему*, создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологич. науке и включать в себя наиболее существенные элементы соц. и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной *Энциклопедии биоэтики* (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики. К первой группе можно отнести основные понятия, к-рыми оперирует Б. Это необходимая теоретич. база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни и смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т. п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологич. природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологич. проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся соц. вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы соц. неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. Лит.: Сноу Ч. Две культуры. М., 1974; Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey, 1971; Encyclopedia of Bioethics. N.Y., 1978; Contemporary issues in bioethics. California, 1978. А.Д. Налетова. смотреть

БИОЭТИКА

— направление социально-философской мысли, ставящее своей задачей изучение нравственно-этических, социально-политических и гуманитарных аспектов биологических наук. Термин введён в научный оборот В. Р. Поттером — видным американским ученым, автором книги «Биоэтика. Мост к будущему». Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными социальных последствий науч. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с другой — приведут к гибели человеческую цивилизацию. Поттер предлагает построить «мост к будущему», создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологической науке и включать в себя наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной «Энциклопедии биоэтики» (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание Б. К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует Б. Это необходимая теоретическая база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни, смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т.п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологических природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвёртую группу можно выделить экологические проблемы: охрана окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. (по А Д. Налетовой). смотреть

БИОЭТИКА

(от греч. bios – жизнь ethos – привычка, нрав) – область знания, изучающая правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. От традиционной медицинской этики Б. отличается тем, что не является корпоративной этикой врачей. Б. – междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, психологи, биологи, юристы, теологи, культурологи и др. В основе Б. лежит принцип: каждая личность – самоцель, и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Любое лечение проводится на основе добровольного и осознанного согласия полностью информированного пациента. Одной из причин появления Б. стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека: трансплантация органов и тканей, искусственное вынашивание плода, генодиагностика и генотерапия, клонирование и др. Все это остро ставит новые философские, этические и психологические проблемы (Б. Г. Юдин, 2001). Б. является инструментом, позволяющим конструктивно разрешать конфликтные ситуации во взаимоотношениях пациентов и медицинского персонала, др. конфликты в области медицинской науки и практического здравоохранения. Скандалы последних лет, связанные с продажей детей за границу, отбором органов у погибших людей без согласия и даже информирования их родственников, продажей органов для пересадки и т. п., говорят о наличии в России серьезных и многочисленных нарушений Б. Развитие Б. и соблюдение ее требований – важнейшее условие профилактики и конструктивного разрешения многих конфликтов, а также недопущения серьезных проблем в будущем. смотреть

БИОЭТИКА

— термин, используемый для отделения традиционной медицинской этики от этических вопросов, возникающих вследствие развития современной биологии и меди. смотреть

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

Ударение в слове: био`этикаУдарение падает на букву: эБезударные гласные в слове: био`этика

БИОЭТИКА

Философское и этическое осмысление проблемных ситуаций, связанных с вмешательством в репродуктивные возможности, трансплантацию органов, проведение экспериментов на человеке, с жизнью и смертью, с решением вопросов использования психотропных препаратов и психохирургических методов лечения. смотреть

БИОЭТИКА

Rzeczownik биоэтика f bioetyka f

БИОЭТИКА

(греч. bios ethos – обычай; характер) – научная область, занимающаяся вопросами этики в связи с медициной, со здравоохранением и такими смежными науками, как биология, психология, физиология и др. См. Этика. смотреть

БИОЭТИКА

Кэт Кот Коат Кито Кит Киот Обкат Ока Окат Окб Тик Кбит Катио Ток Кат Кабо Каб Итак Бот Этак Биоэтика Биота Био Батик Бат Бакт Акт Аки Этико Бак Биток Боа Этика Эта Эко Бок Ботик Икота Икт Тэк. смотреть

БИОЭТИКА

Научная область, занимающаяся вопросами этики и ценностей в связи с медициной и смежными с ней науками, такими как биология, физиология, психология и т.д. смотреть

БИОЭТИКА

ж.(этика биологических исследований) bioethics

БИОЭТИКА

раздел этики, изучающий моральные и нравственные аспекты применения достижений современной биологии и биотехнологии.

БИОЭТИКА

БИОЭТИКА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *