Технология шестиугольного обучения что это такое
Приём «шестиугольное обучение» как один из способов развития критического мышления
Приём «шестиугольное обучение» как один из способов развития критического мышления
Ключевые слова: технология развития критического мышления, приём «шестиугольное обучение»
Приоритетной задачей современной школы, наряду с формированием у учащихся научных и прочных знаний, умений, навыков, является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников мышления. Оно предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик с хорошо развитым мышлением обладает готовностью отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открыт для новых идей, умеет делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. [1]
Одним из приемов развития мышления является «шестиугольное обучение».
Одна из наибольших загадок природы – пчелиные соты. По словам выдающегося ученого, Ч. Дарвина, этот продукт пчелиного творчества абсолютно идеален в плане соотношения экономии полезного пространства, строительного материала – воска, и труда работниц улья. Геометрия пчелиных сот такова, что каждый элемент имеет правильную форму шестигранника и совершенно одинаковый размер, именно это является причиной такого невероятно прочного сцепления. Опытным путем доказано, что никакая другая геометрическая форма не способна вынести такую же нагрузку, как шестигранные ячейки.
В настоящее время прием шестигранного обучения широко используется только в некоторых школах Великобритании и практически не распространен в России. Хотя он в полной мере соответствует системно-деятельностному подходу, являющемуся краеугольным в современном образовательном процессе, поскольку позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Свидетельством последнего может являться тот факт, насколько хорошо учащиеся усвоили материал и могут оперировать прошлыми знаниями при решении новых задач. И работа с шестиугольниками как раз предполагает, с одной стороны, опору на имеющийся у обучающихся уровень предметных компетенций, с другой, создание ситуации «разрыва», которая и будет стимулирующим фактором как к личностному росту, так и к самосовершенствованию в предметном поле.
Суть описываемого приема сводится к следующему. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту [4]. Это могут быть понятия, даты, причины и последствия каких-то событий. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. Работа учащихся заключается в том, чтобы, выявив определенные связи, соединить шестигранники, то есть, состыковывая две фигуры, учащиеся должны объяснить, как связаны представленные на них аспекты изучаемой темы. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, сформулировать вывод или вариант решения обозначенной в начале занятия проблемы, доказав свою точку зрения.
Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определенным связям.
Для этого следует: в первом окошке написать тему; во втором дать подробную инструкцию для учеников; в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.
После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах: отдельной ссылкой; по QR – коду; как отдельную веб страницу.
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.
Организация работы по развитию критического мышления посредством использования шестиугольного обучения
Изучение приема шестиугольного обучения в совокупности с анализом педагогической деятельности позволяет обозначить несколько вариантов использования данного приема на уроках:
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать предложения, словосочетания, слова, текст, даты, понятия, определения и т.д. Слова и предложения могут быть и с ошибками, и с пропусками. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка и текст, учащимся надо собрать единое целое.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить свое мнение по заданной проблеме. Данный вариант особенно продуктивен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
3. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
4. Работа с шестиугольниками может быть индивидуальной, парной или групповой.
Учащиеся, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. В данном контексте важным является тот факт, что итоговый продукт деятельности заранее не известен, что в полной мере создает условия для проявления учащимися «свободы слова» и «свободы выбора» при решении поставленных задач, делая тем самым процесс персонализированным, или личностно-значимым. Последнее, в нашем понимании, один из ключевых факторов формирования положительной мотивации к изучению предмета.
Достоинства данного приема в том, что его применение позволяет обобщить и систематизировать знания по темам или разделам.
Рассмотрим на примерах.
1. Тема урока: «Части речи», 5 класс
Тема урока: «Виды связи слов в словосочетании», 8 класс
Использовались шестиугольники трех разных цветов. Учащиеся изучают теоретический материал и выстраивают свои логические цепочки. После всей работы разрешается обратиться к соседям, задать вопросы, что-то посоветовать или изменить свои «соты». Далее раздаются шестиугольники четвертого цвета, на которых записаны примеры словосочетаний (Например: рубашка в клетку- клетчатая рубашка). Делается вывод, что словосочетания могут переходить из одного вида связи в другой.
Можно разложить соты в хронологической последовательности; найти ошибку; составить картину и т.д.
Тема урока: Второстепенные члены предложения,5 класс
Для каждого второстепенного члена предложения составляются свои «соты». Далее они объединяются в одну большую.
Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем, является развитие у обучающихся способности думать, рассуждать, собирать и исследовать информацию, а не только передать им знания, заложенные в школьную программу.
Шестиугольное обучение – один из приемов критического мышления, который только начинает развиваться и применять при обучении в нашей стране. Его автор уверяет, что использование этого приема не только будет способствовать развитию критического мышления, но и повысит познавательный интерес всех учащихся, без исключения [4].
Список используемой литературы
Аствацатуров, Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
Презентация на тему «Шестиугольное обучение или «Интерактивный гексагон» как один из приемов развития критического мышления»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Шестиугольное обучение или «Интерактивный гексагон» как один из приемов развития критического мышления
Серикпаева Жанар Маратовна
учитель начальных классов
КГУ «СОШ – лицей № 7»
г. Семей
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
Как за определенное
время обобщить и
систематизировать
материал?
Как устанавливать
связи между понятиями
и событиями, искать
доказательства и
выстраивать
алгоритмы?
Как активизировать
деятельность
учащихся на уроке?
Как управлять
групповым
процессом?
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
полезное
пространство
(парта)
строительный
материал
(бумага)
труд
учащихся
Описание слайда:
активное использование в школах Великобритании;
ДОСТОИНСТВА МЕТОДИКИ:
возможность уйти от пассивного слушания
к активной форме работы учащихся;
повышение эффективности занятий.
Описание слайда:
Георгий
Аствацатуров
Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
кандидат исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Статья на сайте
«Инфоурок.ру»
https://pedsovet.org/beta/article/sestiugolnoe-obucenie-kak-obrazovatelnaa-tehnologia
Описание слайда:
Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
способность выбирать доказательства;
способность классифицировать доказательства;
способность связывать доказательства
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
способность выбирать доказательства;
способность классифицировать доказательства;
способность связывать доказательства
Описание слайда:
Варианты использования шестиугольного обучения на учебных занятиях :
1. На гексах написан учебный материал. Задача учащихся – соединить гексы между собой и интерпретировать материал.
Описание слайда:
Ситуации:
возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы;
изучение нового материала;
обобщение знаний.
Описание слайда:
3. Гексы могут быть разных цветов (объединение учебного материала по определенному критерию). Задача учащихся – установить взаимосвязи между данными критериями.
Каждый цвет объединяет учебный материал в определенную категорию.
Задание обучающимся:
соединить шестиугольники;
установить между категориями различные связи;
распределить учебный материал по общим признакам.
Описание слайда:
Описание слайда:
4. Эффективна работа с гексами в группах.
Заполнение каждой группой своих шестиугольников;
обмен шестиугольниками между группами;
сбор мозаики из шестиугольников другой группы.
5. Учитель представляет учащимся готовый пазл из шестиугольников и блок новой информации. Задача учащихся – дополнить пазл после (во время) изучения нового материала.
В ходе работы с гексами возникают различные способы соединения и выстраиваются многообразные связи между ними.
Описание слайда:
В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.
Описание слайда:
Шестиугольное обучение может применяться на различных этапах урока:
мотивационно-целевом;
операционно-познавательном;
контрольно-оценочном;
итогово-рефлексивном.
Гексагональное обучение выделяет несколько уровней или стадий. Изначально учащимся предлагается произвести (выделить) ключевое слово (понятие или признак),идею, после этого – провести анализ и найти связь между словами (понятиями, признаками).
На третьем уровне учащиеся обобщают информацию в единый смысловой блок
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Гекс на тему «Число»
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гекс на тему «Род имен существительных »
Описание слайда:
Описание слайда:
Гекс на тему «Фразеологизмы »
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА
Описание слайда:
Составление гексов в ходе изучения темы
«Экологические группы птиц»
Описание слайда:
ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
анализ учебного материала
получение возможности выбора приоритетов
получение возможности собственной классификации и установки связей
определение доказательств
уход от пассивного слушания к активной форме работы учащихся
ПОВЫШЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
многогранна и применима
в процессе проведения не только уроков
или учебных занятий, а также
внеклассных мероприятий.
Описание слайда:
возможность организации работы в группах, парах, индивидуально.
интерактивность, наглядность;
эффективная систематизация материала;
реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
адаптивность к разным возрастным группам;
возможность применения на любом этапе урока.
отведение большого количества времени подготовительному этапу
Описание слайда:
РАСПЕЧАТКА ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ:
(Рассел Тарр)
https://www.classtools.net/hexagon/
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ:
1) в первом окошке написать тему;
2) во втором дать подробную инструкцию для обучающихся;
3) в третьем записать ключевые слова
для шестиугольников в одну строчку,
каждая новая строчка – новый шестиугольник.
ВАРИАНТЫ СОХРАНЕНИЯ РАЗРАБОТКИ:
отдельная ссылка;
QR-код;
отдельная веб-страница.
Описание слайда:
РАБОТА С САЙТОМ:
https://www.classtools.net/hexagon/
ПЕДАГОГ:
генерация любой темы;
предложение учащимся заняться обработкой и классификацией предложенного материала.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
организация шестиугольников по категориям;
представление конкретного результата своей деятельности, доказывая свою точку зрения;
получение время для изучения текста и погружения в учебную проблему;
написание выводов.
Описание слайда:
Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya
Хлынцева Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в школе // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4387/
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Воспитательное мероприятие «Разноцветные мечты»
Викторина «Хочу все знать!»
Статья «Реализация ОПОП СПО по наиболее востребованным и перспективным специальностям на основе регламентов «WordSkills» с учетом требований профессиональных стандартов»
Лекция «Организация безопасной среды для пациента»
Инструкционно-технологическая карта «Борщ украинский».
Инструкционно-технологическая карта «Рассольник ленинградский (петербургский)»
Презентация Память. Виды памяти. Развитие памяти в младенчестве
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5398035 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Дидактор
педагогическая практика
Шестиугольное обучение как образовательная технология
Уверен, каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. Причём не сиюминутные. Лучший способ убедиться, что учебный материал усвоен учениками хорошо, это оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, когда выполняются операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми. Если они недостаточно знают о предмете, они не будут иметь прочную основу для соединения с предварительными знаниями.
В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения.
Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.
Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Есть несколько вариантов использования данной технологии.
2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
Это тот случай, когда вы можете дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Это и есть цель «шестиугольного обучения.»
3. Работа в группах.
Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники.
В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.
Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей.
Известный английский учитель истории Рассел Тарр для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель. Вы можете распечатать как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставите.
Возможно не только использование в шестиугольниках текста, но и изображений. Вот, к примеру, как один из учителей истории отобразил в визуализированных шестиугольниках неудачную войну США во Вьетнаме.
Processed with Moldiv
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.
Возможна организация работы в парах.
Во всех случаях шестиугольники собираются на клейкой бумаге. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче.
Шестиугольное обучение — дело для отечественных педагогов пока редкость. Дидактор с удовольствием опубликует на своих страницах опыт использования описанной технологии.
Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления
Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребёнке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала.
Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.
Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».
Возникновение и распространение технологии шестиугольного обучения
История возникновения метода восходит к математической игре «Гекс». Это математическая игра на ромбической доске, имеющей гексагональную сетку.
Её придумали независимо друг от друга 2 человека— Пит Хейн в Дании (1942) и Джон Нэш в США (1948). В 1942 году Пит Хейн размышлял над одной из важнейших математических проблем, и ему пришла в голову идея игры в гекс. Идея игры так его увлекла, что Пит Хейн рассказал о ней своим слушателям во время лекции. Игра заинтересовала не только автора, и вскоре её правила опубликовала газета «Политикен».
Постепенно игра завоёвывала интерес в стране, и гекс стал очень популярным в Дании. Гекс в то время называли «Многоугольники» и играли в эту игру ещё не на досках, а на бумаге. Для того чтобы облегчить создание игрового поля, многие фирмы стали изготавливать специальные блокноты для игры с заранее напечатанными изображениями досок и продавать их любителям игры.
Автор методики шестиугольного обучения, учитель истории Рассел Тарр, для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель (https://www.classtools.net/hexagon/).
Использование данной методики в работе позволяет:
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.
Особенности шестиугольного обучения
В основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Эта форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Способность выбирать, определять приоритеты, классифицировать и связывать доказательства — ценные навыки для человека. Использование шестиугольников является особенно простым и эффективным способом развития этих навыков. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы
Использование технологии шестиугольного обучения
Есть несколько вариантов использования данной технологи:
Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).
Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.
Это тот случай, когда можно дать ученикам время для углубленного изучения материала, для погружения в учебную проблему. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей.
Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Ученики должны соединить шестиугольники. Здесь может возникнуть много различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Целесообразно собирать шестиугольники на клейкой бумаге.
Модель технологии шестиугольного обучения
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ → ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ → ОСМЫСЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ СВЯЗЕЙ → РЕФЛЕКСИЯ
Первая стадия – актуализация имеющихся знаний. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия–– получение новой информации на основе имеющихся знаний. Эта стадия позволяет ученику:
Третья стадия –– осмысление, установление понятийных связей. На этой стадии происходит:
Четвертая стадия – рефлексия. Здесь основным является:
Плюсы и минусы шестиугольного обучения
Каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. При использовании технологии шестиугольного обучения учебный материал усваивается учениками, они оперируют прошлыми знаниями, применяют их в новых условиях, свободно выполняют операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
Плюсы шестиугольного обучения:
Минусы:
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.