Api sn или sp в чем разница
Масло API SP — что нового?
Со второй половины 2020 года на полках магазинов в РФ стало появляться масло API SP — это новый виток развития требований к моторным маслам от API.
Спецификация API SP является заменителем спецификации API SN, которая в свою очередь была введена в 2010 году. То есть глобально, требования к моторному маслу от API для бензиновых двигателей не менялись порядка 10 лет. Скорее всего, значительная часть производителей масел в течении 2021 года переведёт рецептуры многих своих продуктов в класс API SP, а что это значит, читайте ниже.
Информация представленная в статье не носит звание научной, и не предназначена для людей с глубокими познаниями в трибологии. Она предназначена для широкого круга автолюбителей, желающих разораться в чём отличия новой спецификации SP, от уже привычной SN.
Масло API SP в отличие от API SN
В связи с тем, что в целом тенденции двигателестроения идут в сторону уменьшения рабочего объёма двигателя, и увеличения давления турбонаддува с повсеместным внедрением систем прямого впрыска (GDI, FSI и др.) автопроизводители признали проблемой появление эффекта LSPI на моторах с подобной конструкцией, и озаботились над решением этой проблемы.
После проведения лабораторных тестов, было принято решение о введении в состав моторных масел достаточно нетипичного компонента – Магния (Mg). По результатам испытаний введение магния в состав масел значительно сокращает риск возникновения LSPI. Новые моторы – новые требования к маслам.
Все без исключения масла лицензированные по допуску ILSAC GF-6a/b будут также проходить по требованиям API SP. Если говорить о других отличиях, влияющих на свойства масла, считаю необходимым сослаться на диаграмму от крупнейшего в мире разработчика пакетов присадок – Lubrizol.
В диаграмме отображены две спецификации API: SP и SN.
Разберём каждое направление данной диаграммы.
Износ – Wear
Из диаграммы видно, что на стадии разработки, масла на пакете присадок для API SP показывают лучшую защиту от износа, чем масла API SN. Не в последнюю очередь этого позволяет добиться повсеместное добавление бора в пакет присадок.
Сгущение сажи — Soot Thickening
Данный параметр применим только для дизельных двигателей, так как из-за различий в составе топлива, сажа образуется именно при сгорании дизельного топлива.
Этот параметр регламентирует способность масла держать в себе сажу, без образования её сгустков. Если вы используете масло API SP на дизельном двигателе, то оно обязательно должно иметь и спецификацию CF (SP/CF) – для дизельных двигателей.
Совместимость с катализаторами — Aftertreatment Compatibility
Совместимость с современными системами нейтрализации выхлопных газов не обошла стороной новый стандарт. Нормы на выбросы всё строже, и в том числе из-за снижения потерь на трение и получается снизить вредные выборы в атмосферу.
В сравнении с API SN – масло API SP обеспечивает большую безопасность и срок службы для систем нейтрализации выхлопных газов, в случае попадания в них продуктов сгорания масла.
Топливная экономия — Fuel Economy
SP — первая спецификация API, которая вводит лицензирование низковязких продуктов: 0W-16, 0W-12. API дополнительно присваивает таким маслам категорию ILSAC GF-6B.
Экономия топлива достигается путём введения в состав масел модификаторов трения, а также путём снижения рабочей вязкости масел (HTHS).
В сравнении с API SN – API SP в большей степени способствует экономии топлива.
Противостояние окислению — Oxidative Thickening
При воздействии высоких температур масло окисляется. Также этому процессу способствуют попадающие в него продукты горения. Если масло не содержит присадок сдерживающих процесс окисления, оно начинает повышать свою вязкость.
Для повышения антиокислительных свойств обычно в пакет присадок добавляют антиоксиданты.
Чистота поршней – Piston Deposits
Отложения на поршнях особенно важно контролировать путём введения в состав масел моющих присадок. Чаще всего это производные кальция. В маслах стандарта API SP также, эту функцию выполняет магний (magnesium sulfonate, magnesium salicylate). В маслах предыдущей спецификации API SN встретить подобное сочетание было сложно, или наличие магния было незначительным.
Ввод компонентов на основе магния, в первую очередь обоснован его свойствами по противодействию возникновения отложений в канавках поршневых колец, и призван для исключения возникновения эффекта LSPI.
Шламообразование — Sludge
При недостаточной эффективности сгорания бензинового топлива с частичным окислением моторного масла могут образовывать полярные частицы. С течением наработки двигателя, они накапливаются в масле и могут ухудшить пропускную способность фильтра, а также могут откладываться на поверхностях.
Исходя из диаграммы Lubrizol можно сделать вывод, что масла API SP обладают лучшими диспергирующими свойствами, нежели масла API SN.
Вот собственно и всё. Если всё подытожить, то крайне желательно переходить на масла API SP именно владельцам автомобилей, на которых установлены моторы с системами прямого впрыска (GDI, FSI, D-4 и пр.) и турбонаддувом. Для всех остальных бензиновых моторов вновь введенный требования API вряд ли окажутся хоть сколько актуальными, потому как огромное количество моторов на сегодняшний день основаны на технологиях 90-х, и начала 2000х годов. Но, как говорится, кашу маслом не испортишь.
Спасибо всем кто прочёл до конца. Бонусом прикрепляю ссылку на актуальную информацию по лицензиям API, список будет доступен после простейшей регистрации.
Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6
Калькулятор расчёта периодичности замены масла по расходу топлива
Как рассчитать периодичность замены масла по фактическому расходу топлива
Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.
До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.
Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла
Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:
Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.
Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.
Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:
Маркировка на канистре масла RIXX
Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.
Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:
Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:
Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC
С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.
Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.
Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.
Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.
Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими
Результаты тестов API SP
Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.
Чем моторное масло API SP лучше?
В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.
Показатели масла | API SP | API SN |
---|---|---|
Стойкость к окислению | 8 баллов | 7 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 4,2 балла | 3,7 баллов |
Шламообразование | 2 балла | 1 балл |
Сажевые отложения | 7,6 баллов | 8 баллов |
Защита двигателя от износа | более 5 баллов | 3 балла |
Экономия топлива | 3,1% | 1,9% |
Совместимость с системами очистки выхлопных газов | Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор | Совместимы |
Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6
Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6
При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:
В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.
Свойства моторного масла | ILSAC GF-5 | ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A |
---|---|---|
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) | 1 балл | 8 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 5 баллов | 8 баллов |
Защита от износа цепи ГРМ | 1 балл | 8 баллов |
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре | 6 баллов | 8 баллов |
Снижение шламообразования | 1 балл | 2 балла |
Экономия топлива | 1,9% | 3,1% |
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов | Совместимы | Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла |
В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что означает ILSAC GF-6?
ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:
Чем новый стандарт SP лучше?
Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:
Чем отличается моторное масло SN от SP?
Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:
На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?
Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.
Классификация моторных масел
Стандарты и промышленные организации, такие как Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE), устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел. Смазочные материалы RIXX полностью соответствуют требованиям API, SAE и ACEA.
Классификация моторных масел по API
Основное предназначение системы классификации моторных масел по API — разделение по качеству. В соответствии с категориями классу назначается буквенное обозначение. Первая буква означает тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), вторая — уровень рабочих характеристик (чем ниже уровень, тем выше буква в алфавите).
Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
Стандарт API SL
Масла класса SL подходят для многоклапанных, турбированных, работающих на обедненных смесях ДВС с повышенными требованиями к экологичности и энергосбережению.
Стандарт API SM
Стандарт утвержден в 2004 году. По сравнению с SL улучшены антиокислительные, противоизносные и низкотемпературные свойства.
Стандарт API SN
Утвержден в 2010 году. Масла категории SN обладают улучшенными антиокислительными, моющими и высокотемпературными свойствами, обеспечивают высокую защиту от коррозии и износа. Отлично подходят для двигателей с турбонаддувом. Масла стандарта SN могут квалифицироваться как энергосберегающие и соответствовать стандарту GF-5.
Стандарт API SN+
Промежуточный стандарт, введенный в 2018 году. Предназначен турбированных двигателей, оборудованных непосредственным впрыском топлива. Масла стандарта SN+ предотвращают преждевременное воспламенение смеси в цилиндре (LSPI), характерное для многих современных двигателей (GDI, TSI и т.д.)
LSPI (Low Speed Pre-Ignition) — малоскоростное предварительное зажигание — явление, характерное для современных двигателей GDI, TSI и т.п., в которых при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси на середине такта сжатия. Эффект связан с попаданием в камеру сгорания мельчайших частиц масла.
Стандарт API SP
Введен 1 мая 2020 года. Масла этой категории превосходят свойства моторных масел классов API SN и API SN+ по следующим пунктам:
Тест | Показатель API SP-RC | Показатель API SN-RC |
---|---|---|
Sequence VIE (ASTM D8114). Улучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часов | ||
xW-20a | 3.8% / 1.8% | 2.6% / 2.2% |
xW-30a | 3.1% / 1.5% | 1.9% / 0.9% |
10W-30 и др. | 2.8% / 1.3% | 1.5% / 0.6% |
Sequence VIF (ASTM D8226) | ||
xW-16a | 4.1% / 1.9% | 2.8% / 1.3% |
Sequence IIIHB (ASTM D8111), % от первоначального содержания фосфора в масле | Min 81% | Min 79% |
Таблица «Отличия стандартов API SP-RC и SN-RC»
Моторные масла RIXX серии TP N не только полностью соответствуют, но и значительно превосходят требования нового стандарта API SP. Это стало возможным благодаря использованию присадок передовых производителей, а также собственным разработкам. Уникальный способ смешивания продлевает срок службы масла до 20%. Узнайте подробнее о масле RIXX.
Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Индекс API | Применяемость |
CF-4 | Четырехтактные ДВС с 1990 г. |
CF-2 | Двухтактные ДВС с 1994 г. |
CG-4 | Четырехтактные ДВС с 1995 г. |
CH-4 | Четырехтактные ДВС с 1998 г. |
CI-4 | Четырехтактные ДВС с 2002 г. |
CI-4 Plus | двигатели 2010-2018 годов |
CJ-4 | введен в 2006 году |
CK-4 | введен в 2016 году |
FA-4 | дизельные двигатели с тактовым циклом, отвечающие требованиям по выбросам 2017 года. |
Таблица «Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Стандарт API CF-4
Масла стандарта API CF-4 обеспечивают защиту от нагара на поршнях, снижают расход на угар. Предназначены для применения в четырехтактных дизельных ДВС, работающих на высоких скоростях.
Стандарт API CF-2
Масла стандарта API CF-2 предназначены для использования в двухтактных дизельных ДВС. Предотвращают стирание цилиндров и колец.
Стандарт API CG-4
Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, образование сажи, пены и окисление. Основной недостаток — зависимость ресурса масла от качества топлива.
Стандарт API CH-4
Масла стандарта API CH-4 удовлетворяют повышенные требования по уменьшению износа клапанов и образования нагара.
Стандарт API CI-4
Стандарт введен в 2002 году. Масла стандарта CI-4 обладают улучшенными моюще-диспергирующими свойствами, повышенной устойчивостью к термическому окислению, сниженным расходом на угар и улучшенной холодной прокачиваемостью по сравнению с маслами стандарта CH-4.
Стандарт API CI-4 Plus
Стандарт для дизельных ДВС с более жесткими требованиями по уровню сажи.
Стандарт CJ-4
Стандарт введен в 2006 году. Масла CJ-4 предназначены для ДВС, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
Стандарт CK-4
Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
API FA-4
Категория FA-4 предназначены для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.
Классификация моторных масел по ACEA
ACEA — это европейская ассоциация автопроизводителей, которая объединяет 15 крупнейших европейских производителей автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов. Она была основана в 1991 году под французским названием l’Association des Constructeurs Européens d’Automobiles. Изначально ее учредителями были: BMW, DAF, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo. С недавних пор ассоциация открыла свои двери и для неевропейских производителей, поэтому сейчас организационными членами также являются Honda, Toyota и Hyndai.
Требования Европейской Ассоциации Европейских Автопроизводителей к смазочным маслам значительно превышают требования Американского Института Нефти. Классификация масел ACEA была принята в 1991 году. Чтобы получить официальные одобрения, производитель должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS, европейской организации, которая отвечает за соответствие моторных масел стандартам ACEA и состоять в ATIEL.
Класс | Обозначение |
Масла для бензиновых двигателей | Ax |
Масла для дизельных двигателей до 2,5 л | Bx |
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов | Cx |
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) | Ex |
Таблица №1 «Классификация моторных масел по ACEA»
В каждом классе существует несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами (напр., A5, B4, C3, E7 и т.д.):
1 — энергосберегающие масла;
2 — масла широкого потребления;
3 — масла повышенного качества с продленным сроком замены;
4 — новейшая категория масел с высочайшими эксплуатационными свойствами.
Чем выше цифра, тем выше требования к маслам (искл. A1 и B1).
ACEA 2021
Классификация моторных масел ACEA в апреле 2021 претерпела некоторые изменения. В новых спецификациях отдельное внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов оставлять отложения в турбодвигателях и противостоять преждевременному воспламенению LSPI.
ACEA A/B: полнозольные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей
ACEA A1/B1
Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и больших градиентах сдвига экономят топливо и не теряют смазывающих свойств. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей. Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции – разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.
ACEA A3/B3
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с промежуточным (не прямым) впрыском, работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла.
ACEA A3/B4
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3.
ACEA A5/B5
Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхдлинным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
ACEA A7/B7
Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Эти масла не подходят для использования в некоторых двигателях.
ACEA C: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенные фильтрами твердых частиц (GPF/DPF)
ACEA C1
Малозольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. С выходом стандарта ACEA 2020 не используется.
ACEA C2
Среднезольные (Mid Saps) масла для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами, увеличивают срок их службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**.
ACEA C3
Стабильные среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами; увеличивают срок их службы.
ACEA C4
Малозольные (Low Saps) масла для бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование масел с HTHS>3,5 mPa*s
ACEA C5
Стабильные, малозольные (Low Saps) масла для улучшенной экономии топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.
ACEA C6
Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
Класс ACEA | HTHS (сП) | Зола сульфатная (%) | Содержание фосфора (%) | Содержание серы | Щелочное число |
---|---|---|---|---|---|
A1/B1 | |||||
A3/B3 | >3.5 | 0.9-1.5 | |||
A3/B4 | ≥3.5 | 1.0-1.6 | ≥10 | ||
A5/B5 | 2.9-3.5 | ⩽1.6 | ≥8 | ||
A7/B7 | ≥2.9 ≤3.5 | ⩽1.6 | ≥6 | ||
С1 | ≥ 2,9 | ⩽0.5 | ⩽0.05 | ⩽0.2 | |
С2 | ≥ 2,9 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
С3 | ≥ 3,5 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C4 | ≥ 3,5 | ⩽0.5 | ⩽0.09 | ⩽0.2 | ≥6.0 |
C5 | ≥ 2,6 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C6 | ≥2.6 to ≤2.9 | ≤0.8 | ≥0.07 to ≤0.09 | ≤0.3 | ≥4.0 |
Таблица «Классификация моторных масел по ACEA для двигателей легкового и легкого коммерческого транспорта»
ACEA E: моторные масла для дизельных двигателей тяжелонагруженного коммерческого транспорта
ACEA E2
Масла, используемые в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях с обычными интервалами замены моторного масла.
ACEA E4
Масла для использования в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.
ACEA E6
Масла данной категории используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.
ACEA E7
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре.
ACEA E9
Масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей с пониженной зольностью, отвечающие экологическим нормам до Евро-6 включительно и совместимые с сажевыми фильтрами (DPF). Применение со стандартными интервалами замены.
Классификация моторных масел по SAE
Классификация моторных масел по вязкости, установленная Американским обществом автомобильных инженеров, является общепринятой в большинстве стран мира.
Классификация содержит 11 классов:
6 зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
8 летних: 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное значение и пишутся через дефис, первым указывается зимний класс, а следом — летний (напр., 10W-40, 5W-30 и т.д.).
Классификация моторных масел по ILSAC
Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, соответствующие требованиям ILSAC, обладают следующими особенностями:
Введение нового класса ILSAC GF-6
Стандарт введен 1 мая 2020 года. Основан на требованиях API SP и включает себя следующие улучшения:
Класс ILSAC GF-6A
Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.
Класс ILSAC GF-6B
Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак — «Щит».