Заикание у детей

заикание

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Виды

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

Причины

причины

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие - спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание - логоневроз - проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.

Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

Заикание у детей дошкольного возраста

Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 - 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

признаки

  1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
  2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
  3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
  4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.

Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

Заикание у подростков

Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем - выбор профессии.

Что делать?

что делать

Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

Как лечить самостоятельно:

  • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
  • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
  • книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
  • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
  • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
  • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
  • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
  • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.

вегетативный криз Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей.
Причины панических атак и заикания весьма схожи. Материал о панических атаках здесь.

Чего делать нельзя:

  • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
  • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать;
  • запрещать выражение негативных эмоций;
  • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.

В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

Лечение

логопед

В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя "не в своей тарелке".

Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки